В настоящем учебном пособии тезисно и доступно изложены учения ключевых философских персоналий различных исторических эпох и направлений. Освещены важнейшие философские понятия и проблемы, затрагивающие сферы бытия и познания, ценностей и морали, науки и религии, культуры и искусства, общества и государства, истории и языка, свободы и счастья. Пособие адресовано студентам нефилософских специальностей высших образовательных учреждений, преподавателям, а также всем интересующимся вопросами философии.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. История учений в конспективном изложении предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФИИ
Тема 1.1. Понятие, исторические типы, части и уровни мировоззрения
*Мировоззрение — обобщённая система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на своё место в мире, образующаяся под влиянием воспитания, образования, жизненного опыта и проявляющаяся в поведении человека.
Три исторических типа мировоззрения:
1. мифологическое — мировоззрение, основанное на художественно-эмоциональном переживании мира или общественных иллюзиях; характеризуется одушевлением природы, всеобщей познаваемостью и отсутствием противоречий;
*Мифология — способ осмысления мира путём фантастических образов.
2. религиозное — мировоззрение, основанное на вере в Бога и в идеальный справедливый мир, в котором разрешаются все земные противоречия; характеризуется сердечной связью с высшим началом, апелляцией к особым переживаниям, осуждением распущенности и произвола; утверждением любви к ближнему и догматичностью;
*Религия — образ мыслей, чувств и действий, определяемый верой в Абсолют.
*Вера — влечение души к предельным основаниям бытия вне сомнений и доказательств.
*Догмат — положение, принимаемое на веру вне критики и рационального обоснования.
3. философское — мировоззрение, формирующее целостное представление о мире и человеке и основанное на обобщении опыта и знаний человечества; характеризуется раскрытием смысла жизни и выработкой идеальных моделей развития общества.
*Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, направленная на предельные основания вещей и раскрывающая отношения человека и мира.
*Вещь — отдельный фрагмент бытия.
Две основные части мировоззрения:
1. мироощущение — пассивное отношение к миру на основе чувств и эмоций;
2. миропонимание — активное отношение к миру на основе идеалов и убеждений.
Два основных уровня мировоззрения:
1. обыденное — система взглядов, основанная на повседневном общении людей, житейском опыте, здравом смысле, народных обычаях, пословицах, приметах и стереотипах;
2. научное — система взглядов, основанная на выходящих за рамки обыденного мировоззрения и основанных на научных данных.
Тема 1.2. Предмет философии. Общие и основные вопросы философии
N.B. Предметом философии является всё сущее во всей полноте своего содержания и смысла.
*Субъект — тот, кто познаёт.
*Объект — то, что познаётся.
*Предмет — часть объекта.
N.B. Философия зародилась в VII в. до н.э. на основе мифологического и религиозного мировоззрения одновременно в трёх цивилизациях — Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции.
N.B. Философия — это источник и синтез многих наук, таких как социология и антропология, психология и педагогика, культурология и искусствоведение, религиоведение и конфликтология и пр.
N.B. Общие вопросы философии: Что такое бытие? Как устроен мир? В чём сущность мира? Что является первоосновой всех вещей? Что такое человек? Каково место человека в мире? В чём смысл жизни? Как следует жить? Как человек познаёт мир? Как прийти к идеальному обществу? Что такое добро и зло? и т. д.
Два основных вопроса философии:
1. Что первично: материя или сознание?
*Материализм — признание в качестве первоначала бытия материи.
*Идеализм — признание в качестве первоначала бытия духовной сущности.
*Объективный идеализм — признание в качестве первоосновы бытия объективного духовного начала.
*Субъективный идеализм — признание в качестве первоосновы бытия субъективного духовного начала, т.е. сознания человека.
*Монизм — признание одного первоначала бытия.
*Дуализм — признание двух независимых и противоположных первоначал бытия.
*Плюрализм — признание множества первоначал бытия.
2. Познаваем ли мир?
