Книга, которая пишет меня

Егор Ковальчук

«Книга, которая пишет меня» рассказывает про мой внутренний путь, раскрывает мои мотивы и стремления не только в путешествиях, но и в жизни. Эта книга о других путешествиях и странствия, они проходят внутри меня, по пространству души. Через людей, через природу я встречаюсь с собой, но это малая часть самой важной встречи.Истории в книге охватывают период 2013—2023.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга, которая пишет меня предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вокруг света на велосипеде, Грузия

Предисловие к главе

В июне 2014 года совместно с другом Николаем Остроуховым, с которым ранее познакомились в Китае, а после проехали в 2013 году по Афганистану, мы отправились в большой велосипедный тур, как это принято называть! Дорогу мы проложили, по многим регионам и странам, что уже полюбили ранее, и в которые хотели вернуться еще: Памир, Уст-юрт, степи Казахстана! Маршрут лишь спустя время вывел меня к концепции «Вокруг света на велосипеде», который уместился в период с 2014 по 2016 года и вместил в себя почти 54.000 км на велосипеде. Первая цель, которую я ставил на старте, добраться чего бы мне этого не стоило до монастыря, где меня крестит отец Рафаил. Я понимал, что путь в несколько месяцев позволит мне еще больше утвердиться, что Он — истинный Бог.

«Стоило» многого, уже в первую неделю наши дороги с Николаем разошлись, цели и пути не сошлись, так что с Омска, моя дорога резко ушла на юг через степи Казахстана к Памирскому плато. По пути я то влюблялся, что больших страданий и ошибок, не оправданных и сложных. Я повреждал пятку (трещина) так, что едва мог ехать, на велосипеде, меня сбивала машина, несколько раз я обезвоживался в пустынях. Но все трудности лишь разжигали во мне огонек и укрепляли в правильном решении, и часто с улыбкой я повторял: «Меня уже не остановить».

Экспедиции «Вокруг света на велосипеде 2014—2016» предшествовала долгая дорога по Якутии, на велосипедах (книга «Дорогами Памяти»), где я прочел Евангелие впервые. Все события складывались в нужную хронологию и направляли меня по нужной линии пути…

Для большей концентрированности в книге мне потребовалось не описывать здесь весь путь от Томска до монастыря, так как эти описании отвлекли бы от главного повествования и концепта книги.

Отец Рафаил

2 ноября 2014, монастырь Святого Димитрова, Руиси

Утром мы простились. Спал до семи, а в восемь уже выехал, лишь попил чай с печеньем.

— «Ты адрес написал? Молодец», помахав руками друг другу, одевшись потеплее, выехал. Через два часа прибыл к городу Ахалцихе, дорога в объезд идет. Начался дождь. Еду далее. Уже в дожде. Погода меняется каждый пройденный километр.

Еду, и так легко мне, так легко и молитва дается, что будто и не молитву проговариваю, а песнь пою. Ухмыляюсь себе и говорю: «Проверится твоя искренность и легкость, когда будет на душе и в обстоятельствах чуть сложнее».

То, что сказали мне местные жители, будет перевалом, оказалось маленьким подъемом, ветер помогает со спины, думаю, будь он в лицо, и перевал оказался бы существенным. Еду без наушников, последнее время мало включаю, не до этого.

На спуске, не доезжая пятнадцать километров до Боржоми, сзади раздался такой силы хлопок, что подумал, что оглохну. Колесо тут же спустило. Качу велосипед на обочину. Уже знаю, что это лопнула покрышка, это уже вторая «Швальба», которая проходит тест: «Еду пока не разлетится», вот и разлетелась, лопнула по боковой поверхности. В запасе у меня б/у покрышка, чуть лысая, которую взял в Ереване. Сейчас ставлю и боюсь дышать. Качать сильно не стал. Менять камеры и вообще возится с колесом при дожде и грязи немножко муторно, потому как нужно все оградить от мелких камушек и грязи, что так и норовят набиться в полость покрышки. Поставил. Страшно садиться на велосипед. Мне кажется, это китайское изделие разлетится. Еду дальше. Камера спускает, чувствуется это уже через семь км. В запасе у меня нет больше камер. Та, что лопнула, уже не для починки, так как дырка очень большая, и еще одна камера не клееная. Дотянул до Боржоми, заехал в шиномонтажку, чтоб в тепле поклеить камеры и чуть отдохнуть. В мастерской был удивлен, тем, что увидел Автожир (летательный аппарат).

— «А это кто у вас летает?»

— «Пока Мечта», ответил мастер шиномонтажки, ему 58 лет, своими руками за несколько лет собрал летательный аппарат. Затраты большие и полеты на таком очень дорогие. Двадцать шесть литров горючего хватит на полтора часа лета. Это я для рассуждений на будущее. Мне ближе СЛА безмоторного типа (сверхлегкая авиация). Заклеили камеры, поставил. В 15—30 выехал дальше. В 17—00 был уже в Хашури. Темнеет из-за туч очень быстро. Не знаю, успею ли доехать до монастыря. Сделаю так, проеду еще полтора часа, а там как будет.

Много гусей и уток перебегают эту дорогу. Дорога не щадит их, сбитые на обочинах и птицы и животные разных видов. К Птицам у меня более трепетное отношение. Я притормаживаю и руками притормаживаю машины, чтоб утки-гуси смогли спокойно перейти и остаться в живых. Из машин одобрительно машут руками. Я видел в Азербайджане, как на автобане лопатой соскребали тельце одного гуся, в то, время как ее сородичи издавались криком в стороне. Кто на это скажет мне, что они без Души?

Вот уже автобан, но строящийся, дорога с маленькими обочинами и поток просто ошеломляющий, благо подгоняет ветер сзади. Включил фонари, и отражатели, чтоб меня как-то могли разглядеть. Меня многие спрашивают про аномалии, про таинственные знаки, встречал ли я их и т. д. Не знаю! Это спорный вопрос, потому, как и самое удивительное, что я видел, это, к примеру, как растет Кокос и Банановое дерево, или из прекрасного — Небо на Памире. Что окажется для меня откровением и чудом, для кого-то будет обычным пустяком.

Я не знал, где именно в темноте находится деревня Руиси, знаков тут нет, потому как дорогу строят. Но получилось так, что я остановился на том самом повороте, где располагался монастырь. Я не мог помнить этот поворот с того года, потому как и год назад заезжал в эту деревню с другой стороны. Уже так темно, что едва видно куда ехать. Еду по грязи. В дом, в который я постучался, подтвердили, что еду правильно. Это правда день искушений, эти черные мысли и сомнения, на счет старца. «Может я ошибся?» Когда познакомился с ним год назад, может, я просто обольстился тогда его Добротой…?». Ведь насмотрелся за эти годы разных священников, монахов, монастырей, и эти мысли донимали меня. Самая крайняя мысль была о том, что вдруг я не успел, и старец уже окончил свои года. Как тревожно ехать под эти омрачения.

Еще в Ереване, выезжая, я писал, что постараюсь пройти 400 км за три дня, сейчас это оказалось просто Чудом, без сомнения, потому как дорога была очень изматывающей. С такой неспокойной дорогой, когда я уже выехал, то думал, что буду рад, если доеду и за пять дней. Но получилось добраться в три дня. А неделей раньше, планируя дни, сказал, что если получу в воскресенье благословение от Отца Рафаила, то это будет так же Чудом. Сейчас я последние километры еду по грязи к монастырю, и чувствую такую безмерную легкость, хоть весь и в грязи, и не знаю, куда еду. И вот. То же двухэтажное здание. С окнами без света. Рядом стоит машина. Я поставил велосипед у сосны и постучал в дверь монастыря. Дверь машины открылась:

— «Кто вы, что вам нужно?» По голосу я узнал, что это Отец Рафаил

— «Это Егор, я был у вас год назад, Отец Рафаил, Благословите»

— «Игорек ты вернулся, ай молодец, зимой, зачем ты приехал, в такую зиму? Я ведь тебе говорил, что ты вернешься, и в третий раз приедешь снова» За год мало что изменилось, только что удалось отстоять право на электричество. Теперь есть свет. Отец Рафаил так же живет тут один.

