1. книги
  2. Книги о путешествиях
  3. Дмитрий Кругляков

Хакасия. Прогулки рука об руку

Дмитрий Кругляков
Обложка книги

До вхождения в состав России Хакасия носила историческое название «Хонгорай», простираясь также и по правобережью Енисея, ныне являющемуся территорией Красноярского края. О путешествии авторов с командой Сергея Суркова по природным объектам и местам силы древнего Хонгорая и пойдет наш рассказ.Книга является продолжением серии «Прогулки рука об руку» и рассчитана на широкий круг читателей.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Хакасия. Прогулки рука об руку» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Становление Абакана

По описанию китайских историков, хакасы, достигшие наибольшего своего могущества в IV—VIII веках, были сильным и многочисленным народом, «у которого одного регулярного войска насчитывалось 80 тысяч, народ кочевой и воинственный, наводивший своими набегами страх на соседей, державший их в подчинении и облагавший данью. Они жили в берестяных и войлочных юртах; богатые занимались земледелием, — сеяли просо, ячмень и пшеницу, все вообще были народом конным и занимались скотоводством, — разводили лошадей, овец, коз, рогатый скот и верблюдов»21.

«Пользуясь богатством страны железом, они достигли большого искусства в ковке оружия, плугов и т. п. предметов, и, с одной стороны, платили дань Тукюсцам (народу тукю. — Д.К.), с другой — вели им торговлю с западом — хазарами, болгарами, уграми. В свою очередь, со своих данников они собирали дань пушниной — белками, соболями, куницами. Законы их отличались большой строгостью — трусость, воровство и т. п. поступки карались смертью. Воинственные на поле битвы и мирные в торговых сношениях, хакасы проникали далеко на юг и вступали в сношения с арабами, тибетцами, китайцами и др. народами; арабы привозили к ним дорогие ткани, изделия из золота и т.п., и, сбывая им эти предметы, приучали хакасских князей и вельмож к роскоши»22.

Однако даже «в пору своего политического могущества, при династии Тан, хакасы находились под сильным влиянием Китая, с которым с VII до IX в. обменивались посольствами. Но в конце X в., по возвращении с Орхона, где они, действуя по наущению и в интересах Китая, способствовали падению ойхорской империи, хакасы сами настолько подчинились Китаю, что их политической независимости нанесен был решительный удар. <…> Упоминание о хакасах встречается затем у китайских историков лишь в начале XIII в., как о передовых отрядах монголов, когда те овладели Китаем. Теснимые монголами с юга, хакасы, уже ослабленные и раздробленные, окончательно продвинулись на север и здесь вели борьбу со своими соседями вплоть до появления русских в начале XVII столетия»23.

Тем не менее «русским удалось утвердиться в Минусинском крае только в 18 веке; в 17 веке русского населения в крае еще не было, все 17-е столетие прошло под знаком истребительной и беспощадной борьбы русских с инородцами»24.

И здесь, в отличие от других частей Сибири, не основывались остроги, «а учреждались казачьи посты, или, как они потом стали называться, форпосты, в целях охраны южных границ от инородческих набегов. <…> Из острогов был, впрочем, устроен один, на границе Ачинского и Минусинского округов, на берегу Енисея, в местечке, которое потом заселилось и… удержало название Караульного Острога»25.

Его основателем был пятидесятник Осип Мезенин и случилось это в 1674—1675 годах «на русско-кыргызской границе, на пути, которым кыргызы ходили на Красноярск… Южнее, на острове Сосновом, около устья р. Абакан, в сентябре-октябре 1675 г. с боем был поставлен Абаканский острожек. В 1675—1676 гг. сын боярский Тит Саломатов в верховьях реки Езагаш „в черном лесу и лому“, на западе от Караульного26, поставил небольшой Ломовый острожек. Но к 1680 г. из всех уцелел лишь Караульный острог»27. В 1675 году русские предпринимали также попытку «построить острог около устья р. Абакан на острове Карагас (по всей видимости, Тагарский остров), но, встретив упорное сопротивление кыргызов, вынуждены было отказаться от этого плана»28.

