Серафиме Сидоровой не очень везет в жизни: она потеряла и родителей, и родной дом. Единственное, что никто не может у нее отнять, – способность различать запахи. Именно этот дар в конце концов помогает Серафиме найти пристанище и стать ученицей настоящего парфюмера. Знаменитый Константин Верстовский открывает перед ней дверь в волшебный мир ароматов, где Серафима сможет отточить свой редкий талант. Девушка боготворит учителя. Вот только тот ли он, за кого себя выдает? Или в его шкафу спрятаны страшные тайны, которые однажды станут угрозой и для нее самой? От автора: «Дорогие читатели, приглашаю вас познакомиться с моей новой книгой "Забытый аромат"! Один из героев романа отмечает, что книг о парфюмерии крайне мало, к тому же, рассчитана эта литература на профессионалов, то есть особ посвященных. А что же делать нам, обычным людям, простым любителям и почитателям этого великого искусства? Ответом для меня стала эта книга, в которой я собрала для вас все, что удалось узнать самой. И, Боже, как же было интересно ее писать! Иногда мне казалось, что в процессе работы я пропитывалась тончайшими ароматами знаменитых духов, а раскладывая ольфакторные пирамиды, начинала испытывать по-настоящему исследовательский азарт». – Елена Дорош
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Забытый аромат предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Шипровая Серафима
Верстовский ждал, когда Серафима начнет не просто слушать и таращить удивленные глаза, а задавать осознанные вопросы.
Но девчонка молчала. Стеснялась тупицей показаться, наверное. Верстовский, хоть ему и не терпелось понять, что отложилось в этой колхозной голове, ждал.
— А почему людям нравятся одни духи и не нравятся другие? По-разному запахи чувствуют? — спросила она наконец.
— По-разному, конечно. Но ты упрощенно понимаешь. А причин тому миллион. Вот, например, знаешь, какие духи самые любимые у женщин бальзаковского возраста в России?
— Красная Москва!
— Ну загнула… Эти леди давно почили в бозе. Бери чуть ближе. Дамы совкового разлива ценят в парфюме воспоминания. А какие воспоминания у них общие? Во-первых, шесть соток в садоводом кооперативе на выселках, а значит, запахи травы, мяты, свежего огурчика и ягод. Ведь так? Кстати, аромат красных ягод от розового перца. Во-вторых, Новый год с… чем?
— Сгущенкой и копченой колбасой?
— Балда! С мандаринами! Новый год в СССР пах цитрусовыми!
— Точно. Как я могла забыть!
— Что еще? Разумеется, Черное море где-нибудь в районе Сочи, а значит, свежий бриз — этот запах дает водяная лилия — нежные персики и роскошь цветов. Амариллиса, фиалки, розы. В-четвертых…
— Ого! Не думала, что воспоминания по полочкам можно разложить.
— Легко, малышка! Далее идет, разумеется, ваниль. В условиях тотального дефицита специй ее добавляли в любую кондитерку, чтобы скрасить пресный вкус. А теперь попробуем смешать эти щемящие и дорогие сердцу воспоминания в одном флаконе. Что получится?
Серафима, слушавшая с открытым ртом, растопырила глаза.
— Что?
Верстовский хмыкнул.
— «L`eau Par Kenzo», моя дорогая дурочка! В переводе — вода от Кензо. Эту композицию Оливер Кресп создал в середине девяностых. Для парфюмерии с ее темпами — столетие назад! Все давно о ней забыли, но только не в России! У нас эта туалетная вода до сих пор идет на ура!
— Моя мама ее обожала!
— А все потому, что такая же совковая дура, как и все наши с тобой соотечественницы.
Серафима глянула исподлобья. Глаза сразу стали волчьими. Верстовский спохватился.
— А вообще, этот аромат действительно мил до невозможности.
— Мне нравится.
— Как может быть иначе? Цветочно-водяная композиция весьма освежает! — с плохо скрываемой язвительностью улыбнулся Верстовский. — Кстати, символ этих духов — знаменитая волна Хокусая. Твоя тема. Как я ни внушаю, что пора носить что-то более сексуальное — а это восточные ноты, — тебя все равно в клумбу тянет.
— Разве цветы не сексуальны?
— Цветочные ноты — это спокойствие и женственность. Как и вода. Никакого секса! Хочешь быть сексуальной? Мускус, амбра, сандал, пачули — вот наш девиз!
