Как так выходит, что мастера с прямыми строчками и с золотыми руками, не опускающие их даже в сложные времена, не могут наладить продажи через онлайн?Почему появляется страх продаж в интернете? У одних от установки «я – надомница» блокируется бизнес-мышление, потому что среди сковородок нет границ с вашей деятельностью. У других от «всё приходится делать самой» или «завтра за аренду платить нечем» выключается торговый стратег.В этой замечательной книге будет плотная работа с вами лично.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 108 стежков страха вокруг онлайн-ателье предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
РАЗДЕЛ 1. 5 шагов к высоким продажам одежды в соцсетях
Откровенно о насущном
В Гильдии Портных и Дизайнеров собраны уникальные профессионалы своего дела — те, кто очень хорошо умеет шить. Сколько с вами общаюсь через занятия, курсы, личные консультации, коучинг — я не встречала ни одного человека, который ничего не умеет делать и плохо шьёт. У многих огромный опыт за спиной, множество выполненных заказов, хоть и самоучки.
Но, не смотря на этот ценный багаж практики, у большинства есть проблемы с продажами. Домашний разбор: почему так происходит — приводит вас к покупке этой книги, что очень правильно. Мною ведется удручающая статистика по тем, кто пытался прыгнуть на новый уровень продаж, но не получилось.
Как так выходит, что мастера с невероятным запалом, с творческим подходом к делу, с верящими в лучшее мыслями, с прямыми строчками, с золотыми руками и не опускающие их даже в сложные времена, не могут наладить продажи через онлайн? Почему всё-таки появляется страх продаж в интернете?
Ответ прост и неоднозначен одновременно — исчерпание всех своих ресурсов без привлечения внешних источников роста. Делать по старинке — это неизбежное выгорание в профессии, которое прячет за собой нечто большее, чем просто усталость или маленькие продажи.
Владельцы ателье — от принятия заказов на дому до мастера в съемном помещении, у кого уже есть сотрудники и юридический адрес — имеют в голове схожие типовые страхи. Только уровни проживания этих негативных убеждений разные.
У одних от установки «я — надомница» блокируется бизнес-мышление, потому что среди сковородок нет границ с вашей деятельностью. Но даже если вы шьете дома, например, ситуация в жизни вас заставила сделать это, всё равно держите внутри себя основную мысль, что вы — ателье.
У других от «всё приходится делать самой» или «завтра за аренду платить нечем» выключается торговый стратег, хотя штат работников располагает к выходу на новый виток деятельности.
Но голова вашего ателье — вы. Поэтому в этой замечательной книге будет плотная работа с вами лично. За каждым моим словом и направлением следят много знакомых лиц и всё больше тех, кто у меня учились. Те мои ученики, у которых получилось выйти на новый уровень деятельности, познали вкус успеха и идут со мной дальше.
А те, у кого что-то не получилось — вы также со мной, спасибо вам за вашу настойчивость. И для вас даю обратную сторону интернет-ателье, которая показывается не всем, но через проработку страхов и ограничений вам откроется.
Редко прошу вас о чем-то, но сегодня сделаю это — голосом поговорите со мной. Приготовьте для этого сакрального таинства погружения в себя всё, что чувствуете вам необходимо.
Измените фон или включите свет. Держите в руках книгу и глядя мне в книжные глаза — скажите всё, о чем боитесь признаться даже себе — я никому не расскажу.
Вы же хотите со мной поговорить, так сделайте это! «Как?» — спросите вы, если перед вами не я, а моя рукопись. Через чтение ее и выполнение всех тех драгоценных заданий, которые выведут вас в прямой эфир с той реальностью, куда вы хотите попасть.
Перед вами неделя подготовки к полету, где вы поднимите минимум 5 серьёзных тем, которые убивают любые продажи своим наличием. Для вас, скорее всего, хорошие заказы, как другая галактика, когда другие продают дорого, массово и с удовольствием.
Дорого — это когда вы с радостью и достоинством называете цену своего прекрасного товара, потому что чувствуете при ее озвучивании спокойствие и даже гордость за себя и результат свой работы. Продавать с удовольствием — это без красных щёк и стеснения, яростно и неудержимо, даже когда выходите на массовые интернет заказы.
Онлайн продажи — это массовые продажи, где будет много хейта и критики, даже если у вас самые ровные строчки. Где вас будут переубеждать, что у вас нет никакого художественного вкуса. Где неудачники никогда у вас не купят, но сделают достаточно и с особым старанием всё для того, чтоб вы тоже своим успехом от них не отличались.
Я — владелец не только этой книги и курсов для портных и дизайнеров, но и интернет-ателье, где за 10 лет опыта массовых интернет-продаж услышала про себя и много лестного, и ни капли не отвечающего действительности. Я — играющий тренер, проверила на собственной шкуре все то, о чем вам рассказываю.
Были эмоции по поводу тех, кто пришел не за заказом, а съесть чужой успех? Да, я — живой человек. И именно этот отряд камикадзе помог мне взрастить панцирь — меня теперь очень сложно пробить и вывести из состояния радости выполнения своего предназначения.
Но многих из вас очень сильно расстраивает такая несправедливая реакция по отношению к вам. На этот счет отвечу вам постом про то, как в меня пуховиком кидались (эту историю вы можете прочитать в моем Инстаграм www.instagram.com/djp_school). И большинство подписчиков в соцсетях очень отозвались на наличие сумасшедших клиентов, которые отбивают любое желание шить.
Страх критики
Один из самых серьезных минусов интернет продаж — это наличие большого количества странных людей. И пока вы начинаете, их будет чуть больше, чем позитивных порядочных клиентов. Если вы не готовы это пройти и принять, то приостановите самостоятельное открытие продаж в интернете, даже после прочтения этой книги. Запишитесь ко мне на консультацию, и мы с вами разберем ваши основные страхи, которые останавливают или сильно тормозят вас.
Если боитесь первой оплеухи в виде комментария по поводу вашей деятельности, то этого же страшитесь и в вашей повседневной жизни. Уже вы горели пламенем вины и обиды от критики близких или окружения. Уже были мысли закрыть и телефон, и бизнес. Уже маячило желание спрятаться. Уже тряслись руки от бессилия и безысходности реализовать цель в жизни.
Это те скрытые ощущения, которые важно выявить и проработать, чтоб потом заявить о себе в онлайн. И это единственный момент, который может поставить перед вами стену в удаленных продажах. Иногда этот страх на столько сильный, что необходимо обратиться к психологу, чтобы проработать его.
Ничего другого вас не остановит на пути, кроме вашего внутреннего страха, который сковывает вас не готовностью показать ваше рукоделие с большой буквы. С этим бороться — себе же во вред пускать свою энергию, поэтому предлагаю его проработать — проговорить, принять и отпустить туда, откуда пришел.
Один из самых сильных страхов — люди не примут вас. Он говорит о том, что вы не готовы (даже с 20-летним опытом) идти в конкурентный бой и вас не спасает мысль о важности вашего дела. Конечно, кидаться с кулаками на вас не будут — но паника внутри сродни опасности реально получить удар в голову.
Это буквально сковывает вас и оцепенение проходит тогда, когда вы отдаляетесь от монитора или экрана телефона. Откуда этот страх берется? От прямого контакта, которого раньше у швей не было? Или от того, что придется озвучить голосом цену? А может быть просто у вас страх знакомиться? Всё глубже, чем вы думаете. Копнем в готовность сделать то, что еще никто и никогда не делал до вас в вашей семье, в Роду, в городе, в селе, в стране и т. д.
Вас сейчас удивит, но вас пугает не страх критики, а достижения и успех. Хотя негативных установок больше и они появляются в моменты вашего оглядывания назад — возникает схожий дискомфорт, как при страхе высоты.
Проработка «Трансформирующая критика (ТК)»: первое, что начинайте внедрять — это правильную реакцию на поведение других. Ведь именно ваша критическая натура щедро отпускает критику в мир и, конечно, отражаясь, она возвращается к вам. Когда вы перестанете оценивать и осуждать людей вокруг, вы примете себя и станете получать 90% похвалы, а остальные 10% будет критика, которая станет полезной и конструктивной.
Запишите себе формулу ТК = «Я вижу, что ты…» с описанием ситуации + равноправная позиция «и» + поддерживающий совет из опыта своего или чужого «и когда». Например, я вижу, как ты по-настоящему переживаешь за работу нашего ателье, ты хотела мне помочь и взяла 2 сложных заказа, не уложившись в срок. И когда я хочу помочь, то ставлю комфортные сроки и обговариваю их с тем, кому хочу помочь.
