Блокировка голосового канала связана с массой страхов и внутренних запретов, которые в книге мы раскрываем один за другим. Снятие блокировок происходит нестандартными методами – через осознание и медитацию. Автор книги – преподаватель вокала и опытный энерготерапевт – на примере работы с учениками доказывает, что самые простые образы и аналогии творят настоящие чудеса. Секрет волшебного голоса – перед вами!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Волшебный голос. Энергетические ключи к магии вокала предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 1. Социальные предпосылки отсутствия голоса
Этот раздел посвящен беглому обзору причин, связанных с тем, почему так много людей и детей не поют.
Почему мы закрылись и сжались?
Почему лелеем наши блоки?
От чего зависит свободное пение?
Что управляет этим процессом?
Как помочь детям не попасть или выйти из когтистых лап жесткой системы?
Эти и другие вопросы рассмотрим далее.
Современное образование, искусство и Душа
Проблема неспособности к пению заключена не в знании или незнании чего-то. Многие ведь не зря считают, что научиться пению невозможно, и отчасти они правы. Отчасти! Действительно, используя традиционный подход к образованию, невозможно. Вот почему таких людей (детей) отсеивает эта система, занимаясь только с теми, кому «дано». Хотя «бездарность» такого рода — вина системы! Объясню, почему.
Современное образование — это по сути передача алгоритма действий, включающих некий интеллектуальный процесс, направленный в основном на повторение, заучивание и воспроизводство данного алгоритма с минимальным проявлением индивидуальности.
Школы искусств (обучение пению, игре на музыкальных инструментах, рисованию, танцу и т.д.) по сути предлагают то же самое: повторение за учителем, заучивание гамм, чужих пьес, художественных стилей, танцевальных движений. Творчества как такового и здесь, к сожалению, почти нет. Выпускники школ искусств похожи на роботов, повторяющих правильные ноты, красивые пассы и однотипные линии. И поэтому большинство из этих деятелей искусств как две капли воды похожи друг на друга. Творчество же есть создание нового, абсолютно нового. Те, кому удается сделать это хоть в малой степени, воспринимаются как гении или идиоты (простите мой английский).
Я считаю, что нормальное состояние человека — творить везде и всегда: петь, писать стихи, сочинять музыку, строить уникальные дома…
И все это легко уместится в одном мозгу, в уме одного человека, если…
Если что?
Если у этого мозга — ума социальной личности (только так наш человек сейчас ошибочно понимает мозговую деятельность) — будет контакт с душой. Это значит, что мозг и ум (интеллект) сами по себе не представляют настолько значимого элемента обучения, как принято считать.
Главные элементы обучения с творческой направленностью — это налаживание связей:
душа — дух — интеллект — ощущения тела — тонкие уровни восприятия. Порядок расположения связей в данном случае не имеет значения.
Полет между этими уровнями и поиск нового становится возможен, если человек хорошо чувствует и с детства растит свою душу, питая ее новым опытом жизни и новыми состояниями сознания в каждый момент улавливания тонких взаимосвязей всего со всем.
Ось (позвоночник, энергетический столб) — это место, где размещается в нашем теле душа (см. Приложение, статья «Воспитание (в ось питание). В какую ось и чем питать»). Этим я хочу сказать, что воспитанный человек — это тот, в ком душа растет (ведь она растет всю жизнь) и проявляется уже самостоятельно.
Современное образование не использует понятия души и тем более тонких планов, считая это бесполезной эзотерикой или даже вредной магией, а попросту — иллюзией! Такое обучение становится шаблонным и скучным. Вот почему дети сейчас так рано отказываются учиться. Они не видят света и смысла в таком обучении. И как всегда правы!
Заставить ребенка учиться в такой системе невозможно, поэтому детей пытаются развлекать во время занятий. Развлечение — это переключение внимание от смысла, к разрозненным и неожиданным (поэтому часто смешным, но по сути нелепым, бессмысленным) вещам, вырванным из контекста картины бытия. Я считаю, что развлекать детей на уроках — еще большее преступление, чем скрывать от них смыслы и наличие души.
Развлечение несет функцию отвлекать от души и ее проявлений далеко и надолго. В итоге дети могут вовсе перестать желать искать смысл даже за пределами школьной программы. Душа желает чувствовать все оттенки жизни: и минор, и мажор в определенных индивидуальных пропорциях. Так душа находит смысл и правду во всем и без этого она нежизнеспособна!
Сейчас часто слышишь: что ты все о грустном? И так жить тошно. Давай что-нибудь веселое! Только невоспитанные люди могут так говорить.
Снова идем по ниточке смыслов. Грусть-груз-погружение. Куда погружение? Да в смысл, конечно! Если смысл и его поиск ассоциируется со скучным — душа погибла.
