Настоящая книга обсуждает проблемы современных гуманитарных наук и на актуальных примерах иллюстрирует основные направления их развития. Данное научное издание может быть интересно преподавателям и студентам различных гуманитарных дисциплин, а также для всех интересующихся вопросами языка, культуры и искусства.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Актуальные проблемы гуманитарного знания. Темы, методы, источники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Человек и эмоции: Стефан Цвейг и аксиология чувств
Проблема и цель
Повествовательные способности Стефана Цвейга трудно недооценить. В его произведениях настолько ярко проявляются различные персонажи, что рассказы Цвейга производят кинематографическое и драматическое впечатление на читателей.1. Этот эффект не в последнюю очередь связан с воспроизведением эмоций в текстах Стефана Цвейга.2. Творчество Стефана Цвейга включает несколько романов и рассказов. То, что в романах больше внимания уделяется отображению эмоций по сравнению с более мелкими повествовательными формами, может быть обычным явлением. Однако романы Стефана Цвейга, в частности, характеризуются высокой интенсивностью эмоциональных переживаний их героев.3, при этом эти эмоции, проявляющиеся в сжатом виде, не статичны, но могут изменяться в ходе соответствующего повествования. Это проясняет необходимость эмоционального анализа небольших повествовательных форм. Присущий новеллам простой линейный стиль повествования позволяет говорить о сценариях развития эмоций в новеллах Стефана Цвейга. Эти сценарии будут определены в рамках запланированного расследования.
Цель настоящего проекта — проследить и проследить развитие эмоций у главных героев избранных романов Стефана Цвейга. Жанр повести дает возможность рассматривать изображения чувств в сжатом виде. Особое внимание уделяется функциям изображения эмоций в романах. Гипотеза проекта заключается в том, что репрезентации эмоций в романах Стефана Цвейга основаны на определенных прототипных сценариях и исторически и социально локализованы, при этом исследуемые репрезентации эмоций создают различные образы мужественности и женственности и через них преобладающие социальные нормы (стереотипы) выносятся на обсуждение. Следует предположить
объект исследования
Предмет исследования — выражение эмоций как субъективных психических состояний, возникающих у главных героев избранных романов. Под эмоциями понимаются психофизиологические реакции персонажей на внешние раздражители, психические состояния и способности, которые конституируются субъективным опытом и могут, при определенных обстоятельствах, вызывать эффект, побуждающий к действию.4. Эмоции следует отличать от аффектов, поскольку последние могут существовать только в течение короткого времени (например, спонтанные вспышки гнева и т. Д.). С другой стороны, эмоции длятся намного дольше. Чувства (настроения, желания) — это только один компонент эмоционального состояния, поскольку они являются (частными) мысленными представлениями эмоций. Так что чувства — это только часть эмоционального опыта. Эмоции также включают в себя те элементы, которые не только происходят внутри, но также являются общедоступными и наблюдаемыми (изменения тела). Таким образом, эмоции представляют собой сложные сущности, которые, с одной стороны, основаны на убеждениях и субъективном восприятии мира, но также тесно связаны с физическими процессами, с другой. Эмоции динамичны и преднамеренны, т. Е.5.
В контексте литературных произведений эмоции представлены через язык. Выражение эмоций понимается как акт общения, а не просто лингвистическое обозначение эмоций. На первый план выходят физические представления эмоций, такие как жесты, мимика и т. Д. В литературоведении выражение эмоций понимается как культурные концепции, которые являются повествовательной структурой и встроены в историю жизни. Они не являются культурно инвариантными и имеют значительные индивидуальные различия.6.
Поскольку в данном проекте интересны репрезентации эмоций в малых повествовательных формах, в центре внимания исследования находятся новеллы 1920-х годов, содержащиеся в томах новелл «Амок. Повести страсти» (1922) и» Смятение эмоций» (1927).7. К ним относятся следующие новеллы:
— «Стрелок», «Женщина и пейзаж», «Фантастическая ночь», «Письмо от незнакомца», «Mondscheingasse» (сборник романов «Амок. Повести страсти»);
— «Двадцать четыре часа из жизни женщины», «Падение сердца» и «Смятение чувств» (сборник рассказов «Смятение чувств»).
