1. Книги
  2. Документальная литература
  3. Игорь Евгеньевич Поздняков

Студенческие отряды в СССР. Что это было и можно ли повторить

Игорь Евгеньевич Поздняков
Обложка книги

Эта книга — попытка воссоздать исторически правдивую картину явления и системы студенческих отрядов в СССР. В книге впервые даётся описание негативных тенденций в студенческих отрядах, развенчиваются многочисленные мифы, созданные советским агитпропом и укоренившиеся в сознании поколения. Доказывается невозможность существования студенческих отрядов в условиях рыночной экономики.В качестве приложений в книгу включены документы, регламентировавшие деятельность студенческих отрядов в СССР.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Студенческие отряды в СССР. Что это было и можно ли повторить» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

СУЩНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ

Что такое студенческие отряды в СССР

В СССР студенты и учащиеся привлекались к труду на протяжении всего периода его истории. Однако такое привлечение, хотя и носило в отдельные времена массовый характер, имело существенные отличия от студенческих отрядов. Например, студенты и учащиеся постоянно привлекались к осенним уборочным работам. Но такой труд никогда не был добровольным даже для видимости, организовывался не в свободное время, а вместо учёбы, и не комсомолом, а исключительно администрацией учебных заведений. С другой стороны, начиная с первых лет советской власти, студенты направлялись по так называемой «комсомольской путёвке», или «партийному наказу» для работы на стройках и в сельском хозяйстве на период своих каникул. Но такое направление носило индивидуальный характер.

Студенческие отряды же — это уникальное явление, существовавшее в СССР в узкий исторический период 1960-х — 1980-х годов. Определить его можно так:

Студенческие отряды — одна из организованных форм привлечения дополнительной рабочей силы в СССР в период 60-х — 80-х годов 20-го века, характеризующаяся следующими отличительными признаками от других подобных форм:

— в качестве дополнительной рабочей силы привлекались студенты, учащиеся, аспиранты, молодые преподаватели и сотрудники высших, средних специальных, профессионально-технических и средних учебных заведений1 на период их каникул, отпусков, либо иного свободного времени;

— привлечение рабочей силы носило сезонный или временный характер;

— организация набора рабочей силы была возложена на комсомольские организации при участии администрации учебных заведений и под контролем КПСС;

— привлечённые работники объединялись в студенческий отряд2, имевший организационную обособленность, внутреннее единство и работавший, в основном, как единый коллектив;

— привлечение рабочей силы имело идеологическую базу и было замаскировано под видом «добровольного патриотического движения молодёжи».

Экономическая целесообразность студенческих отрядов

Так называемая социалистическая система хозяйствования в СССР, в силу её экстенсивности, требовала постоянного привлечения новой рабочей силы. На разных этапах существования СССР рабочая сила привлекалась различными способами, начиная от трудовой повинности, трудармий, и других форм внеэкономического привлечения к труду, до более цивилизованных форм, основанных, в определённой мере, на экономической заинтересованности.

На протяжении длительного периода потребность в трудовых ресурсах, особенно в отдалённых местностях, покрывалась, в основном, за счёт труда заключённых, отбывавших наказания в учреждениях ГУЛАГа, за счёт использования труда военнослужащих, а после окончания Второй мировой войны, — также за счёт труда военнопленных. В середине 50-х годов 20-го века численность заключённых, содержащихся в учреждениях ГУЛАГа, существенно снизилась в связи с прекращением сталинских репрессий, осуществлением амнистий заключенных, а также в связи с постепенной репатриацией военнопленных. Вместе с тем потребность в дополнительной рабочей силе сохранилась и даже возрастала. Особенно остро это проявилось в связи с освоением целинных земель, а затем в связи с началом масштабных строек в Сибири. Между тем, работы на целинных землях и отчасти строительные работы в Сибири носили ярко выраженный сезонный характер и приходились как раз на период студенческих каникул3.

И в последующие периоды, вплоть до распада СССР, потребность в сезонной рабочей силе не снижалась. Частично она покрывалась за счёт так называемых «шабашников». Однако работа шабашников строилась исключительно на экономическом интересе. Студентов и учащихся же можно было привлечь к труду, используя другие, не только экономические стимулы. Это было особенно важно в тех отраслях, где оплата труда была невысока.

