«Пользу от развития понимают все, и тут я не буду присоединять свой голос к хору педагогов, психологов и т.д. Лучше спою соло в том плане, что систем развития много, систем чудесных, прекрасных и эффективных, но систематически ими занимаются немногие. Развивать мозг можно и без скучной, нудной обязаловки, а с интересом, со страстью, с громадной пользой, а главное – ничего кардинально в образе жизни не меняя, не привлекая какие-то диеты, не отказывая себе в развлечениях.» Отрывок из книги: Полонейчик Иван Иванович. «10 жемчужин развития мозга».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 10 жемчужин развития мозга предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Жемчужина «Стратегические игры»
Я специально не написал что-то вроде номера жемчужины, дабы у вас не сложилось превратное мнение, что первая жемчужина в повествовании самая важная и имеет первое место. Вроде я об этом писал, но напомнить не помешает.
И, прежде чем раскрыть суть, маленькая история, практически притча.
…В Голландии есть национальный герой. Его знаю все голландцы (и не только голландцы, просто все культурные люди). Он — выдающийся математик. Но все больше знают его как пятого чемпиона Мира по шахматам. Макс Эйве.
Он прекрасно понимал, какое влияние могут оказать на человека занятия шахматами. И поставил эксперимент — открыл класс в школе, где основным предметом были шахматы. Эйве рассчитывал на выходе получить 15 гениев. По числу учеников. Специального отбора по способностям не проводилось.
15 гениев не получилось, тут Эйве немного ошибся. Всё же гений — это категория особая. Зато все выпускники класса стали очень успешными людьми, достигшими в жизни очень многого. Известные учёные, президенты компаний, финансисты…
В чём Эйве не ошибся — так это в том, что шахматы дают просто замечательное развитие человеку…
Итак, жемчужина «Стратегические игры» — это шахматы, го и нарды.
К ним не относятся компьютерные забавы, которые для придания важности пустому времяпрепровождению гордо называются «стратегические игры». Вынесем их за скобки.
Расписывать пользу шахмат я не буду, об этом писано-переписано, и вы наверняка об этом читали. Лучше приведу я рассуждения, которых вы не найдёте, набрав в поисковике «польза шахмат». И намерен написать интересно, чтобы увлечь вас такими играми, или хотя бы чад начать обучать шахматам.
Почему шахматам? Потому что самое доступное. Секции в каждом городе, масса учебной литературы, много квалифицированных преподавателей. По этой же причине в дальнейшем я буду вести речь именно о них.
Но озаботимся сначала терминологией, дабы перевести беседу в русло конкретики.
Итак, стратегическое мышление как качество личности — это:
способность системно, программно подходить к достижению целей;
принимать правильное решение в любой ситуации;
умение анализировать и предвидеть возможные сценарии её развития;
способность прогнозировать результаты и последствия действий (своих и чужих) на много шагов вперед.
Берём шахматную партию.
Способность системно, программно подходить к достижению целей. Шахматная партия имеет глобальную цель — поставить мат неприятельскому королю. И по ходу нужно ставить стратегические цели, верно определить стратегию достижения главной цели — на каком фланге играть, как развивать фигуры, как овладеть центром, какие линии использовать и так далее.
И это при том, что соперник стремится достичь того же, и у него есть своя стратегия, то есть ваша стратегия должна учитывать и это.
Ещё один момент, о котором мало пишут, но который имеет громадное значение. В шахматах есть такое понятие — план партии. Предположим, вы выбрали план, связанный с давлением на королевском фланге. И вы начали его воплощать.
А потом вам взбрело в голову, что план надо изменить, что есть план получше. Я пока не имею в виду возможное изменение плана в виду задач, которые перед вами ставит соперник. И вы отказываетесь от первоначального плана, который вы выбирали, анализировали и т.д. в пользу нового плана. Всё, вы проиграли.
Сам, играя в турнирах самого разного уровня, в этом убеждался.
Надеюсь, мораль сего вам понятна, и разжёвывать тезис не надо.
Принимать правильное решение в любой ситуации. А ситуаций в шахматной партии… И каждый раз нужно найти именно верное решение. Тем более, что часто оно не является очевидным.
Тут можем добавить ещё такое качество, как интуиция, развитию которой также способствуют занятия шахматами.
Сразу упрежу возможный вопрос. Шахматы — это игра. А какое отношение это может иметь к жизни?
Начнём от классического «весь мир — театр, а люди в нём…». Но, поскольку сие утверждение воспринимается, как метафора, то добавим, что алгоритмы поиска решений нашим мозгом одинаковы и в игре, и в реальной жизни. И если говорить об играх, то в этом плане шахматам нет равных.
Умение анализировать и предвидеть возможные сценарии развития ситуаций. Всё сказанное выше про алгоритмы можно отнести и к этому пункту, ибо рассуждения вроде «Так… Сейчас я навалюсь на f7, он подтянет коня, а я тогда переброшу ладью. А если он решит уйти королём, тогда я…» не что иное, как анализ ситуации и предвидение вариантов развития ситуации.
Теперь подумайте, как похожие на приведенные выше рассуждения у вас происходили в жизни. Наверняка найдёте аналогии.
И тут ещё один психологический момент. В пользу игры, как обучающей системы.
В реальной жизни такая цепь анализа связана с ответственностью, ведь от верного анализа зависит очень многое. А в игре над человеком не довлеет эта самая ответственность, он проводит анализ спокойнее и точнее. И тем самым тренирует, вырабатывает алгоритмы, они становятся для него привычными, а потом в жизни всё происходит гораздо легче и точнее.
