Константин и патриарх Феофилакт

Давид Кизик, 2016

Беседа базилевса и патриарха о первых христианах. Дука Бус Белояр – второе сошествие Мессии. Реформа отца Дамасия в Риме. Рекс Аттила и папа Лев. Религиозные сектанты. Иконоборчество от Ирины до Ирины. Раскол в Церкви. Что означают цветные флаги в мусульманском мире и последний шариат. Абхазия, Армения и Багдадский халифат в Византийской политике. Иверский католикосат. Херсонес, Ишкоростень и Готская митрополия Таврии.

Оглавление

  • Константин и патриарх Феофилакт

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Константин и патриарх Феофилакт предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Константин и патриарх Феофилакт

Базилевс базилеон или «царь царей» ромейского государства Византия, Константин Багрянородный1, был высок ростом, широкоплеч, широколиц и розовощек. С молочно-белой кожей, орлиным носом и приятным взором. Был он доброго нрава и приветлив со всеми. Любил поесть, выпить вина в хорошей компании. Славился щедростью в дарах и вспомоществованиях.

И, конечно же, Константин любил поговорить, пофилософствовать. Но не все темы и не со всеми приближенными можно было обсуждать. Поэтому откровенные разговоры проходили в кругу семьи. С людьми, имеющими право свободно говорить с государем. А таких благодарных слушателей его философствований было немного. Постоянными и внимательными его собеседниками были патриарх Феофилакт2 и паракимомен Василий3. Первый, ввиду своего доброго нрава и положения священника. Второй, как человек, чье положение первого министра обязывало быть внимательным к собеседнику.

После трапезы, басилевс уединился с патриархом Феофилактом. Только вот разговор получался не очень веселым. Вероятно из-за черной меланхолии накатившей вдруг на всесильного басилевса. Ему опять нездоровилось. Константин любил вкусно поесть, но его чрево перестало переваривать обильную пищу. Поэтому он вынужден был поститься.

— Перестань хмуриться, — утешал его Феофилакт. — «И это пройдет», как говаривал царь Соломон4. Пост еще никому не вредил. Лучше расскажи, отчего плодятся сектантства? И распространяется эта зараза в экзархатах, католикосатах и прочих епископатах, оторванных от Вселенской Церкви Константинополя.

— В религии, как и в организме человека, непременно должно поддерживаться равновесие. А в христианстве — его центральная, официально принятая версия от Константина Великого5. И для этого следует рассылать монахов миссионеров, чтобы они проповедовали истину и опровергали ереси, — неохотно ответил базилевс. — Об этом повествует и Ветхий Завет. Моисей6 был приверженцем золотого Атона, которого хетты называли Конем Хорса, богом алого, осеннего Солнца и временем сбора налогов. Богом князей и воинов. А реаты Аарона7, как все земледельцы, поклонялись серебряному Быку Амону, рога которого символизировали полумесяц. Потому, что это было лунное божество, покровительствовавшее земледелию, которого карфагеняне называли Ваалом, а греки — Блестящим Зевсом. Как можно было в этих условиях совместить две веры и, таким образом, обрести равновесие и утвердить власть?

— Аарон, побратим8 Моисея на правах Верховного жреца должен был, как то помочь?

— Он и помог. Аарон, на правах Пира, попытался объединить оба культа и выковал бога в новом обличье — в образе Золотого Тельца. И назвал его «богом реатов» — Израилем. Но Моисей, к сожалению, увидел в образе идола Аарона лишь то, что Амона ставят выше Атона. А большая часть еврейского народа вообще увидело только золото, которому и стали поклоняться.

–???

— Ничего нового он не придумал, — улыбнулся Константин. — Если вспомнить, что у норманнов Тартарии9 объединяющим символом служит живой белый, то есть, «Серебряный Конь». Где конь символизирует Хорса — солнечное божество язычников, а его серебряный цвет — лунный полумесяц. Позже эту же идею перенял и Соломон, сделав своей печатью изображение звезды в полумесяце. А в недалеком прошлом идею Аарона возродил и пророк Мухаммед10 в своем Аллахе, который можно перевести как «Золотой Полумесяц». Ведь древний корень «ал» лежит в основе слова «алый», обозначающий цвет червонного золота. И цвет осеннего солнца. Луну же египтяне и сейчас называют словом «Аах».

