В каком возрасте малыш должен пойти и заговорить? Что делать, если у ребенка появились сопли? Как способствовать развитию мелкой моторики? Боязнь сделать что-то неверно и навредить малышу — самый больший страх любого родителя. Чтобы развитие вашего чада и его здоровье не вызывало каких-либо сложностей, автор Дарья Копьева, врач-педиатр, написала для родителей этот удобный гайд, с помощью которого вы научитесь правильно кормить и одевать ребенка, распознавать симптомы болезни и оказывать экстренную помощь в чрезвычайных ситуациях. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Ребенок с первых дней. Самая удобная шпаргалка для родителей про здоровье, уход и развитие» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Развитие ребенка: шпаргалка на каждый месяц
Глава 1
Физическое и нервно-психическое развитие
Каждый раздел этого блока — это маленькая шпаргалка маме на каждый месяц, которая подскажет, чего ожидать от малыша, как помочь развивать тот или иной навык, что ожидает кроху на приеме у врача, а также даст советы по режиму, сну и питанию. С ними вы точно ничего не упустите в развитии своего ребенка.
0-1 месяц
Двигательное развитие
На животе: голова повернута в сторону, гиперлордоз (избыточное выгибание позвоночника вперед) поясничного отдела. Ручки согнуты в локтях, кулачки сжаты, бедра согнуты на 90 градусов. При повороте головы руки меняют свое положение. Функция опоры отсутствует, положение неустойчиво.
Нервно-психическое развитие
• Зрение
Фиксирует взгляд на ярких предметах, плавно следит за движущимся предметом.
• Слух
Прислушивается к голосу взрослого, игрушке.
• Эмоции
Первая улыбка в ответ на разговор взрослого.
• Движения
Общие: пытается поднять и удержать голову, лежа на животе.
• Навыки: различает маму по запаху
• Рефлексы
○ Ладонно-ротовой: если взять ребенка за ладошки, то он открывает рот.
○ Поисковый: при касании щеки около уголка рта ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя.
○ Хоботковый: вытягивает губы трубочкой при нажатии на губки.
○ Рефлекс ползания: в положении на животе ребенок пытается оттолкнуться ножками от опоры и ползти.
○ Рефлекс автоматической походки: если поставить ребенка на ножки и наклонить немного вперед, он сделает несколько шагов.
○ Хватательный рефлекс: при поглаживании ладошки малыша пальцем он крепко захватывает его.
○ Рефлекс Моро, или рефлекс испуга. При резком звуке ребенок раскидывает ручки в стороны, разжимает кулачки и выпрямляет ноги. Через несколько секунд руки возвращаются в прежнее положение, а ребенок может начать плакать.
○ Рефлекс Галанта: при раздражении кожи вдоль позвоночника ребенок выгибается назад.
Дрожание подбородка и конечностей — это нормальное состояние ребенка.
Высокий тонус тоже характерен для этого возраста.
Как развивать?
• Создавайте как можно больше телесного контакта (особенно «кожа к коже»).
• Выкладывайте на животик.
• Делайте массаж и гимнастику, воздушные ванны.
• Просматривайте черно-белые картинки.
• Общайтесь с малышом в позитивной манере как можно больше.
• Читайте вслух что угодно (хоть инструкцию к микроволновке) — это вклад в развитие речи.
• Купайте в большой ванной: вода является природным массажистом.
• Для развития вестибулярного аппарата плавно танцуйте с малышом на руках, покачивайтесь на фитболе.
Врачи
До 1 месяца: аудиоскрининг, неонатальный скрининг, патронаж дома как минимум 4 раза.
В 1 месяц: осмотр педиатром, офтальмологом, детским хирургом, неврологом, стоматологом.
УЗИ тазобедренных суставов, органов брюшной полости, почек, Эхо КГ, нейросонограмма.
Прививки: вторая прививка против гепатита В.
Режим и сон: после роддома ночной и дневной сон могут быть спутанными, режима сна нет. Время бодрствования составляет не больше часа, отклонение от времени бодрствования на 10–15 минут грозит переутомлением.