— «Вот комната, располагайся, кровать, ну я знаю, что ты на полу будешь спать. Будь как дома, я тебе тогда еще сказал — это твой дом. Только у меня нет тепла тут, все с ума сходят «Как ты тут живешь?», в прошлом году было — 14С, всю зиму тут был.

— «У тебя есть своя чашки или тебе дать?» спросил старец. Я достал свою желтую пиалу, он улыбнулся и засмеялся от ее размеров, потому как сам пил из большой кружки. Я по праву привык к своей посуде, но иногда, в чужих домах, не сразу ее достаю, чтоб не обижать хозяев, что ем из своей посуды. Но тут мне и объяснять ни чего не нужно было.

Я разложил простыню на пол, вытащил спальник и положил одеяло, оделся потеплее и лег спать уже в 20:30 вечера.

Изменилось мало что за этот год, что меня не было дома. Как и в прошлый год, когда меня привели к старцу, начинался циклон, и сейчас за окном ревет ветер. Окно шелестит своей рамой и по полу чувствуется слабый ветерок. Даже тут меня не оставляет мой Верный Друг — Ветер. Мы подружились с ним так давно. Это Дружба не из легких, он не щадит меня, но если и помогает, то помогает в полную силу. Его слабое веяние в моей комнатке, как напоминание того, что он всегда рядом со мной. Боюсь, что Люблю Его больше, чем ненавижу). Я не приехал искать здесь ответов или вопросов, мне просто нужно было доехать в этот монастырь любой ценой. И даже мне порой кажется мало осознаваемо, что мне пришлось пройти за эти почти пять месяцев дороги. Мне было важно доехать, дойти, доползти в радости или отчаянии, но пройти все, что будет, и я мало осознаю, сколько всего было и видимого и не видимого.

3 ноября 2014, монастырь Святого Димитрова, Руиси

Утром так же холодно. Изо рта идет пар. Оделся и чуть прошелся возле монастыря. Слегка болит голова. Ломит лоб. Мужики, что встретились на улице предложили выпить, но я отказался и зашел обратно в свою комнату, мне слегка плоховато. Вернее слабость накатывает большим приливом. Лег под одеяло, оделся, как только мог. Слегка тошнит и голову ломит еще сильнее. Так и лежу. За полчаса меня сломило до такого состояния, что я не могу подняться, хоть и знаю, что следует вскипятить трав и выпить отвар. Но у меня не хватает сил даже переложить одеяло. Как все быстро может случиться то…

Ты спросила меня, есть ли кто-то рядом, чтоб мог позаботиться обо мне? Сейчас бы я не отказался от этого. Но уповать я могу только на Бога в своем случае. С сильной слабостью приходит и омрачение в голове. Темные мысли. Мне не стоит доверять этому, как и тому, что за окном, а там Ветер и падающий снег. Все временно. Набрался сил и вскипятил стакан воды, размещал с имбирем, время около обеда. Вышел на улицу, тошнит. Так, что вода с имбирем вышла обратно, и еще долго я не мог остановить рвотные спазмы. Желудок мой пустой, поэтому рвет меня-то желчью, то пустотой, наверное, я выгляжу как рыба, которая пытается вдохнуть воздуха, благо на улице нет ни кого, кто бы видел, как мне мучительно. С трудом унял рвоту. Поднялся в комнату, оделся, закутался и лег. Не знаю, откуда идет корень этой болезни. Все вроде в порядке. Уснул. Около 17—00 проснулся, голова меньше болит, но так же тошнит. Рядом со мной лежит пакет на случай рвоты. Хоть я и знаю, что рвать не чем. Внутри пусто. Но еще один приступ рвоты все-таки застал меня. Рвет исключительно зеленой желчью, спазмы еле унял, всего трясет. Организм будто хочет от чего-то избавиться или от кого-то. Помню, как в одном рассказе, слушал, как бес вышел именно с рвотой, через желчь. Это я так к слову. Что еще думать. После этого приступа стало, правда легче. Голова начала проходить и через пол часа ко мне вернулась сила и бодрствование. Отец Рафаил вышел из своей комнаты к вечеру и спросил:

— «Тебе нездоровиться»?

— «Чуть-чуть болею»

— «Может, таблетку дать?»

— «Нет, так справлюсь»

— «Я тоже стараюсь в крайнем случае употреблять таблетки. Мне тоже сегодня нездоровится». Я вновь вскипятил трав, вернулся аппетит, съел яблоки, потом хлеб. Так прошла болезнь.

Я позже думал, что это было на мою просьбу ответом. Ранее днями в записи о молитве рассказывалось, что за других нужно молиться так, чтобы было решение полностью принять на себя их болезни и страдания. Я пытался и молился с таким чувством, чтоб хоть на малость перенять скорби и болезни близких. Если это так, то я благодарен. К слову, у меня очень редко болит голова, может, раз за 1—2 года может такое случиться.

Под вечер зашел в соседний магазин, мне посоветовали обратиться туда за интернетом, те мужики, что предложили выпить утром. Пришел в магазин, все еще с жутким видом, наверное, выглядел я, тогда как алкоголик, меня трясло от слабости и рвоты. Написал родным, что добрался, написал Кольке (Остроухову Николаю), как меня найти. За 10 минут управился в интернете, уходя продавец, джигит взрослого вида сказал:

— «В любое время как понадобится интернет — заходи и пользуйся»

В монастыре печатать сложно, руки мои коченеют от холода, я печатаю как будто «палочками», а не пальцами, кончики пальцев всегда колет от холода, как и ноги. Зато плюс есть, в том, что компьютер не греется! Лег уже поздно в этот день. Читал книги. За окном идет снег. Вспомнил случай из Казахстана от 29 июня, привожу его здесь:

Рустем предложил взять его велосипед для городской прогулки. Я отправился в церковь. Хотелось зайти в храм. Доехать же удалось лишь несколько кварталов, после чего меня благополучно сбили на перекрестке. За доли секунды, в голове пролетело, что видимо водитель все-таки меня собьет, по поведению, машины было заметно, что он меня не видит. Удар пришелся с правой стороны, от столкновения, я повалился налево, перелетел, кувыркнулся, и присел. От удара слетел левый кроссовок и чуть надорвался, первое, что я увидел, приземлившись, были цветные бусинки от фенечки, что лежали разноцветной палитрой на асфальте, тут же валялось крыло. Боли нет, чувствую лишь несколько ушибов, несколько на ногах и на левом запястье. Собираю себя с дороги и иду на обочину. Водитель очень испуган, что — то кричит про врача. На обочине тут же пока не наступили опухательные процессы, делаю тест на вероятность перелома запястья — простукал, продавил, промял. Вроде все нормально. Слегка хромаю. Делаю тут же массаж, ушибленных мест. Велосипед в более плачевном виде — бесконечные восьмерки на обоих колесах. В голову приходит омрачение от всего этого. Хоть и четкого сознания еще нет. Водитель, увидев, что все со мной хорошо, а точнее я ему об этом сказал, начал представительно ходить вокруг машины, громко материться, показывая, что и ему досталось. Я в тишине осматривал велосипед и думал, что говорить его хозяину. Посмотрел на машину — от меня ей досталось, что лишь отпала пластмассовая решетка у радиатора. Больше разговоров, вернее матов с его стороны. Я наблюдал, и думал, может, извинится, да и вообще, как себя будет вести этот человек. Но он поведением лишь желал снять с себя ответственность. В очередной раз его подход ко мне со словами: «Братан, ну как ты так? Что ты ехал? Тебя пропускали?» Я ему ответил, что не о том думает, а нужно хвалить Бога, что мы пред друг другом стоим здоровые и живые. Он опустил взгляд и продолжил, более виновато: «да..».

