Закалённые войной. Рассказы и повести из цикла «Ваш подвиг бессмертен»

Дмитрий Валерьевич Корнеев

Книга «ЗАКАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ» повествует о женщинах и девушках, жизнь которых резко изменилась с объявлением войны. Наравне с мужчинами лицом к лицу они встречали врага, работали в медицинских госпиталях, трудились на оборонных заводах, выживали в осажденных городах и деревнях! Это было поистине страшное время! Цель моей книги – не только рассказать о войне, но и донести до читателя безмерную преданность советских людей нашей великой Родине, что особенно актуально и в нынешнее неспокойное время…

Оглавление

Фронтовые дороги

В годы войны огромное значение имели фронтовые и прифронтовые дороги. По ним к линии фронта передвигались части и соединения советских войск, подвозились боеприпасы, техника и продовольствие, а с линии фронта — в тыл, вывозили раненых бойцов. На одном из таких важнейших участков дорог служила регулировщицей Мария Шакшанова.

Летом 1941-го под непрекращающимися бомбежками немецко-фашистской авиации, Маша вместе с отцом благополучно переправилась на плоту через реку Днепр. Отца вскоре призвали в армию, а Маша осталась одна. Узелок, в котором хранились одежда и продукты на первое время, был потерян: нужно было как-то выживать! Девушка чистила аэродромы, копала окопы. Вскоре наступила осень. Так как одежды у нее никакой не осталось, то переодеться в сухое и чистое она не могла, поэтому вскоре заболела. Однако мир не без добрых людей! Машу пожалели и отправили в госпиталь. Спустя некоторое время она стала работать в этом госпитале — ухаживала за ранеными бойцами.

2 мая 1944-го девушка призвали в ряды действующей армии и направили на 4-ый Украинский фронт в распоряжение Военно-автомобильной дороги №37. Первое время она работала регулировщицей. У них были свои будки, в которых размещались планы, схемы дорог и местности. На одном посту дежурили по 2 человека. Как правило, одна девушка находилась в будке, другая — с повязкой и флажками была у дороги. В обязанности регулировщиков входило указание направления движения для транспортных средств, а так же объяснение водителям: как и куда нужно ехать. Красный флажок означал — «Внимание», желтый — «Можно проезжать».

31 июля 1944-го Маша на «отлично» окончила курсы младших командиров при Военно-автомобильной дороге №37 с присвоением звания сержант. После окончания курсов девушку направили служить начальником поста регулирования. Ей нужно было осуществлять проверку постов и участков дорог, а также следить за их удовлетворительным состоянием, чтобы не возникало аварийных ситуаций.

Зимой транспортные перевозки осложняли метели и снежные заносы, осенью и весной — разливы рек и дожди. Кругом были грунтовые дороги, в связи с этим: боеприпасы, горючее, продовольствие и другие материальные средства доставляли не только на автомашинах, но и тракторами, боевыми машинами, вездеходами и на лошадях. Если на дороге случалась непредвиденная ситуация, регулировщицы должны были остановить транспорт и ликвидировать аварию, а в случае необходимости — помочь пострадавшим: оказать первую медицинскую помощь, отправить в госпиталь.

Во время войны существовал такой закон: если транспорт по сигналу не останавливался — регулировщик стрелял вверх. Если же и после этого предупреждения машина не останавливалась, то регулировщик имел право производить выстрел по колесам. Порой бывало, останавливали машину, но та проезжала мимо: срочно везла патроны и снаряды к линии фронта. Девушки-регулировщицы все понимали и не стреляли, нарушая, таким образом, свою инструкцию.

На войне в первую очередь нужно было помогать раненым. Самые ужасные воспоминания у Маши были связаны с Западной Украиной, а именно с переправой через горный хребет. На многие километры через перевал вела всего лишь одна-единственная подвесная дорога. Непрекращающиеся обстрелы и обвалы требовали постоянного ремонта подвесной дороги. Недалеко от этой дороги размещался военный госпиталь, который обстреляли и разбомбили немецко-фашистские войска! Сколько стонов и криков, крови и искореженного металла, убитых и раненых бойцов видела там Маша…

Когда девушка оказалась на территории Польши, то была очень удивлена: она как будто попала в другой мир. У нас дороги грунтовые, кругом топи да болота, а там — асфальт, крыши домов выложены черепицей! Правда местные жители ей не понравились: какими-то они были недоброжелательными — даже воды девчатам попить не дали!

Из Польши ее военный путь лежал в Германию. Маша вспоминала, как приходилось сопровождать премьера Чехословакии на Ялтинскую конференцию. Несмотря на то, что они добирались объездными дорогами, избежать страшного обстрела не удалось: немецко-фашистская разведка уже знала маршрут их движения. Невзирая на все это, операция прошла успешно: премьер Чехословакии прибыл на пункт назначения, Ялтинская конференция состоялась.

В апреле 1945-го Маша получила ранение и была отправлена в госпиталь в город Львов. Девушка демобилизовалась только в сентябре 1945-го. Когда она наконец-то добралась до своего родного города, выяснилось, что ее отец погиб в боях под Одером. Так Маша стала жить вдвоем с матерью. Чтобы получить хлебную карточку и не голодать, девушка устроилась работать счетоводом в налоговый отдел при «Гор-фин-отделе».

Так прошла фронтовая юность Марии Шакшановой — обычной девушки, которая не дрогнула перед лицом грозного врага и как могла, защищала свою Родину!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я