1. книги
  2. Книги о путешествиях
  3. Дмитрий Кругляков

Северная Осетия. Прогулки рука об руку

Дмитрий Кругляков
Обложка книги

Путешествовать по Северной Осетии мы не планировали, так как направлялись в Южную Осетию. Однако случайно перепутав даты, у нас выдался свободный день, который мы провели в горах в компании Славика Будаева — человека щедрой души, подарившего нам настоящий праздник, превратив, казалось бы, обычную экскурсию в незабываемое феерическое приключение.Книга является продолжением серии «Прогулки рука об руку» и рассчитана на широкий круг читателей.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Северная Осетия. Прогулки рука об руку» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Ныхасы Уастырджи

Среди тех, кто бывал в Северной Осетии, да и Южной тоже, вероятно, нет ни одного человека, кто ни разу не встречал изображение конного всадника, чаще всего одетого в доспехи и мчащегося в развивающейся на ветру бурке, восседая на великолепном жеребце, либо скачущего на крылатом пегасе, при этом в зависимости от фантазии автора воин может быть и белобородым стариком, и зрелым мужем, а его конь — трехногим. Так или иначе, но это Уастырджи (на иронском диалекте осетинского языка) или Уасгерги (на дигорском диалекте) — небожитель, ключевая фигура Нартского эпоса, герой и богатырь в одном лице, отец противоречивой и легендарной Сатаны (ударение на втором слоге), а также одна из самых почитаемых и влиятельных фигур осетинского религиозного пантеона, покровитель мужчин, воинов и путников.

Согласно исследовательским статьям Валерия Дзидзоева и Инала Санакоева, Уастырджи, с одной стороны, «появляется среди людей в облике бедного старика и таким образом узнает реальный уровень жизни, радостей и проблем людей»4, а с другой — выступает «виновником смерти одного из членов семьи, которую он удостаивает своим посещением. Но как дух инициаций он, в каждом случае, воскрешает их из мертвых. <…> В большинстве случаев Уастырджи „убивает“ детей героев и за определенное вознаграждение или за благородные черты характера, которые сумел сохранить герой во время выпавших на долю испытаний, Уастырджи „оживляет“ ребенка»5.

Кроме того, Уастырджи приписывают и роль этакого Дон Жуана, соблазнителя женщин, поскольку, как продолжает Инал Санакоев, «есть момент, когда жена младшего брата приглашает Уастырджи зайти к ним в гости во время отсутствия хозяина дома. И Уастырджи, несмотря на осетинский обычай, по которому нельзя входить в дом при отсутствии хозяина, воспользовался приглашением. Можно сказать, что этот факт явился следствием слабости Уастырджи к женскому полу». Однако самим прелестницам его подлинное имя произносить было запрещено, поэтому они называли его «лæгты дзуар (букв. „святой мужчин“)»6.

Вместе с тем, учитывая, что праздник Джеоргуыба, символизирующий окончание сельскохозяйственных работ, в ходе которого чествуют Уастырджи, приходится на вторую половину ноября, начиная с 23-го числа, и по дате совпадает с Днем памяти Георгия Победоносца, этих двух святых, если так можно выразиться, часто путают, что вызывает немалые споры даже у профессиональных историков. В этой связи Валерий Дзидзоев отмечает, что «Святой Георгий был реальной исторической личностью, римским воином, претерпевшим особо тяжелые страдания за Христа, а Уасгерги-Уастырджи был и остается самым почитаемым (после Бога) божеством в осетинской мифологии. Эти факты истории должны заставить всех „знатоков“ осетинской истории и этнографии почитать обоих, воздавать им должное, не „доказывая“, что они — одно и то же».

И дальше Дзидзоев продолжает: «В высшей степени интересным является то, что популярный и почитаемый у греков, французов, русских, украинцев, чехов, словаков, болгар и многих других народов святой Георгий часто прославлялся и до сих пор почитается под другими именами, принадлежавшими различным языческим божествам. На это обратили внимание еще в конце XIX в. Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон при составлении своего фундаментального энциклопедического словаря. Они писали, что святой Георгий „иногда прославляется под туземными именами, например, Уастырджи у осетин или Хызр, Кедер на мусульманском Востоке“. Отсюда можно сделать вывод, что святой Георгий под именем Уасгерги-Уастырджи в Осетии прославляется уже веками. Надо ли удивляться тому, что очень часто за осетинским праздничным застольем местный „знаток“ истории и этнографии считает своим почетным долгом пояснить приехавшему издалека (после обязательного тоста за Уасгерги-Уастырджи, как правило, он второй после Бога), что „воздаются особые почести святому Георгию“».

А самым известным на сегодняшний день скульптурным воплощением Уастырджи является гигантская конная фигура, стремительным рывком «вырывающаяся» из каменных оков горного склона на высоте около двадцати метров над Транскавказской магистралью. Ее установили в 1995 году по проекту скульптора-монументалиста Николая Ходова на месте святилища «Ныхасы Уастырджи» XIV века, находящегося по дороге в Южную Осетию на въезде в Алагирское ущелье рядом с поселком Тамиск, являющимся с 1937 года также и бальнеологическим курортом, чьи минеральные воды по своему составу не уступают знаменитым водам Мацесты (Сочи).

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Северная Осетия. Прогулки рука об руку» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Валерий Дзидзоев. Что общего и отличительного у осетинского Уастырджи-Уасгерги и Святого Георгия? // SOUTH-OSSETIA.INFO: официальный сайт Администрации Президента Республики Южная Осетия. 2015. 15 ноября.

5

Инал Санакоев. Уастырджи — как дух инициаций // SOUTH-OSSETIA.INFO: официальный сайт Администрации Президента Республики Южная Осетия. 2015. 23 ноября.

6

Дзадзиев А. Б., Дзуцев Х. В., Караев С. М. Этнография и мифология осетин. Краткий словарь. — Владикавказ, 1994. — С. 88.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я