Способы организации коллективного труда, подходы к организации коллективной коммуникации – становятся всё более технологизированы. Тем не менее они до сих пор немыслимы без работы профессионального модератора.Что значит быть модератором? Что надо знать, уметь?Здесь вы сможете найти мысли тех людей, которым есть что сказать по этому поводу.Этот сборник будет полезен всем, кому приходится сопровождать работу групп, а также тем, кто использует разные форматы модерации в своей деятельности.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беседы о модерации. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Ксения Балицкая
С 2010 года модератор МШУ
СКОЛКОВО, сооснователь рекламной
компании «Медиаком», сертифицированный Гид международной системы Human Design
О модерации
Модерация — формирование общих понятий и смыслов группы людей, а также организация этого процесса (понимания и выработки нового смысла).
Модератор — тот, кто организует групповую коммуникацию.
Модерация нужна в двух местах. Первое — публичные высказывания, в формате пленарного заседания. Когда несколько человек разговаривают на одну и ту же тему и их содержание нужно упаковать, и переупаковать, соединять между собой. Это не только ведение тайминга (хотя это базовый уровень — следить за ним), но и вопрос правил: их надо установить и следить за тем, чтобы они выполнялись.
Вторая история, когда какому-то количеству людей (от трёх и выше) необходимо выработать новое решение (разработать стратегию или разработать проект). Могут сами договориться, но функция модерации должна быть.
Когда коммуникация происходит в группе от пяти человек и требуется коллективное решение — нужен внешний модератор. Это требует от участника выхода из зоны комфорта и взятие ответственности на себя. Этим модератор и занимается.
Рынка модерации нет. Есть небольшие группы людей, понимающих важность и понимающих, как использовать модерацию как инструмент — они являются заказчиками. Владеющие модерацией, пока все друг друга знают. Модерация пока еще не технологизирована и плохо передаваема.
Главные компетенции модератора
Это способность работать на трех уровнях:
1. Процесс фасилитации группой динамики. Удержание ее, ведение. Модератор должен уметь организовать группу на работу (проектную).
2. Формирование понятий и работа с содержанием участников. Его обналичивание для них же. Показывать их собственное содержание. Это управление коммуникацией. Модератор должен уметь понять (это про активное слушание), зафиксировать, визуализировать то, что говорят участники. Здесь же — умение задавать вопросы.
Еще из важного: уметь делать сборку рассказыванием (через фрейм). Уметь разделять содержание, сказанное по каким-либо типологиям. Схематизация.
Делать сборку сказанного быстрее, чем участники. И уметь повторить его. Причем, раскладывать по существующей схеме — одно, а создавать новую схему здесь и сейчас (построение новой схемы из содержания участников), ранее не заготовленной — другое.
Навыки
Уметь раскладывать высказывание по схеме. Продолжать логически мысль участника на один-два шага вперед, чтобы проверить его гипотезу.
Новичку
Зарисовывать всё, что он слышит. Активное слушание в фиксации, по минимуму используя слова. Пробовать отделять ситуацию говорящего от того, что он говорит.
Начинать говорить медленно. Больше осознанности — понимания смысла каждого слова, его места в разговоре. Появляется чистота высказывания.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беседы о модерации. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других