Он довез меня к дому. После чего я уже пошел в церковь пешком. Говорят, что дьявол не дремлет. Я решил все-таки не отступать и отправился пешком. До церкви в одну сторону 5 км. Жара за 40С. Пока шел в одну сторону, рука начала опухать и жутко болеть, вот она уже не шевелится, вот ее уже трудно поднять, все пик — не функционирует или с большой болью. Перетянул ее ремнем от шорт. В церкви приняли хорошо, рассказал про акцию « Радуга для Друга — открытки Мира и Добра». С ребятами с воскресной школы не встретился, но передал для них через женщин — открытки из Томска, Новосибирска, Красноярска, Якутии! Спустя часы пошел домой обратно. С усилием далась дорога домой. Хочется спать, состояние разбитое. На руку наложил капустный лист и обмотал бинтом. Капуста, хорошее средство для снятия боли, опухолей и служит вытяжкой из организма всего дурного. Сплю и чувствую, что рука больная дергается, болит, то ли заживает, то ли достигает пика своего болезненного состояния. В голове мысли: «Как ехать завтра то, с одной рукой…?».

Перед тем как меня сбили в то утро, мне снился утром, уже в полудреме, я не понимал, сплю ли я или бодрствую, и слабо понимал, что происходит, мама Рустема заворачивала меня в простыни, я лежал и смотрел, как сверху надо мной лежат простыни, а я остаюсь будто в колбе, в голове промелькнула мысль, что может она, укрывает меня, чтоб защитить от утреннего Солнца. Я не знал, сон это или реальность. Присутствовало понимание, что ведь это традиция исламского похоронного обряда, когда умершего заворачивают в простыни. Проснувшись, я мало придал значение этому сну-откровению, а спустя час, проезжая перекресток на велосипеде Рустема, меня сбивает машина. Тогда я следовал в церковь.

4 ноября 2014, монастырь Святого Димитрова, Руиси

Я прибыл в этот монастырь, чтобы принять Крещение, это моя внутренняя паломническая цель. Мне следовало пройти путем «дурака», чтоб прийти именно к этому, самому искать ответы и, как я ни отходил за все эти годы от Православия, как я ни пытался осознанно уйти от Него, я все же пришел к нему Сердцем, без сомнения. Мало людей знало, что отправляюсь я сюда, чтобы креститься. И мало кто понимал, для чего нужно проделывать такой путь. Сколько раз хотели меня крестить и в дороге, годом ранее. Но я понимал, что прийти нужно своей осознанной дорогой к этому, без кого-либо. У меня не было благословения от священников и других людей, как принято. Когда я отправлялся в дорогу, единственно, кто меня Благословил на этот путь, была Моя Мама, и мне было столь важным только это. Никому другому мне не стоило что-либо объяснять, а Мама понимала все и так, без слов. И ценны для меня именно те, кому я могу ничего не объяснять и говорить без слов, коих так мало.

Годами ранее я говорил с Мамой по телефону, был я тогда где-то в Азии, она проговорила тогда:

— «Был бы ты сейчас рядом?»

— «Для чего?» ответил я

— «Просто посидеть рядом, помолчать» сказала Мама.

Нам требовались долгие годы, чтобы выстроить с Мамой обоюдный мостик взаимоотношений. Кто думает, что все идиллия, тот ошибается. У нас так же в отношениях, как у всех. Но налаживание отношений с родными — это наша главная задача. Я много общаюсь со своими друзьями/близкими, и почти каждый первый с одной проблемой — того, что нет отношений с самыми близкими — Мамой, Папой, Братьями, Сестрами. Я не исключение. Но нам стоило самим строить эти отношения путем жертв, проб, ошибок, принятия и понимания друг друга. Это не очень просто. Но это первое с чего стоит начать, прежде чем осмелиться как модно говорить, «Менять Мир». Сперва измените «Мир» в своей семье. Моей Маме пришлось пройти долгую дорогу, прежде чем начать принимать меня таким, какой я есть. Я всегда помогая ей, старался не изолироваться от нее, а полностью вверять ее в свои дела, в то, чем я занимаюсь, чтобы она вполне понимала то, для чего я путешествую, чем я занимаюсь и для чего.

С позиции Мамы, конечно же, нелегко, потому как социум больше вызывает давление на нее и родных, чем на меня. Родным приходиться отвечать и другим родственникам и разным «злым языкам» на эти провокационные вопросы: «Где твой сын, чем он занимается, где берет он денег, а почему не работает по специальности, а что будет так всю жизнь?» И прочее, и прочее. Это я пишу свой пример. Для начала мне требовалось вверить Маму полностью в свою Жизнь, чтоб хотя бы она могла без сомнений знать все ответы на эти социальные вопросы, дабы давление со стороны социума не обрушивало на нее омрачение в связи с этими вопросами. Я всегда считал, что вести свою Жизнь отдельно от нее, будет ошибкой, очень большой и поэтому полностью доверился ей со всем тем, для чего я живу, и что мне хочется в этой жизни. На это ушел не один год, а зная характер Мамы «переделывать под себя», теперь осознаю, насколько она вступила в компромисс, когда позволила быть мне тем, чем я являюсь. Что значит позволила? Это то, когда Мама благословляет Тебя полностью и не старается изменить ход твоей Жизни. Материнская энергия очень сильна, и я часто это обнаруживал, когда начинал какое-либо дело, и Мама нутром его не поддерживала. Тогда я был обречен на провал. Это было еще в студенческие годы. Мне было намного тяжелее отправляться в дорогу, если Мама не принимала меня и старалась внутренне мне не содействовать, это было просто пыткой, и так продолжаться не могло.

Мы стали идти друг другу навстречу после этого. Мало кто осознает, что Материнская Молитва способна вытащить Нас, Детей от любых передряг, из «лап смерти», и это действительно так. Так же, как и молитва Детей за своих родителей. Как не считать, но мы связанны родственно очень сильно и растем, словно ветками от родительских корней, так было бы глупо отсекать себя от этих корней. Многие задумаются и рассудят «Да тебе хорошо, вот как, а мои родители и знать меня не желают, а у меня родители алкаши, а мои меня бросили…». И у меня не все гладко же, как кажется, и все мы покалеченные еще с Детства, среди моих друзей мало кого найдется, у кого было идеальное детство или идеальные родители, у всех было свое — у кого-то пьющие, кого-то бросили, кто-то социальный сирота. И мне тяжело думать об этом, потому как нас почти 90%. Нужно лишь сместить векторы в отношении. Проявить Прощение, Сострадание, Понимание. Каждому дано свое испытание и мало одной попытки, нужно постоянно идти навстречу. И наша обязанность, проявлять большее понимание по отношению к родным и более оправдывать их, даже если они неправы.

5 ноября 2014, монастырь Святого Димитрова, Руиси

Вчера было много снега, шел всю ночь и утро, к вечеру растаял. Циклон из Турции отходит. Приходит Солнце. Но холодно, я ведь мало двигаюсь, никуда не еду, поэтому постоянно холодно, учусь печатать в перчатках. В комнате идет пар, гуляет ветер, в коридоре летают ласточки. На душе — как дома.

Отца Рафаила я не донимаю вопросами, а он меня. Он утром уезжает на машине, потом приезжает. Всегда с такой детской улыбкой, что мне неловко. Ему 62 год и в этом монастыре он 20 лет, сам его и обосновал. Позже постараюсь узнать более подробно что-то.

В первый день приезда отец Рафаил, мне сказал: «Что оставишь после себя? Жениться надо, у нас в Грузии так принято». Наверное, он беспокоился обо мне, поэтому так и сказал. Я бы ничего не хотел оставлять пока после себя, кроме дел. Лучше добрых, конечно. Но чтобы добрые дела были, нужно учиться их творить, не заражая своей мрачностью.

Вечером отец Рафаил сделал мне замечание:

— «Только не обижайся, дома (в монастыре) ходи, как хочешь, но на улице не надо так, одевай брюки». Я по удобству, ходил в зеленых шароварах, осознавал, что сейчас и я своими действиями отвечаю за то, как воспримут люди меня и монастырь, и вообще православие, поэтому спешно удалился в комнату.

В монастыре, действительно, без ограничений: я могу ходить босиком, могу быть и в шортах. Тут очень уютно. И даже холод не смущает, а помогает задуматься, что греть должно внутреннее тепло, а не внешнее. И видимо так надо, этот холод здесь для того, чтобы учиться дрожать и вырабатывать тепло, кода сидишь и пишешь.

