Третий выпуск из серии И. Федорова «Инспектор моды» посвящен религиозной моде и психологии моды. Есть и другие важные темы, которые поднимает автор, — роль личности в моде, темперамент, характер, эмоции, способность воспринимать цельный образ, воображение, мышление дизайнера.Главный акцент в вопросах религиозной моды — соотношение внутренних и внешних ценностей человека как состоявшейся личности. Однако главный посыл читателям — осознать себя в этом мире и достойно взаимодействовать с ним.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Инспектор моды. Религиозная мода – начало размышлений с позиции психологии моды (выпуск 3)» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Основы психологии моды
Мы начнем с вами наше путешествие по миру психологии моды с ее основ. Я расскажу вам скорее историю, чем предоставлю вашему вниманию научный трактат или монографию в ее классическом смысле. А начнем мы наше погружение в психологию моды с понимания характера человека.
Характер человека отражается в его внешнем виде. И, как говорила историк театрального костюма Раиса Владимировна Захаржевская, «Как носят костюм, какими деталями он дополнен, в каких сочетаниях составлен — все это черточки, выявляющие характер владельца… Внимательно вглядитесь в одежду, и вы сможете составить беглый набросок характера… Предметы, окружающие человека, всегда несут в себе отпечаток его личности, проявления его вкуса и склонностей».4 В жизни приходится внимательно и подробно изучать сочетания одежд и аксессуаров, заключенные в образе человека, чтобы ассоциации и ощущения, вызванные восприятием его имиджа, помогли в прочтении характера личности.
Ваш костюм позволяет в какой-то мере идентифицировать вас как личность. Костюм выражает вашу индивидуальность и творческий потенциал. Например, если ваша подпись — сочетание уникальных и присущих только вашему выражению линий, то и силуэты, фасоны, отдельные элементы образа могут проявить себя как ваше истинное лицо. В рамках темы нашей книги встает вопрос: возможно ли увидеть свое «истинное лицо», надевая религиозные одежды?
Профессор и художник Бетти Эдвардс в своей книге «Открой в себе художника» утверждает, что рисунок одновременно есть зеркало и метафора для художника. С помощью своей индивидуальной и выразительной линии вы способны передать в рисунке собственные впечатления.5 И если провести параллель между психологом моды и художником, то вы — художник своего собственного образа (костюма и стиля). Через образ вы стремитесь проявить себя, фиксируете свои особые и неповторимые стилевые различия и акценты, которые важны для вашей личности и проявлены в персоне (во внешности, костюме, интерьере), элементы самовыражения, тонкие нюансы, которые часто незаметны для массового взгляда, но значимы для вашей души / сознания / психики. Собственно, наше издание нацелено на знакомство с психологией моды и на мотивирование вас к освобождению от стереотипного самовыражения. Но все ли так просто, когда мы обращаемся к религиозной моде?
Тут стоит задать предварительный вопрос, не отвечая на него сразу: а возможно ли в религиозной моде обойтись без стереотипного восприятия верующего — в соответствующих религиозных одежда и культовых облачениях? Ответ не даю. Размышляем далее вместе.
И все же, когда мы начинаем говорить с вами о психологии моды, то необходимо рассматривать ее предмет — душу — с позиции: что мне нравится носить? Что привлекает меня в новом образе? Какой я имею опыт ношения той или иной одежды или какой пережитой опыт по перевоплощению в новый образ есть у меня? А есть ли коллективный опыт перевоплощения, предпочтений подобных мне людей (например, потребителей)? И есть ли в религиозной моде понятие «нравиться носить» или все же необходимо носить то, что предписано религией? И тому подобное.
То же можно сказать и о ситуации, когда мы касаемся и вопросов: как я себя веду или буду вести в новом сформированном имидже? Влияет ли на меня бессознательное в выборе того или иного поведения по отношению к одежде? Что я думаю о том, что делаю, когда перевоплощаюсь в новый образ? Что я думаю, когда одеваюсь привычно? Что думают обо мне светские модники, когда видят меня в религиозном облачении или конфессионально обусловленной одежде? При поиске ответов на эти вопросы важен мыслительный процесс, собственно, как и чувственный, а рефлексия нам помогает на всех этапах осмысления себя, своего места и роли религии в моде и моды в религии. Вопросов много, и отвечать на них необходимо совместно и каждому самому себе. Это издание лишь наведет вас на мысль поиска ответов на вопросы и, возможно, даст некоторые решения.