*Сенсуализм — признание в качестве основы познания чувств и ощущений.
*Эмпиризм — признание в качестве основы познания опыта и эксперимента.
*Рационализм — признание в качестве основы познания разума.
*Иррационализм — признание в качестве основы познания интуиции и бессознательного.
*Релятивизм — признание относительности всякого познания.
*Агностицизм — признание абсолютной непознаваемости мира.
Тема 1.3. Основные разделы философии
I. Онтология — учение о бытии.
*Бытие — то, что существует.
*Субстанция — самостоятельное, неизменяющееся и ни от чего не зависящее бытие.
N.B. Синонимы бытия — мир, реальность, действительность, природа, сущее, космос и жизнь.
II. Гносеология — учение о познании.
*Познание — процесс приобретения и развития знаний о мире.
*Знание — отображение действительности в сознании человека.
*Сознание — субъективные переживания человеком явлений внешнего и внутреннего мира.
*Сознание — субъективные переживания человеком явлений внешнего и внутреннего мира.
*Информация — совокупность любых сведений.
*Истина — знание, соответствующее действительности.
*Информация — совокупность любых сведений.
*Истина — знание, соответствующее действительности.
*Правда — практическое применение истины.
*Заблуждение — непреднамеренное искажение действительности.
*Ложь — преднамеренное искажение действительности.
*Дезинформация — социально-политическая форма существования лжи.
Две формы познания:
1. чувственное:
A. ощущение — отражение отдельного свойства вещи, воздействующей на органы чувств;
B. восприятие — целостное отражение свойств вещи, воздействующей на органы чувств;
C. представление — наглядный образ вещи, не воздействующей на органы чувств.
2. рациональное:
A. понятие — мысль, выделяющая отличительные признаки вещи;
B. суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о вещи;
C. умозаключение — вывод одних суждений из других.
III. Эпистемология — учение о научном познании.
*Наука — система совместной деятельности людей, направленная на выработку истинных знаний и основанная на фактах и доказательствах.
*Система — упорядоченное множество взаимосвязанных элементов.
*Факт — многократно подтверждённый и воспроизводимый фрагмент бытия.
*Доказательство — перенос истинности одного знания на другое.
*Проблема — столкновение двух или нескольких точек зрения по одному вопросу.
*Закон — всеобщая устойчивая необходимая повторяющаяся связь между явлениями.
*Детерминизм — причинно-следственная связь.
Два уровня научного познания:
1. эмпирический — опытное исследование вещей с помощью чувственных форм познания;
2. теоретический — изучение сущности вещей с помощью рациональных форм познания.
IV. Методология — учение о методах познания.
*Метод — способ познания.
Два вида методов познания:
1. эмпирические:
A. наблюдение — изучение объекта в естественных условиях;
B. эксперимент — изучение объекта в контролируемых условиях;
C. описание — обобщение эмпирических данных наблюдения и эксперимента;
D. измерение — выражение величины объекта через величину эталонного объекта.
2. теоретические:
A. анализ — разложение сложной системы на простые элементы;
B. синтез — объединение простых элементов в единую систему;
C. дедукция — переход от общего к частному;
D. индукция — переход от частного к общему.
Два основных философских метода познания:
1. метафизический — понимание вещей неизменными и обособленными;
2. диалектический — понимание вещей изменяющимися и взаимосвязанными.
V. Аксиология — учение о ценностях.
*Ценность — то, что значимо для человека.
*Потребность — стремление к улучшению жизненных условий.
VI. Праксиология — учение о практической деятельности человека.
*Деятельность — осознанная активность человека.
Шесть элементов деятельности:
1. потребность — стремление к улучшению жизненных условий;
2. мотив — то, что побуждает человека к деятельности;
3. цель — то, на что направлена деятельность;
4. средства — то, что необходимо использовать для достижения цели;
5. действия — элементы деятельности, направленные на достижение цели;
6. результат — конечный итог всех действий и деятельности в целом.
