Екатерина Тимашпольская известна детям и взрослым как автор школьных повестей. Цикл рассказов "Дуэт для скрипки и альта" рассчитан на более взрослую аудиторию. Поиск смысла жизни, первая любовь, радость встреч и горечь утрат – всё, что так волнует людей, вы сможете найти в этом сборнике. И, конечно же, не обойдется без юмора и смеха, ведь именно улыбка оставляет нам надежду даже, казалось бы, в безвыходных ситуациях.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дуэт для скрипки и альта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Дуэт для скрипки и альта
Репетиция закончилась. Вера аккуратно положила альт в футляр и потёрла запястье левой руки. «Чёрт, кажется, всё-таки переиграла», — подумала она, поморщившись от тупой боли, такой знакомой и привычной после многочасового занятия. «Нет, только не сейчас, завтра концерт и вообще».
— Березина! — услышала Вера голос Вадика Лейгауза. — Ты куда сейчас? Может, в кафешку зайдём посидим?
— Не, Вадь, я домой, — вздохнула девушка. — Прости, я не в форме что-то, пойду, прогуляюсь.
— Ладно, — хмыкнул Лейгауз. — Как хочешь, я тогда Пучкову приглашу.
— Дура ты, Березина, — шепнула скрипачка Пучкова. — Второго шанса не будет.
Вера улыбнулась. Вадик Лейгауз был так же талантлив, как и красив. Про таких парней Верина бабушка говорила «парикмахерская морда». Скрипкой он владел виртуозно, участвовал в конкурсах и часто занимал призовые места, но Вере казалось, что с музыкой у Вадика несерьёзно, впрочем, как и с девушками, которые появлялись у него, а через некоторое время исчезали, всё происходило как-то легко и просто, сыграл на концерте, пригласили на телевидение, взяли интервью на радио, не было мучительных занятий, бессонных ночей в поисках того самого, единственного звучания. «Ты просто завидуешь», — говорили подружки. — «Не всем дано даже приблизиться к Лейгаузу, тем более тебе, Берёза».
Вера закрыла футляр, собрала ноты в папку, надела лёгкую курточку, спортивную кепку и вышла из здания. Она медленно пошла по Поварской, останавливаясь и подставляя лицо солнцу, оно проглядывало из-за облаков и, как ласковый кот, трогало мягкой лапкой Верино лицо, а потом снова пряталось.
«Наконец-то весна», — подумала девушка. — «Скоро каникулы и можно поехать домой после отчётного».
В Москве Березина поселилась в старой девятиэтажке Бибирева. Название района неизменно вызывало смех, а покосившийся облезлый дом был очень похож на тот, в котором Вера провела почти всю свою жизнь в городе С. Двор тоже напоминал, к чему она привыкла с детства: вздыбленный асфальт в трещинах, скамейка с бабушками в платочках и огромные лопухи, растущие на обочине дороги.
В доме, где она жила с родителями, бабушкой и младшим братом, пахло свежепокрашенными в густой бордовый цвет деревянными полами и пирогом с сочным ревенём, его мама покупала на рынке вместе с домашним жирным творогом, который нужно было непременно намазать на тёплый серый хлеб и съесть до того как пирог поспеет в духовке, а потом долго-долго пить чай с чабрецом и мятой в невероятных размеров кружке с отломанной ручкой, обжигая пальцы и рот, смакуя румяное, в меру пропечённое тесто с вытекающей яркой малиновой начинкой из кисленького ревеня.
Мама осталась в С., а в Москву Вера приехала одна и уже три года жила у приютившей племянницу одинокой пожилой тёти. У неё была своя комната с балконом, где можно заниматься строго до девяти вечера. Позже в стенку сразу начинал стучать сосед дядя Коля, слесарь-сантехник, он много работал и очень уставал, поэтому спать ложился рано и звуки «пилы», как он говорил, мешали отдыхать. Вера сначала спорила с сантехником, говорила, что из-за его храпа дрожат стены и невозможно заснуть, но потом привыкла к режиму и «пилила» по расписанию.
