В Италии мы с женой бывали и раньше, но порознь и в совершенно разных местах. Надежда грезила воспоминаниями о Флоренции, меня же манила Венеция, виденная мной мельком в 2004 году в составе экскурсионной группы, прибывшей на круизном лайнере из Хорватии. Так что поводов вернуться в Италию у нас было предостаточно, к тому же в планах было еще и посещение Сан-Марино.Книга является продолжением серии «Прогулки рука об руку» и рассчитана на широкий круг читателей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Италия. Сан-Марино. Прогулки рука об руку предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Венеция
Этот необычный город, разбросанный по островам одноименной лагуны и частично затрагивающий материковую часть Италии, преимущественно известен базиликой Святого Марка IX века, одноименной площадью и дворцом Дожей XV века с набережной.
Увидеть что-то еще в ходе однодневного экскурсионного тура получается редко, львиная доля времени тратится на стояние в очередях, включая ожидание подъема на смотровую площадку отдельно стоящей колокольни Святого Марка X века, с высоты которой открывается незабываемый вид на купола, крыши и скульптурные композиции примыкающих зданий.
Некоторые успевают добежать до моста Риалто (Rialto) XVI века, самого первого и старого в Венеции, практически все — поплутать по узким улочкам в поисках сувениров, единицы — покататься на гондолах. Но это максимум. Все прочее остается за кадром или, точнее, на заднем плане снимков, сделанных впопыхах на память. Так было в начале нулевых, так и сейчас, мало что изменилось, разве что туристов и экскурсионных групп, несмотря на все катаклизмы, стало на порядок больше.
Большой канал, вид на храм San Geremia
Храм San Simeon Piccolo XVIII в.
Фасад храма Santa Maria di Nazaret XVII в.
Храм Santa Maria di Nazaret XVII в.
Храм San Geremia, основан в XI в.
Вид на колокольню XVII в. храма Santi Apostoli
Храм San Giovanni Evangelista XIII в.
Часовая башня Св. Марка, фрагмент
Храм Sant’Aponal XV в.
Мост Риалто (Rialto) XVI в.
Один из куполов собора Св. Марка
Дож, стоящий на коленях перед Львом Св. Марка
Собор Св. Марка, фрагмент фасада
Колокольня Св. Марка и набережная Schiavoni
Вид на башню врат Венецианского арсенала
Силуэт собора San Giorgio Maggiore
И все они по-прежнему там, в одном и том же, обозначенном выше, ареоле «обитания», хотя в Венеции немало и других не менее привлекательных мест, быть может, не столь знаменитых, но именно им город обязан своим неповторимым очарованием.
Но, чтобы увидеть их, нужно время, хотя бы дня три, страстное желание и… проездной для поездок на vaporetto, речном трамвайчике, самом популярном виде транспорта Венеции, снующем по каналам и между островами лагуны. Билеты лучше покупать заранее, в киоске, не на каждом причале-остановке такой есть, а без них на борт могут и не взять либо оштрафуют при проверке.
Начинаем с района Каннареджо (Cannaregio), где на задворках храма Santa Maria di Nazaret XVII века, он же церковь Босоногих (Chiesa degli Scalzi) и резиденция ордена босоногих кармелитов, в шаговой доступности от ж/д вокзала и видом из окна на колокола, будившие нас по утрам мелодичным звоном, находился наш отель Abbazia. Место довольно тихое, хотя до оживленной улочки Rio Terà Lista di Spagna и моста Босоногих (Ponte degli Scalzi), обязанного своим появлением вышеназванной обители, метров сто от силы.
Но это единственная тусовочная часть Каннареджо, иное, по оценке Википедии, не для туристов. И отчасти авторы сего правы. Тут нет сувенирных лавок, уличных кафешек и музеев, за исключением Венецианского гетто (Ghetto di Venezia), изолированного островка, название которого с XVI века стало символом притеснения евреев. Да и в поисках немногочисленных памятников придется истоптать не одну улочку с мостками, пытаясь сориентироваться в хитросплетении местных каналов.
