Задумывались ли вы, почему одни люди обладают богатством, а другие нет? Тайна финансовой стабильности может быть сокрыта не там, где мы обычно ищем. Данная книга погружает нас в незримые корни нашего отношения к деньгам – начиная от наших ранних воспоминаний и детских переживаний. Этот путь в глубины собственного сознания может разоблачить тайны нашего финансового поведения и дать ключ к пониманию и преодолению "денежной травмы". Познайте, как ваше детство может пролить свет на путь к финансовой независимости – последствия такого понимания могут перевернуть всё, что вы знали о деньгах.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология денег: мозг, поведение и финансовые привычки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть первая: ваша денежная травма начинается с детства
Что, по вашему мнению, стоит в основе финансового благополучия? Заветная должность с шестизначной зарплатой? Грамотное управление инвестициями? Или может быть, строгое следование бюджету? Хотя эти факторы имеют значение, на самом деле корень нашего финансового успеха уходит глубже. Он начинается с наших первых детских воспоминаний о деньгах.
То, как мы воспринимали деньги в раннем возрасте, сцены, которые мы видели дома, наши первые взаимодействия с деньгами — все это формирует наше отношение к деньгам во взрослой жизни. Это может породить денежные установки и привычки, которые мы, несмотря на их вредность, продолжаем следовать годами.
В этой части мы совершим виртуальное путешествие в прошлое, в наше детство и юность, чтобы исследовать, как формировались наши денежные привычки. Мы раскроем, как наш ранний опыт влияет на наше текущее финансовое поведение. Проникновение в истоки этих установок — это первый шаг на пути к их преобразованию.
Эта часть — начало нашего путешествия по изменению нашего отношения к деньгам с целью достижения настоящего финансового благополучия.
Однако, в возрасте всего трех лет мы начинаем формировать свое первое понимание денег и ценности. Наши взгляды, воспитание и переживания формируют нашу"денежную историю". Это наша история, которую мы хотим передать следующему поколению.
Самое важное, что родители могут сделать, чтобы помочь своим детям принимать более осознанные финансовые решения в будущем, это говорить с ними об их личных финансовых решениях сейчас, в настоящем. Так как мы можем быть уверены, что наши дети усвоили здоровое отношение к деньгам? И как мы можем распознать и исправить любые недостатки в нашем собственном образовании?
Мы рождаемся на стадии, когда наш мозг еще не полностью развит, и большая часть окончательного развития мозга происходит во внешнем мире. Наш мозг с самого раннего возраста принимает информацию, распределяет ее по категориям, создает ассоциации, строит повествования. Мы начинаем развивать мысли, которые называются"денежными сценариями". Как актеру дают сценарий и говорят, как действовать в сцене, когда происходят определенные события, связанные с деньгами, наш мозг даёт нам определенные мысли, и тогда мы знаем, как поступить.
Наш ранний опыт, полученный в семье и связанный с деньгами, оказывает глубокое влияние на наши убеждения, связанные с деньгами, а наши убеждения, связанные с деньгами, предсказывают наши финансовые результаты. Если вы выросли в бедности, деньги могут казаться страшными. Но даже когда вы становитесь взрослым и у вас есть деньги, вы всё равно можете испытывать страх и тревогу, потому что не можете избавиться от убеждения, что"денег никогда не будет достаточно".
С другой стороны, люди, которые имеют солидные средства и привилегии, могут думать, что деньги могут решить все проблемы. Однако, они могут не учесть тот факт, что деньги не могут решить все проблемы.
Таким образом, воспитание и отношение к деньгам, которое мы унаследовали от наших родителей и других значимых лиц, постоянно влияют на нас. Если все это начинается в раннем возрасте, то каковы будут последствия в дальнейшем, во взрослой жизни?
Рассказы из детства могут показаться невинными и незначительными, но они на самом деле формируют наше отношение к деньгам и могут привести к глубоко укоренившимся убеждениям и страхам. Например, простой момент из детства, когда ребенок удерживает немного сдачи для себя, может привести к чувству стыда за желание удерживать деньги. Это в свою очередь может повлиять на то, как они ведут бизнес во взрослой жизни.
Альтернативно, простой факт, что родители испытывали финансовые трудности, может привести к тому, что ребенок связывает отсутствие денег с болезненными воспоминаниями, стрессом и семейными конфликтами. Это может привести к глубоко укоренившимся страхам и опасениям в отношении инвестиций и сохранения денег.