Вера была альтисткой. Вернее, она стала альтисткой, когда училась в музыкальной школе. Всегда высокая, крепкая, ширококостная, ловкая, с большими руками, сильными длинными пальцами, Вера просто переросла скрипку, инструмент казался неестественно маленьким, словно игрушечным на её могучем плече. Наблюдая за тем, как девочка, мучаясь, в очередной раз пытается уместить пальцы на грифе, учительница музыки, старенькая сухонькая Ирина Абрамовна, сказала, поправив изящные очки в тонкой золотистой оправе: «Всё, Веронька, с завтрашнего дня пробуем альт».
Так в жизни Веры появились альт и нестерпимое желание доказать всем на свете, в том числе и себе, что она сможет стать настоящим музыкантом. Правда, чтобы осуществить его, пришлось бросить баскетбол. Родители были против, им казалось, что если дочка выберет спорт, перспектив в её жизни будет гораздо больше. «Веруша, ну что тебе далась музыка эта», — говорила мама. — «То скрипка, то теперь альт какой-то».
К окончательному решению подвела Ирина Абрамовна: «В Москву, Веронька, в Гнесинку, я уже и Кириллу Евгеньевичу позвонила, он тебя послушает. А что ты думала, талант просто так даётся? Нет, милая, работать надо, работать».
Солнце, коснувшись ещё раз лица Веры, ушло за большое серое облако, а оно очень быстро, приняв в гости парочку друзей, закружилось в хороводе, превращаясь в тяжёлую графитовую тучу, с резко очерченными краями.
— Так, ну конечно, — подумала девушка, ускоряясь. — До метро не успею.
— Вера! — услышала она сзади. — Подожди, у меня зонт!
Лейгауз бежал, смешно размахивая левой рукой, как будто хотел остановить машину, правда, со стороны кустов сирени, в правой он крепко держал скрипичный футляр. Капюшон модного бежевого худи слетал с головы от резких порывов ветра, но Вадик упрямо нахлобучивал его снова.
— Вадь, ты чего? — спросила Вера запыхавшегося Лейгауза. — А как же Пучкова?
— Вер, вот, зонт есть, я подумал, что…ну, в общем, короче, наверное, сейчас дождь…, — бормотал Вадик. — А ты промокнешь, и альт тоже, а завтра играть. Может, такси вызовем?
— Не успеем, — сказала Вера.
Как бы в подтверждение её слов край тучи пронизал яркий жёлтый свет, сверху что-то заурчало, заворочалось, завозилось и хлопнуло так, как будто разом открыли сто деревянных бочек с огурцами. Вера хорошо помнила этот звук — резкий, громкий, сочный. Бабушка по старинке солила огурцы в таких, пузатых, с плотными крышками. В воздухе разлился упоительный запах смородины, петрушки и вишни.
— Бежим! — крикнула Вера.
Лейгауз успел раскрыть огромный лиловый зонт за секунду до того, как на них обрушился поток воды, мгновенно превратив Поварскую в Амстердамский канал.
Крепко прижав к себе драгоценные инструменты, Вера и Вадик синхронно запрыгали к светофору. Машины стояли, включив аварийки и даже не пытаясь тронуться, дворники не справлялись, хлестало так, словно одну огромную, наполненную водой губку, выжимали сверху натренированной рукой.
В вестибюле метро толпились люди, отряхиваясь и фыркая. Вера посмотрела на Вадика.
— А поедем ко мне, — сказала она смело. — В Бибирево, я там живу у тёти. Я шарлотку вчера испекла.
— Давай, — согласился Лейгауз. — И чай горячий! — мечтательно произнёс он. — Ноги совершенно промокли. Как ты сказала, Бибирево? Смешное название, а я на Соколе с бабушкой, предки в Питере остались.
Вагон был полон людей, пахло сыростью, влажной одеждой. Вера протиснулась в середину, взялась за поручень. Вадик примостился рядом, пытаясь удержать равновесие, зонт и кофр со скрипкой.
— Мы с тобой одного роста, — заметила Вера. — Странно, хотя, нет, я ведь каланча.
— Угу, и рука у тебя, наверное, тяжёлая, — засмеялся Вадик.
— Вадь, а ты оказывается много занимаешься, а я думала, ты… — начала Вера.
— Ты про это? — Лейгауз повернул голову, чтобы Березина лучше увидела плотную мозоль на шее. — Эх, надо, всё-таки, бороду отрастить, чтобы не так заметно было.