— А как же в христианстве?

— И в христианстве все тоже! На щите Константина Великого два символа. И Солнце и Полумесяц. Хотя я предпочитаю серебряный равносторонний солярный крест с лучами, расширяющимися от центра к краю. Своеобразный символ маятника качающегося от созидания к разрушению. Ведь равновесие — состояние неустойчивое. В жизни гораздо важнее не оно само, а стремление к нему.

— Действительно, этот символ показывает путь к равноправию и равновесию, — согласился Феофилакт — Как ты думаешь, Константин, почему мы никак не можем договориться с римской Церковью? Где кроются истоки непримиримой вражды кафедр Святого Петра11 и Святого Андрея12?

Под убаюкивающее журчание фонтана Константин стал, неспешно философствовать. Снова «сев на своего конька», он на время забыл о своем недуге. Чего собственно и добивался патриарх.

— Чтобы это понять, надо снова заглянуть в наше прошлое, — вздохнул Константин. — Что ты знаешь о раннем христианстве?

— Я знаю только то, что принято знать официально, — ответил Феофилакт. — Но ты, как обычно, знаешь не только это, но гораздо больше. Расскажи мне свою версию.

Константин снова вздохнул и начал рассказ:

— Раннее христианство было небольшой сектой иудаизма. У раннего христианства отсутствовал канон, то есть свой обряд! А если и был, то отличался крайней упрощенностью. Сначала сектанты находили себе приверженцев в Палестине. Потом за отказ от участия в Иудейской войне 66–73 годов иудеи выгнали христиан в Малую Азию. Оттуда часть их перекочевала и обосновалась в Риме. Поэтому Рим и считается колыбелью христианства в Европе.

Но какого христианства? Гонимых сектантов. Или, как говорили в древности, — шика-муна, по-курдски — джагути, по-славянски — жидов. Так называли часть людей отделившихся от народа, пока эта отделившаяся часть сама не становились народом. И тогда приобретала другое собственное имя. Поэтому их, первых христиан, и прозвали жидовствующими13.

Например, в трехсоттысячном Риме насчитали бы от силы несколько десятков христиан, живущих своей замкнутой общиной. Все их знали и сторонились, полагая, будто те совершают ритуальные детоубийства. Находились даже свидетели, видевшие, как христиане ели плоть и пили кровь человеческую. А их знаменитые «вечери любви» горожане называли оргиями, складывая о них легенды. Религиозным обрядом все это можно назвать с очень большой натяжкой. Людей восстанавливало против ранних христиан и то, что они отрицали существование богов и отвергали любую мораль! Христианские сектанты называли себя атеистами, прятались в катакомбах, их считали дном общества…

— Если вспомнить, что апостол Петр возглавлял общину зелотов14 у учеников Христа, могу предположить, что первые христиане пытались развалить Рим изнутри. Продажные женщины-сектантки, становились любовницами патрициев и через них незаметно влияли на политику Рима. Только этим можно объяснить их богопротивное и аморальное поведение в столице империи.

— Возможно, ты и прав, — поддержал Феофилакта Константин. — Во всяком случае, к ним, к жидовствующим христианам, обратился со своим «Посланием к римлянам» апостол Павел15. В далеком Риме он увидел заблудших единоверцев, дурная «слава» которых распространилась по самым дальним окраинам империи.

— Естественно, ведь сторонники Святого Павла, при всех своих недостатках, до сих пор придерживаются открытой борьбы, — добавил Феофилакт. — Им претят тайное вредительство и лицемерие. Пусть даже во благо. Не зря Павел осудил жидовствующих «римлян», которые своим поведением порочили саму идею христианства.

