1. книги
  2. Историческая литература
  3. Евгений Анатольевич Соханев

Яков

Евгений Анатольевич Соханев (2024)
Обложка книги

В этой захватывающей книге рассказывается история Якова Соханя, казака Ворожбянской сотни Сумского полка, который прошел все баталии в борьбе с крымскими татарами. Автор подробно описывает внешность и снаряжение Якова, подчеркивая его мужественность и воинский дух. Синяя черкеска с откидными рукавами, светло-синие чекмень и шаровары, кожаные сапоги из юфти, украшенный ремень и, конечно, его оружие — сабли, пистолет, копьё-пика — все это делает его образ неповторимым и запоминающимся. Книга переносит читателя в эпоху казачества, когда мужество, честь и преданность были высшими ценностями. Яков Сохань — яркий представитель этого времени, его история полна приключений, битв и испытаний. Автор воссоздает атмосферу тех времен, описывая не только внешний облик героя, но и его внутренний мир, его мотивы и цели. «Яков»: — это не просто исторический роман, это повествование о жизни семьи Якова Соханя и его Марийки, через любовь, дружбу, труд, рождение и воспитание детей, смерть близких.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Яков» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 8. Крещение.

Проехав вместе пару верст, они уже въезжали в сотенный

городок. А вот уже и церковь. Народ собирался к заутренней службе. Был здесь и Трофим Гаврилов, будущий крестный Марийки.

— В день Крещения нужно прийти на утреннее Богослужение, и сразу после него священник Григорий Лукьянов совершит Таинство Крещения и Миропомазания, после чего причастит. — произнесла Евдокия, как более опытная в церковных делах.

Они зашли в храм, народу было немного, в основном, женщины и малые дети, было немного казаков, свободных от службы. После заутренней священник приступил к крещению.

— Раба божия присутствует — утвердительно произнес он, — надо остаться в одной белой рубахе, — обратился он к Марийке.

Та быстро скинула сарафан.

— Крестные кто? — и вопросительно поглядел на Якова.

— Вот, отче, Трофим Гаврилов и Евдокия Гиря, — ответил Яков.

— Тогда приступим, помолясь, — сказал священник и произнес для Марийки и присутствующих.

— Первое священнодействие Крещения — человеку нарекают имя, он обретает небесного покровителя в лице святого, имя которого ему нарекли. Следующее священнодействие — это возложение руки в знак защиты и благословения. Рука моя здесь — это рука Самого Господа, который с этих пор берет под Свою особую защиту и покровительство, пришедшего к нему, человека, — распевно произнес батюшка.

Затем он начал читать молитвы, в которых Церковь в лице священника запрещает великим и страшным Божиим именем дьяволу и нечистым духам строить козни крещаемому и гонит его прочь.

После того, как нечистый дух изгнан и заклят именем Божиим, настает время человеку самому отказаться от него.

Священник повернул и крестных, и их крестницу лицом на запад, то есть символически — ко тьме, в которой живут злые духи, чтобы встретиться с ними напрямую, но уже находясь под церковной защитой. И задал им вопросы:

— Отрекаешься ли ты от сатаны, и от всех дел его, и от всякого служения ему, и от всякой гордыни его?

— Отрицаюсь.

Эти вопрос и ответ повторили трижды.

Тогда священник сказал: — Дунь и плюнь на него.

Плевок — это знак крайнего презрения.

После этого священник велел всем повернуться лицом на восток, к Господу, и спрашивает:

— Сочетаешься ли Христу?

Ответ:

— Сочетаюсь.

Вопрос и ответ повторяли трижды.

Этими ответами крестница и крестные исповедают верность Христу. Затем они читают Символ веры. Марийка немного знала молитвы от своей матери, которые та произносила в её далеком детстве и повторяла слова за священником.

После освящения воды и елея священник помазал елеем вначале воду, а затем крещаемую и трижды погрузил часть головы её в святую воду со словами:

— Крещается раба Божия, Марийка, во имя Отца — аминь. И Сына — аминь. И Святаго Духа — аминь.

Надо пояснить, что в этот момент Благодать Святого Духа озаряет всего человека, и под действием Божественной Благодати физическое и духовное существо человека изменяется: он как бы заново рождается в другом качестве (потому Крещение и называют вторым рождением).

Крещение совершается лишь однажды, как однажды и рождается человек. Тут же на Марийку надели крестик, которые держал Трофим Григорьев наготове. Белая одежда служит знаком чистоты души после Крещения и напоминает ей, что она и впредь должен сохранять эту чистоту, а крест служит видимым знаком его веры в Иисуса Христа. Все грехи, совершенные человеком до Крещения, прощаются Богом, к новопосвященному христианину приставляется наставник и хранитель души — Ангел Хранитель. Полученную в Таинстве Крещения Благодать христианин несет в себе до конца жизни, либо умножая ее в себе праведной жизнью, либо растрачивая через грехопадения.

Причастившись и поставив свечи за здравие и за упокой, они вышли на площадь перед храмом, там уже собрались казаки, свободные от службы, построившись в полукруг. Осип Гиря объяснил брачующимся, как они должны себя вести и что говорить. Яков, как казак, должен объявить, при заключении брака, перед своими собратьями об избранной жене. Выглядело это так: жених и невеста вышли вместе на собрание народа на площадь. Помолясь богу, поклонились они на все четыре стороны и Яков, назвав невесту по имени, сказал:

— Марийка, ты, будь мне жена.

Марийка, поклонившись ему в ноги, отвечала также называя его по имени:

— Яков, а ты, будь мне муж.

После этих слов они поцеловали друг друга и приняли от всего собрания поздравления.

Утвержденное таким образом бракосочетание считалось законным. Этот обряд в старину являлся всеобщим. Даже после распространения церковного обряда бракосочетания казака предварительно исполняли свой старинный обычай.

Приняв поздравление, они впятером поехали домой. На обратной дороге к ним добавился еще и крестный Марийки Трофим Гаврилов.

Доехав до куреня Якова, они обнаружили уже накрытый стол с двумя лавками перед избой. Ульяна с дочерью постаралась не ударить в грязь лицом. На столе был и борщ в макитре, и куры, жаренные на вертеле, свежие овощи, вареники со сметаной, два каравая хлеба и кувшин вишневой наливки. Всё это было сметено в один присест между здравицами в честь новобрачных. Просидев еще часа полтора, гости разъехались.

Яков с Марийкой зашли в избу. Марийка сияла от счастья, и была от этого ещё прекраснее. Наконец её покинули ужасные сны, о том, как умирал её отец-татарин, зарубленный казаками на пороге из дома, как погибла её мать, родом с Запорожья, и плененная её отцом, попавшая случайно под казачьи пули. И сейчас она была, как в сказочном сне — её любимый человек Яков стал её мужем, он был рядом и был желанен, как никогда. А Яков никак не мог наглядеться на свою красавицу жену.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я