Выбор корпуса источников может быть оправдан тем фактом, что выбранные тома новелл содержат большую часть рассказов Стефана Цвейга 1920-х годов. Для этого периода литературной деятельности Цвейга характерен особый поворот к жанру повести, тогда как в период до и после написано меньше новелл. Даже если романы представляют собой «всего лишь» небольшую повествовательную форму, представления эмоций в романах Стефана Цвейга так же сложны, как и в его романах. Стефан Цвейг модифицировал жанр новеллы таким образом, что она представляет собой своего рода «краткое изложение романов» и раскрывает «эпический эффект» великих повествовательных форм, так что сложность изображаемого с трудом сводится к новелле. форма8. Одномерность сюжета позволила писателю все чаще обращаться к изображению эмоций, так что сложность романов в первую очередь определяется и воспринимается «пониманием прочитанного» чувств.9. Выбор двух томов коротких романов позволяет потенциально сопоставить изображения эмоций начала и конца 1920-х годов. Сопоставимость дается еще и потому, что в обоих томах новелл обсуждаются одинаковые или похожие эмоциональные состояния. Необходимо изучить следующие основные эмоции: любовь, радость, стыд, страх, разочарование, вина, страдание. Познавательный интерес
Эмоции представляют собой важное средство характеристики, с помощью которой составляются соответствующие фигуры. Анализ эмоций предназначен для установления корреляции между сценариями развития эмоций и совокупностью персонажей соответствующих романов. Кроме того, углубленное изучение эмоций и их развития позволит лучше понять социальное поведение персонажей и их гендерные роли. Глубина личности и характеров персонажей раскрывается через анализ эмоций.10. Что касается исследования литературной отрасли, можно сказать, что данный проект внесет вклад в понимание специфики выражения эмоций в произведениях Стефана Цвейга, в котором актуальность проекта для области исследования может быть увиденным. Кроме того, сценарии развития эмоций фигур Цвейга связаны с нормативными социальными гендерными образами того времени, что будет способствовать лучшему пониманию многочисленных концепций Цвейга о мужественности и женственности с точки зрения эмоций.
Состояние исследования
Литературные исследования не обходятся без описания эмоций в новеллах Стефана Цвейга, и выражение эмоций обычно обсуждается в контексте других категорий анализа. Во-первых, давайте посмотрим на анализ фигур. указал, что имеет дело с конституцией персонажей в новеллах Цвейга. В своем анализе изображений людей Норберт Микке приходит к выводу, что персонажам Цвейга не хватает стабильных эмоциональных отношений с другими людьми, что делает их переживания более интенсивными.11. Это дает понять, что эмоциональные выражения способствуют характеристике персонажей.
Во-вторых, представление эмоций также выражается в трактовке повествовательной ветви. По словам Лорны Мартенс, Стефан Цвейг как рассказчик использует выразительный язык, который создает диалогическую ситуацию, в которой персонаж рассказывает историю жизни рассказчику от первого лица.12. Этот рассказ о персонаже поставлен как признание, в котором чувства текут «взрывным потоком».13. Мартенс использует метод интерпретации, присущий произведению, и объясняет важность выразительного языка для изображения персонажей в новелле «Der Amokläufer», которая, с одной стороны, рисует невротический характер врача, а с другой — ставит противостояние между рассказчик и женщина14.
Более поздние работы отворачиваются от интерпретации отдельных ветвей романов и стремятся найти общие повествовательные паттерны в романах. Рюдигер Гёрнер называет повествовательный режим Цвейгом. «Эстетика для нервных» и заключает, что Цвейг понимал искусство как «своего рода основу беспокойства», в которой проявляется его интерес к изображению волнующих переживаний.15. В своих более поздних работах Гёрнер подчеркивает повествовательный талант Цвейга в создании эпических миниатюр в прозе.16. Психологические дилеммы персонажей находятся на переднем плане, при этом внутренняя работа соответствующих персонажей не раскрывается, что обеспечивает целостность и достоинство персонажей.17. Гёрнер рассматривает созвездия фигур как «ведущие психологические типологии», в которых страх занимает доминирующее положение. В новеллах Цвейга преобладает страх, поэтому в некоторых случаях (например, в «Angst», «Der Kamläufer») она становится актрисой.18. Интенсивность отдельных деталей, которые обозначают определенные эмоциональные выражения (например, описание рук игрока в «Двадцати четырех часах из жизни женщины»), составляет ядро повествовательного процесса Цвейга, который Гёрнер называет «узнаванием через повествование."19. С другой стороны, на приемной стороне присутствует «понимание прочитанного» чувств.20. В общих чертах фигуры Цвейга называют «чувственными существами» и «пульсирующими телами».21чьи эмоциональные миры всегда находятся в центре повествования.
В-третьих, романы Цвейга часто ассоциируются с психоанализом, поскольку Стефан Цвейг находился под влиянием работ Зигмунда Фрейда. Карин Диттрих приходит к выводу, что повести «Двадцать четыре часа из жизни женщины» и «Смятение чувств» от начала до конца соответствуют психоаналитической модели Фрейда. По словам Диттриха, целью таких представлений должна была стать попытка Цвейга «обнаружить психологические взаимоотношения в людях».22. Жасмин Зонеманн прорабатывала отношения между другом и Цвейгом, с одной стороны, и реализацию психоанализа в новеллах Цвейга, с другой, и касалась, в частности, новеллы «Смятение эмоций».23. Зонеманн заключает, что «непредвзятый, искренний взгляд» во внутренний мир людей был особенно важен для Цвейга.24 и его восприятие психологических процессов очень сильно коррелировало с психоанализом Фрейда.25.
В-четвертых, трактовка дискурсов любви в новеллах Цвейга занимает особое место в новейшей исследовательской литературе. Петра-Мелитта Рожу рассматривает любовный дискурс с гендерной точки зрения в новелле «Двадцать четыре часа из жизни женщины» и заявила, что согласно этой новелле не может быть женственности вне брака.26. Ингрид Спрёк, с другой стороны, сосредоточилась на тех любовных отношениях, которые имеют фатальные последствия для одного или обоих партнеров. Эмоции играют в этом важную роль.27. В более поздней работе Спрёк развивает эту идею и приходит к выводу, что разные любовные беседы в Цвейге состоят из разных эмоциональных переплетений в романах.28. Спрёк особенно подчеркивает женскую эмоциональность, и именно в ней видны причины неудавшейся любви. В то же время отмечается, что женские персонажи в новеллах Цвейга испытывают счастье лишь в очень короткие периоды времени.29.