— А мне тогда что сделать? С бородой не получится. — Вера приподняла подбородок повыше, на шее, слева, красовалось точно такое же розовое пятнышко.
— Трудовая мозоль, — сказал Лейгауз. — Ничего, я уже и не замечаю. У тебя по жизни вообще какие планы? Замуж?
— Сначала музыку услышать, всё остальное позже, — Вера улыбнулась и подтолкнула Вадика к выходу.
Поезд остановился, двери вагона открылись, выпуская людей на станцию, как курильщик устало выдыхает облако дыма после тяжёлого дня. В Бибирево дождь уже прошёл, оставив после себя огромные лужи, в которых перекатывались водяные волны от проезжающих машин.
В квартире тёти было тихо, хозяйки не было дома.
— На дачу к подруге уехала, — объяснила Вера, сняла куртку и кепку. Длинный хвост густых каштановых волос тяжело плюхнулся на спину.
— У тебя брови красивые, — неожиданно сказал Лейгауз.
— Жаркое будешь? — спросила Вера. — Ещё осталось.
— Буду всё! — ответил Вадик. — Ты поиграешь потом? Знаешь, я давно хочу послушать тебя одну, без всех, мне кажется, ты музыку играешь, у тебя получается.
— Да ладно, Вадь! — Вера поставила на плиту казан внушительных размеров. — Кто бы говорил, ты — виртуоз.
— Я технарь, — поправил Лейгауз. — Музыка у меня не всегда получается, только когда я поле представляю.
— Какое поле? — не поняла Вера.
— Ромашковое, — вздохнул Вадик. — Мне дядя рассказывал, ему лет семнадцать было, гениальный ребёнок, все восхищаются, конкурсы, успех, первый сольный концерт, оркестр, а утром у него отец умер, на кухне, завтракали вместе, инсульт, отменить ничего нельзя. Он играл, понимаешь, в семнадцать лет.
В Вериной комнате стояло старенькое пианино и метроном на нём, пюпитр, письменный стол, пару книжных полок, небольшой диван и шкаф для одежды.
— Аскетичненько, — заметил Лейгауз.
— Нормально, — Вера махнула рукой. — Зато балкон есть. Мне главное, чтобы заниматься было где.
— Давай попробуем что-нибудь вместе? — вдруг предложил Вадик.
— Дуэт для скрипки и альта? — обрадовалась Вера. — Мой любимый! У меня ноты есть! Ты смотрел запись молодых Спивакова и Башмета? Вот только времени уже много, дядя Коля стучать в стену начнёт.
— Дядя Коля? — удивился Лейгауз. — Кто это?
— Сосед, сантехник, он устаёт, работает много, а тут я, пилю каждый день, — пояснила Вера.
— А мы тихонько, — шёпотом сказал Вадик. — Вдруг сантехнику понравится?
Они встали рядом, положили ноты на пюпитр. Вера посмотрела на Лейгауза, он кивнул: «Начали!»
Сначала очень осторожно, посматривая друг на друга. Вадик никогда не играл в дуэте, ему не нравилось присутствие рядом другого человека, мешало, не давало сказать и выразить в музыке то, что он чувствовал сам. Он посмотрел на Веру и вдруг услышал её партию, тихую, но сильную и уверенную. В горле стало очень горячо, он почувствовал, как нежность заполняет его целиком. Последнюю ноту тянули долго, постепенно уходя на диминуэндо. Закончили и ещё несколько секунд стояли, закрыв глаза.
Вера первой опустила альт.
— Вадь, а дядя Коля не постучал, — сказала она. — Приобщим к высокому?
— Может, он сегодня вообще не дома, — засмеялся Вадик, положил скрипку в футляр и взял левую руку Веры.
— Погадаешь?
— Болит, Вер? — Вадик погладил кончики её пальцев, на безымянном прорвалась мозоль. — Есть пластырь?
— Нельзя пластырь, — Вера покачала головой. — Не буду струны чувствовать, у меня мазь хорошая есть. Хочешь, с тобой поделюсь?
— Хочу, — кивнул Лейгауз. — А потом?
— А потом спать, я тебе на кухне постелю.
