Закон Божий для семьи и школы в вопросах и ответах

Группа авторов, 2014

Перед вами книга, которая в начале ХХ века была учебником по Закону Божию в народных училищах, средних учебных заведениях, церковно-приходских школах. Несмотря на то что сборник о. Григорием (протоиереем Григорием Васильевичем Чельцовым, духовным писателем, магистром Санкт-Петербургской духовной академии, 1840–1916) был составлен более ста лет назад, до сегодняшнего дня он не потерял своего значения, потому что рассказывает о главном, вечном – о Боге, Пресвятой Богородице, святых Православной Церкви и о важнейших православных праздниках. Настоящее издание будет хорошим подспорьем для изучения Ветхого и Нового Заветов и основ православной культуры.

Оглавление

  • О Боге

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Закон Божий для семьи и школы в вопросах и ответах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви

ИС 13-306-0464

Текст печатается по: Закон Божий для семьи и школы в вопросах и ответах/ Сост. протоиерей Григорий Чельцов. Издательство: Типографы М.И. Акинфшва / Санкт-Петербургъ, 1911.

В оформлении книги использованы работы художников А. А. Агина, Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда, Д. В. Полякова и О. А. Поляковой.

О Боге

1. Понятие о Боге

Бог есть Дух, вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный. Он сотворил все видимое и невидимое, все содержит в Своей власти и всем управляет.

Изъяснение понятия о Боге В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Вопрос. Почему Бог называется Духом?

Ответ. Потому что Он не имеет тела и Его нельзя видеть.

Вопрос. Значит, Он не имеет и таких глаз и ушей, какие у нас?

Ответ. Да, Он не имеет у Себя ничего телесного, но Он без глаз и ушей все знает, все видит и слышит.

Вопрос. Почему Он называется Духом вечным?

Ответ. Потому что Он всегда был, есть и всегда будет.

Вопрос. Мы еще называем Бога Духом всеблагим; что значит это слово и почему Бог так называется?

Ответ. Слово всеблагий значит премилостивый. Бог так называется потому, что Он так щедр и милостив, что всегда готов дать нам всякое благо и заботится о нас более, чем самый добрый отец о своих детях.

Вопрос. Что значит слово всеведущий и почему Бог так называется?

Ответ. Слово всеведущий значит всезнающий. Бог так называется потому, что Он все знает, что было, что есть и что будет вперед. Он знает не только то, что мы делаем, но и что говорим и даже что думаем.

Вопрос. Что значит слово всеправедный и почему Бог так называется?

Ответ. Слово всеправедный значит всесвятой и всеправосудный. Бог так называется потому, что Он не может погрешать и каждому воздает по делам его: хороших людей награждает, а дурных наказывает.

Вопрос. Почему Бог называется всемогущим?

Ответ. Потому что Он все может сделать, что захочет. Так, например, Он сотворил мир из ничего, одним Своим словом.

Вопрос. Что значит слово вездесущий и почему Бог так называется?

Ответ. Слово вездесущий значит везде находящийся. Бог так называется потому, что Он везде находится и от Него мы никуда не можем скрыться.

Вопрос. Почему Бог называется неизменяемым?

Ответ. Потому что Он никогда и ни в чем не переменяется. Каким Он прежде был, таков Он и теперь, таким и всегда будет. И чего Он прежде хотел (например, чтобы люди не грешили), того Он хочет и теперь и будет хотеть всегда.

Вопрос. Почему Он называется вседовольным?

Ответ. Потому что Он ни в чем не имеет недостатка и ни в чем не нуждается, а, напротив, Сам всем помогает и оказывает милости.

Вопрос. Почему Он называется всеблаженным?

Ответ. Потому что Он всегда имел и всегда будет иметь в Самом Себе полное блаженство и счастье, и мы нигде не можем найти столько блаженства и всякого счастья, как у Бога. Он также удостаивает наслаждаться блаженством и счастьем людей, если они того заслуживают.

Вопрос. Почему Бог называется Творцом?

Ответ. Потому что Он сотворил все видимое и невидимое.

Вопрос. Кто содержит все в Своей власти и всем управляет?

Ответ. Бог; поэтому Он называется также Владыкою, Вседержителем и Промыслителем.

