Акварель для детей. Развивающее рисование

Евгений Стасенко

Для детей в возрасте до 10 лет изобразительная деятельность – насущная необходимость, так как в процессе рисования развивается механизм восприятия. Восприятию невозможно научить, но можно создать условия, в которых восприятие будет развиваться полнее и легче. Задача педагога заключается в обогащении процесса развития восприятия. Не форсировать развитие, а обогащать – это главный принцип Развивающего Рисования.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Акварель для детей. Развивающее рисование предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Работа мазком. Аквариум

Получить удовольствие от освоения приемов работы акварелью может каждый человек, даже если он раньше никогда не держал в руках кисти. А в том случае, когда вы не только узнаете что-то новое сами, но и делитесь открытиями со своим ребенком, радость удваивается.

В этом задании мы будем использовать акварель как конструктор — из мазков разной формы будем составлять предметы. Не имеет значения, какие получатся пропорции у предметов.

Акварельными красками пишут «на просвет», т. е., через слой краски видна бумага. Насколько плотно ляжет на бумагу краска, зависит от того, с каким количеством воды она разведена. Чем больше воды, тем бледнее цвет и больше просвечивает белая бумага под краской.

Мазком называется след однократного касания кисти на поверхности бумаги. Мазок не должен быть сухим — в нем не должно оставаться по ходу движения кисти полосок не закрашенной бумаги. Краска должна ложиться прозрачно, даже самые темные цвета, бумага должна просвечивать сквозь краску. При этом в мазке не должны оставаться капельки — если они есть, значит мы набрали слишком много воды. Это легко исправить, легко коснувшись тряпочки кончиком кисти. Попробуйте на какой-то отдельной бумажке делать мазки с разным количеством воды и краски.

Мы будем использовать в этом задании четыре способа нанесения краски мазком:

Тонкий мазок кончиком кисти. Кисть держится навесу, только самый кончик касается бумаги. Движение кистью делается в направлении от кончика волосяной части к древку, т. е., продольное.

Средний мазок. Кисть слегка прижимается к бумаге — примерно половина длины волосяной части оказывается в контакте с поверхностью. Движение кистью продольное.

Полный мазок. Кисть прижимается полностью, но не жестко. Вся волосяная часть оказывается в контакте с поверхностью. Движение кистью продольное.

Поперечный мазок. Кисть прижимается полностью, но не жестко. Вся волосяная часть оказывается в контакте с поверхностью. Движение кистью поперечное, слева направо или справа налево.

Очень важно, чтобы при работе мазком рука опиралась на стол (мольберт). Тогда гораздо легче регулировать нажим кисти.

После того как мы макнули кисть в баночку, прежде чем набирать на нее краску, отцеживаем кисть о край баночки. Так мы сможем избежать избытка воды в краске. И, прежде чем нанести мазок, пробуем кисть на палитре.

Сначала сделаем «пробу пера». Внизу в уголке нарисуем вилку. Сначала, нажимая в полную силу, проведем горизонтальный мазок. Затем продлим его более тонким мазком в пол нажима. К более тонкому мазку присоединим самый толстый и короткий мазок — с полным нажимом поперек. И к самому толстому мазку присоединим четыре самых тонких мазка — зубья вилки.

Теперь, когда мы попробовали делать разные мазки одной и той же кистью, приступим к нашему аквариуму. Мы представим себе, что лист бумаги, на котором мы рисуем, это стенка аквариума. Таким образом, кроме аквариума на листе ничего не будет и все, что мы нарисуем, окажется содержимым аквариума.

Сначала внизу, но не у самого края листа, сделаем камушки. Они делаются коротким толстым мазком поперек. Камушки могут быть любого цвета.

Пока камушки сохнут, насыплем в аквариум песок. Песчинки делаем легким касанием кончика кисти. Песчинки тоже могут быть разноцветными.

Пока мы занимались песком, высохли камушки. Теперь на них можно нарисовать полоски, пятнышки, прожилки.

Почему мы ждали чтобы высохли камушки? Если бы мы по сырым камушкам нарисовали узоры, получились бы расплывчатые пятна, эти не было бы похоже на узоры.

Если краска ложится на сухую бумагу, мазок сохраняет форму, остается таким, каким мы его положили.

Если краска ложится на мокрую бумагу, мазок теряет форму, расплывается.

Водоросли мы будем рисовать длинными извилистыми мазками. Пока сохнут водоросли, мы нарисуем веточку коралла. Начнем ее рисовать со ствола — это будет толстый короткий мазок. Сверху добавим два-три мазка потоньше. К ним добавим по два-три мазка еще потоньше и закончим совсем тонкими веточками.

Если водоросли высохли, кончиком кисти рисуем на них прожилки.

Тем временем высохла веточка коралла. Ее мы украсим красными пятнышками.

Приступим к заселению аквариума. Сначала нарисуем маленьких рыбок и коньков. Рисуем длинным мазком тело рыбки. Тем же цветом добавим сзади два мазка — хвост. Сверху один мазок — спинной плавник, снизу добавим еще два плавника.

Пока сохнут рыбка, мы нарисуем морского конька. Начнем его рисовать с туловища — это будет толстый короткий мазок наискосок. Сверху добавим мазок потоньше — голова. Снизу приделаем спиральку — хвост.

Когда рыбки высохли, добавляем им полоски на спинках, глаза и рты. Тем временем высох конек.

Нарисуем глаза, точнее — один глаз сбоку головы.

Нарисуем большую рыбку и улитку. Рисуем толстым горизонтальным мазком тело рыбки. Хвост и плавники нарисуем двумя большими изогнутыми мазками сверху вниз.

Пока сохнут рыбка, мы нарисуем улитку. Начнем ее рисовать с туловища — это будет небольшой мазок, который мы прилепим к водоросли. Сверху добавим круглый мазок — раковина. Спереди приделаем рожки. Когда рыбка высохла, добавляем ей точки на спинке, рисуем глаз и рот.

Тем временем высохла улитка. Нарисуем на раковине спиральку и глаз на голове.

Теперь осталось сделать завершающий штрих. Чтобы вода в аквариуме была насыщена кислородом, через воду пропускают струйку воздуха.

Возьмем бледно-голубую краску — почти одну воду, краски совсем немножко — и нарисуем цепочку пузырьков от песка до верха. Пузырьки мы рисуем мазками разных размеров.

Наш аквариум готов!

Итог:

В этом задании мы узнали, что одна и та же кисть может оставлять на бумаге разные следы. Это зависит от нажима на кисть и от направления мазка.

Также мы выяснили, что небольшие предметы легко можно рисовать сразу кистью, не используя карандаш. Предмет как бы собирается из кусочков наподобие конструктора. Сама кисть уже содержит в себе различные формы, остается их использовать в нужных сочетаниях.

Кроме того, мы увидели, что прозрачная акварельная краска очень хорошо сочетается с белой бумагой — в этом есть своя особенная красота. Бумагу не всегда надо полностью закрашивать — иногда лучше какие-то места оставить белыми.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Акварель для детей. Развивающее рисование предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я