С другой стороны, эффективность студенческих отрядов, несмотря на многочисленные победные реляции тех времён, была относительно не велика, в первую очередь в силу отсутствия у студентов и учащихся необходимых навыков работы. Это отчасти покрывалось низкими затратами на оплату труда4. К тому же государство тратило на студенческие отряды значительные средства косвенным путём: для участников студенческих отрядов снижались нормы выработки, им обеспечивался бесплатный проезд к месту работы и обратно, во многих случаях, — льготное питание, им бесплатно предоставлялись помещения для проживания, выдавались медикаменты, осуществлялись дополнительные медико-санитарные мероприятия и тому подобное5.

В условиях господства государственной собственности и при отсутствии рыночной конкуренции руководители предприятий и организаций, принимавших студенческие отряды, мало заботились об эффективности использования государственных средств и, соответственно, труда участников студенческих отрядов. Однако организации, принимавшие студенческие отряды, поощрялись государством: им выделялись дополнительные средства, они «вне очереди» получали технику и материалы, рынок которых отсутствовал, пользовались другими преференциями, в том числе внеэкономическое поощрение руководителей таких организаций (награды, звания, служебный рост).

Наконец, в части случаев использование студенческих отрядов было удобным прикрытием для определённых махинаций, начиная от приписок к отчётности и вплоть до «откатов»6.

Таким образом, зарождение студенческих отрядов отвечало экономическим потребностям СССР, хотя их эффективность возможно была и ниже, чем использование труда заключённых и военнопленных. Разумеется, студенческие отряды на первоначальном этапе не могли сколь-нибудь существенно восполнить сокращение дешёвой рабочей силы, происшедшее в связи резким сокращением численности контингента ГУЛАГа. Однако в последующем студенческие отряды стали достаточно весомым трудовым резервом.

Правовые основы деятельности студенческих отрядов

Студенческие отряды никогда не имели твердой юридической основы. Напротив, изначально они создавались и действовали вопреки существовавшему законодательству.

Законодательство СССР и союзных республик за 30 лет существования отрядов так и не определило: что такое студенческий отряд с точки зрения гражданских, трудовых и иных правоотношений. Формально, каждый отдельный участник студенческого отряда заключал с принимающей организацией срочный трудовой договор, а «отряд», как субъект права, юридически не существовал.

Перераспределение заработной платы внутри отряда между его членами также было формальным нарушением действовавшего законодательства. Однако это допускалось и даже поощрялось: практическая польза от студенческого труда оказывалась важнее законности. Впрочем, верховенство «целесообразности» над правом всегда было характерной чертой советской системы, и студенческие отряды не были исключением.

Это не значит, что попыток хоть как-то направить деятельность студенческих отрядов в правовое поле вообще не предпринималось. Такие попытки реализовывались в виде Постановлений Правительства СССР и соответствующих органов Союзных Республик. Но зачастую нормы, устанавливавшиеся такими актами, представлялись сомнительными, не вписывающимися в систему законодательства СССР и республик.

Типовой договор на работы, выполняемые студенческими отрядами (см. Приложения), который заключался между принимающими организациями и штабами студенческих отрядов, не укладывался в рамки ни трудового, ни гражданского права. Достаточно сказать, что лишь единичные штабы студенческих отрядов являлись юридическими лицами, то есть обладали самостоятельной правоспособностью. Но даже если бы они все и являлись таковыми, предметом договора должно было бы быть оказание услуг по формированию и направлению студенческого отряда для работы в принимающей организации7. Однако в типовом договоре штаб студенческих отрядов (который, почему-то именовался «отряд») подряжался выполнить для принимающей организации определённый объём работ, то есть, по своему предмету напоминал скорее договор подряда. Впрочем, содержание договора не соответствовало ни тому, ни другому. В нём, помимо прочего, содержались и некоторые элементы трудовых отношений8.

Это, однако, не мешало сторонам такого договора разрешать свои споры через Государственный Арбитраж. Впрочем, в подавляющем большинстве случаев подобные споры разрешались отнюдь не в арбитражном порядке, а через органы КПСС. И, как правило, они разрешались в пользу штабов (отрядов). Нельзя утверждать, что такое положение дел было исключением, сделанным именно для студенческих отрядов: в СССР вопросы права и политики часто смешивались настолько, что трудно было отличить одно от другого.