К 1 месяцу: дневные сны по 20 мин — 2 часа (суммарно 6–8 часов). Время бодрствования составляет 1 ч. — 1 ч. 15 мин.
Питание: по требованию.
2 месяца
Двигательное развитие
На животе: малыш опирается на предплечья, кратковременно поднимает голову.
Нервно-психическое развитие
• Зрение
Длительно следит глазами за двигающимся предметом. Рассматривает неподвижный предмет.
• Слух
Ищет источник длительного звука поворотом головы.
• Эмоции
Быстро отвечает улыбкой при общении.
• Движения
Общие: держит голову лежа на животе до 10 сек.
• Навыки: различает маму по голосу.
• Речевая активность: гортанные звуки, кряхтение.
• Рефлексы
○ Ладонно-ротовой: если взять ребенка за ладошки, то он открывает рот.
○ Поисковый: при касании щеки около уголка рта ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя.
○ Хоботковый: вытягивает губы трубочкой при нажатии на губки.
○ Рефлекс ползания: в положении на животе ребенок пытается оттолкнуться ножками от опоры и ползти.
○ Рефлекс автоматической походки: если поставить ребенка на ножки и наклонить немного вперед, он сделает несколько шагов.
○ Хватательный рефлекс: при поглаживании ладошки малыша пальцем он крепко захватывает его.
○ Рефлекс Моро, или рефлекс испуга. При резком звуке ребенок раскидывает ручки в стороны, разжимает кулачки и выпрямляет ноги. Через несколько секунд руки возвращаются в прежнее положение, а ребенок может начать плакать.
○ Рефлекс Галанта: при раздражении кожи вдоль позвоночника ребенок выгибается назад.
Дрожание подбородка и конечностей — это нормальное состояние ребенка.
Тонус потихоньку снижается.
Как развивать?
• Создавайте как можно больше телесного контакта (особенно «кожа к коже»).
• Выкладывайте на животик, носите самолетиком (положив животом на ваши предплечье и ладонь).
• Давайте трогать разные текстуры и предметы-сенсорный опыт.
• Делайте массаж и гимнастику, воздушные ванны.
• Просматривайте черно-белые картинки.
• Общайтесь с малышом в позитивной манере как можно больше.
• Читайте вслух — это вклад в развитие речи
• Пойте и включайте музыку на несколько минут.
• Купайте в большой ванной: вода является природным массажистом.
• Для развития вестибулярного аппарата плавно танцуйте с малышом на руках, покачивайтесь на фитболе.
Врачи
Осмотр педиатром.
Прививки: первая прививка против пневмококковой инфекции, третья вакцинация против вирусного гепатита В (только у детей из группы риска).
Режим и сон: дневные сны по 20 мин. — 2 часа (суммарно 5–8 часов). Время бодрствования составляет 1 ч. 10 мин. — 1 ч. 20 мин.
3 месяца
Двигательное развитие
2–3 месяца: в положении на спине таз прижат к полу. Конечности становятся менее согнутыми. Проявляется контакт «рука-рука», одновременно происходит подтягивание и сгибание ног. Малыш «нашёл» центральную ось тела.
3 месяца: в положении на животе малыш симметрично опирается на локти и уверенно держит голову.
В положении на спине малыш лежит устойчиво, держит равновесие. Ноги согнуты на 90 градусов во всех суставах и удерживаются без опоры. Ось голова-позвоночник-таз прямая.
Нервно-психическое развитие
• Зрение
Сосредоточенно наблюдает за неподвижным предметом в вертикальном положении.
• Слух
Поворачивает голову в сторону голоса взрослого.
• Эмоции
Демонстрирует комплекс «оживления» (эмоционально-двигательная реакция ребенка, обращенная ко взрослому: интенсивные движения конечностями, вокализация, улыбка) в ответ на общение.
• Движения
Общие: опирается на предплечья, лежа на животе, высоко подняв голову. Держит голову в вертикальном положении.
Руки и действия с предметами: случайно наталкивается рукой на подвешенную игрушку.
• Речевая активность: гуление.
• Навыки
К 3–5,5 месяцам малыш начинает переворачиваться на живот и опираться на предплечья. К концу 3-го месяца удерживает голову до 10 минут.