2. О троичности Лиц Божества

Бог есть Един. Но, будучи Един по существу, Он в то же время Троичен[1] в Лицах. Поэтому мы часто называем Бога Пресвятою Троицею и в своей молитве к Нему говорим, например, так: «Пресвятая Троице, помилуй нас!» Здесь под именем Пресвятой Троицы нужно разуметь Единого Бога в трех Лицах. Первое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог Отец, Второе Лицо — Бог Сын, а Третье — Бог Дух Святой.

Каким образом Бог по Своему существу Один, а по Лицам Троичен, этого мы не можем постигнуть своим разумом. Сам Бог повелел нам веровать, что Он Един по существу и Троичен по Лицам. Поэтому мы так и должны веровать.

Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой равны между Собою и имеют одни и те же Божеские совершенства, одинаковую силу и честь, так что как Бог Отец есть Истинный Бог, так равно и Сын есть Истинный Бог, и Дух Святой есть Истинный Бог, и притом так, что в этих Трех Лицах есть только один Троичный Бог. Отличаются же между Собою эти Три Лица одного и того же Божества только тем, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын Божий рождается от Отца, а Дух Святой исходит от Отца.

3. О сотворении Богом мира

(за 5508 лет до Рождества Христова. См.: Быт. 1, 1-31; 2, 1–3)

Сначала, кроме Бога, ничего не было. Потом Бог сотворил из ничего одним Своим словом мир, то есть небо и землю, и все, что на небе и на земле: все видимое и невидимое.

Под невидимым разумеются, например, ангелы, которых Бог сотворил прежде человека и даже прежде всего видимого. Ангелы — это суть бестелесные духи, и потому мы их не видим. Но они иногда принимали на себя телесный образ, например, когда являлись святым людям. Слово ангел по-русски значит вестник. Эти духи названы ангелами потому, что Бог посылает их на землю возвещать волю Свою людям. Высшие из ангелов называются архангелами, херувимами и серафимами. Тот ангел, который дается Богом человеку, чтобы охранять его от всякого зла и направлять ко всему хорошему, называется Ангелом Хранителем. Все ангелы были сотворены Богом добрыми. Но потом один из высших ангелов со многими подчиненными ему ангелами возгордился и перестал повиноваться Богу. Поэтому он вместе с ними лишился небесного блаженства и сделался злым духом. Он называется иначе диаволом, то есть клеветником и обольстителем.

Пресвятая Троица

Все видимое нами Бог сотворил так. Прежде Он сотворил землю. Земля сначала была не устроена, покрыта водою и тьмою, и Дух Божий носился над нею. Потом Бог дал устройство земле в продолжении шести дней. Он сказал, чтобы был свет, и, по Его слову, вдруг сделалось светло. Это был первый день. Когда потом после тьмы, или ночи, наступил второй день, то, по слову Божию, явилась твердь, то есть воздушное пространство и видимое нами небо. В третий день Бог отделил воду от земли и повелел земле произвести всякие растения. В четвертый — сотворил солнце, луну (или месяц) и звезды. В пятый — рыб и птиц. В шестой — животных земных и, наконец, человека. В седьмой день Бог почил от всех дел Своих, то есть ничего больше не творил. Этот день назван субботою, что значит покой. Бог повелел седьмой день посвящать на служение Ему, на святые и угодные Богу дела.

Сотворение мира

Сотворив мир, Бог не оставил его без Своего промышления и попечения о нем. Он все содержит в Своей власти, обо всем заботится и всем управляет. Поэтому Бог называется не только Творцом и Создателем мира, но также Владыкою, Вседержителем и Промыслителем.

4. Сотворение и грехопадение первых людей, наказание за грех и обетование Божие о пришествии в мир Спасителя

(см.: Быт. 1–3)

Первые люди, которых Бог сотворил и от которых потом произошел весь род человеческий, были Адам и Ева. Тело Адама Бог сотворил из земли, а потом в это тело вдунул бессмертную и разумную душу по образу и подобию Своему. Еву же Он сотворил из ребра Адамова, которое взял у него во время сна. Бог благословил их и сказал: «Плодитесь, размножайтесь, наполняйте землю и обладайте ею». Адам и Ева жили в раю. Это был прекрасный сад, данный им Богом, чтобы они возделывали и хранили его. Здесь они проводили вполне блаженную и счастливую жизнь, беседуя часто с Самим Богом. В раю было много разных дерев и всяких растений, но особенно были замечательны там два дерева: одно называлось древом жизни, а другое — древом познания добра и зла. Вкушение плодов древа жизни могло предохранять человека от болезни и смерти.