Студенческие отряды в СССР были не единственным институтом, действовавшим вне и вопреки правовых норм. Например, привлечение рабочих и служащих к осенним уборочным работам. — также существовало вне правового поля. Однако студенческие отряды были уникальны в том смысле, что юридическая неопределённость их деятельности наблюдалось одновременно во многих отраслях права.

Отсутствие чётко определённого правового положения студенческих отрядов порождало многочисленные нарушения действовавшего законодательства, которые, как правило, не преследовались. Следует заметить, что сама советская система с её неповоротливой плановой экономикой, отсутствием рыночной конкуренции и экономических стимулов подталкивала субъектов экономических отношений на правонарушения9. И в этом смысле студенческие отряды лишь действовали в рамках этой системы со всеми её недостатками. О многих из таких правонарушений будет рассказано ниже.

«Патриотическое движение»

Привлечение рабочей силы в форме студенческих отрядов обеспечивалось широкомасштабной пропагандой. В пропагандистских целях студенческие отряды именовались «Патриотическим движением советской молодёжи». В действительности же, там, где имели место реальные экономические стимулы, срабатывали эти стимулы. Там, где их не было, — студенческие отряды формировались «добровольно-принудительно»10.

Для придания студенческим отрядам видимости патриотической, идеологической направленности, использовались всевозможные «почины». Так, участники студенческих отрядов, помимо работы на производстве, были вынуждены заниматься «политико-пропагандистской» и «культурно-массовой» работой с местным населением. Их принуждали делать доклады, выступать с концертами, шефствовать над школами и детскими домами, собирать книги для библиотек, лекарственные травы и многое другое. Особенно примечательным почином были так называемые «Дни ударного труда»: заработок участников отрядов за такие дни изымался якобы на «политически значимые цели» (фактически поступал в распоряжение ЦК ВЛКСМ).

Перечисленные выше и другие почины планировались сверху, как и многое в СССР. О них торжественно отчитывались, причём с колоссальными приписками в таких отчётах.

Для придания студенческим отрядам особых отличительных признаков, существовали особые атрибуты и ритуалы: отрядные флаги и их подъём, утренние и вечерние построения («линейка»), специальная (в поздние годы — унифицированная) парадная форма одежды, символика и даже специальные знаки различия.

Апофеозом официоза являлись так называемые слёты студенческих отрядов, — помпезные мероприятия, не имевшие ничего общего с практикой студенческих отрядов и являвшие собой исключительно показушно-пропагандистское шоу. В более поздние годы традиционным стало участие «колонны студенческих отрядов» в первомайских или ноябрьских демонстрациях на Красной площади в Москве. Шесть тысяч студентов московских вузов (совсем не обязательно — участников студенческих отрядов) одетые в специально сшитую для этой цели униформу, открывали (вступительная колонна), либо завершали (заключительная колонна) «праздничную демонстрацию трудящихся». Никакого отношения к труду студентов и учащихся это не имело, однако тоже было составной частью явления под названием «Патриотическое движение советской молодёжи» и соответствующей пропагандисткой кампании.

Почему «отряды»?

В данном случае речь идёт не о термине «отряды»: можно было бы назвать такие объединения студентов «бригадами», «дружинами», «артелями» и тому подобными. Но почему именно объединения? Почему нельзя было организовать направление студентов на летние работы в индивидуальном порядке?

Действительно: во многих странах мира студенты работают в период своих каникул, но, при этом никому и в голову не придёт объединять их в какие-то «отряды».

Ну, допустим, в строительстве, в сельском хозяйстве, где можно говорить о так называемом «бригадном подряде», уместны подобные объединения. И практика тех же «шабашников» это доказывала, хотя бригады шабашников редко составляли больше 10—15 человек.

Но зачем же было «закрепощать» в отряды людей, которые трудились индивидуально: детских вожатых, рабочих-станочников, продавцов магазинов, санитаров и других?

Ответ очевиден: именно в форме «отряда» студентами было удобнее управлять. Причём, управлять не столько их производственной (служебной) деятельностью, сколько управлять ими политически и организационно.