Зато тут есть уникальная историческая застройка, колоритные венецианцы и возможность пообщаться с ними, а заодно понаблюдать без купюр за их жизнью, проходящей в фарватере каналов. Будь то уборка мусора с помощью подъемника-манипулятора, установленного на борту катера, разгрузка продуктов, развоз карабинеров, подготовка лодок гондольерами или будничная суета лавочников, приветствующих очередных клиентов.
Несомненный интерес вызовет мост Трех Арок (Ponte dei Tre Archi), спроектированный в 1681 году в стиле барокко итальянским архитектором Андреа Тирали (Andrea Tirali), чье имя в Венеции вы не однажды услышите, и мост Шпилей (Ponte delle Guglie) XVI века с угловыми островерхими башенками XIX века и маскаронами в арочном своде с чередующимися львиными мордами и людскими головами. И, конечно, экзотический Гвоздь (Chiodo), мост без парапета, как и подобает истинному аборигену, ныне ведущий в никуда, «вбитый» рядом с более современным собратом.
А вот прочие постройки неоднозначны, пышные фасады редки, храмы без завершений или в весьма удручающем состоянии. Та же Википедия выделяет лишь один шедевр — храм Огородной Богоматери (Madonna dell’Orto) XIV века, получивший свое необычное название по месту, где нашли чудодейственную статую Мадонны, ранее предназначавшуюся церкви Santa Maria Formosa.
Каннареджо, жилые дома на улице Muschier
Мост Трех Арок XVII в.
Жилые дома (наб. Cannaregio, 993)
Канал Cannaregio
Жилые дома, канал Ca’ Moro
Жилые дома, канал San Girolamo
Утренний развоз продуктов
Уборка мусора (наб. Ormesini, 2800)
Жизнь в фарватере каналов
Предновогодний натюрморт
Жилые дома (наб. S. Giobbe, 873)
Храм Аббатства Милосердия X в. (справа)
Жилые дома Венецианского гетто
Лев Св. Марка — символ Венеции
На мосту Гвоздь (Chiodo)
«Лента» уровня воды после недавнего наводнения
Однако их, безусловно, больше. К примеру, выводящая к церкви улочка Campo dei Mori славится горельефами братьев Мастелли (Mastelli), занимавшихся торговлей шелком и специями, но превращенных в камень святой Магдалиной в наказание за обман. Там же, со стороны канала Madonna dell’Orto, на фасаде дома, некогда принадлежащего незадачливым братьям, знак торговцев: барельеф с навьюченным поклажей верблюдом и погонщиком в чалме.
Ниже храм Аббатства Милосердия (Chiesa dell’Abbazia della Misericordia), основанный в X веке и сменивший множество владельцев и обличий, успев побывать и армейским складом при Наполеоне, и лазаретом, и даже апартаментами в наши дни. Или церковь Santa Maria Assunta detta I Gesuiti, которую в XII веке использовали в качестве больницы для бедных, а в 1523 году посетил святой Игнатий Лойола, впоследствии основавший общество Иисуса или иезуитов. Ее монолит колокольни под четырехскатной крышей и венчающие фронтон входа скульптуры видны даже с берегов острова Мурано (Murano).
Кстати, храмы San Marcuola XVIII века с необычным гофрированным фасадом и San Geremia, где в 1206 году обрели покой останки итальянского святого Магнуса из Одерцо (San Magno di Oderzo), основателя храма Santa Maria Formosa, и находятся мощи святой Луции Сиракузской, не говоря уже об изысканных дворцах, украшающих берега Большого Канала (Grand Canal), также расположены в границах района (sestiere) Каннареджо.
Бурано (Burano) — еще один интересный, но отдаленный район Венеции, путь к которому пролегает мимо острова Сан-Микеле (San Michele) с храмом XV века и обустроенным по указу Наполеона кладбищем, местом упокоения венецианцев и известных людей, в том числе Стравинского, Бродского, Дягилева, и острова стеклодувов Мурано.