У нас есть заключения, которые мы делаем относительно денег:"Богатые люди жадные, деньги развращают. Никогда не бывает достаточно денег. Есть достоинство в том, чтобы иметь меньше денег". Все эти убеждения учены нами и формируются на основе нашего опыта, связанного с деньгами.
Что же мы можем сделать, чтобы помочь нашим детям выработать лучшие денежные привычки и, возможно, даже примириться с тем, что передалось нам по наследству?
Самое важное — начать как можно раньше. Поэтому начинайте говорить о деньгах с самого раннего возраста. Позвольте ребенку понять, что именно вы говорите о деньгах, но не навязывайте ему все детали своего финансового опыта. Таким образом, совокупность всех этих сообщений о деньгах, которые мы получаем в процессе взросления, формирует нашу"денежную историю".
Выберите те уроки, которые вы хотите передать следующему поколению, как бы передавая наследство. В современном обществе это стало сложнее, поскольку деньги стали более абстрактными — это просто цифры на экране. И чем более абстрактной она становится, тем больше мы подвержены ошибкам в ней. Поэтому сделайте его наглядным, конкретным.
Для пятилетнего ребенка это может быть так:"Это четвертак, это десять центов, это доллар". А затем, показать им, как делать сдачу. И по мере того, как ребенок растет, вы начинаете увеличивать количество уроков в плане того, как, например, договариваться о зарплате? Как читать платежную ведомость? Это образовательные моменты, которые происходят со временем.
И вы можете сказать:"Иногда, знаете, это просто очень трудное время, и мы поговорим об этом. Может быть, мы будем писать об этом в дневнике. Может быть, мы прогуляемся. Мы будем делать другие вещи, которые помогут нам почувствовать себя лучше". Таким образом, у вашего ребенка или детей появляется множество ресурсов, с помощью которых они могут справиться с собой, своими эмоциями и деньгами.
Если вы считаете, что вы очень благополучны в финансовом отношении и поэтому с вашими детьми все в порядке, им не нужно слышать или вам не нужно говорить о деньгах — сделайте шаг назад и подумайте о своих родителях, родителях ваших родителей и родителях родителей ваших родителей. Вы начнете понимать, что вы только выигрываете от того, что ведете с ребенком эти разговоры о деньгах и получаете от них опыт. И чем чаще вы будете это делать, тем чаще появляются такие возможности.
Эти естественные финансовые разговоры и учебные моменты — отличный способ выразить свои семейные ценности, научить своих детей разбираться в деньгах и сделать это в более доступной форме.
Практические рекомендации:
Начните обсуждать деньги со своими детьми как можно раньше. Расскажите им о ценности денег, о том, как они зарабатываются и как их можно тратить умно. Давайте им понять, что деньги — это инструмент, а не цель сама по себе.
Начните с основ — объясните, как считать монеты, как делать сдачу, и что значат числа на банкнотах. Это поможет детям лучше понять концепцию денег.
Если ваш ребенок хочет что-то купить, попробуйте выделить ему небольшую сумму и позвольте ему самостоятельно распоряжаться этими деньгами. Это поможет им понять значение бюджетирования и планирования расходов.
Покажите детям, как работают банки. Расскажите им о различных типах счетов, вкладах, кредитах и процентах. Это поможет им понять, как работает финансовая система.
Расскажите детям истории о том, как вы или ваши предки обращались с деньгами. Это может помочь им понять, как важно быть финансово образованным и ответственным.
Помогите детям создать свою собственную"денежную историю". Это может включать в себя цели, которые они хотят достичь, и планы, как они собираются это сделать. Это поможет им понять свои ценности и амбиции в отношении денег.
Обсуждайте с детьми, что значит быть богатым. Объясните, что богатство — это не только деньги, но и знания, дружба, здоровье, любовь и другие важные вещи. Это поможет им развить более здоровое отношение к деньгам.
Показать детям, как работают инвестиции, может быть отличным способом научить их долгосрочному планированию и риску. Это может быть просто игра в"Монополию", или же вы можете помочь им инвестировать небольшую сумму в акции их любимой компании.
Создайте для вашего ребенка сберегательный счет и позвольте им делать небольшие депозиты. Это научит их пониманию того, как работают проценты и как важно сохранять деньги на будущее.
Если ваш ребенок проявляет интерес к бизнесу, помогите ему запустить свой маленький проект. Это может быть лимонадный стенд, продажа рукодельных товаров или оказание услуг своим соседям. Это даст им практический опыт в управлении деньгами и поможет им понять, как работает бизнес.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология денег: мозг, поведение и финансовые привычки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других