Именно отрядная форма давала возможность реализовывать так называемый «общественный призыв», то есть принуждать работать всех студентов почти поголовно. И именно отряд давал возможность маскировать этот «общественный призыв» под видом «добровольного патриотического движения молодёжи».

Принцип «добровольности»

Этот принцип декларировался во всех основополагающих документах студенческих отрядов. И формально он всегда соблюдался: каждый студент (учащийся) зачислялся в отряд на основании личного письменного заявления о добровольном участии в отряде.

Фактически же более или менее добровольно формировались лишь те студенческие отряды, участники которых действительно неплохо зарабатывали11. Это были, главным образом, выездные строительные отряды. В такие отряды часто существовал конкурс. Туда зачислялись преимущественно студенты старших курсов, аспиранты. Добровольно формировались и некоторые студенческие отряды проводников: там тоже были достаточно высокие заработки. В некоторых учебных заведениях добровольно формировались также студенческие сельскохозяйственные отряды (ССХО). Несмотря на то, что заработки там были невелики, такие отряды привлекали романтикой, возможностью активно отдохнуть среди сверстников.

Большинство же студенческих отрядов формировались принудительно. В учебных планах образовательных учреждений специально предусматривались двухмесячные летние каникулы, предназначенные для того, чтобы именно в этот период студенты и учащиеся работали в студенческих отрядах. Таким образом, в каждом учебном заведении существовал так называемый «базовый курс» (как правило, второй). Из числа студентов этого курса и формировались те студенческие отряды, добровольно участвовать в которых желающих было немного. При этом, как правило, учащихся базового курса в популярные отряды не брали: в таких отрядах и без них существовал конкурс из старшекурсников.

К уклонявшимся применялись «меры общественного воздействия», которые в те времена имели весьма существенное значение12. В некоторых учебных заведениях участие в студенческих отрядах засчитывалось в счёт прохождения практики, а неучастие признавалось «не выполнением учебного плана» и могло повлечь даже административные последствия.

Единственным оправданием для неучастия в студенческом отряде являлось состояния здоровья. Но и тут существовали достаточно жёсткие рамки. Перечень заболеваний, которые ограничивали участие в студенческих отрядах, утверждался Министерством здравоохранения СССР. Тот, кто по состоянию здоровья не мог работать в строительном отряде, направлялся в сельскохозяйственный; кто не мог работать и там, — направлялся в торговый отряд. И лишь редкие единицы серьёзно больных людей полностью освобождались от трудовой повинности.

Благодаря принудительному привлечению к труду, в середине 80-х годов только в учебных заведениях Москвы формировались студенческие отряды общей численностью свыше 50 тысяч человек! Добровольно в них, по оценке автора, участвовало не более 2—3 тысяч человек.

Но обратимся к официальным цифрам.

По данным Госкомстата СССР13 в 1985 году среднесписочная численность студенческих отрядов составила 764,4 тыс. человек14.

Численность сформированных студенческих отрядов по данным ЦШ СО ЦК ВЛКСМ составила 830 тыс. человек. В том же году численность студентов очных отделений высших учебных заведений по данным Госкомстата СССР составила 2763 тыс. человек15, а численность учащихся дневных отделений средних специальных учебных заведений — 2866 тыс. человек.

Если учесть, что доля учащихся ССУЗов в студенческих отрядах не превышала трети, можно легко посчитать, что в студенческих отрядах трудился каждый пятый студент вуза. Если же отбросить студентов творческих вузов и учащихся военных учебных заведений, которые почти не принимали участия в студенческих отрядах, а также лиц, не имевших возможности участвовать в отрядах по состоянию здоровья, эта доля вырастет до четверти студентов дневных отделений!

Но и среди этих студентов, продолжительность обучения которых составляла в среднем 5,5 лет, значительная часть студентов первого курса не достигали к его окончанию возраста 18 лет, а, значит, не могла полноценно работать. Студенты же последнего курса уже были озабочены подготовкой дипломных работ, а мужская часть таких студентов направлялась на военные сборы. Значит, примерно треть студентов, обучавшихся на 2—5 курсах высших учебных заведений СССР, ежегодно принимали участие в студенческих отрядах.

Могло ли это быть возможным при условии абсолютной добровольности? Очевидно — нет!

