Идеи «Манифеста любви к слову» – это реакция на современное, утилитарное использование речи, её обеднение и упрощение. В манифесте заявлены творческие задачи, поставленные перед поэтами современностью. Желание уловить тайны русского языка породило этот сборник. Он посвящен поэтическим изысканиям свойств языка, разгадыванию смысла слов и звукосочетаний. Философские и шуточные стихи, раскрывают богатство, глубину, силу, гибкость и выразительность русской речи. Источниками вдохновения для второй части сборника явились миры звезд, растений, птиц, земля и солнце, Творец и люди, любовь и жизнь в их многоликом проявлении. В качестве иллюстраций использованы наузы, символические изображения стихий, изображения геометрических фигур и изображение созвездия Рак из звездного атласа Яна Гевелия. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Игры слов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Елена Каффановская, 2023
Часть I
Игры смыслов, тайны слов
Поэтические изыскания
Речь реки
Рекою речи к нам текут
И вводят нас в водоворот
Имён и действий. Прорекут
Потоки шуток и острот.
Поведают смысл мёртвых вод
И вещи в звуки облекут.
Сводя все вести в вещий свод,
Круг ложных знаний разомкнут.
Речей бурливый звукоряд
Всплеск волн в тех душах породит,
Что жаждой знания горят,
Сквозь воды вед им путь открыт.
Омоет речь живой водой
Из родников кристальных вед
Весь омут смыслов мерзких гной
И растворит в потоке лет.
Слова часто не то значат, что кажется.
Манифест любви к слову
Слово замылено, слово умалено,
Слово намелено, слово намолено.
Мир сузился до размеров плоскости экрана, до двумерия. Люди обмениваются кратчайшими сообщениями, идеи передаются смайликами.
Поэт воспринимает музыку слова, чувствует силу слова, его многомерность, он охвачен интересом к жизни каждого слова, его созвучию другим словам, он как бы смакует его, исследует возможности его изменения, сжатия и расширения. Поэзия — это чистое созидание, волшебство из разряда абсолютной любви.
Слово сужено и унижено рекламой и биржей, а сознание сужено до уровня приобретения покупок и добычи денег. Слово изымается из общения и заменяется картинками, мозг теряет свою способность со-ображать, связывать, фантазировать, соотносить и делать выводы. Человек теряет способность излагать сложные мысли. В таком формате обмена мыслями общество неизбежно оглупевает. Возвращение к речи, к глубокому и объёмному использованию слова, обмену сложными длинными фразами, заставляющими мозг сосредоточиваться, вот путь выхода из отупения, путь повышения уровня сознания и осознанности. Особенно важно показывать детям механизмы мышления и осмысления, читать им чудесные стихи.
Задача поэтов переводить сознание людей из двумерия в наш многомерный мир!
Это не другой мир. Это наш мир, объёмный, живой, где люди снова читают книги, где глубинные связи становятся зримыми, где виден изначальный свет созидания. Текст — это абстракция, которая заставляет мозг сосредоточиваться, порождать в уме сложные картины и сюжеты, побуждает обдумывать, осмысливать их.
Слова от повседневного использования перестают быть яркими, значимыми, они тускнеют, они перестают быть открытием, подарком, звуками, несущими глубинный свет знания, изначального смысла. Слово тускнеет, становится безликим, как изношенное платье, превращённое в утилитарную тряпку. Слово мельчает и уже не сияет гранями своих смыслов.
Задача поэта вернуть словам их яркость, глубину и силу, внимательное к ним отношение!
Слова перестали быть привлекательными и действенными, потому что их начали использовать в другом смысле, их используют для лжи, что приводит к искажённым представлениям, к поверхностному отображению действительности. По этой причине у каждого в голове создаётся своя реальность, порою далёкая от того, что есть на самом деле. Истина — это то, что есть в действительности. Поэтому, одно из предназначений поэзии — показывать истину, служить развитию сознания, познанию глубины мыслеобразов, осмыслению многомерия.
Задача истинного поэта не только создавать украшенную речь, звуковую и ритмическую гармонию, его миссия — придавать словам жизнь во всем их блеске, через образы и созвучия, через способность самого слова к словообразованию, порождению новых смыслообразов. Поэзия — это поток живительной мысли, тонкое выражение чувств. Поэзия, содержащая ясные и яркие мысли, вновь пробуждает чувства, включает процесс мышления, порождает действие. Ни один из языков мира не обладает такой огромной словообразовательной вариативностью, как русский язык. Это ярко выявили поэты: Карамзин, Ломоносов, Маяковский, Белый,… Хлебников создал более девяти тысяч неологизмов!
