1. Книги
  2. Религиоведение / история религий
  3. Дмитрий Урушев

Что такое старообрядчество?

Дмитрий Урушев (2024)
Обложка книги

Богословие и история старообрядчества. Доступный рассказ о расколе, подвиге протопопа Аввакума, боярыне Морозовой — святой преподобномученице и исповеднице Феодоре, святых Александре Невском и Сергии Радонежском, об особенностях богослужения в старообрядческом храме и двуперстии. Для широкого круга читателей. Может быть использована в качестве дополнительного материала при изучении предметов «Основы православной культуры» и «История России». В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Что такое старообрядчество?» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.

Н. С. Лесков. Левша

Глава 1. Об этой книге

У знаменитого британского писателя и богослова Клайва Стейплза Льюиса есть замечательная книга «Просто христианство» (Mere Christianity). Будь моя воля, я и свою книгу назвал бы «Просто христианство». Ведь для меня старая вера — просто христианство, истинная вера апостолов, мучеников и подвижников древности и современности. Но я должен не голословно объявлять об этом читателям, а убедить их в том.

О вере можно рассказывать по-разному. Самый распространенный способ — познакомить с катехизисом.

Катехизис — греческое слово. В этой книге будет немало подобных ему. Ведь греческий — язык Нового Завета, проповеди апостолов и писаний святых отцов. Наши предки, приняв от греков христианство, приняли вместе с ним множество новых слов, обозначающих понятия, прежде неизвестные славянам.

Для удобства читателей иноязычные слова, встречающиеся в книге, будут объясняться, а их звучание будет записываться в квадратных скобках [] русскими буквами.

Итак, греческое слово катехизис — κατηχισμος [катихисмос] — происходит от глагола κατηχεω [катихэо] «наставлять, учить, оглашать». То есть катехизис — наставление, учение, оглашение.

Так принято называть книгу, в которой рассказывается об основах христианской веры. Этот рассказ обычно строится в виде собеседования — вопросов и ответов. Как будто ученики спрашивают учителя, а он отвечает.

Рассказ начинается с разъяснения: кто есть Бог, как Он создал вселенную и человека. Объясняется сотворение ангелов и происхождение зла, дьявола и демонов. Далее подробно излагается учение Церкви по разным вопросам.

Образцовый катехизис — «Точное изложение православной веры», написанное святым Иоанном Дамаскином[4]. К этому сочинению я отсылаю читателей, желающих более подробно узнать о вероучении Церкви.

Другой способ рассказа о вере — устная или письменная доверительная беседа. Так, например, проповедовали апостолы. Их вероучительные послания включены в состав Нового Завета.

Еще студентом я испробовал оба способа. Я написал две книги, которые, как мне тогда казалось, должны были убедить читателя в истинности старой веры, — «Катехизис» и «Письма о вере». Первое сочинение подражало «Пространному христианскому катехизису» новообрядческого митрополита Филарета (Дроздова). Второе было написано в виде посланий к моим друзьям-студентам.

В новой книге я попробую соединить оба способа. От «Катехизиса» позаимствую распределение глав по темам. От «Писем о вере» — способ изложения, легкий, но, надеюсь, не легковесный.

Мне неоднократно указывали на излишнюю простоту моих сочинений. Вот, например, некая женщина, прочитав одну из моих книг, написала на просторах интернета: «Ощутила себя неведающим дитем церковной школы. Изложение истории примитивно, рассчитано на людей, никогда не интересовавшихся историей раскола».

Однако самая жизнь показывает и доказывает, что в наши дни людям необходим прежде всего простой и понятный рассказ о вере. Рассказчик не должен возвышаться над собеседником, не должен утомлять его, но должен становиться с ним наравне, брать за руку и вести к истине через богословские и исторические дебри.

Возможно, образованный человек, владеющий греческим и церковнославянским языками, не нуждается в таких книгах. Он в подлинниках прочтет «Точное изложение православной веры» или «Поморские ответы»[5]. А как быть обыкновенному человеку, неискушенному в богословии и истории? Как быть нашему современнику, у которого в голове каша из телевизора и интернета?

Общаясь с читателями в декабре 2017 года на книжной ярмарке Non-fiction, я с огорчением понял, что многие из них имеют самые превратные представления о старообрядчестве.

Мужчина, назвавшийся старовером, заявил:

— Я очень люблю смотреть по телевизору выступления нашего патриарха Кирилла.

Хотя каждый старообрядец знает: патриарх Кирилл не имеет никакого отношения к старой вере.

Почтенная седая женщина прочувствованно сказала:

— Я уважаю вас, старообрядцев. Вы сохранили ту веру, что была на Руси до князя Владимира.

И была несказанно удивлена, узнав, что старообрядцы сохранили именно православную веру святого Владимира, а не первобытное язычество.

Конечно, затруднительно в одну книгу вместить подробный рассказ о христианстве вообще и о староверии в частности. Цель книги скромнее. Прежде всего, я хочу раскрыть суть учения и истории древлего православия, которое содержит Старообрядческая Церковь.

Я предполагаю, что мой читатель знает основы христианства. Он знает о триедином Боге. Знает о Сыне Божием Исусе Христе. Читал Библию или хотя бы Евангелие. А если не читал, то слышал о таких книгах. Надеюсь, слова «икона», «молитва», «пост», «храм» — не пустые звуки для него.

В наши дни трудно найти человека, совершенно ничего не знающего о христианстве. Однако необходимо понимать: вопросы богословия и вероучения могут быть скучны и утомительны для неподготовленного читателя. Посему я буду касаться их лишь настолько, насколько это необходимо для объяснения сути старообрядчества.

Скука и излишняя длиннота — главные враги всякого чтения. Поэтому я старался писать по возможности просто и кратко, чтобы книга получилась небольшой, чтобы было удобно носить ее с собой и читать в любом месте.

Старообрядец. Гравюра XIX века

Задача книги: представить древлее православие в том виде, в каком оно прошло через века и сохранилось до наших дней. Книга предназначена для широкого круга читателей. Уверен, ее прочтут и старообрядцы, и те, кто вообще интересуется религией, и преподаватели, и студенты, и школьники.

Но, конечно, в первую очередь книга предназначена для тех, кто желает принять старообрядчество и ознакомиться с его учением и историей. Также она предназначена и для противников старой веры, видящих в ней только «раскол». Возможно, она по-новому расскажет им о христианстве.

Кроме того, книга поможет старообрядцам, желающим поведать о своей вере другим людям или защищающим ее от нападок недоброжелателей. Ведь христиане должны помнить и исполнять завет святого апостола Петра: «Господа Бога освятите в сердцах ваших. Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета о вашем уповании, дать ответ с кротостью и страхом»[6].

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Что такое старообрядчество?» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Иоанн Дамаскин († 753) — известный христианский писатель, богослов и автор церковных песнопений.

5

«Поморские ответы» — одно из главных историко-богословских произведений, созданных в защиту старой веры. «Ответы…» написаны в 1723 году насельниками поморской Выговской пустыни на вопросы представителей Новообрядческой Церкви.

6

Первое соборное послание апостола Петра 3, 15.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я