Во многих публикациях о студенческих отрядах утверждается, что принудительный набор в студенческие отряды появился «потом», а первые студенческие отряды формировались исключительно добровольно. Увы, это не соответствует истине: даже и самые первые отряды формировались по принуждению.

Вот свидетельство современника:

«Были крайности, но все Серегины приемы военного коммунизма, и кавалерийские атаки, и всеобщая принудительная мобилизация в отряд сгодились — целина состоялась! <…> Он мог быть резким и бескомпромиссным: не желавшего поехать на целину по неуважительным, по его мнению, причинам, он готов был исключить из комсомола и из университета»16.

Это написано о командире первого отряда Физфака МГУ Сергее Литвиненко и об установленных им «порядках» на физическом факультете ещё в 1959 году.

Этот пример доказывает, что абсолютной добровольности в студенческих отрядах не было никогда. Другое дело, что масштаб принуждения в первые годы был не слишком велик. Но он постепенно достиг своего пика ко второй половине 1970-х годов.

Спустя много лет трудно объективно оценить число студентов, которые принимали участие в студенческих отрядах добровольно, то есть стали бы работать в отрядах, если бы их к этому тем или иным способом не понуждали, и если бы они не имели льгот и преференций. Так называемые «социологические опросы» советских времён, на которые и ныне ссылаются некоторые авторы17, настолько же «объективны» и «достоверны», насколько «свободны» и «альтернативны» были, например, выборы в органы власти СССР. По субъективным ощущениям автора, в огромном СССР таких студентов набиралось не более двух десятков тысяч человек в год!18

Третий трудовой семестр или высшее образование?

Приведённые выше расчёты, помимо прочего, показывают, что участие в студенческих отрядах не только не способствовало, но активно мешало студентам получать эффективное высшее образование.

Учебные планы высшей школы формировались таким образом, что из пяти лет (при сроке обучения от 5,5 лет и выше) студенты вузов лишь в одном учебном году имели летние каникулы, продолжительностью 2 месяца. В остальные годы обучения часть летнего периода занимала практика. Виды практики были различными: ознакомительная, производственная, исследовательская, преддипломная и т. п., однако каждый из таких видов являлся важным элементом высшего образования, без которого такое образование становилось оторванным от жизни.

Митинг, посвящённый началу «Трудового семестра»

Фото из архива автора — начало 1980-х годов

Таким образом, участие в студенческих отрядах более одного раза за всё время обучения в вузе формально было невозможно именно по причине того, что студент не имел двухмесячных каникул более одного раза за этот период. А создавать студенческие отряды на месяц было и вовсе не рентабельно19.

Несмотря на это, администрация учебных заведений под давлением партийных органов шла на то, чтобы зачесть прохождение практики студентам, выезжавшим в студенческие отряды, без её фактического прохождения. Автор и сам лишь однажды за 6 лет обучения в вузе принял участие в практике: после первого курса. В остальные годы он получал зачёт по практике фиктивно, фактически — за участие в студенческих отрядах.

И не только зачёт по практике. Во многих учебных заведениях к участникам студенческих отрядов предъявлялись пониженные требования при учёте успеваемости и посещаемости. Случалось, что отдельные элементы учебного плана таким студентам (особенно руководителям отрядов) засчитывались фиктивно.

Нередко администрация учебного заведения «не замечала» прогулы занятий участниками и руководителями отрядов. После окончания летних работ участники отрядов могли позволить себе на несколько недель уехать отдыхать, вместо того, чтобы приступить к занятиям. Как правило, — на это «закрывали глаза».

Разумеется, в разных учебных заведениях их администрация по-разному относилась к студенческим отрядам. Как правило, это зависело от позиции, занимаемой ректором конкретного учебного заведения, и при его смене политика учебного заведения в отношении студенческих отрядов могла меняться. Были учебные заведения, руководство которых всемерно способствовало созданию отрядов. Были учебные заведения, где к студенческим отрядам относились, как к неизбежному злу и содействовали их организации по принципу: если нельзя запретить, — лучше возглавить. Но были и учебные заведения, администрация которых относилась к отрядам открыто негативно. В таких учебных заведениях участники студенческих отрядов не имели дополнительных преференций. Однако практически все учебные заведения в той или иной степени испытывали давление со стороны партийных органов и вынуждены были создавать так называемый «базовый курс» для формирования студенческих отрядов.