Способность прогнозировать результаты и последствия действий (своих и чужих) на много шагов вперед. А это уже просто про шахматы! Просчёт вариантов, анализ позиции, анализ развития ситуаций в зависимости от той или иной последовательности ходов (то есть, по сути, действий), от действий соперника — так ведь это происходит всё время в течение всей партии!
И для закрепления тезиса о пользе шахмат добавлю несколько иллюстраций.
Иллюстрация первая. Я как-то подсчитал, сколько у меня знакомых успешных бизнесменов и менеджеров высшего звена. Оказалось, одиннадцать человек. Для статистической достоверности маловато, но всё же выводы делать можно.
Оказалось, что восемь из них прилично играют в шахматы.
Например, один бизнесмен, у которого крупная автомобильная фирма. То, что он не вляпывается в разные аферы и не бросается на все выгодные предложения, принимает только верные решения, он сам считает заслугой его увлечения шахматами и соответствующего развития мышления.
Более того, он часто верные решения принимает с опережением, поражая тем самым конкурентов. К нему как-то пришёл молодой парень с предложением развития бизнеса. До этого он побывал в четырёх фирмах и везде получил отказ.
А этот господин отреагировал сразу. Тут же подготовил все документы, подписал и бросил немалые средства и силы на реализацию проекта. И он стал ему приносить столько же, сколько и основной бизнес.
Он просто провёл такой же анализ, как и в шахматной партии. И увидел то, чего не увидели другие.
Я познакомился как-то с владельцем одной из фирм, отказавшимся от этого предложения. Побеседовали. Затронули и эту тему. Он недоумённо вопрошал:
— Как это Валера прочувствовал, ведь на первый взгляд ничего такого…
Я промолчал, но про себя сказал:
— Шахматами надо заниматься!
Я привёл цифру восемь из одиннадцати. А ещё трое? Тут я просто пока не выяснил у них насчёт шахмат.
Хорошо, это более-менее крупный бизнес. Тогда ещё пример.
На одной фирме есть несколько специалистов по продажам. И показатели одного менеджера на фоне остальных выглядят впечатляюще. Он умудряется принимать такое интересные и выгодные решения, которые другим в голову не приходят. Добавлю. Он — кандидат в мастера по шахматам.
Ещё пример. Покер. Это поверхностный взгляд, что суть покера — в сохранении каменной физиономии, имея на руках двойку. На самом деле игра гораздо глубже.
Так вот. Наибольшего успеха в ней достигают именно шахматисты. Например, топовый гроссмейстер Александр Грищук выигрывает крупные покерные турниры с очень большими призами. Среди моих знакомых есть люди, которые миллионов не гребут, но выигрывают приличные суммы. Все они — шахматисты.
Ещё пример. Форекс. Ни один шахматист в этой разводке не участвует, потому что у него развито мышление.
Теперь о том, как заниматься шахматами:
Играть с партнёром. Тут сложнее, так как регулярного партнёра найти в наши времена сложновато, а ездить куда-нибудь в клуб не всегда получается.
Изучение теории.
Решение шахматных задач. Очень сильное средство! У меня в сумке всегда лежит брошюра с задачами. Минут десять в день я ей уделяю внимание. Еду в транспорте, брошюрку достал, пару задач решил.
Просмотр шахматных партий.
И ни в коем случае не игра против компьютера, ибо это уже не стратегическая игра, а кто кого пересчитает. Играют люди — это мышление, поиск стратегий, анализ позиции и т.д. Компьютер стратегией не занимается и не мыслит. Он просто пользуется тем, что быстро, много и хорошо считает. И там, где человек интуичит, мыслит, компьютер просто просчитывает множество вариантов. Конечно, так тоже можно победить, но в реальной жизни вместо «подумать» «взять и всё просчитать» не получится.
Человек может просчитать позицию максимум на несколько ходов. Компьютер — до конца партии.
И, по большому счёту, комп человека всегда обыграет. К реальной жизни и мышлению это отношения не имеет, а вот комплекс неполноценности схлопотать — моментом. Ведь человек на достаточно глубоком уровне одушевляет компьютер. Ну, примерно, как любимого кота наделяет человеческими качествами.
Все нормальные шахматные педагоги запрещают играть против компьютеров. Применять комп как вспомогательное средство, например, для разборов вариантов, можно. Играть — нельзя.
Шахматы, прежде всего, развивают мышление, а не умение считать позицию на двадцать ходов вперёд. Они учат эту позицию прочувствовать стратегически, увидеть далеко вперёд, а не просчитать.
В конце концов, великий Давид Бронштейн как-то сказал, что он вообще считает на два хода только. Остальное — мыслит. И получалось, Бронштейн вошёл в число шахматных легенд.
И последнее. Самый высокий измеренный IQ (у Леонардо IQ не измеряли) у кого? Верно! У шахматиста. Роберта Джеймсовича Фишера.
…В Думе периодически выносят на обсуждение мысль о том, чтобы шахматы ввели в школьную программу. И с успехом это нововведение торпедируют. Да, и в Думе врагов России хватает, увы. Потому что тогда Россия по уровню интеллекта, по показателям мышления, по уменьшению уровня дебилизма и идиотизма обштопала бы весь мир.
Но зачем ждать, когда Дума созреет или Путин указом введёт шахматы в программу? Начинайте сейчас!
Но об остальных «жемчужинах не забывайте. Читайте дальше.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 10 жемчужин развития мозга предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других