Это не обидно, чем, если бы я сказала: «Почему ты назначила такие сроки, ведь понятно же было, что не успеешь? Зачем было брать шить целых 2 вещи, чтоб мне потом приходилось краснеть перед клиентом!». Потренируйтесь в тетради, заполните на все сферы жизни и внедряйте немедленно.
Первая ступень всегда — владелец бизнеса
Есть 5 основных шагов в построении онлайн-ателье. Они, как ступени вверх — основных их столько, сколько пальцев на одной руке. Это лестница в ваш Космос. И самая первая ступенька, на которую сложнее всего подняться для массовых заказов и оплат в интернете — это сам владелец ателье. Если организатор швейной идеи не готов яростно продавать, не обращая внимание ни на что, то ничего не получится.
Даже если вы несете радость людям от получения удачного изделия, от удовлетворения процессом создания заказа и приятного общения, от счастья носить вещь по фигуре, от личных успехов в этом наряде — на эту ступеньку не удастся встать. Потому что ваши ограничения выше и больше вас самих. Вы просто не успеете поставить ногу, как кто-то более смелый и не с такой ровной строчкой пойдет пробовать оттачивать мастерство на добровольцах.
Но я — была бы не я, если бы не показала вам изнаночную сторону этой роли хозяина творческого бизнеса. Фокус внимания направьте сейчас не в сторону страха, а в сторону пользы. Ваша работа очевидна и ее можно легко оценить. Более того, она уважаема за кропотливый труд и море творчества. Вас знают лично, с вами консультируются и советуются даже в вопросах далеких от пошива.
У вас настолько золотые руки, что вы шьете, а может еще и вяжете или создаете украшения, а кто-то занимается керамикой — всем разнообразием хендмейда. И когда вы делаете любимое дело не за деньги, то получаются потрясающие вещи, которые с руками и ногами забрали бы лучшие выставки мира.
Но как только возникала мысль о продаже рукотворного, то это для вас становилось поводом для остановки даже в том деле, где вы не могли не делать. Например, вы сшили потрясающее платье или интересный кардиган, сделали прекрасные украшения или связали игрушку — что вы этим сделали для человека?
Предположим, что у вас сделала заказ яркая и невероятно весёлая девушка, 35-ти лет с весом 120 кг. У нее прекрасная семья с мужем или без мужа, и двое детей. Один ребенок в школе учится, другой в детском саду. Они всё время вместе ходят в театр, в кино и на игровые детские площадки.
Ее заводной характер ценят окружающие и она любит свою работу, а работа любит ее. Эта изумительная женщина обожает общаться и занимается интересным творчеством. Но у нее есть проблема — ей абсолютно нечего надеть.
Т.е. будучи такой озорной женщиной, заходя в магазин «Большая МАМА» для пышных дам, она видит не интересное, серое барахло. И даже то, что прищурившись подошло, не налазит. Конечно, она переживает, что приходится засовывать себя в мужские брюки или носить китайские трикотажные.
Для нее это стресс и мучение, которые начались еще с детства. Ей вся эта одежда причиняет не только психический, но и физический дискомфорт (это еще мягко сказано). В пошитом для всех ее тело болит, сдавливаются внутренние органы — желание урезать выходы «в люди» растет. Но она хочет общаться. Это ее боль.
Она бы и рада красиво выглядеть, найти себе мужа или порадовать имеющегося своей красотой, пойти в караоке плясать в красивом платье — но такого наряда нет. Это становится для нее даже не проблемой — бедой.
В масс-маркете она не может ничего купить для себя, ведь двери стандартных магазинов закрыты для ее размера, хотя туда пускают всех. Она в них заходит, но в конце такой прогулки уже чувствует себя униженной и обделённой. Настроение идет на спад. Заходит в магазины нижнего белья — там то же самое.
Это становится огромной болью для нее, которая начинает разрастаться на всю Вселенную. Как ее проходит день теперь? А завтра? А если она работает с людьми, что они видят в ней? С каждым таким походом в магазин ее глаза становятся тусклыми и холодными.
Ее не понимает мир — вот основная мысль такого человека. В парашютах начинает ходить, ведь такой выход из ситуации — безысходность. Но она же — позитивчик, поэтому отчаяние выталкивается настойчивостью. Она ищет портных и дизайнеров одежды — находит интернет-ателье (особенно в современных условиях).
Она очень хочет подчеркнуть свои сильные стороны и сделать менее заметные остальные. А ваш крой — как раз для моделей Plus-size — наиболее подчеркивает индивидуальный образ, красоту форм и настроение оптимиста. Вы ей радость подарили и красоту из качественной, натуральной ткани. Кем вы становитесь для нее? Спасителем?! Вы дарите ей себя настоящую!
Шедевры с заботой
Когда вы мыслите в правильную сторону, тогда ваши шедевры ассоциируются с заботой и подчёркиванием ценностей заказчика. Т.е. вы правильно исполнили желание и сделали красоту, просто выполняя своё любимое дело. А если вы боитесь, то не дарите людям счастье быть собой. Что делают люди за это? Вам мстят пирожками или выбиванием скидки!
Даже если у вас другая целевая — это не важно, ловите суть: любая целевая аудитория (ЦА) имеет свою описательную ситуацию «как человек доходит до боли» и его примерный путь к онлайн-ателье. Вы имеете возможность людям помочь, не зависимо от города вашего проживания — от Нижнего Новгорода до Владивостока, от России до любой другой страны.
Вы можете помочь тому, кто к вам в будущем обратится за пошивом уникальных дизайнерских вещей. Ваш потенциальный клиент уже вас ищет, уже хочет красивые брюки, волнующие платья, прилегающие кардиганы, игривые шапочки и смелые футболки.
Ваш клиент по ту сторону экрана уже хочет всё ваше умение и мастерство, а вы сидите и молчите, не пытаясь побороть свой страх. Т.е. вы, как врач, который может помочь больному, но не помогает, боясь пополнить своё маленькое кладбище. Больной ходит к нему и мучается каждый день, не может найти своё лекарство от сердечной боли — а представитель помогающей профессии боится навредить своей репутации. Но страх и портит ее в конечном итоге.
Счастье быть собой, красоту своего тела, надежду на интересное будущее, предвкушение от интересной работы, флирт с прекрасным мужчиной, впечатляющие путешествия — вы забираете прямо сейчас у каждой женщины (если у вас женская ЦА) тем, что сидите и помалкиваете о себе в интернете, отправляя бесплатные подарки в соцсетях своим знакомым со вздохом.
Нет, совсем вы и не отказываетесь ей помочь, обслуживая офлайн. Но жадность проявляется тогда, когда после 2020 года вы продолжаете ждать, не делая шаги в ваше онлайн-ателье. Поэтому посмотрите на ситуацию со стороны клиентов.
Люди к вам хотят, вас ищут в соцсетях и через поисковики, потому что только вы умеете придумывать, кроить и шить, как никто другой, и не могут вас найти. Ваши клиенты не будут вас хейтить, наказывать за строчку, обманывать в деньгах, обворовывать в виде скидок — или чего вы еще боитесь больше всего и опасаетесь, выходя в интернет-пространство.
Проработка «Ударное слово»: скажите себе фразу «я люблю себя», ставя ударение и разные интонации на каждое слово. Например, Я люблю себя — я ЛЮБЛЮ себя — я люблю СЕБЯ — ДА люблю я себя — и т. д.
Используйте весь спектр эмоций, чтоб максимально раскрыть накопившиеся чувства к себе. Они редко положительные у тех, кто боится всё равно чего. Проговорите — это выйдет из тени — вы освободитесь от блокировки неуверенности в себе.
Задание. Заведите тетрадь на 48 листов. Первая страница у вас уйдёт на это упражнение: напишите всё, чего вы боитесь. Пишите честно, даже если вы уже вычитали ваш самый главный страх. Пунктов должно быть не менее 20. Второй по величине страх — так просто не выйдет и тогда не получится запланированное.
Например, «узнают цену и не хотят платить». Когда хотят купить и в каких случаях не хотят? Когда узнают цену — не хотят платить? Это значит, что в вас что-то не то? Вы думаете, что они сделали вывод — какая вы? Кто вы стали для покупателя, когда поставили такую большую цену?