Задача поэта поэтически исследовать способность слова создавать пространства смыслов и связей этих звуков-слов-смыслов-образов между собой.
Задача поэта подвигнуть читателя к постоянному осмыслению действительности к пониманию, что весь наш мир — живой. Тогда за буквами и обыденными смыслами откроется глубинный свет знания.
Задача поэта увидеть и показать ладное устройство слов, показать, как они взаимодействуют, как согласно кружатся в поэтическом хороводном танце, разгадать строение слова и показать его устройство, открыть начальное предназначение слова, созданное поэтами-жрецами. Жрец — Жи Рец — Жи рекущий, творец живительной, живой речи.
«Словотворчество — враг… окаменения языка…», — писал Хлебников. И все, кто в душе поэты, творят живое слово.
Задача поэта открывать и показывать неизвестное!
О моей любви к слову
Поэзия — это волшебство из разряда абсолютной любви.
Когда мы проявляемся на нашей планете и начинаем знакомство с ней, мы начинаем знакомиться и с тем, что приносит нам радость и счастье. Одно из моих первых воспоминаний из своего самого глубокого детства, это восторг от ходьбы по рельсу.
Это было на Среднем Трёхгорном переулке. Мама, как обычно, вела меня в ясли, но в это утро на тротуаре появились рельсы, уложенные концами на два коротких бревна. Держась за мамину руку, я подняла правую ножку и топнула по рельсу, он отозвался тихим звоном. Я топнула по нему второй ножкой, и рельс зазвучал ещё приятней. Мама меня поддержала, я пошла по рельсу и смотрела, как по нему топают мои синие ботиночки и слушала как он нежно поёт-звенит, приветствуя каждый мой шаг.
Неделю лежали рельсы на тротуаре, и каждое утро я ждала встречи со своим поющим другом, и радовалась, когда мои ножки топали по нему и создавали красивое звучание. Потом рельсы убрали, и моё первое путешествие в удивительный мир звуков осталось как ощущение счастья. Позднее это переросло в занятия музыкой.
А когда мне исполнилось пять лет, папа подарил мне книгу про Винни Пуха с замечательными картинками. Папа сказал мне, что ему очень нравится, как эти истории перевёл с английского Борис Заходер, потому что слова в этой книге как живые, они веселятся, кувыркаются и играют с нами. Первый рассказ прочитал мне папа. Потом читала мама. Она начинала читать мне новую историю, а потом останавливалась и говорила: «А теперь читай сама». Это читать вывески было просто, а тут целые предложения! Но истории про медвежонка были такими интересными, что я читала некоторое время, а потом читать продолжала мама. Это было волшебство. Из букв получалось слово, из слов — предложение, в голове возникала живая картинка, а из предложений — серия картинок, история жизни Винни Пуха. Так я полюбила чтение. А ещё, мама выдумывала для меня новые сказки прямо на ходу.
Папа часто читал мне стихи. Однажды он открыл томик стихов и начал читать: ««Во всём мне хочется дойти До самой сути. В работе, поисках пути, В сердечной смуте…». Это моё любимое стихотворение», — сказал папа, закончив читать. И тут я вдруг чётко осознала, что мне хочется того же. Понимать суть вещей и писать красивые стихи.
Так любовь к красивым звукам, интересным историям доросла до желания вникнуть в суть слова и, в конце концов, в желание писать стихи, сказки и прозу.
Мир преподносит детям много удивительного и радостного. Это и ходьба на детских лыжах, это игра в снежки, украшение новогодней ёлки, это бенгальские огни, катание с горки на саночках и катание на коньках, это восторг от живого котёнка и счастье поиграть с ним… А когда мама взяла листик берёзы и обрисовала его по контуру карандашом, произошло чудо — на бумаге тоже появился листик. Это было в Серебряном Бору. Мой альбомчик для рисования лежал на пенёчке, нежно светило солнышко, а мама приносила мне листики от дуба, осины, клёна и карандаш показывал мне какие листики разные и я поняла, что весь мир — живой. И во мне появился интерес к знаку, рисунку, букве и, позднее, к живописи.
