Этот том из серии комментарий к Новому Завету Джона Мак-Артура знакомит читателей с посланием к Евреям. Данная серия толкований на книги Нового Завета отражает правильное объяснение и применения Священного Писания. Комментируя в Библии книгу за книгой, автор обращает внимание на главные доктрины, содержащиеся в тексте, и на их связь со всем Священным Писанием. В комментарии затрагиваются области лингвистических исследований и используется языковой анализ, когда это полезно для более точного объяснения текста. Книга поможет читателям осмыслить, что говорит Дух Святой в этой части Слова Божьего.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Толкование книг Нового Завета. Послание к евреям предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Превосходство Христа
(1:1–2)
Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил (Евр. 1:1–2).
Автор сразу же приступает к основной мысли. Он делает это в первых же трех стихах, которые очень просты. Они говорят нам, что Христос превосходит всех и всё. Три основные черты Его превосходства — подготовка, представление и преобладание. Имейте в виду, что на протяжении всей книги Христос представлен как лучший по отношению ко всем и всему, что было до Него, — абсолютно лучше, чем всё, что дал Ветхий Завет.
Подготовка ко Христу
Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках (Евр. 1:1).
Это указание на то, как Бог написал Ветхий Завет. Его задачей была подготовка к пришествию Христа. И пророчества, и символы, и принципы, и заповеди, и всё остальное было подготовкой ко Христу.
Органы чувств человека, как чудесны бы они ни были, неспособны воспринимать ничего, кроме естественного мира. Для того чтобы мы узнали что-либо о Боге, Он должен Сам рассказать нам это. Мы никогда не смогли бы познать Бога, если бы Он не говорил с нами. Таким образом, напоминает нам автор, в Ветхом Завете Бог «говорил».
Пути человека к Богу
Человек живет в природной «коробке», которая заключает его в стены времени и пространства. Вне этой коробки лежит сверхъестественное, и иногда в глубине души человек знает, что оно там есть. Но сам он не может узнать ничего точного об этом. Поэтому приходит кто-то и говорит: «Мы должны познать сверхъестественное — мир, который там, снаружи». И рождается новая религия. Те, кому интересно, подбираются к границам коробки, достают свои умственные напильники и пытаются сделать отверстие — через которое они могли бы выползти или хотя бы взглянуть наружу и открыть секреты иного мира.
Так, в образном плане, происходит всегда. Буддист говорит, что, если вы постараетесь и проникнете умственно в нирвану, вы вдруг окажетесь вне коробки. Так вы превзойдете естественное и найдете свой путь в сверхъестественное. Мусульмане говорят, по сути, то же самое, только другими словами. Так обстоит дело и с другими религиями — зороастризмом, индуизмом, конфуцианством и прочими. Все они — попытки человека бежать из естественного в сверхъестественное, выбраться из коробки. Но проблема в том, что человек не может выбраться из нее сам.
Путь Бога к человеку
По определению, физический человек не может убежать в сверхъестественное. Мы не можем войти в религиозную телефонную кабину и превратиться в супермена. Мы не можем сами или самостоятельно превзойти наше естественное существование. Для того чтобы что-либо узнать о Боге, мы не должны бежать, или карабкаться, или выдумывать, или вырабатывать наш путь к Нему; это может произойти, только если Он придет к нам, заговорит с нами. Мы не можем сами по себе понять Бога больше, чем способно понять нас самих насекомое, которое мы держим в руке. Не можем и мы опуститься до его уровня или общаться с ним. Но Бог может спуститься до нашего уровня, Он может общаться с нами. И Он делает это.
Бог стал человеком Сам и вошел в нашу «коробку», чтобы рассказать нам о Себе более полно и детально, чем Он был способен сделать даже через Своих пророков. Он дал не просто божественное откровение, но личное божественное откровение в самом буквальном, совершенном и чудесном виде. Все религии человека отражают его попытку выбраться из коробки. Но послание христианства заключается в том, что «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10).
Когда Бог проник в «коробку», Он сделал это в человеческом облике, как Человек, и имя этого человека — Иисус Христос. Такова разница между христианством и любой другой религией мира. Вот почему люди довольно неразумны, когда говорят: «Не важно, во что вы верите и какой религии следуете». Есть большая разница. Все религии — это попытка человека открыть для себя Бога. А христианство — это Бог, Который вошел в человеческий мир и показал и рассказал человеку, каков Он, Бог. Так как человек сам по себе не способен определить, постичь или понять Бога вообще, Богу пришлось войти в мир человека и говорить с ним о Себе. Прежде всего Он сказал нам, что придет.