Вы думаете, люди в ужасе от того, что вы поставили такой высокий ценник? И одновременно дали вам характеристику — вы такая или еще хуже — в их глазах какая вы?
Это всего лишь означает, что оценка по отношению к себе не верно простроена, прежде всего, вами.
Даже если вам в лицо сказали, что ваши цены — ценник сумасшедшего человека, то это не означает «меня и мой труд не ценят» или «я реально сумасшедшая». Страхи рождаются тогда, когда вы проецируете свой внутренний мир на реакцию других людей.
Представьте, что ваш потенциальный заказчик написал вам: «Сколько стоит пуховик?». Вы отвечаете: «24700 рублей» — и тишина. Либо вы на это в своём мире реагируете, либо спокойно относитесь к выбору написавшего вам. Тишина и тишина, ничего страшного — у человека не получилось, нет денег, не хочется, передумал, нашёл соседний магазин и там куртку купил, не нужно и т. д.
Но если вы будете через себя пропускать каждый начальный этап продажи, то вы сами себе придумаете не «из мухи слона», а «из одной овощной мошки несколько жирных слонов». Все страхи рождаются в голове.
Вы можете подумать, что клиент подумал: «Она — спекулянтка, бесчестно завышает цену, или вообще перекупщик!». Любой человек мог бы это подумать, но он вам этого не написал. Молчание или «я подумаю» — еще ничего не означает.
Но когда вы подумали, что вы в чужих глазах какая-то плохая — это сразу вас ужимает и не дает обратившемуся к вам сделать выбор, на который он имеет полное право. Вы как бы решаете за него и с мыслью «страшно, что не заплатят» расписываетесь в собственной беспомощности.
Вам страшно не то, что не заплатят, а то, что придется разбираться с поставленной вами ценой. С какой стати человеку тратить время на разборки по установленному вами ценнику? Зачем ему выискивать портных в интернете, чтобы пугать своим молчанием?
К этой паники прибавляется страх того, что вы пошьете, а оплату не получите. Первая ваша страховка легко решает эту проблему через предоплату. Вам заплатят в любом случае. Вы не начнете производство товара пока клиент не внес 50% от всей суммы. Внес минимум половину от объявленной стоимости — вы начали работать.
Вторая ваша страховка решается уже на стадии отправки. Вы никогда не отправляете заказ, пока клиент не внес оставшиеся 50% — никаких наложенных платежей и прочей клиентоориентированности. И как в таких условиях можно вам не заплатить? Это физически невозможно. Если только вы сами не откажетесь от этой предусмотрительности и не начнете работать без предоплаты.
Следующий страх — «не сядет по фигуре». Моя система интернет-ателье, которую я пропагандирую, про которую написана книжка, на которой базируются мои тренинги и личный коучинг, держит лозунг перед вашими глазами — вы не шьете всё подряд.
Задание: напишите себе везде, где вы находитесь (на мониторе телефона или ноутбука, на швейной машинке или в ванной) — «Я НЕ ШЬЮ ВСЁ ПОДРЯД» — поставьте точку. В следующей строке напишите — «Я УМЕЮ ШИТЬ ВСЁ!» — поставьте восклицательный знак, обведите квадратиком или сердечком, как хотите.
Любой мой продукт помогает каждому портному и дизайнеру проработать тему «шить всё для всех» и закрыть ее. А эти две фразы означают, что вы не шьете всё подряд, потому что ранжируете ассортимент своего бренда и интернет-ателье, но умеете шить всё. И доказывать это никому не надо — вы просто знаете об этом и констатируете факт.
Задание: напишите минимум 5 инсайтов (выводов) по полученной информации. Делайте это упражнение на протяжении всей книги и вас ждут дни откровений самих с собой.
Эти 2 фразы вам четко дают понять простую истину — разговаривать с клиентом, исходя из этих фундаментальных правил. Подробнее коснемся этой темы дальше, где книга проведет вас по пути «Как переводить ваш опыт в высокие продажи».
Это стратегия продаж
Многие из вас умеют шить всё или практически всё, а если чуть напряжетесь, то и мех сошьёте вручную и кружево вывяжете. Но при этом очень часто слышите осуждение в легкой форме: «А вы только пуховики шить умеете?» или «А чего вы шьете одно и то же, вы другое не умеете кроить?», или еще лучше «Где вы учились? У вас всё одинаково и одна модель на все соцсети!».
Стратегия продаж через тактическое первое предложение — вы не шьете всё подряд. И второе — ваш опыт у вас нельзя отнять, его не пропьешь и не обменяешь — либо он есть, либо его нет. При большом желании можно его ухудшить через отзывы и нежелание приносить пользу людям. Но это — не ко мне!
Ваше понимание сути швейного дела и миссия вашей дизайнерской деятельности вам всегда придаст сил и энергии, чтобы слушать критику спокойно и отбиться от любого хейта. В таком состоянии вам не надо будет никому ничего доказывать.
Потому что в соцсетях некоторые бренды одежды, которые выросли из портных, вместо того, чтобы продавать одежду, пытаются доказать, что умеют шить. Не нужен вашей ЦА мастер-класс «Как пришить рибану», например. Если вы собираетесь людей учить шить, значит говорите про школу шитья и к вам придут те, кто хочет шить.
Те люди, которые у вас хотят заказать вещь, им всё равно: что и как пришивать, на какой длине строчки, с каким натяжением нити и с каким стежком. Им без разницы, у них нет вопроса и проблемы идеально пошитого изделия.
Для того, чтобы продажа состоялась, необходимы 3 ключевых параметра: красивый формат, понятные изделия, шикарный топовый визуал. Не мастер-класс «Как пришивать что-то к чему-то» и уж точно не разъяснение вашего ценника.
Заказчикам это не интересно. Вы видели такие аккаунты или кто сам их ведет, где желание продавать свои изделия выливается через подачу профессионализма швеи. Это выглядит, как способ доказать вашу экспертность или просто показательные посты «я тоже так умею».
Если устраивать междусобойчик «кто прямее сошьет» или «кто знает больше вариантов, как пришить гульфик к брюкам», то это выйдет ковырянием друг у друга в слабых сторонах вашего опыта. Это не продажи, портные — не ваша ЦА. Самоутверждение — да, но в таких дискуссиях клиент повернется к более уверенным в себе дизайнерам уникальных вещей.
Уходите от такой работы с соцсетями. Вы показываете свое мастерство не для других портных. Интерес клиентов строится на эмоциях «хочу купить» или «хочу быть такой же стильной». Если к вам приходит клиентская база (юристы, бухгалтера, военные, творческие люди, блогеры и т.д.), то способ пристрачивания гульфика к штанам в их модели им безразличен.
Более того, они не хотят в это вникать. Если б хотели — стали бы тоже портными. Для людей других профессий важно, чтоб «костюмчик сидел» — удобно и ровно. Шейте вещь по фигуре, используя свои методы или мою табличку по отрабатыванию модели до такого состояния, что она сядет на клиента влитой.
Профи видно издалека
Вы — профессионалы и знаете точно, как это сделать. Например, вы шьете классические брюки и фасон такой, что они могут не сесть по талии, значит вставляете в пояс сзади резинку. Если это платье, то ваши помощники — это защипы, складки, резинки, спандекс, ткани с эластаном, хитрости кроя, рельефы, пояс, бандажи и прочее. И оно не сможет не подчеркнуть фигуру!
Повторяю, дорогие мои, вы — профессионалы и всё знаете — ваш опыт больше, чем все выпуски популярных журналов мод. Почему вы боитесь еще, что изделие не сядет по фигуре? Даже если вы получили заказ на платье-футляр из жесткой ткани, с серьёзной посадкой и супер точными пожеланиями — вы возьмете заказ и сделаете из него шедевр.
Ваша гениальная голова, включенная в работу, способна из гусеницы сделать бабочку — кто бы что ни говорил про неотвратимость комплекции и требование скрыть за свободным кроем полную фигуру. Видя счастливые глаза вашей заказчицы, вам не нужно будет никому ничего доказывать.
Конечно, сейчас времена, что каждая профессия входит в коллаборацию с продажами. И это про творческую деятельность особенно актуально. Конструирование и шитье в чистом виде теряет ценность без умения продавать свои услуги. Иначе — зарплаты чуть выше обычной швеи вам не избежать.
