1. книги
  2. Книги о путешествиях
  3. Дмитрий Кругляков

Из Амбалангоды по Шри-Ланке (часть 2). Прогулки рука об руку

Дмитрий Кругляков
Обложка книги

Историко-этнографический очерк в 2-х частях о путешествии авторов по юго-западной, южной и центральной части Шри-Ланки из Амбалангоды в компании с Андреем Зубченко и его друзьями.Книга является продолжением серии «Прогулки рука об руку» и рассчитана на широкий круг читателей.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Из Амбалангоды по Шри-Ланке (часть 2). Прогулки рука об руку» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ЖЕМЧУЖИНА ШРИ-ЛАНКИ

Единственной вылазкой, которую нам удалось совершить всем вместе, в составе двадцати человек, не считая вечерние посиделки, был тур «Жемчужина Шри-Ланки», организованный и проведенный индивидуально для нашей группы компанией «ANEX Tour» с подачи члена нашей команды Дмитрия. Программа двухдневной экскурсии была специально адаптирована под все наши чаяния, возможности и намерения, хотя не обошлось и без казусов, слегка навязанных организатором, но на фоне всего увиденного и, конечно же, предоставленного для ночевки первоклассного отеля это было сущей мелочью.

Травяная станция Вадула

Первый день тура начался с раннего подъема и выезда в 4 утра. Затем был длительный переезд в кромешной тьме и скромный, вместо завтрака, перекус в придорожной забегаловке. Ближе к семи забрезжил рассвет, прочертил солнечным лучом какую-то закорючку и затерялся, застрял в серой пелене стелящегося по верхушкам деревьев тумана, мерцая за ней словно огонек в лампаде.

Так, в утренней дымке, и встретила нас Травяная станция Вадула (Wadula herbal station) — небольшой ухоженный сад специй, где выращивают различные виды растений, лечебные свойства которых широко используют в медицине. В их числе куркума, кориандр, корица, кардамон, имбирь, мускатный орех, перец, а также ананас и какао, бобы которого являются хорошим природным источником антиоксидантов. Но, к сожалению, основной целью прогулки по саду было не желание познакомить нас, иностранцев, с произрастающими на Шри-Ланке всемирно известными специями, а целенаправленное намерение вынудить приобрести изготовляемые здесь аюрведические препараты.

Однако обвинять сотрудников станции в мошенничестве не стоит, несмотря на астрономические цены предлагаемых ими таблеток и мазей, потому как продаваемая продукция все же работает, а покупать ее или нет — это личное дело каждого. Проблема в другом. На Шри-Ланке в обычной аптеке приобрести требуемое лекарство, даже зная аналог, довольно сложно, в то время как в аюрведической, как правило, есть все, от любой болезни и напасти, но найти таковую, не зная адреса (на картах Goole и Maps.Me этих аптек нет), также проблематично, как и утверждать с полной уверенностью, какой из предложенных аюрведических препаратов вам подойдет лучше всего. Вот и получается, что человек, столкнувшийся на отдыхе с проблемами со здоровьем, вынужден идти на поводу у такого рода садов и станций, приобретая их продукцию за баснословные деньги, в то время как в аюрведических аптеках они в разы дешевле. И, что самое печальное, на это уходит уйма времени в ущерб другим более важным локациям, которые позже, из-за его недостатка, вы будете вынуждены осматривать впопыхах или в потемках.

Ботанический сад Перадении

К счастью, вовремя спохватившись, нашей группе все же удалось немного ускорить процесс перехода «честно нажитого непосильным трудом» в руки предприимчивых торговцев Травяной станции Вадула, умело наживающихся на наивности туристов, и отправиться дальше. На сей раз в крупнейший в стране Королевский ботанический сад Перадении (Royal Botanic Gardens, Peradeniya), расположенный к юго-западу от города Канди (Kandy) возле реки Махавели Ганга (Mahaweli Ganga) и являющийся, на наш взгляд, одним из обязательных к посещению мест Шри-Ланки.

Его история восходит ко временам правления короля Гамполы Викрамабаху III (Vickramabahu III), который в 1371 году взошел на трон и обустроил на этом месте свою резиденцию. Однако первый сад появился здесь только в XVII веке во времена голландцев, с подачи которых «большой участок на берегу реки был превращен в сахарную плантацию, первоначально засаженную тростником с Маврикия; но эксперимент не увенчался ожидаемым успехом: продукции едва хватало для снабжения центральной провинции»21.

Плод какао (Theobroma cacao)

Коричное дерево (Cinnamomum zeylanicum)

Муса (Musa acuminata), вид банана, цветок

Гелления прекрасная (Hellenia speciosa)

Ванильная планифолия (Vanilla planifolia)

Плоды банана

Цейлонский макак (Macaca sinica)

Продавец кокосов и кукурузы

Живописный вид, перевал Кадуганнава

Цейлонские макаки вкушают плоды манго

Герб Шри-Ланки (с 1972 г.)

