Издревле человек стремится к вечной жизни. И немногие понимают, что с того момента, как люди появились на планете, они уже стали вечными. Через своих потомков, в памяти которых останутся.Эта книга, посвящённая генеалогии отдельных семей, — свидетельство того, что память ваших близких — лучший способ остаться в веках.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Путеводитель по Роду. Сказ о людях земель Сибирских и Вятских» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4. Земля Вятская
Вятка — всему богатству матка.
Вятская поговорка
Уделив внимание сибирским крестьянам, справедливо будет это сделать и по отношению к Вятской губернии. Нелишне упомянуть и историю этих земель.
Название Вятской губернии происходит, как это часто бывает в истории мира, от имени реки, вдоль берега которой расположена. И эта река — Вятка. Самая большая в крае. Теорий происхождения названия несколько.
1. По удмуртскому племени ватка, что означает — выдра.
2. От финно-угорского слова, которое переводится как «медленный», «спокойный».
3. От славянского «мокрый» или «больше» — в контексте больше других рек.
Впервые история этих краев встречается в Троицкой летописи от 1408 года, что была написана в Москве.
Вятский край знаменит тем, что в Смутное время9 именно здесь разворачивается жестокая борьба между сторонниками царя Василия Шуйского10 и Лжедмитрия II11. Повстанцы, помимо других городов (Царевосанчурск, Яранск, Кукарка), заняли и Котельнич (в соответствующем уезде проживали мои предки, см. главу «Вятские Перминовы»).
Вятских земель коснулась крестьянская война в 1670—1671 годах под руководством небезызвестного Степана Разина. Вятчане участвовали в войне против Астраханского ханства в XVI столетии, а также приложили руку к освоению Сибири, входя в войска, которые её захватывали. И именно через Вятку проходил кратчайший путь туда.
Агитаторы Емельяна Пугачёва, под предводительством которого в 1773—1775 годах по всей России прошла крестьянская война в эпоху правления Екатерины II12, в южных районах Вятской земли ездили по удмуртским деревням, ведь костяк сторонников Пугачёва в основном составляли нерусские народы, и на родном для них языке читали листовку, призывая присоединиться к войне. Восстание то было жестоким, как и время, в которое происходило. Расправлялись без всякой жалости не только с врагами. Уничтожению подлежали и священники, и мирное население, и честь женщин любого возраста.
Вятским землям не чужды чудеса. Один из ярчайших примеров тому — отступление болезни. Весной 1657 года напала на вятские земли моровая язва, которая отступила после того, как в четвёртое воскресенье Великого поста священнослужители с властями и всеми горожанами совершили вокруг города крёстный ход с нерукотворным образом Спасителя. С этого дня не было больше заболевших.
В XIV веке произошло небывалое. 24 мая 1383 года крестьянин Агалков из деревни Крутицы увидел на берегу реки Великая необыкновенно яркий свет. Приблизившись, обнаружил, что источник оного — икона с образом святителя Николая. Конечно, крестьянин принёс икону в деревню, и здесь произошло ещё одно чудо — икона излечила от паралича крестьянина Иоанна. В дальнейшем святыню перенесли в город Хлынов, и каждый год в мае месяце местные жители торжественно выносили икону на реку Великую. Это получило название Великорецкого крёстного хода и с 1551 года приняло регулярный характер. До 1777 года ход совершали водным путём по рекам Вятка и Великая, затем стали проходить по суше. Мастерица дымковской игрушки Н. Н. Суханова так вспоминает об этом событии: «Поразительное, незабываемое зрелище! Всё духовенство в блестящих праздничных ризах с хоругвями, иконами. Спуск с пристани усеян народом. А сколько нищих! Многие в грубых мешковинных рубахах. Все тянут руки, покрытые язвами (говорят, их специально натирали бодягой), хромые, слепые, всякие калеки… А на реке стояли пароходы и огромные лодки, украшенные березками…»
До поры до времени на вятских землях жили коренные народы (вотяки, черемисы, удмурты, татары13), вполне возможно, что Перминовы вышли из коренных народов нынешней Кировской области. Некоторые из них отличаются очень интересным разрезом глаз. Таким обладают, к примеру, дети Перминова: Зиновия, Александр и Антонина.
В уездах Вятский, Орловский, Котельничский, Глазовский, Нолинский, Слободской жили по большей части коренные вятчане, а оттого выговор их отличался обилием местных слов и выражений. Славяне же стали появляться в XII столетии. По большей части представители таких сословий, как торговцы, ремесленники (в будущем так и вышло, что основное население составили ремесленники и крестьяне). Первыми прибыли люди из таких городов, как Новгород, Устюг, Суздаль и пр. В основном приезжали, спасаясь от врагов и в поисках более богатых земель.
Переселенцы селились группами. Это вообще свойственно человеку ещё с древнейших времён. Места заселения — будущие города Котельнич, Орлов, Вятка (изначально носил название Хлынов14, но в 1780 году в соответствии с приказом Екатерины II переименован в Вятку).
Большая часть русских переселенцев являлись крестьянами. Их основное занятие — земледелие. Преимущественно выращивали овёс, ячмень, рожь. Одежда изготавливалась из конопли и льна. На огородах выращивали по большей части репу, капусту, горох, свеклу, лук, чеснок, морковь. Не обходилось и без сладких даров природы. Яблоней, малины, чёрной смородины. Конечно, занимались скотоводством, охотой, рыболовством, сбором мёда, обработкой металла, в том числе серебра.
