Магия Огня. Все тайны стихии в одной книге

Джозефина Уинтер, 2021

Огню поклонялись в разных культурах по всему миру на протяжении тысячелетий. Гостеприимное тепло очага, грозный огонь кузницы, искра вдохновения, пламя страсти и свет очищения – все это мощные и внушительные силы, достойные почитания. В колдовских и магических традициях Огонь связывают с вдохновением и любовью, но также с гневом и опасностью. Как ни одна стихия, он сочетает в себе разрушительные и созидательные качества. Перед вами подробное руководство о том, как работать со стихией Огня в духовной и магической практике. Вы узнаете, какое значение придавалось этой стихии в древних культурах, от Древней Греции до Индии и Египта, и как эти традиции находят свое отражение в современном язычестве и оккультизме. Вы познакомитесь с мифическими существами и божествами Огня, а также магическими соответствиями в животном и растительном мире. Следуя советам, приведенным в книге, вы научитесь применять магию Огня для прорицания, исцеления, привлечения любви, чтобы прояснить свои цели, избавиться от вредных привычек и укрепить уверенность в себе. Огненной символикой пронизаны многие праздники и ритуалы Колеса года: вспомним йольские поленья, свечи Имболка, солнечное колесо Литы. Празднуете ли вы саббат или полнолуние, совершаете ли заклинание, проводите магическую работу или инициацию – магия Огня добавит энергии и значимости любому ритуалу, укрепит ваши намерения, наполнит жизнь страстью и волшебством.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Магия Огня. Все тайны стихии в одной книге предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вступление

Аспекты, в которых огонь и пламя играют решающую роль в магической практике современных ведьм и язычников, практически бесчисленны. От огромных костров на фестивалях до простых чайных свечей — мы зажигаем огонь для репрезентации священной стихии, смены времен года, важных дат в служении нашим божествам, умерших близких, Солнца и звезд и многого другого. Круглый год, на жарком солнце или под снегопадом, в помещении или на улице — огонь почти всегда является ключевой частью нашей работы и наших торжеств.

Моей целью при написании этой книги было не только исследовать способы современного и исторического использования огня в ведьмовских сообществах, язычестве и оккультизме, но также отдать дань уважения роли огня в нашем существовании — и как отдельных личностей, и как сообщества.

Точно так же, как кухонный очаг на протяжении веков был центром домашнего хозяйства, так и костер и пламя свечей являются неотъемлемой частью языческих ритуалов, собраний и работ. Мы с нашей группой обычно работаем вне помещения, и огонь очень важен для нас, обычно он присутствует в виде костра или свечей, если позволяют правила пожарной безопасности в Австралии.

Вспомните любой языческий фестиваль, где вы были, — особенно если нужно было разбивать лагерь. Скорее всего, окажется, что многие из ваших лучших воспоминаний о тех днях сосредоточены вокруг огня: общение у костра, танцы у костра или даже просто зажженные фонари, факелы или свечи. Некоторые из самых ярких моих впечатлений от участия в общественных ритуалах — то, как я смотрю через огненный круг на лица друзей и близких, освещенные мерцающим желтым светом, и нас наполняет сознание того, что то, над чем мы работаем, мы делаем вместе. Хотя костры — не единственное, что делает это время особенным, они, безусловно, являются одним из самых важных аспектов того, как мы участвуем в совместной магической работе и что при этом переживаем.

У огня также есть разрушительная, опасная сторона. Иногда мы можем забыть об этом, наслаждаясь роскошью стран первого мира в XXI в. Я заканчивала эту книгу, когда вокруг пылали самые страшные лесные пожары в истории Австралии: некоторые мои друзья потеряли свои дома. Тысячи гектаров лесов и полей сгорели, погибли миллионы местных животных. Все наши новости и ленты в соцсетях были заполнены фотографиями: желто-красными — горящих лесов и сооружений, и тошнотворно-черными — животных, сгоревших заживо. Город Маллакута был полностью отрезан от мира огромным лесным пожаром, который окрасил утреннее небо в черный, и военным пришлось спасать местных жителей.

Страх, который охватил нас всех тем летом, пришел вместе с осознанием того, что огонь — стихия, которую мы контролируем гораздо меньше, чем нам иногда кажется. Тот же огонь, который согревает замерзшие пальцы и объединяет людей, в других обстоятельствах убивает и разрушает.

Стихия Огня

Если вы какое-то время исследовали или практиковали современное ведьмовство, вы уже знакомы с понятиями элементов Земли, Воздуха, Огня, Воды и, в некоторых традициях, также с элементом Духа. Вы можете призвать их при начертании круга или подготовке священного пространства либо увековечить их на своем алтаре.

Почему стихий четыре?

Большинство ведьмовских книг, которые я читала на рубеже веков, еще будучи неугомонным подростком (боги, я чувствую себя старой, когда пишу это), настаивали на том, что стихии обязательно должны быть представлены в любом ритуале в равной степени, но никто на самом деле не вдавался в подробности, откуда и почему возникло это убеждение.

Идея о том, что четыре (иногда пять) стихии являются необходимыми «строительными блоками» для всех явлений в природе, была широко распространена во многих древних культурах: например, аналогичный набор стихий существовал в Древней Греции, Вавилонии, Персии, Японии и Индии. Древнекитайская система У-cин (сокращенная форма w zh ng liúxíng zhī qì — «пять типов ци, или энергетической силы, доминирующих в разное время»[1]) включала пятую стихию — Дерево.

