В обычной российской школе появляется новый предмет "Правдоведение". На этих уроках учеников учат отделять правду от лжи. Кто знал, что такое благородное дело могло привезти к трагедии?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Правдоведение» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Я смотрел в окно. За окном проходила широкая городская улица. По этой улице туда-сюда сновали автомобили. Я повернул голову и посмотрел на класс. Звонок прозвенел пару минут назад, но никто не хотел смотреть на меня. Каждый из подростков был занят своим делом. Кто-то что-то писал в тетради. Кто-то негромко переговаривался. Кто-то также как и я уставился в окно.
Я негромко кашлянул и обратил на себя внимание класса.
–Здравствуйте дети! — сказал я.
–Здравствуйте Алексей Григорьевич — услышал я нестройный хор голосов.
–Это наш третий урок и не все запомнили, как меня зовут. Меня зовут — Алексей Геннадьевич Пухов. Я Ваш учитель по новому предмету, который будет называться «Правдоведение».
–Природоведение? — спросил рыжий мальчик, сидевший на второй парте в среднем ряду.
–Нет. Природоведение изучает природу. А мы будем учиться отделять правду от лжи. Сегодня собрался почти весь класс в отличие от двух предыдущих уроков. Именно поэтому начнём перекличку. Вы будете вставать, и представляться, а я буду отмечать Вас в журнале. Начнём с первой парты, первого ряда начиная от окна. Пожалуйста, начинай — сказал я девочки сидящей в первом ряду. У меня всегда была плохая память на лица, поэтому я пытался запомнить людей по их волосам.
Девочка была ниже среднего роста. На голове у неё были длинные чёрные вьющимися волосы. Она была красивой девочкой, но внешность портили большие очки на пол-лица.
«Наверное, проблемы со зрением, вот и пересадили на первую парту» — подумал я.
–Осокина Светлана — тихо сказала девочка.
–Пожалуйста, говори громче, а то тебя не слышно на последней парте — попросил я.
–Осокина Светлана — сказала девочка немного громче.
–Соскина! — сказал рыжий мальчик. Похоже, он был заводила в классе.
–Молчи уже Сорин-засорен! — сказала девочка, сидящая рядом с Осокиной.
–А теперь представься ты — попросил я её.
–Гусева Оксана — сказала она.
Девочка была довольно высокая и плотная. На голове у неё были светло-русые волосы, убранные в аккуратный пучок. Она явно загораживала собой другие ряды. Но я понимал, почему она сидела впереди. Похоже, это была такой же заводилой, что и Сорин.
Дети стали представляется, а я отмечал их фамилии в журнале. Я силился их запомнить, пытаясь сопоставить фамилии и внешность, но очень быстро бросил эту затею. Из всего класса я запомнил только этих троих.
Наконец дети закончили перекличку, и я отметил почти все фамилии в журнале. Оставалась только одна фамилия.
–А где Соколов? — громко спросил я.
–В туалете — ответил Сорин.
–А что он там делает? Проблемы с пищеварением? — стал допытываться я.
–Курит, наверное — сказал Гусева.
Сорин погрозил ей кулаком. А Гусева в ответ высунула язык.
–Ладно. Я сейчас схожу за Соколовым. А вы дети сидите и никуда не уходите — сказал я.
–Мы не дети — серьёзно сказал мальчик, сидящий на первой парте, и поправил свои очки. Это был мальчик среднего роста с тёмно-русыми волосами. На лице у него были стильные модные очки, в довольно дорогой оправе.
–Ладно, девушки и молодые люди. Я вернусь через пять минут. Никуда не разбегайтесь, а то ЕГЭ не сможете сдать. —
Я вышел из класса в школьный коридор. Коридор был пуст, все дети были на уроках, поэтому шум моих шагов громко разносился по коридору. Я прошёл коридор и завернул в школьный туалет. Меня сразу окутал табачный дым. Школьники, несмотря на запрет, умудрялись здесь курить. Рядом с окном стоял парень ростом метр семьдесят пять. У него были короткие тёмные волосы. Со спины его вполне можно было принять за взрослого. Но на лицо это был подросток с едва пробивающимся пушком над верхней губой. Он стоял у окна и задумчиво пускал дым в открытое окно.
–Ты Соколов? — спросил я.
–А Вам то что? — сказал он, равнодушно скользнув по мне взглядом.
–Я твой новый учитель по «Правдоведению» — сказал он.
–Ну и что. Я на Ваши уроки всё равно ходить не буду.-
–Если ты не ходишь на уроки, то зачем ходишь в школу?-
–Друзья здесь.-
–И ты готов их ждать сорок минут? Можно пойти домой и там подождать.-
При слове «домой» его плечо непроизвольно дёрнулось. Похоже, дома у него были проблемы.
–Я лучше здесь подожду — флегматично ответил парень.