В пророках: много путей
Он сделал это словами Ветхого Завета. Он использовал пророков-людей как орудия, но Сам стоял за ними, просвещая их и наделяя силой. Деисты учат, что Бог сотворил мир, а потом удалился, оставив его действовать сам по себе. Но Бог не удалился от Своего творения; и Он не отстранился от нашего мира. Истинный и живой Бог, в отличие от ложных рукотворных богов, не нем и не равнодушен. Бог Писания, в отличие от безликой «Первопричины» некоторых философов, не молчит. Он говорит. Сначала Он говорил в Ветхом Завете, который не просто сборник мудрых мыслей древних людей, но голос Божий.
Обратите внимание на то, как говорил Бог ранее: многократно и многообразно. Автор в оригинальном языке использует игру слов: «Бог, polumerōs и polutropōs…» Эти два греческих слова интересны. Они означают, соответственно, «во многих разделах» (как в книгах) и «многими разными способами». В Ветхом Завете много книг — тридцать девять. Во всех этих многих разделах (polumerōs) и многими способами (polutropōs) Бог говорил с людьми. Иногда это было видение, иногда притча, иногда прообраз или символ. Существует много разных способов, которыми Бог говорил в Ветхом Завете. Но это всегда говорил Бог. Даже слова, произнесенные людьми или ангелами, включены туда потому, что Он хотел, чтобы мы их знали.
Люди использовались — использовались их умы и личности, но их полностью контролировал Божий Дух. Каждое слово, которое они писали, было словом, которое Бог хотел написать, и Он радовался их писаниям.
Многообразно включает в себя многие литературные жанры. Некоторые части Ветхого Завета — проза. Другие — поэзия, написанная красивым еврейским слогом. «Многие способы» также включают в себя многие типы содержания. Некоторые из них — закон; другие — пророчества; есть среди них поучения, этические и моральные; есть предупреждения; есть ободрения, и так далее. Но всё это говорит Бог.
Прогрессивное откровение
Однако каким бы прекрасным, важным и авторитетным ни был Ветхий Завет, он фрагментарен и не полон. Его составляли на протяжении около полутора тысяч лет сорок с лишним авторов — из многих разных фрагментов, каждый со своей собственной истиной. Он создавался и рос, истина за истиной. Этот процесс мы называем прогрессивным откровением. То есть Бытие сообщает нам некоторые истины, а Исход дает какие-то последующие. Истина созидается, созидается и созидается. В Ветхом Завете, в то время, Богу было угодно передавать Свою благодатную истину иудеям устами Своих пророков — многими разными способами, формируя Свое откровение прогрессивно от меньшей к большей степени света. Откровение формировалось не от заблуждения к истине, а от неполной истины к более полной. И оно оставалось неполным, пока не был завершен Новый Завет.
Итак, божественное откровение, идущее от Ветхого Завета к Новому, — это прогрессивное откровение. Оно шло от обетования к исполнению. Ветхий Завет — это обетование; Новый Завет — это исполнение. Иисус Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков (то есть Ветхий Завет): не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Его откровение двигалось от обетования к исполнению. Фактически, сам Ветхий Завет ясно показывает, что люди веры, которые писали его, верили в обетование, которого еще не понимали. Они верили в обетование, которое еще не исполнилось.
Позвольте мне подкрепить эту мысль несколькими стихами. В Евреям 11 говорится о многих великих святых Ветхого Завета. «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного» (Евр. 11:39). Иначе говоря, они никогда не видели исполнений обетования. Они предвидели то, что случится, не видя его полной реализации. Петр сообщает нам, что ветхозаветные святые не понимали всего из того, что писали. «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес» (1 Пет. 1:10–12).
Мы должны, конечно, ясно понимать, что Ветхий Завет не был ни в коей мере ошибочным. Но в нем было развитие духовного света и моральных стандартов, пока Божья истина не была отточена и не получила своего окончательного выражения в Новом Завете. Это различие не в ценности откровения — в его правильности или ошибочности, а в его полноте и времени. Как детей сначала учат буквам, потом словам, потом предложениям, так и Бог давал Свое откровение. Он начал «книжкой с картинками» — прообразов, церемоний и пророчеств, а потом перешел к окончательному завершению в Иисусе Христе и Его Новом Завете.
Дело становится яснее. Давным-давно Бог говорил с отцами, ветхозаветным народом, нашими духовными предками — и нашими физическими предками, если мы иудеи. Он даже говорил с некоторыми из наших языческих предков. Он обращался к ним через пророков, Его вестников. Пророк — тот, кто говорит с людьми от имени Бога; священник — тот, кто говорит с Богом от имени людей. Священник приносит человеческие проблемы Богу; пророк приносит Божье послание людям. И те, и другие, если они истинные, исполняют поручение Бога, но их служения достаточно разные. В Послании к евреям много говорится о священниках, но в открывающем его стихе речь идет о пророках. Святой Дух устанавливает божественное авторство Ветхого Завета, его точность и его авторитет через тот факт, что он был дан и доставлен нам Божьими пророками.
