История автора о попытке изменить свою жизнь, начать с нуля. Рассказ о проблемах, которые не позволяли достичь цели и поисках правильного пути.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дневник перемен, или Путь в новую жизнь. Личный опыт» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4 Прокрастинация и страх
Составить план действий намного проще, чем реализовать его. Сложно не только начать действовать, но и не остановиться на полпути.
Может помешать привычка откладывать на потом (прокрастинация), страх и постоянные сомнения. Причины могут быть разными, но их можно обнаружить и избавиться.
Мы часто откладываем что-то на потом, но не задумываемся почему. Не всегда по объективным причинам.
Отложенное на потом забывается или снова откладывается на потом. С реализацией плана действий может случиться то же самое.
Я начну двигаться к цели завтра, потому что у меня сегодня нет настроения. Завтра я устану или найду другую причину. Буду постоянно откладывать, а потом и вовсе откажусь от достижения цели.
Я остановлюсь на полпути к своей цели, чтобы сделать передышку и подумать. Продолжу двигаться через неделю и месяц.
Даже объективные причины могут быть простой отговоркой. На самом деле я не хочу искать путь к своей цели в новых обстоятельствах (если есть объективные причины).
Может возникнуть и другая ситуация. Человек не хочет откладывать реализацию плана на потом, но что-то ему мешает. Он откладвает на потом, останавливается на полпути неосознанно.
Я постоянно чувствовала странное сопротивление внутри. Я действовала, но что-то мне мешало.
Не понимала, что со мной происходит. В итоге у меня возникло выгорание, не знала почему. Разобраться помогли курсы по психологии и самоанализ. Поняла, что мне необходимо избавиться от этого сопротивления. Именно оно мешает двигаться дальше, развиваться, достичь цели. Именно оно заставляет меня откладывать достижение цели на потом.
Я приняла решение о смене профессии руководствуясь эмоциями, действовала импульсивно. Училась, но не получила желаемого результата. У меня часто возникало желание остановиться на полпути. Всё изменилось в декабре 2023 г, когда сопротивление исчезло (плюс правильно поставила цель).
Поняла с чем оно было связано, почему послужило барьером, почему побуждало меня откладывать на потом.
У меня возник внутренний конфликт.
Считается, что в каждом взрослом человеке есть ребёнок, взрослый и родитель. Именно они отвечают за поступки, поведение и часто мысли. Они заставляют откладывать на потом, отказаться от цели.
Ребёнок может быть адаптивным или бунтарём. Оба варианта — проявление проблем из детства, следствие воспитания. Очень мало людей с нормальным полноценным ребёнком внутри.
Я — типичный адаптивный ребёнок и взрослый. В детстве мне многое запрещали, требовали от меня определённого поведения. Во взрослой жизни пришлось подстраиваться, соответствовать чужим требованиям и ожиданиям.
Это первобытный инстинкт сработал. Меня не принимали люди, я всегда сильно переживала из-за этого.
Моя мама умерла, когда мне было 1,5 года. Отец оставил меня тёще, приезжал к нам очень редко. Мне кажется, что в полтора года дети всё понимают. Я решила, что меня бросили родители, потому что со мной что-то не так. Всю жизнь я не признавала проблему, отрицала её существование. В ноябре 2023 г выяснилось, что она есть. Именно по этой причине я всегда терпела чужое поведение, сильно переживала из-за серьёзных ссор (боялась потерять человека навсегда).
Бабушка часто меня наказывала, потому что ей не нравилось моё поведение. Она пугала меня милицией, врачами. Дядя милиционер заберёт меня из-за плохого поведения, а врачи свяжут и сделают укол. Я всегда пряталась от бабушки, чтобы она не сдала меня в милицию. У меня самая настоящая психологическая травма, я постоянно боюсь нарушить правила.
На самом деле нельзя говорить детям, что дядя заберёт или милиционер. Спикер на курсах по психологии сказал, что ребёнок (если так говорить) почувствует, что он не нужен и его не любят. Получается что моя травма (из-за того, что родители бросили) всю жизнь усугублялась.
Я жила по правилам и сценарию бабушки с дедушкой. Потом пыталась соответствовать требованиям друзей и подруг, мужа. Мне важно было чувствовать, что я нужна. Я не буду делать, то что не нравится окружающим, я пожертвую своими интересами.
Я загнала себя в рамки, вела себя должным образом. Адаптивные дети очень редко добиваются успеха в жизни, они не могут ничего изменить, ведут себя предсказуемо.
Масло в огонь подливал внутренний родитель. Он — точная копия значимых взрослых, но не всегда мамы или папы (может быть учитель, воспитатель в детском саду и т.п.).
Именно внутренний родитель требует от нас совершения определённых действий, должного поведения. Он отвечает за установки, убеждения.
Родитель запрещал мне делать, что хочется. Он предъявлял мне требования, которым должна соответствовать. Напоминал мне об отвержении, если не буду соответствовать требованиям.
Меня отвергнут, если я добьюсь своей цели!
На самом деле страх и поведение внутреннего родителя не были беспочвенными.
Во-первых, у меня не было свободы в детстве. Меня учили, что я всё должна делать для других, быть полезной. Профессия должна быть серьёзной, я не имею права серьёзно заниматься музыкой или рисованием.
В десятом классе мне надо было выбрать ВУЗ. Дедушка хотел, чтобы я была экономистом. Бабушка считала, что мне нужна просто серьёзная профессия.
Я хотела в музыкальное училище, но у меня быстро желание отбили. Бабушка сказала, что я буду играть в ресторанах в непристойном виде.
Тётя (мамина сестра) хотела, чтобы я стала дизайнером. Из-за этого бабушка и дедушка с ней поссорились. Они говорили, что она забивает мне голову всякой ерундой.