• Рефлексы
Многие рефлексы угасают, малыш играет со своими руками, тянет их в рот.
○ Ладонно-ротовой: если взять ребенка за ладошки, то он открывает рот.
○ Поисковый: при касании щеки около уголка рта ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя.
○ Хоботковый: вытягивает губы трубочкой при нажатии на губки.
○ Рефлекс ползания: в положении на животе ребенок пытается оттолкнуться ножками от опоры и поползти.
○ Хватательный рефлекс: при поглаживании ладошки малыша пальцем он крепко захватывает его.
○ Рефлекс Моро, или рефлекс испуга. При резком звуке ребенок раскидывает ручки в стороны, разжимает кулачки и выпрямляет ноги. Через несколько секунд руки возвращаются в прежнее положение, а ребенок может начать плакать.
○ Рефлекс Галанта: при раздражении кожи вдоль позвоночника ребенок выгибается назад.
Как развивать?
• Давайте трогать различные фигуры, текстуры, материалы.
• Играйте в игры «по кочкам, по кочкам», «самолетик», «маятник».
• Обучайте подражанию — повторяйте его звуки.
• Создавайте как можно больше телесного контакта (особенно «кожа к коже»).
• Кладите на животик на полу и стимулируйте двигательную активность с помощью игрушек и разных предметов.
• Делайте массаж и гимнастику, воздушные ванны.
• Общайтесь с малышом в позитивной манере как можно больше.
• Читайте вслух — это вклад в развитие речи.
• Купайте в большой ванной: вода является природным массажистом.
• Для развития вестибулярного аппарата плавно танцуйте с малышом на руках, покачивайтесь на фитболе.
Врачи
Осмотр педиатром и травматологом-ортопедом.
Прививки: первая прививка против дифтерии, коклюша, столбняка и полиомиелита.
Режим и сон: 4 дневных сна от 20–40 минут до 2,5 часов (суммарно 5–8 часов). Время бодрствования составляет 1 ч. 20 мин. — 1 ч. 35 мин.
Возможен регресс сна (переход во взрослую структуру сна). Рекомендуется переход на раннее укладывание (с 6–8 вечера).
Питание: по требованию.
4 месяца
Двигательное развитие
В положении на спине проявляется контакт «стопа-стопа».
В 4,5 месяца: в положении на животе малыш опирается на один локоть, другую руку выводит вперед для осознанного хватания предмета. Исчезает хватательный рефлекс и проявляется целенаправленный захват сбоку. Малыш начинает переворачиваться со спины на живот.
Нервно-психическое развитие
• Зрение
Узнает мать, радуется при ее виде.
• Слух
Находит глазами невидимый источник звука.
• Эмоции
Громко смеется при общении со взрослым.
• Движения
Общие: поворачивается со спины на живот. Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность (с 3 месяцев).
Руки и действия с предметами: захватывает низко висящую над грудью игрушку.
• Речевая активность: гуление.
• Навыки: при кормлении придерживает грудь матери или бутылочку.
К 3–5,5 месяцам малыши начинают переворачиваться на живот, опираются на предплечья или прямые руки. Некоторые малыши умеют сидеть, НО НЕ САЖАЙТЕ малыша, пока он сам не научится этого делать.
• Рефлексы
○ Хватательный рефлекс: при поглаживании ладошки малыша пальцем он крепко захватывает его.
○ Рефлекс Моро, или рефлекс испуга. При резком звуке ребенок раскидывает ручки в стороны, разжимает кулачки и выпрямляет ноги. Через несколько секунд руки возвращаются в прежнее положение, а ребенок может начать плакать.
○ Рефлекс Галанта: при раздражении кожи вдоль позвоночника ребенок выгибается назад.
Как развивать?
○ Кладите малыша на животик на полу и стимулируйте двигательную активность с помощью игрушек и разных предметов, а также собственного примера.
○ Поставьте разные игрушки и предметы так, чтобы малыш мог сам до них дотянуться.
○ Продолжайте давать малышу различные фигуры, текстуры, материалы.
○ Продолжайте развивать слух: включайте различную музыку, пойте, комментируйте действия словами, стишками, потешками.