Когда ученик с запросом познания приходит ко мне, и я открываю ему смысл пения как опыта души, ни о какой скуке речи не идет. У ребенка глаза горят, и он счастлив приложить свое внимание к предмету исследования, потому что это и есть творческий поиск души и ее восторг от полученного опыта!
Что я хотела всем этим сказать? Научиться петь можно только на основе глубоко погружения в мир своей души и поиск ответов на все вопросы вокального звучания. И они там есть! Стоит только научиться погружению в творческий поток, в мир воображения, и вы находите все тонкие связи и образы, которые создадут ваш уникальный голос. Я иду с учеником в этот мир как проводник. Без алгоритмов, правил и шаблонов. Ученик сам находит и чувствует истинность всех ответов, потому что видит и ощущает их своей душой как органом многомерного восприятия.
Пять догм о вокале
До-гм-а — это идея, которую вам предлагается принять ДО того, как вы начали анализировать, то есть не обдумывая (гм — междометие обдумывания).
Вот эти догмы:
Пение — это не для вас. Вы не хотите петь.
Пение — это талант. У вас не достаточно таланта.
Возраст. Вы слишком молоды или стары, чтобы петь.
Пение требует здоровья, а у вас нет сил.
Своим пением вы будете мешать соседям или домашним.
Теперь будем их развенчивать. Так же по пунктам:
Пение — это не для вас. Вы не хотите петь. По моему опыту так говорят люди глубоко зажатые, но петь мечтает и стремится любая душа. Наедине с собой эти люди думают, как могли бы петь и очень страдают. Желание и стремление к пению, мотивация, которую дает преподаватель, помогут вам преодолеть ваши проблемы.
Пение — это талант. У вас не достаточно таланта. Талант как явление несомненно существует и это прекрасно. Талант помогает человеку быть более успешным в одной или нескольких сферах жизни. Но нет таланта без труда и учебы. Прекрасно, когда человек самоучка, если он, благодаря своим способностям, достиг поставленной цели. Но и, не обладая видимым талантом, вы можете найти того, кто вселит уверенность в себе, раскроет ваш потенциал, поддержит, одолжит вам свою энергию вдохновения, зарядит на успех, и вы сможете поднять свой уровень в любом деле.
Возраст. Обучение всегда омолаживает, потому что человек, открывающий для себя новое, освобождается от отрицательной и заряжается положительной энергетикой. С возрастом учиться становится все сложнее. Этому есть объяснение: снижается подвижность психики, которая для обучения должна быть гибкой, чтобы преодолеть негатив, скрытый в старых программах и перезаписать уже не работающие шаблоны. Но сложно — не значит невозможно. Пробовать всегда стоит. Помните: пока мы живы, никогда не поздно что-то начать… Но и конечно стремиться закончить!
Пение требует здоровья, а у вас нет сил. Ресурсы тела зависят от правильного дыхания. Звукоизвлечение — это проработка психотравм и улучшение нервной проводимости всего тела. Мы поем всем телом. Расходуемая энергия на этот процесс с лихвой окупается вашими достижениями и приливом сил, который дает правильное диафрагмальное дыхание и др. практики. Вибрации начинают проникать во все участки тела и оздоравливать его, это звукотерапия. Состояние при пении меняется. За ним меняется восприятие мира, и человек чувствует себя моложе и здоровее.
Своим пением вы боитесь помешать соседям или домашним. Вы думаете, что соседи и домашние могут не очень хорошо реагировать на ваши вокальные занятия? Но часто — это только ваши страхи. Я всю жизнь пою и только один раз выслушала недовольство соседей, когда, забывшись, пропела до 23.30 вечера! Больше — ни разу. Поверьте, не все люди будут говорить неприятности вам в лицо. Соблюдайте меру и такт, и люди вас поймут. Подробнее о данной проблеме — в отдельной главе (см. ниже).
Избавьтесь от иллюзий, что ваше пение должно быть кому-то нужно. Примеры «звезд» по моему большому опыту не стимулируют учиться петь, а наоборот оказывают тормозящее влияние. Внешняя картинка всегда обманчива. Слава певца не должна быть целью вашего обучения.
Кому нужно ваше пение? Оно нужно только вам и вашей бессмертной душе. А это очень много!
Что такое вокальные данные и как их развить
К вокальным данным относится всё, что напрямую связано с процессом пения. Данные — это не только то, что есть у вас от природы, но и то, чему вы учитесь в течение жизни. Поэтому ни в коем случае не стоит думать, что кому-то дано петь, а кому-то нет!
Моя практика показала, что если человек действительно хочет петь и упорно занимается, то он обязательно научится.
Не буду говорить, что научиться петь всем легко. Кому-то легче, кому-то сложнее. Кому-то один-два урока дают существенный прорыв, а кто-то только через месяц занятий понимает свои главные проблемы и словно начинает все сначала. Многое зависит от вашей нервной системы: сколько блоков и зажимов на пути вокального звука вы накопили в течение жизни. И, поверьте, эти блоки есть абсолютно у всех.