Могу ли я что-то поменять в своем отношении к моде и костюму? И, конечно же, во всем этом многообразии предмета психологии моды, который она исследует, венцом является личный опыт человека, его личность и персона, как проявленность в материальном мире. Однако основы мы берем в мире идеальном, в мире идей. Хотя философы в дружеских беседах со мной утверждают, что мода противостоит религии. А если основа моды — сама религия? Как быть?
Обобщая вышесказанное, можно определить предмет психологии моды следующим образом — это ответ психики на восприятие и формирование модного образа — рефлексия, психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения по отношению к моде и к костюму.
Также существенным моментом в психологии моды и в психологии религиозной моды оказывается рассмотрение сознания, его функционирование, развитие и связь с поведением и деятельностью человека.6
Теперь многим из вас становится понятным, что предметом психологии религиозной моды будет ответ психики на восприятие образа верующего как своего собственного, так и другого верующего (конкретного представителя религиозного сообщества — от рядового прихожанина до служителя культа).
Носителем религиозной психологии, т. е. религиозного сознания и опыта, считается личность, и, соответственно, поведение, общение, индивидуальное и групповое сознание, убеждения и подражания. Все эти явления имеют психологические причины и возникают как результат взаимодействия ряда особенностей психики человека с условиями его существования в социуме.7
Соответственно, в основании религиозной моды лежит чувство веры, принятие или отвержение пожеланий по отношению к внешнему облику верующего, которые являются основными и входят в структуру религиозного сознания, для которого существует религиозная мода как индивидуальная или групповая религиозная практика.8
В современном обществе налицо процессы интеграции психологии моды, социальной психологии и психологии религии в направлении формирования нравственных стандартов и духовной жизни общества и даже государственной идеологии. Однако представляются малоизученными вопросы нравственного порядка в интересах народа с позиции исторического формирования культурных норм и ценностей как регуляторов поведения. Хотя с позиции моды эти процессы осмыслены. В настоящее время только формируется дискурс о власти религиозной моды над сознанием человека, проживающего в России.
Роль личности в религиозной моде
Первое, с чего нам необходимо начать наше размышление по поводу психологии религиозной моды, — с личности. Что может повлиять на то, как мы одеваемся? Конечно же, свойства нашей личности. Темперамент — это та часть психики, которая нам дана от рождения и неизменна всю жизнь. Характер, в свою очередь, обуславливается темпераментом и опытом, приобретенным в течение жизни. Способности и таланты — то, что дано от рождения генетически и можно развить. Направленность личности проявляется в ценностном отношении к одежде, образу в целом, когда человек имеет некую потребность воплощать тот или иной образ в повседневности, имеет свой взгляд, позицию мировоззрение и тому подобное. Соответственно, рамки нашего издания предопределяют осмысление содержания религиозно ориентированной личности и ее проявлений в религиозной моде, и религиозности так каковой в повседневной жизни.
Далее, психические состояния — это те самые переживания, которые то и дело наполняют или опустошают человека. Творческий подъем в процессе создания нового образа, апатия или отрицание созданного, неприятие некоего фасона или результата творческого акта, безразличие и потеря интереса к творчеству, угнетенность, утомление, непонимание и непринятие канонов религии и их влияния на моду в целом и на религиозную моду в частности, формирование образа мыслей через психические переживания по отношению к религиозной моде.
Психические процессы являются важной составляющей при выборе того или иного образа. Например, вам понравился цвет одежды или ткани, и вы уже были готовы купить ее, но наощупь она оказалась неприятна. Все дело в наших ощущениях — то, как мы видим, слышим звуки и запахи, тактильно ощущаем фактуру материала — все это сопровождает нас при выборе того или иного образа. Наше внимание, память о прошлом, размышления о предыдущем опыте и новом образе с ожиданиями чего-то нового приводит к воображению, когда мы становимся соавторами созданного дизайнером или художником по костюмам мира череды образов в костюмированном представлении жизни.
Мы испытываем спектр эмоций и чувств, воспринимая образ себя или своего оппонента, готовы проявить волевые усилия в обучении, чтобы создать что-то новое, ранее невиданное в мире моды и дизайна. А если мы — религиозно ориентированный дизайнер? Конечно, все те же самые психические процессы происходят в нашем уме и теле, что и у светского дизайнера, но ценностная ориентация на религию, обусловленность религиозной культурой порою определяют и корректируют нашу психическую реакцию. Важным вопросом становится сознательно структурированная иерархия ценностей, которые связаны, обусловлены или противопоставлены религии, а, соответственно, во многом отражены и в религиозной моде.