Страх не оправдать надежд клиента вытекает логично из предыдущего опыта. Поэтому посмотрите на это с обратной стороны. Какие у вашего клиента надежды? Например, женщина увидела то, что вы шьете одежду Plus-size. Зайдя на ваш аккаунт, увидела волшебное летнее платье, которого больше нет нигде.
У вас оно есть и заботливо предлагаются шортики, как положено, чтобы не натирало там, где проблемные зоны у полных дам. Она обратила внимание на ваше описание, что может совершенно спокойно ходить в платье с панталонами.
И какие у нее надежды на ваше платье? Что не будет ощущать дискомфорт при ходьбе летом и в любую погоду. Вы в описании предусмотрели все тонкости и строение фигуры вашей ЦА, предлагая хлопковые тонкие штанишки.
Вторая ее мысль — будет ли она в нем красивой и выигрышно смотреться? Будет, потому что вы и здесь продумали модель за счет ткани или ее цвета. Это не может не сесть. А если ей не понравится цвет, то вся ответственность на ней — она сама его выбрала из всего перечня вашей палитры тонов.
Т.е. ваш опыт вам подсказывает возможные тонкие места в заказе, крое и шитье. Но пытаясь додумать, чего человеку не понравится, вы только откатываетесь назад и еще больше стремитесь яростно продать (читать «впаривать»). Это отпугивает.
Когда вы от Души и сердца честно понимаете, что вами придуманное для людей — это спасение, то вас ждет сарафанное радио, море отзывов, искренняя любовь вечно ваших клиентов, выраженная в приличном денежном эквиваленте. За этим стоит ваша уверенность в себе, восхищенные взгляды коллег и ваши дети растут гениями, а также регулярная сексуальная жизнь с любимым мужем.
Как после этого вы можете говорить, что клиент будет очень недоволен получить вашу заботу? Вскрывая посылку, женщина будет в прекрасном расположении духа и к вам благоволить. Нет, это мягко сказано — она будет прыгать от счастья, давая всем ваш контакт.
А вы всю эту красоту забиваете сверху своими скрытыми страхами — этому способствовали ваши личные проблемы. Да, многие портные могут поделиться такими историями, когда приходили клиенты и кидались вещами. Ну и что, от этого никто не умер. Это лишь означает, что у такого яростного критика тоже проблемы дома. Будут такие истории, над которыми лет через 5 вы будете смеясь рассказывать вашим подмастерьям и клиентам.
Проработка «Зеркало»: творческие люди страдают от недооценённости, а помогает это выправить зеркало. Всякий раз, когда вы проходите мимо зеркальной поверхности (от витрины до пудреницы), смотрите себе в глаза и говорите: «Я тебя люблю!» — погладили себя по голове. И так минимум 5 раз в день.
И тогда у вас не будет потребности получать эту любовь из вне, привязываясь к окружению или выпрашивая позитивный отзыв от клиента. Не нужно будет от людей ее тянуть. Они хотят — вам дарят любовь, не хотят — не дарят. Вы от этого не будете страдать, и даже когда получите в следующий раз порцию критики.
Соринка мешает завистью
Жизнь продолжается, вы берете заказы, открываете ателье, ставите его в самом проходном месте вашего города или создаете аккаунт в Инстаграме или ТикТоке и набираете много подписчиков. При этом понятно, что на себя вы ловите огромное количество не отфильтрованной аудитории, в том числе тех, кто сами не могут, а «в чужом глазе соринка» мешает завистью. Принимайте, как данность и издержки деятельности.
Многие из вас имеют ателье в ходовых местах, а значит вы ловите частенько таких критиков чужих успехов. Интернет — это более безопасная среда продаж по сравнению с офлайн. Здесь вас поколотить никто не сможет и бегать вокруг стола ни от кого не нужно — нет физической возможности вам устроить расправу.
Плавно перетекает тема в «как научиться не принимать к сердцу негатив?». Здесь тоже не нужно психологическое образование, чтоб это пройти, как этап. Когда вы работаете с негативом в обычной жизненной ситуации, то в таком состоянии нельзя застревать — это отразится на других клиентах.
Например, у вас женщина заказала что-то, и вы честно выполнили ее заказ, а ей не понравилось. Прокомментировала, что это непотребство, какое свет не видывал. А финальная фраза: «Что вы мне гадость здесь нашили?! Верните мне мои деньги!» — вас очень сильно расстроила. Это далеко не позитивные чувства.
В негативных эмоциях нельзя стопориться, хоть вы и имеете право из любви к себе выражать любое свое состояние. Каждый из вас любит себя и свое любимое занятие — вы другим не разрешаете себя обижать. Но, поверьте, никто обидеть вас не может сильнее, чем вы сами.
Когда на вас льется негатив, то вспомните, что себя любите, вы у себя одна и не должны себя уничтожать, держать на привязи, словно в безопасности. Вы в такие моменты поступаете мудро — этот жизненный минус просто прорабатываете любовью к себе.
Проработка «Лучший ученик»: разделите лист вашей тетради на 3 части. В первой напишите все обидные слова в ваш адрес, чем больше, тем лучше. Во второй — на что конкретно вы обиделись? В третьей — чему вы с помощью этих слов научились?
Например, фраза клиента чуть выше «Что вы мне гадость здесь нашили?! Верните мне мои деньги!». 2 — что не оценили ваше мастерство, ведь вы старались. 3 — ваш вклад в чужую вещь — это лишь 50% успеха и в следующий раз вы уточните в подробностях предпочтения.
Варианты именно ваших ответов различны, но эта методика проработки негатива дает понимание ваших слепых зон, которые вы учтете при дальнейших заказах. Это просто вами еще не изучено было раньше, так вы получаете опыт спокойных продаж.
Ничего из вне близко к сердцу не принимайте — вы же хотите прожить до ста лет и познакомиться со своими правнуками? Даже если ваш муж сказал, что суп не вкусный — это его мнение, которое он волен выражать, как и вы. «Не вкусный, подсоли, милый» — и ваш озорной смех разрядит ситуацию прежде всего у вас внутри.
Или он посоветовал подкрасить седину — не «он меня не любит», а «чего-то я забегалась в делах, пойду-ка подкрашусь у моего любимого мастера! Спасибо, что отметил, ведь мог и не сказать, что показало бы безразличие ко мне». Это разное отношение к вопросу оценки из вне.
Но если вы в бизнесе будете постоянно залипать на этих негативных моментах и принимать всё близко к сердцу, то вы с ним разведетесь также, как с мужем, потому что негатив не нравится никому. Самый простой вариант — отрезаться от всех людей, которые к вам заходят и выходят.
Например, к вам зашел клиент онлайн или офлайн. Он открыл ваш аккаунт или дверь, вы с ним поработали и у вас осталась позитивная или негативная энергия. И та, и та дает повод в ней застрять.
Проработка «Моё — это моё»: когда клиент уходит, вы выдыхаете со словами: «Ты забрал всё своё, я оставила себе своё. Мне чужого не надо, да будет так!». И человек уходит, забрав своё с собой, что он принёс. Позитивную энергетику вы себе оставили, негативную не принимаете. И клиент с собой уносит то, что не смог вам передать.
Если умеете визуализировать, то перед собой рукой проведите, будто вы черту поставили между вами и клиентом. Вы на внутреннем экране видите, как он ушёл. Либо каждый раз, если у вас плохо с визуализацией, всегда смотрите вслед человеку, говоря секретную фразу. И закрываете дверь.
Он пошел проживать свою реальность, вы остались в своей. И в интернете, и в жизни таким образом от себя отрезайте вампиров, негативщиков и больных людей. Вам чужие проблемы ни к чему, тем более, что этим вы точно не поможете — у каждого своё на Роду написано.
А застревание в отрицательных переживаниях, если вы не сбросите с себя, будет у вас копиться. Один человек пришел, нахамил, ересь наговорил. Второй, третий… И вот вы уже закрылись в себе, ждете, когда прилетит очередная оплеуха.
Но в другой раз приходит совершенный оптимист. Он принес любовь с собой, но вы ему открыться не сможете своим широким сердцем, хотя и беседа замечательная. Не ждите критику и она не прилетит. Будете видеть ее в каждых глазах — обязательно притянете к себе.
Накопленный багаж негативного опыта в вас торчит и фонит, не давая радоваться себе и дарить радость другим. Поэтому отрезайте от себя всё плохое, оставляйте себе то, что вам нравится и к сердцу, тогда продажи не будут для вас проблемой.