Сотворение Адама

О древе же познания добра и зла Бог сказал Адаму и Еве, чтобы они не вкушали плодов этого дерева, а если вкусят, то умрут. Но диавол прельстил их нарушить эту заповедь Божию, потому что завидовал их блаженству и желал, чтобы люди, подобно ему, лишились своего блаженства и сделались злыми и непокорными Богу. Он вошел в змия и стал уверять Еву, что Бог неправду сказал, будто они помрут, если вкусят от плодов древа познания добра и зла, напротив: если вкусят, то сами будут как боги, знающие добро и зло. Ева поверила. К тому же плоды были прекрасны на вид. Она взяла их и ела, а потом уговорила Адама, и он ел. Когда Бог явился обличить их в грехе, они, вместо раскаяния, стали слагать свою вину на других. Адам сказал, что жена, данная ему Богом, соблазнила его, а Ева сказала, что змей обольстил ее. Бог положил им наказание, сказав Адаму, что он в поте лица будет добывать себе хлеб, пока не умрет, а Еве, что она в болезнях будет рожать детей, и изгнал их из рая. Лишась прежнего блаженства и счастья, они должны были потом с трудом зарабатывать себе пищу, их постигли разные другие неприятности, болезни и, наконец, смерть. А диаволу, как главному виновнику зла, Бог сказал, что Семя жены сотрет ему голову. Это значило, что родится Спаситель от Девы, Который победит диавола. При входе же в рай был поставлен Херувим с пламенным мечом, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Изгнание прародителей из рая

Вопрос. Перешел ли грех Адама и Евы со всеми своими дурными последствиями на их потомков?

Ответ. Да, грех наших прародителей, Адама и Евы, со всеми своими дурными последствиями перешел и на их потомков, то есть на всех людей, происшедших от них. Все люди происходят от Адама и Евы, согрешивших и осужденных, и потому все родятся грешными и осужденными.

Вопрос. Один ли только прародительский грех был у потомков Адама и Евы?

Ответ. Нет, к этому первородному греху они стали прибавлять еще и свои грехи, так что часто доходило до того, что люди совсем забывали Бога, вели нечестивую жизнь и, вместо истинного Бога, поклонялись каким-нибудь идолам или истуканам, а также солнцу, луне и другим тварям.

Вопрос. А забывал ли Бог людей?

Ответ. Нет, Бог никогда не забывал их. Он всегда заботился о людях более, чем самый добрый отец о своих детях. Если они заблуждались, то Он всячески старался исправлять их, научая их тому, что они должны делать и чего не должны. А что всего важнее, Он еще Адаму и Еве сказал, что со временем пошлет к людям Спасителя, Который победит диавола, взявшего над ними силу, спасет их от грехов и вечной погибели. Это обещание о пришествии в мир Спасителя Бог много раз повторял людям и после.

Вопрос. Как называется все время от сотворения мира до рождения Христа Спасителя?

Ответ. Ветхим Заветом, или, иначе сказать, древним союзом Бога с человеками.

Вопрос. В чем состоял Ветхий Завет?

Ответ. Он состоял в том, что Бог обещал людям Божественного Спасителя и приготовлял их к принятию Его.

5. Каин и Авель

(см.: Быт. 4, 1-16, 25; 5, 3–5)

Первый сын Адама и Евы был Каин, а второй Авель. Каин обрабатывал землю, Авель пас овец. Однажды они принесли Богу жертву. Каин принес в жертву плоды земные, Авель — самую лучшую овцу. Жертва Каина была неугодна Богу, а жертва Авеля угодна, потому что Каин приносил свою жертву без усердия и веры, Авель же с усердием и верою. Каин позавидовал брату своему, позвал его в поле и там убил его. Бог желал обратить Каина к покаянию и спросил его: «Где Авель, брат твой?»

Жертвоприношение Каина и Авеля

Вместо того чтобы раскаяться, Каин грубо ответил: «Не знаю, разве я сторож брату моему?» Тогда Бог проклял его, и Каин после того нигде не находил себе спокойного места. От Каина произошли люди нечестивые: они не почитали Бога и вели порочную жизнь. Вместо Авеля Бог дал Адаму и Еве такого же хорошего сына, Сифа. От Сифа произошли по большей части люди благочестивые, которые старались жить и во всем поступать по воле Божией. Из потомков его особенно замечательны: Енох, которого за святость жизни Бог взял живым на небо, и Ной, спасенный Богом от всемирного потопа.