Дома, зимой в Томске, по утру у нас часто в доме идет пар изо рта, пока еще не топлена печь, по крайней мере, так было раньше, сейчас сделан ремонт, поменяны окна, отопление. А тут нет отопления. Поэтому и думать об этом не стоит. Ранее я проезжал монастырь в Карабахе, Гандзасар, где пастырь был почти всегда пьян, а реставраторы курили траву, и часто в монастыре происходил балаган. Так вот, я писал про этот случай в дневнике. Тогда эти нечестивые и пьющие люди сделали мне замечание, что я хожу в шортах, тогда я возвратился с пробежки и был одет лишь в шорты. Увидев меня, они тут же поправили и сделали замечание по моему виду. Я сразу принял во внимание все, как принял бы любой человек: «Вот ведь сами курят траву, а мне говорят, что я одет не так». Уже после до меня дошло, что как это было важно, ведь я сам, волей-неволей, но по инерции, под видом того, что монастырь и так в «плачевном» нравственном состоянии, пошел на поводу того, что пренебрег правилами и стал одеваться, как мне подобает. А что следует из малости, то малость перерастает в большее и так далее. Это я про то, а чем я отличался тогда от этих реставраторов? Они нарушали устав и вели себя неподобающе, и я точно так же поступал, только я начал нарушение со своего одеяния. Мораль можно найти во всем. Я очень обрадовался, что взглянул на эту ситуацию по-другому, и то, что мне было дано понимание, того, что и я не совсем правильно себя веду тут. Это позволило мне изменить отношение даже к самым несправедливым, как кажется упрекам и даже если они не уместны, они все же эти упреки помогают утвердиться в правильных своих принципах, или, как говорится, еще более точно направить «свою лодку».

6 ноября 2014, монастырь Святого Димитрова, Руиси

Сегодня я запретил себе думать о близких, родных и друзьях. Пусть это может восприняться так категорично, с первого взгляда! Мне следует не думать так, как я думал о них раньше, и я позволил думать о каждом только через молитву. Пускай у некоторых читателей это воспримется как фанатизм. Но эти дневники под кавычками «из монастыря» будут откровенными, как и этот дневник, который и является отражением почти всего на 90% того, что происходит во мне и вокруг. С другой стороны, это уникальная возможность, читать этот дневник и видеть Мир глазами человека, видеть и его внутренний Мир, насколько это позволяет написанное. Вернемся к людям. Вспоминая всех тех, кто мне дорог, именно во время молитвы, это помогает мне думать и чувствовать их именно не с бытовой стороны, а видеть каждого как Духовное творение! Нужны ли такая категоричность?! Мне нет, честно, я же начинаю анализировать, сравнивать, принимать за систему координат разные ситуации, которые повлияли на человека и другие факторы. А надо лишь принимать каждого как Божественный Цветок, и все! Я решил, а если я о ком-то вспомню и начну о нем думать, так попробую в этот момент молиться за этого человека и так, может, буду ближе к нему…

Из рецептов. Мало было еды. Готовил так: разламывал хлеб и на раскаленной сковороде, куда наливал растительное масло и сахар, раскладывал этот хлеб, получались сладкие леденцовые лепешки.

Вечером приехал Колька. Это мой названный Братишка из Красноярска. С ним мы были на велосипедах в Афганистане, бродили по Китайскому Тибету и много еще чего. Так вот в первые дни пути, наши дороги разошлись, я отправился в Азию, Коля же с Омска уже поехал автостопом на запад России. Вечером мы с ним встретились тут в монастыре, спустя почти пять месяцев.

Утром я натаскал воды (в монастыре нет воды), помыл полы, и посуду. Читал, гулял, писал. Работал над репортажами. Я, как и многие, заражен тайм-менеджментом, это когда ты планируешь день по списку дел. И вроде хорошая затея. Но часто я начинал ловить себя на мысли, что, приезжая в город, я как метеор начинаю жить по «списку дел», а, когда не успевал их все завершать, то жутко расстраивался. Теперь я научился проще быть! Потому как всех дел не переделаешь. Я просто рву список дел каждый вечер, и спокойно отхожу ко сну. Чаще стал жить без этих записок, хоть дел много и «пинать» меня следует. Но порой мне просто хочется неделю-две читать книги и быть чуть в информационной депривации, потом уже можно начать «работать» с теми мыслями и замыслами, что накопились и уже утрамбовались.

7 ноября 2014, монастырь Святого Димитрова, Руиси

Этот день можно назвать как «Бродяжничество по городам Гори и Карели» Наш быт очень размыт, какой может быть быт еще? Моем полы, готовим пищу, ищем тепло). Нет графика, нет ничего…

Вчера и сегодня мы отправлялись в ближайшие города, что находятся рядом с селом, посетили сперва Гори, а после и Карели. Хочешь узнать страну с позиции людей — иди на рынок, побудь в очереди, пообщайся с пьяным, поживи с крестьянами. Это самый простой метод максимально узнать, что представляют собой люди.

Грузины негодуют, мне очень тяжело каждый раз видеть их изнеможение от политики и войн, что тянутся еще с Абхазии, потом Осетия, и проамериканская эта вся политика, которой они так недовольны, так же, как и Путинским влиянием, Путина тут не любят так же, как и Саакашвили, и ассоциируют их обоих с мировым злом. В городах же много флагов Евросоюза, везде джипы каких-то иностранных организаций. Они тактичны, но когда мы подошли к одному такому джипу и спросили вывезти нас за город, нам жестом предложили минутку подождать, мы пошли пешком. Народ уставший, уставший от раздоров и раздирания власти. Я заметил это еще год назад. Многие переживают, что Грузию и Грузинов выставляют СМИ как ненавистников и варваров по отношению к России и Россиянам.

— «Мы очень любим русских, скажите там, как все видите, расскажите правду!» Эти фразы мы слышим часто и сейчас, и год назад, мне хочется только все достоверно протранслировать.

— «Мы же один народ, как одна семья, зачем нас так натравливают друг к другу?»

До Гори нас подвозит осетин из Южной Осетии:

— «Они же наши дома с землей сровняли. Сейчас в этих домах выстроенных живем». Близ развилки на Цхинвал, колонной выстроены маленькие домики, построенные какими-то мировыми организациями.

«Передайте, там привет всем Россиянам», «Нам сейчас же не нужны визы, чтоб попасть в Грузию, как и вам?» — вели мы разговор с торговцем на рынке. «Да был бы я здесь, если и нам бы визы отменили».

Ситуация по отношению к грузинам и их пропуска в Россию, как оказалась, более затруднительная, чем наша.

Как стоит оценивать богатство людей? Конечно же, когда стучишься в любой дом и спрашиваешь еду или ночлег. Это очень сильный критерий. И признаюсь. Цель таких просьб — далеко не пища и уют. Мы бродим по поселку:

— «Здравствуйте, мы паломники, из Сибири приехали, могли бы нас накормить?» За мужчиной выходит женщина и, заботливо приобнимая нас, ведет на кухню. С какого-то взгляда, это же феноменально. Просто у меня нет слов, чтоб описать эти чувства. Как люди добры! На счет критики, да с нас-то едоки какие: мясо мы не едим, ни рыбу, ни курицу, вино не пьем. Поклевали макароны, выпили сока и через час разговора отправились в монастырь.

— «Для нас главное, чтоб был Мир со всеми вокруг». Произносит первый тост хозяин семьи по имени Отелло, Коля запивает соком, я же просто стукаю стакан об стакан в знак согласия.

— «Как же нам повезло, что можем по-русски поговорить, а то уже совсем забывать стали. Ну, теперь дом знаете, в любое время приезжайте, приходите в гости». Я решил, что стоит потом заехать к ним на велосипеде, подарить фотографии и поблагодарить.

Так вот, критерий Богатства этих людей — доверие, в первую очередь к чужим, как кажется посторонним людям. Доверие и открытость.