Проработка «Свободное письмо»: еще раз пройдитесь по списку ваших страхов, выделите 3—5 самых сильных и выпишите их отдельно. Основные будут касаться мыслей и страхов в голове владельца, т.е. в вашей. И чтоб больше не возвращаться к этой теме, примерьте на себя доверие миру.
Напишите рассказ, где эти страхи вам помогают расти и приносить пользу людям. Засеките на таймере 10—20 минут и просто пишите хорошей техникой свободного письма. Желательно это делать каждый день, когда приходите домой с работы. Это лечит усталость.
Выписывая накопившееся, вы постоянно будете следить за тем, что хранится в вашей «кладовой». Это мышечное расслабление с точной ювелирной работой ручки и листа терпеливой бумаги.
У вас появится состояние: вроде бы пришли домой после полноценного рабочего дня, а хочется ещё сходить на минуточку в мастерскую, чтоб творить то, что делает вас самым счастливым человеком. Уходить не хочется, спать некогда — всё в радость.
Это называется «ресурсное состояние» или «проживание в плюсе». И тогда вы свою работу несете в мир, в семью и в друзей так, словно делитесь самым лучшим. С мужем наедине проводить время намного приятнее, когда у вас хорошее послевкусие отличного рабочего дня. С окружением чудесные разговоры перед рабочим днем, когда вы в восторге от вашего дела. А во время рабочего дня вас пробирает до мурашек то, что вся ваша суть наполнена тотальной пользой, начало которой идет от Вселенной.
«Боюсь, что клиент будет недоволен» — еще одна зацепка в вашей самооценке. Боитесь, но делайте, потому что всегда будет некоторая неуверенность и это хорошо. Это значит, что вы — художник, который постоянно ищет лучшее в своем творчестве. Продолжайте искать свои новые грани таланта!
Но не перекладывайте свой страх на продажу и на тех клиентов, которые вас ищут и уже очень давно. Огромное количество молодых мужчин ищут оригинальные куртки. А вы страшились, что клиент будет недоволен. Ничего не продаете, никому не рассказываете о своей находке по пошиву таких ветровок, новую модель шить не стали, фотосессию не провели — решили бояться.
А каждый из вашей ЦА остался несчастным, потому что не надел самую клёвую куртку в мире, не вышел на улицу и не встретил свою любовь. Тоже сидит дома и грустит — нет той куртки, которая бы придала уверенность в знакомстве с той, которая уже год нравится. Об этом подумайте и не жадничайте. Ничего не даете и ничего не получаете — не ждите роста и даже зп в вашем деле, не говоря о крутой прибыли.
Если всё еще есть страх неудачной посадки по фигуре, то это решается созданием продуманных коллекций. Вы — дизайнер, а значит придумывайте те модели, которые рождаются из вашего опыта, а не то, что человек захочет. Это вам будет светить фонарем в понимании скрытых клиентских предпочтений.
Вторая ступень — это ваш опыт
Если владелец — это первая ступенька, то вторая логично выступает следом. Вы создаете товар, чтоб его продать. Но не будет ничего продаваться, если нет предмета сделки. Его создание должно быть осознанным. Это значит, что весь ваш опыт вы вкладываете в конечное изделие, которое будет сиять на онлайн-небосводе: посадка, технология обработки, ткани, декоративные элементы — вами всё глубоко продумано.
Вы не ставите знак равенства между предпочтениями заказчика «я хочу, как на другой модели» и вашей коллекцией. Если пожелания укладываются в вашу модель, то вы берете заказ, если нет — отказываетесь. Иначе вам это дорого обойдется.
Вы больше времени потеряете, чтобы придумать способ сшить не соединимое из ткани, которая наименее подходит для воображаемого клиентом изделия. Вам понадобится глубже отработать методику и еще 3 раза распороть, чтоб это скорее всего больше ни на ком не повторить.
За это время ваши руки сшили бы 4 заказа, идеально продуманной вами, модели. Поэтому работайте только коллекциями. Да, они уникальные и часто опережают тенденции, но именно здесь вам важно показать вашему клиенту ваши границы в виде ограниченной сезонной серии одежды. Заранее собирайте все свои задумки и эскизы оформляйте в коллекции на будущий сезон.
Это очень интересная работа, когда весь ваш накопленный опыт работает на вас. Если вы отпахали на массовом производстве под знаком других брендов, то вы сильно отличаетесь от тех, кто ждет посетителя в окне, точностью и дисциплиной — это ваш плюс.
Аккумулируете вашу драгоценную практику в коллекцию. Если вы универсальный или уникальный конструктор — это ваша сильная сторона — создавайте выкройки и шаблоны согласно вашего опыта. Если вы надомная швея, быстро шьете, умеете шить в массовку и не умеете конструировать — купите готовые лекала.
Не нравится вам готовые лекала? В Гильдии Портных и Дизайнеров есть шикарные мастера, которые умеют конструировать для производства под любой запрос. Вам сконструируют весь размерный ряд, со всеми контрольными точками, припусками и точными измерениями. Вы с большим удовольствием будете шить по этим шаблонам, зная, что они больше нигде не повторятся. Вам понравится такие изделия продавать!
Если ваша сильная сторона — дизайн, но шить и конструировать вы не любите, не умеете, не хотите — то вы в том же чате Гильдии Портных и Дизайнеров делаете запрос на конструктора и технолога. Они вам создают шаблоны выкроек и подскажут по выбору тканей.
Ваша задача — придумывать ценные интересные идеи для производства, где вам отшивают всё необходимое. А дальше вы с радостью продаете то, что сделано вами с любовью и удовольствием. Но если вы сядете за любой этап кройки и шитья, где вам не нравится трудиться, то это будет съедать ваше не безлимитное время. В итоге, вы ничего сделать не сможете.
Главное — вашу неповторимость вытащить наружу
Используйте только те параметры, где у вас твердая пятерка. Только так приходит радость от вашего сезонного марафона по созданию брендовой коллекции, где на бирке ваше имя. Только так можно дорого и с удовольствием реализовывать идеи мира, которые кто-то всё еще боится даже шепнуть в интернете.
Восторг будет не там, где ваши компетенции на троечку и даже на четверочку — а там, где вы на прокачанном уровне эксперта и мастера своего дела. В этом плане — вы все — отличницы. И это не про синдром отличника, когда вы боитесь получить статус «хорошо» и ниже.
Всё, что вам не нравится — делегируете без морального стеснения. Норма — давать работу другим и сотрудничать с сильными экспертами. Не норма — тащить всё самой и нервничать, делая мало симпатичные вам работы.
Если модель вашего изделия отработанная, то примерно вы знаете, как она будет выглядеть на покупателе. Но когда клиент хочет модель, которая будет на нём плохо смотреться, то это его право. Не лезьте в зону ответственности других людей — и будет вам счастье. Заказчику не всегда подходит то, что он заказывает. Но если ему нравится и он воодушевлен тем, что надел — это его мнение и выбор.
А с вашей точки зрения — это некрасиво, но он счастлив, ваше дело — не быть еще и стилистом тому, кто обратился к вам. Вас об этом не просили! Например, в офлайн женщина, которой вы только сдали свою работу, вдохновленно щебечет: «Как красиво! Вы — волшебница! Это замечательно и не реально! Я теперь самая счастливая!».
Но вы смотрите и видите, что одно ей не подходит. Гоните мысли — «как я так могла это сшить?», потому что человек счастлив и полетел на крыльях от вас, поверив в себя. Указывая на ваше видение истинной ситуации с заказом. Иначе вы мучаете людей своим опытом. Еще раз, вы — не их стилист и, если покупателю в этом образе, состоянии, изделии находиться любо-дорого, то смело отпускайте их от себя до следующего заказа.
Даже когда 56 или 72 размер смотрится ужасно, а источнику таких форм всё нравится — дайте ему право иметь собственное мнение. Люди сами для себя решат, что они хотят на самом деле. Снимите с себя корону, что вы лучше всех знаете: что кому к лицу, а что нет — и спокойно принимайте деньги за вещь.
Вы никогда не окажетесь в голове других людей, поэтому нет смысла пытаться продолжать делать вид, что у вас это удалось. Женщина 76 размера себе может позволить ту вещь, за которую в состоянии заплатить. А вдруг она мечтала именно о такой вещи или себя внутри чувствует Дюймовочкой и хочет так одеваться. Это не ваше дело — за вами ровная строчка и вовремя отработанный заказ.