Днём на репетицию Вера и Вадик пришли вместе с совершенно одинаковыми фиолетовыми кругами под глазами.
— Вадя, — противно протянула Пучкова. — Ну и как Берёза в постели? Соответствует названию?
— Тань, иди партию поучи, — предложил Лейгауз. — А то вдруг на концерте налажаешь.
— А вот это мы ещё посмотрим, кто налажает! — вспыхнула Пучкова.
Вечером большой зал Гнесинки был забит до отказа, мест не хватало, первокурсники уселись прямо на пол между рядами в проходах. Когда до начала отчётного годового концерта оставалось минута, и оркестранты с инструментами толпились перед выходом на сцену, кто-то тихо забрал папку с нотами Березиной, а она отвлеклась на мгновение, чтобы попить воды. Вера даже и не поняла сначала, что папки нет.
«На сцену, на сцену!» — скомандовал дирижёр Кирилл Евгеньевич. — «Выходим!»
Девушка привычно подошла к своему месту, подняла альт и стала настраивать его по первому «ля», данному гобоистом.
Концерт начался. Исполняли фрагмент из балета Адана «Жизель». Вступили скрипки, потом альты. Вера всё прекрасно выучила наизусть, казалось, разбуди её, она вскочит и сыграет, проблемы всегда были в анданте, где у неё соло и обязательно нужно смотреть в ноты.
После окончания первой части и паузы, Кирилл Евгеньевич вновь взмахнул рукой. Оркестр заиграл. И только сейчас Березина осознала, что пюпитр пуст. На мгновение ей показалось, что она теряет сознание: бросило в жар, сердце забилось где-то в районе шеи так, что дышать стало невозможно, а потом словно остановилось, пальцы стали влажными и скользкими, дирижёр превратился в расплывчатое тёмное пятно.
— Ноты есть? — одними губами спросила Вера своего соседа.
— Я наизусть, — прошептал тот в ответ.
У третьего альтиста, сидящего слева, ноты стояли на пюпитре, но были слишком далеко, и Березина не видела ничего, что в них написано.
Музыканты приблизились к тому моменту, который Вера не помнила наизусть. Ей показалось, что в сцене появилась огромная трещина, она становилась всё шире, туда падали стулья с сидящими на них, пюпитры с нотами, дирижёр, проваливался зрительный зал. Вера заставила себя сделать глубокий вдох, закрыла глаза и увидела ромашковое поле, то самое, о котором рассказывал Вадик, большое, до горизонта, сливающееся с небом, бело-жёлтое, пахнущее летом, травами, зноем. Тёплый ветер качал цветы: любит — не любит, сыграет — не сыграет? Сложный пассаж в соло вышел как-то сам собой, альт будто ожил, он волшебно запел своим низким голосом, потом партию подхватили другие струнные и духовые. Вера открыла глаза и в паузе тихонько промокнула мокрый лоб салфеткой, взятой с пюпитра соседа.
Когда концерт закончился, Кирилл Евгеньевич подозвал Веру к себе.
— Молодец, Березина, — похвалил он. — У тебя здОрово получилось сегодня, и соло тоже вполне прозвучало, а ты переживала, я же видел, побледнела вдруг, глаза закрыла. Нет, правда, очень вдохновенно играла, всё-таки, я прав, работать нужно больше на репетициях! — дирижёр похлопал девушку по плечу и быстро вышел из зала, крича в телефон: «Да-да, сейчас, пусть фотографы подождут!»
Вера вернулась к своему месту, аккуратно положила альт в защитный шёлковый чехол, потом в кофр, застегнула, проверила замок и выпрямилась. Перед ней стоял Лейгауз.
— Вер, — начал он.
— Вадя, я не выдержу ещё одного такого экстрима, если твоя очередная пассия решит отомстить мне и спереть ноты перед концертом!
— Вера, — повторил Вадик. — Я…ты…услышала, да?
А потом он подошёл ещё ближе и поцеловал её. Они стояли посередине сцены и целовались на глазах всего оркестра и не успевших выйти из зала гостей. Мимо них пролетела Пучкова с красным от ярости лицом. «Ладно, Берёза, не последний раз видимся», — процедила она, но Вера Березина её не услышала.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дуэт для скрипки и альта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других