Невроз отложенной жизни и другие истории…

Елена Мартынова, 2021

В книге собраны статьи и эссе разных лет (2004 – 2021) практикующего психолога. Елена Владимировна Мартынова, кандидат психологических наук, директор Высшей Школы психологического консультирования, опытный практик, педагог, женщина, мать, бабушка, своим мудрым взглядом поможет всмотреться в причины человеческих проблем, объяснит трудности в отношениях, даст полезный совет. Человеческие истории, которыми наполнена книга, напомнят, что мы не одиноки в своих проблемах, что в жизни всегда можно найти пути решения и что понимание причин делает нашу жизнь легче и свободнее. Сквозь каждую строку автора сквозит её человеческая теплота, мудрость, любовь к людям, широкая образованность и профессиональная компетентность. В своих размышлениях автору удается легко и понятно объяснить сложные психологические термины и феномены, опираясь при этом на научные данные. Это делает книгу полезной для специалистов помогающих профессий и всех, кто увлекается психологией, самопознанием и саморазвитием.

Оглавление

О привычке чувствовать…

С самого раннего детства мы обучаемся чувствовать. Некоторые исследователи, считают, что основное чувство новорожденного — это гнев. Именно гнев помогает ребенку выжить. Сообщая родителям криком о своем дискомфорте, малыш борется за выживание. Не будет кричать — не будет услышан, а значит, его потребности останутся неудовлетворенными.

Вторым в нашей чувственной жизни появляется страх. Как только малыша покидает мать, его охватывает ужас. Для того чтобы понять, какую силу он имеет, представьте, что вы проснулись утром и обнаружили, что у вас нет, например, руки! Сначала страхов у малышей немного. Но растет ребенок, и количество страхов растет вместе с ним. Конечно, большая часть из них — это страхи мамы! Но ведь для маленького человека он и мама — одно целое! Чтобы научить своего ребенка бояться, родители тратят значительное количество времени и сил.

В некоторых семьях ребенок очень рано научается печалиться. Как правило, это чувство возникает, если малыш вынужден расставаться с самыми любимыми людьми — мамой, папой, бабушкой. У детей долго нет чувства времени, и слова о том, что мама вернется через час, день, неделю, — для малыша просто пустой звук! Если мама уходит, то значит уходит навсегда! Так ощущают дети и именно поэтому так горько плачут.

Вскоре появляется стыд. Дети не сразу овладевают этим чувством. Им трудно понять, почему и чего они должны стыдиться. Почему грязные руки или мокрые штанишки повод для стыда? Ведь это так весело — играться в мокром песке или земле, лепить из грязи куличики и кидаться ими друг в друга! Вот только родители чаще всего не разделяют этой ребячьей радости и ругают детей, обучая бояться и стыдиться.

Диапазон чувств маленького человека постепенно расширяется — от гнева и агрессии, печали и страха до раздражения и стыда. К сожалению, в этом перечне очень мало места остается для позитивных чувств — для радости, восторга, восхищения, удовольствия. И на самом деле, редкий родитель обучает своего ребенка радоваться красоте окружающего мира, восхищаться необычным, удивляться привычному.

И вот к 5–6 годам у каждого из нас формируется привычка чувствовать. Привычка чувствовать складывается из переживаний, возникающих у ребенка в обычной семейной ситуации, в которой он живет. Эта привычка у каждого своя, как, впрочем, и любые другие привычки. Кто-то привык печалиться и бояться. Другой привык бояться и гневаться. Третий привык бояться и стыдиться. Но самое интересное, что эти привычки закрепляются и на биохимическом уровне. Образно говоря, организм запоминает типичные химические реакции и начинает их самостоятельно воспроизводить даже тогда, когда поводов для этого нет!

Уже никто не пугает мальчика и нет самой причины бояться, а школьник испытывает леденящий душу страх, боится выйти один на улицу, боится остаться один дома, боится собак, незнакомых людей, воды, электричества, переходить дорогу, вирусов, бандитов, террористов… У девочки–подростка нет причины плакать: все живы и здоровы, родители ее не обижают, сама она хорошо учится и ведет активную насыщенную различными интересами жизнь. Но каждое ее утро начинается со слез, и каждую ночь, ложась в постель, она засыпает на мокрой от слез подушке… Молодая девушка не может выйти на улицу. Ей стыдно. Ей кажется, что с ней все время что-то не так. Не та одежда, не та обувь, что-то с лицом и фигурой, что от нее исходит неприятный запах, что с ней в любой момент может что-то произойти, что-то стыдное, неприличное…

Эти истории я услышала от своих клиентов, взрослых мужчин и зрелых женщин. Общим в этих историях был процесс возникновения и развития привычного чувства. Чувство возникает как бы само, ты не понимаешь его причины. Оно охватывает тебя полностью, и ты как бы проваливаешься в него. Из него трудно выбираться, ты как будто погружаешься на самое дно своего стыда, или страха, или печали, или тоски. Это похоже на приступы, и ты никогда не знаешь, когда будет следующий… Это непереносимо, это больно, это ужасно. С этим невозможно больше жить и срочно надо что-то сделать!

Услышав подобные истории, я рассказываю своим клиентам придуманную мной метафору, которая как нельзя лучше объясняет, что с ними происходит и что с этим можно предпринять.

Представьте себе, что вы молочный комбинат! С момента работы комбината (т.е. вашего рождения) на нем начинают производить молочные продукты (ваши эмоции). Например, решают выпускать молоко и кефир (у вас, например, это страх и печаль). Изо дня в день, из года в год молоко и кефир, молоко и кефир, молоко и кефир… А значит в вашей жизни — страх и печаль, страх и печаль, страх и печаль… Идут годы, а вы живете и думаете, что никаких других молочных продуктов, кроме молока и кефира, просто не существует!