Слова, сочетание звуков, волновали меня, они казались мне волшебством, которое помогало людям понимать друг друга, описывать и отображать наш мир. Очень часто что-то не замечаешь, пока тебе об этом не расскажут. И когда я слышала разговор на другом языке, меня охватывало жгучее желание изучить этот язык, чтобы понять смыслы, скрытые в этой вязи звуков. В школе я начала с немецкого, потом был английский. Но чтобы понять суть вещей, надо пользоваться максимально точным языком, и я решила освоить этот язык — язык математики, чтобы потом с его помощью лучше понять разные языки.
Я перешла в математическую школу, а потом потупила на факультет Вычислительной математики и кибернетики МГУ им. Ломоносова. Став студенткой, я принялась самостоятельно изучать испанский и болгарский. Потом были городские двухгодичные курсы французского и уже на Филфаке МГУ я учила древнегреческий и латынь у Борисенко, китайский у Рождественского и санскрит у Зализняка. Меня волновали созвучия, связь слов и смыслов в разных языках, хотелось осознать обусловленность существования слов в их проявленной звуковой форме. Высокая поэзия, её орнаментальная вязь звуков, их резонансы в рифмах и ритмах, образы, порождённые светом (нет света, нет образа), всё это волновало меня.
Я стала осознавать, что слово — это составная конструкция, в нём каждый звук (буква) — конструктивный элемент, что можно, используя эти конструктивные элементы создавать новые смыслы и более объемно воспринимать уже известные слова-понятия. Острое желание исследовать и понять, как конструируется слово, как сочетания звуков творят смыслы, перетекают один в другой, привело меня к играм словесным и таким стихам: «…И без ВОД не будет оВОДов, Точно так же, как и поВОДов».
Хотелось познавать и учиться ещё и ещё. Наступил 1980-й год. Я прослушала полный курс риторики и общего языкознания у Ю.В. Рождественского, полный курс фонетики у М.В. Панова, потом, у него же, курс поэтики, посвященный поэтам Серебряного века, где, в частности, он рассказывал, как каждый из поэтов создаёт образы и творит смыслы. Я начала заниматься любимым исследовательским делом, вычислительной лингвистикой, статистическим анализом разговорной и литературной письменной речи, но наступила перестройка, развал Советского Союза и погружение учёных в процесс выживания: Пришлось наступить «на горло собственной песне» и отложить своё словесное творчество до лучших времён:
Век двадцатый в бурях жизни,
В буйстве мыслей обретя
Всевозможнейшие «измы»,
Шёл, нам разум замутя.
Мне было некогда писать стихи
И увлекаться космоса познаньем.
Попав в круговорот стихий,
Освоила я школу выживанья.
Но всё течёт и меняется и пришло время вернуться к поэтическим изысканиям, которыми увлекались, как мне кажется, все поэты, причем каждый мыслил своеобразно и находил что-то своё, неповторимое, то, что не создаст больше никто, поэтому познакомиться с их находками, с их восприятием мира слов было для меня особенно привлекательно и заманчиво:
«Правдее правда чья? Ответ неясен…»
Правдее правда чья? Ответ неясен.
И спорить можно тут до хрипоты.
Ведь каждый человек своеобразен,
И он не мыслит так, как мыслишь ты.
Удивительные сЛОГи
Поэт-изыскатель, поэт экспериментатор рассматривает слово и слоги как бы со стороны, немного отстранённо, как объёмную звуковую конструкцию, состоящую из многих смыслов и образов, как опорную точку из которой открываются разные смысловые пути-дороги, как ключи и коды к знанию:
Который год я всматриваюсь в слово,
Вникаю в суть и форму, что звучит.
Нам слово тайны бытия раскрыть готово,
Лишь только бы узнать и коды, и ключи;
ЛОГос — (от др. — греч. λόγος «слово; мысль; смысл; понятие; причина; число») — слово.
Известно, что сЛОГ и даже только один звук, есть уловленный и обозначенный смысл, образ, выраженный в знаках и звучании.
Слово сложено из букв, слажено из звуков, в которые вложен смысл.
Слово, слог — особое пространство, в котором заключена и уловлена обусловленная людьми идея, понятие, образ. Слово — свет уловленного знания.
Слог, слово, состоящее из звуков и знаков, есть формула, которую можно расшифровывать, в которую нужно вникать, слово — звукобуквенное пространство, камера, в которой заключена мысль, идея и уловленные в знаке и звуке образы, в нём содержится понимание предмета или явления.
Слово, слог — логово уловленного смысла и образа.
Слоги — элементы огромной системы, ключи к познанию устройства вселенной.
