«Абсолютная истина настолько проста, что ее можно разместить на грани изумруда» (Гермес Трисмегист). И на поиски этой истины человечество потратило свою историю. На этот алтарь легли жизни великих мыслителей и философов. Написаны тысячи книг, сформулировано множество удивительных идей. На это великое дело ушла и моя жизнь. В этой тонкой книжечке главное, что я знаю о Человеке и Мире. О прошлом, будущем и Пути. Вам судить, чего достоин этот текст.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путь живых предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Как это работает
Напомню, главная идея в том, что уровни действуют отдельно и человек переключается между ними. То есть, если надо решить сложную задачу, включается третий уровень, поболтать с симпатичной девушкой — второй, а забить гвоздь в стену — первый.
Так что оставим на время идеальные лаборатории и офисы. Нас ждет самая настоящая реальность! И для начала займемся психологическими консультациями. Любительскими, конечно. Настоящие психологи нас сразу разоблачат, мы ведь не выучили нескольких десятков нужных для этого слов:) Но мы постараемся с ними не встречаться, а возьмём в руки нашу схему и попробуем помочь семейной паре, которая пришла к нам с довольно типичной проблемой. Что же у них происходит?
В постели все в порядке, но жене все время кажется, что муж её разлюбил. Он подолгу задерживается на работе, а придя домой, садится за компьютер или смотрит футбол. Разговоры заканчиваются ссорами. Совсем не осталось той теплоты и заботы, которая была когда-то. А мужу скучно слушать бессмысленное, на его взгляд, щебетание жены; её затеи, вроде предложения пойти в кино посмотреть мелодраму, раздражают. Можно ли спасти эту семью и вернуть былую любовь? Сверимся со схемой наших уровней сознания. В семье необходим баланс на всех трех уровнях. На первом все в порядке: совместные дела, заботы по дому не вызывают напряжения. На втором жене не хватает взаимодействия: у мужа не получается поддерживать необходимый ей эмоциональный фон. На третьем уровне мужу скучно с женой: проблемы «изоляции транзакций» с ней обсудить нельзя по объективным причинам. А от вопросов покупки топового меча в любимой игре она отмахивается.
Так как женщине в этой ситуации не хватает эмоционального взаимодействия, то любое общение она стремится перевести на второй уровень. А это не только дружеская болтовня, но и, например, скандал. Мужчина же автоматически переводит общение на третий уровень, где находится место не только конструктивным поискам правильного решения, но и огульной критике. Таким образом, чтобы наладить семейную жизнь, мужчина сначала должен перейти на второй уровень, вспомнить, как надо заботиться о жене, говорить комплименты, веселиться с женой и переживать вместе с ней. А когда взаимодействие этого уровня будет налажено, женщина должна научиться слушать рассуждения мужа и стараться заинтересоваться если не транзакциями, то хотя бы покупкой нового меча и проблемами футбола. И главное — не смешивать уровни между собой: не сердиться из-за ошибок, не анализировать чувства, не пытаться с помощью эмоций заставить партнёра действовать и так далее.
Это, конечно, поверхностный анализ. Я привёл его только в качестве примера применения концепции уровней к семейной жизни. Когда мы дорисуем нашу схему до конца, с помощью нее можно будет разобраться и в более тонких нюансах. А пока попробуем применить ее к взрослению человека и кризисам в отношениях между детьми и родителями.
В первые два-три года жизни у ребёнка развивается первый уровень. Он учится осознавать свои потребности и затем действовать. У ребёнка в этом возрасте нет желаний и тем более мыслей. Он пользуется вторым уровнем родителей. Что мама ему покажет, то он и захочет. И когда включается второй уровень, в жизни мамы и ребёнка наступает кризис трех лет. У ребёнка появляются собственные желания. Но ни претворять их в жизнь, ни тем более контролировать он пока не умеет. Ребёнок может только требовать исполнения от мамы своих желаний, а мама и сама в растерянности. Механизм, с помощью которого она управляла ребёнком, формируя у него желания, больше не работает. Какое-то время мать и ребенок тратят, чтобы приспособиться к новым отношениям, и дальше до тринадцати-четырнадцати лет у ребёнка формируется второй уровень. Он учится реализовывать свои желания, отличать их от чужих, использовать чувства для выстраивания отношений и в конце начинает учиться их контролировать. Все это время ребёнок пользуется чужими мыслями. У него, конечно, появляются и какие-то свои, но они не участвуют в принятии решений. В это время ребёнка можно убедить в чем угодно. Принимать самостоятельные решения в соответствии со своими представлениям о том, что правильно, а что нет, ребенок может, начиная примерно с четырнадцати лет, и в этот момент родители теряют контроль над процессом воспитания во второй раз. Теперь уже нельзя просто вложить в голову ребёнка свои мысли, а договариваться они еще не научились. Можно никогда не справиться с этой ситуацией, так как часть людей практически не осваивает конструктивное логическое взаимодействие. Но если все идёт по плану, то примерно к двадцати четырем годам заканчивается формирование механизмов третьего уровня и человек получает возможность поступать так, как он считает правильным.