Отцу было всё равно какую профессию выберу, но экономика была под запретом.
Я решила, что стану юристом. Казалось, что сама выбрала профессию. На самом деле это был адаптивный выбор, он всех устроил. Через несколько лет после получения диплома поняла, что хотела стать архитектором. Только ничего не стала предпринимать, а надо было попытаться поступить в соответствующий ВУЗ. Думала, что дедушка с бабушкой будут меня осуждать. Дедушка кандидат наук, профессию не менял, занимал серьёзную должность. У бабушки тоже была одна единственная профессия.
Думала, что успеха можно добиться только в своей сфере деятельности.
Моя работа и зарплата должны были соответствовать требованиям бабушки и дедушки.
В дружбе и общении с людьми тоже всё непросто. Подруги предъявляли мне требования, которым я должна соответствовать. Друзьям всё время от меня что-то надо было. Чаще всего просили деньги в долг. Если я что-то не делала, то сразу становилась плохой.
Во-вторых, за последние три года меня часто осуждали и критиковали. Людям не нравится, что я пытаюсь изменить свою жизнь. Часто слышала, что у меня ничего не получится. Проблемы из детства сделали своё дело, я боялась реакции людей на мой рассказ о попытках изменить свою жизнь.
Реакция близких — распространённая причина по которой люди отказываются от мечты.
Очень сложно побороть свой страх, перестать прислушиваться к другим людям, жить как хочется. Я перестала рассказывать людям о своих попытках изменить свою жизнь. Точнее обсуждаю их только с другом и массажистом. Они меня поддерживают, помогают советами.
Утихомирить своего внутреннего родителя ещё сложнее (расскажу об этом в другой главе).
Сейчас мне всё равно, что думают люди о моём поведении. Это моя жизнь, я решаю как её прожить. Я не хочу соответствовать чужим требованиям, я привыкла к одиночеству. Есть люди с которыми я нормально общаюсь, им от меня ничего не надо.
Мой взрослый проявлялся в попытках сменить профессию и изменить свою жизнь. Он понимал, что перемены просто необходимы. Он хотел развиваться, двигаться вперёд, добиваться успеха.
Получается, что он боролся с адаптивным ребёнком и родителем. Схватка была нервной, поэтому он долгое время проигрывал.
Ситуация выглядела так:
Взрослый: «Мне необходимы перемены в жизни! Я хочу развиваться и другую работу!».
Родитель: «Нет! Ты живёшь должным образом, работа соответствует моим требованиям. Ничего менять не надо! Надо жить как все, иначе я тебя не буду принимать!».
Ребёнок: «Я согласен с родителем! Моё поведение полностью соответствует его требованиям!». При этом ребёнок думает: «Я боюсь, что родитель меня отвергнет».
Никогда не предполагала, что в одном человеке может быть какая-то внутренняя беседа абсолютно разных персонажей. Хорошо, что они все сразу не общаются в голове.
Они проявляются по очереди по средствам автоматических мыслей и ошибок поведения.
Увы, не всегда озвучивают свои фразы. Родитель и ребёнок молчали, но оказывали сопротивление.
Хорошо, что взрослый «захватил» мой мозг.
В моей ситуации есть кое-что странное. Я не боюсь пробовать что-то новое, если оно не связано с моей профессиональной деятельностью.
У меня неоднократно возникала мысль, что я хочу получить другое образование. Ничего не предпринимала. Внутренний родитель не запретил мне учиться на курсе «Батик», но не позволил зарабатывать на росписи ткани.
С моей ситуацией всё понятно. Могут возникнуть и другие сценарии поведения.
Что будет если бунтарь захочет что-то изменить?
У бунтарей возникает внутренний конфликт из-за доминирующего положения внутреннего ребёнка. Он не хочет слушать внутреннего родителя, играть по его правилам. Взрослого он регулярно игнорирует, потому что нет авторитета.
Бунтарям не важно, что их могут отвергнуть, что думают о них другие люди. Обычно они впадают из одной крайности в другую. Не достигнут своей цели по разным причинам. В первую очередь из-за недисциплинированности.
Они будут откладывать на потом из-за желания развлекаться и т.п. Для них план действий — домашнее задание, которое не хочется делать.
Желание изменить свою жизнь может быть для них просто очередным протестом, способом самоутвердиться.
Адаптивные дети и бунтари не смогут изменить свою жизнь, добиться цели.
Успеха добьётся только тот, у кого все три персонажа живут в гармонии, дополняют друг друга.
К счастью, их можно померить и сделать свой внутренний мир гармоничным.
Можно научиться не откладывать на потом без веских на то причин. Не искать отговорки, а способы достижения цели.
Расскажу об этом в другой главе, потому что стоит написать ещё и о страхе. Он тоже часто возникает по вине внутренних ребёнка и родителя, взрослого. Страх — серьёзный барьер на пути к цели.
Его испытывают только адаптивные дети. Он мешает начать двигаться к цели, сделать следующий шаг. Порождает бесконечные сомнения.
Избавиться от него очень сложно, порой просто невозможно. Для борьбы со страхом важно правильно определить причины.
Почему страшно сделать первый шаг к цели? Ответы на этот вопрос надо записать на лист бумаги или в программе на компьютере.
Должен получиться список, в котором не менее трёх пунктов. Иногда очень сложно признать, что чего-то боишься. Например, что очень страшно менять образ жизни. Может показаться, что просто лень что-то делать.
Придётся жить по-другому, иначе мыслить и действовать. Потребуется смелость, дисциплинированность. Хорошо, если можно достичь цель без глобальных перемен.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дневник перемен, или Путь в новую жизнь. Личный опыт» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других