В петербургской Коломне стоит дом. За ним — старинный сад. А в том саду — фонтан со статуей балерины. Хозяин дома недавно умер, прошептав перед смертью: «Пляшет… Пусть она пляшет…» Его наследники приглашают сыщика Владимира Корсакова разгадать тайну зловещего фонтана, но расследование приводит его в прошлое, к событиям, которые лучше не ворошить.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дело о полуночном танце» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Санкт-Петербург
— А поутру Клавдия Петровича нашли лежащим у окна, что выходит в сад. Он едва дышал, был весь белый, словно погребальный саван. Глаза распахнуты, в них — страх какой-то неописуемый. Он прошептал: «Пляшет… Пусть она пляшет». Мы, было, спросили, кто, но он уже отдал Богу душу.
— А-а-апчхи! — вместо ответа оглушительно чихнул Корсаков.
Платон Константинович Репин и его матушка, Агриппина Юрьевна, повернулись к Владимиру — он с удивлением, она — раздраженно поджав тонкие губы. Даже в текущем, крайне скверном, состоянии Корсаков быстро усвоил, что хоть разговор и вел юный князь, но настоящей владычицей дома Репиных являлась именно надменная худая дама, стоящая рядом с сыном.
— Избибите, — гнусаво пробормотал Владимир, хлюпнул носом и уже разборчивей добавил: — Простуда.
— Да-да, конечно, — понимающе закивал Платон Константинович. Был он ровесником Корсакова и обладал на удивление открытой улыбкой и внимательным взглядом. Несмотря на юный возраст, князь успел снискать себе репутацию благотворителя, выстроив на деньги, доставшиеся от отца, несколько сиротских и вдовьих приютов в столице и окрестностях.
Корсакову очень хотелось домой. Лечь на мягкую перину, укрыться одеялами, обложиться носовыми платками и согреваться горячим куриным бульоном или чаем с молоком и медом. Более того — в любых иных обстоятельствах он бы так и поступил. Но… Когда тебя призывают Репины, один из знатнейших и богатейших родов империи, отказывать не принято. К тому же предки Корсакова были с ними дружны. Какая-то из представительниц семейства даже приходилась ему прапрабабкой. Словом, не откликнуться на приглашение Владимир не смог.
Поэтому сейчас они втроем стояли, укрывшись большими черными зонтами, в саду особняка Репиных. Фамильный дом построили в Коломне1, на берегу Мойки, и близость реки особенно ощущалась простуженным Корсаковым в этот промозглый осенний вечер. Окружающая картина это ощущение лишь усугубляла. В последние годы Репины разъехались, заняв не менее (а то и более) роскошные особняки в Петербурге и Москве. Дом в Коломне оставался вотчиной патриарха семейства, Клавдия Петровича. С недавнего времени — покойного. Чего и следовало ожидать: мало кто доживает до 92 лет. Старое здание и сад, казалось, увядали вместе со своим бывшим хозяином. Повернутая к небольшому парку сторона дома явственно нуждалась в подновлении. Сам сад разросся, будто давно не тронутый заботливыми руками садовника. Выложенные выщербленным от времени булыжником дорожки местами утопали в лужах. Деревья, большей частью сбросившие перед зимой листья, тянули в разные стороны острые изломанные ветви. Плющ почти полностью скрыл собой садовые шпалеры. Лишь фонари, похоже, работали исправно — по крайней мере все, что стояли вдоль главной аллеи, светились теплым оранжевым светом.
— И вы… Пардон… — Корсаков извлек из кармана носовой платок, высморкался и, скорчив приличествующее ситуации извиняющееся выражение лица, продолжил: — И вы хотите, чтобы я удостоверился в причине смерти Клавдия Петровича?
— Причина смерти нам понятна, — впервые вступила в разговор Агриппина Юрьевна. — Не будем ходить вокруг да около — мой свекор был феноменально старым и больным человеком. В том, что он скончался, нет ничего необычного. Дело в его завещании.
— А что с ним не так? — спросил Владимир.
— Понимаете, grand-père2, после смерти моего отца, все состояние завещал мне, — ответил вместо матери Платон Константинович. — При условии, что сохраню дом и сад, и перееду сюда жить. Чего мне, Владимир Николаевич, очень бы не хотелось.
Корсаков прекрасно понимал молодого князя. Тот недавно отстроил себе новый роскошный дворец на Миллионной улице. Перебираться из него в старый потрепанный дом в Коломне не захотелось бы никому.
— Дело не только в удобстве, — вновь сказала Агриппина Юрьевна. — Мы вызвали вас убедиться, что дом… Безопасен.
— И, я так понимаю, речь идет не о надежности стен и крепости полов, — не упустил возможности съязвить Владимир.
— Правильно понимаете, — процедила сквозь зубы Репина.
— Видите ли, нынешнее состояние дома — следствие того, что, в последнее время, нам с трудом удавалось найти слуг, которые согласились бы ухаживать за ним, — пояснил Платон Константинович. — И дело не только в том, что у моего деда, откровенно говоря, был отвратительный характер.