Эта истина утверждается на протяжении всего Нового Завета. Петр, например, сообщает нам, что «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (1 Пет. 1:21). «Пророчество» в данном тексте обозначает Ветхий Завет. Ни один человек — автор Ветхого Завета — не писал по своей собственной воле. Он направлялся Святым Духом.
Павел также говорит нам, что «всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16). Всё Писание дано по вдохновению от Бога. В Американском стандартном переводе Библии написано: «Всякое писание, вдохновленное Богом, также полезно» — что предполагает: не все слова Писания вдохновлены Богом. Но всё Писание полностью, а не только частично, богодухновенно. Бог не спрятал Свое Слово за человеческими словами, предоставив Своим творениям своими силами решать, что к чему. Ветхий Завет — только часть Божьей истины, но не Его истина только отчасти. Это не Его полная истина, но полностью Его истина. Это Божье откровение, Его прогрессивное откровение, готовящее Его людей к пришествию Его Сына, Иисуса Христа.
В Сыне: один способ
…В последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил (Евр. 1:2).
Божье полное, совершенное откровение ждало пришествия Его Сына. Бог, Который имел обыкновение говорить многими разными способами через многих разных людей, наконец заговорил одним способом, через одну Личность, Своего Сына Иисуса Христа.
Весь Новый Завет сосредоточен вокруг Христа. В Евангелиях рассказывается Его история, послания комментируют ее, а Откровение повествует о ее кульминации. От начала и до конца Новый Завет — это Христос. Ни одному из пророков не была дана полная Божья истина. Ветхий Завет был дан многим людям, кусочками, частями и фрагментами. Иисус же не просто доставил нам, но Сам стал полным и окончательным Божьим Откровением.
Пришествие «в последние дни сии»
Есть несколько способов истолкования фразы в последние дни сии. Она может относиться к последним дням откровения. Или она может означать, что это — последнее откровение во Христе, к которому нельзя ничего добавить. Или же может значить, что в последние дни откровения оно пришло через Божьего Сына. Но я думаю, что автор делает мессианскую ссылку. Выражение «последние дни» было очень знакомо иудеям того времени и имело конкретное значение. Когда иудей видел или слышал эти слова, ему немедленно приходили на ум мессианские идеи, потому что Писание обещало, что в последние дни придет Мессия (Иер. 33:14–16; Мих. 5:1–4; Зах. 9:9, 16). Так как это послание было написано прежде всего для иудеев, мы будем истолковывать данное выражение в таком контексте.
Женщина у колодца, хоть она и была самарянкой, сказала Иисусу: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам всё» (Ин. 4:25). Она знала, что, когда придет Мессия, Он явит полное и окончательное откровение Божье — что Он воистину и сделал.
Автор, таким образом, говорит: «В эти обещанные последние дни Мессия (Христос) пришел и произнес окончательное откровение Бога». Иисус пришел «в последние дни сии». К сожалению, собственный народ Мессии отверг Его и Его откровение, так что исполнение обетований последних дней еще полностью не реализовалось.
Истинное и полное откровение
Ветхий Завет был дан частями. Ною была явлена четверть мира, из которой придет Мессия. Михею — город, в котором Он родится. Даниилу — время Его рождения. Малахии — предтеча, который придет перед Ним. А Ионе был послан символ Его воскресения. Каждая из этих частей откровения была истинной и точной; каждая была связана с другими тем или иным образом. И каждая так или иначе указывала на Мессию, Христа. Но только в Самом Иисусе Христе всё было объединено и сделано целым. В Нем откровение было полным и окончательным.
Так как это откровение полное, добавлять что-либо к Новому Завету — богохульство. Добавлять к нему «Книгу Мормона», или «Науку и здоровье», или что бы то ни было еще, претендующее на звание Божьего откровения, — богохульство. «Бог в эти последние дни завершил Свое откровение в Своем Сыне». Оно было окончено. В конце Книги Откровение нас предупреждают, что, если мы добавим что-либо к нему, нас ждут язвы и что, если мы отнимем что-либо от него, наше участие в древе жизни и в святом городе будет у нас отнято (Отк. 22:18–19).
В первых полутора стихах Послания к евреям Святой Дух утверждает превосходство Иисуса Христа над всем Ветхим Заветом, над посланием Ветхого Завета, над его методами и его вестниками. Вот к чему эти иудеи, верующие и неверующие, должны были прислушаться.
Итак, здесь утверждается превосходство Иисуса Христа. Он более велик, чем пророки. Он более велик, чем любое откровение Ветхого Завета, потому что Он — воплощение всей этой истины, и даже более того. Бог полностью выразил Себя во Христе.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Толкование книг Нового Завета. Послание к евреям предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других