— Ну не нравится мне ваш мускус! Он противный!
— Бред! Это настоящий, стопроцентный звериный аромат! А ты… О боже! Перед кем я мечу бисер?
— Да когда вы рассказали, что его добывают из яичек оленя, меня чуть не стошнило! А амбра! Подумать только, ее выкакал кашалот, у которого она образовалась в кишечнике!
Серафиму аж передернуло от отвращения.
Верстовский рассердился окончательно.
— Да говорил же: давно ничего из яичек и какашек не получают! Вернее, получают, но редко. И нам с тобой парфюм такого класса не по карману!
— Успокоили!
— Серафима, не беси меня! Это же чудо, что люди додумались развести мускус винным спиртом, настоять и очистить от примесей. Иначе мы никогда бы не узнали сладкий и теплый животный запах. Это же феромон, какого нет на свете! Тебе он нужен, как никому!
— Вы говорили, что феромон из растений тоже можно получить.
— Говорил… — поскучнел Константин Геннадьевич, — но это совсем другое… А что касается амбры, то ты даже не представляешь, какая в этом невзрачном сером камешке…
Серафима заткнула пальцами уши.
— Не хочу слушать! Вообще уже ушла!
Она промаршировала в кухню и оттуда крикнула:
— Я люблю колокольчик и ландыш! И жасмин!
Верстовский засеменил за ней, не желая признавать поражение.
— А восемь миллионов сорванных цветов для производства одного литра жасминового масла тебе не жалко?
— Они все равно засохнут! А так от них польза!
И залезла с головой в холодильник. Дескать, окончен разговор.
Верстовский сердился, но не давил. Пусть зреет эта развесистая клубничка. Или как: клюковка?
Его метод сработал. Вечером Серафима прицепилась с новыми вопросами.
— Вы объяснили, почему те или иные ароматы популярны в России. А в Европе не так?
— Не только в Европе, но и во всем остальном мире — не так. Мир — одно, Россия — совершенно иное. Везде, кроме России, предпочтения зависят от веяний моды и активности рекламных кампаний. Например, в моду вошел унисекс, и Кельвин Кляйн размыл грани между полами в парфюмерии. Он создал «CK One», где в основе — свежий лимон, смягченный ананасом, жасмином и бергамотом. Им пахли индивидуумы обоих полов по всему миру! Другой пример — легендарный «Опиум» от Ива Сен-Лорана. Даже ты догадаешься, почему он появился именно в середине семидесятых.
— Ну, типа… в моду вошли наркотики?
— Вроде того. Парфюмера, кстати, чуть не засудили за их пропаганду. «Опиум» — часть китайской коллекции. Золото с чёрным. Это было что-то! Непрозрачный флакон, похожий на шкатулку, в крошечном окошке плещется жидкость цвета янтаря, а вдобавок — шелковый шнурок и неизменная восточная кисточка. Разрыв шаблона! Магическое сочетание холодного и горячего!
— Восточный аромат?
— Да. При этом восточные ноты составляли лишь десятую часть, но были такими насыщенными, что делали запах ярким и до невозможности пряным. Потом вернулась подчеркнутая сексуальность, и модными вновь стали цветочные ноты, но с восточным оттенком. «Органза» от Живанши, например.
— У нас такое не прокатит?
— Никогда. Но ароматы работают повсюду, и это может стать полем для захватывающих экспериментов. Хочешь, исследуем схему на тебе?
Серафима уставилась враз заблестевшим глазом.
— Вспомни, какие запахи вызывают у тебя приятные ассоциации, эмоции, будоражат или успокаивают, бодрят или расслабляют.
— Ассоциации? Прямо «Имаджинариум» какой-то. Так сразу и не сообразишь.
— А ты не торопись. Прислушайся к своим ощущениям. Говорила, тебе нравятся колокольчик и ландыш.
— Но я о живых цветах.
— Хорошо. Попробуем понюхать эфирные масла. Хочешь?
— Хочу.
Верстовский с готовностью встал и протянул ей руку. Они направились в лабораторию, уселись рядом и долго нюхали, делая перерывы, чтобы, как говорил Константин Геннадьевич, «нос восстановился».
И тут его ждал сюрприз. Оказалось, что ей нравятся шипровые ароматы, а никакой не колокольчик и уж тем более не примитивный ландыш.
Верстовский задумался.
