1. книги
  2. Историческая литература
  3. Егор Холмогоров

Движение Black Lives Matter (BLM) в США

Егор Холмогоров (2024)
Обложка книги

В работе рассматриваются идейные истоки и развитие движения BLM, потрясшего Америку в 2020 г. и в значительной степени способствовавшего отстранению от власти президента Дональда Трампа. В исследовании прослеживается эволюция "черного расизма" от Малкольма Х и секты "Нация ислама" до современной "критической расовой теории", ставшей идеологическим фундаментом BLM, рассматривается связь BLM и цветных революций в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Проанализировано влияние BLM на идеологию и политическую тактику его оппонентов — трампистов. Для политологов, историков и широкого круга читателей, интересующихся современными политическими процессами.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Движение Black Lives Matter (BLM) в США» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1.3. Малкольм Икс и формирование черного расизма

Однако рядом с интегрированным в американский политикум движением Мартина Лютера Кинга существовал совершенно иной тип политической активности, — ориентация на сегрегацию, но со стороны черных, черный расизм, репатриация из Соединенных Штатов в Африку.

Именно на этом пути настаивало сформировавшееся в 1930-е годы движение «Нация Ислама»26. Оно объединяло значительное число чернокожих, действуя в духе радикальных американских пост-протестантских сект, таких как мормоны, «Свидетели Иеговы» или «Христианская наука». Для таких сект характерна установка на маргинализацию своих членов, вывод их из общества при помощи достаточно странных религиозных правил, обрядности, учения и даже мифологии. Спецификой «Нации Ислама» было то, что она обращалась исключительно к чернокожему населению, а основой её мифологии было не Христианство, а Ислам. При этом от ортодоксального ислама учение «Нации» было чрезвычайно далеко, в частности потому, что основатель секты Уоллес Фарад Мухаммед, исчезнувший в никуда, провозглашен был воплощением Аллаха.

Лидер секты, Элайджа Мухаммед, построил «Нацию Ислама» на доктрине черного расизма в основу которой была положена специфическая мифология, представляющая собой настоящую теорию заговора, а в чем-то одну из версий космической фантастики27. Согласно этой мифологии изначально люди были черными, разделены на 13 кланов и находились на высочайшем уровне научно-технического развития. В ходе войны кланов Земля была взорвана, а отколовшийся от нее кусок стал Луной, большинство черных кланов погибло. Ученый Якуб собрал своих последователей и в результате генетических экспериментов вывел первых белых людей, евреев, от которых произошли остальные белые. Белые являются сущими дьяволами (буквально использовался именно этот термин), которые используют обман и насилие, чтобы присвоить достижения черных и угнетать их.

В рамках подобной мифологии никакое сосуществование и равноправие двух расовых общин, конечно, представлялись невозможными. Задачей черных «Нация Ислама» провозглашала выселение из США, для чего требовалось создать транзитное государство на американском Юге. Средством воздействия на белых считалось, в частности, уклонение от воинской службы, за призыв к каковому Элайджа Мухаммад был осужден в годы Второй мировой войны.

В тот же период, когда возросла активность движения за гражданские права, возросла и активность «Нации Ислама», получившей энергичного вожака и оратора в лице Малкольма Литтла, взявшего псевдоним «Малкольм Икс». Молодой чернокожий уголовник принял в тюрьме основные доктрины «Нации Ислама» и превратился в их талантливого и яростного пропагандиста, настоящую «звезду рок-н-ролла» в черном движении28.

Малкольм Икс стал своеобразным антипода Мартина Лютера Кинга. А.А. Шумаков произвел сопоставление программ двух черных вождей29.

Мартин Лютер Кинг: Интеграция темнокожих в белый социум. Преобразование американского общества. Интернационализм. Пацифизм. Ориентация на черный средний класс. Ссылки на «отцов-основателей» и на просвещенческую парадигму американского общества. Ненасильственное сопротивление. Социальная революция черных.

Малкольм Икс: Полное отделение темнокожих от белых. Невозможность справедливого преобразования американского общества в силу «хищнической природы белого человека». Черный национализм. Пропаганда «самообороны» любыми методами и насильственного сопротивления. Ориентация на черные низы. Полное отрицание «расистского» законодательства и истории США как «истории рабства, дискриминации и угнетения», которое началось с прибытия пилигримов на «Мэйфлауэре». Национально-освободительная «чёрная революция» как часть всемирной черной революции, «которая уже вытеснила белое превосходство из Африки, Азии, и выметает его из Латинской Америки, и также сейчас проявляет себя здесь, среди черных масс в этой стране»30.

