Мы граждане царства небесного

Иеромонах Аммун (Бишкис), 2019

Книга, написанная клириком Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) представляет собой пространные размышления при чтении Новозаветных текстов, среди которых основное место занимают труды святого апостола Луки. Книга адресована всем православным людям.

Оглавление

  • И на распутиях ваших учил вас

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мы граждане царства небесного предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

В оформлении обложки использована фотография иконы Святаго Апостола Луки из Женского монастыря в честь святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Калининградской епархии РПЦ.

Сайт монастыря: http://elisavetinskiy.ru

И на распутиях ваших учил вас

Предисловие

Нижепредставленный текст никоим образом не может претендовать на толкование к евангельскому тексту св. апостола Луки. Уже давно существуют подробные и толковые комментарии, из которых, к примеру, недавно было переиздано толкование блж. Феофилакта Болгарского.

Автор не ставит перед собой «невыполнимую» для него задачу создать некие новые комментарии к Божественному тексту — он просто записал свои заметки на некоторые, интересные, с его точки зрения, отрывки из Святаго Евангелия и книги «Деяния святых Апостол».

Это даже не о Божественном — это о человеке, о нас с вами. О вчерашнем, сегодняшнем и, не исключено, что и о завтрашнем дне. Но на все воля Господа!

Здесь вы найдете, скорее, размышления на евангельские темы. Размышления по поводу ассоциаций и воспоминаний, всплывающих при чтении Благовествования от Луки и комментариев на них А. П. Лопухина и других авторов.

Как известно, сколько ни читай Святое Евангелие, снова и снова будешь находить для себя новое, открывать новые горизонты для исследования, видеть новый смысл в уже известных тебе фразах.

Христиане первых веков, читая его обращали внимание на одно, в средние века на другое. Наши дети, быть может, найдут что-то свое в этих боговдохновенных текстах. В нижеследующем, сугубо субъективном размышлении несомненно присутствует влияние начала двадцать первого века.

Евангелист Лука, как известно, был врачом, человеком, воспитанным в эллинистической культуре, которого апостол Павел именовал «врачем возлюбленным». Есть предположение, что апостол Лука был личным врачом апостола Павла.

Это, а также и то, что Евангелие от Луки было написано позже соответствующих текстов апостола Матфея и евангелиста Марка, приносит в это Благовестие некоторые особенности.

Епископ Кассиан (Безобразов) считал, что «христианское благовестие есть благовестие спасения. Для Луки показательно не спасение от мира и не спасение от греха, а спасение от страдания. Служение Христово есть исцеление страдания».

Лука был врач, а задача врача уменьшать страдание человека.

Взгляд на евангельские события апостола Луки кажется более практичным и более универсальным.

Много говорилось и говорится о взаимоотношении науки и религии, что, зачастую, выливается в спор о вере и образовании. Некоторые (но далеко не все) ученые мужи уверяют, что таким предрассудкам, как вера в Бога нет места в их жизни. А часть набожных людей с подозрением относятся ко всему научному, а в особенности, к новому, не всегда понятному.

Иисус Христос учил, преимущественно простых людей, поэтому и распространялось христианство, прежде всего, среди низших слоев общества. Но с течением времени, с распространением среди более широких масс людей в число христиан стали вовлекаться и люди ученые, желавшие выразить христианские истины в тех понятиях и логических системах, в которых они привыкли излагать свои научные и философские воззрения. Появились гностические секты.

Кульминацией этого «вторжения» философии в религию стало учение Ария, сколь нечестивого, столь и талантливого. Антон Карташов так охарактеризовал арианство: «все это до кощунственности логично».

Но логичности гностицизма, по словам того же Карташова, отцы церкви противопоставили вопрос: «для чего это нужно»?

«Она (Церковь) «мудрости мира» противопоставляла «юродство проповеди».

Образовался некий симбиоз науки и религии. Многие ученые были просвещенными монахами или священниками. Лучшее средневековое образование преподавалось в университетах, которые также были центрами теологического образования. На Востоке многие ученые оставляли мир и посвящали себя служению Богу.

На века утвердился подобный порядок. Но пришел век семнадцатый и новая наука стала стремительно отделяться от религии.

Галилео Галилей высказался так: «Библия учит как взойти на небо, но не как ходят небеса». Еще более прямо высказался Френсис Бэкон, когда предположил, что в стремлении понять непосредственные причины физического феномена, философ-экспериментатор должен не обращать своего внимания на метафизические основания, как цели исследуемого им феномена. (JOHN HEDLEY BROOKE «SCIENCE AND RELIGION»).

Наука взяла на себя труд отвечать на вопрос «как?», а религия же продолжила исследование вопроса «зачем?».

Наука в стремлении исследовать что-как устроено, к сегодняшнему дню создала атомное оружие, генно-модифицированные растения, финансовые кризисы и многое другое, крайне вредное как для человека, так и для самой науки.

Но наука изменила и человеческое сознание. Особенно это заметно в нашей стране, пережившей долгие десятилетия атеистической комы.

Как-то я купил велосипед. Крутил педали по городу. Остановился по какому-то поводу.

Ко мне подошел средних лет мужчина. Серьезный, очень положительный и, не поздоровавшись, спрашивает меня:

— Почему рисунок протектора такой необычный? (Покрышки кросс-кантри были тогда еще не столь распространены). Для чего это так?

Серьезно так спрашивает и взглядом сверлит меня.

А я знаю? Что мне продали, то и купил. Да и какое ему то дело — мой же велосипед, а не его. Но, видно, человеку во всем хочется досконально разобраться. До тонкостей. Но не тратить время на техническое изучение всей полноты проблемы, а так, на улице и проходя мимо. Но что б при этом все научно получилося… Такие, видимо, мы русские — все сразу и проходя мимо…

Данная работа представляет попытку разобраться в вечных истинах, но с применением современного подхода. И прежде всего для себя самого попробовать перевести «с русского на понятный». С этой целью в качестве объекта анализа взяты и Евангельский текст, и комментарии к нему, сделанные в начале прошлого века.

Еще следует добавить, что в наше время, умные головы, к которым автор не относится уж точно, с дрожью в голосе говорят о «клиповом сознании» у людей. Я, по ряду причин, клипы не смотрю и сознание мое сформировалось еще в эпоху научного атеизма и, быть может к настоящему моменту, еще вконец я сам не отклиповался. Но отдавая дань времени, все же попробую выдержать ритм и мелодию современных межличностных коммуникаций с элементами перцепции и апперцепции.

Евангельский текст цитируется по принятому в Русской Православной Церкви синодальному переводу. Комментарии А.П. Лопухина приводятся по книге «Толковая Библия». Иная используемая литература была найдена на просторах современного интернета.

Глава 1. Чтобы возвратить сердца отцов детям

Глава 1 ст. 16–17 «И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; И предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный».

«Возвратить сердца отцов детям» — по мнению А.П. Лопухина, «здесь идет речь о возобновлении духовного единства между древними патриархами (отцы) и их потомками. Это необходимо для того, чтобы народ еврейский в состоянии был принять имеющего придти Господа».

Однако, как мы знаем, народ оказался не в состоянии «принять» Христа. Значит ли это, что миссия Иоанна Крестителя оказалась провальной и он не справился с возложенным на него Богом поручением?

Разберемся по порядку. Архангел Гавриил возглашает Захарии, что ребенок, которому следует родиться «многих из сынов Израилевых обратит к Господу».

Многих, но не всех.

Пользуясь современными данными, мы можем установить, что население Иерусалима во времена Иосифа Флавия насчитывало около 80 000 человек.

Указывая, что цифры, приводимые в исторических источниках, были обычно чрезвычайно преувеличены, современный израильский ученый Хиллель Гева, на основании археологических свидетельств, оценивает реальное население Иерусалима перед его разрушением в 70 г. н. э. максимум в 20 000 жителей.

Два чуда, сотворенные Иисусом Христом — насыщение 5000 и 7000 мужчин, не считая женщин и детей, хлебами и рыбой, указывает на то, что до поры, Его учениками и последователями была практически половина населения иудеи, а может даже и больше.

Много ли это? Думается, что много. Но достаточно быстро все вернулось на круги своя. Тысячи людей были свидетелями творившихся чудес, многие сами испытали на себе помощь, исцеление от Христа, но перед синедрионом никто из них в защиту не выступил.

Синедрион оказался тем, что как бы возвращало сердца отцов детям. Синедрион символизировал прошлое, последователи Христа будущее. Фарисеи видели в себе отцов, апостолы — детей. И в результате народ отринул своего Бога.

Святейший Патриарх Кирилл в одном из своих выступлений высказался так: «Вообще, конфликт отцов и детей — это неизбежный конфликт. Мы как поколение отцов должны научиться прежде всего любить поколение детей, а любовь, как мы знаем, не превозносится и не гордится».