Что касается творчества Стефана Цвейга, одни эмоции и эмоции как часть большего намерения автора репрезентации никогда не были предметом исследования в немецких литературных исследованиях, даже если актуальность эмоций, представленных для понимания новелл Стефана Цвейга, была признана и в выделена исследовательская литература за десятилетия. Пока что эмоции в новеллах Стефана Цвейга были исследованы только в нескольких контекстах, а не во всей их полноте. Даже если эмоции рассматриваются в исследованиях новелл Цвейга, они понимаются как атрибут, который в первую очередь усиливает другие характеристики персонажей и не имеет независимого объяснительного потенциала. В вопросах, связанных с гендером, эмоции либо игнорируются, либо обрабатываются лишь частично, так что социальные концепции и значения, лежащие в основе описания эмоций в романах Стефана Цвейга, и способы их решения остаются неотраженными. Это представляет собой исследовательский пробел, который необходимо устранить в рамках настоящего диссертационного проекта. Новаторский характер проекта заключается в том, что впервые повести Цвейга рассматриваются эмоционально с использованием подхода сценариев развития эмоций. который будет закрыт в рамках настоящего диссертационного проекта. Новаторский характер проекта заключается в том, что впервые повести Цвейга рассматриваются эмоционально с использованием подхода сценариев развития эмоций. который будет закрыт в рамках настоящего диссертационного проекта. Новаторский характер проекта заключается в том, что впервые повести Цвейга рассматриваются эмоционально с использованием подхода сценариев развития эмоций.
Вопросов
Диссертация посвящена следующим ключевым вопросам:
— Как выражаются эмоции персонажей? Обсуждается прямая речь персонажей, их действия, внутренние монологи, описания персонажей и пробелы в выбранных романах. Будет определена взаимосвязь между этими отдельными выражениями эмоций.
— Как развиваются эмоции главных героев избранных романов? Здесь развитие эмоционального состояния персонажей анализируется и обобщается в сценарии развития.
— Как соотносятся сценарии развития одних и тех же эмоций (любви, страха, разочарования, чувства вины, стыда, страдания и т. Д.) В выбранных романах? Одни и те же эмоциональные состояния на нескольких рисунках рассматриваются сравнительно и сравнительно. Кроме того, рассматривается взаимосвязь между выразительными сценариями эмоций и созвездиями фигур, а также эмоциями и пространством в новеллах.
— Какую роль в романах вообще и в конституции персонажей в частности играют эмоции? Возникает вопрос: а) можно ли распознать гендерно-специфические модели развития (сценарии) эмоций главных героев; б) как мужественность и женственность в романах конструируются через выражение эмоций; c) какие литературные, культурные и социально-политические концепции, стереотипы и нормы затрагиваются эмоциями; и d) как представленные гендерные эмоции соотносятся с социальной нормой. Предполагается, что эмоции и их развитие составляют неотъемлемую часть намерения Цвейга представлять и привлекать внимание к проблемам, тематизированным в новеллах.
Теоретическое и методическое встраивание проекта.
Современное немецкое литературоведение характеризуется антропоцентрическим подходом, в котором индивидуальные переживания, чувства и эмоции персонажей все чаще выходят на первый план. С момента эмоционального поворота эмоции стали предметом литературного и лингвистического анализа. Используется метод литературного исследования эмоций, основанный на конструктивном характере эмоций.30. Литературное исследование эмоций посвящено двум ключевым вопросам: а) как эмоции формируются в литературных текстах и б) какой эмоциональный эффект литературные тексты производят при их восприятии.31. Настоящий проект посвящен исключительно текстовому анализу эмоций и связанных с ними репрезентаций эмоций в избранных романах Стефана Цвейга, так что эмоциональное воздействие этих текстов на читателей не рассматривается.
В отличие от психоанализа, в котором романы Цвейга часто читаются как история болезни (например, «Письмо от незнакомца»), исследование эмоций вносит существенный вклад в исследование литературных построений женственности и мужественности, поскольку эмоции в анализе эмоций являются действуют культурные репрезентации Женственности и мужественности. Социальное конструирование эмоций связано с социальным гендерным конструированием.32. Кроме того, эмоции не рассматриваются как побочный продукт человеческих инстинктов, но находятся в центре внимания, в результате чего эмоциям приписывается эффект в контексте литературных произведений. Социальные нормы и стереотипы и способы борьбы с ними становятся ясными только через анализ эмоций. В отличие от других исследовательских подходов, эмоции и их развитие рассматриваются с разных точек зрения: 1) пространственно-ориентированных, 2) конкретных сценариев и 3) гендерных.