Студенческие ли?

В отряды, заработки в которых были невысоки, студенты не стремились. Однако в отряды, традиционно имевшие высокие заработки, существовал конкурс. При этом, первыми претендентами были не столько студенты, сколько аспиранты и молодые сотрудники учебного заведения. Многие выпускники вузов, побывавшие в студенческих отрядах в период обучения, были заинтересованы участвовать в них и в дальнейшем. Стипендия студента была не велика, и подработка требовалась многим. Но и стипендия аспиранта, а также зарплата молодого специалиста оставались такими, что за пару месяцев в стройотряде иногда можно было заработать сумму, равную годовой стипендии аспиранта или годовому заработку «молодого специалиста»20.

К тому же «ветераны» студенческих отрядов имели преимущество в опыте и профессиональных навыках, их труд был более эффективен.

Постепенно дошло до того, что в отдельные отряды некоторых учебных заведений студентов стали брать лишь для «разбавления состава».

Безусловно, такие отряды пользовались особым спросом у принимающих организаций: их участники были уже проверенными «бойцами», их уже не нужно было учить азам производства, с ними не возникало проблем в быту. Иными словами, они более всего напоминали «шабашников».

В части учебных заведений в наиболее «денежных» студенческих отрядах в среднем принимало участие от 15 до 30 процентов лиц, не являвшихся студентами. При этом такие лица пользовались льготами, установленными для участников студенческих отрядов. Позже ЦК ВЛКСМ был вынужден даже установить предельные нормы участия «не студентов» в студенческих отрядах. Но и они не соблюдались. В отдельных учебных заведениях доходило до того, что молодые сотрудники участвовали в отрядах не в свободное время, а откомандировывались туда с сохранением заработной платы по основному месту работы. И при этом рядовым студентам приходилось принудительно отрабатывать в отрядах, в которые они добровольно не пошли бы.

Студенческие отряды и половой признак

Автор умышленно не включил в приведённую ниже Классификацию студенческих отрядов, их деление по половому признаку. Между тем, для понимания сущности студенческих отрядов это также важно.

Дело в том, что в «денежные» строительные отряды, девушек, как правило, не брали вообще. В лучшем случае, в такие отряды принимались две—три девушки исключительно для работы на кухне.

В качестве косвенного доказательства этого, автор рекомендует обратить внимание на таблицу расчёта заработной платы с учётом КТУ, приведенную в приложении к Положению о применении в студенческих отрядах коэффициента трудового участия (КТУ) при распределении заработной платы (см. Приложения). Центральный штаб студенческих отрядов, утвердивший это Положение, «включил» в состав условного студенческого отряда из 26-ти человек лишь пять девушек. Иначе такой пример не соответствовал бы реальности. На самом же деле и это было преувеличением.

Между тем, среди студентов дневных отделений вузов девушки во все времена в среднем преобладали21. И, тем не менее, процентная составляющая студенток в престижных стройотрядах стремилась к нулю. Иногда, командир отряда умышленно избавлялся от присутствия в нём девушек, чтобы не плодить «любовь-морковь», и, тем самым не отвлекать бойцов от труда.

Встречались и анекдотические случаи: в отряд, состоящий исключительно из юношей комиссаром назначалась девушка. Но это было редчайшим исключением.

В то же время, государство не могло упустить значительное число девичьих рабочих рук. В сельскохозяйственных и медицинских отрядах девушки уже составляли большинство, а в торговых отрядах, формировавшихся без всякой «добровольности», участвовали исключительно девушки, «разбавленные», иногда, несколькими юношами, которым по медицинским показаниям было невозможно участвовать в отрядах других профилей.

Заработки девушек в студенческих отрядах были весьма невелики. Даже тем немногим студенткам, которым удалось попасть в выездной строительный отряд, платили едва ли больше половины зарплаты среднего бойца-юноши. И это считалось нормальным.

Дискриминация девушек существовала в студенческих отрядах фактически с момента их зарождения и до самой «кончины». Только в отрядах проводников, медицинских и педагогических отрядах девушки могли ощущать себя наравне с юношами.