Королевские пальмы (Roystonea oleracea)

У входа в Королевский ботанический сад Перадении

Герб Цейлона (1952—1972)

Пруд в Королевском ботаническом саду

Наша дружная компания возле агатиса робуста

Надежда в зарослях бамбука

Лавообразные корни агатиса робуста

Коко-де-Мер — эндемик Сейшельских островов

Пальмира (Borassus flabellifer) — веерная пальма

Спатифиллум (Spathiphyllum)

Цинния (Zinnia)

Адениум (Adenium)

На Пальмовой аллее

Там, на неведомых дорожках…

Раскидистые ветви фикуса

Курупиту часто называют деревом пушечных ядер

Цветок курупиты (Couroupita guianensis)

Роскошная наполеонея (Napoleonaea imperialis)

Саговник (Cycas)

Красноватые шишки саговника

Корни сизигиума (Syzygium)

Клитория тройчатая (Clitoria ternatea)

Петрея волюбилис (Petrea volubilis)

Корни моры (Mora excelsa)

Сосны Кука (Araucaria columnaris)

Ядовитые сардельки кигелии (Kigelia)

С плодом колбасного дерева (кигелии)

Заросли бамбука, берег реки Махавели Ганга

Леонотис (Leonotis nepetifolia)

Надежда рядом с эвкалиптом деглупта

Тристеллатейя (Tristellateia australasiae)

Сарака индийская (Saraca indica)

Розовые цветы торении (Torenia fournieri)

Пафиопедилум (Paphiopedilum), семейство Орхидные

Дендробиум (Dendrobium), семейство Орхидные

Яркие краски Королевского сада

Дендробиум (Dendrobium), семейство Орхидные

Ванда (Vanda), семейство Орхидные

А вот «ботаническим» сад стал лишь в начале XIX века. И то во многом благодаря чаяниям проявивших к этому интерес британцев. Одним из них был Александр Мун (Alexander Moon), смотритель сада в Калутару (Kalutara), под руководством которого в 1821 году был основан Королевский ботанический сад Перадении, хотя вначале была расчищена и открыта только его юго-западная часть, где в основном выращивали корицу и кофе. К 1844 году в саду, занимавшем площадь в 40 акров, выращивали уже джак (jak), кокосовый орех и овощи для продажи правительственным агентом в Канди22. Но если в 1824 году в опубликованном Муном «Каталоге растений Цейлона» были указаны ботанические и местные названия 1127 произрастающих на острове растений, то в наши дни на площади сада в 147 акров произрастает более 4000 таких видов, включая орхидеи, специи, лекарственные растения и пальмы, многие из которых считаются эндемиками других стран, как, например, сейшельская пальма Коко-де-Мер.

Побывавший в середине XIX века в Ботаническом саду энциклопедист сэр Джеймс Теннент, вспоминая это, писал, что «вход в сад Перадении ведет через благородную аллею каучуковых деревьев (Ficus elastica), и первый объект, привлекающий внимание пришедшего сюда незнакомца, — это группа пальм. <…> В нее входят почти все местные виды острова: высокий талипат23, пальмира24, стройная арека25 и китул26 с его грозным колючим сородичем Caryota horrida27 и многие другие, менее примечательные. Среди экзотических видов — финиковая пальма, китайская ливистона28, некоторые виды аира29 и чудесный Коко-де-Мер с Сейшельских островов. Рядом с ними растут дивные экземпляры симметричного дерева путешественника с Мадагаскара30 высотой более пятидесяти футов, окруженного юккой… Ничто на Цейлоне так не впечатляет путешественника великолепием тропической растительности, как это пышное и непревзойденное зрелище»31.

Его дополняет биолог Эрнст Геккель, обращая внимание на «огромные зеленые заросли бамбука, более ста футов в высоту и столько же в ширину, склоняющие свои могучие кроны, подобно огромным развевающимся плюмажам на шлеме какого-то великана, над рекой и тропинкой, даруя тень и прохладу обоим. По мере приближения мы видим, что каждый из этих кустов состоит из нескольких — часто от шестидесяти до восьмидесяти — высоких цилиндрических стеблей, каждый толщиной от фута до двух футов. Они растут тесно прижатыми друг к другу, выбрасываются из общего корня, как ползучий стебель камыша, распространяются к верхушке и несут на своих хрупких боковых стеблях плотную массу тонких зеленых листьев. И эти гиганты — не более чем трава! <…> Бамбук, как всем известно, является одним из самых ценных растений тропиков. Ни о чем другом, кроме различного использования каждой части этого растения местными жителями, как и каждой части различных видов пальм, нельзя было бы написать целую книгу»32.

