Развитие долганской речи. Практико-методическое руководство

Зоя Николаевна Ичин-Норбу

Данная книга реализует принципы и систему методов психолингвистики долганского языка. Настоящая научно-практическая работа является продолжением серии книг автора по формированию знаниевых компетенций при обучении долганскому языку, развивая долганскую речь на основе навыков работы с трилингвальным словарём, с предложениями, написанными с помощью букв долганского алфавита нового поколения. В книге авторские методики, чек-листы. Книга будет полезна этнопедагогам, студентам, детям и их родителям.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развитие долганской речи. Практико-методическое руководство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Современная долганоязыковая ситуация

Где горы Бырранга грядой поднялись

В снегах согреваясь колючих,

Суровые предки мои поднялись,

Приемля суровую участь…

Таймыр, на твоём белоснежном челе

Оставило горе морщины.

Но родину, беды свои одолев,

Мой гордый народ не покинул.

Огдо Аксёнова

По сведениям о переписи населения за 2010 год — 7 885 идентифицированных долган, из которых владеют долганским языком 930 долган; за 2023 год — 8 157 идентифицированных долган, из них владеют языком 750 долган. Следовательно, наблюдается закон обратной пропорциональности показателей, когда численность долган растёт, а число долган, владеющих языком предков, неумолимо идёт на спад.

О чём доказательно красноречивит закон обратной пропорции?

Чтобы расшифровать обратную пропорциональность языковой ситуации, необходимо сфокусировать внимание на причинно-следственной связи угрозы исчезновения долганского языка.

СЛЕДСТВИЯ, как фактическая данность объективной реальности долганоязыкового пространства жизнедеятельности долган.

Следствие №1. Долганский язык не так актуален, как в 30-е — 70-е годы.

Следствие №2. Противоречивость фактов, когда растёт и множится учебная и внеклассная литература, но долганская грамотность неумолимо стремится к нулю.

Следствие №3. Частичное и полное языковое непонимание родителей и детей, прародителей и внуков.

ПРИЧИНЫ, которые привели к реальности в виде долганоязыковой катастрофы.

ПРИЧИНА №1. Снижение актуальности долганского языка в 21 веке в сравнении с 20 веком ярко свидетельствует о нарушении принципа традиций и обычаев. Потому что традиции — это определённые вековые требования семейного воспитания подрастающего поколения, а обычаи — это чёткие нормы поведения в долганоязыковой среде общения и взаимодействия.

ПРИЧИНА №2. Следствие, сформулированное выше, свидетельствует о том, что вся эта литература нечитабельна, потому она благополучно пылится в школьных библиотеках или выкидывается в качестве макулатуры.

ПРИЧИНА №3. Третье следствие логично вытекает из нарушения принципиальной основы развития любого этноса — отсутствие преемственности поколений.

Итак, причинно-следственная картина угрозы исчезновения долганского языка как бесценного векового наследия наших предков, то действия по его спасению должны быть конкретными, а потому и действенными.

Цель спасения долганского языка ясна — сохранение и развитие языка предков.

Задачи как конкретные оперативные действия тоже понятны.

Задача №1. Выявить преимущества и недостатки традиционного долганского алфавита.

Задача №2. Исключить недостатки традиционного долганского алфавита, предложив альтернативный, но уже модифицированный алфавит долганского языка.

Задача №3. Определить и разработать методологию сохранения и развития долганского языка на научной основе.

Стратегия сохранения и развития долганского языка определена, реализация которой невозможна без тактики действий.

Тактика №1. Утверждение алфавита долганского языка нового поколения.

Тактика №2. Проведение лингвистического эксперимента в моно — и полиязыковой среде жизнедеятельности долган.

Тактика №3. Цифровизация долганского языка на основе создания долганской клавиатуры.

Вот и ответы на фундаментальные вопросы.

1. ПОЧЕМУ? Причины.

2. ЗАЧЕМ? Цели как ожидаемые результаты.

3. КАК? Этноязыковые дидактические материалы на основе авторских методик, органично образующих систему принципов и методов сохранения и развития долганского языка на научной основе:

а) фонетика — это графика долганских букв и орфография (правила);

б) морфология — это состав долганских слов;

г) синтаксис — это простые предложения с опорой на части речи;

д) лексика — это разговорная речь как проявление речевого мышления и мыслительной речи.

В этой связи возникла необходимость глубокого анализа традиционного долганского алфавита, благодаря чему и был составлен алфавит долганского языка нового (инновационного) поколения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развитие долганской речи. Практико-методическое руководство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я