Осенние уборочные отряды

Студенческие отряды не следует путать с осенними уборочными отрядами студентов и учащихся. У них было много общего, но были и принципиальные различия.

Осенние уборочные отряды создавались не комсомолом при участии администрации учебного заведения, а напротив, — администрацией, при участии комсомола. Такие отряды никогда не были добровольными даже для видимости (заявлений о зачислении в них не требовалось) и работали они не в свободное от учёбы время, а в период учёбы и вместо учёбы (сентябрь — октябрь, а в южных районах СССР — и вплоть до декабря).

Как массовое явление, осенние уборочные отряды появились во второй половине 1950-х годов, когда студентов, параллельно с отправкой на Целину22, стали направлять на уборку урожая в «подшефные» совхозы и колхозы. Позже привлечение студентов к уборочным работам на Целине прекратилось, а осенние уборочные отряды в пределах своих областей и районов остались. В 1970—1980-х годах это явление приобрело повальный характер.

Формально это было обставлено так:

Ежегодно принималось Постановление Совмина СССР, которое «разрешало» региональным органам власти привлекать в текущем году студентов вузов и учащихся ССУЗов, на сельскохозяйственные работы «в виде исключения» и «в случае крайней необходимости» на срок не свыше одного месяца23. Однако «исключение» повсеместно становилось практикой, а «крайняя необходимость» не случалась лишь тогда, когда год оказывался на редкость неурожайным. Аналогичные решения принимались нижестоящими органами власти, а на уровне областей и городов между учебными заведениями распределялись «подшефные» совхозы и колхозы, устанавливались задания по численности направляемых студентов.

Студенты и учащиеся направлялись на уборочные работы на основании приказа ректора (директора) учебного заведения. Руководителями таких отрядов назначались преподаватели учебных заведений, как правило, члены КПСС. Для проживания студентов и учащихся выделялись, как правило, помещения летних пионерских лагерей24, освобождавшиеся к началу учебного года.

Чаще всего на уборочные работы направлялись студенты второго курса, и срок их пребывания на уборочных работах действительно составлял в среднем один месяц. Студенты других курсов, при этом, также привлекались к уборочным работам, но в виде однодневных «субботников» и «воскресников». В годы особенно высоких урожаев на уборочные работы приходилось направлять студентов нескольких курсов (одновременно, или последовательно).

На уборочные работы в СССР направлялись не только студенты. В период сентября — октября к таким работам привлекались сотрудники разных предприятий и учреждений, в том числе сотрудники учебных заведений и научных организаций. Владимир Высоцкий посвятил этой советской «традиции» одну из своих шутливых песен:

Товарищи учёные, доценты с кандидатами.

Замучились вы с иксами, запутались в нулях.

Сидите, разлагаете молекулы на атомы,

Забыв, что разлагается картофель на полях…

Поэт не зря упомянул именно картофель: в большинстве территорий СССР он был основной культурой, для уборки которой привлекалось городское население. По этой причине такие сельскохозяйственные работы в обиходе назывались «картошкой».

Студент-математик на уборке картофеля.

Фото автора — середина 1970-х годов

«Поехать на картошку» — значило быть направленным в сельскую местность на уборку урожая. Хотя, конечно, убирали не только картофель, но и другие овощи: морковь, свёклу, капусту, а в более южных областях и фрукты. В республиках Средней Азии основным предметом труда студентов и учащихся были хлопковые поля.

Не оставались в стороне и школьники. Как правило, школьников не направляли в совхозы и колхозы с проживанием в месте работы. Но их могли ежедневно возить на уборочные работы на протяжении нескольких недель, также отрывая от занятий. А учащиеся школ, расположенных в сельской местности часто отправлялись на соседние поля пешком. Во многих местностях начало учебного года для старшеклассников фактически начиналось в конце сентября, а иногда — лишь в начале ноября.

Таким образом, осенние уборочные отряды существовали параллельно со студенческими отрядами, но были, по своей сути, иной формой привлечения дополнительной рабочей силы в СССР.

