Любовь к Всевышнему – Ашк – является главной темой исламского суфизма (тасаввуф). Происхождение любви суфии связывают с знаменитым хадисом-кутси: «Я был Скрытым Сокровищем и захотел (возлюбил) быть узнанным, а потому сотворил мир». Суфии считают, что любовь Всевышнего является ведущей силой в творении Универсума, а для человека это единственное средство познания и постижения Бога, которое невозможно осуществить посредством разума. В книге знаменитого тюркского суфия, писательницы Джамальнур Саргут раскрывается суть суфийского мировоззрения. Ориентируясь на развитие духовно-нравственных качеств личности, тасаввуф способствует формированию гармоничного, целостного человека, способного занять достойное место в современном обществе. В книге рассматриваются актуальные проблемы нравственного воспитания человека и пути их решения с помощью притч из бессмертной поэмы «Маснави-йи Ма'нави» великого мастера Мевланы Джалал ад-дина Руми и суфизма в целом.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Послушай из уст любви предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Джамальнур Саргут
Джамальнур Саргут родилась в Стамбуле в 1952 году, она была долгожданным ребенком в семье Мешкуре Саргут и доктора Фарук Саргут, которые были последователями Кэн'ана Рифаи. Она выросла в семье, где всегда и во всем неизменно соблюдались основные положения суфизма и воспитывалась под наставничеством двух изумительных женщин — матери Мешкура Саргут и Самихы Айверди. Джамальнур Саргут получила высшее образование в области химии и в дальнейшем преподавала химию в средних учебных заведениях в течении 20 лет. Наравне с университетским образованием она получила также основательное духовно — религиозное обучение у самых лучших учителей своей эпохи изучая Коран, толкования «Маснави» разных авторов, «Фусус'ул Никем» и «Мекканские Откровения» Ибн аль — Араби, произведения Мисри Ниязи и многих других известных суфиев. В возрасте 24 лет, при поддержке Самихы Айверди, она уже начала давать публичные уроки Маснави.
Самиха Айверди писала, что будучи учителем химии Джамальнур принялась за дело со свойственным ей врожденным мастерством, организовывая воедино внутренние и внешние силы учащихся. Она учила студентов в соответствии с учебной программой, но также уделяла особое внимание их духовно — нравственному воспитанию. В 2000 году по настоянию Каината Буюкаксой, дочери Кэн'ана Рифаи, Джамальнур Саргут была назначена главой Стамбульского отделения Ассоциации Тюркских Женщин — ТЮРККАД. Будучи неправительственной организацией (НПО) ТЮРККАД была создана под идейным руководством Самихи Айверди. Помимо штаб-квартиры в Анкаре, организация имеет филиалы в Стамбуле и в таких городах как Бурса, Спарта, Кутахья, Конья, Маниса, Газиантеп и Анталя. Главная задача aссоциации — поддержка образовательных и культурных программ, защита, сохранение и передача будущим поколениям тюрко-исламского культурного наследия и традиций. Сегодня ассоциация занимается организацией и осуществлением различных проектов; конференций, семинаров, курсов по изучению самобытной культуры Турции, традиционных видов искусств, музыки, истории, языка и литературы.