Но, вот тут-то и начинаются проблемы.

Вместо слов о любви у нас выходит одно и тоже: «Для кого мы жили и боролись?»

Как-то я предпринял путешествие на круизном теплоходе по волге-матушке. На обратном пути, ночью, когда до конечного причала оставалось часов шесть пути, наш теплоход врезался в берег, как комбайн покосил стройные березки, росшие вдоль берега и крепко сел брюхом на грунт.

Утром наше путешествие, неожиданно для нас продолжилось. Сначала мы всем теплоходом весело фотографировались на фоне упавших на палубу деревьев и поздравляли друг друга с пережитым, и довольно легко, кораблекрушением. Но после стали соображать: у кого-то были куплены обратные билеты на поезд (пропали), кого-то у причала встречали родные (предынфарктное состояние), а одному из нас уже утром надо было быть на работе (прогул — самое неприятное окончание веселого круиза).

В обед, которого не было, так как продукты в ресторане закончились, а новая порция их ждала опять-таки в порту (но в буфете все же остались пиво и водка) и, кстати, вместе с новой партией пассажиров, надеявшихся отправиться в свой круиз, приплыли катера и стали снимать нас с мели. Один из них винтами размывал грунт под нашим днищем, другой тянул нас куда-то в сторону. На борт для расследования поднялись инспекторы с каменными лицами и закрылись с капитаном в его каюте.

Начальство стало нам недоступно.

Так мы увидели палубу нашего теплохода утром

К вечеру на теплоходе появился его хозяин, мужчина лет сорока-пятидесяти. Он приплыл на старой лохани, ржавой и пропахнувшей солярой, но которую он называл речным трамвайчиком. Нам было предложено с вещами перебраться на эту ржавую посудину и уже на ней окончить наше путешествие.

Выхода у нас не было, но кто-то из нас путешествовал первым классом, кто-то люксом, и мы за это заплатили деньги. Многим было обидно, окончание отдыха портилось прямо на глазах.

Посовещавшись, пассажиры выдвинули требования хозяину судна выплатить отступные. В ответ, хозяин грустно посмотрел на нас и ответил:

— Ну что мне делать с этим капитаном? Разве, разбить ему голову?

В наших рядах возникла пауза, после чего все мы молча собрали свои вещи и покинули палубу.

Десять часов еще мы плыли на старом катерке, а я думал — почему же мы, а в первую голову, я — такие злые и бессердечные люди?

Конечно финал путешествия был основательно подпорчен, но для владельца судна, человека, который организовал нам, настоящий двухнедельный праздник, вполне вероятно, произошла настоящая катастрофа. Снять с мели круизный трехпалубный теплоход стоит явно недешево, после его требовалось как можно быстрее обследовать на предмет повреждения днища на судоремонтном заводе в сухом доке. Завод снимет денежки с коммерсанта по полной. На берегу, не дождавшись отправки отдыхающие из следующей группы массово сдают путевки и требуют возврата денег.

Речная инспекция, по результатам расследования инцидента предпримет свои «драконовские» санкции. И все это из-за ошибки одного человека, находившегося в тот момент в рубке.

Не каждая коммерческая структура сможет пережить такое потрясение, а, следовательно — это потеря бизнеса, может, дела всей его жизни. Команда найдет другую работу — сможет ли хозяин создать другой бизнес?

Но в моей душе, вместо сострадания была обида (я же деньги заплатил), вместе с пониманием горело желание остаться принципиальным в глазах соседей.

Мне стало неприятно за себя, но я сказал: Слава Господу, что он послал мне в этот раз не только приятное путешествие, но и еще хорошенько вразумил меня в самом конце: мы переживаем приключение, а этот человек трагедию.

В душе каждого из нас должно было находиться желание помочь этим людям, а мы пытались скандалить…

Бог есть любовь и, коль спасение синергично и предполагает соработничество Бога и человека, то любовь должна присутствовать и в человеке. Или иначе любые попытки потонут в море нелюбви, а на поверхности останутся плавать тщеславие и гордыня.

Вот любви-то и не хватило отвергнувшим Христа жителям древней Палестины и оставшихся преданными синедриону и иродианам.

Глава 1 ст. 75 «Служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей».

Это пророчество прав. Захарии при рождении Иоанна Предтечи. Согласно комментариям А.П. Лопухина, «служение представляется Захарии как священническое служение во храме. Это служение не как служение ветхозаветных священников, которое они совершали только в свою череду, — будет продолжаться в течении всей жизни человека».

Но не только в течение всей жизни, но еще и в святости и правде.

Что значит «служить в святости»? Само понятие «святость» имеет корни в Ветхом Завете. Митрополит Антоний Сурожский пояснял, что в Библии «святость» — это прежде всего «отделенность», Бог «отделяет» Себе во всей принадлежащей Ему вселенной еврейский народ как «удел», чтобы он исполнял заповеди и служил Ему — Единому Богу Израиля. В этом заключается смысл завета между Богом и еврейским народом, который поэтому называется народом избранным и святым».

Быть святым для священника — значит самому отделять себя от окружающих.

Прот. Александр Шмеман заметил в своих дневниках: «В святости — мужчина меньше всего «мужчина». Мужская святость и мужское творчество — это прежде всего отказ от мужской «специфичности». Христос не «мужчина» (поскольку «мужчина» есть имя падшего человека). Он «Отрок Мой» (мальчик), «Сын Единородный», «Сын Марии». В нем нет главного «ударения» и главного «идола» мужчины — «автономии» («я сам — с усам»).

Однако отделение не значит изолированность и бескрайняя самостоятельность. Митрополит Антоний Сурожский подчеркивал: «Всякая святость есть святость Божия в нас».

Иерей Олег Давыденков, рассматривая понятие «святость» писал: одним из свойств Божественной природы является святость. Что означает святость как свойство Божие? Святость означает, что Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется представлениями об одном высочайшем добре. Слово «Святый», как имя Бога, в Священном Писании встречается неоднократно, например, в Исх. 31, 13, в Евр. 2, 11. Пророк Исайя в Иерусалимском храме в видении созерцал Серафимов, непрестанно славословящих Бога: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф»… (Ис. 6, 2).

Когда мы говорим, что Бог свят, то также имеем в виду, что Он не желает зла. Как в таком случае понимать некоторые высказывания Священного Писания, в которых говорится, например, что Бог гневается на кого-то, или о том, что Бог ожесточил сердце фараона и т. д.

Православная экзегеза объясняет такие места, где говорится об искушении человека во зле, следствием богооставленности. Бог не склоняет неким активным действием человека ко злу, а, наоборот, отнимает у человека, по его грехам, Свою спасительную благодать, и тем самым человек приходит в состояние ожесточения.

Пример такого понимания мы имеем и в самом Священном Писании. В II Пар. 32, 31 речь идет о иудейском царе Езекии: «оставил его Бог, чтоб испытать его и открыть все, что у него на сердце». Таким образом, то состояние искушения, в которое был поставлен Езекия, являлось следствием оставления Богом.

Таким образом, святость священника с одной стороны, говорит о его служении лишь высочайшему добру, т. е. Богу, а с другой стороны, свидетельствует о том, что благодать Божия будет прибывать с ним в течение всей жизни.

Как же это интерпретировать на практике? Апостол Павел в послании к Фессалоникийцам писал: «воля Божия святость ваша».

Известный старец Зосима (Егорченков) ежедневно творил такую молитву: «Господи, Сам во мне живи, Сам говори, Сам действуй. Ни одного своего слова не буду говорить без Твоей воли, твори со мною что хочешь». Биографы утверждают, что старец годами ждал ответа от Бога на свои просьбы и ответы приходили.

Несколько иной подход предложен был св. Иоанном Дамаскиным, Он писал: «Святость состоит в том, чтобы сносить несправедливость, уступать обидчикам и даже благотворить им».

Но на деле это не отдельный подход, а дальнейшее развитие требований апостола. Исполняя волю Божию, человек не может не прийти однажды к тому, чтобы благотворить обидчиков своих и молиться за них.

Правда Божия является следствием свойства святости, поскольку Бог свят, то Он требует святости или совершенства от Своего творения, а для достижения этого совершенства дается нравственный закон, ведущий исполняющих его к святости. При этом исполнение закона награждается, а нарушение — наказывается.

В Священном Писании правда Божия имеет энергийный характер, т. е. правда может пониматься как сила, которая помогает человеку достичь совершенства, осуществить правду Божию.

В Новом Завете под правдой Божией (прежде всего у апостола Павла), понимается божественная милость, благодать, спасение, подаваемые всем, уверовавшим во Христа. Епископ Кассиан Безобразов пишет: «Объективно, правда Божия есть та полнота нравственного добра, которая присуща Богу. Бог есть носитель правды, как высшего идеала добра. Но к правде Божией дано приобщиться и человеку».