Глядя на эту схему, становится понятным, какую ошибку совершает мать, объясняя шестилетнему ребёнку, почему ему нельзя есть эту конфету, и рассказывая ему о возможных неприятных последствиях, а потом ругая его за то, что он всё-таки её съел. У ребёнка в принципе нет этого механизма: нет возможности решить, что есть конфету неправильно из-за возможных последствий для своего желудка. Он может, например, хотеть съесть конфету, но не хотеть огорчать маму. Тогда у него есть возможность сделать выбор.
А можно оставить пока психологические проблемы и попробовать себя в роли историка или футуролога и заняться по-настоящему глобальными вопросами. Глядя на современное общество, мы видим, что оно находится в экономическом и политическом тупике. Погоня за прибылью разрушает нашу планету, а развивающиеся способы манипуляции общественным сознанием делают бессмысленными демократические процедуры. Обществу нужна новая система управления. Как быть? Вернуться к монархии? Строить коммунизм? Продолжать жить в том, что есть, и надеяться на лучшее? Давайте посмотрим на историю и общественные формации, взяв в руки нашу схему.
Когда человеком управляют, решение о том, что ему делать, принимает кто-то другой. Но вот делать или не делать — человек решает сам. И мотивов у него, согласно нашей схеме, всего три. Это комфорт, удовольствия и стремление поступить правильно. Вспомним, что строительство государства началось с рабовладельческого общества. Основным инструментом управления было насилие, и действовало оно только на людей первого уровня. Удовольствия и тем более мысли никак не регламентировались обществом, и люди второго и третьего уровней выпадали из-под контроля государства. Пока их было немного, а большинство было озабочено выживанием, и это не создавало проблем. Но по мере развития общества людей, живущих ради своих желаний, становилось все больше, и, чтобы взять их под контроль, была создана феодальная система. У неё к насилию прибавилась ещё одна «государственная функция» — сексуальные связи. «Кто с кем спит» и «что за это получает» стало иметь важное социальное значение. Подкупить человека можно только за удовольствия. За пределами контроля остались люди третьего уровня, те, кто поступал не так, как хочется, а так, как правильно. О жизни этих великих мыслителей и авантюристов той эпохи до нас дошли их мемуары. Они были единственными свободными людьми своего времени. Но и до них дошла очередь при создании капиталистической системы, в основе которой лежал обман. Принцип «Кто владеет информацией, тот владеет миром» начал действовать именно в то время. Теперь государственная система могла управлять любым человеком, использующим механизмы первых трех уровней. Для этого его нужно либо запугать, либо подкупить, либо обмануть.
Что же дальше? Люди продолжают развиваться. Всё больше появляется тех, кто выбрался за пределы построенной системы. Должна возникнуть новая система управления обществом.
Например, в советские времена, когда государство ставило своей целью строительство коммунизма, многие ломали голову над тем, как же это должно быть устроено. И если мы почитаем произведения фантастов тех времен, мы увидим, что они описывают общества, состоящие из каких-то других людей, не таких, что живут в наше или жили в то время. Это очень хорошие люди, которые ничего не хотели для себя (вышли за пределы первого уровня), отлично ладили друг с другом (все в порядке было с балансом на втором уровне), были умными и занимались очень интересными для них делами (практически достигли совершенства на третьем уровне). И было у них ещё кое-что… Ещё одна возможность взаимодействовать с реальностью. У них был четвёртый уровень, и в обществе были механизмы его применения. Это всегда описывалось смутно. Авторы не до конца понимали, как это должно работать. Но в коммунистической партии Советского Союза эти люди будущего точно не состояли. То есть, чтобы разобраться, как строить новое общество, надо понять, как работает механизм четвёртого уровня.
Мы вернемся позже к этому вопросу, а пока можно сделать вывод, что никакие монархии, народные империи, толерантные диктатуры — это точно не шаги вперёд в развитии государства.
Я рассказал это, как будто люди бывают трех разных сортов. Казалось бы, можно разложить их по корзинкам и навести порядок. Для каждого сорта создать свой мир со своими правилами и законами, и люди были бы счастливы. Но на самом деле это не так. Мы ведь помним, что человек может переключаться между уровнями. Сейчас он один, а через час уже совсем другой. Сейчас этот мир для него идеален, а через час…
Но давайте пока отвлечемся от теории. А то у нас получится слишком похоже на сложную, серьезную книгу. Сделаем переменку и сходим посмотреть на
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путь живых предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других