Итак, под термином «вокальные данные» мы будем подразумевать следующие факторы звукоизвлечения:
Музыкальный слуховой контроль. Так я называю музыкальный слух, или точное попадание в ноты. Если у вас в той или иной степени есть эта проблема, вам понадобится больше времени, но хорошо петь вы все равно сможете! Этот вид ощущений очень тонкий и развить его можно с помощью несложных иррациональных практик.
Сила диафрагмы — основной дыхательной мышцы. Чтобы обеспечить качественный вокальный вдох и выдох, она должна двигаться свободно и полностью раскрываться по всей окружности в нижней части грудной клетки.
Качественное смыкание голосовых связок, которое дает красоту тембра, мелодичность и чистоту звучания.
Открытость гортани и челюстей, устранение челюстного зажима.
Дикция и артикуляция, работа языка. Устранение дефектов речи.
Эти пять пунктов — на первом этапе основное, чем мы занимаемся. В последствие освоения вокального мастерства также будет важно освоить следующее:
Управление вокальными позициями, определяющими различные качества звука, умение направлять звук в усиливающие резонаторы.
Расширение своего диапазона и овладение ранее несвойственными вокальными регистрами, модными приемами, украшениями.
Эмоциональная интонационная игра певца-артиста.
Сценическое мастерство: осмысленная поза, движения и жесты, наряд, прическа, раскрывающие глубину и смысл песни, а также подчеркивающие характер певца.
Только один фактор можно считать природным — это окраска голоса — тембр, на который влияет длина связок, и другие индивидуальные особенности строения органов, а тембр — это и есть звуковое отображение души и личности певца, как человека и артиста. Это творческая индивидуальность. И ее необходимо раскрыть максимально полно. Сила вашей души, включенная на полную мощность, — это вера в себя, она поможет вам учиться быстрее.
Разумеется, все мы разные и одним дается легко развить какое-то одно качество, а другим другое. У кого-то связки тянутся лучше, у кого-то хуже, у кого лучше работает язык, а у кого-то имеется большой зажим в челюсти и т.д. Но никогда нельзя выносить приговор и сказать человеку, что у него нет вокальных данных. Потому что петь хочет душа и поет она только тогда, когда мы готовы ее раскрыть.
С пониманием этих вещей мы тоже работаем на индивидуальных занятиях. Это глубокий психологический процесс нахождения и ликвидации внутренних зажимов, мешающих петь, который на мой взгляд гораздо важнее техник и упражнений, которыми занимаются певцы.
Поэтому в нашей студии применяются медитации — глубокие погружения в слои сознания, где лежат причины блокировок голосового канала и не только его. В результате этих практик ученик начинает лучше слышать музыку и понимать себя.
Что такое душа
С точки зрения пения, Душа — это и есть наилучшее проявление вашего голоса, когда он звучит свободно и в каждом повороте звука, в каждом слоге и даже в паузах песни вы сами, а значит и слушатель, слышит то, для чего нет и не может быть слов. Это иной мир, где есть только высокие чувства гармонии, полета и миллионы оттенков счастья. Это можно еще назвать выразительностью.
Душа — это чудо, которое живет внутри каждого человека. Души бывают разные, как и люди. Однако бывают люди и без души. Точнее, там имеется некая структура, которая является чуждой большинству наших представлений о любви, совести, справедливости и т.д.
Но мы будем говорить о русской душе или душе близкой к русской, российской культуре. Пение для таких душ еще во времена моих родителей было вполне естественной вещью. И хотя кто-то пел лучше, кто-то хуже, но, мне кажется, так или иначе, пели все.
Почему сейчас мало поющих людей и детей? Мир изменился, стал жестким, вводятся все новые и новые правила и ограничения. Это влияет на души. Душе необходима свобода. Она не может жить в теле, полном запретов и страхов.
Многие ошибочно полагают, что душа — это только добро, самопожертвование, сострадание. Нет.
Душа — это смелость и искренность, поиск и знание, борьба, упорство, правда и сама истина…
Душа с точки зрения магии — это ЭИС (энергоинформационная структура), расположенная в энергетическом теле человека в районе позвоночника и похожа на вертикальный светящийся столб, выходящий за пределы физического тела вверху и внизу. Маги видят свою душу и общаются с ней постоянно. Это и есть целостность человека: единство личности и души.
Душа дает много подсказок. Личность человека обязана учиться общению с душой, иначе жизнь становится бессмысленной. Данное общение проще всего наладить с помощью творчества. Но творчество должно быть настоящим. Каким?