Четыре основных вида деятельности:
1. общение — обмен информацией между людьми;
2. игра — усвоение социального опыта;
3. учение — приобретение знаний, умений и навыков;
4. труд — производство социально значимых продуктов.
VII. Логика — учение о законах мышления.
Четыре закона формальной логики:
1. закон тождества: любая мысль должна быть тождественной самой себе, т.е. нельзя отождествлять различные мысли, а тождественные — принимать за различные;
2. закон непротиворечия: два противоречащих суждения об одном объекте не могут быть одновременно истинными — по крайне мере одно из них ложно, т.е. нельзя одновременно утверждать и отрицать одно и то же об одном и том же объекте;
3. закон исключённого третьего: из двух противоречащих суждений одно непременно истинно, а другое ложно — третьего не дано, т.е. нельзя искать третий вариант между двумя противоречащими суждениями;
4. закон достаточного основания: любая истинная мысль должна быть доказанной, т.е. иметь достаточные основания в пользу её истинности в виде фактов или законов науки.
VIII. Эстетика — учение об эстетическом, т.е. прекрасном и безобразном, комическом и трагическом, возвышенном и низменном.
IX. Этика — учение о морали, или нравственности.
*Мораль (нравственность) — способ отношений между людьми, основанный на идеалах добра.
*Этикет — установленные обществом правила поведения.
X. Философская антропология — учение о сущности человека.
*Индивид — человек как отдельный представитель человеческого рода.
*Индивидуальность — человек как носитель особенных качеств.
*Личность — человек как носитель социальных качеств, обладающий мировоззрением.
*Социализация — формирование личности посредством усвоения культурного опыта.
XI. Социальная философия — учение о сущности общественной жизни.
*Общество — группа людей, объединённая общими интересами.
XII. Философия культуры — учение о сущности культуры.
*Культура — совокупность результатов деятельности людей.
XIII. Философия искусства — учение о сущности искусства.
*Искусство — творческая деятельность, направленная на эстетическое освоение мира.
*Творчество — процесс создания ранее не существовавшего бытия.
*Способности — особенности человека, проявляющиеся в быстром усвоении знаний и умений.
*Одарённость — единство способностей как условие успешной деятельности.
*Талант — высокий уровень одарённости, проявляющийся в творческой деятельности.
*Гениальность — высшая степень таланта, проявляющаяся в создании исторически значимых экстраординарных новшеств.
XIV. Философия науки — учение о философских проблемах конкретных наук.
XV. Философия религии — учение о сущности религии.
XVI. Философия истории — учение о закономерностях исторического развития.
XVII. Философия языка — учение о возникновении и развитии языка.
XVIII. Философия права — учение о сущности правовых норм.
XIX. Политическая философия — учение о сущности государства.
*Политика — деятельность, направленная на захват и удержание власти.
Тема 1.4. Исторические типы философии
1. Восточная философия: VII в. до н.э. — VII в. н.э.
Индия, Китай, Иран, Япония, Корея и др.
2. Античная философия: VI в. до н.э. — V в. н.э.
Древняя Греция, Древний Рим
3. Средневековая философия: V — XV вв.
Западная Европа, Иран
4. Философия Возрождения: XIV — XVI вв.
Западная Европа
5. Философия Нового времени: XVII — XVIII вв.
Западная Европа
6. Философия Просвещения: XVIII в.
Западная Европа
7. Философия немецкого романтизма: 1795 — 1830
Германия
8. Немецкая классическая философия: 1770 — 1850
Германия
9. Философия диалектического материализма: XIX в.
Германия
10. Неклассическая и современная философия: XIX — XX вв.
Западная и Восточная Европа, США
11. Русская философия: XI — XX вв.
Россия, Украина, Белоруссия, Израиль
Тема 1.5. Сущность и функции философии. Место философии в культуре
N.B. Чтобы понять сущность философии, необходимо сравнить её с другими формами духовной деятельности людей, такими как наука, религия и искусство.
