Популяризатор с евреями в машине времени

Ефим Терлецкий, 2018

Друзья, каким образом можно приобщиться к необычайным событиям невероятной еврейской истории? Только двигаясь по ней в воображаемом экипаже, скажем некоей машине времени. Итак, вперёд! Или назад? Все равно двинулись, скучно не будет! Я считаю, что биография каждого еврея, где бы он ни жил и кем бы он ни был, не может быть отделена от судьбы всего еврейского народа, его истории, и особенно того отношения к нему, которое получило название антисемитизма. Хочу начать с краткой исторической подборки мытарств евреев – этих вечных странников, изгоняемых отовсюду, прежде чем они попали в Россию. Я пытаюсь в меру своих сил показать даже не вечную неприязнь к еврейскому народу, а вражду, порой переходящую в ненависть, которой до сих пор охвачен мир и которую я испытал в какой-то степени по отношению лично к себе, живя в России, именовавшейся тогда гордо Союз Советских Социалистических Республик – СССР. Удивительно, что весь мир живёт по нравственным, а частично и по религиозным канонам, которые принесли евреи, однако мир этот не только не благодарен таким дароносцам, но и относится к ним крайне враждебно. Более того, теперь, когда еврейский народ, изгнанный из своей страны и рассеянный по всему этому злобному миру, после двухтысячелетнего изгнания вернулся на исконное родное место и создал здесь своё государство, завистливый мир злопыхательствует. Но это несколько другая история. Вот что писал барон Джонатан Сакс, главный раввин Великобритании в 2013 году: «Когда я был ребёнком, я никак не мог понять одно предложение в Агаде: “Ибо не один только фараон хотел погубить нас, но в каждом поколении встают желающие нас погубить”. И в детстве я думал, что эти слова относятся к поколению моих родителей, а не моему, родившемуся после Холокоста. Я вырос, не столкнувшись ни с единым случаем антисемитизма до одного дня, 11 лет назад. Одиннадцать лет назад наша младшая дочь, которая училась в английском университете, пришла домой в слезах. Она была на митинге против глобализации, который быстро превратился сначала в тирады против Америки, потом против Израиля и затем против евреев. И со слезами на глазах дочь сказала: “Папа, они ненавидят нас!!” Это ужасная ситуация, но она стала реальностью в современной Европе». Да, нас, евреев, ненавидели всегда… Почему? Ефим Терлецкий

Оглавление

Евреи в Александрии

В 332 году до новой эры Александр Македонский в походе против персов без боя захватил Египет и в западной части дельты Нила заложил новый город — Александрию Египетскую. После смерти Александра Македонского, как мы знаем, Египет отошёл к Птолемеям. Чего только не делается честолюбивыми людьми для усиления престижа своей власти. И вот самый первый из Птолемеев решил в полном смысле этого слова украсть тело Александра, своего недавнего повелителя, которого предполагалось похоронить в Македонии. Птолемей напал на траурную процессию, проходившую в Сирии, и, похитив забальзамированные останки Александра Великого, захоронил их в Александрии.

Александрия превратилась в богатейший город с широкими мостовыми, парками, ипподромами, водопроводом и уличным освещением. Здесь же находились знаменитый Александрийский музей — Мусейон, богатейшая Александрийская библиотека, грандиозный маяк на острове Фарос… Что говорить, Александрия стала средоточием греческой культуры. А кроме всего прочего, сюда стремились многие увидеть гробницу знаменитого полководца и основателя города Александра Великого.

Евреи, как полагал Иосиф Флавий, стали заселять Александрию ещё со времён Александра Македонского. В эпоху Птолемеев отношения между евреями и правителями были, как правило, вполне приемлемыми. По крайней мере, из пяти кварталов города два были заселены евреями, которые занимались в основном ремёслами и торговлей. Конечно, среди них встречались и богачи как, например ростовщики, купцы и сборщики налогов. Многие евреи даже стали александрийскими гражданами.