Без правил и рамок, без шаблонов и самообмана, при полном погружении в себя и пространство, в тонкий мир творчества. В этом мире можно научиться перемещаться и взаимодействовать с разными объектами. Этот процесс называется воображением. Но воображение — это не иллюзия. Это конкретные действия.
Для вокала эти действия заключаются в том, чтобы раствориться в звуке и начать его слышать внутри себя. Потом найти ту зону, которая отвечает за пение и начать петь. Необходимо достичь такого состояния, когда начинает казаться, что поешь не ты. Непонятно, кто поет внутри тебя. Это будет прекрасный чистый голос. Это и будет голос твоей души!
Когда ученик слышит и чувствует это, вопрос, что такое душа и где она находится, отпадает. Вернее, так начинает устанавливаться связь с душой, общение с ней. Но процесс этот бесконечен. И это прекрасно!
Если изобразить душу графически, то она имеет вполне конкретное местоположение (рис. 1). В физическом теле — это позвоночник. Далее ось души выходит за пределы тела на бесконечность вверху и бесконечность внизу. Более подробно о структуре тонких тел поговорим ниже.
Рис. 1. Ось личности «Я есмь».
Таким образом, становится понятно, почему человека называют космическим проводником. Ось души соединяет Атман — космос — с энергополем нашей планеты. Увидеть такую структуру и связи можно с помощью определенных медитаций.
Магия и вокал
Снова и снова в своих книгах должна высказаться в защиту магии, хотя она совершенно не нуждается в таковой. Это люди нуждаются в правильном понимании магии, чтобы стать хоть чуточку более счастливыми. Стать по-настоящему нравственными.
Многие считают, что магия — это всего лишь колдовские мероприятия по привлечению в свою жизнь или отторжению того или иного обстоятельства или человека, связанное с корыстными желаниями и взаимодействием с темными силами (духами). Например, приворот, остуда, стяжательство чужой энергии (крадник), порча и т.п. Такие действия чаще всего ведут людей за границы, где нарушается закон свободы воли другого человека, поэтому этот человек вскоре будет иметь проблемы вследствие своих невежественных действий.
Магия намного более обширна и поддерживает принципы мироздания, потому что она и является этими принципами. Маги говорят, что определение магии дать невозможно. Да, это так. Потому что магия включает все и не включает ничего из человеческого мира. Она лежит за пределами нашего понимания. Она беспредельна. Человек может прикоснуться только к части магии. Если человек станет магом, он сможет применять некоторые аспекты магии и контактировать с помощью магических инструментов с теми или иными силами и богами. Он перестанет быть человеком в том смысле, как мы привыкли это понимать.
Магия — это и боги с их иерархиями (пантеонами), и человек, и сущности всех слоев мироздания, в том числе неорганические и неодушевленные. Это стихийные силы и законы существования ареалов животных и насекомых… У магии бесконечное число лиц и имен. Определение — от слова предел, поэтому у магии нет определения. Но человек имеет счастье изучать магию и применять ее законы для собственного духовного роста.
Нас, как вокалистов, интересует такая сторона магии как сознание человека во всей его полноте, в том числе и главным образом — контакт с собственной душой и через него умение смещать восприятие в тонкий мир. Для этого рассмотрим структуру человеческого сознания (рис 2).
Обычный социальный человек владеет немного физическим и ментальным планами. Эмоции свои он не контролирует, хотя примерно понимает, что это такое. Контролировать потоки событий, управлять ими, а также перепрограммировать свои ценности и убеждения (с пониманием, когда и для чего это необходимо) — вот о какой магии идет речь в данной книге.
Практическое применение рассмотрим на примере. Чтобы запеть непоющему человеку, надо влезть в собственную программу запрета звучать, которая находится в будхиальном теле и начать с ней работать. Удалить ее полностью не получится. Только трансформировать, переписать заново.
Магия начинается с ощущений. Развивать тело ощущений необходимо для того, чтобы открылся доступ в тонкий мир. Видеть, но не чувствовать не имеет смысла. Управление — это контакт, а контакт — всегда ощутим. Чувство тактильного контакта может быть не только в нашем мире. Но и в тонком — там, где нам предстоит начать работу со звуком.
Ощущения сразу не возникают. Они также заблокированы, как и голос. Но постепенно мы начинаем слышать свое сердцебиение, вибрацию звука в ногах, позвоночнике, на макушке. Тогда возникает и понимание, что такое пение через ощущения.
Талант
Попробую дать определение таланта, которое не зависит о того, к чему проявляется этот талант.
Талант — это проявление одной или нескольких особенно выпуклых граней души.
Это непрерывный доступ в тонкий мир, к некой волшебной полочке, проявленный в нашем мире как творчество, магические способности. На физическом плане это выглядит как высокая нервная проводимость, чувствительность, дающая внимательность и концентрацию, интуитивное мышление, способность генерировать идеи, образы, способность учиться самому (самоучка) и учить других, брать ответственность за свои проекты и не бояться трудностей в их реализации.
