Назидание Увещание Утешение

Евлампий-иконоборец

Книга содержит проповеди, статьи и короткие заметки, написанные Евлампием-иконоборцем для прихожан Иконоборческой Церкви. Книга издана к юбилею 30-летия церковного служения Евлампия-иконоборца.Рекомендуется читателям с теологической базой знаний.

Оглавление

О КВАСНОМ ХЛЕБЕ В ПРИЧАСТИИ

Квасной хлеб — формально разделил церковь на западную (католическую) и восточную (православную)!

Сложно представить отсутствие черного кислого хлеба на столе русских православных, это подобно тому, как если лишить их квашеной капусты, соленых огурцов и селедки. Черный дрожжевой хлеб является русским национальным блюдом. Учёным сообществом доказано, что наличие в рационе питания русских большого количество ржаного хлеба никогда не приводило население к авитаминозам. Таким образом, черный кислый хлеб можно по праву считать наиболее подходящим продуктом для употребления в пищу славянам. Кислый хлеб способствует в целом жизнеобеспечению организма человека славянской национальности. «Худо, брат, жить в Париже, — писал поэту Пушкину граф Шереметев. — Есть нечего; черного хлеба не допросишься!». Вот этими словами можно иллюстрировать традицию вкушать кислый черный хлеб на Руси, и соответственно включать его в религиозную практику.

Спор о том, какой хлеб следует использовать для евхаристии — квасной или пресный, — послужил одной из формальных причин Великой Схизмы — окончательного разделения единой христианской Церкви на западную и восточную, то есть на католическую и православную церкви. Не желая потерять огромные православные территории Древней Руси, где черный кислый хлеб был национальным продуктом, Византия отстояла у Рима право на использование квасного хлеба во время Причастия. Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054 года (официальная дата разделения церкви), однако именно в 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба и топтал их ногами. Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я