1) При анализе форм выражения эмоций обращают внимание на то, как они оформляются в исходном корпусе (вопрос 1). Это лингвистические высказывания персонажей, их действия, физико-невербальные характеристики, внутренние монологи и «физический самоанализ» всезнающего рассказчика.33. Кроме того, обсуждаются пробелы как выражение эмоций персонажей и невербальные аспекты выражения эмоций (например, молчание в «Письме от незнакомца»). Необходимость связать пространственный анализ с эмоциями заключается в том, что восприятие пространства и эмоции влияют друг на друга, что приводит к образованию «настроенных пространств».34. Предполагается, что комнаты в литературных текстах также обладают эмоциональными качествами и что эта комната вызывает эмоции персонажей.35.
2) В ходе исследования определяются смысловые единицы, выражающие индивидуальные эмоции, превращаются в сценарии, устанавливаются по отношению друг к другу, анализируются и сравниваются (вопросы 2 и 3). Это необходимо, потому что комбинации созвездий пространства, времени и фигур составляют культурно обусловленный эмоциональный код.36. В игру вступает подход прототипических сценариев («парадигмальных сценариев») эмоций, которые понимаются как модифицируемые культурные коды.37. Типичные сценарии охватывают врожденные эмоциональные предрасположенности и потребности, а также культурно обусловленный, соответствующий эмоциональный репертуар («эмоциональные сценарии»), который включает положительный и отрицательный опыт, отношения и ценности. Прототипные сценарии используются для анализа стандартизированного эмоционального поведения в соответствии с социальными нормами.38. При этом эти сценарии могут быть признаны культурными моделями в обществе или могут сознательно противопоставить себя социальной норме.39. Подход, ориентированный на конкретный сценарий, особенно хорошо подходит для ответа на этот вопрос, потому что, как видно из состояния исследований,40Многие романы Цвейга представляют собой своего рода литературную реализацию психологических моделей Зигмунда Фрейда и, таким образом, используют «готовые» пути психологического развития персонажей, которые, однако, не рассматриваются как пути в обычных психологических исследованиях. В то же время следует проверить, до какой степени развитие эмоций в новеллах Цвейга было «задано» психоанализом.
Построение сценариев развития эмоций предполагает наличие динамики психических состояний персонажей, заданной в персонажах выбранных романов. В данном проекте выделены индивидуальные фазы развития эмоциональных состояний по Юрию Д. Апресяну, которые происходят в следующем порядке: 1) Причины развития эмоции; 2) собственно эмоция; 3) желание сдержать или продлить эмоцию; 4) физическое выражение эмоции и 5) внешние реакции на эмоцию.41. В данном проекте особое внимание уделяется выражению таких эмоций, как любовь, похоть, гнев, страх, разочарование, вина, стыд и страдание, развитие которых анализируется по модели Апресяна.
В отношении эмоций целесообразно рассматривать сценарный анализ, поскольку существуют аналогичные работы (утвержденные диссертации) с аналогичным теоретико-методологическим подходом к работам Федора Достоевского.42. Выразительные сценарии эмоций Достоевского также могут быть использованы в качестве основы для сравнения (особенно в отношении страдания), поскольку на Цвейга сильно повлиял Достоевский, и обоих авторов объединяет «преувеличенная страсть» пробиваться внутрь себя. мир персонажей43.
3) Важную роль играет анализ гендерного восприятия в новеллах Стефана Цвейга (вопрос 4). Анализ исследует вопрос о том, как изображения эмоций связаны с мужественностью и женственностью, построенной в новеллах. На основе выявленных сценариев развития эмоций проверяется, следуют ли эмоции представлений женщин и мужчин одним и тем же или различным принципам проектирования, существуют ли сценарии развития эмоций, которые чаще встречаются у мужчин или женщин (или исключительно в одном из них). гендер), связано ли Формирование сценариев развития эмоций с полом,44.
Следует иметь в виду, что тексты, эмоции и сценарии развития эмоций как культурных кодов не являются гендерно-нейтральными и что пол той или иной фигуры существенно влияет на их эмоциональный дизайн.45. В частности, в игру вступают стереотипы, например, о том, что женщины более эмоциональны; женщина также может испытывать меньше гнева и вины, но больше «враждебности к себе, зависти (или ревности), стыда, депрессии, уязвимости и беспомощности», чем мужчина, и выражать это невербальными средствами46. Важно проверить, в какой степени упомянутые предрассудки отражены в исследуемых новеллах Стефана Цвейга. Множественная мужественность и женственность, конституируемые эмоциями в новеллах Стефана Цвейга, понимаются как социальные конструкции, которые символически тесно связаны с властью и отношениями социальной власти. В этом контексте следует сослаться на теоретическую концепцию гегемонной маскулинности Роберта (Рэуина) Коннелла, согласно которой существуют различные виды маскулинности, которые находятся в конфликте друг с другом и возникают из практик, которые «включают или исключают, запугивают, эксплуатируют и т. Д. на». Называется гегемонистская маскулинность, что соответствует социальной норме маскулинности.47. Стефан Цвейг конструировал в своих романах различные типы мужественности и женственности. Связь между сценариями развития эмоций в новеллах и обсуждаемыми в них гендерными концепциями проясняется при гендерно-специфическом анализе эмоций.
