1. книги
  2. Эзотерика / оккультизм
  3. Димитрий Геваль

На пути к пробуждению, или Ламрим по-русски

Димитрий Геваль
Обложка книги

Знания автора в этой теме бессмысленно измерять годами, был испытан опыт пробуждения (один из его уровней), и снова возвращение-вовлечение в суету, проанализированы несколько направлений и учений. В очень краткой и доступной форме рассказано и показано для тех кто… Как говорится, имеющий уши да услышит.Главная ценность этой книги, конечно же, в другом. Прочитав, есть шанс это узнать. Как говорил один человек, ценность таких учений выше миллионов планет, осыпанных алмазами. Проверяйте!

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «На пути к пробуждению, или Ламрим по-русски» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Капля дёгтя в бочке мёда, о страдании и освобождении

Счастья ведь хочется, правда? Но ты же умрёшь, и как тебе с этим живётся? А твои родители умрут раньше тебя, может быть, их уже не стало, как моих родителей. Как тебе с этим?

Приносит ли это страдание или, может быть, уже принесло? Или забыто и кажется, что уже не приносит страданий?

Я и в то время, когда мои родители были живы и относительно здоровы, еще не думая, конечно, об их уходе, заметил, что как-то стало нелегко жить, начались сравнения с тем, что было 10—20 лет назад, и тогда, конечно, было живей, реальней, легче, вкусней, трава зеленей, небо голубей и много ещё подобных сравнений и эпитетов.

Всё, что было 10 лет назад и ранее, вполне себе можно назвать молодостью или детством относительно сегодняшнего момента именно в плане свежести ощущений. Вот и я это заметил и стал искать путь «возврата в детство» именно в том смысле, в котором говорил учитель И: «Будьте как дети, ибо их есть Царствие Небесное».

А это как раз о том, что дети еще не успели набрать на себя груз ответственности, ожиданий, желаний и страхов, нереализованных и забытых фантазий и, соответственно, им легче получить особое состояние, то, что сейчас я называю «пробуждением», и то, что тогда за неимением иных слов называли Царствием Небесным (метафорическое описание состояния).

Абсолютно такая же концепция описана в учении Будды под названием 4 благородные истины:

— существует страдание;

— существует причина страдания — сильное (вовлечённо омрачающее сознание) желание;

— существует прекращение страдания — Ниббана (её в просторечии называют Нирвана, Царствие Небесное — полный аналог);

— существует путь, ведущий к прекращению страдания (Восьмеричный Путь).

Кстати, достаточно очевидно, не находите? Если существует прекращение страдания, то есть и некий путь, ведущий к этому. Как, впрочем, и логично, что раз есть страдание, то есть и причина страдания. Эти 4 благородные истины очень похожи на медицинский диагноз и путь к излечению, ведь сначала нужно диагностировать болезнь (в данном случае страдание), потом понять, что эта болезнь излечима, и дать схему лечения. В этом плане, конечно, очень чётко, ясно и понятно Будда выразился, без всяких вокруг да около.

Правда, даже в объяснении этих терминов из 4-х благородных истин есть очень тонкие нюансы, которые, с одной стороны, были несколько утрачены и искажены в некоторых, но не всех буддийских школах, а с другой стороны, всё очень и очень индивидуально. И на этом стоит остановиться подробно, но сначала давайте поэтому попробуем прояснить термины (насколько это возможно). Ведь мы хотим счастья, верно? А не зная, что такое страдание, как от него избавиться и получить искомое счастье?

Важное отступление о контекстах и подтекстах, касающееся всего содержимого книги в целом.

Нужно учитывать, что язык не в состоянии передать абсолютно то, что было задумано, поскольку язык передает образы, смыслы, в ограниченном объёме. Даже несмотря на то что послания таких мастеров слова, как учитель Б. и учитель И., до сих пор приносят пользу, достаточно и разночтений, и злоупотреблений, даже несмотря на всех их попытки минимизировать искажения (вот почему учитель И. говорил притчами, объясняя причину этого, впрочем, уже другими притчами).

Я не такой мастер слова, тем не менее тоже, во-первых, попробую не забыть использовать метафоры в своем тексте, а во-вторых, рекомендую не забывать, что любая фраза или обсуждаемая тема важны в своём контексте (смысловом, предварительно созданном окружении).

Пример контекста, который, казалось бы, мало относится к теме и, может быть, даже незаметен.

Видите, я выше упоминал учителей: И и Б, вначале, кстати, писал с большой буквы Учитель, потом исправил и стал писать учитель. Кто-то скажет: «Ах, негодяй, не уважает настоящих авторитетов, показывает тут своё эго — и вообще… пошло-поехало» (можно обвинить во всех грехах). Я же в этом конкретном случае имел в виду то, что было сказано обоими учителями, один сказал: «Не сотвори себе кумира», а другой: «Увидишь будду, убей будду».

Это значит: проверяй всё знание на своей личной практике, не понимай его буквально, иначе чужое, даже самое авторитетное мнение, понятое буквально, приведёт к большим проблемам и искажениям. И вот поэтому в одном месте я могу писать учитель, имея в виду необходимость самому всё проверять на практике, а в другом — Учитель, дабы показать реальные заслуги Учителя и ценность его Учения (если Учение было реально понято и применено конкретным человеком).

Впрочем, моя книга — это не пособие по Учениям Учителей И. и Б., хотя признаю, что много учитывалось, да и, чего уж говорить, без изучения их Учений эта книга не была бы написана.