Гуляем по рынку в городе Гори, набрали рюкзак овощей и фруктов, не покупали, что и говорить, это же рынок. А нам то и нужно, что по нескольку овощей каждого вида, люди же торгуют десятками килограмм за раз. Да и цель скорее общение, и научиться особо не обращать внимание на свое эго. Особый критерий к себе: Только тот, кто сам привык не делиться, тот будет сомневаться просить что-то, а так же осудит и нас. Но нам то, что скрывать!? Сейчас каждый в той или иной сфере является попрошайкой, в хорошем смысле: одни просят у родителей, другие ищут спонсоров для поддержки проектов, третьи отметки на экзаменах и т. д. Мы пришли на рынок за едой! Чтоб просить, нужно отдавать! Отдавать всем, чем можешь! Нет возможности отдавать материально, отдавай духовно, эмоционально, психически! Главная внутренняя потребность людей — просто отдавать, делиться.

Идем по городу, часть еды отдаем женщинам с детьми, что стоят и просят милостыню. Скажу, что еде они не очень рады, и, кривя улыбкой, говорят нам: «Сенкью». Скажу честно, мы как полоумные радуемся, каждому подаренному кусочку на рынке, а потом раздаем их нуждающимся. Хоть многие нуждаются, как кажется, только в деньгах. Но все же все нуждаются в Заботе, Внимании, Любви, Сострадании.

В сельской школе книги нам не дали, даже имя отца Рафаила не помогло нам в этом. Это уже «формат», что и говорить. Так, что с Хемингуэем пока не вышло. Вечером вернулись в монастырь. Сварили еды. Легли спать.

8 ноября, 2014, монастырь Святого Димитрова, Руиси

Сегодня меня крестили. Утром отец Рафаил и еще один священнослужитель обсуждали, каким именем меня нарекать при Крещении. Я предложил на выбор два, но сперва они не особо приняли мой выбор во внимание. И я решил: «Пусть будет как угодно Богу».

Сегодня, день святого великомученика Димитрова, в честь его Имени и назван монастырь, где мы живем. На праздник приехали и с Тбилиси, многие на утреннюю литургию.

Вчера вечером развязывал и снимал фенечки со своих рук, около часа ушло времени, теперь они займут свое место на велосипеде. Руки под местами фенечек с вышарканной кожей, несколько лет, они покрывали участки рук. Фенечки — это символы людей, что мне их передали. Смотря на некоторые, я с трудом удерживаюсь, чтоб не растрогаться. Помню каждого человечка, чью «веревочку носил». Все эти люди как бы со мной проделали эту дорогу к монастырю. Теперь мои руки свободны, в самом деле, легкость и от того, что снял тяжесть примерно на пол килограмма и теперь руки все более ассоциируются с крыльями. Вот так уж.

Крещение проходило на грузинском языке, но я уже знал, в чем состоят повествующие речи. Отец Рафаил посмотрел на меня и спросил:

— «Какое Имя оставим?» Без колебания я назвал Имя. И был благодарен ему, что он дал мне время подумать и самому выбрать Имя!

— «Я тебе утром, что сказал? После Крещения, не носи этих одежд, они мусульманские же!? (Отец Рафаил на счет моих шаровар-штанов). Теперь делай как тебе удобно, но с Богом.

Совершая процессию, Отец Рафаил отвлекался и произносил по-русски одну и ту же фразу: «Свободный Человек»

Потом обратился к Коле с предложением остаться при монастыре и вновь произнес: «Свободный Человек»

— «То, что вы крестились здесь, это не случайно, как нам это важно, это примирение между одним христианским народом — между Русскими и Грузинами. И вы являетесь этим примирением». Теперь я смотрел на женщин, которые присутствовали на Крещении и еще более спокойно чувствовалось, что и для них наш приезд был значим, а эта встреча будто была назначена свыше.

Просматривая в мыслях эту Дорогу, в пять месяцев, наше с Колей расставание уже на третьем дне пути и воссоединение уже здесь в Грузии. Воистину, Слава Богу!

Что же для меня сегодня было важным и значимым? Что, видимо, Дорога только начинается. И как скользка эта дорога и трудна, сколько предстоит еще большей ответственности, самоотверженности и смирения, на том пути, чтоб не покрыться коркой, чтоб не зачерстветь, а взрастить в своих делах Добродетель.

10 ноября, 2014, монастырь Святого Димитрова, Руиси

Утром Отец Рафаил позвал нас.

— «Игорек?» Отец Рафаил называет меня постоянно так.

— «Ты когда собираешься ехать?» Мы с Колей переглянулись, а позже обсуждали, что подумали одно и то же, будто бы Отец нам намекает ехать дальше. Только из-за собственного дурного помысла могли мы такое помыслить. Отец тут же обрубил:

— «Нет, я не гоню вас, я уезжаю в Тбилиси, в больницу на четыре дня. Вы остаетесь тут присматривать!»

У Отца Рафаила больные почки. Очень болезненно это все проходит. Мы и службу то выстоять не можем, молодые здоровьем, а он проводит всю службу несколько часов к ряду. Почти каждый день. Отец Рафаил для самоконтроля дал нам небольшое задание, прогрести двор и сжечь листву, с которой мы управились за несколько часов.

Мы решили посетить «Столп Кацхи», что находился в 100 км. С собой взяли немного теплых вещей, и оставив все другое, поехали автостопом.

Столп Кацхи или Столп Одиночества, как его называют. 40-метровый каменный столп, на вершине которого выстроен храм в конце 90-х. В дохристианские времена, Столп почитался как Бог Плодородия. Сейчас Храм носит имя Максима Исповедника. Здесь нашли останки неизвестного монаха. На вершину уже никого не пускают. Лестница закрыта.

Сегодня первый раз я видел, как на коленях в храме плачет человек. Он просто изливался слезами. Ранее мы встретились с ним глазами, он похлопал меня по плечу и опустил взгляд. Потом он долго молился и плакал. Этот день дает нам такие противоречивые ситуации. Уже вечером мы ехали домой к храму, и нас подвозили трое мужиков. Они ехали с крестин ребенка самого младшего парня. Кроме водителя, двое были пьяны и накурены. Казалось, сам дьявол одолевал их. Это просто животное поведение, бесовское. Так это жутко.

Что до нас эти ситуации? Так вот, то же, словно раздирание, и такой большой урок…

К 10 вечера мы добрались до развилки на деревню. Рядом остановилась полицейская машина, чтоб их психологически обезоружить, я включил инициативу:

— «Мужики, подвезете нас?» После этого у полицейских уже не было большего желания нас как-то подозрительно спрашивать. Узнав, куда мы и откуда, нас довезли до подворья монастыря. Все тут знают об отце Рафаиле. Может, от того и к нам снисхождение. Только, как кажется, мы почти ничего о нем не ведаем…

Мы рассуждали сегодня, на тему того, что Добродетель и все светлое, что может быть в нас, так легко утратить, так легко исчерпать и обесценить, а, между тем, к примеру, похоть лишь может накапливаться и все больше завладевать Тобой…

Ложась спать впервые за много недель в тепле, вокруг обогревателя расположили мы свои тела. Ночью Коля будил меня, чтобы я головой не залез в ТЭНы и не сжёг волосы.

12 ноября, 2014, монастырь Святого Димитрова, Руиси

Отец Рафаил прибыл еще вчера. В Тбилиси его не принял врач по причине отъезда. Вчера же мы прибирали двор — сжигали листву и пропалывали от сорняков. Всегда, когда я живу в храмах и при монастырях, замечаю, что одну из первых работ, которых тебе дают, так это — мести двор от листьев. Когда впервые в Киргизии, осенью, нам дали такое послушание, я, было, чуть не отправился к батюшке, чтоб сказать, что эта работа, просто «сизифов труд» и смысл мести листья изо дня в день, когда не лучше ли прождать листопада, чтоб окончательно уже убрать листья. Как оказалась, в такой-то работе и вырабатывается смирение. Да и к тому же, как много мы дел совершаем, которые уж точно расточают время и ресурсы и оказываются менее полезны? Так, что вчера у нас был день уборок и приборок. А вечером мы проштрафились с Колькой, мы взяли без спроса обогреватель и включили его на ночь у себя в комнате. Утром 11 ноября, мы проснулись от голоса отца Рафаила за нашей дверью:

— «Ох, ох, ребята».