Предварительный состав работы
Работа состоит из введения, четырех глав и аннотации.
Глава 1.Том рассказов «Амок. Повести страсти» (вопросы 1 и 2).
Пять подразделов составляют рассказы, содержащиеся в сборнике рассказов, в которых эмоциональное выражение каждой фигуры рассматривается и далее обсуждается в связи с созвездием фигур. Это создает прототипные сценарии развития эмоций у главных героев романов, которые служат эмпирической основой для глав 3 и 4.
Глава 2. Сборник рассказов «Смятение чувств» (вопросы 1 и 2).
Глава 2 построена аналогично первой главе и состоит из трех подразделов, каждая из которых посвящена новелле из тома новеллы. Это отвечает на вопросы 1 и 2.
Глава 3. Сравнительный анализ сценариев развития эмоций в избранных романах (вопрос 3).
В этой главе сравниваются сценарии развития одних и тех же эмоций из разных новелл. Сравнение проводится как в рамках романов, так и между новеллами двух томов.
Глава 4. Эмоциональная женственность и мужественность рассказов (вопрос 4).
В этой главе исследуется, как прототипные сценарии развития эмоций составляют мужественность и женственность, в какой степени они отражают социальные гендерные отношения того времени и их поведение по отношению к социальной норне.
График диссертационного проекта рассчитан на три года и основан на учебной программе докторской программы по философии (область диссертации — немецкая филология) Венского университета (см. Рисунок 1). В первый год подготавливается синопсис проекта, проводятся исследования литературы и Интернета в рамках посещения библиотеки, а также проводится оценка источников. На второй год будет продолжена оценка источников и будут проводиться все последующие исследования. На третьем курсе диссертация готовится к сдаче и защите. Этот процесс сопровождается, в частности, посещением курсов, семинаров и конференций по тематике диссертаций в Венском университете. Новые результаты будут распространяться через публикации в соответствующих специализированных журналах.
Использованная литература
Источники
Stefan Zweig. Gesammelte Werke. Köln: Anaconda 2014.
Литература
О произведениях
Birk, Matjaž, Eicher, Thomas (Hgg.): Stefan Zweig und das Dämonische. Würzburg: Königshausen & Neumann 2008.
Bloch, Peter André: Stefan Zweig, «Amok». Erzählerische Strategien in der Analyse psychologischer Grenzsituationen. In: «Ich liebte Frankreich wie eine zweite Heimat». Hg. von Régine Battiston und Klemens Renoldner. Würzburg: Königshausen & Neumann 2011, S. 127—143.
Dittrich, Karin: Psychoanalytische Einflüsse in Stefan Zweigs Novellen In: Zeitschrift der Germanisten Rumäniens 1—2 (2010), S. 43—68.
El-bah, Mohammed: Frauen — und Männerbilder in den Novellen von Stefan Zweig. Freiburg (Breisgau): Hochschul-Verl. 2000.
Füllmann, Rolf: Stefan Zweigs «Verwirrung der Gefühle» und die Entwirrung konstruierter Geschlechterverhältnisse. In: Der Mensch als Konstrukt. Bielefeld: Aisthesis 2008, S. 181—195.
Gelber, Mark H. (Hg.): Stefan Zweig heute. New York u.a.: Lang 1987.
Görner, Rüdiger: Stefan Zweig. Formen einer Sprachkunst. Wien: Sonderzahl-Verl.-Ges. 2012.
Haenel, T.: Stefan Zweig. Psychologe aus Leidenschaft. Leben und Werk aus Sicht eines Psychiaters, 1995, S. 237—263.
Huang, Keqin; Zhang, Menghan: Zwei Frauen im Zwiespalt der Gefühle — ein Vergleich anhand der Novellen «Brennendes Geheimnis» von Stefan Zweig und «Das goldene Joch» von Eileen Chang. In: Aktualität und Beliebtheit. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2015, S. 135—144.
Hurst, Matthias: «… und es begann der tiefere Traum seines Lebens.». Diskursebenen der Initiation in Stefan Zweigs Novelle «Brennendes Geheimnis». In: Zeitschrift für Germanistik 14,1 (2004), S. 67—82.
Internationale Stefan Zweig Gesellschaft. http://stefan-zweig.com/ (17.11.2017).
Kory, Beate Petra: Literatur und Psychoanalyse. Ein Dialog oder ein unauflösliches Spannungsfeld am Beispiel der Novelle Stefan Zweigs «Vierundzwanzig Stunden aus dem Leben einer Frau». In: Wissenschaften im Dialog 2. Großwardein: Partium-Verl., 2008, S. 37—50.
Küpper, Achim: «Eine Fährte, die ins Dunkel läuft». Das Scheitern epochaler Übergänge und die Dehumanisation des Menschen. Stefan Zweigs «Brennendes Geheimnis». In: Modern Austrian literature 42,2 (2009), S. 17—39.
Lafer, Celso, 1941-: Der Pazifismus Stefan Zweigs In: Zweigheft. Salzburg: Stefan-Zweig-Centre Salzburg, 2009/16, S. 11—14.