Впрочем, специально не собираюсь тут зашифровывать всякие такие неочевидные контексты, это, по сути, просто пример, чтобы по любой написанной информации учитывать: она не истина, но указатель. Поймёшь ли ты это указание, пойдёшь ли по нужному пути, с одной стороны, конечно, зависит от меня, насколько хорошо и подробно буду описывать, но, с другой стороны, не менее зависит и от тебя. Правильно ли поймёшь контексты и остальные принципы?

Богатые богатеют, а бедные беднеют.

«Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет».

Кто имеет, это и есть те избранные, о которых было сказано выше. Объяснить всем, кто читает, невозможно ввиду необходимости понимать контексты сказанного, поэтому да, «много званых, да мало избранных».

Кто-то скажет: «Да ладно, давай нам технологию пробуждения, что ты тут про какие-то контексты рассказываешь, к чему эти путаницы и заморочки?»

А вот к чему: если я опишу своими словами технологию пробуждения (да, есть такая), то это будет довольно ограниченное знание, которое мало кому поможет и проживёт, скорей всего, не сильно долго (ведь меняется язык, меняются термины, меняются и люди). И если механически научить людей (предположим, что такое возможно), мало того что, получив «пробуждение», они могут через какое-то время вернуться/откатиться в своё предыдущее состояние (так как необходимая гибкость, для того чтобы постоянно быть в состоянии пробуждения, чаще всего есть у тех, кто лавирует в разветвлениях смыслов и в контекстах), не говоря уж о том, что кого научат эти люди? И чему? Вдруг начнут буквально повторять то, чему были научены ранее. Ай-ай-ай и ой-ой-ой в таком случае.

Как думаешь, почему упоминалось, что учитель Б. в итоге несколько тысяч направлений путей и практик давал людям, в зависимости от их индивидуальностей, вот уж действительно был мастер контекстов! Об этом, конечно, ещё будет упоминаться далее, почему всё так индивидуально, с объяснениями на довольно простых примерах.

Сейчас же необходимо и достаточно понимать, что не нужно верить ни единому слову из этой книги:-)

Иначе может получиться, как в этом примере:

Есть старый английский анекдот о монахах-переписчиках книг.

Молодой монах пришёл однажды к отцу-настоятелю и сказал:

— Отче, почему мы переписываем наши священные книги всякий раз с предыдущей копии? Ведь, если в неё вкралась ошибка, братья будут повторять её снова и снова! Не разумнее ли копировать текст по самым древним манускриптам?

Настоятель монастыря взвесил эти слова и пришёл к выводу, что монах прав. Взяв свечу, он удалился в библиотеку, чтобы сверить последние копии Писания с самым старым фолиантом, имевшимся в монастыре. Уже через час монахи услышали его ужасающие крики и сбежались посмотреть, что случилось.

Отец-настоятель громко плакал и кричал, ударяясь об стол головой и повторяя:

— Не celibate, а celebrate (не «целибат» — обет безбрачия, а «праздновать»).

Так что имеет смысл проверять, читая мои слова, есть ли при этом связь с первоисточником. Если же понимать буквально, кто ж его знает, какой ещё celebrate превратится в celibate.

Надеюсь, подсказка понятна.

А пока же вернёмся к теме этой главы — к страданию.

В контексте темы этой книги страдание — это очень широкое понятие: это и «серьёзные» страдания (потеря людей в прямом и переносном смысле), физические страдания, моральные страдания (например, от несправедливости бытия), то есть страдания, вызывающие серьёзную эмоциональную реакцию, как правило, негативной окраски (боль того или иного рода).

Однако помимо этого есть, на первый взгляд, неочевидный класс страданий, их можно назвать «несерьёзными» и даже умозрительными, но, возможно, это более коварный и даже более опасный класс страданий по своему эффекту.

Любого рода неоправданные ожидания (хотели одно, не получили) — это как раз и получили каплю дегтя в бочке мёда, казалось бы, даже и незаметную на первый взгляд. Вроде бы мелочи, что тут такого, ведь вся жизнь состоит из таких вот мелких неоправданных ожиданий, ведь не бывает всегда так, как хочешь, не правда ли?

Но вот именно мелкий масштаб таких «капель» и действует особенно вредно и глубоко, выводя человека из состояния ребёнка, когда не было забот и хлопот, ребёнок мог бежать, идти куда хотел, заливаясь смехом и излучая радость и ясность. И по мере взросления, когда не получал ту или иную игрушку, получал тот или иной отказ, то в эту бочку мёда капали капли дёгтя по одной (разочарования, огорчения, выводы, реакции).

И в итоге получается в большей степени бочка дёгтя вместо изначальной бочки мёда.

По сути, этот дёготь хранится в подсознании (и/или переходит на уровень тела), как правило, человек не замечает этого явно, так как все эти результаты неоправданных ожиданий погрузились глубоко благодаря защитным механизмам психики. Это подобно фоновым программам в операционной системе, они работают, ничего не отображая на экран и вроде ничего не делая, но при этом могут забирать до 100% мощности процессора.

Следовательно, если «убрать» этот дёготь, мы снова получим бочку мёда в первозданном виде. И это можно будет назвать неким первым этапом пробуждения.

Звучит вроде бы просто: убираем лишнее, оставляем идеал.

И да, и нет.

Не стоит забывать о том, что «ум», вот этот самый вычислительный процессор, работающий 24/7, уже воспринимают всю систему действий, реакций человека как некую норму. Любое вмешательство будет восприниматься как некое опасное действие, которое может разрушить целостность этой системы.

Именно о том, как работать с разного рода страданиями, как убрать все эти капли дёгтя, и будет упрощённо рассказано в дальнейших главах.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я