Бурано привлекает туристов разноцветными фасадами домов, играющими яркими красками в солнечный день. Как отмечается в англоязычной версии Википедии со ссылкой на Сьюзи Стратнер (Suzy Strutner), редактора HuffPost, цветовая палитра улочек имеет свою систему, желающие выкрасить стены дома обязаны направить запрос городским властям, которые укажут разрешенные цвета. Кто-то утверждает, что эти правила канули в Лету, возможно, но гармония в расцветке домов определенно присутствует. Как и байка про то, как жены ставили на лбу мужей метки, соответствующие цвету их дома, чтобы тех, напившихся до беспамятства, могли благополучно доставить обратно.
Вторым чудом Бурано является «пизанская» башня, колокольня храма San Martino XVI века, возведенная по проекту Андреа Тирали в 1700 году, но впоследствии наклонившаяся в связи с оседанием грунта. Рядом с ней, на площади, названной в честь Бальдассаре Галуппи (Baldassarre Galuppi), уроженца Бурано, композитора и виртуозного исполнителя на клавесине, ныне забытого, а в свое время блиставшего даже при дворе Екатерины Великой, находится музей кружев.
Остров Сан-Микеле, храм San Michele in Isola XV в.
Жилые дома на острове Mazzorbetto
Бурано, жилые дома (наб. Pontinello Sinistra, 496)
Зеркальная гладь канала Cao
В ожидании праздника
Жилые дома на набережной S. Mauro
«Пьяная» колокольня храма San Martino XVI в.
Жилые дома на набережной Pescheria
Яркие краски (наб. Giudecca, 102)
Бурано, гармония цвета
Бурано, частный дворик
Жилые дома на набережной Giudecca
Вид на колокольню из парка на улице Malea
Здание пиццерии (пл. Bald. Galuppi, 113/115)
Бурано, на набережной Terranova
Остров Mazzorbo, колокольня храма Св. Екатерины
Как известно, кружевные узоры создаются с помощью коклюшек, валика и сколока, трафарета, но в Бурано придумали собственный стиль «Punto in Aria» или «точка в воздухе», позволяющий вышивать их с помощью иглы без подложки, тем самым добиваясь изящного и многоцветного рисунка. Но работа эта очень трудоемкая, потому настоящие кружева стоят дорого, как и bussolà buranelli, местное печенье, традиционно изготовляемое в форме латинской буквы «S» и продающееся поштучно.
В Мурано тоже есть домики с цветными фасадами и храмы. Но первой со стороны Бурано встречает высоченная, необычно выглядящая на фоне остальных построек, башня-колокольня упраздненной по указу Наполеона церкви San Matteo (Maffìo), стоявшей некогда на подворье монастыря Camaldolesi de San Mattia, где в XIV — XV веках жил блаженный Даниэле Де Унгриспах (Daniele de Ungrispach). Согласно франкоязычной Википедии, его мощи, источавшие аромат цветов при обретении, были перенесены в базилику Santi Maria e Donato, старейший храм Мурано, основанный в VII веке и известный мозаичным полом XII века с фигурками животных, местом упокоения святого Доната из Ареццо (Donato di Arezzo) и костями дракона, якобы убитого им за отравление колодца. Обстоятельства той битвы легенды умалчивают, но повествуют, как святой во время мессы обратил в христианство 79 язычников, сумев с помощью молитвы соединить разбитую ими чащу для причащения и не пролить ни капли, несмотря на отсутствие недостающего кусочка. Интересен и храм Santa Maria degli Angeli XVI века, основанный при монастыре, в котором жили монахини из благородных и знатных семейств Венеции и который в 1574 году посетил сын Екатерины Медичи Генрих III, король Франции. Однако остров привлекает не только церквями, но и возможностью посетить музей муранского стекла, а также воочию увидеть работу потомков знаменитых стеклодувов. Мастерские обустроены практически в каждой сувенирной лавке. В виде коморки с настольной плавильней и открытым огнем, достаточным для изготовления безделушек в виде колец, брошей и мелких сувениров. Или ангара с печами, как в магазине Ellegi Murano Glass, где есть и выставка потрясающих работ, и мастер-класс с демонстрацией выдувания ваз и скачущих лошадок…
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Италия. Сан-Марино. Прогулки рука об руку предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других