Правда, к которой человеку возможно приобщиться, во всей полноте открылась в Иисусе Христе. Через веру во Иисуса Христа человек приобщается правде Божией: «Явилась правда Божия… через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих» (Рим. 3, 21–22).

Автор 19 века архиепископ Костромской Платон так выразился: «Правда Божия есть такое свойство в Боге, по которому Он неизменно исполняет законы своей воли и требует от всех тварей, одаренных разумом и свободою, чтобы они неуклонно исполняли Его заповеди и законы». И еще «Правда Божия не требует от каждого более того, что даровано. Благодать для спасения даруется обильно, и никто не погибнет, разве только по своей вине».

В подтверждение этого, приводится ссылка на строки из Св. Евангелия от Матфея: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!»

Время идет. В 2016 году в мире появилось слово «постправда» и было признано словом года по версии Оксфордского словаря. Согласно этому словарю, под постправдой понимается «относящиеся к обстоятельствам или означающее сами обстоятельства, при которых объективные факты являются менее влиятельными в формировании общественного мнения, чем апелляция к эмоциям и личному мнению».

По словам одного интернет-издания «постправда — это такое состояние сознания и массовых коммуникаций, такой уровень восприятия фактов, при котором истина становится совершенно непринципиальной.… Маркетинг, телевидение, политика, спецслужбы, религия, инстаграм Ксении Собчак». Важно, как преподать информацию.

Однажды пожилой московский батюшка пожаловался:

— Каждый Великий пост все спрашивают меня и спрашивают: можно ли есть в пост котлеты. Мне надоело отвечать одно и тоже, и я сказал одной женщине: — Сама посуди, конечно можно, но только, если пожарить котлету на постном масле.

— Как же я раньше не догадалась, — воскликнула дама, — котлеты же станут постными, если их просто пожарить на постном масле!

Эмоции, эмоции, эмоции. Постправда, в данном случае в том, что человек слышит то, чего сам хочет услышать. Батюшка после этого зарекся шутить.

Другое дело из этой же серии. Всем хорошо, в наше время известно правило 3-х «ДА». Суть этого правила сводится к следующему — Вы последовательно задаете своему визави вопросы, с которыми он не может не согласиться, и затем, пользуясь его настроем, задаете свой ключевой (возможно, даже каверзный) вопрос, на который тот ответит ДА по инерции. Получается, что, задавая «для разогрева» пару вопросов, на которые любой ответит положительно, мы повышаем вероятность ответа «ДА» на наш третий ключевой вопрос.

Простой пример на бытовом уровне:

— мам, а ты меня любишь?

— конечно, сынок

— мамочка, сильно любишь?

— да, сынок!

— мам, купи мне, пожалуйста, эту машинку….

— опс…

Конечно, без первого и второго вопроса отказать было бы гораздо проще…

Вот пример постправды в исполнении медийного профессионала. Известный тележурналист В. П-р в своем интервью, опубликованном на его личном интернет-сайте, сказал недавно: «я думаю над этими вопросами, стал интересоваться, читать книжки, читал Библию, вдоль и поперек: Ветхий Завет, Новый Завет. И для меня есть существенная разница между религией, верой и церковью. Это для меня все равно как отличие теории коммунизма от ЦК КПСС — разные вещи».

Правды — ноль, информации — ноль, да они ему и не нужны. А вот сравнил Новый Завет с теорией коммунизма, а Русскую Православную Церковь с ЦК КПСС и вот уже надавил на эмоции аудитории. Кто же сейчас скажет, что ЦК КПСС — это нам с вами хорошо!

Но, при этом, и в ни клевете никто не обвинит, ни в оскорблении чувств верующих — смысла-то в словах нет.

Так, что же сегодня означает слово «правда» для человека? Или, возможно, более корректно будет спросить — есть ли сегодня смысл говорить правду, не используя при этом современные технологии продвижения информации? Услышат ли тебя?

Ответ видится достаточно простой — верующий, предстоящий пред Богом, человек должен говорить только правду, так как делает он это не только для окружающих, но, в первую голову, для Бога. Наше поведение — это предстояние пред Богом каждого из нас в отдельности. За это с каждого из нас и спросит Господь.

Остальные, кто этого жаждет, пусть себе хитрят с технологиями…

Глава 2. Я возвещаю вам великую радость

Глава 2 ст. 7 — 14 «И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его… В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение

О рождении Спасителя, ангелы возвещают пастухам. Почему именно пастухам, а не кому-либо иному, какому-нибудь ученому, царедворцу, праведнику, или священнику? На это обращает внимание и А.П. Лопухин.

Он представляет следующий комментарий к этому месту: «стада, которые находились близ города Вифлеема, назначались для храмовых жертв, а, следовательно, пастухи, которые стерегли их, не были обыкновенными пастухами. Понятно, что эти пастухи, как стоявшие в некотором отношении к храму, знакомы были с идею Мессии и ожидали Его не менее пламенно, чем другие иудеи. Быть может, в том обстоятельстве, что ангел возвещает о рождении Мессии прежде всего этим пастухам, сказывается особое дело Промысла: пастухам дается знать, что отныне наступает время, когда им уже не нужно будет гонять в храм животных для заклания».

Получается, вроде как, ангел заранее предупреждает пастухов о грядущем увольнении. Не очень убедительно, но, принято может быть. Но тогда, не понятно, почему следом за этим появляется воинство небесное, исполняющее перед изумленными пастухами славословие Богу. К тому же евангелист уточняет, что пастухи пасли «свои стада», а не храмовые.

Предположим, что возможны такие варианты толкования:

1. Так как события происходили ночью, то находящимися неподалеку и бодрствующими оказались лишь эти пастухи. Больше никого не было. Им и было возвещено и поручено посетить Святое Семейство.

2. Иудеи были преимущественно скотоводами, хотя и возделывали землю. Пастухи являлись у них основной рабочей силой, представителями народа, а, следовательно, той частью общества, к которой, в первую очередь и пришел Христос. Вот поэтому, к ним и обращается Небо.

3. Встреча пастухов с небесным воинством могла иметь отношение к священству. Ветхозаветное священство принципиально отличалось от новозаветного, которое будет установлено Спасителем. Так пастухи оказались прообразом новозаветного священства, которое должно «пасти» Христову паству, и тем отличается от священства иерусалимского храма.

Есть такая «штука», называемая руморологией, которая, даже некоторыми, признается за науку. Руморология изучает существующее с самых древних времен явление «самотрансляции информации», а проще говоря старое доброе «сарафанное радио». Термин образован от английского слово a rumor — слухи. Наука о слухах.

Автор наших дней Елена Борисова указывает, что получение правдивой информации в социуме затрудняется тем, что:

— трактовка событий зависит от личных пристрастий и критического мышления «лидеров мнений»;

— от разделения общества на закрытые сообщества с образованием информационных капсул;

Однако в коммуникационном взаимодействии источник — получатель, может появляться самотранслируемое сообщение.

Предложенный психологом А. Караяни термин «самотранслируемая информация» означает такую информацию, распространение которой происходит наряду или помимо усилий специализированных коммуникаторов.

Так как слух, как правило, предназначен для неопределенных адресатов, то для его распространения совершенно не важно правдива ли информация или нет и верхний предел его жизни неограничен.

Окончание самотрансляции может быть в виде:

— слух просто забудут;

— информацию в конечно итоге признают за ложную;

— слух хранится в памяти народа как малозначительная информация.

В последнем случае, при возникновении новых обстоятельств, интерес к нему вспыхивает с новой силой и самотрансляция возобновляется.

Помнится, в институте, во время военных сборов в летнем лагере, нам, маменькиным сынкам, приходилось не сладко. Офицеры институтской военной кафедры, как могли, усложняли нам жизнь, чтобы мы прочувствовали на своей шкуре тяготы и лишения армейских будней.

Один из студентов, славный парень, предложил:

— Давайте распространим слух. Только он должен быть совсем диким и тогда ему поверят.

— Давайте распространим слух, что умер начальник военной кафедры полковник К.

Решили: двое студентов дождутся, когда рядом будет проходить кто-нибудь из офицерского состава и тихо начнут перешептываться о смерти полковника. Тихо, заговорщически, но так, чтобы офицер услышал.

Через полчаса всех офицеров из лагеря как ветром сдуло, и мы получили шестнадцать часов полной свободы.

Сейчас я понимаю, как гадко мы тогда поступили, но дело уже прошлое — уже не исправишь.

К сожалению, человек склонен генерировать, по большей части, негативные слухи. А Господь Бог, наоборот, сеет среди нас только абсолютное добро. Может этим пока еще и живы?