Коля вышел первый на «отчитку», я переборол свой стыд и так же вышел за ним. Отец Рафаил более опечалился за меня, потому как я был знаком с правилами поведения в монастыре и допустил такое вольное поведение. Как легко утерять в себе дисциплину, дивился я. Отец Рафаил не таил долго гнева, которого и так не было в нем. И работа смирила нас и соединила вновь. Сегодня мы вывозили мусор, перетаскивали шифоньеры и расчистили еще одну комнату, где помыли полы. Отец Рафаил готовил для нас, а потом я учил его есть китайскими палочками. Признаюсь вам, его позабавило сие дело! После он на улице меня подозвал к себе:

— «Ты что ее ешь?» Указал он на пучок хвои, что торчала у меня изо рта. Я объяснил, что жую хвою, чтоб чистились зубы. Отец пояснил еще пару моментов на счет хвои и занялся своими делами. Я перебрал велосипед сегодня, промыл его, поставил на колеса покрышки фирмы «Кенда» и вымочил в растворителе цепь. Постирался и готовил вещи к сбору. К ночи, сна не было, и я под Колино сопение собирал вещи и смотрел видео Отца Фаддея из Сербии, речи его вызывали во мне дрожь. Там не было чего-то сверхъестественного, эзотерического, все очень просто. Но так проняло. Ветер в это время опять стучал по окнам и порывами бил по ветвям, было жутко от себя, конечно же. Я встал перед окном, закутанный в спальник, после чего вычитал вечерние молитвы и собрал иконки, что стояли у окна в пенал. Вскипятил трав, выпил и начал засыпать. Ветер все так же не унимался. Я всегда вспоминаю фразу, когда слышу Ветер: «И только Дух носился над Землею»

13 ноября, 2014, монастырь Святого Димитрова, Руиси

Мы паковали последние вещи, собирали рюкзаки, готовясь выйти дальше, чтобы отправиться продолжать свою дорогу. Меня одолевала легкая грусть и отчуждение. Так мне дается всегда тяжело расставание, а тем более с родственными душами. В это время я стараюсь уйти в себя и набрать побыстрее инерцию бегущей жизни. Чтоб мысли не тяготились моментом расставания.

— «Возьми вот этот свитер в дорогу, и штаны, ты знаешь, сынок, больше у меня ничего нет. Передай родным всем привет и скажи свое Имя, теперь Имя твое вот это!»

Днем ранее Отец Рафаил говорил, что обязательно приедет в гости и будет венчать на моей свадьбе, мне кажется, он переживал, ведь так мало знал он нас внешне, о том, как мы едем и для чего, и лишь при расставании увидел нас какими мы были. Наверное, он понимал все и так.

Благословляя утром, Отец Рафаил сказал на прощание:

— «Ну, путешествуйте. И чтоб я не видел, чтоб ты эти штаны носил, а то я тебе…» Отец Рафаил ругался на мои балахильные штаны, называя их мусульманскими. Для меня не было трудным снять их и дать слово больше не одевать. К тому же надо меньше уделять внимание всякой одежде, что будет красить и обольщать. Коля все говорил слова благодарности, в ответ же мы слышали:

— «Перестань. За все благодари Бога. Двери эти всегда открыты, ты знаешь»

Я покатил велосипед не оглядываясь, Коля нес свой рюкзак. Отец Рафаил будто сглаживая атмосферу крикнул напоследок:

— «Не забудьте отправить рыбу, а то накажу»

— «Хорошо, сделаем обязательно» — с улыбкой пошагали мы дальше.

Я был в этом монастыре год назад, когда ночь заставала меня за свечой и от ветра в комнате она колебалась, за год было установлено электричество. Отец Рафаил так же живет тут один. Ему 62 год. Служит он уже 20 лет. Монах. Есть жена, внуки и дети.

Тот ветер, что две недели несся с запада, сегодня обрушился Востоком, навстречу побежал он ко мне своими нарастающими порывами. Значит, вовремя выехали, подумал я и, плетясь, покатился к перевалу и городу Гори. Коля застопил машину и, проезжая мимо, меня подал мне знак. Я ответил, что дорога дается очень тяжело, поэтому сбавим темп и пройдемся еще по городу Гори. Я либо привык быстро наращивать темп и быстро уезжать в первые дни, покрывая многие километры и заглушая расставание усталостью, либо столь медленно, как выбрал сегодня. На самом деле, на Душе было так свело, и так хотелось еще провести время с Колей, что, побродив по Гори, мы решили пройти сегодня пешком километры, а уже завтра прибыть к Мцхете.

Колька — отличный знаток Кришны, а также разный мест в Индии. Знаток лайфстайла на практике в разных странах Мира, хоть и не знает, что означает этот термин. А также Колька теперь мой Крестник, и связан уже со мной на долгие времена. Мы шли очень беззаботно. Так как Коля хорошо знаком с развитием войн, он заполнял мои пробелы в этой области своими знаниями. Сегодня это была тема об Израиль-Палестинском конфликте, войне во Вьетнаме и Лаосе. Еще он поведал мне о разных сладостях, которые ему удалось поесть!) Позже я пересказал ему лекцию Отца Фаддея, и в то время, когда уже Солнце опускалось за сопки, мы приняли ночлег, который оказался так кстати.

Ферма

16 ноября 2014, под перевалом у пасечника, 47 км+ перевал Крестовый 2395 м

В 7—13 проснулся от стука капелек дождя. Выскочил и закатил велосипед под навес. В 9 утра, обнявшись, я попрощался с дядей Славой.

— «Ты сам знаешь, как, что делать», дядя Слава прощался со мной, дождик уже закончился, ведь мы в горах и сейчас после нескольких капелек начинается снег, вершины уже побелели. Я начал день с пробежки в гору. А уже потом заезжал своим ходом. До «Креста» (Крестовый перевал) было 13 км, я слушал книгу Старца Паисия и двигался ввысь. Снег уже покрывал мои руки, но было сухо, и поэтому перчатки я так и не одел до самого пика.

На заснеженном перевале, поставил велосипед у столбика и поднялся на холм к Кресту, после чего решил заглянуть к метеорологам. Пройдя 10 метров от креста, навстречу мне выбежал большой пес, по инерции я обратился в бег, но тут же понял, что это грозит мне большими проблемами, развернувшись и схватив с земли снега и травы, бросил в пса — пес был побежден. Через секунду уже бежал монах, отгоняя пса. Я взял благословение и принял предложение попить чаю.

В наполовину построенном будущем храме жили два молодых монаха, за 30 лет, внутри стояла печка и палатка, я устроился у печи, прогревая ноги и выкидывая порванный целлофан, в который утром я обернул свои ноги. Я улыбался, потому, как Колька мне сказал: «Тебе срочно нужна обувь, ты ведь и до Душети не доедешь. Я вообще не знаю, как ты будешь там ехать, там снег и очень холодно» Кроссы мои уже обветшались от острых педалей велосипеда, подошва лопнула на обеих ступнях, стельки и ткань я давно вырвал, так, что ноги были всегда на резине. Зато проветривались. Я улыбался, осматривая эти кроссы у печки, и так мне хотелось сейчас сказать братишке: «Кроссы не выдержали, но разве кроссы едут?» Монахи предложили мне обувь, но та оказалась 43 размера.

— «А куртка у тебя есть? Ну, показывай, а то сейчас куртку дадим»

Признаюсь, что одно из лучших блюд, что я ел, было сегодня, монахи накормили меня сваренным обычным рисом на воде, рис ел вместе с водой.

Как «работа» облагораживает и кристаллизует чувствительность. Ну и расположение монахов.

— «Да нет, я не сразу принял монашество, я же пять лет жил с ними, присматривался, не врут ли, не скрываются ли. Постриг принял два года назад», рассказывал Отец Серафим 32 лет.