Известно, что широкомасштабное академическое исследование эзотеризма, ислама и в частности суфизма началось cо второй половины XX века, и с тех пор наблюдается быстрый рост числа научных организаций, занимающихся данным вопросом.34 Изучение истории и духовного наследия мусульманского мира долгое время находилось под гегемонией ориенталистов;35 ученых-исследователей, которые являлись представителями западной системы образования и культуры. Имея целый набор предпосылок в форме тех или иных идей или положений религии, культуры и социального окружения, они рассматривали Восток через призму собственного мировоззрения и системы ценностей, что мало способствовало беспристрастной оценке наследия и культуры ислама. Эта позиция отражает мировосприятие так называемого аутсайдера — «внешнего» исследователя. Потом появились работы исследователей — инсайдеров, представителей мусульманства, изучающих ислам изнутри, а также исследователей, которые в процессе изучения сами приняли ислам, становясь инсайдерами. Многие ученые считают, что точка зрения инсайдера более адекватна, чем точка зрения внешнего наблюдателя, поскольку истинное содержание религии является доступным только инсайдеру. Ученый — инсайдер, будучи частью исследуемого сообщества, описывает свою реальность, он также может одновременно использовать общепринятую академическую методологию и специфические источники знания: интуицию, религиозное восприятие духовного наследия, основанное на субъективном опыте. Однако, потом инсайдеров стали обвинять в конфессионализме и необъективности, общеизвестно, что разные мусульманские авторы создавали разные нарративы суфизма. Разгорелся спор о том, чьи представления суфизма более предпочтительны — инсайдеров или аутсайдеров, что на самом деле является попыткой оценки объективности и информативности получаемого знания. Согласно последним исследованиям, решение проблемы видится в возможности соединения этих двух точек зрения, в необходимости диалога инсайдеров и аутсайдеров, чтобы таким образом продвинуться к целостному, более глубокому и объективному взгляду на религию, в частности на суфизм.36
С другой стороны, в условиях глобализации и мультикультурализма современного мира проблема взаимосвязи религии, идеологии и политики стала ключевым аспектом исследований. Так, Тарик Рамадан, профессор Оксфордского университета и один из самых выдающихся исламоведов современности считает, что современные исследования ислама слишком заужены политическим аспектом, например, сегодня ислам вызывает интерес на западе в рамках борьбы с терроризмом, что отодвигает на второй план изучение глубокой исламской богословской мысли, мусульманского искусства и богатейшей литературы.
В свете указанных проблем, ТЮРККАД активно включилась в дело организации и поддержки академических исследований в области суфизма в Турции и во всем мире. Начиная с 2005 года под предводительством Джамальнур Саргут, в партнерстве с различными университетами и местными муниципалитетами, ТЮРККАД начала проводить международные симпозиумы, как внутри страны, так и за рубежом, по изучению наследия Анатолийских суфиев, которые будучи духовными наследниками пророка Мухаммеда (с.а.с.) стали основоположниками тех духовных ценностей, благодаря которым сформировалось и живет по сей день тюркское общество и культура. Серия международных симпозиумов, посвященных жизни и учениям знаменитых суфиев — Мевланы, Юнус Емре, Мисри Ниязи, Шамси Табризи, Ибн аль-Араби, Султана Веледа, Кэн'ана Рифаи и др., а также ежегодная церемония награждения ведущих специалистов по исследованию ислама «Друг — за служение исламу», представляют специалистам со всего мира широкую возможность для ознакомления с новыми исследованиями в области исламоведения и суфизма, обмена взглядами и опытом, установления важной информационно-коммуникационной сети связей между разными исследователями — инсайдерами и аутсайдерами.
Джамальнур Саргут считает, что любовь к суфиям — это прежде всего любовь к исламскому Пророку, поскольку настоящий суфий является в первую очередь совершенным человеком (инсан-и камиль), наследником и проповедником учения пророка Мухаммеда (с.а.с.), носителем его смысла. Для того, чтобы показать друзьям ислама со всего мира истину учения Пророка (с.а.с.) была учреждена ежегодная премия «Друг — за служение исламу», первая церемония вручения которого состоялась в 2005 году, а семнадцатая в 2020 году. Эта премия присуждается ежегодно, в канун дня рождения исламского Пророка выдающимся ученым, религиозным деятелям, писателям и искусствоведам из разных стран мира за вклад в развитие академических исследований ислама.
В 2007 году Джамальнур Саргут вместе со сподвижниками учредила издательский дом «Нефес», который специализируется на выпуске книг суфийского содержания. Издательство знакомит читателей всех уровней и всех возрастов с произведениями, которые отражают поиск смысла жизни современного человека перед лицом проблем, с которыми он сталкивается и способствуют разработке путей их решения. Допольнительными сферами издательской деятельности «Нефес» являются видео-постановки (более 100 регулярных вещаний в прямом эфире в год), производство короткометражных и документальных фильмов о суфизме, участие в социальных проектах, а также организация и поддержка выставок и художественных мероприятий для повышении уровня осведомленности народа о прошлых и современных формах художественного выражения ислама, о влиянии на другие культуры мира.
Джамальнур Саргут считает, что тасаввуф является одной из форм жизни ислама, можно сказать, что это «улыбающееся лицо ислама». Суфийское мировоззрение придает человеку чувство уверенности в себе, облегчая понимание себя и других, позволяет устанавливать прочные связи между прошлым и будущим, укрепляет позитивное восприятие бытия. Ориентируясь на развитие духовно-нравственных качеств личности, тасаввуф нацеливается на формирование целостного, гармоничного, объединяющего человека, способного занять достойное место в социуме.