Łatciak, Małgorzata: Die Charakteristik der Gestalten in den Novellen Stefan Zweigs. «Der Amokläufer’, «Der Brief einer Unbekannten’ und «Die Schachnovelle’ unter der Berücksichtigung der Bauform dieser Werke In: Studia niemcoznawcze. — Warszawa: Uniw. Warszawski, Inst. Germanistyki, 2002, S. 491—505.
Lindemann, Klaus, Micke, Norbert: Eros und Thanatos. Erzählungen zwischen Jahrhundertwende und Erstem Weltkrieg. Paderborn [u.a.]: Schöningh 1996.
Martens, L.: Geschlecht und Geheimnis. Expressive Sprache bei Stefan Zweig, in: Stefan Zweig heute, Hg. M. H. Gelber, 1987, S. 44—64.
Matuschek, Oliver: Drei Leben. Stefan Zweig — Eine Biographie. Frankfurt a. M.: S. Fischer Verlag, 2006.
Müller, Hartmut: Stefan Zweig. Reinbek bei Hamburg 1988.
Müller, Karl (Hg.): Stefan Zweig — Neue Forschung. Würzburg: Königshausen & Neumann 2012 (= Schriftenreihe des Stefan Zweig Centre Salzburg 3).
Neymeyr, Barbara: Aporien der Hasard-Leidenschaft im kulturanthropologischen Kontext. Die Inszenierungen des Glücksspiels in Stefan Zweigs «Vierundzwanzig Stunden aus dem Leben einer Frau» und in Arthur Schnitzlers «Spiel im Morgengrauen». In: Hasard. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2012, S. 141—168.
Prochnik, George: The Impossible Exile: Stefan Zweig at the End of the World. London: Granta 2015.
Ren, Guoqiang: «Die Zeit gibt die Bilder, ich spreche nur die Worte dazu». Über den Bezug zur gesellschaftlichen Realtität in Stefan Zweig Novellenwerk In: Aktualität und Beliebtheit. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2015, S. 75—83.
Renoldner, Clemens u.a. (Hg.): Stefan Zweig. Bilder. Texte. Dokumente. Salzburg, Wien: Residenz Verlag 1993.
Roșu, Petra-Melitta: Zur Figur der Ehebrecherin in Stefan Zweigs Novelle «Angst». In: Temeswarer Beiträge zur Germanistik 9 (2012), S. 61—70.
Schmidt, Mirjam: Frauengestalten in den Erzählungen von Stefan Zweig. Frankfurt/Main u.a. 1998.
Sharvit, Gilad: Zweig, Freud, and the Ends of Criticism. In: Journal of Austrian Studies 49 (2016), S. 29—50.
Spörk, Ingrid: «Mit einer finsteren, einer schwarzen Liebe». Zu Liebesdiskursen in Stefans Zweigs erzählerischem Werk. In: Stefan Zweig Reconsidered. New Perspectives on his Literary and Biographical Writings Hg. von Gelber, Mark H. Tübingen: Niemeyer 2012, S. 175—192.
Strelka, Joseph: Stefan Zweig. Freier Geist der Menschlichkeit, Wien 1981.
Tomaševskij B.: Teorija literatury: poėtika. Moskva: Aspekt-press 1996.
Turner, David: Moral values and the human zoo. The novellen of Stefan Zweig. Hull: Hull Univ. Press 1988.
Ulrich, Silvia: Spazi «affettivi». Un’analisi spaziale di «Brennendes Geheimnis» di Stefan Zweig. In: Studia Austriaca 23 (2015), S. 149—164.
Wieland, Klaus: Die Konstruktion von männlichen Homosexualitäten im psychiatrisch-psychologischen Diskurs um 1900 und in der deutschen Erzählliteratur der frühen Moderne. In: Scientia poetica. Berlin u.a.: de Gruyter 1997, S. 216—262.
Winthrop-Young, Geoffrey: «That voice in the darkness!» Technologies of the tropical talking cure in Stefan Zweig’s «Der Amokläufer» and «Verwirrung der Gefühle». In: Stefan Zweig and world literature. Rochester u.a.: Camden House, 2014, S. 56—73.
Wörgötter, Martina (Hg.): Stefan Zweig — Positionen der Moderne. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2017.
Wyszyński, Tomasz: Frauengestalten in den Novellen von Stefan Zweig. In: Głosy piszacych kobiet. Katowice: Ślask, 1993, S. 59—68.
Yang, Jin: «Mein zu Dir hinflüchtender Schmerz» — zum Motiv des Liebesbriefes in Stefan Zweigs Novelle «Brief einer Unbekannten». In: Aktualität und Beliebtheit. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2015.
Yuan, Kexiu: Leidenschaft zwischen dämonischem Trieb und Liebe. Die Homosexualität in der Novelle «Verwirrung der Gefühle». In: Aktualität und Beliebtheit. Würzburg: Königshausen & Neumann 2015, S. 163—175.
Теория и методология
Anz, Thomas: «Stimmungskunst und — kitsch in der Literatur um 1900. Untersuchungen zum Gelingen und zur Bewertung emotionaler Kommunikation». Stimmung und Methode. Hg. von
Anz, Thomas: Literatur und Lust: Glück und Unglück beim Lesen. München: Beck 1998.