Если бы, Ангел Господень провозгласил бы Великую радость, например, царю Ироду Великому, то, вероятнее всего, что эта информация не была бы распространена в народе, а была бы сохранена Иродом в тайне. То же можно предположить и относительно ветхозаветного священства или иудейской знати. Сработала бы «информационная капсула».

Обращаясь же к пастухам, как представителям народа, Ангел возвещает посредством этого всем жителям Иудеи и, в результате, каждый в Иерусалиме знал о рождении Мессии и близости Царствия Небесного.

Знал-то знал, а вот приняли Христа единицы…

И сейчас мы знаем-то много, но, вот как доходит до дела, так… Помилуй нас, Господи, слабеньких и грешных!

Но нельзя, конечно же, не видеть в этом и прообраз новозаветного священства. В основе православной литургии находится литургия апостола Иакова, брата Господня. В основе римской литургии, которую служат в католических храмах, по преданию, лежит чин, составленный апостолом Петром. В католической литургии епископ (священник) приносит жертву Господу Богу, а в православной священнослужитель просит Бога о пресуществлении хлеба и вина в Тело и Кровь Христову для трезвения души, во оставление грехов, в приобщение Св. Духа, а не в суд или осуждение причащающихся. Католическая месса ближе к Ветхозаветной традиции, православная к Новозаветной.

Это, конечно же, не повод для высокомерного отношения к католикам, но все же восточная традиция лучше.

Глава 3. Помнить о своей зависимости от Бога

Глава 4 ст. 17–19 «Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, Проповедывать лето Господне благоприятное».

В этом пророчестве Исаий говорится о трех видах помазания, существовавших в ветхозаветные времена:

1. пророческое помазание обозначено словами «благовествовать нищим»;

2. «Проповедывать лето Господне» — первосвященническое помазание. Священники возглашали наступление юбилейного года.

3. «пленным освобождение» — царское помазание, так, как только царь имел право помилования.

И все эти три вида принял на себя Христос, поэтому он есть пророк, царь и первосвященник.

Царь имел, тогда право помилования. Царь, вообще, имел тогда много каких прав. Но Христос делает акцент на освобождении пленных.

В наши дни царей на планете Земля не так много. По большей части их места заняли президенты и премьер-министры. Их права, конечно ограничены, но все же не малы. Помилование остается по-прежнему, приоритетом в их числе.

Каково же христианское понимание прав и обязанностей высшей светской власти двадцать первого века?

Святейший Патриарх Кирилл в одной из своих проповедей сказал: «каждый правитель, у которого сохраняется вера в сердце, должен помнить о своей зависимости от Бога».

Можно сформулировать так, что зависимость от Бога есть обязанность и право по освобождению человека. Учитывая, что мы сейчас читаем Св. Евангелие от Луки — то освобождение человека от страдания.

В начале двадцатого века св. прав. Иоанн Кронштадтский записал в дневнике: «дети и юноши вообразили сами себя начальниками и вершителями своей судьбы; браки потеряли для многих всякое значение, и разводы по прихоти умножились». И как он оказался прав! Весь двадцатый век, под лозунгом освобождения человека, стал временем освобождения прихоти человека. Страдания росли.

В конце XX века, преподобный Паисий Святогорец в своих письмах заметил, что «в наши дни многие, поддавшись мирской любви, не имеющей духовного основания, желают сделать добро и отдать свою кровь. Но наша кровь полна духовных микробов, и мы таким образом приносим еще больший вред. В наше время, к сожалению, умножились слова и книги, но уменьшился опыт».

В двадцать первом веке молодежь уже не довольствуется одними бракоразводными играми, а уже по прихоти поучает народы в личных блогах или вовсе метит в президенты страны. Увы, микробы тоже хотят кушать…

Поэтому первое качество, которым должен обладать современный лидер — это опыт, позволяющий ему быть, прежде всего, здоровым духовно, не выдавать личные интересы за общественные и вырваться из власти страстей.

Игумен Священной обители Каракалл на Святой Горе Афон архимандрит Филофей поведал нам о жившем не так давно, почти в наши дни одном греческом юродивом по имени Иоанн. Для всех, в том числе и для светской власти — это был странный человек, с которым приключались глупые и забавные для окружающих истории. Об одной из таких историй и поведал архимандрит Филофей.

«Однажды юродивый Иоанн не пришел на работу. Кир Апостолис, хозяин пекарни, стал переживать, ведь Иоанн никогда не пропускал ни одного трудового дня. Хозяин послал одного человека к нему домой. Тот, не успев дойти до дома юродивого, видит его в открытом колодце ливневой канализации, вычищающего лопатой ил и всякую грязь.

— Эй! Ты что, совсем рехнулся? — говорит он ему. — Кир Апостолис тебя ждет в пекарне, а ты чистишь канализацию? Или ты думаешь, что за это тебя примут на работу в мэрию?

— Да я с раннего утра ищу потерянные мною две сотенных монеты. Но не помню, в какой именно из пяти колодцев они упали, вот и открыл их все. А раз уж их открыл, то сказал себе: дай заодно и почищу их от мусора и грязи, — ответил, улыбаясь, юродивый. — Поэтому пойди и скажи кир Апостолису, что завтра я поработаю больше, чтобы восполнить часы моего отсутствия. Это ведь целых двести драхм!.. Это тебе не шутки, сам понимаешь… — сказал Иоанн в ответ.

Хозяин, узнав о выходке юродивого, стал угрожать ему увольнением… Через пять часов блаженный Иоанн завершил свою работу и радостный вернулся домой. «Ну что? Нашел ты свои двести драхм? — насмешливо спросил хозяин бакалейной лавки проходящего мимо него Иоанна. — Сходи к мэру района, чтобы он тебе их вернул за то, что ты почистил колодцы», — продолжал он, посмеиваясь.

В тот же день после обеда небо потемнело. Черные тучи угрожающе нависли над городом. Разразилась гроза, загремел гром, засверкали молнии, и начался ливень. Дороги и улицы превратились в реки, унося все, что встречалось на их пути, даже автомобили. В целом по району было отмечено много случаев нанесения большого ущерба. Были затоплены дома, магазины, склады, уничтожено много имущества. Пожарная служба не успевала откачивать прибывающую воду. На следующий день мэр объехал свой район, чтобы лично увидеть объемы причиненного вреда. Все жители возмущались по поводу засоренных колодцев. Посетил мэр и квартал юродивого Иоанна. Но там не было и следов бедствия! Хозяин бакалейной лавки, встретив мэра, сказал ему: «Господин мэр, вам надо благодарить сумасшедшего Иоанна, который вчера с самого утра чистил ливневую канализацию. Нас спасло сумасшествие юродивого, который пытался найти потерянные им две сотенные монеты», — добавил он.

То же самое сказал мэру и хозяин пекарни: «К нашему счастью, господин мэр, сумасшедший почистил колодцы ливневой канализации, иначе бы наш район затопило от такого сильного ливня. Его безумие спасло нас от самого худшего, что могло произойти». «Вот где пригождаются и сумасшедшие», — ответил, улыбаясь, мэр».

Иногда то, что кажется на первый взгляд безумием, на поверку как раз и спасает от самого худшего. Это второе, о чем следует всегда помнить современному политическому лидеру.

В одном патерике, мало известном, но правдивом как все достоверные источники, повествуется такая быль.

В одном монастыре, глубоко в провинции и на приличном расстоянии от большого, где находилось епархиальное управление, города подвизался один священник. Из числа братии, если не считать здесь самого игумена, он был один в священном сане. Служили и еще батюшки, но они были сплошь мирские — приезжали из дома на службу, а по окончании стремились быстрее к своим домашним очагам.

Так, вот, братия монастырская этого священника не ставила ни во грош. Да, честно сказать, не за что и было. Был он в меру ленив, в меру смешлив. Не драчлив, не кичлив. Стакан в компании не поднимал, но и игумена часто не понимал. С первого раза. А тому очень хотелось, чтобы непременно с первого. Что бы он, еще только подумал, а уже бы все исполнялось… Правда, кому ж так не хочется!

И решил настоятель от этого священника избавится. Так и объявил братии:

— Непременно от него избавлюсь…

— А чего от меня избавляться — я и сам уйду, — говорит тот. — Прощайте!

— Как так уйдешь? — изумилось начальственное лицо в своем начальственном лице. — А кто же останется? Кто будет требы служить? Кто будет полы мыть? Да и, вообще, кого будем виноватым-то назначать?

А нашего-то уже и след простыл. И остались вопросы без ответа.

Обычное дело, скажет кто-нибудь. Необычными оказались последствия. За священником тем как-то сама по себе потянулась и остальная братия. Тот, кто был не в меру ленив, ушел первым. Тот, кто был постоянно смешлив — за ним. Ушел даже кто был всегда драчлив. Не долго задержался и тот, кто кичлив. А уж кто стакан поднимал — тот первый вон прохромал,

Посмотрел на все это игумен, да и сам прошение об отставке вывел. Начальство, правда, его не одобрило — дескать, кто-то же должен быть в той провинции, хоть и вдалеке от большого города.