Это во многом объясняется тем, что все первоначальные постройки были зимовьями; их возводили только «для временного жилья небольших партий казаков, рассылавшихся из центральных пунктов, острогов, в военные экспедиции. С течением времени эти зимовья превращались в постоянные пункты оседлости военного сословия, численный состав которого вместе с тем увеличивался. Но заселение Минусинского края в течение целого столетия шло чрезвычайно медленно и небольшими островками, вследствие долгой борьбы инородцев с казаками»29. И если бы не гибель на поле брани в 1688 году выдающегося правителя Хонгорая — кыргызского князя Еренака Ишеева, который «ясно понимал последствия строительства русских крепостей, и „острогу де в своей земле ставить“ не давал»30, да еще к тому же умудрился заключить с Москвой ранее, в 1678 году, договор, признающий союзнические отношения вместо ясачных, а затем в 1682 году вынудить русские власти отказаться от притязания на Кыргызскую землю31, то неизвестно, сколько бы времени потребовалось России на завоевание хакасских земель.

После смерти князя Еренака пришедшие на смену ему правители были втянуты в политические игры Джунгарии и Китая, закончившиеся насильственным переселением кыргызов Хонгорая в земли Джунгарии в 1703 году, лишь бы те не стали союзниками китайцев. В результате джунгарского угона резко сократилась численность кыргызов: если в начале XVIII века их насчитывалось около 20 тысяч, то в итоге осталось не более пяти тысяч человек, из которых было всего «600 „луков“ — боеспособных кыргызских мужчин»32. Джунгарский угон стал трагической страницей в истории Хонгорая и ускорил вхождение хакасских земель в состав России.

В 1707 году именным указом Петра I был возведен Абаканский острог; изначально предполагалось, что его местоположением станет устье реки Абакан — «практически в центре бывшей Кыргызской земли. В сооружении острога приняли участие томские, кузнецкие, красноярские и енисейские казаки в количестве 964 человек. Руководил отрядом сын боярский Илья Цыцурин из Томска, а его помощником был красноярский сын боярский Конон Самсонов. Обследовав устье Абакана, казаки нашли окрестные земли непригодными как для строительства крепости, так и для хозяйственного освоения: „Место низменное и места для хлебного обзаводу нет“. Подходящее место было найдено гораздо севернее, на правом берегу Енисея около горы Туран (или, если быть точнее, между горами Унюк [букв. Голосистая гора, ибо отдавалась эхом] и Туран. — Д.К.). Там за 15 дней, с 4 по 18 августа 1707 г., и поставили новый острог, назвав его, как предписывал указ царя, Абаканским. Абаканская крепость стала оплотом Российского государства в Хонгорае»33.

Год появления Абаканского острога принято считать годом вхождения Хонгорая (Кыргызской земли) в состав России, хотя официальное закрепление этого события, по мнению Виктора Бутанаева, произошло на 20 лет позднее34, когда в «августе 1727 г. в результате длительных российско-китайских переговоров <…> был заключен пограничный трактат. Раздел территории прошел по Саянам, начиная от реки Аргунь, составляющей с Шилкой верховья Амура, и заканчивая вершинами Абакана, вплоть до владений Джунгарии. Все земли и народы, находившиеся по северной стороне Саян, отошли к России, а по южной — к Китайской империи»35.

С возникновением Абаканского острога, а позже и Саянского, началось фактическое заселение русскими территории Хонгорая. Так, на месте хакасского поселения «на горе Ах-Тигей, что в переводе означает „Белая вершина“ или „Белая макушка“», поскольку «издалека, особенно в летний солнечный день, гора представляла собой удивительное зрелище: среди буйства зелени — снежно-белая шапка теснящихся юрт, покрытых белой берестой и войлоком»36, в 30-х годах XVIII века был заложен улус Усть-Абаканский, с которого, по сути, и началась история современного Абакана.

Абакан, Краеведческий музей им. Л. Р. Кызласова

Хакасы, фото в одном из залов музея Кызласова

Юные спортсмены, фрагмент (ул. Катанова, 6)

Храм-юрта Владимирской иконы Божией Матери

Абакан, Юная балерина (пр. Ленина, 48)

Маленький принц (пр. Дружбы Народов, 20А)

Спасо-Преображенский кафедральный собор

Пеликан, Преображенский парк

В 1822 году улус получил статус села, став «административным центром Качинской Степной думы»37, который в 1931 году переименовали в «Абакан» и сделали городом. А первый храм на территории улуса появился в 1864 году, он был деревянный и освященный во имя святителя Николая Мирликийского; в 80-х годах прошлого столетия его перестроили в каменный.