Талант может быть проявлен очень глубоко и широко. Полностью раскрытый и реализованный талант — это гениальность. Но может быть проявлен лишь в каком-то узком направлении. Например, только как талант к рисованию. Но, на мой взгляд, такие люди просто недостаточно изучили свои возможности. Есть фраза о том, что талантливый человек талантлив во всем. Это ближе к истине.
Талант должен сопровождаться смелостью, иначе ему не удастся полностью раскрыться во внешнем мире, для людей. К сожалению, темп и нравы нашей действительности не способствуют раскрытию всех талантов. Тот, кому удалось реализовать хотя бы какую-то сторону души, — уже счастливчик.
Хочу ликвидировать распространенное заблуждение: надо быть лучшим или вовсе не быть (артистом, поэтом, певцом…). Это тот самый тормозящий развитие перфекционизм. Ничего не делая, невозможно что-то улучшить. Начинайте делать. Учитесь на своих ошибках. Просто учитесь видеть, чувствовать, ощущать…
Халтура на сцене конечно недопустима. Но что значит «лучший»? Нужны разные певцы, артисты и пр. А петь, как мы помним, нужно именно вам. Внутренний цензор подскажет, когда выходить на сцену. Зрители и мода — это вторично. Поэтому всегда слушайте себя и доверяйте себе! Это и есть духовная полнота, когда ваша душа с вами в согласии.
Ансамбль «Василиса», руководитель Е. Новопавловская, 2019 г.
Мое пение мешает соседям?
Еще раз вернемся к этой теме. Вы думаете, что соседи и ваши домашние могут не очень хорошо реагировать на ваши вокальные занятия? Но часто — это только ваши страхи.
Что скажут соседи? Ничего! Ничего они не скажут. Это на 90%.
Давайте разберем этот ложный страх: страх чужого мнения и того, что вы мешаете соседям или еще кому-то мешаете. Нас приучили жить и бояться.
Я всю жизнь пою и только один раз выслушала недовольство и то, только, когда, совершенно забывшись, пропела до 23.30 ночи! Больше — ни разу.
Поставьте цель и идите к ней, поймите, что все мы кем-то загнаны в тесные квартиры именно для того, чтобы мешать друг другу развиваться. Но ваше развитие важнее предрассудков.
Не пользуйтесь микрофоном, пока не запоете в ноты и не укрепите диафрагму. Помните, что пение (без микрофона) — это не самый громкий звук, который издают жильцы. Учитесь петь с тихих звуков, которые будут мягко литься из вашего тела. Если все-таки кто-то вам возражает, скажите, что вы имеете право развиваться так, как вам надо. Пусть войдут в ваше положение.
Поверьте, не все люди будут говорить неприятности вам в лицо. Не пойте до 9 утра и после 9 вечера, и все будет нормально.
Если, к примеру, за стеной ребенок спит днем в определенное время, договоритесь с соседями, что вы не будете заниматься в эти часы. Только так, чтобы это были одни и те же часы, а не каждый день разные.
Если родители против вашего пения — они успокоятся, когда увидят ваши результаты, попросите потерпеть и пообещайте, что скоро вы запоете классно и объясните, как вам это необходимо! Проявите здоровый эгоизм. Здесь он будет вашим помощником.
Детский вокал
Ребенок и взрослый поют по-разному. В чем же отличие, и что надо учитывать преподавателю пения?
Говоря о развитии вокальных данных, можно считать взрослым человека примерно лет с 21-25. Мальчик-юноша проходит ломку голоса, и звучит уверенным тенором или баритоном. Это другая энергетика. Девочка-девушка, хотя ломку явно не проходит, но тоже меняется энергетически.
Энергетика взрослого человека, как цветок, расцветает в полную силу. Ребенок поет в основном грудью и головой, т.к. половые центры неразвиты, преобладают верхние частоты. Взрослый звучит и ногами, и животом (должен звучать), потому что это необходимо для энергопитания тела из земли. Поэтому в голосах появляются низкие вибрации (частоты), голос становится сильнее, увереннее, насыщеннее. Не зря же говорят, что вырастить ребенка значит «поставить на ноги». Через ноги происходит основной энергообмен физического тела и энергии Земли, и происходит это через движение. Отсюда становится понятным, почему ребенку необходимо так много движения — дети хотят бегать и прыгать, заниматься спортом. Запрещая детям достаточно двигаться, мы лишаем их энергии Земли.
Это надо учитывать преподавателю пения при работе с резонаторами груди и живота, ног и головы. Надо дать понимание ребенку, что поет всё тело, чтобы в дальнейшем, когда откроются эти энергоцентры, он смог звучать правильно. Но ожидать, что ребенок будет петь полноценно животом и ногами — не стоит. Можно и нужно развивать ощущение вибрации в ногах и животе (например, с помощью танцевальных ритмических движений, совершаемых тут же при пении), прокачивать звук по телу, усиливать подачу звука в голову и гортань через работу мышц живота и ног.