Мои многие друзья и даже близкие мало что знают о монашестве, как, впрочем, и я, но ребята многие считают, что монахи — это очень слабые люди, что ушли от Мира, от безысходности и т. д. Пытаются выставить их в дурном свете. В то время как сами идут по тропке «коллективного бессознательного», делая многое, не зная для чего, так кто в итоге бежит то? И от себя ли, или к себе, или к Богу?

— «Ну что, женщину не хочется?», спокойно спросил Отец Серафим, он имел в виду женитьбу, и так далее.

Мне хотелось спросить его о том же, но это был слишком обывательский вопрос с моей стороны, к тому же ответ я уже знал. Что для них это не мера Радости Жизни и не вся ее полнота.

Через час в храмик зашли три девушки, молодые, другие эпитеты к ним весьма подходят.

— «Это наши друзья»

Девушки, видимо, ехали с воскресной Литургии.

— «Я думал, в монастыре тихо, людей нет, никто не мешает, а тут их еще больше», смеясь, говорил Отец Серафим, указывая на девушек. Одна из них, как только зашла, рассказывала какую-то историю, не умолкая, просто трещала на грузинский манер. Я смотрел на нее, в то время как две другие были более скромны, одеты в черные юбки и балахоны, а та, что рассказывала, находилась в короткой юбке.

— «Она с Кахетии, любит выпить, видишь, разговор только про гулянки», Отец Серафим продолжал смеяться. Меня же завлекала речь, не часто можно услышать так чисто речь человека на другом языке «без других помех». Тут я задумался, влияет ли речь на определенном языке, к примеру, на ритмику сердца. Ну, допустим, что речь — это определенная интонация, вибрация, вызывающие определенные частоты дыхания и т. д. Так вот, есть ли зависимость от того, на каком языке мы говорим и на наши внутренние импульсы сердца и других органов. Если кратко. Вы так же считаете, что смотреть на девушку, которая в короткой юбке тараторит что-то и думать, глядя на нее о сердечных колебаниях и взаимосвязи речи это сумасшествие? У всех свои тараканы.

Что ж говорить о монашестве. Это определенная Жизнь, где есть свои огромные ступеньки развития. Где своя многогранность, свои трудности, изъяны. Я все еще размышлял в голове, что если уж «рвать с Миром», то полностью без остатка, без айфонов в черной рясе, без друзей и близких, без бытовой расположенности, хотя это, опять же, ступенька исихастов и пустынников, которая нам в большинстве не достижима. Мы же сейчас проросли в этот Мир.

— «Ну, домой то когда приедешь?» Отец Серафим ранее сам ответил на этот вопрос, когда рассказывал про одного монаха, рядом с которым он почувствовал, что оказался дома. Мне это близко, Дом — это когда рядом человек, с которым так чувствуешь себя. Дом — это когда в Сердце Мир. Дом — это состояние внутреннее. Дом там, где Мама, где Близкие и Родные.

— «Ну поезди еще. Но на вопросы не ищи логического объяснения, это нельзя узнать, можно только почувствовать. Нашему настоятелю не знаю, за что так везет. Наш монастырь самый сумасшедший в Мире. Все мы там трудные дети. С улицы. Вот он из нас Людей делает. В Тбилиси у нас детский монастырь, куда молодые мамочки приносят новорожденных и оставляют, когда детки подрастают, некоторые родители их опять забирают. Редко очень. Сейчас трудные мамы знают, что это место, где им могут помочь, что могут не убивать абортом, а оставить свое чадо тут, в монастыре. А трудности ты должен притягивать как магнит, без трудностей нет смысла, когда легко все.»

После обеда, одевшись почти во все, что у меня было, передав иконку Серафима Саровского Отцу Серафиму, начал спуск по ущелью Дарьял.

— «Передай, привет Отцу Серафиму от двух рыжих монахов из Грузии, если доедешь к нему»

Перед спуском я опустил седло до упора вниз, чтоб сместился центр тяжести и велосипед был бы более устойчивым на скользком асфальте. Год назад, 23 октября 2013 года, мне уже доводилось ехать по этой трассе, тогда я жутко мерз, хоть и не было дождя и снега, в этот раз я переживал из-за снега и ветра, но ехать было тепло и сухо.

Через два часа, у вагончика в 8 км от границы, на монастырской ферме, добрым расположением приветствовал меня дядя Ваджо:

— «Игорек, молодец, приехал». Год назад я так продрог, что подъехал погреться к этому вагончику и тут и остался на трое суток. Как оказалось, тут находится монастырская ферма. В этот раз я волновался, потому как за год могло многое поменяться, могли сменить состав трудящихся, да и ферму перекочевать.

Сперва я едва узнал дядю Ваджо, но он просто сбрил бороду и находился только в усах.

17 ноября 2014, граница между Грузией и Россией

Дядя Ваджо хвалился мне, что в этом году ему купили доильную машинку и теперь его руки страдают меньше, потому как аппарат делает всю «работу» сам, не утомляя коров и его. Мне сразу вспомнились эти мифы радикальных любителей о том, что доильный аппарат сильно вредит коровам. Еще вчера вечером я управлялся со скотиной на пару с дядей Ваджо:

— «Они уже так привыкли к аппарату, что сейчас, если их руками начать доить, они не дадут молока. Аппарат устроен так, что как будто теленок ей вымя сосет. А ну давай суй палец, сам убедишься». Я убедился на своем пальце, аппарат нежно сжимал и разжимал его. Неудивительно, что коровам более приятен аппарат, нежели жесткие руки человека, для них это как расслабляющий массаж. Так что с мифом ортодоксальных фанатиков покончено.

На ферме я занял сразу же свою нишу, мне доверили кормить однонедельных телят. Трехлитровая банка, сооруженная в виде соски, из которой они сосали теплое молоко, а потом резвились от удовольствия. Коты мяучили в стайке и ждали, когда мы закончим дойку, чтоб напиться молоком. Все ждали молока! День на ферме не из простых, к зиме темп, конечно, снижается, потому, как коровы дают молока значительно меньше, а многие и совсем по причине беременности не доятся. Сейчас хозяйство на дяде Ваджо и послушнике Давиде, периодически приезжает настоятель монастыря Отец Вахтанга, молодой он совсем, около 32 лет. Я смотрю на него, и мне видится в нем воин. «Лицо» настоящей Веры!

— «Егор, Слава Богу, корова нашлась, а то как отцу в глаза смотреть, я хоть и его в два раза старше, но какое я право имею, чтобы корова потерялась, он же Богу Служит» Дядя Ваджо, рассказывал о том, что одна из коров пришла спустя только полтора суток. Сейчас тут 18 доильных коров. Еще 18 не доятся. 9 породистых собак, свиньи, козы, ондатры.

Дядя Ваджо передал мне рецепт приготовления сыра, который готовится из свежего молока, я записывал все подробности и указания. Сыр мы готовили уже к полуночи. Спать легли уже после полуночи. Работы тут очень много. Летом еще больше. Подъем ранний. Но мне, как гостю, поблажки, конечно же, были, но я стараюсь помогать, чем могу, и вникать в работу, что дается мне очень легко, потому как все навыки по хозяйству, были мной получены еще, когда жил в деревне.

Днем приехал Отец Вахтанга, вместе с дядей Ваджо они подковывали лошадь. Я со вниманием еще до подковки расспрашивал дядю Ваджо о том, как это делается, на сколько хватает подковы и так далее. А сейчас видел все своими глазами. Лошадь стояла смирно, потому как заранее получила немного соли и несколько ударов палкой. Подковы крепятся на гвозди-шпильки, которыми пробиваются краешки копыт, лошадь совсем ничего не чувствует, это сравнимо с тем, если мы бы себе на длинном ногте сделали бы прокол. Еще один миф треснул для меня, может, и для вас.

— «Бросай собакам, знаешь, как они любят их», дядя Ваджо дал мне состриженную часть копыта лошади, которую стоило мне бросить, как собаки тут же ее принялись грызть.

Погода сменилась, сегодня не менее семи раз туман стягивался с равнины и уходил с большой скоростью на перевал, превращаясь там, наверху, в большой снег.