6. Всемирный потоп

(за 3246 лет до Рождества Христова. См.: Быт. 6, 5-22; 7; 8; 9, 1-17)

После сотворения мира прошло много времени, и род человеческий увеличился. Но при этом хорошие потомки Сифа стали дружиться и родниться с худыми потомками Каина и оттого сделались сами худыми: забыли Бога и стали жить нечестиво. Из них один только Ной со своим семейством оставался праведным. Бог повелел Ною проповедовать людям, что Он истребит их с лица земли, если они не покаются и не исправятся, и что Он дает им сроку на это сто двадцать лет. Но люди не только не исправились, а сделались еще хуже. Тогда Бог положил истребить всех потопом, кроме Ноя с его семейством. Он велел Ною построить ковчег (то есть большой корабль), войти в него со своим семейством и взять с собою всяких птиц и животных земных, чистых по семи пар, а нечистых по две пары, — чтобы они могли снова развестись после потопа[2].

Всемирный потоп

Когда Ной это сделал, полился сильный дождь, и шел он сорок дней и сорок ночей; из морей и рек выступила вода, покрыла всю землю и поднялась выше самых больших гор. Все на земле люди и животные потонули, а Ной со всеми бывшими с ним безопасно плавал в ковчеге по воде. Потом вода стала убывать, и ковчег остановился на горе Арарат. Когда земля обсохла, Ной вышел из ковчега со своим семейством и выпустил на волю всех птиц и животных.

Жертвоприношение Ноя

В благодарность за свое спасение он принес Богу жертву. Жертва эта была угодна Богу, и Он сказал Ною, что вперед такого всемирного потопа не будет и радуга должна всегда напоминать об этом людям.

7. Дети Ноя

(см.: Быт. 9, 18–29; 10)

У Ноя было три сына: Сим, Хам и Иафет. От них после потопа произошел весь род человеческий. По выходе из ковчега Ной стал возделывать землю и насадил виноградник. Однажды он выпил вина из виноградного сока и оттого крепко уснул. Во время сна он обнажился. Хам увидел наготу его, пошел и рассказал братьям. Они же взяли одежду, подошли к отцу и прикрыли его, не видя наготы отца. Проснувшись, Ной узнал все это, осудил поступок Хама и предсказал, что потомство его будет находиться в рабстве у потомства братьев; потомки же Иафета займут наибольшее пространство земли, а в потомстве Сима сохранится истинная вера.

Ной и его дети

8. Столпотворение вавилонское, рассеяние народов и появление идолопоклонства

(за 2716 лет до Рождества Христова. См.: Быт. 11)

Прошло после потопа много времени, и число людей очень увеличилось. Однажды они вздумали строить большой город и в нем башню (наподобие столпа) высотою до неба, чтобы прославиться. Но Богу не было угодно это дело, и Он смешал язык их. Люди начали говорить на разных языках, перестали понимать друг друга и должны были разойтись по разным местам. Так произошли разные народы, говорящие на разных языках. Недостроенный город прозван Вавилоном, что значит смешение; вся же страна, где был этот город, стала называться землей Вавилонскою, а также Халдейскою. После столпотворения и рассеяния по разным странам люди мало-помалу стали забывать Бога и сделались нечестивыми.

Вавилонское столпотворение

Вместо истинного Бога они начали почитать солнце, луну, звезды и даже животных, делать их изображения и поклоняться им. Эти изображения называются идолами или кумирами, а почитание их идолопоклонством.

9. Призвание Авраама, явление ему Бога в виде трех странников и жервоприношение Исаака

(за 2000 лет до Рождества Христова. См.: Быт. 12–17; 18, 1-16, 21; 22)

В то время когда почти все люди забыли истинного Бога и сделались нечестивыми, жил в земле Халдейской истинно верующий и благочестивый потомок Сима по имени Авраам. Чтобы еще более укрепить Авраама в вере, Бог часто являлся ему во сне и в разных видениях. По повелению Божию Авраам с женою своею Саррою переселился из земли Халдейской в землю Ханаанскую. Эта Ханаанская земля, в которой жили хананеяне, потомки Ханаана, сына Хамова, стала называться после того Обетованной, то есть обещанной, потому что Бог обещал дать ее Аврааму и его потомству. Она называется еще Палестиною; находится на восточном берегу Средиземного моря, а посредине ее протекает река Иордан.