Хотя Александрия в значительной степени была заселена евреями, все же она оставалась преимущественно египетским городом, населённым греками. И евреи — эти упрямые люди с непонятной религией — начинают потихоньку вытеснять греков с насиженных ими мест. Эта конкуренция возмутила высокомерных эллинов, считающих себя хозяевами жизни. Но что можно было поделать? Первым делом очернить соперников, показав их мерзкую сущность. Это же так легко!

И вот нашёлся такой негодяй — и это ещё мягко сказано, — который это сделал. Краткая Еврейская Энциклопедия отмечает, что «первым литературным источником, в котором вражда к евреям представлена как одно из проявлений борьбы между цивилизованным миром и варварством, было сочинение египетского эллинизированного жреца Манефона (3 век до нашей эры)».

Сын грека и египетской жрицы из высших кругов Манефон стал верховным жрецом и служителем знаменитого Александрийского Мусейона. Он известен как автор книги «История Египта». Признавая исход евреев из Египта, он позволил себе «чуть-чуть» исказить картину, утверждая, что евреи не сами ушли из этой страны, а их изгнали потому, что они были больны проказой и представляли для египтян известную опасность. А вывел евреев из этой страны сумасшедший и тоже прокажённый жрец Моше-Моисей.

Манефон со смаком поливал грязью евреев: они де грязные, нечистоплотные, дикие, они назло египтянам приносят в жертву коров и быков в Иерусалимском Храме. И это возмутительно для египтян, у которых существовал культ быков и почитание священных коров. Как же кривил душой этот бытописатель, зная, что у евреев есть ритуальный забой млекопитающих и птиц, употребляемых в пищу, в соответствии с требованиями кашрута (термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения Галахи).

Животное должно быть забито «с уважением и состраданием» ритуальным забойщиком — религиозным евреем, прошедшим специальную подготовку и с разрешением на эту работу.

Увы, достаточно спокойное существование евреев в Александрии кончилось, когда Египет был покорен Римом. Это случилось в 30 году до новой эры в правление последней царицы эллинистического Египта из династии Птолемеев Клеопатры VII.

Да, да, это та самая знаменитая Клеопатра, которая прославилась любовной связью с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От Цезаря она имела сына, от Антония — двух сыновей и дочь. А чего стоят драматические самоубийства Антония, бросившегося на меч, и Клеопатры, принявшей яд!

Впрочем, мы отвлеклись… В начале римского периода положение евреев в Александрии ухудшилось. Не будем забывать, что город этот все же располагался в Египте, а римляне стремились проводить различие между греками — гражданами, которые пользовались всеми правами, и египтянами, которые облагались подушным налогом и рассматривались как подданные. Разумеется, что при этом евреи стали энергично добиваться гражданских прав. Однако за это время антисемитизм широко укоренился. Александрийцы, в основном греки, яростно противились тому, чтобы евреи становились гражданами их города. В 38 году нашей эры, в царствование римского императора Калигулы, вспыхнули антиеврейские беспорядки, отчасти вследствие позиции, занятой римским губернатором. Многие евреи были убиты, их руководители — подвергнуты публичному бичеванию, синагоги осквернены и закрыты; всем евреям было предписано проживать лишь в одном из кварталов Александрии.

После смерти Калигулы евреи вооружились и напали на греков. Бунт был подавлен римлянами. Император Клавдий возвратил александрийским евреям их религиозные и национальные привилегии, но запретил им добиваться расширения гражданских прав. В 66 году под влиянием Иудейской войны александрийские евреи восстали против Рима. Их восстание было подавлено. Было убито 50 тысяч евреев. В 115 году в Александрии вспыхнуло новое восстание, которое вскоре переросло в мятеж, продолжавшийся два года и охвативший почти всю еврейскую диаспору в Римской империи, известный как Вторая Иудейская война. В результате этого еврейство Александрии опять пострадало: была сожжена главная синагога, ухудшилось экономическое положение, число евреев в городе стало падать. На этом, пожалуй, мы остановимся и скажем о страшном навете на евреев, который тоже возник в Александрии.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я