На своих уроках я говорю: слушай музыку животом. Они понимают меня и сразу чувствуют, что надо делать и поют лучше. Самое главное открыть ребенку, что существует чувственная сторона мира, система восприятия телом — звука, информации и дальнейшее преобразование этой информации через собственный голос как нового аспекта этого мира. И что он — ребенок, человек, может стать проводником этого канала. Это даст ребенку понимание, для чего человеку петь и как петь. Рисунки с изображением оси — канала души (рис. 1) и тонких тел (рис. 3) приведены выше и ниже по тексту, и мы вернемся к этим темам более подробно.
Научить ребенка чувствовать при пении свое физическое (плотное) тело, а главное — тонкие тела гораздо проще, чем даже на уроках йоги. Ведь, считывая информацию с учителя (как и чем петь), ребенок понимает, что делает это иными органами восприятия, нежели умом. Просто учитель пения должен постоянно заострять на этом внимание ученика, будь то взрослый или ребенок. Однако у ребенка это, во-первых, проще пробудить (иногда и видение тонких тел сразу включается), и, во-вторых, останется и закрепится надолго, потому что дети еще не разучились удивляться. А удивление — это моментальное открытие сознания, при котором информация проникает глубже уровня ума и записывается надолго. Эти открытия пробудят в ребенке понимание многогранности мира и человека, чувство и желание поиска, самоисследования и самообучения.
Домашнее пение как метод воспитания
Мне очень повезло, что у меня были поющие родители! Я не могла не петь, потому что в семье пели по праздникам и просто так. И хотя родители совершали большую ошибку, пресекая мои мечты стать профессиональной певицей, говоря, что у меня нет голоса, я пела постоянно.
Что происходит, когда ребенок растет в обществе поющих (путь и непрофессионально) родителей? Он слышит и впитывает, как надо петь и чувствует при этом своей детской неиспорченной душой все тонкости и нюансы этого искусства. Он начинает прислушиваться, как поют профессионалы, интересуется музыкой.
Ребенок поющих родителей развивается не принудительно, а совершенно естественно! Достаточно, чтобы пел хоть кто-то в семье. Даже приходящая бабушка. Дети не могут не реагировать на душевное, мелодичное звучание голоса любимого человека — мамы, папы, бабушки…
В настоящее время редкая мама, к сожалению, понимает, как важно петь ребенку колыбельные песни!
Да, не любая музыка подходит для развития ребенка! Часто приходится наблюдать, как маленьким детям включают агрессивную музычку для взрослых, и поощряют танцевать под всеобщий хохот взрослых. Это полнейшее невежество!
Дети должны учиться любить мелодичную, красивую и спокойную музыку. Только в этих условиях душа ребенка раскрывается к безопасному и искреннему общению, к проживанию прекрасного. Подойдут балеты Чайковского, многие песни советских композиторов, музыка из советских мультфильмов.
Учите и пойте с ребенком детские песни. Это сделает ваше общение более доверительным.
Обратите внимание, какая музыка звучит на детских утренниках в садике. С каким вкусом воспитатель-музыкант подбирает для детей песни и мелодии? Это очень важно!
Если вы поющие бабушка или дедушка, а родители внука (внучки) петь не любят, старайтесь заменить их в этом деле. Внуки будут вас очень ценить, это я проверила на себе.
Принимая решение отдать ребенка в музыкальную школу, на танцы или в подготовительную музыкальную студию, поговорите с ним. Пусть это решение будет совместным и заранее подготовленным. Пусть ребенок как можно раньше почувствует важность музыки и пения в жизни человека.
Если в музыкальной школе большая нагрузка (а чаще всего это так) — это может отвернуть ребенка с музыкального пути навсегда. Лучше позвольте ему оставить эти уроки и заниматься самому или с частным преподавателем, чтобы сохранить желание и творческий порыв. Это мой опыт и мнение.
Одно несомненно. Если вы сами достаточно хорошо поете (голос звучит легко, и вы наслаждаетесь этим процессом) или играете на чем-либо, то ваше пусть и непрофессиональное пение и игра на инструменте дадут маленькому ребенку намного больше, чем годы учебы в музыкальной школе.
Слушая пение и задушевную музыку, ребенок растет с открытым сознанием*, его будет затем труднее обмануть, запугать, сбить с толку. Он будет чутко проживать свою жизнь и будет гораздо счастливее и увереннее в себе.