Призвание Авраама в землю Ханаанскую

Однажды Авраам сидел у своего шатра (или палатки, где он жил) и увидел трех странников. Он позвал их к себе отдохнуть и подкрепиться на дорогу пищей. Оказалось, что это были не простые странники, а Сам Бог и с Ним два ангела. В это время Господь сказал, что у Авраама и Сарры через год родится сын по имени Исаак. Так потом и исполнилось. У них на самом деле родился сын Исаак, и они очень обрадовались, потому что у них никогда не было детей и они думали, что и вперед никогда не будет, так как они были уже стары: Аврааму было сто лет, а Сарре девяосто. Авраам и Сарра очень любили своего сына Исаака. Когда же он вырос, Богу угодно было испытать Авраама и показать в пример всем людям его веру и послушание. Он повелел Аврааму принести Исаака в жертву на указанной Им горе. Авраам немедленно отправился туда с Исааком и на третий день пришел на гору. Там он устроил жертвенник, положил на него дрова, а на них связанного Исаака, взял нож и хотел уже заколоть сына, как услышал с неба голос ангела Господня, который сказал ему, чтобы он не поднимал руки своей на отрока и что Бог видит теперь его веру и послушание. Авраам увидел вблизи себя агнца, который запутался в кустарнике рогами своими, и принес его в жертву Богу вместо сына своего. За такую веру и послушание Бог благословил Авраама и обещал, что у него будет большое потомство и из его рода произойдет Спаситель мира. Такое благословение и обещание были потом подтверждены Богом Исааку и его сыну Иакову.

10. Видение Иаковом таинственной лестницы

(см.: Быт. 28, 10–22; 29–35)

У Исаака и его жены Ревекки было два сына: Исав и Иаков, прозванный Израилем. Почувствовав приближение своей смерти, Исаак сначала благословил Иакова, пожелав ему всяких милостей от Бога и сказав, что брат его должен подчиняться ему, а затем по просьбе Исава благословил и его. Исав возненавидел Иакова за то, что полученное им благословение имело преимущество пред тем, какое получил он сам, и даже грозил убить его. Тогда Иаков по совету родителей отправился на родину своей матери в Месопотамию к брату ее Лавану, чтобы пожить у него, пока не пройдет гнев Исава, и при этом жениться на одной из дочерей Лавана.

Исаак благословляет Иакова

Не успел он далеко уйти от родительского дома, как наступила ночь, и ему пришлось одному ночевать в поле. Он положил себе камень под голову и уснул. Во сне он увидел лестницу, высотой до неба, а по ней Ангелы восходят и нисходят, наверху же ее стоит Сам Господь и говорит Иакову: «Я Бог Авраама и Исаака. Не бойся: землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; потомства же у тебя будет так много, как песку на земле, и в Семени твоем благословятся все племена земные». Здесь под Семенем, или Потомком его, чрез Которого благословятся все народы, разумеется Спаситель. Лестница же, соединявшая небо с землею, предвещала Божию Матерь, чрез Которую Сын Божий сошел на землю для спасения людей. Пробудившись от сна, Иаков принес Богу благодарственную жертву, возлив на камень елей, и назвал это место Вефилем, что значит дом Божий. После этого с надеждой на помощь Божию он спокойно продолжал свой путь в Месопотамию[3]. Через несколько лет Иаков благополучно возвратился оттуда к отцу своему в землю Ханаанскую с большой семьей и имуществом, причем радостно встретил его на пути Исав, давно не видавший брата своего. Иаков сделался родоначальником народа израильского, или еврейского.

11. Иосиф, проданный братьями

(см.: Быт. 37)

У Иакова было двенадцать сыновей. От них произошли 12 колен, или племен, народа еврейского. Из всех своих сыновей Иаков особенно любил Иосифа, потому что он был скромнее и правдивее всех. В знак особенной любви к нему Иаков сшил ему нарядную одежду. Братья завидовали Иосифу и не любили его. Они еще более стали сердиться на него с тех пор, как он рассказал им свои сны, которые предвещали, что братья будут ему кланяться.