○ Положите перед малышом детский синтезатор, чтобы он смог нажимать на клавиши.
○ Создавайте как можно больше телесного контакта (особенно «кожа к коже»).
○ Делайте массаж и гимнастику, воздушные ванны.
○ Общайтесь с малышом в позитивной манере как можно больше.
○ Купайте в большой ванной — вода является природным массажистом.
○ Очень важно проговаривать вслух свои ощущения от происходящего, комментировать свои эмоции и эмоции ребенка, чтобы малыш понимал, что испытывает.
Врачи
Осмотр педиатром.
Прививки: вторая прививка против дифтерии, коклюша, столбняка и полиомиелита.
Режим и сон: 3 дневных сна по 40 минут до 2,5 часов (4–7 часов). Время бодрствования составляет 1 ч. 35 мин. — 2 часа.
Регресс сна (переход во взрослую структуру сна). Появляется длительная фаза глубокого сна, начинает вырабатываться собственный мелатонин, сон четко делится на дневной и ночной. Рекомендуется раннее укладывание (с 6–8 вечера).
Питание: по требованию.
5 месяцев
Двигательное развитие
В положении на спине создается контакт «руки-бедра».
В положении на животе поза «самолетик» чередуется 50/50 с опорой на руки.
В 5–6 месяцев рука тянется через центр тела.
Нервно-психическое развитие
• Зрение
Отличает близких людей от чужих.
• Слух
Узнает голос матери. Различает строгий и ласковый тон.
• Движения
Общие: долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышками.
Руки и действия с предметами: берет игрушку из рук взрослого.
• Речевая активность: подолгу певуче гулит.
• Навыки: при кормлении придерживает грудь матери или бутылочку.
Некоторые малыши начинают ползать на четвереньках, сидеть и даже стоять у опоры. Могут кататься «колбаской» до желаемой цели, вертеться на животе или спине. Начинают кричать не только по какой-то нужде, но и просто для привлечения внимания. Также они учатся управлять голосом. Могут держать в ручках два предмета, а иногда пробуют стучать ими друг о друга.
С интересом наблюдают за происходящим вокруг: за людьми, предметами, эмоциями.
• Рефлексы
Рефлекс Моро, или рефлекс испуга. При резком звуке ребенок раскидывает ручки в стороны, разжимает кулачки и выпрямляет ноги. Через несколько секунд руки возвращаются в прежнее положение, а ребенок может начать плакать.
Как развивать?
• Малыш исследует мир через рот; не запрещайте ему это делать: это очень важно для развития.
• Кладите малыша на животик на полу и стимулируйте двигательную активность с помощью игрушек и разных предметов, а также собственного примера.
• Если малыш пополз, поощряйте ползание на полу, не ограничивая пространство манежами, кроватками.
• Позволяйте малышу исследовать и ощущать различные фигуры, текстуры и материалы.
• Продолжайте развивать слух: включайте различную музыку, пойте, комментируйте действия.
• Развивайте вестибулярный аппарат, играйте в игры типа «по кочкам, по кочкам».
• Создавайте как можно больше телесного контакта (особенно «кожа к коже»).
• Делайте массаж и гимнастику, воздушные ванны.
• Общайтесь с малышом в позитивной манере как можно больше.
• Купайте в большой ванной: вода является природным массажистом.
Врачи
Осмотр педиатром
Прививки: вторая прививка против гемофильной инфекции (у детей из группы риска).
Режим и сон: 3 дневных сна по 40 минут — 2,5 часов (3–5 часов). Время бодрствования составляет 2 часа — 2 часа 15 минут.
Рекомендуется раннее укладывание (с 6–8 вечера).
Питание: по требованию.
Уже сейчас необходимо брать малыша за стол, чтобы он видел, что такое еда и что с ней делают. Ешьте при малыше с удовольствием. При наличии всех признаков готовности к прикорму возможно его введение.
Признаки готовности к прикорму
1. Проявление пищевого интереса;
2. уверенно держит голову, сидит с поддержкой;
3. открывает рот, когда ему подносят ложку, не выталкивает пищу языком (угас выталкивающий рефлекс);
4. вес ребенка после рождения увеличился в 2 раза, если ребенок недоношен — в 2,5 раза;
5. ребенок может зажать в руке предмет и целенаправленно отправить в рот.