*Сущность — внутреннее содержание объекта, скрытое от взора человека.
1. Философия и наука:
Сходства:
A. теоретический тип знания;
B. отношение к истине как к высшей ценности.
Различия:
A. наука рассматривает мир в целом, а философия — человеческий взгляд на мир;
B. наука объясняет действительность, а философия ещё и выводит знание о должном;
C. наука опирается на факты, а философия — на предельные основания вещей;
D. наука выходит за рамки опыта, а философия ещё и ставит вечные проблемы и вопросы.
2. Философия и религия:
Сходства:
A. схожесть представлений о мире, Боге и бессмертии души.
Различия:
A. религия принимает идеи на веру вне критики, а философия стремится к обоснованию идей;
B. религия догматична, а философия самостоятельна.
3. Философия и искусство:
Сходства:
A. целостное отображение мира и человека в мире;
B. внимание к духовному миру человека;
C. обоснование ценностей и идеалов.
Различия:
A. искусство — область художественного, а философия — область теоретического;
B. искусство — область образного, а философия — область понятийного;
C. искусство — область описательного, а философия — область доказательного;
D. искусство — область эмоций, а философия — область разума и логики;
Основные функции философии:
1. мировоззренческая — выработка мировоззрения;
2. методологическая — выработка способов познания и действия;
3. социальная — осмысление общественных проблем и путей их решения;
4. культурная — обобщение особенностей различных культур;
5. интеграционная — систематизация знаний человечества;
6. прогностическая — логическое выстраивание вариантов развития человечества;
7. критическая — опровержение стереотипов мышления и предрассудков;
8. идеологическая — отражение разнообразия общественных позиций.
*Идеология — совокупность господствующих идей.
Контрольные вопросы по главе I
1. Определения мировоззрения, мифологии, религии, веры и философии.
2. Мифологический, религиозный и философский типы мировоззрения.
3. Мироощущение и миропонимание как основные части мировоззрения.
4. Обыденный и научный уровни мировоззрения.
5. Специфика, предмет и общие вопросы философии. Понятия «субъект», «объект», «предмет».
6. Основные вопросы философии. Понятия «материализм», «идеализм», «монизм», «дуализм», «плюрализм», «сенсуализм», «эмпиризм», «рационализм», «иррационализм», «релятивизм», «агностицизм».
7. Основные разделы философии: онтология и гносеология. Понятия «бытие», «субстанция», «познание», «знание», «сознание», «информация», «истина», «правда», «заблуждение», «ложь», «дезинформация». Формы чувственного и рационального познания.
8. Основные разделы философии: эпистемология и методология. Понятия «наука», «система», «факт», «доказательство», «проблема», «закон», «детерминизм», «метод». Эмпирические и теоретические методы познания. Метафизический и диалектический методы познания.
9. Основные разделы философии: аксиология и праксиология. Понятия «ценность», «потребность», «деятельность». Элементы и виды деятельности.
10. Основные разделы философии: логика, эстетика и этика. Четыре закона формальной логики. Понятия «мораль» («нравственность») и «этикет».
11. Основные разделы философии: философская антропология и социальная философия. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность», «социализация», «общество».
12. Основные разделы философии: философия культуры и философия искусства. Понятия «культура», «искусство», «творчество».
13. Основные разделы философии: философия науки, философия религии, философия истории, философия языка, философия права, политическая философия. Понятие «политика».
14. Сущность философии. Сходства и различия философии и науки, философии и религии, философии и искусства.
15. Основные функции философии. Понятие «идеология».
Словарь философских понятий по главе I
1. Агностицизм — признание абсолютной непознаваемости мира.
2. Бытие — то, что существует.
3. Вера — влечение души к предельным основаниям бытия вне сомнений и доказательств.
4. Вещь — отдельный фрагмент бытия.
5. Гениальность — высшая степень таланта, проявляющаяся в создании исторически значимых экстраординарных новшеств.