Дальнейшая эволюция взглядов Малкольма Икс шла именно по линии встраивания черного движения в Америке в глобальную черную антиколониальную революцию стран Третьего Мира. Он начал активно посещать Ближний Восток, встречался с Г.А. Насером, Ахмедом Бен Беллой, Кваме Нкрумой, принял вместо сектантского учения «Нации Ислама» аутентичный суннитский ислам, с почетом был принят в Саудовской Аравии. Малкольм Икс начал налаживать взаимоотношения и с Мартином Лютером Кингом. У черной Америки появился мощный политический лидер, способный влиять на внутриамериканские политические процессы в интересах стран Третьего Мира.

Вряд ли в этой связи может рассматриваться как случайность убийство Малкольма Икс 21 февраля 1965 г., списанное на лидеров «Нации Ислама» — Элайджу Мухаммеда и Луиса Фаррахана, проклявших «отступника». Малкольм Икс начал рассматриваться властями США как опасная уже в международном политическом масштабе фигура. Если в составе «Нации Ислама» он выполнял функцию радикального «спойлера» движения за гражданские права (создание ультрарадикальных организаций-спойлеров — норма для спецслужб всех стран мира и вряд ли ФБР при Герберте Гувере пренебрегло такой возможностью), то став коммуникатором с Третьим Миром Малкольм Икс приобрел крайне опасную в условиях геополитической турбулентности самостоятельность. Поэтому высказываемые сейчас в США гипотезы о причастности ФБР к гибели Малкольма Икс не удивляют31.

Так или иначе, косвенным результатом убийства Малкольма Икс стало то, что в сознании американского общества запечатлелись прежде всего его проповеди и выступления периода членства в «Нации Ислама» — черный расизм, сегрегационизм, установка на насильственный протест, а главное — рассмотрение всей социальной системы и исторического пути США как системно бело-расистских и в принципе не поддающихся перестройке.

Эти идеи Малькольма Икс инициировали позднейшие радикальные черные движения, а также сыграли большую роль в оформлении «критической расовой теории», ставшей теоретическим фундаментом BLM.

Примечания

26

Филановская, О. В. Эволюция «черного мусульманства» / О. В. Филановская, Д. Е. Фурман // США: Экономика, политика, идеология. — 1981. — № 3. — С. 47-58. Файнберг, А. А. «Нация Ислама»: к вопросу о самоидентификации афроамериканцев / А. А. Файнберг // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2010. — №124. — С. 161-165. Ахметшин, Р. И. Организация «Нация ислама» — праворадикальное крыло в движении за гражданские права афроамериканцев (1950-1970-е гг.) / Р. И. Ахметшин. // Манускрипт. — 2016. — № 10 (72), — С. 33-35. Туров, А. Ислам в США. Пятая колонна. / А. Туров // Россия и мусульманский мир. — 2003. — №5. — С. 201-206.

27

Яблоков, И. А. О некоторых архетипах конспирологических конструкций (на примере текстов лидеров организации нации ислама) / И. А. Яблоков // Вестник Томского гос. ун-та. История. — 2008. — №2 (3). — С. 116-123.

28

Христенко, Д. Н. Политический путь Малькольма Икса: от афроамериканского радикала до лидера борьбы за гражданские права / Д. Н. Христенко // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2018. — №4 — С. 15-25. Бодров, О. В. Малкольм Икс как выразитель новых тенденций в афроамериканской политической культуре США 1950-1960-х гг. / О. В. Бодров, Р. И. Ахметшин // Вестник КазГУКИ. — 2016. — №3 — С. 39-43. Михеева, А. Н. Малькольм Икс и ислам / А. Н. Михеева // Вестник ЧелГУ. — 2004. — №1. — С. 75-80.

29

Шумаков, А.А. Диалектика развития движения за права чернокожих в США в 60-е гг. XX в. на примере выдающихся его представителей. / А. А. Шумаков // Вестник Московского Университета. Сер. 18. Социология и политология. — 2021. — Т. 27. № 2. — С.44 — 64.

30

Цит. по: Шумаков, А. А. Диалектика развития движения за права чернокожих в США в 60-е гг. XX в. на примере выдающихся его представителей. / А. А. Шумаков // Вестник Московского Университета. Сер. 18. Социология и политология. — 2021. — Т. 27. № 2. — С.54.

31

ABC: полиция и ФБР могли быть причастны к убийству Малкольма Икс в 1965 году. // ТАСС, — 21 февраля 2021. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10757655 (Дата обращения: 06.04.2024).

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я