Психика порождает дизайн и моду, поэтому психология как наука (психология моды) может стать источником объяснения формирования и развития создаваемых человеком отраслей научного,9 технического и гуманитарного знания в области моды, в целом порождаемых его культурой, мыслительной и эмпирической деятельностью. Перед нами предстает философия моды, история и социология моды, дизайн одежды и создание костюмов для театра и кино и тому подобное. А в этом выпуске затронута и религиозная мода — насущная и противоречивая тема современности, которую осмыслить можно с разных позиций, например, с позиции культуры (цивилизации), политики и даже экономики. Однако мы оставляем для себя в рамках нашего выпуска взгляд с позиции психологии моды, которая берет свои основы как в западной, так и в отечественной психологической науке.
Психология моды в наше время уже считается отдельной отраслью психологии. В научную среду этот термин уже вошел, им оперируют специалисты — Е. А. Аброзе, М. И. Килошенко, Е. С. Нежина, И. М. Антоненко, И. Н. Карицкий и другие. А вот психология религиозной моды только зарождается, собственно, как и религиозная мода, пионером-исследователем которой в России является автор этого текста.
Посмотрим на методы исследования персон и личностей в психологии моды. Первый, наиболее типичный, — это, конечно же, наблюдение (вспомните, когда на собеседовании при приеме на работу дизайнера или креативного директора используют такой термин, как «насмотренность»). Мы наблюдаем за людьми, как они одеваются, и делаем свои прогнозы на будущее, на основе наблюдений можем описать личностные особенности конкретной персоны.
В своей практике я ставил эксперимент над собой и людьми, за его чистоту не ручаюсь, но эффект был следующим. Когда я одевался условно обычно, «как все», то меня не замечали и уж тем более не реагировали улыбкой, смехом или негодованием. А как только я облачался в одежду своей души, то начиналось…
Приведу здесь в качестве примера цитату из моей книги «Исцеление образом» описывающее вышесказанное: «Моими первыми видениями линий и форм еще с детства были одежды длинные, в пол… Одежды монахов и волшебников меня всегда завораживали… Это был хитон-пончо в пол, со швами по бокам… Ткань была в зигзагообразный рубчик, переплетение рыхлое… Когда я, стоя перед зеркалом, видел одежду своей души… в зеркале был тот самый образ, что виделся мне ранее, тот самый желанный образ, который я так долго искал… Я выдохнул, присел на кресло. В голове промелькнула мысль: „Все, я нашел себя. Больше мне ничего не надо искать…“ и смех, затем покой. Так я просидел долго, спокойный и умиротворенный… Я осознал, что раз нашел себя через одежду, выразил в ней видение своей души, то смогу помочь другим, желающим совершить тот же путь… В течение полутора лет я носил одежду, шитую только мною или по моим эскизам… Люди видели меня и расплывались в улыбке, радовались. Такая реакция происходила на образ не только мой, но и на образ других людей, преображенных мною. Были и те, кто злились на нас, я решил, что с них как бы снимались маски, они проявлялись в своей настоящей сути… Как говорится, видящий увидит, а слышащий — услышит».10
Далее можем продолжить наблюдать за некоторым сообществом модников, опросить их на тему того или иного отношения к конкретному тренду, провести тестирование по поводу темперамента или характера, провести анализ полученных данных, а также продуктов их творческой деятельности, и с уверенностью сказать, что мы получили данные с помощью конкретных научных методов в рамках психологии моды. А также можем использовать метанаучные методы.
Таким образом, исследовать феномен религиозной моды, как и психологии моды, можно, используя анализ, тестирование, эксперимент и наблюдение. Это классика жанра науки.
Одним из ключевых моментов в определении сознания у основателя психолингвистики Алексея Николаевича Леонтьева является деятельность. Опираясь на это, мы можем сказать, что, совершая деятельность по созданию нового образа и демонстрации его перед обществом (устойчивого образа в целом — имиджа, стиля, костюма и так далее), мы проявляем в нем свое сознание, душу… Если деятельность создавать и проявлять новый образ занимает центральное место в личности человека, становится смыслом его жизни, то именно это является основной характеристикой личности и персоны.
Однако может случиться так, что деятельность по перевоплощению в новые образы станет служить средством для достижения иных целей. Например, простой и понятный процесс подбора очередного костюма для деловых переговоров или выступлений на сцене. Казалось бы, новый образ есть продолжение человека, но не факт. Здесь же налицо факт того, что посредством перевоплощения в новый образ человек достигает целей присущего ему профессионального занятия — ведения бизнеса или, например, противоположной деловому миру актерской профессии.