Когда в языке отсутствует какое-либо понятие, то в том направлении мысль не продвигается, поскольку нет отправной точки и вектор движения не возникнет.
Слова, откуда вы?
Речения, откуда вы? Ищу ответ.
Вам изначальное кто дал значенье?
Мы знаем, вроде бы явленья нет,
Пока словами не описано явленье.
Смысл логоса, где все его берём?
И как его мы постигаем?
Среди слогов и смыслов мы живём
И знанья переосмысляем.
Что каждый думает о слове, я не знаю.
Тома об этом можно написать.
Его я формулой считаю,
Которую пытаюсь разгадать.
Итак, мы видим, что само устройство слов, слоги «лов», «лог» и «лад» показывают нам глубинную смысловую и звуковую связь понятий, переплетение, объединение смыслов, они — ключи к тайнам словесного дара, тайнам звуков речи. Мне одной только кажется, что эти слова и слоги есть части уникальной системы? Это надо осмыслять. Соло соловья Как славно слышать соло соловья! Ах! Пение его сладко, как слово Любви, и мнится слушать снова, Как в звуках дарит он себя. В пространстве мирном нежно веют Мелодии из горлышка певца. От наслажденья соловеешь И слушать хочешь без конца. Словил ты трелей многозвучье, И сладил пенье разных птиц, Ты словом птичьим мир озвучил, Слагая песню из частиц. Солируй, маленький волшебник, Ты — солнышко и соль Земли. Из рая светоносного сошедший, Усладно трели вей свои. 16.12.2021, Москва
Слоги, а не только слова содержат в себе определённый смысл. Идея, заключённая в слоге «Со» — «свет, который объединяет всё во вселенной». Вселенную обозначают символом О. До реформы алфавита (после революции 1917 года), вселенную называли словом «Мiр». Буду в дальнейшем использовать это слово в его дореволюционном написании. Слог «со» используется часто и как основа, объединение: сота, сосед, согласие.
Слог «Сл, сол» — заключает в себе идею «семя света», он ключ и код к пониманию устройства мiра: мы сотканы из уплотнённого «с»=света, и после введения Альбертом Эйнштейном понятия das Lichtquant — «квант света» (первооснова, семя света, фотон), любой учёный-физик вам это подтвердит. А если нет света, нет и образа:
Цвет, свет, совет — различны смыслы,
Хотя звучание почти одно.
И неспроста глубокой вещей мыслью
Созвучье это создано.
Слог «Ве» — в первую очередь означает приобретенное знание, которое получают и передают. Ведать — дать «ве», дать знание. Слово веды означает свод знаний (веда (ед. число) — сказка, знание). Свет, цвет и совет, а также вес, весть и вещь передают нам знания, дают ведение. Хранители древних знаний Индии, брахманы считают, что «Веды» существовали изначально, до появления человека.
Многие слоги имеют очевидное чёткое значение, что особенно хорошо улавливают дети, осваивая речь. ГУ Мне сказали: «Ни гу-гу!» Ну а мне хотелось гу! Буду я в гудок гудеть, На гуляньях песни петь. А потом ударю в гусли, Загудят над миром звусли, И гульба начнется громко. Вы не путайте ребёнка. Я без звуков не могу, Буду гулить, буду гу! 23.11.2021, Москва
Ах, что вытворяют словообразовательные слоги! Как игриво-загадочны словообразующие: га, да, ба,…
А как забавляются суффиксы (слоги-добавки — добавляют потом) и префиксы (слоги-прибавки — ставят перед чем-либо)! Какой простор для словотворчества!
Ах, суффиксы и префиксы!
Ах, суффиксы и префиксы, сплошное изумленье!
Как ловко вы меняете нам слов любых значенье.
Ночник — прибор для спальни, ночное
освещенье,
Вечерник — тот, кто учится, а утренник — веселье.
В дневник оценки ставят, нам прямо с
понедельника,
Ах, суффиксы и префиксы, какие вы затейники!
Сражается за истину учёное сообщество
И отражает истово открытия и новшества.
И поражает умными речами всех сограждан
Впадая в раж от дум своих или бесед куражных.
Вы, суффиксы и префиксы — чудесные созданья.
Как вникнешь в ваши прелести — сплошное
хохотанье!
Слог «ник» тот ещё затейник. Он и корень, он и суффикс, он помогает создать забавные смыслы: чай — чайник, кофе — кофейник, какао — какавник, вода — водник (графин), сок — сочник (ёмкость для сока).