На протяжении веков эти концепции рассматривались в основном как философские понятия; они применялись не только для объяснения или анализа природных явлений, но также космологических и мифологических событий. Только после расцвета науки и научных исследований, например во времена Золотого века ислама (800–1400 гг. н. э.) или научной революции в Европе (1600-е гг.), ученые начали проявлять большее внимание к этой теории. Они также экспериментировали, подтверждали важность и классифицировали множество других элементов.

Но какое отношение все это имеет к колдовству и как стихии проникли в наши ритуалы, Книги теней и алтари? Ответ частично кроется в европейских гримуарах и связанных с ними традициях.

Гримуары, ведьмовство и четыре стихии

Слово grimoire, гримуар, происходит от старого франкского слова, означающего «маска» или «колдун», и связано с современным словом grammar, «грамматика». Гримуары — это книги, которые часто называют «книгами заклинаний» или «учебниками» магии. Эти книги, отдельные из которых, как считалось, были наделены магической силой, часто содержат инструкции о том, как создавать магические предметы, такие как талисманы и амулеты; как выполнять заговоры, заклинания и гадания и как призывать или инвоцировать сверхъестественные сущности — ангелов, духов, божеств или демонов.

Здесь я должна заметить, что некоторые современные ведьмы используют термины «гримуар» и «Книга теней», подменяя одно понятие другим, но все же они различаются: термину «Книга теней» меньше ста лет. Он был придуман британским магом Джеральдом Гарднером, основателем Викки, в начале 1950-х гг. и первоначально использовался для описания книги тайных практик, которые получала каждая гарднерианская ведьма после посвящения. В своей книге «Возрождение колдовства» Дорин Валиенте, одна из жриц Гарднера, утверждала, что он обнаружил этот термин в оккультном журнале 1949 г.: это было название статьи, напечатанной на первой странице в качестве рекламы романа Гарднера «Помощь высшей магии»[2].

По мере того как колдовство развивалось в следующие полвека и далее, определение Книги теней расширилось, и теперь оно включало личные книги ведьм с магическими инструкциями и заметками, заклинаниями, дневниками сновидений и многим другим.

А вот гримуары использовались в религиозных и духовных сообществах с древних времен, и их популярность резко возросла в эпоху Возрождения, в переходный период между концом Средневековья (в XIV в. н. э.) и началом эпохи Просвещения (в XVII в. н. э.). Ренессанс был эпохой великих перемен и «возрождения» культуры. Наука, искусство и логика стали цениться гораздо больше, чем в Средние века; возросло внимание к истории и историческим текстам. Интерес к гримуарам также вырос, и стало модным владеть ими или изучать их: чем они старше и загадочнее, тем лучше.

Традицию работы с гримуарами того времени позже переняли церемониальные магические ордены, такие как «Золотая Заря»; а затем, в свою очередь, к гримуарам обратился Джеральд Гарднер, он собирал фрагменты ведьмовской традиции, которую стремился возродить, и пытался «заполнить пробелы» существующим материалом.

Остальное — уже история. Гарднер начал писать и публиковать статьи о колдовстве и Викке в 1950-х гг., после того как в Англии были отменены последние законы, запрещающие колдовство. Викка и другие формы колдовства проникли в Америку, Австралию и другие части света, где они встретились и смешались с идеями, которые в 1960–1970-е гг. вышли на первый план, — экологизм, феминизм, сексуальное освобождение и так далее. В результате родились некоторые современные языческие традиции, ныне уже устоявшиеся. Теперь с каждым десятилетием появляется все больше первопроходцев и новых традиций, и языческий лагерь становится все больше и разнообразнее с каждым десятилетием. Это чудесно.

Но все же в самых разных вариациях четыре стихии в значительной степени присутствуют во многих ритуалах и материалах — и в ведьмовстве, и в других традициях. И, пожалуй, они бы не были столь распространены, если бы у них не было своих особенностей: стабильности и плодородия Земли; интеллекта и творческой энергии Воздуха; силы и страсти Огня; эмоций и мечтательности Воды.

Элемент Огня уникален тем, что он единственный из четырех, который можно создать: зажечь спичку, потереть палочки друг о друга, а может быть, щелкнуть выключателем обогревателя или печи. Это также единственный элемент, который может быть уничтожен тремя другими: огонь можно залить водой, засыпать землей или задуть.

Как читать эту книгу

В первых четырех главах этой книги рассмотрим особенности почитания огня на протяжении истории, а также в мифологии и фольклоре, и его магические свойства. Главы с 5-й по 8-ю описывают некоторые современные соответствия и ассоциации, связанные с огнем. В последующих, более практических главах, все это сводится вместе: в них я опишу магию Огня — свечи, ритуальные костры, праздники Огня и так далее.

У читателя может возникнуть соблазн сразу начать с этих глав, но поскольку они в значительной степени опираются на исторические свидетельства и народные поверья об огне, я уверена, что, поступив так, вы не получите столь же полного представления об этой завораживающей стихии и о том, как она связана с вашим и моим ведьмовством.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Магия Огня. Все тайны стихии в одной книге предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Zai. Taoism and Science, 133.

2

Valiente. The Rebirth of Witchcraft, 51.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я