Сейчас многие духовные учителя приходят в единогласному выводу, что творчество — это первый шаг к просветлению! Не внушайте ребенку, что творчество не принесет ему материальных выгод во взрослой жизни. Свободное занятие творчеством в детстве поможет ребенку почувствовать, каким трудом зарабатывать себе на жизнь, и в нашем жестоком мире, где талант и творческий подход воспринимаются часто как нечто ненужное, все-таки найти себе работу по душе!
Работа с детьми с ДЦП. Музыка и пение при психических отклонениях
Любые размышления начинаются с того, чтобы сформулировать правильный вопрос. Тогда, отвечая на него, мы получим концепцию, подход, методику. Итак, какой вопрос необходимо задать сейчас?
Почему творчество так благотворно влияет на любого человека?
Почему такой вопрос? Ведь речь в заголовке идет о людях (детях) с отклонениями. Да потому, что наша задача — исцеление творчеством. Верно? У меня еще нет такого конкретного опыта, но я думаю, что это возможно.
Творчество оказывает влияние на ту сферу сознания (сверхсознание), которая является управляющей по отношению к уму и телу. Вернемся к схеме энергетической структуры человека. Верхние чакры (энергоцентры) управляют нижними. Самым нижним является тело и чакра муладхара. Ум стоит на уровне чаркы анахата. Как видно над умом есть еще 3 центра, которые мы даже не можем адекватно именовать — там полная путаница. Йога и творчество, объединяясь, дают эффект гармонизации всех уровней и чакр. Человек начинает сочинять стихи, танцевать, вспоминает себя ребенком. Этот процесс называется освобождением сознания. Когда освобождается сознание, то освобождается и тело.
Один раз ко мне привели мальчика 8 лет на занятия по исправлению речи. Мама его не сказала мне по телефону, что у него был диагноз ДЦП. Но при первом взгляде на ребенка это было понятно. Да, форма может быть была не очень тяжелой, но тем не менее.
Как общаться с такими детьми? Конечно через диалог с его душой. Нужно установить такой контакт, такую степень доверия, какая только возможна. Только поток любви может исцелить малыша.
Мы стали говорить о разных вещах. Я прощупывала почву: через какую тему ребенок начнет открываться. Что его волнует? На уроках вокала и йоги постепенно становишься психологом. Поэтому я стала параллельно помогать детям в развитии речи, хотя логопедических знаний не было, было только понимание (чувствознание) и личная сила моей души. У меня получалось пробить блокировки, мешающие детям слышать звуки и произносить их. Это происходит так же, как и на вокале при исправлении слуха. Удавалось довести внимание ребенка до необходимой концентрации, а далее — практическое закрепление результата.
Недостаток внимания как недостаток энергии, получаемой через внимание взрослых (с первую очередь родителей!) и как следствие — небрежное отношение к произношению — вот причина всех нарушений речи. Но об этом стоит писать другую работу.
Однако понятно, что проблемы детей надо начинать решать с их родителей. Почему мамы, папы и даже бабушки стали уделять детям настолько мало внимания, что они и говорить-то научиться не могут? Это социальная проблема, характерная для нашего времени. Раньше с этим было намного лучше. Я учила говорить свою внучку, когда поняла, что дочь не справляется с этой задачей. У меня всё получилось, и я спросила себя: почему же я другим детям помочь не могу? И начала заниматься приемом детей с дефектами речи.
ДЦП — врожденное заболевание. Но это не меняет моего исходного принципа: вмешательство и помощь возможны только путем усиления внимания, повышения энергетики ученика-пациента за счет моих душевных сил.
Максимально этому способствует музыка. После написания букв и произнесения слов я предложила мальчику (его звали Олег) просто сеть за пианино и поиграть. Я увидела, что он проявил интерес к инструменту. Мы беседовали с его мамой, а он что-то играл…
Сначала это были робкие звуки, пробы. Но вот спустя пару минут мы услышали нечто, похожее на настоящую музыку. По поведению ребенка было видно, что он перешел в другое состояние: расслабился (ведь ДЦП — сильнейший зажим, спазм мышц), стал мечтать и испытывать удовольствие. Мука, присутствовавшая на его детском лице до этого, ушла! Я была потрясена и мама тоже. Мы договорились и дальнейших занятиях. Я предложила подключить и йогу. Она согласилась. Олегу так понравилось играть, что он не хотел уходить!
Я была немного напугана сложностью своей задачи, но мобилизовав свои душевные силы, стала изучать вопрос ДЦП в интернете, читать статьи на эту тему. Я поняла, что моё чутьё не подвело и, хотя во всех статьях было сказано, что эта болезнь не излечима, я поняла, что йога и творчество — это действительно те инструменты, которые в сочетании с правильным подходом могут как-то помочь.