Вникая в значения, которые несут в себе слоги, можно разглядеть неочевидное. БА Длится свадьба, там гульба И о счастии мольба. Полигон. Идет стрельба, Из мишеней — городьба. А в лачуге, знать судьба, Над водою ворожба.
Эти значимые слоги
Хорошо известны многим.
Их использовать приятно,
Как свить слово, всем понятно:
Вот — ходьба, вот — молотьба,
Смехотьба и весельба.
Над загадкой «Ба» мы бьемся.
Мы, конечно, разберемся.
Не мгновенье, не эксцесс,
«Ба» есть длительный процесс.
Интересен слог «да». Основное его значение опирается на звук «Д» — добро, так его называют в старинной азбуке. Слог «да» там, где мы дарим-получаем: давать, дар, дающий. Сударь и сударыня дарят при общении «су» — свет души. Этот слог может создать новые слова присоединяясь к корню. ДА Если ехать, то езда Есть иль кушать, то еда. А начнет бурлить еда, То получится бурда. Коль кривить, то будет кривда. Если править, будет правда, А согласие давать, Значит надо «да» сказать.
Если хочешь из глагола
Ты создать другое слово
Окончанье убери
«Да» добавь и говори.
Глаголы писать и манить
Что о них-то говорить?
Пораскиньте-ка мозгами
И слова создайте сами.
Используя слова, мы формулируем мысли как простые, так и сложенные, то есть сложные, а следуя мысли Ф.И. Тютчева — ложные, то есть мы понимаем мысль поверхностно, как кусочек правды. Ложь то, что лежит на поверхности, на ложе. А надо двигаться не от простого к сложному, а от простого к целому. Поэтому важно увидеть глубинные связи слогов и слов, целесообразно постичь целое, а не брести в тумане ложного. Неправда — это не ложь, это кривда.
Дар речи
Не просто так слова возникли.
Лишь сам себя мог Хаос породить.
Нет в нем структур и связей скрытых,
Не может Хаос знаньем просветить.
Но Тот, кто созиданьем окрылённый,
Кто так свои творенья возлюбил,
Мир создал цельный, одухотворённый
И человека Даром Речи освятил.
Хочется воспринять целостность, нацелиться, исцелиться. И потому так важны поэтические изыскания всех поэтов и мыслителей, которые помогают разобраться в связи букв, слов, мыслей. Благодаря буквам, словам, мыслям мы можем познать структуру, картину мiроустройства.
В своей статье «Отражение колебаний жизни во второй сигнальной системе» её автор В.А. Головин задавал вопрос: «Однако, до сих пор ученые языковеды упорно нам твердят, что все наши слова «случайно попавшие звуки», и «никакой внутренней обусловленности соединения звуков с вещью нет» /«Совр. русск. язык» изд. 1954 г., стр.47/.
Неужели родник народного творчества — мутный и ржавый родник?
Неужели нельзя верить в силу слов народа?
И неужели мы любим великий и могучий хаос «случайно попавших звуков»?»
Из естествоиспытателей активно исследовал слово физиолог академик И.П.Павлов.
Он пришел к выводу: «…слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности…» /И.П.Павлов, Пол. собр. соч. т.3, кн.2, стр.335/.»
В свете нового массива обоснованных учёными знаний, язык рассматривается как система. Логично предположить, что звуки и слоги не были «случайно попавшие звуки», а подбирались творцами слов по одному из принципов Гермеса Трисмегиста «что вверху, то и внизу», то есть по подобию вибрациям вселенной, которая создана по определённым и чётким законам. Логично искать закономерности, симметрии в звуковом устройстве языка, как системы, отображающей устройство мiра. Эту идею хорошо иллюстрируют мантры и исцеляющие заговоры, содержащие в себе определённую мысль и технику их произнесения, озвучивания. Звук, вибрации человеческого голоса доносят до нас более объёмный смысл, нежели печатное слово. И тогда понятно, что не хаотично, а на основе сочетания несущих смысл звуков, сложения слогов, создавались слова, описывающие объёмную картину мiроустройства:
Дуга РА
Часть Божественного света
Созидательную РА
Получают все планеты
Хоть Венера, хоть Уран.
День приходит к нам с РА светом.
В час предутренний Земли
Солнце льёт нам на планету
Свет божественной любви.