NB! Прикорм следует вводить тогда, когда ребенок полностью здоров.
Прикорм стоит вводить в первой половине дня, чтобы понаблюдать за реакцией ребенка на новый продукт. Прикорм дается перед кормлением смесью или грудью. Каждое новое блюдо начинать вводить с микродоз — 1/4 чайной ложки.
Зубы
Малыша может беспокоить созревание зубных фолликул. Может прорезаться первый зуб — нижний центральный резец.
6 месяцев
Двигательное развитие
Малыш симметрично опирается на прямые руки, уверенно захватывает игрушки через центр и скоординированно переворачивается со спины на живот.
6–7 месяцев — проявляется контакт рука — стопа — рот.
Нервно-психическое развитие
• Слух
По-разному реагирует на свое и чужое имя.
• Движения
Общие: переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя ручки или подползая.
Руки и действия с предметами: перекладывает в руках игрушку, берет ее из разных положений.
• Речевая активность: произносит отдельные слоги.
• Навыки: ест пищу с ложки, снимая ее губами.
Некоторые малыши уже умеют сидеть, ползать на четвереньках, стоять у опоры и даже ходить вдоль нее. В среднем малыши сидят и ползают уже в 6–8 месяцев
Как развивать?
• Хлопайте в ладоши (ладушки).
• Пойте, читайте потешки, активно жестикулируя.
• Играйте в прятки, чтобы малыш видел, куда спрятали предмет.
• Если малыш пополз, поощряйте ползание на полу, не ограничивая пространство манежами, кроватками. Поощряйте двигательную активность, отрабатывайте новые навыки в течение дня.
• Позволяйте малышу исследовать и ощущать различные фигуры, текстуры и материалы.
• Продолжайте развивать слух: включайте различную музыку, пойте, комментируйте действия.
• Развивайте вестибулярный аппарат, играйте в игры типа «по кочкам, по кочкам».
• Создавайте как можно больше телесного контакта (особенно «кожа к коже»).
• Делайте массаж и гимнастику, воздушные ванны.
• Общайтесь с малышом в позитивной манере как можно больше.
• Купайте в большой ванной: вода является природным массажистом.
Врачи
Осмотр педиатром.
Прививки: третья прививка против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита. Третья вакцинация против вирусного гепатита В.
Режим и сон: 3 дневных сна по 1–2 часа (3–4 часа). Время бодрствования составляет 2 часа 15 минут — 2 часа 30 минут. Ближе к 7 месяцам время бодрствования может доходить до 3 часов.
Рекомендуется раннее укладывание (с 6–8 вечера).
Питание: по требованию.
Ввод прикорма: 1 прием пищи в первой половине дня.
Зубы: В 6–7 месяцев обычно прорезаются первый зуб и нижний центральный резец.
NB! Необходимо начинать чистить зубы с появления первого зуба.
Для облегчения периода прорезывания дайте малышу грызунок, охлажденный в холодильнике, замороженное грудное молоко, охлажденную в холодильнике хлопковую ткань. Чаще давайте грудь.
7 МЕСЯЦЕВ
Двигательное развитие
Положение на четвереньках, раскачивание.
7–8 месяцев. Малыш сидит, наклонившись вбок с опорой на руку («русалка»). Сохраняет стабильное положение на боку.
Нервно-психическое развитие
• Движения
Общие: хорошо ползает в различных направлениях.
Руки и действия с предметами: стучит, размахивает игрушкой, перекладывает, бросает её.
• Речевая активность: лепет, повторно произносит слоги.
Понимание речи: на вопрос «Где?» находит взглядом предмет на постоянном месте, например, часы, куклу.
• Навыки: хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.
Некоторые малыши уже умеют сидеть, ползать на четвереньках, стоять у опоры и даже ходить вдоль нее и самостоятельно стоять. Некоторые малыши встают на четвереньки, а затем переходят в позу «домиком».
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Ребенок с первых дней. Самая удобная шпаргалка для родителей про здоровье, уход и развитие» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других