Конечно, промышляли и охотой. Ружьё появилось уже к XVII веку, стрелявшее лишь на 250 метров. Но по причине того, что на Вятской земле его не производили, чаще всё же использовали лук и стрелы.
Жители земли Вятской торговали не только с местными нерусскими народами, но также с Волжской Болгарией и разными русскими княжествами.
Как позже и в Сибири, хлеб преимущественно ели ржаной. К хлебу отношение святое. Если кто из детей нечаянно хоть крошку ронял на пол, тут же получал от отца тяжёлой ложкой по лбу. Пшеничный хлеб знали, но он считался баловством и фактически лакомством. Мясо ели по праздникам.
Пили часто медовые напитки, молочные, квас. На нём также готовилось много блюд. Окрошки, щи, свекольники, борщи, запекали в квасе мясо и сладкие блюда. Даже мылись им вместо мыла.
Трапеза — это своего рода священнодействие. Стол — это Божья ладонь. Нельзя стучать по нему или, сидя за ним, смеяться. Если опоздал к трапезе — вовсе есть не разрешат. Кроме того, приём пищи в семье — дело столь интимное, что, если гость к этому времени в дом придёт, разделить еду его не пригласят, как это принято в наши дни. Даже в ответ на его слова «Хлеб-соль» могли ответить: «Едим, да свой, а ты не смотри да рядом не стой».
Своих денег на Вятской земле не было, поэтому пользовались деньгами соседей. Таньгой (по-русски это произносилась как «деньга») Золотой Орды, а также мелкой медной монетой по названию пула, на которой изображались петух, лев, солнце или… двуглавый орёл, так нам знакомый сегодня. Из русских денег в ходу гривна серебра, весившая порядка 196 грамм.
Так как Вятка находилась на пути в Сибирь, которая в XVI веке стремительно заселялась переселенцами, то и Вятская земля тоже пополнялась активно русскими. Передвигаясь, они основывали починки15 — мелкие населённые пункты с населением в одну-две семьи. В починках налоги не платились. Но минус в том, что, когда земля истощалась через несколько лет, крестьяне бросали дом и переносили на новое место. С появлением пашенного земледелия поселение становится постоянным и преобразуется в деревню с десятком дворов.
Погост — это ещё один вид населённого пункта с церковью. Крупнее его — село, в котором обычно было выше 30 дворов.
Важные вопросы крестьяне решали сообща на сходе. Большую роль играло такое явление, как помочи — совместный неоплачиваемый труд. Помочи в Сибири были тоже распространены. С их помощью осуществлялись работы, необходимые для общества: строительство школ, ремонт дорог, поддержка земляков, попавших в затруднительное положение. Так же, как и в Сибири, дети с самых малых лет помогали родителям. Крестьянское сословие отличалось честностью. Вплоть до того, что даже дома не запирались на замок. Вставляли, правда, в скобу двери палочку, но это не для защиты имущества (да и кого сможет остановить палочка?), а чтобы обозначить — дома никого нет. Посты соблюдались строго, невзирая на то, что христианские обычаи сочетались с древними.
Как это в целом встречается среди крестьянства, зимой в избу пускают корову для дойки, овец, а телята и ягнята большую часть зимы живут в избах. Кур держали под печками. По этой причине часто здоровье жителей таких домов было подпорчено, а глаза — красными по причине воспаления.
Свадьбы игрались по родительской воле. Бывали случаи, когда прямо в день венчания, увидев невесту в первый раз, разочарованный жених сбегал, но повторная попытка женить отпрыска всё же свершалась по родительскому выбору. Средний возраст жениха с невестой 19—20 лет. Но, как и в Сибири, имелись случаи и ранних браков, когда молодожёнам всего 14—15 лет.
В общем, как видно, в общих чертах жизнь крестьянская напоминала сибирскую. О земле Вятской рассказала не просто так. Ведь по женской линии мои предки именно оттуда и пришли.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Путеводитель по Роду. Сказ о людях земель Сибирских и Вятских» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
9
Смутное время — период политического, социального и экономического кризиса, длившегося с 1604 по 1618 год, характеризующийся сменой правящей династии, появлением самозванцев, народными волнениями.
10
Василий Иванович Шуйский (1552—1612) — князь, политический и военный деятель, боярин, русский царь с 1606 по 1610 год. Знаменит организацией заговора против Лжедмитрия I, введением нового воинского устава, установкой нового свода законов, запретом крестьянам менять помещиков и пр.
11
Лжедмитрий II (? — 1610) — человек, называвший себя выжившим царевичем Дмитрием Ивановичем (настоящий умер в 1591 году в г. Углич), стремившийся занять русский престол. Настоящие имя и происхождение неизвестны. Интересен тем, что до Александра II отменил крепостное право.
12
Екатерина II (1729—1796), урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Императрица Всероссийская, взошедшая на престол в результате переворота. Правила с 1762 по 1796 год. Знаменита расширением территории Российского государства, проведением ряда реформ, созданием Эрмитажа и Публичной библиотеки, началом русской колонизации Аляски и Алеутских островов.
13
Вотяки — народ финно-угорской группы. Черемисы — также финно-угорский народ, одни из самых древних жителей Вятской земли. Удмурты — современное название вотяков. Татары — тюркский народ, крупнейшее национальное меньшинство.