1. книги
  2. Руководства
  3. Иван Соколов

О чем молчат автошколы и догадываются профессионалы

Иван Соколов
Обложка книги

В этой книге вы не прочтете о том, как выиграть в ночных уличных гонках, не узнаете, как уйти от преследования полиции или избежать уплаты налогов. Этот текст преследует иную цель — простыми способами повысить безопасность и вашу, и окружающих, и при этом не быть «белой вороной», замедляющей движение всего потока. Да, здесь рассказывается о том, как начать движение быстрее, чем сосед по светофору, как избежать многих неприятностей, но ни скучных методик, ни мудреных графических схем не найдете.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «О чем молчат автошколы и догадываются профессионалы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вежливость не замедляет движение

У нас почти отсутствует на дороге вежливость и взаимоуважение. Хотя следует отметить, все чаще встречаются воспитанные водители, которые рукой или улыбкой поблагодарят за то, что их пропустили вне очереди. Всегда приятно, когда показав «поворотник» для перестроения и пропуская идущий по нужному ряду автомобиль, вдруг видишь, что его водитель не набирает ход, а чуть снижает скорость и несколько раз моргает «дальним светом», мол, «давай, давай, пропускаю!». Выждав еще пару секунд и убедившись, что ситуация под контролем, перестраиваешься в освобожденное место и включаешь на два-три моргания аварийную сигнализацию, говоря «спасибо!». Вообще моргать «аварийкой» можно во многих ситуациях. Но, когда отстояв в заторе, пропускаешь перед собой машину со двора или с парковки, а этот водитель даже не пытается быстро уехать, не задерживая весь поток, вместо этого разыскивая у себя кнопку включения «аварийной сигнализации», то вспоминаются слова, сказанные А. Герасенковым про такую ситуацию: «Девушка, милая, не надо меня благодарить и теряться в управлении! Лучшая ваша благодарность — сделать так, чтобы после того, как я вам уступил, мне не пришлось нажимать на педаль тормоза!»

В последнее время уровень вежливости водителей все же поднялся, хотя многое зависит от обстановки, напряженности и прочих факторов. Однажды мой московский коллега Алексей Стрекалов, приехав к нам в Петербург в 2007 году, и поездив со мной по городу, удивленно воскликнул: «Да у вас в Питере пешеходы непуганые!». На мой вопрос, что имелось в виду, он пояснил: «Здесь при повороте водители пешеходам уступают, даже если светофора нет! А у нас в Москве пешеход, переходя дорогу на свой „зеленый“, три раза по сторонам оглядится, в нерешительности дорогу перейти, вот как!». С одной стороны, этот рассказ порадовал, с другой — огорчил. Поскольку этот разговор состоялся в то время, когда штраф за то, что водитель не пропустил пешехода, составлял всего сто рублей (против сегодняшних полутора тысяч), то было приятно узнать, что вежливость у нас еще присутствует. Не на всех улицах, разумеется, но все же встречается.

ст.12.18 КоАП РФ18 «Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей19».

Автор убежден, что пешеходов пропускали бы чаще и повсюду, если бы они тоже старались освободить дорогу быстрее. Согласитесь, водителю неприятно, когда он останавливается, чтобы пропустить пешеходов, а те, вместо того, чтобы перейти дорогу, начинают тут жена переходе доставать мобильные телефоны, разговаривать, открывать пивные бутылки или прикуривать. Хочется иногда выйти и «дать прикурить» такому участнику дорожного движения20, при этом надо учесть, что те водители, которые ожидают проезда, зачастую не видят самого пешехода и начинают сигналить. Можно предположить, что на следующем пешеходном переходе водитель не захочет предоставлять преимущество пешеходу, а, скорее всего, проедет без остановки. Вывод один: пешеходам следует скорее освобождать проезжую часть, а водителям — помнить, что они тоже могут быть пешеходами, и им было бы приятно, если бы их пропустили. Я всегда стараюсь скорее преодолеть пешеходный переход, а если вижу, что автомобиль остановился специально для меня, то обязательно кивну водителю: «Спасибо!»

Говорят, что есть в России города, где совсем нет светофоров на перекрестках, а водители сами договариваются, кто и как проезжает. В таких городах нет ни ДТП, ни пробок.

Назовем несколько сигналов вежливости, еще их можно назвать сигналами предупреждения. Некоторые из них упомянуты в ПДД, но на практике в различных ситуациях одно и тоже подмигивание дальним светом фар может иметь различный смысл.

Итак, моргнув пару раз «дальним светом» встречному автомобилю, водитель может предупредить о замеченном ДТП, сужении дороги, о заторе, подстерегающем встречного, или о «засаде» инспекторов ГИБДД, замеряющих скорость автомобилей. Но часто водители так просто приветствуют своих знакомых или подают ложный сигналы, чтобы встречные «не гнали, думая, что там ГАИ с радаром». Интересен факт, что в Советском Союзе этот сигнал был не особо распространен. Но однажды по телевидению выступил сотрудник ГАИ, который рассказал, как «некоторые нехорошие водители подают встречным сигналы о том, что едут навстречу сотрудникам автоинспекции». На следующий день фарами заморгала вся страна!

