1. книги
  2. Философия и логика
  3. Евгений Михайлович Кирьянов

Становление бытия – 2. Образ полного присутствия

Евгений Михайлович Кирьянов
Обложка книги

Книга завершает цикл внутренне связанных тем. Постоянный интерес сосредоточен на проблеме бытия и сущего. Автор не ограничивал себя рассмотрением философских вопросов общего характера, жанр книги можно отнести к философским очеркам.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Становление бытия – 2. Образ полного присутствия» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

УРОБОРОС

Прежде я писал о диалектике Троицы и Единого. При этом не возникало принципиальных трудностей в описании генезиса первых трёх. К этой теме имеет непосредственное отношение глава «О МЕЛАНХОЛИИ». Я касался этой темы и в предшествующих текстах. Говорил я и о том, что вопрос о «четвёртом» был, вероятно, проблематичным для полного объяснения и для Платона, поскольку его непосредственные последователи, неоплатоники, достаточно много комментировали даже начало диалога «Тимей», в котором они усмотрели намёк Платона на эту проблему. В другом месте Платон говорит о том, что:

«…Бог сотворил душу первенствующей и старейшей по своему рождению и совершенству, как госпожу и повелительницу тела, а составил он ее вот из каких частей и вот каким образом: из той сущности, которая неделима и вечно тождественна, и той, которая претерпевает разделение в телах, он создал путем смешения третий, средний вид сущности, причастный природе тождественного и природе иного, и подобным же образом поставил его между тем, что неделимо, и тем, что претерпевает разделение в телах. Затем, взяв эти три [начала], он слил их все в единую идею, силой принудив не поддающуюся смешению природу иного к сопряжению с тождественным. Слив их таким образом при участии сущности и сделав из трех одно,…»

Почему первое смешение не пришлось осуществлять принуждением силой? Потому, что они (те, что смешивались) исходно (в себе) не были положены как таковые по своему существу. Иное приобрело неформальный (не номинальный) статус иного в результате меры инаковости, которую ему сообщила рядоположенность с тождественным уже в результате смешения (смешение есть порождение факта инаковости инакового тождественному). Препятствий для первого смешения не было. В нём (в смешении) они именно впервые полагались как тождественное и иное. Смешение — это акт манифестации на уровень большего различения. Второе смешение было уже противным и природе реально (не номинально) тождественного, и природе реально иного. И насильственное смешение — это не смешение в тождественности, а смешение в разъятости.

Сначала, тем самым, иное стало иным относительно тождественного в модусе (в качестве) только не-тождественного («успев» появиться до возникновения противоречия). И только вторым смешением была получена сущность, которая была Иным и тождественному, и Иному в первой, дихотомической, оппозиции (после первого смешенияав из трех одно,). Эта сущность и есть Четвёртый. Смысл её в том, что она есть новое иное. Иное и тождественному, и иному. В применении к манифестации в плоскость дихотомии «Бытие» — «Небытие» это есть утверждение неопределяемости в диалектике троичности неограниченного в своих модальностях бытия. Его не подчинённости диалектическим и логическим альтернативам. Его стремление быть в себе самом ВСЕМ! Но все вместе они суть Одно, поскольку то, что имеет нечто своей предпосылкой, не может быть больше его (этого «нечто»). Таким образом, Четыре есть Одно.

Почему я об этом говорю? Дело в том, что, как ни изворачивайся, а всякая попытка вывода и обусловливания на уровне неразличимости сущего (Сверхсущее, Единое, Троица), вся диалектика, связанная с ними, и даже продолжение этого типа диалектики заставляет нас крутиться на одном месте. Мы будем осуществлять те же абстрактные процедуры и с «богами» следующих уровней, и… Мы никогда не выйдем из сферы выше «ангельских чинов». А поскольку эта диалектика будет осуществляться в сфере почти неразличимости, то речь будет просто об одном и том же. Мы будем «проседать» вверх. Отсутствие внелогичного и неподчинённого диалектике момента в предпосылке осуществления эманации в «нижний мир» множественного создаёт непреодолимый разрыв между первичным, самодовлеющим Принципом и тем, что называется «сотворённое». Как возникает множественность? Хотя бы и иллюзорная

В лурианской Каббале есть понятие «цимцум». Оно приблизительно означает вот что. Прежде чем эманировать в творческом акте, неизречённый Бог, бывший ВСЕМ, «ушёл в себя», освободив место для творческой эманации. Но он и остался ВСЕМ. То что освободилось, есть непустой остаток от ВСЕГО во ВСЁМ. И потому ушедший в себя остался и лишённым всего. Это потому, что акт ухода в себя и есть позиционирование себя в лишённости всего. Он подвержен действию принципа неподверженности какой-либо оформленности; и он есть след неизречённости Высшего принципа в самом акте творения. Он есть свидетельство присутствия в «действии» «Четвёртого» в смешении.

И парадигмой множественности является инаковость всему уже наличному в проявлении сущему; и предпосылка для новых форм проявленности. Четвёртый есть источник оформляющей энергии. Но это есть и исполнитель творческой воли Единого. Это энергия, источником которой является Дух.

И, наконец, коснёмся идеи порождения множественности в контексте темы «четвёртого» на примере рассуждения о самопожирающемся Змее (драконе).

Он проглатывает самого себя. Вопрос: «сколько стало драконов»? Тут возможны разные ответы: ноль (поскольку был один, но и тот съеден); один (поскольку съевший-то остался); два (поскольку один проглотивший, а другой проглоченный); три (поскольку у дракона ещё один внутри и один снаружи); четыре (поскольку можно сделать сдвиг дракона на единицу, ведь это один и тот же дракон) и, наконец, — и это только потому, что четыре есть один — их…бесконечность (поскольку внутри и снаружи каждого есть следующий). Какой же ответ верный? Всё зависит от априорной предпосылки; если мы считаем, что находимся логически (гносеологически, онтологически) в ситуации, когда ещё можно допустить возможность «самопоедания» дракона, то эта же предпосылка предписывает нам считать, что мы ещё там, где нет различия между «нулём», «единицей», «двойкой», «тройкой», «четвёркой» (с неё же начинается «много») и множественностью (не бесконечностью). Сделав шаг в направлении материальной раздробленности (шаг «вниз» в проявленности), мы приобретаем перспективу числового различия (различения). При этом утрачивается возможность осуществимости героического самопоедания дракона.

О книге

Автор: Евгений Кирьянов

Жанры и теги: Философия и логика

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Становление бытия – 2. Образ полного присутствия» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я