А когда свет РА на небе
Встретит капельки дождя,
РА дугу увидим в небе,
Вдохновенье обретя.
ГА
Например, возьмём слог «Га».
Слева есть у нас нога,
Ну а справа — это двига,
На обеих буду прыгать.
Нога, двига, нога, двига,
Я — ребёнок ногодрыга.
Не страшна мне холодрыга,
Я люблю в сугробы сигать.
Движет снежный прах пурга,
Ураган взметёт сто га.
Вьюга принесёт снега
И совьёт из них стога.
Есть телега, есть дорога,
Драга, сварга и пирога.
Движется река Ганга,
Влага мчит в реке Волга.
Разгадали смысл слога?
Мы подумали немного
И приходим в изумленье:
Там, где «Га», там есть движенье.
Матушка Волга
Зной, полдень, я плыву по Волге,
Сверкают струи, впечатляет ширина.
Я радуюсь, вдыхая воздух волглый,
И память воскрешает имена.
О Волга, именами ты богата!
Ты — Волга, Рось Великая, ты — Ра.
СамаРа, СызРань, АстРахань, СаРатов,
Ра имя помнят эти города.
Ты как подарок нам себя являешь,
Приумножаешь жизнь своей волной.
Ты поишь всех, ты всех питаешь,
Всё взращиваешь щедрою рукой.
Моё к себе прими благословенье:
«Мать Волга, оживляй и процветай,
И да исполнится твоё предназначенье
Напоминать, что на земле возможен Рай!»
Из приведенных примеров следует, что появление того или иного слова (радуга, Волга) внутренне обусловлено устройством мiра, и поэт может увидеть и показать закономерности, взаимодействия и глубинные смыслы, скрытые в словах.
Существование поэзии определено желанием отобразить гармонию вселенной, украситься симметричными конструкциями, но симметрия здесь не жесткая, а созданная по принципу похожести, вариативная. Рассмотрим эту тему подробнее.
Поэзия — осмысленная речь, кристаллизованная созвучиями, ритмическими структурами, определённой композицией, её высшее, по мысли древних, предназначение — уподобиться красоте космоса и возвысить слушателя своей красотой.
Основное место в поэзии принадлежит композиции. За композицию отвечает симметрия. Суть симметрии — это повторение и отображение одинаковых (похожих) частей.
Ритм — классический пример трансляционной симметрии, повторения.
Рифма — вид примерной трансляционной симметрии и вид звукового подобия.
Силлабический тип стихосложения определяется примерно равным количеством слогов в рифмующихся строках, тонический — чередованием ударных слогов, ритмом:
Симметрию рифмующихся строк
Определяет равное количество слогов.
Слогов ударных бойкое мерцанье
Определяют тонику — ритмичное звучанье.
Русский тип стихосложения называют силлабо-тоническим. Определённые правила повторения элементов составляют гармонию стиха, красоту звучания и начертания, ритм и рифму, схожесть структур строф, уподобляя их структурной красоте небесных сфер.
Такие явления гармоничной организации произведений виды сразу. А если поискать скрытую симметрию, симметрию смыслов? По утверждению великого Вольфганга фон Гёте, «всякая композиция основана на скрытой симметрии».
Наличие разных видов симметрий в нашем мире, не могло не отразиться на словарном составе языка. Исследователями найдены и показаны те звуковые отображения устройства нашей вселенной, те противоположные явления действительности, которые даны, но спрятаны в изменчивости слов.
Рассмотрим слова повнимательней.
Корни слов — тот центр, из которого появляются ростки разных смыслов, звуков и новых образов.
Опору, точку роста, основу, языка составляют слогокорни слов. Благодаря корням слов и прибавлению к ним слогов словообразующих, мы получаем разветвлённую сеть понятий и множество смыслов, получаем новые образы и связи с исходным значением изначального корневого слова. Соединяя слоги, мы буквально лепим новые образы и смыслы.
Будем называть присутствие повторяющихся похожих элементов в тексте (как графических, так и звуковых) частичной симметрией.
Содержатся ли противоположные смыслы в корнях слов, если читать корни слов в обычном порядке, слева на право, а потом в обратном, справа налево: мот — том, бар — раб, бор — роб,…?
Иными словами, раз есть разнонаправленность звуковая, то является она ещё и смысловой, возникают ли противоположные смыслы?
Бор — Роб
Кто борется, нацелен на победу.
Борьба есть состязанья пыл.
И у борца одно лишь кредо:
Сражаться до последних сил.