Некоторые люди высказывают по поводу такого предупреждения недовольство: «Нечего предупреждать, что там гаишники стоят, пусть лучше нарушителей оштрафуют, пусть не нарушают!» Я же придерживаюсь того, что если моргну фарами, предупреждая, то встречный водитель хотя бы несколько минут будет ехать спокойнее, а значит обстановка будет более безопасной. Мне могут возразить: «А вдруг он пьяный за рулем, а ты предупредил, и он свернет, а таких надо лишать прав!» Согласен, за вождение в нетрезвом виде нужно лишать права управления автомобилем, но, во-первых, водитель в этом случае должен быть действительно пьян, а не «разведен» недобросовестными «служителями закона». Во-вторых, возможно пьяный, который увидел предупреждение о грядущей «засаде», либо свернет на менее оживленную дорогу, либо остановится и посадит за руль своего трезвого приятеля. В таком случае мы снижаем вероятность возникновения аварии. Этим приемом не следует злоупотреблять, так как у автомобилистов может выработаться равнодушие к переключению света фар, и люди просто перестанут обращать внимание на сигналы вообще.

В темное время суток кратковременное, длительностью около одной секунды, переключение с дальнего света на ближний выражает просьбу моргающего к встречному автомобилю переключиться со слепящего дальнего света на ближний. Но не стоит ожидать, что свет встречного после вашего сигнала сразу уменьшится, хотя пункт ПДД обязывает водителя к этому:

п.19.2 ПДД «Дальний свет должен быть переключен на ближний:

• в населенных пунктах, если дорога освещена;

• при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;

• в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств…»

Возможно, у встречного автомобиля не отрегулирован наклон фар, или установлены не те лампы, может быть автомобиль перегружен и наклонен назад так, что угол света фар изменен. Если вам «моргнули», а вы не можете ничего изменить по каким-то причинам, то «извинитесь», моргнув «аварийкой». Зачастую водители грузовиков, двигаясь с ближним светом и неоднократно получая сигнал с требованием о переключении, кратковременно включают в ответ всю свою иллюминацию, чтобы показать, что у них был «ближний свет», а ослеплены вы были, так как их фары головного света находятся как раз на уровне ваших глаз. Причем в разговорах с «дальнобойщиками» выясняется, что они также моргают легковушкам «из вредности, или со скуки», так как сами сидят в своих кабинах выше и встречный дальний свет от «частников» никак их не ослепляет. Но если вам все-таки «моргнула» «фура», то возьмите себе на заметку, что у вас включен дальний свет, и нужно быть внимательнее к другим.

Иногда навстречу движется автомобиль с ослепительно ярким светом, и создается впечатление, что такому водителю все равно, как это влияет на других. Не смотрите на эти фары, а направьте свой взгляд строго вперед, на дорогу. Если же вы ослеплены настолько, что не можете нормально видеть, то следует поступать согласно тому же пункту 19.2 ПДД:

п.19.2 ПДД « <…> При ослеплении водитель должен включить аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться».

Хитрости в рамках ПДД: именно этим пунктом Правил иногда можно воспользоваться в том случае, когда необходимо остановиться, при том, что установлен знак 3.27 «Остановка запрещена». На возмущение инспектора ДПС21 я однажды ответил, что был ослеплен и поэтому остановился. Инспектор обиделся и ушел. Конечно, нельзя так поступать на оживленной трассе, не думая о тех, кто не сможет вас объехать или не успеет затормозить и нанесет вам удар сзади, особенно если вы вдруг решили остановиться за поворотом.

Если же водителя слепит дальний или слишком яркий свет фар автомобиля, движущегося сзади, то чаще всего «моргают» стоп-сигналами или задними противотуманными фонарями. Аварийной сигнализацией «моргают» редко, так как она ассоциируется с благодарностью, и есть риск быть непонятым идущим за вами водителем, который не поймет, что вы хотите ему показать.

Иногда в зеркале заднего вида можно заметить, что автомобиль, идущий за вами «моргает» фарами. Это может быть вызвано в основном, тремя причинами:

1. Он увидел, что у вас что-то отвалилось от машины и болтается снизу автомобиля, или, наоборот, прицепилась какая-то ветка от куста. Возможно, у вас открыт багажник, или кто-то из пассажиров, закрывая дверь, прищемил ремень безопасности или часть своей одежды. Одежда может испачкаться или порваться, а вот если даже на небольшой скорости зацепиться за торчащий из дороги выступ болтающимся ремнем безопасности, то это может привести к серьезным повреждениям и даже к травмам. Деды рассказывали поучительную историю, как «Жигули», переезжая железнодорожный переезд, зацепились болтающимся ремнем безопасности за кусок шпалы и развалились. Сказка — ложь, да в ней намек! Будем же внимательнее.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «О чем молчат автошколы и догадываются профессионалы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

18

КоАП РФ — общепринятая аббревиатура «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

19

Здесь и далее приводятся данные по состоянию на апрель 2016г

20

Не все помнят, что в соответствии с п.1.2 ПДД, пешеходы, как и пассажиры, являются таковыми

21

ДПС — дорожно-патрульная служба Госавтоинспекции

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я