Наконец, вы вырастаете, выходите в большой мир и с удивлением обнаруживаете, что есть масса других разнообразных продуктов из молока. Есть сыр, творог, ряженка, йогурты, глазированные сырки, сметана… (Для вас это другие эмоции — радость, удивление, восхищение, нежность, любовь…) Но ничего из этих понравившихся продуктов вы просто не можете произвести! Ваше производство под их выпуск не приспособлено! Единственный возможный способ получить новые продукты — менять производство!

— Легко говорить, — скажете вы. — А как это сделать? И что значит — менять производство? Неужели возможно изменить то, что вырабатывалось годами?!

Не отчаивайтесь! Если вы решили изменить привычку чувствовать, то полшага к изменению себя вы уже сделали.

Итак, решение изменить — это начало.

Второй шаг — и самый сложный и самый простой! Вам нужно осознать, что ваши привычные сильные переживания, от которых вы пытаетесь убежать и не можете — не что иное, как дурная привычка! То есть ваши приступы страха, тоски, душевной боли, гнева не больше, чем, например, дурная привычка грызть ногти, ковырять в носу, полоскать чаем рот и т.п. От многих дурных привычек человек умеет избавляться. Возможно, у вас уже тоже есть подобный опыт. Если вы начнете во время сильных эмоциональных переживаний, не имеющих под собой никаких оснований, говорить себе, что это привычка, уверяю вас — через некоторое время это сработает!

Станьте более внимательны к себе. Научитесь замечать своей рациональной частью, что вы влетели в свой так называемый эмоциональный паттерн. И это третий шаг к избавлению от привычки чувствовать. Научиться замечать его — это значит в какой-то момент осознать, что вы сейчас страдаете. Это значит обнаружить себя в своих страданиях. Это осознание сопровождается примерно такими словами: «О! Кажется, я сейчас испытываю свои привычные переживания!»

Сначала вы будете замечать эмоциональный паттерн, когда он уже отцвел во всей своей красоте и силе! Например, когда уже заканчиваете рыдать от тоски, которая напала на вас неизвестно от чего. Потом вы научитесь замечать свой паттерн в самом сердце его расцвета, на пике слез, страха, тоски. Затем в самом начале, когда вы только-только погрузились в свои переживания. Наконец, наступит день, когда вы вдруг обнаружите себя, собирающимся погрузиться в свою тоску, или печаль, или страх…

Четвертый шаг — непростой, но очень важный. Он совершается в тот момент, когда вы обнаруживаете себя страдающим (боящимся, тоскующим, гневающимся). Вот в этот самый момент, остановившись, скажите себе:

— А что это я? Или Да что это я? Что это я впадаю в тоску (гнев, страх, печаль)?! Разве есть у меня повод считать себя самым несчастным?!

Обнаружив себя страдающим, поддержите себя! С моей точки зрения, хорошо работает система самоподдержки, основанная на уважении к себе. Задайте себе вопрос — за что я себя уважаю? Обязательно ответьте! Не меньше десяти раз! Закрепите каждый ответ за пальцами на руках. Помните, что уважают себя за настоящие достоинства, за свои достижения. Вспомните то, что вам особенно удалось — успешную учебу, ваши дипломы и сертификаты, знание языков, спортивные успехи и достижения, искорененные дурные привычки и зависимости и т.п. Лучше, если эти достижения все-таки будут социально окрашены.

Перечисляйте каждое свое достижение, загибая пальцы на руках. Поверьте — к последнему пальчику ваше настроение заметно улучшится, слезы просохнут, а на губах появится улыбка.

По своей сути эти шаги представляют собой не что иное, как вытаскивание себя за волосы из болота! Помните, как это делал Барон Мюнхгаузен? Кстати, в его истории ему это удалось! Мало того, таким способом он спас еще и свою лошадь!

Если каждый раз, осознавая себя впавшим в эмоциональный паттерн, вы начнете делать эти несколько шагов, то каждое следующее осознание будет происходить немного раньше, чем в прошлый раз! В моем собственном опыте и опыте моих клиентов выполнение этого, в общем нехитрого, упражнения приводило к тому, что уже через пару-тройку месяцев дурная привычка чувствовать исчезала. Причем исчезала так незаметно для своего владельца, что лишь спустя некоторое время человек замечал, что он уже забыл, когда в последний раз с ним случался приступ тоски (страха, печали, гнева).

Подумайте и вспомните свои привычные эмоциональные состояния. Действительно ли они разнообразны? Есть очень простой способ это проверить. Возьмите любой предмет, который сейчас рядом с вами. Если вокруг ничего нет, выберите кусок стены, на который падает взгляд. А теперь попробуйте погневаться или пораздражаться в связи с этим предметом. Ну, например, что обои уже грязные, что наклеены плохо, что… Посчитайте, сколько поводов для гнева вы нашли. Теперь найдите повод для страха в этом же предмете. Получается? Например, в рисунке обоев можно разглядеть ужасное чудовище и т.п. Затем для стыда. Вдруг другие люди увидят грязь на обоях в этом месте? Найдите повод попечалиться, глядя на обои! А сможете ли вы найти повод для радости, глядя на тот же кусочек стены? Если — да, то это прекрасно!

Сравните — поводов для каких чувств у вас было больше? Для страха? Стыда? Печали? Гнева? Это и есть ваши привычные переживания. Будьте уверены — каждый человек видит в одном и том же предмете свои поводы для чувств. И если вы обнаружили у себя привычку чувствовать, начните менять «оборудование на своем молочном комбинате». В мире человеческих чувств и переживаний огромное разнообразие «молочных продуктов»! Я, например, очень люблю глазированные сырки!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я