Apresjan, Jurij D.: Obraz čeloveka po dannym jazyka: popytka sistemnogo opisanija. In: Voprosy jazykoznanija 1 (1995), S. 37—67.
Becker, Sabina, Hummel, Christine, Sander, Gabriele: Grundkurs Literaturwissenschaft. Stuttgart: Reclam (= RUB 17662).
Benthien, Claudia (Hg.): Emotionalität. Zur Geschichte der Gefühle. Köln, Wien u.a.: Böhlau 2000.
Benthien, Claudia: Tribunal der Blicke. Kulturtheorien von Scham und Schuld und die Tragödie um 1800. Köln, Weimar und Wien: Böhlau 2011.
Burkhard Meyer-Sickendiek und Friederike Reents. Tübingen: Mohr Siebeck 2013, S. 235—249.
Busse, Dietrich; Teubert, Wolfgang (Hg.): Linguistische Diskursanalyse: neue Perspektiven. Wiesbaden: Springer 2013.
Butler, Judith. Excitable Speech. A Politics of the Performative. New York, NY: Routledge, 1997.
Butler, Judith: Die Macht der Geschlechternormen und die Grenzen des Menschlichen. Frankfurt am Main: Suhrkamp 2009.
Connell, Robert/Raewyn W.: Der gemachte Mann. Konstriktion und Krise von Männlichkeiten. 2. Aufl. Opladen: VS Verlag für Sozialwissenschaften 2000.
Fahlenbrach, Kathrin: Metaphoric Narratives. Paradigm Scenarios and Metaphors of Shame in Narrative Films. In: Image & Narrative 15,1 (2014), S. 56—70.
Haupt, Birgit: Analyse des Raums. In: Einführung in die Erzähltextanalyse. Kategorien, Modelle, Probleme. Hg. v. Peter Wenzel. Trier: Wissenschaftlicher Verlag Trier 2004 (= WVT Handbücher zum literaturwissenschaftlichen Studium 6), S. 69—87.
Hillebrandt, Claudia: Das emotionale Wirkungspotenzial von Erzähltexten. Mit Fallstudien zu Kafka, Perutz und Werfel. Berlin: Akademie Verlag 2011 (=Deutsche Literatur. Studien und Quellen 6).
Hillebrandt, Claudia: Figur und Emotion. In: Mitteilungen des Deutschen Germanistenverbandes 62,3 (2015), S. 212—226.
Klein, Rebekka: Was ist ein Gefühl? Interdisziplinäre Konzepte aus der Emotionsforschung. In: Kerygma und Dogma 63,2 (2017), S. 102—114.
Koppenfels Martin von; Zumbusch Cornelia: Handbuch Literatur & Emotionen. Berlin, Boston: de Gruyter 2016 (=Handbücher zur kulturwissenschaftlichen Philologie 4).
Lehnert, Gertrud (Hg.): Raum und Gefühl. Der Spatial Turn und die neue Emotionsforschung. Bielefeld: transcript Verlag 2011.
Luhmann, Niklas: Liebe als Passion. Zur Codierung von Intimität. Frankfurt am Main: Suhrkamp 1982.
Mellmann, Katja: Literaturwissenschaftliche Emotionsforschung. In: Rüdiger Zymner (Hg.): Handbuch Literarische Rhetorik. Berlin & Boston: de Gruyter 2015 (Handbücher Rhetorik 5), S. 173—192.
Rosenwein, Barbara: Gender als Analysekategorie in der Emotionsforschung. In: Femenistische Studien 1 (2008), S. 92—106.
Schnell, Rüdiger: Historische Emotionsforschung. Eine mediävistische Standortbestimmung. In: In: Frühmittelalterliche Studien 38 (2004), S. 173—276.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Актуальные проблемы гуманитарного знания. Темы, методы, источники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
См. Görner, Rüdiger: Stefan Zweig. Формы языкового искусства. Вена: Sonderzahl-Verl.-Ges. 2012, стр. 108—131, здесь стр. 122f.
2
Спёрк, Ингрид: «С темной, черной любовью». О любовных беседах в повествовательном произведении Стефанса Цвейга. В: Переосмысление Стефана Цвейга. Новые взгляды на его литературные и биографические произведения Под ред. Фон Гелбера, Марка Х. Тюбингена: Niemeyer 2012, стр. 175—192, здесь стр. 175.
4
Кляйн, Ребекка: Что за чувство? Междисциплинарные концепции исследования эмоций. В: Kerygma and Dogma 63,2 (2017), стр. 102—114, здесь стр. 103. Hillebrandt, Claudia: Figur und Emotion. В: Mitteilungen des Deutschen Germanistenverband 62,3 (2015), стр. 212—226, здесь 213.
7
Ренольднер, Клеменс и др. (Ред.): Стефан Цвейг. Картинки. Тексты. Документы. Зальцбург, Вена: Residenz Verlag 1993, стр. 221.
8
См. Томашевский Б.: Теория литературы: поэтика. Москва: Аспект-пресс, 1996, стр. 251. Гёрнер: Стефан Цвейг, стр. 109.