— Да, согласен, — подтвердил Константин. — Так вот, четвертая глава этого «Послания» посвящена обрезанию, обязательному для иудеев и христиан. Там есть, например, такие слова: «И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру…»16. Или: «Блаженство это относится к обрезанию». На восьмой день от рождения совершался сей священный обряд, через который прошел сам Христос. Обрезание, которое переняли евреи у жителей Айгюптоса17, в то время считалось обрядом приобщения к христианству, как к одной из сект иудейства. Все это доказывает, что ни креста, ни крестного знамения у сектантов не было и в помине. И символом христианства была рыба! — Константин сделал паузу, давая Феофилакту время поразмыслить. — Рим терпел безбожников, устраивая порой на них гонения. И такое безобразие продолжалось до IV века. Пока на Кавказе у Русов не появился царь алан18 и дука Тартарии19 Бош Белояр20, которого некоторые звездочеты считают вторым сошествием Мессии, Утешителем и Духом Истины, пришедшего, как было указано, через 400 лет после Христа.

— Второе сошествие Христа? — Усмехнулся патриарх. — Многие называют себя вторым воплощением Мессии, в том числе и халиф Ифрикии. А про Божа Христа я что-то не слышал.

— Так и должно быть в наше время, — заверил патриарха Константин. — Но в год мученической смерти Боша придворный поэт и воспитатель сына цезаря Децилл Магн Авзоний написал такие стихи:

Между Скифскими скалами

Стоял для птиц сухой крест,

С которого из тела Прометеева

Сочилась кровавая роса…

Язычники латиняне видели в князе Боше распятого титана Прометея, а христиане ссылались на свидетельство Библии: — Константин раскрыл том Святого Писания на сделанной им закладке. — «Ибо откроется Сын Мой Иисус с теми. Которые с ним, и оставшиеся будут наслаждаться четыреста лет. А после этих лет умрет Сын мой Христос…»21. Да и сам Иисус говорил своим ученикам: «И Я умоляю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его, а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами, приду к вам»22

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Константин и патриарх Феофилакт

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Константин и патриарх Феофилакт предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Багрянородный — Константин VII Багрянородный (Порфирородный, Порфирогенет) — византийский император из Македонской династии, номинально с 913 г., фактически с 945, по 959.

2

Феофила́кт Лакапин (917 — 27 февраля 956) — Патриарх Константинопольский со 2 февраля 933 по 27 февраля 956 года.

3

Василий Лакапин известен также как евнух Василий Ноф (умер ок. 985) — первый министр (паракимомен), фактически верховный правитель Византии с 945 по 985 год (с перерывом в 959—963 года).

4

Соломо́н (др.-евр. Шломо́; араб. Сулейман в Коране) — третий еврейский царь. Правитель объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), соправитель Давида в первые два года своего царствования. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм — главная святыня иудаизма.

5

Фла́вий Вале́рий Авре́лий Константи́н, Константи́н I, Константи́н Вели́кий (27 февраля 272, Наисс, Мёзия — 22 мая 337, Никомедия) — римский император. После смерти отца, в 306 году, был провозглашён войском августом, после победы над Максенцием в 312 году в битве у Мульвийского моста и над Лицинием в 324 стал единственным полновластным правителем римского государства; сделал христианство господствующей религией, в 330 году перенёс столицу государства в Византий (Константинополь).

6

Моисе́й (ивр. ‏Моше́, «взятый (спасённый) из воды»; араб. Муса) (XIII век до н. э.), в Пятикнижии — еврейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма. Организовал Исход евреев из Древнего Египта, сплотил израильские колена в единый народ. Является самым важным пророком в иудаизме.

7

Ааро́н (ивр. Арон; «высокий», «гора», «гора света», «учитель», «просвещённый», аналог широко распространённого на Востоке имени Гарун). В библейском Пятикнижии старший (на три года) брат Моисея (см.: Библия, Книга Исход, гл. 7, ст. 7) и его сподвижник при освобождении евреев из египетского рабства, первый еврейский первосвященник. Сын Амрама и Иохаведы из колена Левия.

8

Побратимство или посестринство — старый общеиндоевропейский обычай. Кое-какие следы побратимства заметны у античных народов, славян, германцев, византийцев. Отличительные черты побратимства: верность и преданность друг другу, чистота нравственных отношений, возможность разноверия и разноплемённости, нерасторгаемость, отсутствие отношений имущественного наследования. Церковь издавна приняла побратимство под свой покров, как о том свидетельствуют соответствующие молитвы в старых церковнославянских требниках. В Древней Руси был широко распространён обычай побратимства, заключающийся в обмене нательными крестами.

