1. книги
  2. Историческая литература
  3. Зоя Соколова

Хосе Марти и Мануэль Сангили

Зоя Соколова (2024)
Обложка книги

В книге исследуется публицистика выдающихся мыслителей и политических деятелей Кубы Мануэля Сангили (1848 — 1925) и Хосе Марти (1853 — 1895). Дается анализ их концепции национальной независимости и государственного суверенитета Кубы. Исследование адресовано всем, кто интересуется революционным прошлым Кубы и истоками аннексионистских планов США в Южной Америке. Изучение логики поведения "мирового гегемона" на примере "многих лет истории" дает понимание процессов, происходящих в мире сегодня. Понимания — так актуального сегодня для России. Автор — Зоя Ивановна Соколова — Доктор Исторических Наук. Окончила исторический фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова в 1958 году. Специализировалась на внешней политике США накануне Второй мировой войны. Победа Кубинской революции в январе 1959 года изменила круг научных интересов молодого историка. Освободительная борьба на Кубе и социально-экономические реформы революционного правительства определили её профессиональный интерес и направление исследований.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Хосе Марти и Мануэль Сангили» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Слово к русскому читателю

Хорхе Марти Мартинес

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Куба.

Май, 2008

Выход в свет книги З. И. Соколовой «Хосе Марти и Мануэль Сангили» приурочен к 50-й годовщине победы Кубинской революции.

В ней исследована публицистика двух выдающихся мыслителей нашей страны Хосе Марти и Мануэля Сангили, рассмотрены пути становления политических взглядов в процессе их непосредственного участия в революционной войне за независимость Кубы. Начало этой войне было положено 10 октября 1868 г. «кличем из Яра», прозвучавшим из уст национального героя Кубы Карлоса Мануэля де Сеспедеса.

Мамби Мануэль Сангили и революционер-демократ Хосе Марти представляют разные поколения революционеров. Но их объединяет идея завоевания суверенитета народом. Наиболее ярко они выразили эту идею публицистическими средствами в идейной борьбе с противниками независимости и суверенитета. Не во всем идентичны взгляды этих двух публицистов-мыслителей на суверенитет государства. Однако, едина основа их концепции, которую автор внимательно изучил с учетом своеобразия конкретных условий, в которых мыслил, творил и проводил в жизнь свои идеи каждый из них. Поэтому авторская позиция вызывает научный интерес и доверие к его методу анализа. Нам, кубинцам, дорого внимание и объективное отношение к пониманию идейных и идеологических корней истории нашей борьбы за независимость страны и суверенитет государства. И это тем дороже, что Марти относится к числу выдающихся мыслителей, чей гений позволил высветить грядущее, предсказать будущее не только Кубы, но и всего латиноамериканского континента.

Актуальность публицистических идей Марти для современности была обоснована в выступлениях ученых и политиков на международной юбилейной конференции (Сантьяго-де-Куба, 15 — 18 мая 1995 г.) по теме «Хосе Марти и «вызовы» ХХI века». 400 ее делегатов из 26 стран, включая Россию, в «Итоговой декларации» к таковым «вызовам» отнесли: «гегемонию империализма, глобализацию капиталистической экономики, расширение пропасти между богатыми и бедными странами, экологические бедствия и кризис этических ценностей в мировом масштабе».

По убеждению Марти: «Бастионы идей надежней каменных бастионов. Идею нельзя развеять как тучу. Справедливая идея, вовремя воссиявшая перед лицом мира, останавливает эскадру броненосцев, как трубный глас архангела…». Идея суверенитета Кубы, развернутая им в стройную концепцию, была подхвачена новым поколением революционеров во главе с Фиделем Кастро, стала для народа поистине знамением ХХ века. Гарантировала победу Кубинской революции 1 января 1959 года. Сбылось предвидение Марти: «Еще больше я верю в наше будущее, в настоящую республику — с зорким взглядом, не робкую, но и не высокомерную, не утонченную, но и не ослепленную невежеством…». Отстаивая завоеванный суверенитет, находясь в экономической блокаде, длящейся почти полстолетия, Куба не страшится таких угроз Вашингтона, как аннексия острова и вооруженное свержение законно избранного правительства. Оправдывается предвидение Марти: «Плохо знают наш гордый народ те, кто не понимает, что в нем живет несломленная душа и неистребимое свободолюбие, хранится неисчерпаемый клад новых идей».