Представляемая книга «Послушай из уст любви» была составлена на основе бесед Джамальнур Саргут о «Маснави-йи Ма'нави» и содержит толкования отдельных притч этого бессмертного произведения Мевланы Джалал ад-дина Руми. Книга была впервые опубликована издательством «Нефес» в 2011 году, с тех пор много раз переиздавалась, стала бестселлером в Турции. В результате многолетней работы над различными толкованиями Корана, как классическими так и суфийскими, написанными Абдуррахманом Сулеми, Абдулькеримом Кушайри, Абдурраззаком Кашани, Ниматуллах Нахджывани, Исмаил Хаккы Бурсеви, а также произведениями Мевланы Джалал ад-дина Руми, Ибн аль-Араби, Мисри Ниязи, Кэн'ана Рифаи и др. суфиев, которые тоже по сути содержат толкования различных аятов Корана, появилась серия новых книг Джамальнур Саргут — суфийские толкования сур Корана, публикацию которых осуществляет издательство «Нефес». Она также работает над толкованием знаменитого произведения Ибн аль-Араби «Фусус аль-Хикем»,37 которая является одной из фундаментальных работ суфийской мысли.
Сегодня Джамальнур Саргут продолжает свою многостороннюю деятельность будучи председателем Стамбульского отделения Ассоциации Турецких Женщин. В 2013 году она основала культурно-образовательный фонд «Керим», к которому перешло издательство «Нефес». Фонд был создан для организации и поддержки различных образовательных и социально-культурных проектов по распространению основных идей суфизма. Главный лозунг фонда: «Служение народу есть служение Богу». Джамальнур Саргут, в сотрудничестве с ТЮРККАД и с в фондом «Керим», активно включилась в дело организации и поддержки академических исследований в области суфизма, открывая кафедры по изучению суфизма в престижных университетах по всему миру. Так с 2009 года в департаменте Религиозных Исследований университета Северной Каролины (США) и с 2011 года в институте Гуманитарных Наук Пекинского университета (КНР) действуют программы «Профессорство по исламоведению имени Кэн'ана Рифаи», а в 2015 году в университете Киото (Япония) был создан Центр Суфийских Исследований имени Кэн'ана Рифаи. В 2014 году, при содействии основателя университета Ускудар (Стамбул,Турция), ректора проф. Невзата Тархана, который является всемирно известным ученым-психиатром, под предводительством Джамальнур Саргут был учрежден Институт Исследований Суфизма (Тасаввуф), который предоставляет академическое образование в области суфизма, занимаясь обучением и подготовкой научных специалистов. Таким образом, она воплотила в жизнь мечту своего учителя — Кэн'ана Рифаи, который говорил: «Настанет время, когда тасаввуф будет изучаться в университетах» и показывал на собственном примере, как можно совместить любовь к Аллаху и светскую педагогическую деятельность.
Джамальнур Саргут многие называют «Рабией нашего времени» из-за ее безграничной любви к Всевышнему, а также ко всем сотваренным существам. Она является преемницей суфийской традиции, которая была основана Ахмед эр-Рифаи, потом продолжалась Кен'ан Рифаи, Мешкуре Саргут и Самихой Айверди. Вот как описывает она своего муршида:
«Однажды, в одной из церквей Германии я рассказывала о пресвятой деве Марии, так, как она описывается в Коране. При этом предварительно были переведены на немецкий язык, распечатаны и разданы всем соответствующие аяты из Корана. Воистину, это очень трудная задача — рассказывать о Марьям (о Марии), поскольку Коран отводит ей особое место, считая женщиной-владыкой. А в суфизме она — женщина, которая занимает самое высокое положение в мире — макам Сафия, что несет Рухуллаха в себе. Христиане были очень удивлены, в особенности тем, что мусульмане так много знают о святой Марии, даже больше чем они, так любят ее, поэтому задавали очень много вопросов. Одна дама спросила меня: «Вы наверное видели святую Марию в своей жизни, иначе не могли бы так ее описать». Тогда впервые я подумала об этом и у меня навернулись слезы на глазах: «Да, я видела ее, она была моим наставником — только звали ее Самиха Айверди, она представляла макам Марии у нас, в ней проявилась невероятная истина, скрытое величие духовного учителя».