А робость сковывает тело
И угнетает жар сердец.
Живет опасливо, несмело
Кто робок, он ведь не борец.
В этом стихе показана искомая скрытая симметрия.
Частичное исследование таких соответствий провёл А.И. Головин. Он отмечает, что им найдено около пятисот таких слогов-корней, часть которых помещена в его статье. Часть его статьи приведена в конце этой книги, в Приложении.
Звуковая симметрия корневых слогов кин-ник, бор-роб, рем-мер, нос-сон, мот-том,… отражается и в смыслах. При обратном прочтении, смысл корня меняется на противоположный. Это отражает двойственность нашего мiра по принципу инь — ян, противоположности.
Сочетая слоги, мы можем создавать как новые смыслы и слова, так и соответствующее им новое звучание. Созданием новых слов, неологизмов, занимались многие поэты и писатели, например, великий М. Ломоносов придумал слово «вещество».
Велемиру Хлебникову
Нас Хлебников, волшебник-словодей,
Из звуков новосмыслы выплетая,
Творя из новословья мир идей,
В полёт ментальный увлекает.
Противоположное значение смыслов, теперь уже не скрытая, а обнаруженная симметрия, проявлены в звуковом и графическом ряде. Вот мои поэтические иллюстрации наличия таких корневых пар: Кин — Ник По кинетике задачу Не решил наш ученик, Он на это день потратил И от огорченья сник. В засуху растенья никнут, Если их не поливать. Я поить водой их кинусь, Вскинут листики опять. Кинать — арх. кидать, бросать, швырять. «Толк. словарь…» Даля Кинуться — устремиться, двинуться быстро. Никнуть — хилеть, упадать, вянуть, склоняться долу, погибать.
Нос — Сон
Носиться, значит быть в движеньи,
Сон есть бездействие, покой.
Обратные у слов значенья,
Сон — отдых, сонный — неживой.
Бодрится нос, почуяв пряный
Щей аромат иль шашлыка,
И норовит пирог румяный
Ко рту носить не раз рука.
Простой у всех живых закон:
Сначала носимся, а после — сон.
Рем — Мер
Теченье в древнерусском — рема.
То есть движение, поток.
И возникает слово время —
Обмен энергиями, ток.
Всей жизни нашей устремленья,
Ток мыслей, действия поток
Дадут в известной мере время
Свершить нам жизненный виток.
Но только что-то мы измерим,
И зафиксируем замер
Неизменившимся сквозь время,
Замершим станет тот размер.
Ведь мера грубо ставит точку,
Поскольку нет стремленья в ней,
Как нет движенья в мерзлой почке,
Поток стоит — замерз ручей.
А жизни ток нас устремляет
Познать, постичь, создать, успеть.
Конец витка определяет
Исход в иную мерность — смерть.
Мот — Том
Промотаешь состояние — томиться будешь.
Сжимает расстоянья век моторный,
Всё закрутилось с появленьем колеса.
Изобретает ум проворный
Как нам смотаться в небеса.
Мотаемся мы все по белу свету
Туристами, а то и по делам.
Уж затомили мы планету,
Бессмысленно разбрасывая хлам.
Моторизована пехота,
Не утомит её движение вперёд.
Гудят моторы в самолётах,
Чтобы возить затомливый народ.
А в бане одолеет нас истома.
Как хорошо не двигаться, лежать.
Хоть любят все людей моторных,
Им тоже надо отдыхать.
Какой в мотанье смысл заключён?
Коль умотаешься, то будешь утомлён.
Моторный — проворный, живой.
Затомливый — хилый. Затомить — заморить. Из «Толкового словаря…» В.И. Даля.
Ход — Дох
Ход, мы знаем, есть движенье,
Времени круговращенье.
Ходит солнце в небесах,
Ходит судно на волнах.
Но, порою от движенья
Нужно нам отдохновенье.
Нет, не сдохнуть, отдохнуть
И опять пуститься в путь.
Нет движенья, хода — плохо,
Что примерно значит — дохлый.
ДАЖ — ЖАД
Дажбою Солнце занято
Свет непрерывно льёт оно.
Но даже снега из сугроба
Не даст зимою нам жадоба.
Дажбог дарует жизнь, но жадный до чужого
Противник бога жаждет захватить
Что создано творцом. И даже слово
Пытается он извратить и замутить.
Дажба (ряз.) — выдача, отдача
Дажбог — один из богов славянской боговщины.