Мораль из всего этого и есть третье условие, которое следует всегда помнить современному политическому лидеру: самый незаменимый сотрудник — самый незаметный сотрудник. А чтобы его заметить, да не проморгать, надо относиться ко всем людям, как к самому Владыке Христу. Тоже относится и к депрессивным регионам — они хоть и незаметные из столицы, но, если приглядеться — незаменимые.

Глава 4. Не бойся; отныне будешь ловить человеков

Глава 5 ст.2 «Увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети».

Евангелист отмечает, что рыбаки «вымывали сети». Что это значит?

Работа окончена, рыбаки устали и им пора отдохнуть. Да и рыбу следует ловить вовремя, чтобы к определенному часу доставить на рынок, а иначе не продашь… В общем дело завершено и осталось лишь промыть сети и убрать все по местам. Но что происходит дальше?

Ст. 4–5 «Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть».

Санкт-Петербургский иерей К. Пархоменко так комментирует эту ситуацию: «Понятно, что Иисуса уважают, но Он же не профессионал рыбной ловли. Христос хорошо может учить, но какое Он имеет отношение к рыбному промыслу? Это, знаете, самоуверенность — думать, что человек разбирается, компетентен во всех вопросах. Здесь нужно пояснить: есть определенные хитрости в рыбной ловле на Галилейском озере. Во-первых, рыбу ловят там ночью, а уже был день. Рыбу днем не ловят, это бесполезно. Рыба с восходом солнца уходит на глубину, а ночью поднимается к поверхности и плавает, поэтому тогда ее и можно поймать.

И второй момент: рыба, которая водится в Галилейском озере, поодиночке не плавает, она плавает небольшими косяками. И если вы сегодня поедете на берег Галилейского озера, то увидите рыболовецкие лодки и увидите, что на всех на них есть такой специальный прибор, типа эхолота, который сканирует воду и показывает скопления рыб. Это очень интересно, я при помощи бинокля наблюдал за рыбаками. Медленно плывет лодка, за штурвалом стоит рыбак, и у него этот аппарат перед ним. И рыбак смотрит, где тот показывает скопление. И сегодня рыбу непросто ловить, да и меньше ее стало, конечно. Но сегодня все-таки ее реально ловить, а теперь представьте древность, времена Христа…»

Однако Симон Петр проявляет послушание: «по слову Твоему закину сеть». И результат послушания превосходит все ожидания рыбаков. «они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть».

Это была первая проверка — проверка на послушание.

Итак, добыт огромный улов, который, несомненно, принесет при продаже большую прибыль. А, если так дело будет идти и дальше? Можно стать богатеем. Любой деловой человек это поймет: нашел способ разбогатеть, обойти конкурентов — пользуйся им, выжми все, что сможешь! Дорога видна, ориентиры выставлены.

Но в евангельской истории происходит новый поворот сюжета.

Глава 5 ст. 10–11 «И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним».

«Оставили все». Бросили огромный улов, бросили сети, лодку — считай огромные деньги, и, не насладившись полученным богатством, пошли за Учителем в неизвестность.

Но это была вторая проверка — проверка на нестяжательность.

Христос не просто выбирает себе учеников, но и проверяет их. И Симон Петр с честью проходит эту проверку.

«И последовали за Ним». Для любого настоящего рыбака, ловля — это больше чем, увлечение или способ заработка. Это страсть. И отказаться от рыбалки, превозмочь свою страсть дело очень трудное и для многих почти невозможное. Но Симон Петр достигает и этого.

Это была третья проверка — проверка на веру.

Христос сам являясь пророком, царем и первосвященником, нуждался в том, чтобы и его апостолы были достойны получить от Духа Святого, хоть может и не в полной мере, дары подобные помазанию.

Когда-то в молодости, при советской власти одному из нас довелось участвовать в интересном деле. Этого парня от комсомольской организации включили в комиссию по религии при райисполкоме.

Но, как оказалось, этому предшествовали некоторые события. В те времена, советская власть зорко следила за исполнением антирелигиозного законодательства и разными способами отслеживала верующих. Например, таинство крещения. По закону оно разрешалось, но обязательно с ведома обоих родителей. Финотдел отслеживал поступления денег, а попутно и фамилии родителей. Если родители были комсомольцы, то «дело» передавали комсомольцам, если священник крестил ребенка по просьбе бабушек, без присутствия родителей — на него уходила жалоба уполномоченному.

И вот произошло ЧП — своего ребенка окрестил член партии! Да не простой, а бывший при этом заместителем прокурора области!

Естественно, что на него сразу же «наехали» партийные боссы — требовали признания, что таинство крещения было совершено без его согласия. Вырисовывался компромат на батюшку, запахло уголовным делом…

Но прокурор оказался человеком порядочным и наотрез отказался лжесвидетельствовать.

— Выложишь партбилет, — крикнул ему в лицо партийный секретарь. Возможно поспешно, возможно грубовато, но крикнул.

— Держи, — кинул на стол прокурор свою красную книжицу.

— Уволю с работы!

— В церковь уйду и сам священником стану, — ответил, теперь уже бывший прокурор.

И ведь ушел и ведь стал.

Вот лишь тогда партийное начальство поняло, какую ошибку оно совершило. Вместо «темного царства» их оппонентом оказался высококвалифицированный юрист с огромными связями в правоохранительных органах. Прокуратура на его демарш не реагировала, в милиции удивленно пожимали плечами и даже сам капитан из КГБ что-то говорил в ответ невнятное даже для него самого про свободу вероисповедования в Советском Союзе. Короче говоря, никто не хотел связываться.

Но вышестоящее партийное начальство жаждало от нижестоящего действий, намекая на возможный конец карьеры.

Вот тут и пришла кому-то идея привлечь комсомольцев. Для чего? Я думаю, что для организации провокации.

В числе привлеченных оказался и наш знакомый. Со ним культурно побеседовали и предложили «пока» посещать богослужения в единственном в городе храме, где шли службы и где уже служил тот прокурор — пока присматриваться и прислушиваться.

И вот молодой человек пришел впервые в своей жизни в храм. Всенощное Бдение. Служил Архиепископ Мелхиседек (Лебедев). Народу — битком. Сколько же у нас в городе верующих? — думает парень про себя. — И не лень им, поди после работы пришли.

Правда, в основном были, женщины, но в середине, среди людей он заметил мужчину. Тот был высокого роста, прилично одет, но плечи опущены, голова поднята, взгляд устремлен в потолок. Всю службу он стоял не двигаясь, даже не переминаясь с ноги на ногу и по его лицу текли слезы.

В шедшем своим чередом богослужении комсомолец ничего не понимал и стал наблюдать за этим мужчиной. В начале было подумал, что у этого человека случилось какое-то горе.

— Что ж, — думает, — видимо даже хорошо, что он сюда пришел, а не «топит» его в рюмке.

Потом мужчина стал опускаться на колени и через несколько минут опять поднимался. Плакать, при этом, он не переставал.

— Видимо не горе, — решил наш. — Тогда что?

И тут он понял, совершенно отчетливо понял, что ответ очень прост — этот человек верующий. Для него, все что происходит на этой службе — все то во что он верит. И окружающие его люди то же верующие. Не одурманенные «опиумом для народа», а верующие.

Поймав себя на этой простой мысли, он тут же вышел из храма и на троллейбусе отправился домой. По дороге, дома и, вообще, еще несколько дней он рассуждал о том — может ли он вмешиваться в их жизнь. Храм, богослужения — это их жизнь. Для них это все реально, все по-настоящему. Так какое он имеет право совать туда свой нос!

Больше комсомолец туда не ходил, чем не оправдал возложенных на него надежд и «загубил» намечавшуюся было карьеру — через пару месяцев нашего парня призвали в армию.

Но и не обмарался он тогда — думаю с радостью сейчас уже я, а то, ведь, не отмылся бы…

Апостолы, хотя в начале и простые рыбаки, но были все же люди верующие и ждавшие прихода Мессии — им и были предложены соответствующие испытания. Хоть и был наш знакомый человеком о Боге не знавшим практически ничего, но ему Господь, как я сейчас думаю, послал достойное его тогдашнего испытание — проверку на комплиментарность. Или проще сказать на созвучность. Господь Бог проверил его — стоит ли вообще обращать на этого молодого придурка внимание или заняться более реальными делами. Есть ли там хоть какие-то зачатки?

Хочется верить, что тогда проверку он прошел и Господь, быть может, привел и его в стены святой Своей обители. Богу нашему слава!

Глава 5. Всякое дерево познаётся по плоду своему

Глава 6 ст. 20–49 «И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, Ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его. Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю? Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое».