Например, у меня была интересная история в работе. Всё это было настолько странно, что я в таких смешанных чувствах была всё время, сколько шила. Мне сделали заказ из тонкого бифлекса с золотым напылением леопарда — его часто используют для танцев и сцены.
«Сшейте мне, пожалуйста, костюм из жакета и юбки с воланом, чтобы я ходила в этом на работу» — этот выбор сделала женщина 64 размера. Я живописно представила шарик на новогоднюю елку, но на лице не отразилась ни одна эмоция.
Создала впечатления спокойствия за клиентку и только лишь дежурно спросила: «Где вы работаете?». «В офисе, у нас нет дресс-кода, но мы должны ходить подтянутыми» — счастливая обладательница пышных форм стала не только для меня примером для тотального принятия себя.
Я ей сшила жакет, хотя сложно было это сделать из не костюмной ткани. Но мой профессионализм и азарт — что из этой идеи получится — взяли верх. Я нашла способ соединить несоединимое: усилила жакет слоями, сделала их 3 внутри. Юбка, чтобы не потрескалась текстура из-за напыления, тоже получила порцию моего коучинга и опыта.
В итоге, всё закончилось хорошо — заказ восторженно и с удовольствием несколько лет носила эта чудесная оптимистка, всегда благодарила при любом удобном случае. Она поделилась со мной тем, что мой опыт осуществил ее давнюю мечту!
Вам не носить вещи, которые у вас заказывают — платье в дикий горошек, леопардовый экстремальный костюм, черный трикотажный с золотой пыльцой. Если к вам обратились, значит только вы можете помочь. Вы не психолог — не заходите за грань допустимого — не лезьте людям в голову, тогда и не будет паники.
Надежды не оправдывают, а мотивируют
Часто слышу страх, буквально ужас в глазах моих учеников и участников коучинга — «Не оправдаю надежд клиента, больше он ко мне не обратится». Надежды, ожидания, сомнения и прочее — будут с вами или без вас.
Ваша задача: отработать технологию пошива по определенной ткани, просчитать цену, настроить покупку и доставку расходных материалов, дать четкие параметры снятия мерок по отработанной конструкции, в которую можно внести изменения при желании — и настроить продажу вашего придуманного изделия.
Например, когда вы пошили заказ, а клиентка: «Конечно всё хорошо, но меня это полнит». Вы поспешите спросить в ответ: «Будем что-то с этим делать?». И через ответ покупателя: «Ничего, я дочке отдам, она будет носить» — заползает мысль, что этот человек пропадет точно из вашего ателье.
С вашей точки зрения, вы оправдали надежды ее или нет? Вы поторопитесь сбивчиво ответить мне, но если у вас нет тех продаж, которые вы хотите, то ответ будет ошибочным. Есть зона вашей ответственности, а есть причина не в вас — от слова «совсем».
Реплики — «худит», «баба на чайнике», «как шарик с мороженым» и т. д. — это то, как человек представляет себя в своих собственных глазах. Особенно, если он неосознанно заказывает вещь, чтоб еще раз убедиться в своем несовершенстве. Комплексы — к психологу, а не к вам.
Поэтому не советуйте людям, если с вашей точки зрения вещь не симпатичная или подчеркивает недостатки фигуры. Точно так же не переубеждайте их, если они считают пошитое изделие некрасивым. Излишне не залезайте к другим с вашими непрошенными советами — это непрофессионально, если вы не стилист или не психолог и человек пришел к вам решать именно эти проблемы.
Если решите вопрос через возврат, перешивание всей вещи или изменение отдельной детали — это ваша ответственность, вы можете это сделать. Но с учетом заложенной стоимости исправления в конечную цену заказа.
Если вам констатировали не желание исправления полученного отражения в зеркале, то вы на этом считаете заказ выполненным. Всё отлично для вас: «Спасибо, жду вас снова! Хорошего дня!». И придет он или нет — решать ему. У людей есть право выбора — не забирайте у других своим навязчивым сервисом эту единственную возможность проявить себя.
Шар возможностей
Многомиллиардный земной шар располагает и вас к возможности выбирать из всех ваших самых лучших клиентов. В мире в наш век, куда не посмотри, везде изобилие и достаток — всем всегда всё хватит. А самое главное, свою экспертность мы показываем так, чтобы не тревожить людей чрезмерным своим профессионализмом.
А представьте, что заказчик был доволен качеством точного пошива, фактурой ткани, вашим легким общением и адекватно понимает, что немного ошибся в своем представлении вещи на себе. Снова решив реализовать задумку нового интересного фасона, он будет выбирать между вами и вами.
Принцип знакомого сработает и среди похожих мастеров, сделав сравнение в вашу пользу — вернется к вам с истинным ответом относительно прошлой вещи. Всегда проще вернуться, вы по себе знаете, к тому человеку, с которым вы уже были знакомы и чьими услугами уже пользовались. Хочется прийти снова, чем проходить все стадии знакомства с новым.
Контакт состоялся и, если продажа произошла, значит вам поверили — деньги платят тем, кому доверяют. Поэтому, если не было скандалов нервного заказчика с летающими платьями, истериками и кулаками, угрозами или состоявшимися судебными прениями сторон, то нормальные люди будут к вам обращаться снова и снова.
Представьте, что заходите в магазин купить ботинки. Вам показывают, из какой ткани и материала они сделаны, весь модельный ряд по размерам, ценник открыт и вам комфортен. Вы меряете и смотрите, как они на вас сидят. Вам удобно и вы покупаете.
У вас даже мысли не было попросить показать производство «как прибивают каблуки и прошивают для прочности подошву». Вы не нюхаете едкий суперпрочный клей и ваша голова не болит от шума станков настолько, что захочется сбежать. Так вы ничего не купите.
Примеряйте на себя каждый пост и показ коллекции — вы бы купили у себя? Кто и как шьет — покупателю без разницы. Не пытайтесь доказать свой профессионализм через глубокий показ всего производства вещи. Как вы это делаете — никому не нужно.
Если вы думаете, что многим нравится видеть процесс создания, то учитывайте одну маленькую ремарку — показ этого возможен на непрофессиональном уровне. Вы вкусно рассказываете: как машинка прокатилась по мягкой ткани, как ножнички подстригли длинные волосы нитей, как вы поете при шитье или отпаривании вещи.
Внимание! Запрещено выкладывать посты и вести эфиры про тонкости выполнения московского шва, про особенность пристрачивания складок, про заворачивания и подворачивания — любой подписчик выбежит из вашего аккаунта или сайта, помахав крестиком в верхней части экрана.
Фильтруйте ключевой показатель ваших умений через призму вашего покупателя. Это не сложно. Людям без разницы, у кого покупать — и не всё равно, как ему будут продавать. И еще, сужайте вашу нишу — для кого вы и про что вам интересно рассказывать. К кому человек с острым аппендицитом пойдет — к хирургу или к терапевту? Ответ очевиден.
Поэтому не вещайте всё обо всём — вашу уникальную и супер узкую мега экспертность вы заработали трудом и она сослужит вам пользу, когда будете делать только то, что нравится. Не то, что и многие аккаунты, которые выглядят как «и жнец, и дудец, и стрелец, и гонец».
Вы совершенно точно умеете шить и нижнее белье, и постельное бельё, и свадебное платье, и кардиган, и сарафан — но не делайте это! Ищите то, что вам нравится делать больше всего. Если хотите продавать массово, вне зависимости от местонахождения заказчиков, то такому ценовому сегменту важны позитивные эмоции от полученного заказа, в т.ч. от вами пошитой вещи.
Гео и сео — сестры локации
Привлечение клиентов в стационарное швейное место, в конкретный район для накладывания латок на заштопанные или разорванные и привычные десятилетней давности вещи — это сфера услуг, где нет дизайна и творчества, любви к клиентам и наслаждения от принятия приличных денег. Принес — отработали — унес. Больше в ремонте ничего людям не надо!
Привлечение с помощью геолокации в соцсетях может к вам приводить клиентов из не Санкт-Петербурга, где вас нет, а, например, в Нижний Новгород или в Новосибирск по вашему фактическому нахождению. Таких называют «ателье за углом», каких большое количество. Они ничем не отличаются — выбирать будут по параметрам, далеким от умения профессионально шить.
