Пятьдесят тысяч лет назад на острове в Индонезии первобытный человек взял красную охру, чтобы нарисовать свинью на стене пещеры. Примерно в это же время на территории современной Европы другой человек достал кусок угля из костра и набросал четырех скачущих лошадей. В сознании Homo sapiens словно включился свет. И этот свет, заставляющий человека фиксировать образ наблюдаемого им мира, помог нашему виду лучше его понять и начать процветать. Книга Джона-Пола Стонарда — панорамная история искусств и сравнительное антропологическое исследование того, что значит творчество в разных культурах. Автор прослеживает разнообразие изменений художественных форм на протяжении веков. «Творение» рассказывает о ключевых произведениях искусства: от наскальных рисунков эпохи палеолита до современного концептуального искусства. Это история связей. Стонард показывает, что великие западные художники и их коллеги в других частях мира были движимы одними и теми же силами. Но прежде всего это книга о том, что занятие творчеством — это «часть того, что значит быть человеком». В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Творение. История искусства с самого начала» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
John-Paul Stonard © 2019
This translation is published by arrangement with Bloomsbury Publishing Plc
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2024
© ООО «Ад Маргинем Пресс», 2024
Предисловие
Зачем люди создают изображения? Для чего нам нужно искусство? На эти вопросы история знает множество ответов — не меньше, чем самих художественных произведений. Однако любые образы обладают одним свойством, объединяющим разные страны и эпохи: они отражают соприкосновение человека с природой. Они показывают, как мы мыслим, как относимся к миру вокруг, показывают наше любопытство и страх, нашу смелость и наше ощущение своего места среди других форм жизни.
Это также встреча с самими собой, с человеческой природой. Мы пытаемся отразить не только то, что́ мы видим или ощущаем, но и то, что́ храним в памяти или создаем в своем воображении: призраков, богов и прочих порождений нашего сознания. Художественные образы помогают нам противостоять самой таинственной и неотвратимой стороне человеческого бытия — той, о которой нам напоминает темная пещера или комната: нашей бренности и смерти, своей и чужой.
Однажды ночью японскому художнику Кацусике Хокусаю приснилось, как он гуляет по бескрайним пейзажам, соединенным между собой сотней мостов. Ему так понравилось бродить по этому открытому и постижимому миру, что, проснувшись, он тут же взялся за кисть и тушь и нарисовал его.
Рисунок Хокусая является своеобразной картой истории, рассказанной в нашей книге: это мир мостов, перекинутых сквозь время и пространство, связывающих идеи, образы и предметы; и как бы ни были они далеки друг от друга, какие бы океаны их ни разделяли, в каких бы недоступных глубинах времени они ни были спрятаны, мы всегда сможем найти к ним путь. В конечном счете ничто — даже японское искусство эпохи Хокусая, когда острова Японии были отрезаны от всего остального мира, — не существует в полной изоляции. Нам стоит лишь отправиться в путь, открыв глаза и разум, вооружившись бесстрашным любопытством.
Первые изображения человек вырезал и рисовал не только в пещерах, где находил приют, но и на собственной коже, в виде татуировок и украшений тела. Постепенно мы научились жить в окружающем нас мире, пользоваться его ресурсами и изображать его. Мы научились подчинять себе пространство, рационализируя его: самый известный пример — перспективный рисунок, основанный на математических правилах. Историю искусства можно представить как движение, берущее начало в точке, где мы находимся, и постепенно охватывающее весь мир.
В наше время произведения искусства могут принимать форму «инсталляций» — реальных пространств, в которые можно войти. Быть может, весь мир стал произведением искусства? Он превратился в человеческое творение, ведь мы живем в среде, целиком созданной человеком. Именно это превращение хранит история изображений, и это одна из тем, которую мы прослеживаем в данной книге. Поскольку для человека сегодня настала пора держать ответ перед природой, понимание истории нашего взаимодействия с миром, запечатленного в произведениях искусства, приобретает необычайную значимость.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Творение. История искусства с самого начала» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других