Как и свои предшественники, она считает, что любовь это единственный путь ведущий прямо к Всевышнему:
«На самом деле в мире существуют много путей для постижения Бога, но все они ведут до определенного места, который называется сидра, поскольку связаны с нашим земным существованием. Только с помощью любви можно пересечь сидру и совершить вознесение — мирадж, и с этого места все превращается в любовь; для того, кто шел со смирением, смирение превращается в любовь, для того, кто шел со знанием или поклонением, знание и поклонение превращается в любовь, и вознесение возможно только тогда, когда все чувства, все особенности растворяются в любви. Таким образом, любовь-единственное оружие, которое у нас есть, единственный наш друг для продвижения по Божественному пути».
Несмотря на свой преклонный возраст Джамальнур Саргут продолжает неустанно трудится, на собственном примере показывая, что все люди — женщины и мужчины, независимо от их религиозной принадлежности, социального положения, и интеллектуального уровня могут жить вместе и наслаждаться жизнью, в доброжелательности и уважении друг к другу, не пытаясь изменить то, что отличает одного от другого. Она является живым примером того, как возможно проживать благовоспитанность исламского пророка Мухаммеда (с.а.с.) в условиях современного мира, и продолжает эту великую миссию исключительно ради Аллаха. Она убеждена, что исламский тасаввуф может стать тем общим языком, той общей платформой, которое способно объединить людей науки, религии, культуры и искусства из разных стран, из разных конфессий всех уровней. Сегодня она продолжает дело Кэн'ана Рифаи, Мешкуре Саргут и Самихи Айверди; пишет книги, проводит конференции, выступает по телевидению, читает лекции, воспитывает молодежь.
Вот как она описывает свою миссию:
«Кэн'ан Рифаи оставил нам в наследство произведения, которые насквозь пронизаны всепоглошающей любовью к Всевышнему Аллаху и Его пророку Мухаммеду (с.а.с.) и своих учеников, которых он воспитал. На примере своей жизни он показал, что подлинное мусульманство проявляется в любви к нашему Пророку и в соблюдении его сунны и шариата, а также в служении народу, который он воспринимал как проявление Хакка (Истинного). В лице моей матери Мешкуре Саргут и моего наставника Самихи Айверди я наблюдала, как суфийское учение Кэн'ана Рифаи практикуется в жизни. Я узнала, что должность и положение в обществе, всякие материальные и даже духовные блага, являются только лишь ценностями этого мира и человек, который на самом деле любит Аллаха и Его Пророка, не должен доверять этим ценностям и находиться в их плену. Надеюсь, что их усилия не были потрачены впустую, пусть Аллах поможет нам стать Его настоящими рабами, жить и творить во имя служению народу».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Послушай из уст любви предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
34
По мнению А. Верслуиса, это связано с тем, что в конце XX века многие западные ученые признали концепцию «междисциплинарного подхода», подразумевающую возможность и необходимость научных исследований, выходящих за пределы ограничений, накладываемых частными научными дисциплинами.
35
Ориенталистская методология долгое время господствовала в социальных и гуманитарных науках, когда востоковедение служило эссенциализации, романтизации, дегуманизации, и как следствие, культурному и политическому подчинению субъектов Востока. Многие представители пост — колониальных исследований, такие как Эдвард Саид рассматривают ориентализм как образ мышления, мировоззрение, служившее для поддержания империалистических интересов и сохранения гегемонии запада.
36
Arweck E.; Stringer M., eds. Theorizing Faith: The Insider/Outsider Problem in the Study of Ritual. Birmingham, Birmingham University Press, 2002; Alexander Knysh, Sufism: A New History of Islamic Mysticism. Princeton: Princeton University Press, 2017
37
Фусус аль-хикем — «Геммы мудрости», наряду с «Мекканскими откровениями» является основным произведением Ибн аль — Араби. Книга состоит из 27 глав, каждая из которых отнесена к одному из пророков, имя которых упоминается в Коране. Ключевым термином книги является понятие «слово» (логос) или «истина Мухаммеда (с.а.с)». Согласно замыслу книги, внутренним смыслом, сущностью каждого пророка является это самое слово, но каждый из них представляет собой проявление этой сущности на определенном уровне, то есть занимает некое место в иерархии истин. «Истиной истин» или целокупным, материнским словом является «истина Мухаммеда (с.а.с.)»; все остальные уровни берут свое начало от него, от него получают бытие и небходимую информацию.