По мнению лютеранского богослова, 19 века Карла Фридриха Кейля, в нагорной беседе «рисуются главные черты истинного последователя Христа, указаны существенные свойства праведности».

Какие же они? Нагорную проповедь можно разделить на три части: в начале приводятся идеалы, служащие ориентиром для устремлений человека, далее перечисляется то от чего следует человеку удаляться, и в конце даются практические рекомендации по поведению.

Блаженны нищие, алчущие, плачущие и поносимые. Кто может в нашей жизни соответствовать такому набору примет? Ну, разве, что какой-нибудь непризнанный поэт или актер.

Но Христос говорит о нищих духом. В противовес активному образу жизни, выражающемуся в суете, перманентной нехватке времени и трудоголизме, и как следствие, в необходимости доминирования над окружающими, в духовном отношении нищета духа есть покой и умиротворение, основанные на самодостаточности человека. Царь да нищий без товарищей.

Согласно комментариям А. П. Лопухина, под нищетой понимается смиренное сознание того, что высшее благо, наполняющее душу высшим небесным миром и блаженством в земной жизни отсутствует. Фактически нищий духом — это тот, кто трезво оценивает свои возможности. Позитивисты, во главе с Марксом, пришли к выводу, что человеку подвластно все в этом мире как в отношении к природе, так и по отношению к социуму. В этом отношении марксизмо-позитивизм является той обильно унавоженной почвой, на которой расцвел атеизм 20 века. Но цветы революций быстро завяли и их место занял сорняк всех цветов и оттенков. Сегодня, когда весь Западный мир сотрясают террористические проявления ближневосточного фундаментализма, среди женской части кумиров американской и европейской молодежи, как ответная реакция, набирает рост движение Free the Nipple, которое позиционируется как движение за важные права женщин, но сводится к тому, чтобы молодым девушкам не носить нижнее белье. Движение активно продвигает «себя» в интернете, на разных мировых площадках.

Большинство нобелевских лауреатов в области науки — глубоко верующие люди и вера их основывается именно на осознании человеческой слабости перед могуществом Бога. Если прибавить сюда веру в то, что после биологической смерти Бог восполнит нам это отсутствие и мы получим блаженство в полном объеме, то это и есть нищета духа.

Нищий духом или умиротворенный человек не есть растение. Он также ведет напряженную интеллектуальную жизнь, имеет разносторонние интересы и полон планов на завтра. Но это не планы на посещения футбольного матча (хотя, почему бы и нет?), не на встречи с друзьями за пивным столом по пятницам или на рыбалке (опять-таки, что в этом плохого?). В его планах напряженный духовный труд для достижения личного спасения.

Алчущие, в данном контексте — все жаждущие другой жизни. Или, по-другому, жизни в другом мире.

Так мы обнаруживаем вторую грань личности христианина.

Но никакая деятельность, даже интеллектуальная, не является бесконечным восхождением вверх, к новым и новым достижениям. Любой результат, который человек достигает своими усилиями все равно оказывается хуже того, что он себе представлял. Иногда случаются явные провалы и неудачи.

Психологи советуют в таких случаях не обращать внимание и быстрее забыть свою неудачу, как футболисты забывают свои проигрыши. Это хорошо работает на бытовом уровне. На уровне духовном, наоборот, сильные личностные переживания, выражающиеся в молитве и в покаянии, привлекают сверхъестественную помощь, благодать Божию, что утверждает человека на пути спасения. Плачущий — это тот, кто искренне расстраивается о собственных неудачах, постигающих его в устремлении к Богу.

Вот и третья грань личности верующего человека.

Искренне переживая свои неудачи человек становится лучше. Но параллельно с этим, общество отворачивается от него. Вроде он и не подает причин для остракизма, но, по словам классика литературы, настоящая ненависть сама себе придумывает аргументы и находит факты.

Поэтому четвертое блаженство, являющееся вечным спутником первых трех, достигается, когда мирские люди начинают ненавидеть человека за его исповедование веры во Христа.

Сам Христос есть, был и, вероятно, будет предметом ненависти мира. Один из девизов нынешнего общества: «ты то, что ты потребляешь». Но человеческая душа, как свидетельствовал Тертуллиан, по своей природе христианка и, поэтому, каждая живая душа понимает, что потребленное останется земным и не попадет с нами в будущую жизнь.

Поэтому второй, руководящий, девиз современного общества звучит еще более страшно: «сегодня съешь больше, чем вчера, а завтра, больше, чем сегодня».

Христос говорил о вечности, а мир ограничивается максимум завтра и то на счет «пожрать». И ненависть продолжает цвести на ниве прогресса.

Но Христос говорит не только о тех, кто заслуживает блаженства, но и предрекает горе, которое постигнет:

1. богатых;

2. пресыщенных;

3. смеющихся;

4. заслужившим всеобщую похвалу.

Это противопоставление понятно. Когда мы видим не только лицевую сторону, но и изнанку, нам проще понять красоту и важность предложенного идеала.

Рассматривая «оборотную» сторону, мы сталкиваемся с так называемым «социальным лифтом». Человек мечтает разбогатеть, преследуя конкретную цель — наслаждаться всеми благами цивилизации. Богатство представляет собой состояние, когда доходы человека (семьи) превышают расходы, а разница направляется на инвестирование. Образуется капитал, который приносит дополнительный доход.

Все вместе позволяют человеку приобретать так называемые «предметы роскоши». Американский экономист Торстейн Веблен еще в 19 веке показал, что при росте дохода человека, неизбежно возникает «демонстративное потребление», состоящее в потреблении благ, недоступных для большинства обычных потребителей в связи с их высокой ценой. Такое потребление подчёркивает социальную значимость того, кто может себе это позволить.

«Эффект Веблена» существует давно и также давно человечество пытается с ним бороться. Средств предлагается немало и одно из них было предложено Карлом Марксом — это коммунизм.

Один из предшественников коммунистов, французский утопист Этьенн-Габриэль Морелли предложил три принципа организации «правильного» (и без Бога) общества:

I. В обществе ничто не будет принадлежать отдельно или в собственность кому бы то ни было, кроме тех вещей, которые каждый употребляет для удовлетворения своих потребностей, для удовольствий или для своего повседневного труда.

II. Каждый гражданин будет должностным лицом, обеспеченным работою и получающим содержание на общественный счёт.

III. Каждый гражданин будет содействовать, со своей стороны, общественной пользе сообразно своим силам, дарованиям и возрасту. В зависимости от этого будут определены его обязанности, согласно распределительным законам.

Далее его поддержал Карл Маркс. В своей работе «Критика Готской программы» Маркс писал: «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, — лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому — по потребностям»!

Возможно, что еврей Маркс и француз Морелли были плохо знакомы с историей Восточной православной церкви, потому как те принципы, которые они провозгласили как грядущие уже давным-давно были воплощены в жизнь православным общежительным монашеством.

Основоположник общежительного жития Пахомий Великий ввел в своем монастыре устав общего жития, установив единообразие для всех в пище и одежде. Иноки обители должны были трудиться в назначенных им послушаниях на общую пользу обители. В числе послушаний было переписывание книг. Иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что-нибудь от своих родственников. Принцип «от каждого по способностям, каждому — по потребностям» был реализован во всей своей полноте и вот уже почти две тысячи лет продолжает сохраняться за стенами монастырей.

Но такая жизнь устраивает далеко не всех. Наоборот, большее число людей желают жить самостоятельно, финансово обособленно и обладать теми «товарами Веблена», которые много выше человеческих потребностей.

Но Христос рассуждает о небесном. Экономические эффекты и закономерности действуют лишь на Земле. В Ту реальность, куда для каждого из нас проложен путь, никто из нас не возьмет с собой ничего материального. И чем больше человек получил в этой жизни, тем большего он лишится в будущей — тем больнее будет для него чувство утраты, а, следовательно, и страданий.

Есть и иная точка зрения, и высказана она была французским философом-постмодернистом и социологом Жаном Бодрийяром: «богатство, «изобилие» является в действительности только накоплением знаков счастья. Удовольствия, которые даруют сами предметы, являются предвосхищенным отблеском виртуального Великого Удовольствия, Тотального Изобилия, последнего Ликования окончательно спасшихся чудом, безумная надежда которых питает повседневную банальность. Эти мельчайшие удовольствия являются еще только практикой заклинания духов, средствами заполучить, заклясть тотальное Благосостояние, Блаженство. Благодеяния потребления не переживаются в повседневной практике как результат труда или процесс производства, они переживаются как чудо». Иными словами, богатый человек получает, пользуюсь своим богатством, некий эрзац райской жизни, наслаждается им и оказавшись в конце жизненного пути перед вратами Рая, за которыми и находится истинное, а не имитированное блаженство слышит в отношение себя «ты уже получил свое утешение»!