Будущая невеста пойдет за свадебным платьем в соседнее ателье, а не к вам, и не только потому что вы — не всемирно известный кутюрье. Поэтому нет смысла тянуть на юридический адрес — клиенту всё равно «где». Если вы офлайн-ателье и аккаунт направлен на привлечение клиентов по конкретному адресу, то возможно по началу это будет работать, как гарантия вашего физического наличия.
Но это приведет к вам только сложных личностей, для которых важен тотальный контроль и факты присутствия. Они придут не для радости, а по любым другим причинам, в т.ч. для разного рода недовольства и критики вашей работы. Это вам нужно?
Например, по просьбе клиентки вы укоротили рукав на изделие, а ей не понравилось. Вам, как профессионалу, нельзя было разрешать изменять модель. Ваша выверенная коллекция означает правоту перед заказчиком и гарантию, что подойдет по фасону и фигуре. Есть люфт допустимых изменений, но не в выполненной уже работе.
Вы можете сказать свое мнение и предупредить «давайте сделаем длиннее». Но в голове клиента уже может быть длинно. И сшитая вещь будет смотреться иначе, чем придуманная покупателем. Чревато недовольством, но ваша профессиональная манера разобраться поможет разрешить конфликт на этой стадии.
Вам легко будет показать плюсы полученной модели, но переделывать — оставляете и показываете красоту выбора клиента. Так вы схлопываете два шарика сразу: клиент не ругает себя за неудачный выбор и приходит к вам потом еще с широко раскрытыми ушами к вашим советам.
Если знаете, что можете починить, то разрешайте-меняйте. Если не можете, четко стоите на своем, что «шаг вправо или влево» нельзя. Если ваша модель может застегиваться и молнией, и пуговицами, и кнопками — расписываете варианты в описании, указывая, что потом изменить будет нельзя. И не придется пить таблетки и тревожиться по поводу того, что он уйдет к другому мастеру.
Вы — творческие люди, а значит всё чужое извне может сильно влиять на вас: то поднимать настроение и работоспособность, то убивать негативными мыслями — это постоянная работа на аптечные магазины. Износ физических ресурсов — это повод спиться, подсесть на искусственные стимуляторы, терять деньги, полнеть или заболеть неизлечимой болезнью.
Лучше начать личностные и духовные практики от приятных медитаций до усиленных кардио тренировок — чтобы внутренне научиться поднимать уровень своей энергии и делиться этим с другими. Любое эмоциональное состояние — это бесконтрольные энергии, которые важно уметь убирать из своей жизни.
Перед негативом закрываете дверь, потому что отрицательные чувства убивают всё живое. И поэтому любую энергию принимать в себя дискомфортом необязательно. Чувствуете, что от человека и ситуации идут потоки, которые вы впитываете и вам от них плохо — отрезаетесь и живете тем, что для вас позитивно и приносит пользу.
Говорите: «до свидания» или «всего доброго» — и отпускаете чужое восвояси, не вовлекаясь. Хорошее правило — провожать людей и не даром наши предки всегда доводили до порога, прощались, смотрели вслед и закрывали дверь. И это все не просто так — ритуал полезный.
Мысле-жвачка
Это липкие слова в голове, подкрепленные эмоциями. Пока вы ее не выплюнете, будете неосознанно жевать, накручивая себя, как струну — только играть будут на нервах без музыки Души. Ковыряться «я это могла сделать вот так», «почему я этого не сказала», «почему я так поступила, ведь могла это сделать по-другому» — высушат всю радость в вашем сознании. Домой придет мумия!
Что происходит, если вы долго жуете жвачку? Вы начинаете отравлять свой организм с двух сторон: вместе с ней вы не съедите полезное яблоко и желудочный сок начнет работу против вас — как минимум. А вы ее жуете в голове и ваша мозговая челюсть работает на эмоциональный кариес.
Пока не дадите себе задание выплюнуть вредную резинку, вы будете продолжать ее жевать. И тут срабатывает самоорганизованность и самодисциплина. Вы воспитываете себя через самовоспитание. Освежили дыхание на 5 минут и выплюнули, что позволило выпить простой воды или устроить полезный перекус.
Это метафора. Но отпуская эмоции, вы можете положить в свою голову новое и значимое для личностного роста или профессионального. Дисциплинируйте себя. Выливайте из себя постоянно повторяющиеся переживания негативных эмоций. Вы ничего уже сделать не можете — всё уже случилось, значит сработало на ваш опыт «как больше не делать» или «что изменить в сервисе, чтоб избежать повтора».
Я — не психолог, не психиатр, не психотерапевт, а портной, владелец ателье, хозяйка бизнеса — много и глубоко в этой теме разбиралась. Мы все с вами немножечко психологи. Поэтому просто выдыхайте вслед за уходящими неприятностями.
Вопрос самодисциплины на мыслях не заканчивается. Это еще и постановка правильных целей от продажи до запроса отзыва. Следствие — ослабление количества оплаченных заказов и прекращение продавать, где от вас ждут этого.
Часто у начинающих онлайн-портных бывает такое, что они загорелись новым направлением, начали посты писать и в них продавать, в эфире рассказывать и показывать свою деятельность — а потом сдулись. Это происходит по той причине, что вы сами себя остановили.
Если вы будете системно себя держать в руках и в фокусе внимания на вашей цели, то найдете вариант нового пути продаж. Реализация через соцсети может вас не устраивать, потому что вам не нравится, что люди не приходят и комментарии не пишут или спрашивают цену и не платят. Но если ваш ориентир — продажа ради продажи, то покупок не будет.
Когда хотите осчастливить людей своими изделиями, но пока не получается в этой сети, в этом месте, в этом магазине, в этом помещении, с этой командой — то вы не откатываетесь назад, а продолжаете двигаться к своей цели, но другими путями.
Вы цель не меняете — перемены касаются путей ее достижения. Не получается прямой дорогой — идите в обход. Всё, как в жизни, когда вы вышли из дома и выстроили маршрут до мастерской, а перед вами ремонт тротуара — не пройти и не проехать. Вы же не поворачиваете обратно, утирая слезы с уставшего лица и грязь со старых сапог.
Проработка «Гни линию»: Возьмите ленту длиной 30—50 см. Или отрежьте ткань тонкой полоской. Цвет — либо белый, либо приятного вашему глазу — не черный, не серый, не смешанно-грязных тонов. Сделайте по всей длине 5—7 узелков. Теперь в блокноте пропишите столько задач к вашей главной цели, сколько узелков.
Сколько у вас получилось? И примерно сколько расстояние от одного до другого? Количество узелков — скажет вам о детальном вИдении вашей цели. А расстояние между ними — сколько будете выполнять. Повесьте это на рабочем месте.
Как только вы с задачей справитесь — отрезаете ее. Когда останется последний узелок — разрежьте его посередине — это для вас будет значить, что вы перерубили свой Гордиев узел.
Поздравьте себя и отпразднуйте это! Только обязательно отпразднуйте!
У вас даже мысли нет «у меня сегодня на работу идти не получается, значит не пойду». Вы ищите другой путь, зная, что вам необходимо дойти до определённого дома и открываете навигатор, шагая гордо по каждой улице. Каждый квартал, каждая остановка метро или такси — встречают победителя. То же самое в построении вашего онлайн-дела.
Шить — это ваша работа и, конечно, вам нужны заказы. Вы ведете соцсеть, чтоб продавать. Если не продается ничего — ищите другой способ: обзвонить свою базу, расклеить объявления, пройти тренинг, прийти ко мне в коучинг или стать на рынке — продолжаете искать.
Не получается продать на Ярмарке Мастеров — сходите на обычную офлайн-ярмарку. Сделайте рассылку по всем своим имеющимся клиентам — «выходит новая коллекция, кто хочет?» — вас знают и желающий один точно найдется. Пойдите на производство с заказом на массовый пошив для сотрудничества с маркетплейсами.
У вас чёткая задача — идёте к ней ногами словно в свою мастерскую через маршрут дом-работа. И каждый раз оттачивайте эту колею без зацикливания на ней. Ставить и достигать цели — интересно и весело, если вы знаете координаты вашей мишени и варианты получения.
Метод «5 шагов»
Постоянно отслеживайте состояние ваших дел, ведь может ломаться неожиданно не способное к поломке. Есть 5 основных задач, которые вы прописываете в блокноте ниже цели. Сделали шаг и посмотрели: всё в порядке и можете вы двигаться дальше, или есть неисправность? Так несколько мелких дел решают одну глобальную вашу идею, помогая вам не рассыпаться в ресурсах достижения большой непонятной цели.