Братья продают Иосифа

Однажды Иосифу приснилось, будто он с братьями своими вязал в поле снопы, и его сноп стоял прямо, а снопы братьев поклонялись его снопу. В другой раз ему приснилось, будто солнце, луна и одиннадцать звезд кланялись ему. Братья и сам отец сказали Иосифу: «Неужели когда-нибудь это может случиться, что все мы придем поклониться тебе до земли?»

Когда старшие братья пасли стадо далеко от своего дома, отец послал Иосифа отыскать и проведать их. Они еще издали увидели шедшего к ним Иосифа и сказали: «Вот идет сновидец; давайте убьем его и посмотрим, исполнятся ли его сны». Но по совету одного из них, Иуды, они решили, что лучше продать его купцам, которые в то время проезжали мимо них с товарами в Египетскую землю. Так они и сделали, продав Иосифа за двадцать сребреников, снятую же с него нарядную одежду братья измазали кровью козленка и послали отцу, сказав, что они нашли эту одежду: «Посмотри, не Иосифова ли она?» Увидев окровавленную одежду Иосифа, Иаков заплакал и сказал: «Верно, хищный зверь растерзал его». И долго после того он горевал и плакал о нем. Между тем купцы привезли Иосифа в Египет и там продали его одному царедворцу по имени Пентефрий (или Потифар).

Пентефрий полюбил Иосифа и сделал его управляющим в своем доме. Но дурная и злая жена Пентефрия оклеветала Иосифа перед своим мужем. Пентефрий поверил ей и посадил его в тюрьму.

12. Слава Иосифа в Египте, свидание его с братьями и переселение Иакова с семейством в Египет

(см.: Быт. 39–40; 41, 1-52, 42–50)

Бог видел невинность Иосифа и скоро прославил его. Он дал ему умение объяснять сны. Однажды царь Египетский, называвшийся иначе фараоном, видел два сна, и никто не мог ему объяснить их, кроме Иосифа, которого он призвал к себе из тюрьмы. Фараону снилось, будто он стоит на берегу реки и из реки вышли сначала семь коров тучных, а потом семь коров тощих, и тощие съели тучных, а сами не сделались полнее. Другой же сон был такой: будто на одном стебле выросли сначала семь колосьев полных, с зернами, а потом семь колосьев пустых, без зерен, и пустые съели полных, сами не пополнели.

Иосиф сказал фараону, что эти оба сна означают одно и то же: сначала будут семь лет урожайных, а потом семь лет голодных. При этом Иосиф посоветовал фараону найти такого разумного человека, который мог бы заготовить более хлеба на голодные годы. Фараон ему самому поручил это дело и, в награду за объяснение снов и за хороший совет, сделал его начальником всего Египта, вторым после себя.

Как сказал Иосиф, так и случилось. Сначала было семь лет урожайных, и Иосиф заготовил много хлеба. Потом наступил голод, и Иосиф начал всем продавать припасенный хлеб. Голод был как в Египте, так и в земле Ханаанской. Сыновья Иакова поехали в Египет купить себе хлеба, пришли к Иосифу и поклонились ему до земли. Иосиф узнал своих братьев. Они же не узнали его, потому что он возмужал и заговорил с ними не по-еврейски, а по-египетски, через переводчика. Иосифу хотелось испытать их, исправились они или нет. Он сказал им: «Мне кажется, что вы соглядатаи и приехали сюда затем, чтобы высмотреть у нас все».

Иосиф объясняет сон фараону

«Нет, — отвечали ему братья, — мы люди честные и приехали сюда из земли Ханаанской купить себе хлеба. Все мы дети одного отца, и нас было двенадцать братьев, но одного давно не стало, а еще один, младший, остался дома с отцом». — «Если вы говорите правду, — сказал им Иосиф, — то привезите ко мне младшего брата, а один из вас пусть останется здесь». Он велел насыпать им в мешки хлеба и отпустить, а чтобы они его не обманули, он, как бы в залог, оставил у себя Симеона.

Через год братья Иосифа приехали за хлебом вместе с младшим братом Вениамином. Иосиф очень обрадовался, когда его увидел, и от радости прослезился. Чтобы братья не заметили его слез, он ушел в другую комнату и умыл свое лицо. Потом он пригласил братьев к обеду. После обеда он велел насыпать им в мешки хлеба, а в мешок Вениамина, кроме того, незаметно положил свою серебряную чашу, из которой он сам всегда пил. Братья поехали домой. Он велел своему управителю догнать и обыскать их, не найдется ли у кого пропавшая чаша. Ее нашли в мешке Вениамина. Все братья воротились к Иосифу, упали к его ногам и сказали: «Господин наш! Мы не брали твоей чаши, а это, верно, Бог наказывает нас за прежние наши грехи; теперь все мы будем твоими рабами». — «Нет, — сказал Иосиф, — все вы можете ехать домой, а у меня останется рабом только тот, у кого нашлась чаша».