К вечеру мы подоили коров и принялись делать сыр, после 22—00 приехал дядя Вахтанга, мы разгрузили муку. Я всегда смотрю на него и думаю: «Он ведь, наверное, и не спит совсем». Для меня это большое Таинство, вся эта жизнь «настоящих монахов», мне кажется, хоть и со своим взглядом, но сложно хоть чуточку представить, как строится их Жизнь в Служении Господу Богу.

Мои друзья, а может и не друзья, постоянно порочат личности монахов, называя их бегущими от жизни, от семейной жизни, от радости своих детей. Я же смотрю на многих монахов и вижу, что их жизнь более полна всеми этими радостями. Лишь малая часть из нас может принять детей, не рожденных от себя, и принять их как своих родных. Это ли не сила? В монастыре Форпост у монаха более 100 приемных детей. Это ли эгоизм и бегство от жизни? Так может это мы выбираем очень узкую сторону эгоистичной Жизни, где стремимся осчастливить себя и инстинктивно или по рассказам продлить свой род. Меня просто всегда поражали те люди, которые настолько высокомерны и настолько знают, как правильно жить, что свою пропаганду и назойливость везде вставляют. Я, конечно, сострадателен к ним. Это же по большей части несчастные люди, без веры, фундамента, узкой направленности. Ну, вот как по совету Петра Мамонова, посмотрел на них с другой стороны и остыл. «Что с них, покуда ведут такую жизнь, ничего и не знают другого, ничего и не видели»

Я уже скучаю, что уеду из Грузии. Теперь мне придется самому нести свою Веру на просторах других земель. В этом и Правда убедится в искренности того, что несешь, и что ведет тебя.

18 ноября 2014, граница между Грузией и Россией

— «На тебя смотрю и мне самому холодно», проговаривает дядя Ваджо. Ну, пусть это будет хоть какой-то маленький трудностью, которая переносится с радостью, а значит, правильна, решил я. Уже, конечно, не обращаешь внимания, что кончики ног и рук постоянно покалывает. Иногда периодически бегаешь, чтоб поднять температуру тела. «Не познаешь холода, не узнаешь тепла, не познаешь жары, не узнаешь прохлады» как-то в детстве проговорил мне отец, когда я окоченевший после дня на морозе отогревался в бане. Тут смотрел как-то про адаптацию организма к холоду и вывели тот факт, что обычное закаливание, лишь внешне оказывает влияние, внутренние органы так же не получают адаптацию. Но если уделять большее внимание ступням ног при закаливании, будут адаптироваться и внутренние органы, за счет того, что на ступнях ног, зеркально расположены нервные окончания наших внутренних органов. Голова и Ноги — главные регуляторы температуры тела организма. Столько раз убеждался в этом. И вы, наверное, тоже. Отец Рафаил сильно смеялся, когда на предложение подстричься я сказал, что не буду стричься, потому как грядут впереди холода, а мои волосы за счет витиеватости — лучшая защита от холода.

— «Дядя Ваджо, у нас дома, до ремонта, утром, когда просыпаешься, так же пар изо рта идет, как здесь, так что я привык. Сейчас, правда, пластиковые окна вставили, теплее стало»

А сегодня уже Солнце, поднялся, одел шорты, подвязал их веревкой, чтоб не спадали, скинул футболку и побежал по горному ответвлению вверх. После того, как спустился, устроил душ из шланга — вода течет с горных родников. Вода в Грузии одна из лучших. Дядя Ваджо с Отцом Вахтанга утром уехали ловить лошадь, которая бегала год сама по себе. После купания и стирания шорт на себе я устроил пошивку своих вещей. Спальник и одеяло развесил на Солнце — это метод альтернативной стирки. Ультрафиолет отлично освежает вещи и дезинфицирует.

Солнце в Ущелье очень на короткий срок показывается, примерно 4—5 часов Солнца, после чего резко холодает. После обеда пришел дядя Ваджо, лошадь поймали и отправили с погонщиками в Тбилиси.

— «Я не знаю, Егор, правильно ли я делаю, но я решил уйти. Совсем трудно с ним (с Давидом), хоть так и уходить не хочется». Давид молодой послушник, которому трудно смиряться и слушать дядю Ваджо, из-за характера вспыльчивого чересчур. По себе скажу, что дядя Ваджо один из лучших людей, которых я встречал.

— «Оставайся жить в Грузии, если решишь приехать сюда, я тебе дом отдам в ущелье, там сад, огород, хоть просто живи, хоть хозяйство держи»

— «Хорошо, но пока мне нужно пройти курс образования», мы поулыбались вместе.

Дядя Ваджо проработал на ферме 2.2 года, если бы меня попросили показать истинно по Душе Грузина, я бы рассказал про дядю Ваджо. К тому же это единственный человек, который на вопрос о том, хватает ли зарплаты, показал жест «Выше Крыши». Год назад дядя Ваджо хотел меня крестить. Сейчас своим приездом я порадовал его, что принял Крещение.

Пьем по обоюдному рецепту кофе, для этого кипятим молоко и добавляем кофе и сахар, без воды. Кофе нейтрализуется в этом случаем молоком. Если я пью просто черный кофе на воде, то обычно внутренние органы мои горят. А в этом рецепте все нейтрализуется кипячением молока и работой организма. Обычно я отхожу от кулинарных рецептов и прочих веществ, которые могут привести в нестабильность мой организм. Но пока кручу педали, все нейтрализуется.

Теперь мой велосипед и я прошли посвящение запахом навоза. Я даже не комплексную, что утаивать, то, чем наполнена сущность моя. Шучу, но не без правды). Скачу в дырявых башмаках по стайке, потом мою ноги от коровьего дерьма, Коля говорит, коровий навоз полезен и очень ценится в Индии. У Кольки особая связь с навозом коров. Вечерами в стайке настоящая корово-терапия, пока доим их аппаратом, я расчесываю им шерсть, немного общаюсь. Дядя Ваджо в это время рассказывает мне хронологию своей жизни.

Кушаем два раза в день, ну для меня конечно поблажка как для гостя. Но что мне понравилось, так это единство в трапезе. Кушаем только вместе, что в обед, что поздним вечером. После молитвы, что творит Давид. Вечером кушаем в основном не гретую пищу, что осталась с обеденной варки. Фасоль, лапша, хлеб, молоко, сыр. Скромно, но чересчур уютно, потому и вкусно. После ужина еще готовим сыр и после ложимся затемно спать.

— «А где Отец Пахомий, что был год назад, когда я приезжал?»

— «Там ниже по ущелью в монастыре. Отец Пахомий, ох золотые руки, очень добрый он»

Я отложил фотографию, и решил заехать к нему на следующее утро. После кофе показывал дяде Ваджо фотографии кочевых на Памире, рассказал про Индонезию и Арктику. Записал еще раз его адрес. Завтра мы простимся.

— «Поехал бы со мной в Тбилиси, с женой бы познакомил, потом бы хоть связь была, а то помру, на похороны приедешь, скажут».

— «Дядя Ваджо, рано еще помирать, 59 лет для Кавказа — это еще молодость. Как здоровье?»

— «Хо, здоровье отлично, я просто как бы уже в ожидании, говорится, что должен всегда помнить о смерти своей».

Вечером дядя Ваджо учил меня мотать портянки, он уже знал мою антипатию к носкам, поэтому предложил использовать в качестве альтернативы, проверенный способ — портянки. Днем я положил в свои башмаки сена, и стало совсем уютно. Спина почти прошла.

— «Знаешь, сколько они помощи оказывают, Егор? Мне как-то сказал об этом трудящийся на монастырском хозяйстве», дядя Ваджо рассказывал, о той помощи, что оказывает монастырь неимущим и нуждающимся. Я все размышлял об этом, там не было пиара, цели и других внешностей, они просто трудятся и помогают, не то что по силам, а с наибольшей силой. Я никогда не слышал от них разговоров о Боге, проповеди или завлекания, агитации. Но, смотря на всех их дела, было видно, что Бог всюду с ними, в них и здесь.

2014, Грузия

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга, которая пишет меня предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я