Зачем человеку стоит собирать богатство, если каждый из нас знает, что ничего с собой не заберет за финальный занавес? Современные теоретики рыночной экономики утверждают — чтобы оставить богатое наследство потомкам, которые будут жить лучше нас (кто же не хочет счастья своим детям?..). И в результате этого, как резюмирует Бодрийяр, «новые поколения являются отныне наследниками — они наследуют не только блага, но и естественное право на изобилие». Если право на Царство небесное достигается трудом и психологическими усилиями, борьбой, то райский эрзац теперь наследуется по некоему «естественному» праву, что еще больше отдаляет человека от достижения настоящей награды.

Ты уже унаследовал свое утешение, — может прозвучать как окончательный приговор несчастной душе.

Но так или иначе — это только начало. Далее разбогатевший быстро пресыщается жизнью. По мнению известного американского инвестора, из Morgan Stanley Бартона Биггса, капитал в размере 500 млн. долларов США позволяет человеку получить все, что может предложить современная цивилизация. Дальнейшее увеличение капитала выливается лишь в увеличении нулей на банковском счете, но не приводит к изменению качества жизни человека.

В современном нам мире «пресыщенность» жизнью и мирскими благами получила новое лицо. В конце прошлого века мир захлестнула волна компьютерных игр, проникших в каждый дом, где есть дети детского, взрослого и старческого возраста.

Психолог Александр Асмолов даже предложил новый термин: «эффект вельда». Согласно А. Асмолову «прагматичный ХХ век говорит: «Нет, игра — это не только феномен культуры, и не надо ее сводить к культурной жизни. Игра — это то, где надо не просто играть, а делать акцент на том, чтобы выиграть».

Но выиграть можно только, если следуешь правилам предложенной игры. По замечанию Игоря Бурлакова, автора книги «Homo Gamer», перед монитором компьютера «игрок перестает быть пассивным наблюдателем, он активно влияет на текущие события. Карнавал или массовые загородные игры толкиенистов тоже вовлекают, но там свобода самовыражения игрока ограничена сложной системой запретов». В компьютерной игре такого нет. Это конечно же сильно притягивает к себе человека. И игрок представляет собой «героя-одиночку», супергероя расправляющегося со всеми противниками.

Иными словами, девиз любой игры — стань супергероем и победи в одиночку.

Если компьютерную игру сравнить со спортом, то мы видим пропасть, лежащую между ними. Многие виды спорта — командные. Один футболист или хоккеист не выиграет матч, нужна командная слаженность, взаимопонимание и взаимодействие. Даже в единоборствах, огромную роль в победе атлета играет эффективность его личной команды: тренеров, массажистов, врачей, сервисменов, администраторов и т. д.

В компьютерной игре победитель одиночка. Но какова главная черта психологии героя-одиночки? Супермена?

Пресыщенность.

Пренебрегая личными благами, семейными ценностями, домашним уютом и дружеской компанией, не щадя своего здоровья и даже рискуя жизнью, супергерой идет от одной победы к другой. Такой Индиана Джонс, такие Звездный Лорд и Росомаха и множество иных подобных персонажей, выливаемых на нас из голливудских павильонов.

И наградой за приобретенную пресыщенность, не имеющую на самом деле ничего общего с действительным перебором от потребления благ, становится растворение себя в мире иллюзий и грез.

В наши дни человечество предпринимает попытки научного прогноза развития общества, старается выявить на ранних стадиях тренды, по которым будет изменяться мир, общество и сам человек. Немецкий экономист Клаус Шваб, предложивший термин «четвертая промышленная революция» на основе многочисленных исследований и консультаций с ведущими мировыми экспертами высказывает свое опасение, что с человеком в ближайшем будущем может произойти буквально следующее: «существует риск, что наш мозг, уделяющий внимание всем цифровым приборам, которые обеспечивают нам круглосуточное подключение к сетям, превратится в вечный двигатель, постоянно пребывающий в состоянии лихорадочного возбуждения.

Перегрузка сознания человека информацией — это также своего рода пресыщение, и, может, еще более опасное, чем пресыщение материальными благами. «В эпоху безостановочного движения ничто не требуется нам так остро, как остановиться и спокойно посидеть на одном месте» (Пико Айер).

Святые люди, напротив, уподоблялись более детям. Архимандрит Христодул вспоминал о старце Паисии Святогорце: «он мог до последних дней своей земной жизни разговаривать с природой, смеяться вместе с детьми, как дитя, общаться на равных с молодёжью, разделяя её заботы и проблемы, сострадать страждущим, для всех соделаться всем, воплощая в себе радость и надежду всякого человека. Он всегда оставался юным, уподобляясь святым — носителям вечной молодости. Святые никогда не бывают ни к чему безразличны. Они всегда бодрствуют, внимая тому, что хочет им сказать Бог через окружающий их мир и событии, в нём происходящие. Вся жизнь для них Богоявление».

Люди бьют тревогу по поводу окружающей нас жизни и грядущего будущего, но остановиться мало кто способен, жажда наживы или, что равно, победы в очередной игре, в споре на форуме или в конкурсе еще сильнее овладевает человеком и «смеющийся» человек тратит всю свою энергию на то, чтобы посмеяться над конкурентами.

Один из современных олигархов, сооснователь Facebook Шон Паркер произнес: «Я миллиардер, и это значит, что у меня есть доступ к лучшему здравоохранению в мире». Он уверен, что современная медицина обеспечит ему жизнь примерно до 160 лет. Таким образом, он сможет в течение долгого времени наслаждаться своими богатствами. Как тут не вспомнить пословицу: человек предполагает, Бог располагает.

Но на самом деле, для богача жизненные цели теперь сводятся к тому, чтобы прибавить еще цифр в своем финансовом отчете, занять место повыше в рейтинге журнала «Forbs» и подобные этим достижения. Это не меняет жизнь человека, не привносит ничего нового в уже и так наполненную благами повседневность, но дает возможность говорить со снисхождением о вчерашних конкурентах, подшучивать над иными сильными мира сего и, даже, над политической властью.

Лица, занимающие топовые места в рейтингах, заслуживают всеобщую похвалу общества потребления. О них снимают фильмы, о них пишут журналы и говорит телевидение.

Говорят, рано или поздно настает прозрение, но сойти с этой дорожки не удается практически никому.

И горе, горе им будет в последний день.

Есть и еще основание, по которому похвала хуже, осуждения. Когда человека ругают зря, поносят за правду, по ложным обвинениям, то враг человечества только радуется. Напротив, ангел-хранитель возносит более усердные мольбы к Богу за своего подопечного.

Если же слышится похвала или лесть, то известный завистник бес, начинает беспокоиться — строить данному человеку новые, еще более изощрённые козни. А ангел-хранитель радуется. Так учат многие из святых.

Итак, в нагорной проповеди Иисус Христос указывает нам на две дороги: по которой следует двигаться и которую следует избегать. Узкий и широкий путь и понятно, каким путем идет все человечество.

Далее Он предлагает нам и практические советы.

Практические советы можно также разделить на две группы,

К первым относятся советы по ответным реакциям на внешние по отношению к человеку действия. Это:

1. любить личных врагов;

2. благословлять проклинающих тебя;

3. не отвечать на насилие или воровство;

В данном случае мы также ясно видим четкую иерархию проявления враждебности, которая влечет за собой и различную реакцию человека.

В первую очередь следует с любовью относится к своим личным врагам, а к тем, проявляет ненависть к тебе следует благоволить, благословлять проклинающих и молиться за обижающих. В делах вертись, а с людьми мирись, — наставлял архм. Кирилл (Павлов).

Обидеться можно даже по пустяку. И обидеть можно случайно, даже неосознанно. Иногда не сразу и поймешь, что на тебя обиделись. Бывает, что поздно спохватываешься, что сам обидел человека. Но проклятие человек произносит уже вполне отдавая себе отчет за свои слова. Проклясть все-таки еще не значит ненавидеть. Чувство ненависти живет в душе человека уже обособленно, самостоятельно. Зачастую человек даже может и осознавать свою неправоту, но справиться со своими чувствами не может. Ненависть отравляет жизнь самому носителю этого состояния, его семье, всем его окружающим людям. Ненавистник становится раздражительным, желчным, неуравновешенным. К этому быстро прибавляются болезненные состояния, но справиться со своей ненавистью, успокоиться и получать удовольствие от жизни человек не может. Кто-то сказал, что ненависть — чувство рабское. Как рабы ненавидели своих хозяев, но оставались в рабстве, так и ненавистник, страдая сам и огорчая окружающих, продолжает пребывать в своей ненависти. Даже исчезновение объекта ненависти из окружающей жизни, даже его смерть не избавляет ненавистника от страданий, а порой даже их усугубляет.