–Много куришь? Я когда-то тоже в школе начал курить. Сначала по паре сигарете в день, а потом по три пачки в день выкуривал.-
–Мне одной пачки на два дня хватает.-
–А как ты сигареты в магазине покупаешь. Наверное, паспорт спрашивают?-
–Знакомый дядьке себе берёт, ну и мне перепадает.-
–Поди, не бесплатно берет? Сколько отдаёшь?-
–А тебе то что?-
–Могу тебе с этим помочь — сказал я и увидел пустую банку из-под пива, стоящую за унитазом.
–Как? — спросил он внимательно глядя на меня. В его взгляде появилась заинтересованность.
–Просто. Ты даёшь мне тысячу рублей, и я тебе в течение месяца покупаю пиво и сигареты. Не забесплатно конечно.-
–Да ты гонишь! —
–Ну, как знаешь — сказал я, демонстративно поворачиваясь к нему спиной.
–Подожди! А тебе это зачем?-
–Заработать, конечно. Учительская зарплата маленькая, а тысяча рублей в месяц совсем не помешает — сказал я, снова поворачиваясь к нему лицом.
–Ты, Вы серьёзно?-
–Вполне. Только у меня одно условие. Ты будешь посещать все мои уроки. Согласен? — спросил я, протягивая руку для рукопожатия.
–Согласен! — сказал он, пожимая протянутую руку.
–Хорошо. Давай тысячу рублей, и пойдём на урок — сказал я, протягивая руку.
–А Вы не обманете?-
–Если я тебя обману, то лишусь хорошей прибавки к учительской зарплате. Ты же не собираешься бросать пить и курить?-
–Нет.-
–Ну и я не собираюсь бросать работу. Так что эта сделка выгодна нам обоим.-
Он положил тысячу рублей в протянутую мной руку.
–Хорошо. А теперь пошли на урок, чтобы никто ничего не заподозрил — сказал я, опуская купюру в карман.
Мы вышли из туалета и направились в класс. Из класса доносился шум и гам, который хорошо было слышно в коридоре даже за закрытыми дверьми.
–Здравствуйте дети! — громко сказал я, открывая дверь.
Школьники сразу стихли и удивлённо посмотрели на Соколова, зашедшего за мной.
–Соколов садись на место.-
Соколов послушно прошёл между рядов и сел за последнюю парту.
–Итак, ребята. Давайте начнём урок с повторения пройдённого материала — сказал я.
Ребята сразу уставились в свои тетради, чтобы не встретиться со мной взглядом. Руку потянула девочка с иссиня чёрными волосами. Она была среднего роста, и одета в простое, но опрятное платье.
«Наверное, местная отличница, а семья бедная» — подумал я глядя на неё.
–Ты хочешь отвечать? Извини, но я ещё не запомнил, как тебя зовут — сказал я, указывая на неё рукой.
–Сафина Эльвира.-
–Хорошо Эльвира. Иди к доске отвечать.-
Она подошла к доске.
–На прошлом уроке мы изучали три вида существующей лжи. Первая ложь — это ложь в собственных интересах. Вторая ложь — это ложь в интересах других людей. Третья ложь — это спонтанная ложь.-
–Хорошо. А чем отличаются эти виды лжи?-
–Первая ложь направлена на личную выгоду человека. То есть он лжёт, чтобы получить что-то для себя. Это ложь довольно убедительная и ей легче всего обмануть. От второй лжи выгоду может получить не сам лжец, а кто-то другой. Эта ложь уже менее убедительная.-
–А что насчёт третьего вида лжи?-
–Эта ложь самая убедительная. Человек не хочет, но вынужден солгать, когда попадает в чрезвычайные обстоятельства.-
–Хорошо. Приведи пример такой лжи?-
–Например, я хочу обмануть Вас и придумываю ложь.-
–А конкретней? Как и почему ты хочешь меня обмануть?-
–Например, я опаздываю в школу. Прихожу на урок, а Вы спрашиваете меня, почему я опоздала. Мне придётся оправдываться и что-то придумывать.-
–Правильно. Но ты ведь можешь опаздывать каждый день, и каждый день тебе придётся придумывать новую историю.-
–Да, но эта ложь уже не будет спонтанной.-
–Почему?-
–Потому что я уже буду знать, что сказать Вам и как я буду отвечать на Ваши вопросы.-
–Вот именно. Спонтанная ложь тем и хороша, что она произноситься на адреналине. Мозг работает очень быстро, пытаясь найти выход из трудной ситуации. Такая ложь действительно самая правдоподобная, но любые наводящие вопросы могут разрушить конструкцию этой лжи. А вот уже первый тип лжи не выглядит такой правдоподобной. Да, она менее убедительна, но её труднее разрушить наводящими вопросами. Хорошо садись на место Эльвира.-
Эльвира села на своё место.
–Итак, ученики приведите пример спонтанной лжи.-
–Когда просят позвонить, чтобы телефон забрать — сказал мальчик в красивых очках.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Правдоведение» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других