И если Геккель умилялся вьющимися лианами и огромными воздушными корнями баньяна, то нам в Ботаническом саду понравилось буквально все. Это и высоченная, метра в два в обхвате, австралийская каури (сосна), известная как «Агатис робуста» (Agathis robusta), возле которой мы все дружно сфотографировались; и густые заросли бамбука; и ребристые, возвышающиеся Великой Китайской стеной, корни сизигиума (Syzygium) и моры (Mora excelsa); и растущие вертикально вверх красноватые шишки саговника (Cycas); и напоминающие изящных медуз желто-красные цветы наполеонеи (Napoleonaea imperialis); и Пальмовая аллея; и наклоненные будто с похмелья сосны Кука; и раскидистые ветви фикусов — уменьшенных копий деревьев из фильма «Тарзан. Легенда» (The Legend of Tarzan, 2016); и шарообразные плоды дерева пушечных ядер; и ядовитые сардельки кигелии (Kigelia), называемой также колбасным деревом; и цветная кора эвкалипта деглупта (Eucalyptus deglupta); и Цейлонское железное дерево, посаженное царем Николаем I; и, конечно же, прекрасные орхидеи. Только времени на осмотр всего этого великолепия у нас было слишком мало, мы везде торопились, хотя нас возили по парку на электромобиле.

Храм Зуба Будды

Главной жемчужиной здешних мест, ради которой и устремляются в священный город Канди туристы, является храм Зуба Будды (Sri Dalada Maligawa) XVIII века. Возвышаясь возле Королевского дворца, он как бы составляет с ним единое целое, хотя и отделен символической оградой. Другое дело — два ряда пилообразных стен, разделенных глубоким рвом и взирающих на расположенное с запада старейшее в Канди святилище — Натха Девалая (Sri Natha Devalaya) XIV века. Низкая стена называется «Диярели Бамма» (Diyareli Bamma), что означает «Стена волн»33. По всей ее ширине имеются углубления треугольной формы, которые использовались для размещения зажженных масляных ламп. Вторая стена, более высокая, именуется «Валакулу Бамма» (Walakulu Bamma), что переводится как «Стена облаков», ее изображение часто встречается в храмовых росписях эпохи Канди. Вкупе с восьмиугольной башней Паттириппува (Paththirippuwa), задуманной в качестве смотрового павильона короля34, они подчеркивают величие храма Зуба Будды и безусловную значимость хранящейся в нем святыни.

Попасть в сам храм, как, впрочем, и в девалая или в другие святилища, раскиданные по огромной закрытой территории, можно только через пропускной пункт, обустроенный возле церкви Святого Павла (St Paul’s Church) XIX века, однако по выходным здесь всегда многолюдно. Поэтому, если вы путешествуете группой, вас ожидает увлекательный квест, когда вам придется, лавируя в человеческом муравейнике и проносясь мимо статуй Будды, ступ и деревьев Бодхи, не только не потерять своего гида из виду, но и успеть при этом хоть что-нибудь увидеть, а может, и сфотографировать. Но прежде вооруженная охрана досмотрит вас с особым пристрастием как на предмет наличия запрещенных к проносу предметов, той же зажигалки, спичек или перочинного ножа, так и на соответствие одежды требуемым канонам, поскольку вход в храм с оголенными коленями или плечами запрещен даже мужчине. Тем не менее на этом сюрпризы не заканчиваются.

Оказавшись внутри храма Зуба Будды (вход для туристов осуществляется с юга), каждому, кто намеревается увидеть священную реликвию, так или иначе придется влиться в поток паломников. Собираясь в так называемом дворе Барабанщиков и держа в руках бутоны распустившихся цветов либо однообразно упакованные подарки, пришедшие медленно взбираются на второй этаж, а затем плавно дефилируют по широкому коридору, пока не достигают длинного ряда столов, загораживающих доступ к расположенному слева ответвлению, где обустроены две, следующие одна за другой, комнаты.

Первую называют «Хандун кунама» (Handun Kunama) или комнатой из сандалового дерева35. Там находится украшенный слоновьими бивнями павильон, сотканный из множества резных балясин и столбов, поддерживающих расписанное изысканной резьбой навершие. Это, по всей видимости, хранилище даров: здесь охрана храма, не монахи, принимают подношения, а также помогают прихожанам разложить цветы на столе. Быть может, поэтому это место и примыкающее к нему пространство называют «Гандхакути» (Gandhakuti), что буквально переводится как «благоухающая комната» или «ароматная комната».