Но ненавидит человек чаще тайно, враг же — это открытый, явный противник. При чем вражда состояние обоюдное. Если некто знает, что другой некто считает его своим врагом, то и сам будет придерживаться подобного мнения. Метут в два веника. В любом случае вражда приводит к открытым действиям с обеих сторон.

Соответственно и врачество для этого разное.

Для того, чтобы прошла обида в душе достаточно просто помолиться. Искренне, с чувством и Господь смоет обиду в твоей душе.

Чтобы примириться с проклинающим тебя нужно более сильное средство.

Благославие значит добрая слава. Благословлять, значит хвалить и величать, но с поучением и пожеланиями. Благослови, да головы не сломи.

Для того, чтобы разрешить проблему с ненавидящим тебя необходимо еще более действенное средство. Благоволение — свойство человека более высокого уровня. Это радушное расположение, желание ему добра на деле; прощение, пощада; благодеяние, щедрота, оказание ему отличия от других людей, награда, но, при этом, и собственная миловидность, приятность в общении.

Но вражду можно погасить только любовью.

И нередко малая обида заканчивает враждой. Поэтому Господь и предлагает нам начинать с самого действенного средства, которое есть в арсенале любого человека — с молитвы. Лучшая форма любви испокон веков одна — это молитва.

Далее, ударяющему тебя или отнимающему у тебя не противься, а, если кто просит у тебя, отдавай не задумываясь. Человечество уверено, что за все надо платить. Некоторые люди уверены, что бесплатно — это, на самом деле, так, что все же оплачено, но бесом. Поэтому стараются за любую вещь всегда, хоть несколько монет, но заплатить — откупиться от нечистого. Вряд ли к этому стоит относиться серьезно, ибо это не плата за спасение.

Дело в психологии, в отношение человека к презренному металлу, к валюте, к средству платежей и накопления.

Может кому-то показаться странным, но большинство успешных и обеспеченных людей, удачливых бизнесменов фактору денег, в своей жизни отводят далеко не первое место. По мнению экономистов, около 90 % современных богачей начинали свое «с нуля». Например, Бодо Шефер.

Известное правило, впервые сформулировано итальянским экономистом Альфредо Парето гласит: успех состоит из 20 % мастерства и 80 % стратегии плана, 20 % наших усилий формирует 80 % доходов.

Но разжигание конфликта, усугубление противоречий лишь вносит хаос в жизнь человека, мешает его деятельности.

Ну, а если у тебя просят? «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» — говорит Христос.

Я всегда, в таком случае, говорю себе — слава Господу, что сегодня он просит у меня, а не я у него. Стар да нищ — гниль да свищ. Кто из нас от это имеет иммунитет?.. Кто не хочет, чтобы ему протянули руку помощи?

Ко вторым практическим советам относится перечень правил, которые должны быть выработаны в себе каждым человеком и которым ему необходимо следовать на протяжение всей жизни.

— Будь милосерд;

— не суди;

— прощай;

— поступай по-Божески.

Это набор взаимодополняющих, взаимообуславливающих и взаиморазвивающих правил человеческого поведения. Милосердый не будит осуждать другого, простит ему и поступит с ним по-христиански. А прощая ближнего, разве не проявляем мы милосердие?

Но это и не одно и то же, не простое перечисление синонимов для усиления слова.

Сущность понятия «милосердие» Христом изложено в следующих словах, помещенных в Евангелии от Матфея: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Святитель Филарет, Митрополит Московский так объяснял смысл этих слов: «На эти слова, написанные в Евангелии, ты можешь смотреть, как на заемное письмо, которым Господь признал Себя должным тебе во всем, что ты подал, или что благотворительно сделал нуждающемуся ближнему. Какой это краткий путь и как далеко достигает! Какой тихий, пеший ход, и как высоко возводит, быстрее колесницы! Если с любовью утешаешь нищего и благотворишь ему, то хотя мало, хотя ничтожно, однако же споспешествуешь Господу хранить и спасать нищего. Вот каким образом твое благотворение нищему переходит ко Господу».

Максим Исповедник утверждал: «три начала побуждают нас к добру: семена добра в нас от природы, святые Силы, и доброе произволение».

Осуждать или не осуждать, по большому счету, зависит от человека и является его собственным произволением. Святые Силы дают нам возможность прощать. А милосердие — это то семя добра, которое Бог вложил в природу человека.

Иоанн Лествичник заметил, что «добродетели даровал Он нашей природе, ибо и язычники милосердствуют». Но Христос говорит не просто будьте милосердны, но будьте как Отец ваш небесный. Иной уровень, который необходимо достигнуть, иное качество, которое необходимо в себе развивать.

Один человек вспоминал об афонском старце Порфирии Кавсокаливите, как обратился он к старцу с вопросом: «а как Вы, Геронда, молитесь обо всех людях?» И старец совершенно спокойно ответил: «вот так. Прежде всего я говорю: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». — «Говорите, «помилуй мя»? Но ведь они же просили Вас молиться о них, а не о самом себе», — с недоумением возразил я. Старец, видя мое непонимание, ответил: «Хорошо. Разве ты не знаешь, что если Бог не помилует меня, то Он не помилует даже и тебя? Разве ты не знаешь, что ты и я — это одно?» Позднее, читая творения святых отцов, я нашел в них, что самое великое милосердие к ближним состоит в нашем личном освящении. Читая житие святого Серафима Саровского, я нашел подтверждение этому в словах святого, который говорил: «Стяжай в себе мир Божий, и тысячи людей вокруг тебя спасутся». Это первое из условий милосердия.

Другой известный старец архимандрит Христодул, игумен монастыря Кутлумуш святой горы Афон говорит: «Царство богатому даст не Бог, но человек, изображающий Бога, тот, кому богач явит свое человеколюбие. Поэтому мы должны иметь в виду и следующее. Братолюбие проявляется не только в том, чтобы оказать брату любовь, но и в том, чтобы принять от него дар любви. Очень часто для нас, самодостаточных христиан, последнее сложнее первого».

Милосердие, таким образом, действие двусторонней направленности. Это второе и очень значимое условие милосердия.

Важна и качественная сторона действия.

Но у нас часто бывает и так: не туда несено, да тут уронено.

Помните, в известной сказке Шварца, Медведь, проявляя милосердие к Принцессе, «отказывается» от нее? И наносит несчастной девушке такую душевную рану, которая чуть не погубила последней жизнь. Милосердие, понимаемое неправильно, может наносить вред окружающим и есть немилосердие.

Есть и другая сторона немилосердия, связанная с непониманием того, что есть милосердие. В Добротолюбии говорится: «всячески надобно всматриваться, как бы враг, извращая драгоценные изречения Св. Писания лукавым толкованием, не успел склонить нас сделать им неправое приложение и употребление, обманно прикрывая сие преданием, будто бы от старцев исходящим, как бы незаконно прилагая царскую печать к фальшивой монете. Это успевает он сделать, когда прельщает к неумеренному и непосильному нам труду, или, когда внушает взять на себя попечение о беспомощных, чтоб опутать гибельными заботами. Все такие внушения, прикрытые покровом милосердия, благочестия и высшего преуспеяния, вводят в обман неопытных. С виду они похожи на монеты истинного царя; но они отчеканены не настоящими монетчиками духовными, — не православными опытными отцами, а коварством бесов искованы на вред и пагубу».

Неправильно понимаемое милосердие может вредить не только ближним, но и самому человеку.

Прп. Исаак Сирин так высказался о милосердии: «милосердие противоположно правосудию. Правосудие есть уравнивание точной меры, потому что каждому дает, чего он достоин, и при воздаянии не допускает склонения на одну сторону, или лицеприятия. А милосердие есть печаль, возбуждаемая благодатью, и ко всем сострадательно преклоняется: кто достоин зла, тому не воздает (злом), и кто достоин добра, того преисполняет (с избытком). И если в одном есть часть справедливости, то в другом есть часть злобы». Правосудие несет в себе как добро, так и зло (необходимое, но зло), тогда как милосердие добро само по себе. Милосердный человек несет добро, а не достигает некие поставленные, часто самим собой, цели.

Это третье, что характеризует милосердие.

Свт. Феофан Затворник указывал: «счастье не стоит, но непрестанно то повышается, то понижается. Потому около себя видим то радующихся от счастья, то скорбящих от несчастья, какого бы то ни было. В сем отношении закон — радоваться с радующимися и скорбеть со скорбящими. Такое сочувствие естественно сердцу человеческому, но прившедшие через падение страсти искажают его, от чего вместо радости о счастии другого бывает скорбь о нем, или зависть; вместо печали о несчастии бывает радость о том, или злорадство». Радоваться с радующимися и скорбеть со скорбящими — вот, четвертое, что характеризует милосердие.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • И на распутиях ваших учил вас

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мы граждане царства небесного предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я