9

Тартария, синоним — Татария (лат. Tartaria) — географический термин, использовавшийся в картографии в отношении обширных областей от Урала до Тихого океана и до границ Китая и Индии.

10

Муха́ммед (араб. Моха́ммед или Муха́ммад), в русском языке Магоме́т или Магоме́д ( 22 апреля 571, Мекка — 8 июня 632, Медина) — арабский религиозный и политический деятель, проповедник единобожия и центральная фигура ислама. Согласно исламскому вероучению, он является последним пророком и посланником Аллаха, которому также было ниспослано священное писание — Коран.

11

Апо́стол Пётр (умер около 67 года в Риме) в христианстве — один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа. В католицизме традиционно считается первым Папой Римским. По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух. Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 64 году (по другой версии — в 67—68 гг.) вниз головой по его желанию. Так хоронят, чтобы прервать цепь возрождений в этом мире.

12

Апо́стол Андре́й больше известный как апостол Андре́й Первозва́нный — один из апостолов (учеников) Иисуса Христа, брат апостола Петра (Кифы, бывшего Симона). Науке известен апокрифический текст Деяния Андрея, созданный в III веке, а также утраченное Евангелие от Андрея, отклонённое Геласием I (492—496). По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырёх учеников Иисуса, которым Он на горе Елеонской открыл судьбы мира (Мк. 13:3). Святой Андрей назван Первозванным, потому что был призван первым из апостолов и учеников Иисуса Христа. До последнего дня земного пути Спасителя следовал за Ним его Первозванный апостол. После крестной смерти Господа святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова.

13

Жидовствующих христиан до сих пор отличает удивительный консерватизм, они не признают никаких новаций в своей вере. Официальная Церковь с IV века подвергает их гонениям, а те всю жизнь скрываются. В России Ересь жидовствующих была осуждена на Московском соборе 1504 года и подавлена.

14

Зело́ты (от греч. букв. «ревнитель, приверженец», ивр. канаим) — социально-политическое и религиозное течение в Иудее, возникшее в эпоху Маккавеев во 2-й половине I века до н. э. и оформившееся окончательно в середине I века н.э. Основной целью зелотов было свержение римского владычества для достижения которой считались пригодными любые средства.

15

Апо́стол Па́вел (ивр. Шауль из Тарса); (предп. 5/10, Тарс — 64/67, Рим) — «апостол язычников» (Рим. 11:13), не входивший в число Двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан. Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.

16

Рим.4:11

17

Египет.

18

Аланы, аланники — от индоарийского"алань" — пастбищное место, годное для сенокоса и скотоводства. Употреблялся как этноним для скотоводов, где преобладало коневодство. До 5 в макротопоним междуречья Дона и Волги. С 10 в. топоним истор. области горная Алания на Сев. Кавказе. Сохранилось в самоназвании кабардинской народности. Этноним осетинской (самоназвание ир-ирон) народности, обратно соответствующий топониму (напр. Франция — французы). Употребляется в качестве имени собственного.

19

Тартария, синоним — Татария — географический термин, использовавшийся в запад. литературе и картографии с XIII и вплоть до XIX в отношении обширных областей от Дона и Урала (Тартар) до Тихого океана и границ Китая и Индии. В современной европейской традиции называют Внутренней или Центральной Евразией. Эти территории представляли собой в основном засушливые равнины, население которых занималось скотоводством.

20

Бус Белояр, тюрк. Бусан-Баксан-Арслан; готск. Баксак, груз. Балавар, визант. Бож-Бош, лат. Box; глава всех нартов Ёрюзмек; по Иордану — Сар, в Эдде — Сёрли — род. 295 году. Царь Русалани — Антии, дука (герцог) Тартарии. Владыка вселенной с 338г. Принял мученическую смерть от готов в 368 году.

21

III книга Ездры, гл.7, 28-29.

22

Иоанн, 14:16.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я