Не обманула Марти его политическая интуиция. С присущей бескомпромиссностью он обрушился на аннексионистов — были и такие кубинцы — с острым публицистическим обличением: «Неужели мы испугаемся чужой холодной страны? Тот, кто не умеет бороться за жизнь, кто мерит сердца других по своему маленькому и трусливому сердцу, кто думает, что народы — это только фигуры на шахматной доске; кто, родившись в рабстве, настолько свыкся с положением раба, что ждет помощи извне, не пытаясь избавиться от цепей, — все они будут искать спасения чуждого и враждебного нам народа. Однако республика только в том случае гарантирует народу процветание, если она независима и выражает национальный характер народа. Тому, кто думает, что кубинцам не хватает мужества и способностей, чтобы жить самостоятельно в независимой стране, созданной их доблестью, мы скажем: «Лжете!».

В канун 200-летия начала революционных войн за независимость в испанских колониях Америки (1810 — 1826), совпавшего с первыми десятилетиями ХХI века, с особой актуальностью звучит его призыв ко второму освобождению Южной Америки.

Для Марти судьба Кубы не отделима от судьбы «Нашей Америки». Эта категория стала для него публицистической категорией принципиальной политической значимости. Так именовал он Южную Америку и считал, что она никак не «латинская», потому что у этого региона есть собственная идентичность и присущая только ей самобытность. А именно: своя самобытная цивилизация, которой чужд «панамериканизм», провозглашенный Вашингтоном. И в своей политической деятельности он, как неутомимый борец, наделенный дипломатическим статусом многих южноамериканских стран (ему неоднократно оказывалось такое высокое доверие), последовательно, наперекор захватническим амбициям США, осуществлял защиту суверенных интересов региона. Так, ему удалось дать решительный отпор Белому Дому на двух Вашингтонских конференциях (1889 и 1891гг.) и фактически изолировать Соединенные Штаты. Победа досталась Хосе Марти, раскрывшему хитроумно замаскированные замыслы Вашингтона по достижению корыстных намерений. Настоящая книга дает читателю возможность убедиться в атакующей силе публицистического слова Марти, увидеть его могучий потенциал политика,

Как раз в этот период своей деятельности в статье «Наша Америка» он трепетно писал: «Мы не можем больше оставаться народом, который живет подобно деревьям, наполняющим лес то ласковым шелестом своей листвы, то тревожным гулом, смотря по тому, пригревает ли их капризное солнце, или ломит и валит буря. Деревьям надо стать в ряд и преградить путь гиганту в семимильных сапогах! Мы должны идти вперед сомкнутыми рядами, монолитными, как серебро в недрах Анд».

Данная книга написана в ракурсе работы состоявшейся в 2005 году в Гаване международной конференции по теме; «Латинская Америка: универсализм и самобытность». Соответствует ее духу. Данная конференция была проведена по инициативе Посольства Республики Куба в РФ с участием Министерства культуры Кубы, Центра Национальной Славы России и Фонда Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного. Высок политический, научный и общественный резонанс в ответ на затронутые конференцией проблемы. Сама она органически вписывается в ракурс деятельности Мирового Общественного Форума «Диалог цивилизаций», является отражением ведущих направлений его деятельности. Данному контексту созвучен анализ, прежде всего, концепции суверенитета в публицистике М. Сангили, из которой следует органическая несовместимость основ «панамериканизма» и «испаноамериканизма».

Что касается проблемы суверенитета государств и его гарантированности инструментариями ООН в современном мире, то она становится все более актуальной по причине традиционных устремлений Вашингтона реализовать доктрину монополярного мироустройства с внедрением американских стандартов «демократии» и так называемых «либеральных ценностей». Это есть не что иное, как попытки насаждения неоколониальных форм господства в условиях глобализации по-американски. Куба же в борьбе за свой суверенитет основывалась на неприятии как колониального статуса, навязанного Испанской метрополией, так и неоколониализма, в установлении которого коварную роль сыграла так называемая «поправка Платта» к Конституции Республики Куба в начале прошлого века. Эта драма насильственной неоколонизации, нашедшая отражение в публицистике М. Сангили, взывает к бдительности, когда речь идет об отношении к политическим методам Белого Дома по насаждению собственной концепции мироустройства. В наши дни она стала еще более изощренной. Поэтому опыт защиты Кубой своего суверенитета, завоеванного несколькими поколениями революционеров, выходит сегодня за пределы только национальной значимости.

Нам остается выразить благодарность за интерес автора и читателей настоящей книги к истории Кубы. У социалистической Кубы нет более ценного достояния, чем суверенитет государства и независимость страны, на страже которой стоят Революционные Вооруженные Силы Кубы.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я