Иосиф открывается братьям своим

Тогда Иуда сказал Иосифу: «Господин наш! Отец наш стар, и этого сына он особенно любит; я поручился привезти его в целости назад; пусть лучше я останусь рабом у тебя вместо него, а его отпусти с братьями к отцу; иначе отец наш умрет с горя». Иосиф не мог более удержаться, выслал всех слуг из комнаты, заплакал и сказал братьям: «Ведь я Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет». Братья увидели, что действительно это он, смутились и ничего не могли ответить. Но Иосиф сказал им: «Не печальтесь теперь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда; потому что это Бог устроил так для сохранения вашей жизни». При этом он добавил, чтобы они отправлялись скорее домой, рассказали все отцу и вместе с ним переселялись в Египет, потому что два голодных года прошли, а еще остается пять лет. И потом стал он, плача от радости, обнимать и целовать Вениамина и остальных братьев. Отец очень обрадовался, когда узнал, что Иосиф жив, и притом в такой славе у египтян. Он переселился вместе с детьми и внуками в Египет к Иосифу. Иосиф с радостью встретил отца своего, Иакова, поселил его со всем семейством в самой плодородной Гесемской местности и заботился об отце и братьях до самой их смерти.

Когда умер Иосиф и братья его, потомство их, называвшееся народом израильским, или еврейским, оставалось в Египте и умножалось все более и более.

13. Рождение пророка Моисея и призвание его к освобождению евреев от власти египтян. Пасха и исход евреев из Египта

(см.: Исх. 1–3; 4, 1-31; 5-13)

Прошло довольно много времени после смерти Иосифа и братьев его. Новый фараон не знал заслуг Иосифовых и начал опасаться размножения евреев, как чужеземцев. Чтобы они меньше размножались, он стал изнурять их тяжелыми работами. Но чем более изнуряли их, тем более они умножались. Тогда фараон повелел умерщвлять или же бросать в реку всех новорожденных еврейских мальчиков. Бог умилосердился над евреями и послал им избавителя, Моисея, который происходил из колена Левиина. Когда Моисей родился, мать три месяца скрывала его от египтян. Видя же, что нельзя более скрывать, она положила младенца в осмоленную корзинку и поставила ее в тростнике у берега реки, а сестра его, Мариам, издали наблюдала, что будет с ним. Туда пришла купаться царская дочь со служанками. Она велела достать корзинку и, увидев в ней плачущего младенца, сжалилась над ним. Мариам подошла к ней и сказала: «Не поискать ли для него кормилицу?» Царевна просила ее пойти и поискать. Она привела мать. Царевна сказала: «Возьми этого младенца и вскорми его мне; я дам тебе плату», и та охотно согласилась. Когда же он подрос, привела его к царевне, и он был у ней вместо сына. Она дала ему имя Моисей, что значит вынутый из воды. Моисей был научен всей премудрости египетской. Ему дали хорошую должность при дворце царском. Но Моисей знал, что он родом еврей, что у него есть родная мать, есть сестра и старший брат, Аарон.

Дочь фараона находит Моисея

Ему жалко было евреев, терпевших много горя от египтян. Раз ему случилось увидеть, что египтянин бьет еврея. Он заступился за еврея и убил египтянина. Фараон хотел за это казнить Моисея. Но Моисей удалился из Египта в землю Мадиамскую (в Аравии) и там поселился у священника Иофора. Он женился на его дочери и стал у него пасти овец. По смерти же того фараона стал царствовать в Египте новый фараон. Он обращался с евреями еще хуже, и Моисей еще более горевал об их несчастии.