Проработка «Прошагивание цели»: Вы выбираете 2—3 цели, записываете их на листах бумаги каждую. Раскладываете на полу и шагаете в каждую, слушая свои ощущения. Если два из трёх направлений вам доставляют дискомфорт, вы останавливаетесь на третьем. Расписываете план и уже реально идете туда, где точно вас ждет высокий чек и хорошая отдача от дела.
Эти и другие упражнения есть в коучинговой группе, которая растет вместе со мной. Мое дело мне приносит симпатичный финансовый результат, этому же учу и своих учеников. Хорошая отдача — это сколько? Минимум 800000 рублей прибыли в месяц от эксклюзивного бренда одежды.
Тогда вы можете жить там, где хочется и делать необычные вещи, заняться развитием давно отложенных в дальний угол занятий. Например, петь или играть на гитаре, или путешествовать в самые странные места мира. Вы только так станете истинно творческим человеком, у которого главная ценность — свобода и она проявляется в каждом стежке и каждой личной покупке. Держите фокус внимания не на «надо-нужно-должна», а на «хочу-могу-делаю».
Контактируйте с этими пятью элементами той реальности, которая пока для вас является космической. Не воюйте с ней, не подстраивайтесь и не игнорируйте — выходите на контакт с тем, что вам хочется и пока нет в вашем мире.
В этом поможет ваш помогатор — голова: проблема в вас, как во владельце бизнеса — значит меняйте ее содержание. Как только вы фокусируетесь на росте, то ваш опыт, как второй элемент, сам собой красиво упаковывается вашими золотыми руками.
Третий элемент не заставит себя ждать — знание технологии продвижения и продаж помогут вам выстрелить в любой соцсети благодаря вашей уникальности. Скорее всего, вначале вы побоитесь чуть-чуть, но ощущение, что наступило ваше время снимет страхи социальные и партнерские.
Время ваше бесценно — заходите смело в открытую для вас дверь, чем и является эта книга, и начинайте сразу продавать. Дальше вас ждут вопросы «как теперь обслужить эти все заказы» и приятная улыбка на вашем лице!
Проработка «Сам себе молодец»: Говорите себе всегда и везде — «я-молодЕц!». Даже если не получилось, вы — молодец, потому что попробовали. Эта самопохвала ускоряет нейронные процессы, т.к. нет страха ошибиться — вы учите себя получать результат, пройдя через обязательные для всех этапы ошибок и неудач.
Нет глобального вИдения вашей миссии в этом мире — нет простых маленьких постов и нет оригинальных вещей — шить некому будет. Помощники и 4 элемент — это ваши недостающие пазлы в той деятельности, которая призвана делать людей счастливыми — и работников ваших в том числе. И пятый элемент — постоянная практика — всё просто.
Не умеете продавать — найдите людей, которые смогут закрыть этот вопрос. Собирайте вокруг себя такую команду, которая будет помогать в вашем швейном деле. Иначе в одиночку ваш оборот будет на 50 тысяч рублей, хотя может быть для кого-то из вас — это предел мечтаний. Тогда нам с вами не по пути — я хочу помогать тем, кто ставит перед собой серьезные цели, не детские и не идущие от нужды.
Офлайн — правило ограничений
Чтоб переходить в онлайн — нужно перестраиваться, а это долгий процесс. Ремонт одежды и индивидуальный пошив — это услуга. Значит, вашему клиенту вы — мастер своего дела — отдаете себя, свое знание, свой опыт, свои руки, своё время за определенную стоимость. Его пожелания с фотографиями или рассказом «на пальцах» всегда ждут вашего совета. И вы вокруг него строите синергию его и вашего вИдения.
Это услуга должна быть оплачена, ведь каждый день мимо вас проходят безвкусно одетые люди, в китайских вещах или самопошитые с очевидными ошибками даже не швеям. Вам больно на них смотреть, поэтому вы предлагаете справедливый обмен: за деньги вы даёте своё драгоценное время и бесценные знания.
В интернет-продажах всё с одной стороны сложнее, а с другой гораздо проще. Например, в офлайн-ателье люди придут в двух случаях: по пути или рекомендациям. В других случаях им такие услуги не нужны. Если вы живете в Красноярске, а человек живёт в Калининграде, то вы друг другу бесполезны.
Но в то же время этому удаленному клиенту может быть очень интересен ваш продукт, поэтому название у вашего ателье станет через черточку со словом «интернет». Вы рассматриваете ваш продукт, как продуманную модель, которую шьете для человека без оговорок на массовость. Это не всеобщий продукт — вы шьете индивидуально на его размер, длину и цвет.
Другого такого нет — это специфика онлайн и огромный плюс в вашем ценовом сегменте. Ваш проект симпатичен вашим клиентам, которым очень нравится ваше изделие из коллекции. Разнообразие моделей — продуманная оригинальная особенность, которую другой не получит и не повторит. Будь то защипы, бант, манжеты — для того, кто увидел себя в вашей профессионально пошитой вещи, это очень красиво.
А вы учитываете всё, что ему нравится: «Платье 60 размера красного цвета? Да не вопрос!». Пишите, куда предоплата, на которую вы покупаете ткань и через 5—10 рабочих дней пошит наряд. Человек принял решение воспользоваться вашими услугами на ваших условиях. Ему понравилось то, что вы ему визуально предложили — больше ему от вас ничего не надо.
Ему не нужна комплексная услуга, правила те же самые. Вам важно при запуске такой схемы голову перестроить на 180 градусов, поэтому первая глава во многом посвящается вашей голове. Если она у вас крутится в направлении, которое вам указали клиенты, то тогда не удивляйтесь, что к вам в ателье мало народа ходит.
Никогда не задумывались?
Люди не готовы думать настолько глубоко про то, что они носят. Им нравится вещь — они ее покупают. Не нравится — не покупают. Вы им предлагаете свой товар, который им либо симпатичен, либо нет. Хотят купить, но в другом цвете «и с перламутровыми пуговицами»? Ваш ответ — нет. Если это есть у вас в каталоге или в вашем интернет-магазине, вы предлагаете и показываете, куда платить.
Мышление обслуги, конечно, перестроить важно. Вы не угождаете, а дарите радость тем, что умеете. Ваш многолетний опыт и ваши практические знания уже достаточны для того, чтобы делать хорошие чеки продажами в интернет-ателье.
Так работаю я. Вы меня знаете и со стороны портного и дизайнера, и со стороны коуча и тренера. Многие пришли ко мне на курсы и в программу коучинга — вам здесь всё нравится, потому что вы видите — я с вами на одном языке говорю.
Есть небольшой нюанс в каждой соцсети моя деятельность не повторяется. Но я везде продаю свои работы и меня больше узнают со всех сторон каждая аудитория: на вебинаре узнают про мой бренд одежды, а при заказе пошива — про компетенции помощника в создании необычного образа. Ко всем мне удалось найти подход и, главное, вам нравится наблюдать за моим ростом. А, значит, и вашим!
Все люди разные и хотят не повторяться. Они устали от масс-маркета. Им надоело приходить в тот магазин, где еще 5 человек в таком же платье, как у них. Все купили в одном месте — как цыплята одной курочки.
Каждый человек — прекрасен. И я очень рада, что пошла тенденция эксклюзивных и интересных вещей. Это значит, что мир ждет дефицит профессионалов в сфере пошива уникальных вещей. Поэтому ваша задача — занять свою нишу уже сейчас и сделать для них такой продукт, который будет и понятно-привычный, и оригинальный. Обратите внимание, сейчас в России бум дизайнеров одежды — не спроста! — люди чувствуют тенденции в бизнесе и я вам очень советую успеть на этот поезд, иначе все места уже займут.
Тут наступает черёд вашей дизайнерской сути — достаёте свои зарисовки и вырезки из старых журналов, приправляете это вашими творческими навыками — и проявляете своего внутреннего гения. А высокие продажи зависят от вашего удовольствия в процессе.
Соцсети поддержат — вы это фотографируете задорно, пишете пост весело, приглашаете к диалогу здорово и клёво показываете ваши будни. Вы не выходите за рамки того, что вы — взрослые женщины, приличие и благородность нельзя преступать, особенно в силу возраста.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 108 стежков страха вокруг онлайн-ателье предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других