А вот сама Зубная реликвия или, как ее еще называют, Далада (Dalada) — левый заостренный конический зуб Будды, являющийся одним из остатков кремированного тела Просветленного после Паринирваны, случившейся в 543 году до н.э., находится позади деревянного павильона во второй комнате, именуемой «Ведахитина Малигава» (Vedahitina Maligawa), что означает «святилище обители». Дверь в эту комнату украшена искусной резьбой, золотом, серебром и слоновой костью, в то время как сам зуб покоится под спудом вложенных друг в друга семи инкрустированных золотом и драгоценными камнями ларцов в форме ступы, защищенных витриной из пуленепробиваемого стекла, подаренной Правительством Индии. Так что увидеть священную реликвию даже при наличии такого желания вам не удастся. И это вызывает бурю противоречивых чувств, а также способствует возникновению сомнений в ее подлинности.

Согласно легендам, вытащенная из огня реликвия была сразу же подарена королю Брахмадатты из Калинги (Kalinga) и до IV века оставалась в Индии, пока не наступила череда междоусобных войн. Опасаясь за сохранность священного зуба, правитель Калинги отправил свою дочь Хемамалу на Цейлон, вплетя в ее волосы буддийскую святыню. Так зуб Будды оказался на Шри-Ланке и стал символом ее правителей — королей, бережно охранявших его в специальном святилище на территории того населенного пункта, где в тот момент находилась столица королевства.

И таких мест было немало: Анурадхапура, Полоннарува, Дамбадения, Япахува, Курунегала, Котте и Гампола, пока священная реликвия не добралась до Канди. Однако первый храм Зуба Будды, построенный в XVI веке, разрушили португальцы, как и второй пришедшие им на замену голландцы. Вот как раз после этих событий и появилось множество вопросов к тщательно оберегаемой святыне, которую простому смертному в наши дни видеть почему-то непозволительно.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Из Амбалангоды по Шри-Ланке (часть 2). Прогулки рука об руку» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

21

Sir James Emerson Tennent. Ceylon. An Account of the Island, Physical, Historical, and Topographical with Notices of its Natural History, Antiquities and Productions. — London: Longman, Green, Longman, and Roberts, 1860. — Vol. II. — P. 207.

22

Royal Botanic Gardens Peradeniya // botanicgardens.gov.lk: website of the Department of National Botanic Gardens of Sri Lanka (дата обращения: 01.03.2024).

23

Талипат (Talipat) или талипот (Talipot) — очень высокая южноиндийская веерная пальма с огромными листьями, которые используются в качестве зонтиков от солнца; слово сингальского происхождения.

24

Пальмира (Palmyra) или борассус (Borassus) — веерная пальма, вырастающая до 30 м в высоту.

25

Арека (Areca) или пальма Бабочка (Butterfly palm).

26

Китул (Kitul) или киттул (Kittul) — эту пальму культивируют ради обильного сладкого сока, из которого готовят пальмовый или неочищенный сахар и пальмовое вино или пунш; слово сингальского происхождения; научное название пальмы — Caryota urens.

27

Эту одинокую и колючую пальму чаще называют Aiphanes horrida.

28

Ливистона китайская (Livistona chinensis) — китайская веерная пальма.

29

Аир (Calamus) — вид ротанговых пальм, взбирающихся подобно лианам, цепляясь за поверхность специальными отростками в виде усиков или колючек.

30

Речь идет о Равенале мадагаскарской (Ravenala madagascariensis), более известной под именем «дерево путешественника», «пальма путешественника» или «восточно-западная пальма». Свое название дерево получило благодаря особенности оболочки стебля, способной накапливать и удерживать дождевую воду, создавая тем самым как бы естественный запас питьевой воды для испытывающих жажду путников.

31

Sir James Emerson Tennent. Ceylon. An Account of the Island, Physical, Historical, and Topographical with Notices of its Natural History, Antiquities and Productions. — London: Longman, Green, Longman, and Roberts, 1860. — Vol. II. — P. 208.

32

Ernst Haeckel. A Visit to Ceylon. — New York: P. Eckler, Publisher, 1911. — PP. 136—137.

33

Temple of the Tooth Relic-Sri Dalada Maligawa-Kandy // srilankaview.com: Sri Lanka travel website (дата обращения: 09.03.2024).

34

Manjula H.A.K.L. Temple of the Tooth Relic (Kandy). Sri Lanka’s most venerated shrine // lankapradeepa.com: reference website designed to provide knowledge about the nature, history and people of Sri Lanka (дата обращения: 09.03.2024).

35

Temple of the Tooth Relic-Sri Dalada Maligawa-Kandy // srilankaview.com: Sri Lanka travel website (дата обращения: 09.03.2024).

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я