Однажды Моисей пас овец у горы Хорива и увидел куст, который горел и не сгорал (неопалимая купина). Он подошел к нему и оттуда услышал голос Божий. Бог сказал Моисею, что Он хочет вывести народ еврейский из Египта в землю Ханаанскую, в которой жили прежде Авраам, Исаак и Иаков и которую Он обещал дать им и всему их потомству. «Иди к фараону, — сказал ему Господь, — и выведи народ Мой из Египта». При этом Бог дал ему силу творить чудеса, чтобы всякий видел, что он послан от Самого Бога. Фараон же сказал Моисею: «Я не знаю Бога евреев и не отпущу их». Но Господь смирил его и заставил послушаться, когда за один год поразил египтян десятью большими бедствиями, или казнями. Первая казнь была та, что вся вода у египтян обратилась в кровь и ее нельзя было пить. При следующих затем казнях фараон обещал Моисею отпустить евреев, если он помолится, чтобы прекратилась казнь, но всякий раз обманывал и не исполнял своего обещания.

Явление Бога Моисею в неопалимой купине

Тогда наступила последняя, ужасная казнь: Ангел Господень в одну ночь умертвил всех первенцев египетских. После этого фараон поспешно призвал Моисея и сказал ему, чтобы он скорее уходил с народом еврейским. Евреи были готовы и тотчас же отправились из Египта в землю Ханаанскую.

Накануне выхода евреев из Египта, в ту ночь, когда ангел-губитель умерщвлял первенцев египетских, каждое еврейское семейство должно было, по повелению Господа, заколоть агнца (то есть ягненка), не имевшего в себе никакого порока, испечь и есть его с горькими травами и пресным хлебом, не ломая костей, а кровью его помазать двери у домов своих. Видя эту кровь, ангел обходил их дома мимо. Этот агнец служил прообразом Иисуса Христа и предвестником того, что пролитая на кресте кровь Его будет спасительна для людей. Господь повелел евреям ежегодно праздновать день своего выхода из Египта и в этот день закалывать и есть агнца. Этот праздничный день назван Пасхою. Агнец же, которого закалывали и ели в тот день, прозван агнцем пасхальным. Слово пасха значит прохождение мимо, или избавление от беды.

14. Чудеса Божии во время путешествия евреев из Египта в землю Обетованную

(см.: Исх. 13, 20–22; 14–18)

Господь был очень милостив к евреям и, чтобы укрепить их в вере, сотворил много чудес во время их путешествия из Египта в землю Обетованную. Как только они стали выходить из Египта, явился столп, который был во время дня облачным, а ночью огненным, и показывал им путь. На третий день по выходе из Египта евреи подошли к Чермному (или Красному) морю и увидели гнавшихся за ними египтян, которые, как и сам фараон, отпустив евреев, так много работавших на них, стали потом сожалеть об этом и хотели воротить их назад. Моисей, по повелению Божию, ударил жезлом своим по морю, вода расступилась, и евреи свободно перешли на другой берег по дну морскому. Египтяне думали, что и они перейдут, и пошли также по дну моря. Но Моисей опять ударил своим жезлом по воде, и она слилась и затопила египтян.

Однажды евреи пришли в такое место, где вода была горькая. По указанию Божию, Моисей положил в нее одно дерево, и она сделалась хорошей. В другой раз они пришли в такое место, где совсем не было воды. Бог велел Моисею ударить жезлом по каменной скале, и из нее потекла вода.

У евреев вышел весь хлеб, и им нечего было есть. Моисей помолился Богу, и Он послал им с неба манну. Она была похожа на белые маленькие крупинки, а вкусом — на муку, смешанную с медом. Манна сходила во все время их путешествия каждый день, кроме субботы. Когда неоткуда было взять мяса, а евреям очень хотелось его, Бог послал им множество перепелов, и они употребляли их в пищу, а иные ели их даже сверх меры. За свою прихотливость и невоздержание многие были наказаны смертью. Место, где они были похоронены, было прозвано гробами прихоти

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • О Боге

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Закон Божий для семьи и школы в вопросах и ответах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Нечто похожее на Троицу мы можем видеть в солнце. Как от солнца рождается свет и исходит тепло, так и от Бога Отца рождается Сын и исходит Дух Святой, и как от солнца нельзя отделить ни света, ни теплоты, так и от Бога Отца нельзя отделить Бога Сына и Бога Духа Святого. Поэтому мы называем Бога Пресвятою Троицею, Единосущною и Нераздельною.

2

Чистых взято более, потому что они были нужнее для человека: их приносят в жертву Богу, и они употребляются в пищу.

3

Месопотамия находится между реками Тигром и Евфратом.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я