О книге

Автор: Игорь Поздняков

Жанры и теги: Документальная литература

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Студенческие отряды в СССР. Что это было и можно ли повторить» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Строго говоря, трудовые формирования учащихся профессионально-технических (ПТУ) и средних (школа) учебных заведений не относились к студенческим отрядам. Но они также являлись организованной формой привлечения дополнительной рабочей силы в СССР и во многом соответствовали студенческим отрядам.

2

Несмотря на то, что учащиеся средних специальных учебных заведений (ССУЗов) не именовались студентами, отряды, сформированные из их числа, также относились к студенческим отрядам.

3

В действительности уборочные работы иногда продолжались до начала октября.

4

См. раздел Заработки в студенческих отрядах.

5

См. раздел Льготы и преференции.

6

См. раздел Злоупотребления в студенческих отрядах.

7

Согласно указаниям Минфина СССР и Госкомстата СССР плата штабам студенческих отрядов отражалась в бухгалтерской и статистической отчётности принимающих организаций в качестве расходов по оргнабору рабочей силы.

8

Правовой анализ упомянутого договора мог бы стать предметом отдельного исследования. Однако такое исследование не вписывается в формат этой книги. Поэтому, читателю предлагается ознакомиться с текстом договора и сделать самостоятельные выводы.

9

Поясним, о чём идёт речь на простейшем примере: Допустим, совхоз строит коровник. Стены возведены, и нужно положить плиты перекрытия. Для этого необходим кран, которого у совхоза нет. Теоретически кран можно заказать в специальной организации. Но тогда его придётся ждать много дней и даже недель. Вместо этого прораб выходит на дорогу, останавливает первый попавшийся автокран, «договаривается» с водителем, и через 4 часа перекрытия на месте. Подобные «мелкие» нарушения закона встречались повсеместно. Причём всё это делалось отнюдь не в корыстных целях, а исключительно в интересах производства. Неповоротливая советская «плановая экономика» сама толкала к этому наиболее предприимчивых руководителей организаций. И максимум, что они от этого получали, — это премии и повышение в должности.

10

См. раздел: Принцип «добровольности»

11

См. раздел: Заработки в студенческих отрядах

12

Например, исключение из рядов ВЛКСМ могло существенно затруднить карьеру будущему выпускнику, даже если он был отличником учёбы.

13

СССР в цифрах в 1985 году. Москва. Финансы и статистика. 1986.

14

Среднесписочная численность студенческого отряда рассчитывалась исходя из общего числа человеко — часов, отработанных участниками отрядов по табелю рабочего времени, поделённого на нормативное число рабочих часов, за период работы отряда. Это был более точный показатель численности студенческих отрядов, чем численность сформированных отрядов, согласно т. н. «выездным спискам».

15

Народное хозяйство СССР за 70 лет. М. Финансы и статистика. 1987

16

Ковалёва С. К. Ты помнишь физфак? М. Поматур. 2003.

17

Иваненков С. П. Сазонов И. Е. Студенческие трудовые отряды: опыт, анализ, перспективы. СПб. 2001.

18

Тот, кто возьмётся оспорить это утверждение, пусть приведёт пример хотя бы одного студента, который когда-либо добровольно согласился работать, например, в торговом отряде.

19

Привет, я сноска

20

В последние десятилетия существования СССР стипендия студента вуза составляла 40 рублей, аспиранта — 100 рублей, а зарплата молодого специалиста — 115—120 рублей.

21

Это объяснялось и демографией (девочек рождалось больше), и тем, что юноши, зачастую, раньше начинали активную самостоятельную жизнь, работали на производстве, а высшее образование получали в вечерних или заочных формах. Это было также связано и с призывом юношей в армию.

22

Под термином «Целина» здесь и в дальнейшем в зависимости от контекста понимается: в широком смысле — историческое явление, имевшее место в истории СССР в период второй половины 1950-х годов, именуемое в историографии, как «освоение целинных и залежных земель»; в узком смысле — территория северных районов Казахстана, где осуществлялось освоение целинных земель (в 1960—1965 годах имелось административно-территориальное образование в составе Казахской ССР — Целинный край, включавший территории современных Костанайской, Акмолинской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областей Республики Казахстан).

23

См., например, Постановление Совета Министров СССР от 5 июня 1986 г. №671.

24

В СССР все лагеря отдыха детей по традиции именовались пионерскими лагерями.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я