Жадоба (курс.), жадень (тврс.) — алчный, ненасытный стяжатель.
Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля.
Дел — Лед
Ценят тех, кто деловой,
Всё бурлит под их рукой.
Дорожат делавьей, дельницей —
Мастерицей-рукодельницей.
Но совсем иное дело,
Если всё заледенело.
Чтоб дела остановить,
Надо всё обледенить.
Льдом покроется герой,
Станет он неделовой.
Ведь для дел неподходящий
Тот, кто хилый и ледащий.
Жизни жар герой вернёт, Дело новое начнёт. Делава, делавья (тмб., пенз.) — работящая, годная, рукодельная. Дельнец арх. — умеющий, полезный. Ледащий — малосильный. Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля.
Как мы видим, в русском языке точно отражены противоположные понятия как в смысловом, так в звуковом и графическом ряде, что чётко отображает устройство вселенной.
Сколько ещё скрытых в русском языке тайн?
Корни слов, соединяясь со словообразующими слогами порождают области слов и смыслов, элементы частичной симметрии в которых проявляются уже объёмно и напоминают растущий ветвящийся куст или древо.
Знатоки погружаются в глубины этимологии, но обычный мозг, выхватывая знакомый образ корня, старается установить его связи со всеми словами, содержащими данную последовательность букв (звуков) и понять, что же имелось ввиду, осмыслить.
Вот тут-то и подшучивает над нами звуковое устройство языка. Но и мы не совсем просты, поскольку заранее договорились о значении того или иного слова, составили толковые словари.
Подобие звучания создаёт повод для людей повеселиться, поиграть словами, а для народной и научной этимологии создавать свои трактовки и своё объяснение происхождению смысла слов. Такой игрой слов забавлялись многие писатели и поэты.
Позабавимся и мы.
Возьмём для примера слог «бар», вспомним то,
что пришло в голову, и обозначим уровни связей
корня «бар» со словами римскими цифрами:
Обычно, вникая в слова и смыслы, сатирики, шутники, юмористы, журналисты… трактуют их в особом ключе. Они шуткуют, то есть придумывают забавное, не общепринятое объяснение смысла.
Один такой шутник, любимый писатель «Литературной газеты», Евгений Сазонов, известный как людовед и душелюб, тоже шуткуйничал, шутковал и шутяшничал.
Вслед за его взглядом, пронизывающим смыслы слов, наш пронизывающий взгляд увидел следующие шутливые трактовки:
Барселона — село, принадлежащее барину.
Бартер — человек, трущий спинку барину в бане.
Барка — бюст барина.
Барыга — барин, перебравший спиртного.
Баран — могучий барин.
А каковы ваши шуточные трактовки слова барчук и барышня?
Общепринятое значение слова известно, но можно истолковать его иначе, опираясь на многозначность частей его составляющих. Это смешивание, смещение смысла создаёт повод для шуток, смеха. Поэтому так смешны и забавны вопросы и высказывания детей:
— Я твойдодыр, мама.
Мама: «Сынок, мне некогда». Сын: «Дакогда».
— Из чайника наливают чай, из кофейника — кофе, а из графина наливают графай или графе?
— Почему житель Монголии — монгол, а житель Чехии не чехол?
— Почему мы завтракаем, а не сегоднякаем?
Квинтэссенция полной зеркальной звуковой симметрии проявлена в палиндромах, а это целое творческое направление! Вспомним Афанасия Фета: «А роза упала на лапу Азора».
Некоторое количество палиндромов напечатано на форзацах книги.
Но вернёмся к корневым структурам. Меня со студенчества волновал вопрос: как же связаны друг с другом корни слов и почему они устроены так, а не иначе, как они взаимодействуют со слогами, которые добавляются к корневому слогу, какой тогда смысл приобретают созданные таким образом слова? Проиллюстрирую свои размышления:
Свод вод
Мне повод дан слагать стихи,
Водить слова на поводу
Созвучий, мыслей, чувств, стихий,
В словесном рае и аду
Живущей. Но ночной порой
Я в тихой заводи часов
Вновь душу привожу в покой
В подводном царстве грёз и снов.
Сводить способны вы с ума
Нас водорослями идей,
Слов сочетаньем, коих тьма
В изводах древних словарей.
А ветер чувств приводит вновь
В просторы вводных строф и строк.
Иду, стирая стопы в ноль,
Через разбитый взвод стихов.
И ощущаю, как конец
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Игры слов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других