Психические проблемы — это дисбаланс ума и души, возникающий по причине энергопробоя тонких тел человека. ДЦП — это такая блокировка тела, при которой сознание недополучает большое количество энергии и поэтому оно как бы разорвано на части. Оно не может контролировать одновременно физические (тело) и психические (эмоции, реакции) характеристики. Мне было бы интересно поработать с этим мальчиком, но к сожалению его семья видимо не поддержала предложенные мною методы и они больше не пришли. Грубо говоря, испугались моего нестандартного подхода.
Я думаю, что если бы этот подход массово можно было практиковать с душевнобольными, то перемены бы обязательно наступили. Результат обязательно был бы, потому что основа моего подхода — не медицинская, не психологическая, а энергетическая. Йога утверждает, что причина любых нарушений в теле и психике — это блокировка энергопотока. Если мы налаживаем поток, то все проблемы уходят.
Так как же ответить на мой первоначальный вопрос: почему творчество так благотворно влияет на любого человека? И почему оно может помочь даже психически больному?
Видимо, потому что творчество подключает человека к изначальной силе творца, силе преображающей и трансформирующей. Эта разумная сила дает дополнительный приток энергии в ЭИС человека и происходит улучшение, исцеление. Ведь все мы в этом мире так или иначе недостаточно здоровы.
Пение — это способ открыть энергопоток, т.е. усилить свое взаимодействие с естественными (природными) источниками энергии, напитаться ими и исцелиться от проблем. С помощью учителя-энергопрактика это возможно сделать быстрее.
Е. Новопавловская — ведущая концерта, 2008 г.
Речь и музыка. Пение в природной логопедии
Я написала несколько книг. Одна из них — «Природная логопедия», где я рассказываю, как с помощью природных знаний, чувствительности и простых образных психотехник улучшить речь свою или ребенка. Приведу здесь одну главу из этой книги, т.к. она напрямую связана с пением и показывает суть универсального метода, применимого ко всему.
В моей книге о вокале «Позвольте себе петь!» я писала о психологических зажимах, препятствующих свободному прохождению звука. Рекомендую ее прочитать, т.к. работа с речевым и певческим каналами очень похожа.
Известно, что заикание при пении исчезает. Музыка творит чудеса, потому что переводит нас в особое состояние. Когда мы поем, то не думаем в привычном смысле слова. Это помогает перестроить привычный взгляд на речь, когда эта привычка сформировалась под действием невроза, т.е. неправильно.
Я часто пою с детьми на логопедических сеансах. Они раскрываются и начинают проявлять ко мне гораздо больший интерес, слыша, как красиво и легко звучит мой голос.
Музыка помогает ребенку переключиться от напряжения логопедических упражнений, расслабиться. Но одновременно, делает его более внимательным и спокойным. Она помогает понять, как важно исправлять речевые нарушения, потому что во время пения, они становятся как бы более заметны. После этого мы снова с учеником продолжаем с большим усердием выговаривать звуки.
Под музыку веселее пропеть да-да-да, ла-ла-ла, ри-ре-ря-рё-рю. Творчеству здесь нет границ.
Голосовой поток с применением диафрагмального дыхания при пении работает интенсивнее, поэтому может быть легче прочувствовать свою речь и исправить ее.
К сожалению, чаще всего, в музыкальной школе не учат диафрагмальному дыханию. Поэтому я занимаюсь его постановкой с учениками на уроках вокала и сеансах логопедии. Часто это бывает настоящим открытием, что ученик начинает сразу лучше петь. Диафрагмальное дыхание помогает начать чувствовать не только, как человек дышит, но и включить всё тело ощущений, без чего невозможно развить ни единого навыка.
Ощущения работают на вокале, так же и на логопедических сеансах, важно научиться чувствовать слабо контролируемые телесные процессы, а затем и те, что пока вовсе не контролируются, и тогда их можно будет исправить. Ведь влиять мы можем только на то, что знаем и чувствуем. На этом основаны все так называемые экстрасенсорные способности. Именно ощущения лежат в их основе.
При достаточном усердии можно научиться слышать, как ваше сердце бьется в каждой зоне тела, как движется по позвоночнику спинномозговая жидкость, как меняется ваше настроение еще до того, как оно окончательно упало, и изменить это. Ощущения и управление ими творят чудеса. Это базис магических практик.
При работе с речью мы должны развивать все ощущения, связанные с процессом речи. Так налаживаются нейронные связи, которые заблокированы в детстве в результате стрессов, непонимания и обид.
Музыка и пение — это один из самых мощных инструментов для развития тела ощущений, потому что здесь ощущения не совсем тактильные (звук, вибрация струн и голоса), но если указать ученику на это соответствие, ему становится легче понять, как много ощущений мы можем воспринимать, и как это важно для его речи.
Еще больше раскрыть тему социальных предпосылок неспособности к творчеству у детей и взрослых помогут мои статьи в Приложении. А мы идем дальше.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Волшебный голос. Энергетические ключи к магии вокала предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других