10
Мейер-Сикендик, Буркхард: эмоциональные глубины: современные перспективы забытого измерения эмоционального исследования. В: Гертруда Ленерт (ред.): Пространство и чувство. Пространственный поворот и новое исследование эмоций. Билефельд: стенограмма Verlag 2011, стр. 26—48, здесь стр. 28.
11
Мик, Норберт: потеря детства и приобретение детства. Рассказ Стефана Цвейга «Burning Secret» как образец жизни. В: Линдеманн, Клаус, Мик, Норберт: Эрос и Танатос. Рассказы на рубеже веков и до Первой мировой войны. Падерборн [и др.]: Schöningh 1996, стр. 73—99, здесь 88f.
12
Мартенс, Лорна: Пол и тайна: выразительный язык со Стефаном Цвейгом. В: Гелбер, Марк Х. (ред.): Стефан Цвейг сегодня. New York et al.: Lang 1987, pp. 44—64, здесь 45.
15
Гёрнер, Рюдигер: «Диалог с нервами». Стефан Цвейг и искусство демонического. В: Бирк, Матяж, Эйхер, Томас (ред.): Стефан Цвейг и демоническое. Вюрцбург 2008, стр. 36—44, здесь стр. 36.
22
Диттрих, Карин: Психоаналитические влияния в новеллах Стефана Цвейга В: Журнал германистов в Румынии 1—2 (2010), стр. 43—68, здесь стр. 47, 51.
23
Зонеманн, Жасмин: Два психолога и их дружба: Стефан Цвейг и Зигмунд Фрейд. В: Мюллер, Карл (ред.): Стефан Цвейг — Новые исследования. Würzburg: Königshausen & Neumann 2012 (= серия публикаций Центра Стефана Цвейга в Зальцбурге 3), стр. 73—98, здесь стр. 85.
26
Рожу, Петра-Мелитта: О фигуре прелюбодейки в повести Стефана Цвейга «Страх». В: Вклад Тимишоары в германские исследования 9 (2012), стр. 61—70, здесь 69.
27
Спрёк, Ингрид: «Я почувствовала, как демоническая ее воля проникла в меня». Роковые романы со Стефаном Цвейгом. В: Бирк, Матяж, Эйхер, Томас (ред.): Стефан Цвейг и демоническое. Вюрцбург: Königshausen & Neumann 2008, стр. 143—156, здесь стр. 144.
28
Спёрк, Ингрид: «С темной, черной любовью». О любовных беседах в повествовательном произведении Стефанса Цвейга. В: Переосмысление Стефана Цвейга. Новые взгляды на его литературные и биографические произведения Под ред. Фон Гелбера, Марка Х. Тюбингена: Niemeyer 2012, стр. 175—192, здесь стр. 175.
30
Шнелл, Рюдигер: Историческое исследование эмоций. Средневековая оценка ситуации. В: В: Frühmittelalterliche Studien 38 (2004), стр. 173—276, здесь стр. 233.
31
Хиллебрандт, Клаудиа: потенциал эмоционального воздействия повествовательных текстов. С тематическими исследованиями Kafka, Perutz и Werfel. Берлин: Akademie Verlag 2011 (= Немецкая литература. Исследования и источники 6), стр. 13.
32
Беккер, Сабина, Хаммель, Кристина, Сандер, Габриэле: Базовый курс литературных исследований. Штутгарт: Reclam (= 17662 руб.), Стр. 253—256.
34
См. Хаупт, Биргит: Анализ пространства. В: Введение в анализ повествовательного текста. Категории, модели, проблемы. Эд. Питер Венцель. Трир: Wissenschaftlicher Verlag Trier 2004 (= справочники WVT по литературоведению 6), стр. 69—87.
35
Ленерт, Гертруда: пространство и чувство. В: Гертруда Ленерт (ред.): Пространство и чувство. Пространственный поворот и новое исследование эмоций. Билефельд: стенограмма Verlag 2011, стр. 9—25, здесь стр. 9, 12.
36
Меллманн, Катя: Эмоциональные исследования в литературе. В: Рюдигер Цимнер (ред.): Справочник по литературной риторике. Берлин и Бостон: de Gruyter 2015 (Handbooks Rhetorik 5), стр. 173—192, здесь стр. 188.
38
Фаленбрах, Катрин: метафорические рассказы. Парадигмальные сценарии и метафоры стыда в художественных фильмах. В: Image & Narrative 15,1 (2014), стр. 56—70, здесь стр. 57.
40
См., Например, Dittrich: Psychoanalytic Influences. Зонеманн: Два психолога. Шарвит, Гилад: Цвейг, Фрейд и концы критики. В: Журнал австрийских исследований 49 (2016), стр. 29—50.
41
См. Апресян, Юрий Д.: Образ человека по данному языку: попытка системного описания. В кн.: Вопросы языка 1 (1995), с. 37—67.
42
См., Например, Шахназарян, Нарине О.: Сценарии изображения негативных эмоций в романах Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот». Саратов: 2015.
43
См. Мондон, Кристина, Демонические силы в произведениях Стефана Цвейга в отношении эссе Достоевского. В: Бирк, Матяж, Эйхер, Томас (ред.): Стефан Цвейг и демоническое. Würzburg 2008, стр. 61—67, здесь стр. 63f.