Молодой князь выразился мягко. Сказать, что у Клавдия Петровича был отвратительный характер — все равно, что сказать, что извержение Везувия немного потревожило жителей Помпей. Старого Репина ненавидели. Терпели, в силу знатности и богатства, но все равно — ненавидели. Причем, судя по тому, что ни Платон Константинович, ни Агриппина Юрьевна не выказывали ни следа скорби по почившему, членов его собственной семьи это тоже касалось. Людей вроде Клавдия Петровича в старые времена именовали просто — «дикий барин». За любую оплошность, сколь бы незначительной она ни была, и за любую мнимую обиду старый Репин стремился спустить с провинившегося шкуру. Иногда — буквально.
— С этого места, будьте добры, поподробнее, — попросил Корсаков. — Считаете, что вам достался нехороший дом? Право, я удивлен — слухи о том, что вас одолевают призраки, до меня не доходили.
Репины переглянулись, раздумывая над ответом. Слово взяла Агриппина Юрьевна:
— Они до вас и не должны были дойти. Мы щедро платили, чтобы эти россказни не просочились в свет. Нам нужно следить за репутацией. Поэтому, думаю, не стоит напоминать, что все, о чем вы узнаете, должно остаться между нами.
— Не беспокойтесь. Конфиденциальность — часть моей работы.
— Дедушкин дом всегда был… странным, — сказал Платон Константинович. — В детстве я чувствовал себя там неуютно, да и когда подрос легче не стало. У Клавдия Петровича всегда были правила. Странные такие. Например, комнаты со стороны сада стояли закрытыми для всех, кроме деда. Членам семьи и гостям дозволялось жить только в комнатах, выходящих на Мойку. Возможно, поэтому в доме всегда было холодно и гуляли сквозняки, распахивая и захлопывая незапертые двери. Кстати, еще одна причуда! Все двери запирались на ночь, без исключения.
— Клавдий Петрович как-то это объяснял? — уточнил Корсаков.
— Объяснял? — хохотнул молодой князь. — Владимир Николаевич, я еще раз напомню, что за человек был мой дед! Он никому ничего не объяснял. Он повелевал, а окружающие обязаны были беспрекословно повиноваться. Перед сном он лично обходил весь дом и следил за тем, что все двери действительно заперты.
— Любопытно, — протянул Корсаков. — А после того, как вы запирали двери, не происходило ли других странностей? Быть может, вы слышали чьи-то чужие шаги или голоса? Необычные звуки?
— Голосов не слышал, а что до звуков… — Платон Константинович задумался. — Не знаю, насколько их можно назвать необычными, но в коридорах по ночам действительно то и дело раздавались тяжелые шаги. Так не топал даже дедушка, а он был, скажем так, человеком массивным. Еще стук. Иногда в дверь, иногда — просто по стенам.
— Можете его описать?
— Тяжелый… Одним словом — тяжелый. Не легкое постукивание, а именно мощные удары. В детстве они меня очень пугали, но теперь я понимаю, что, хоть невидимый гость и стучал в двери, он не пытался их открыть или выбить. Просто три медленных глухих удара — тук-тук-тук. Потом шаги удалялись.
— Так было каждую ночь?
— Нет… — Князь покачал головой. — Иногда шаги и стук звучали раз в месяц, иногда — раз в год.
— Один раз… — начала было его мать, но голос подвел ее, а сквозь холодный фасад проступили черты совсем другой женщины, которая вспомнила что-то действительно личное. — Один раз, когда Платон был еще маленьким, какая-то сила разгромила один из коридоров. Окна, вазы, мебель — все разнесли в клочья. А на двери кабинета что-то выскребло одно слово: «Нет».
— Что произошло потом?
— Я не помнила свекра таким злым. Он просто рвал и метал. Но после того случая все странности прекратились на несколько лет.
— Это все? — спросил Корсаков, поежившись в безуспешной попытке унять болезненный озноб. — Быть может, вам запомнились еще какие-то фамильные истории? Предания? Или кто-то упоминал источник этих странных происшествий?
— Вы сейчас на него смотрите, — мрачно ответила Агриппина Юрьевна.
Да уж, не заметить сей объект было невозможно. На перекрестке двух садовых аллей, освещенный фонарями, располагался старинный фонтан. Ему, безусловно, досталось от непогоды и неумолимого времени, но венчающая его мраморная фигура впечатляла даже много лет спустя. Неизвестный скульптор искусно запечатлел балерину, застывшую посреди танца. Черты ее лица стерлись, однако поза казалась пугающе натуральной, как и застывшая у ее ног фигурная пена, символизирующая бурное море. При всей своей красоте, статуя внушала безотчетное беспокойство.
— Думаете, странные порядки вашего свекра, и звуки по ночам, связаны с этим фонтаном? — озвучил очевидное Корсаков.
— У меня всегда были подозрения, — ответила княгиня. — Особенно после того, как моего мужа нашли мертвым в этом доме. Смерть от естественных причин, как сказал доктор Клавдия Петровича. Но никто так и не смог мне объяснить, отчего его волосы были мокрыми после смерти…
— Приношу свои соболезнования, пусть запоздалые, — склонил голов Корсаков.
— Пустое. Мне кажется, что однажды Константин нарушил правила своего отца. И, возможно, увидел в фонтане что-то, чего не должен был. Что-то… Злое. Иначе зачем запрещать другим членам семьи находиться в комнатах с окнами в сад и запирать двери после наступления темноты? — спросила вместо ответа Агриппина Юрьевна.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дело о полуночном танце» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других