В этом свете посмотрим на то, как облачается в религиозный костюм священнослужитель или религиозный лидер совершает отправление культа. Для них это смысл жизни или часть профессионального занятия? А что переживает и по какой причине молодая девушка надевает конфессионально обусловленную одежду по требованиям религии?
Структура психики
Прежде чем отвечать на многие из поставленных вопросов, разберемся с психикой. Узнаем, что принято говорить о ней в психологии. А. Н. Леонтьев писал, что «…в исследовании личности нельзя ограничиваться выяснением предпосылок, а нужно исходить из развития деятельности, ее конкретных видов и форм и тех связей, в которые они вступают друг с другом, так как их развитие радикально меняет значение самих этих предпосылок… Направление исследования обращается не от приобретенных навыков, умений и знаний к характеризуемым ими деятельностям, а от содержания и связей деятельностей к тому, как и какие процессы их реализуют, делают их возможными».11
Психика человека как способность ощущения в процессе эволюции генетически преемственна с раздражимостью живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы… Но главная и отличительная особенность психики человека в том, что итогом эволюционного процесса явилось возникновение сознания.12
Психика способна создавать психический образ объектов материального мира на основе ощущений. Сознание опирается на это и создает идеальные формы существования предметного мира, придает всему личностный смысл, фиксирует в памяти воспринимаемое, выстраивает воображение, чувственно переживает мир. Здесь возникает очередной вопрос: какой личностный смысл придает человек одежде и костюму, предпочитая религиозную моду вместо светской? А может, он ее сознательно миксует? Зачем? И почему?
Посмотрим на структуру психики. Возможно, это нам поможет осмыслить явление религиозной моды с позиции психологии и даст ответы на некоторые из многочисленных вопросов, поставленных в этом выпуске.
Структуру психики с учетом психологии моды можно выразить следующим образом:
1. Надсознательное в психологии моды — наследие культуры, передача опыта одевания себя в образы.
2. Сознательное в психологии моды — ассоциативный ряд, возникающий от восприятия образов.
3. Подсознательное в психологии моды — то, что отложилось из опыта осознанного облачения себя в новые костюмы. То, что еще не осозналось, но уже воспринято психикой и находится в подсознании.
Восприятие органами чувств модного, этнического или любого другого образа — это отражение в сознании человека целого комплекса раздражителей, исходящих от конкретного имиджа собеседника или от своего персонального имиджа. На полученную информацию оказывает влияние мышление и жизненный опыт. Когда мы смотрим на костюм и человека в нем (на цельный образ), то цвет, фасон, фактура и тому подобное есть пространственное восприятие конкретного имиджа. Мы осмысливаем и отмечаем, как часто видели или можем видеть человека в этом его образе, как долго мы задерживаем взгляд на образе и как долго человек готов себя являть нам в этом образе? Как быстро движется человек и какие для него характерны движения тела, мимика? И что происходит вокруг, когда человек являет свой имидж миру? Каким образом мир меняется вместе с человеком? Оказывает ли влияние на психику рядового верующего ношение религиозно обусловленной одежды? Ответы на эти вопросы формируют наши ощущения и чувства.
Ощущения помогают моднику воспринимать образ глазами, кожей, ушами, носом и ртом. Собственно, как и религиозному человеку. В этом они схожи. Человеческий биологический вид на земле один. Каждому органов чувств тела присущи свои рецепторы — зрительные, вкусовые, осязательные, обонятельные и звуковые. Все это есть у любого человека независимо от расы и религиозной принадлежности.
О восприятии
И все же, как формируется в сознании целостный образ человека, одетого по моде в этнический или религиозный костюм? Ответ прост — через восприятие.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Инспектор моды. Религиозная мода – начало размышлений с позиции психологии моды (выпуск 3)» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
4
Захаржевская Р. В. История костюма: От античности до современности. 3-е изд., доп. М.: РИПОЛ классик, 2004. С. 30.
5
Эдвардс Б. Откройте в себе художника / пер. с англ. П. А. Самсонов. Минск: Попурри, 2009. С. 45—46.
6
Общая психология в схемах и таблицах: учебное пособие. Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина», 2017. 59 с.
7
Белорусов С. А. Психология духовности, веры, религии // Журнал практического психолога. 1998. №8. С. 21—43.
8
Иванов Д. Е., Дулина Г. С. Социальная психология и психология религии: путь интеграции // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2013. №4—3 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-psihologiya-i-psihologiya-religii-put-integratsii (дата обращения: 14.07.2024).
9
Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук // XVIII Международный психологический конгресс. М., 1969. С. 128.