Очень давно, в самом начале двадцатого века, знаменитый Франсуа Коти соединил несочетаемые, казалось, ароматы — цитрусовых, мха, дерева, лаванды — и получился легендарный «Шипр». Дерзкая и непривычная комбинация ярких и пронзительных цитрусовых, легких цветочных, а еще — терпких, мшистых и землисто-влажных сандала и мха, подчеркивающих ум и сообразительность. Спорная композиция, никого не оставляющая равнодушным.
Как же он сам не додумался? Ведь Серафима просто рождена для шипра. Она такая и есть! Шипровая! Дерзкая, настойчивая и до невозможности яркая! Насчет ума, правда, можно поспорить, зато упрямства хоть отбавляй! Одним словом, бунтарка хренова! Ну а со временем появится и чувственность. Если появится…
«Шипр» — это же бронебойное оружие! Им можно сразить любого! И прежде всего саму непокорную и взбалмошную Серафиму!
Итак, мускусно-землистая пачуля, сухие древесные ноты с легким аккордом фруктов, цветочной сладости и влажной зелени. Медовые и одновременно холодные и пряные оттенки туберозы. Немного бергамота. Лаванда. Но главное — мшистый базовый шлейф.
Как хорошо ему знакомо это сочетание ароматов!
Вот он, тот червячок, на который он поймает эту нахалку! Свои духи! Колхозной нимфе такое и не снилось. Великая Мадемуазель как-то сказала, что у женщины, не имеющей духов, нет будущего. Он поманит Серафиму именно этим — будущим!
— Ты неправильно себя видишь и плохо понимаешь, — задумчиво сказал он. — Думала, что твой аромат — что-то типа «Climat».
— Какой еще климат?
— Это легендарный мягкий цветочный аромат: ландыш, нарцисс, цветки апельсина, ветивер и тубероза. Квинтэссенция женственности.
— А я, по-вашему, не женственная? — надулась Серафима.
Она еще женственной себя считает!
— Ну не то чтобы…
— Ах так! Я, значит, конь трелевочный?
— Да не заводись ты! У тебя другая тема. Ты решительная и смелая.
— А решительные не могут быть женственными?
— Могут. Но не сразу. Лет через пятнадцать-двадцать при хорошем уходе, поливе и питании.
Серафима задумалась.
— А «Poison» от Диора мне тоже не подходит? Кажется…
— Не льсти себе. Восточные ароматы для femme fatale. Там много мускуса, который ты презираешь, экзотических специй и ягод. Это соблазн и магические чары.
— Вы же сами убеждали меня, что надо переходить на что-то сексуальное.
— Но не до такой степени. На роковую красотку ты не тянешь. Или в зеркало совсем не смотришься?
Он сразу увидел, что девчонка сникла. И чего он в самом деле на нее напал? Так и отпугнуть можно.
— Не печалься, детка. Тебе не нужны чужие ароматы. Я сделаю для тебя твой собственный.
— Ух ты! Так вы специально для меня духи сделаете?
— Не для тебя, а твои.
— Ух ты! Тогда я… я… тогда… пойду приготовлю чего-нибудь вкусненькое!
— Лучше иди в лабораторию и учи запахи.
— Учи, учи… Что вы меня вечно посылаете!
— Не посылаю, а отсылаю. К знаниям.
Он видел, что обещание создать для нее духи произвело нужное впечатление. Конечно, кому не хочется иметь эксклюзивный парфюм! Теперь это будет для нее сильнейшим мотивом. В ожидании чуда она не уйдет. Никуда не денется. А это как раз то, чего он хотел.
— Спасибо огромное, Константин Геннадьевич! — крикнула она уже из коридора.
Верстовский усмехнулся и решил «прикнопить» своевольную стрекозу еще основательнее.
— Когда аромат правильный, — громко произнес он, — с его помощью ты сможешь моделировать свое собственное настроение. Например, прекратить препираться со мной при каждом удобном случае.
— Да я не…
— А потом сможешь перейти на другой уровень, — еще на тон повысил голос Верстовский, — научишься изменять настроение, да что настроение! — поведение окружающих. Будешь управлять их чувствами, мыслями, поступками. Духи — мощное психологическое оружие.
Рыжая голова снова выглянула из-за угла.
— Оружие? Не перебор, случаем?
— Глупышка! Именно оружие! Причем бьет оно без промаха!
И подумал: «Но это тебе только предстоит узнать».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Забытый аромат предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других