Ныне собор Николая Чудотворца является старейшим храмом Абакана, помимо которого безусловный интерес представляют также соборы, возведенные в начале нашего столетия: выделяющийся пышным орнаментом Градо-Абаканский и белоснежный Спасо-Преображенский. И вообще, нынешний облик города выше всяческих похвал! И в этом огромнейшая заслуга бывшего главы администрации Абакана Николая Генриховича Булакина, вложившего в развитие хакасской столицы не только свою энергию, но и душу.

По рассказам нашего гида Артема, друга и партнера Сергея Суркова, организовавшего нам тур по Хакасии, в период его правления (с 1995 по 2019 год) любой бизнесмен, желающий открыть офис или магазин на первом этаже жилого дома, должен был не только облагородить прилегающую придомовую территорию, но и создать на ней удобную для горожан инфраструктуру: поставить те же скамейки, разбить газоны и даже установить радующие глаз прохожих скульптурные композиции, которых сегодня в городе не счесть. Или, к примеру, в 4-м микрорайоне, некогда имевшем дурную славу захолустья и обители криминогенных элементов, при Николае Булакине создали Преображенский парк с озерами и фонтанами, а также возвели величавый одноименный собор.

Тем не менее сам город нам, к сожалению, увидеть так и не удалось. Если только мазками, да и то не в первый день, потому как сразу по прилете мы уехали в район села Ефремкино покорять скалистые склоны горного массива Тогыз-Аз. Затем была серия коротких набегов по вечерам, но, приезжая к месту ночлега после долгой дороги или утомительного восхождения, у нас уже не было ни сил, ни желания, пока, наконец, счастливый случай не выпал моей жене, решившей заменить горный поход на посещение Хакасского национального краеведческого музея имени Л. Р. Кызласова с последующей прогулкой по улочкам Абакана. Однако день оказался слишком жарким, а накопившаяся усталость — обременительной. И хотя Надежде все же удалось реализовать многое из задуманного, большая часть города так и осталась за кадром, а следовательно, нужно будет еще раз сюда обязательно вернуться, чтобы посвятить изучению Абакана больше времени.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Хакасия. Прогулки рука об руку» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

21

Адрианов А. В. Очерки Минусинского края. — Томск: Паровая типолитография П. И. Макушина, 1904. — С. 6.

22

Там же.

23

Там же. — С. 7.

24

Ватин В. А. Село Минусинское: исторический очерк // Минусинский городской Мартьяновский музей. — Минусинск: Типография А. Ф. Метелкина и К°, 1914. — С. 1.

25

Адрианов А. В. Очерки Минусинского края. — Томск: Паровая типолитография П. И. Макушина, 1904. — С. 8.

26

Караульный острог в XVIII веке был преобразован в селение Караульное, которое в 1967 году было затоплено при строительстве Красноярского водохранилища.

27

Очерки истории Хакасии (с древнейших времен до современности) / гл. ред. В. Я. Бутанаев; научн. ред. В. И. Молодин. — Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2008. — С. 250.

28

Бутанаев В. Я. История вхождения Хакасии (Хонгорая) в состав России. — Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2007. — С. 78.

29

Адрианов А. В. Очерки Минусинского края. — Томск: Паровая типолитография П. И. Макушина, 1904. — С. 8.

30

Бутанаев В. Я. История вхождения Хакасии (Хонгорая) в состав России. — Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2007. — С. 86.

31

Там же. — С. 88.

32

Очерки истории Хакасии (с древнейших времен до современности) / гл. ред. В. Я. Бутанаев; научн. ред. В. И. Молодин. — Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2008. — С. 251.

33

Там же. — С. 252.

34

Бутанаев В. Я. Русские остроги в Южной Сибири как оплот власти Российского государства // Сборник материалов научно-практических конференций (2008—2009 гг.) / Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское». — Шушенское, 2009. — С. 18.

35

Бутанаев В. Я. История вхождения Хакасии (Хонгорая) в состав России. — Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2007. — С. 110.

36

Все начиналось здесь, на Ах-Тигее: информационно-библиографический справочник / МУ «Абаканская централизованная библиотечная система»; сост.: С. В. Кяргина, Ф. Д. Котюшева. — Абакан, 2011. — С. 7.

37

Там же.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я