6. Дезинформация — социально-политическая форма существования лжи.
7. Детерминизм — причинно-следственная связь.
8. Деятельность — осознанная активность человека.
9. Догмат — положение, принимаемое на веру вне критики и рационального обоснования.
10. Доказательство — перенос истинности одного знания на другое.
11. Дуализм — признание двух независимых и противоположных первоначал бытия.
12. Заблуждение — непреднамеренное искажение действительности.
13. Закон — всеобщая устойчивая необходимая повторяющаяся связь между явлениями.
14. Знание — отображение действительности в сознании человека.
15. Идеализм — признание в качестве первоначала бытия духовной сущности.
16. Идеология — совокупность господствующих идей.
17. Индивид — человек как отдельный представитель человеческого рода.
18. Индивидуальность — человек как носитель особенных качеств.
19. Информация — совокупность любых сведений.
20. Иррационализм — признание в качестве основы познания интуиции и бессознательного.
21. Искусство — творческая деятельность, направленная на эстетическое освоение мира.
22. Истина — знание, соответствующее действительности.
23. Культура — совокупность результатов деятельности людей.
24. Личность — человек как носитель социальных качеств, обладающий мировоззрением.
25. Ложь — преднамеренное искажение действительности.
26. Материализм — признание в качестве первоначала бытия материи.
27. Метод — способ познания.
28. Мировоззрение — обобщённая система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на своё место в мире, образующаяся под влиянием воспитания, образования, жизненного опыта и проявляющаяся в поведении человека.
29. Мифология — способ осмысления мира путём фантастических образов.
30. Монизм — признание одного первоначала бытия.
31. Мораль (нравственность) — способ отношений между людьми, основанный на идеалах добра.
32. Наука — система совместной деятельности людей, направленная на выработку истинных знаний и основанная на фактах и доказательствах.
33. Общество — группа людей, объединённая общими интересами.
34. Объект — то, что познаётся.
35. Объективный идеализм — признание в качестве первоосновы бытия объективного духовного начала.
36. Одарённость — единство способностей как условие успешной деятельности.
37. Плюрализм — признание множества первоначал бытия.
38. Познание — процесс приобретения и развития знаний о мире.
39. Политика — деятельность, направленная на захват и удержание власти.
40. Потребность — стремление к улучшению жизненных условий.
41. Правда — практическое применение истины.
42. Предмет — часть объекта.
43. Проблема — столкновение двух или нескольких точек зрения по одному вопросу.
44. Рационализм — признание в качестве основы познания разума.
45. Религия — образ мыслей, чувств и действий, определяемый верой в Абсолют.
46. Релятивизм — признание относительности всякого познания.
47. Сенсуализм — признание в качестве основы познания чувств и ощущений.
48. Система — упорядоченное множество взаимосвязанных элементов.
49. Сознание — субъективные переживания человеком явлений внешнего и внутреннего мира.
50. Социализация — формирование личности посредством усвоения культурного опыта.
51. Способности — особенности человека, проявляющиеся в быстром усвоении знаний и умений.
52. Субстанция — самостоятельное, неизменяющееся и ни от чего не зависящее бытие.
53. Субъект — тот, кто познаёт.
54. Субъективный идеализм — признание в качестве первоосновы бытия субъективного духовного начала, т.е. сознания человека.
55. Сущность — внутреннее содержание объекта, скрытое от взора человека.
56. Талант — высокий уровень одарённости, проявляющийся в творческой деятельности.
57. Творчество — процесс создания ранее не существовавшего бытия.
58. Факт — многократно подтверждённый и воспроизводимый фрагмент бытия.
59. Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, направленная на предельные основания вещей и раскрывающая отношения человека и мира.
60. Ценность — то, что значимо для человека.
61. Эмпиризм — признание в качестве основы познания опыта и эксперимента.
62. Этикет — установленные обществом правила поведения.
ГЛАВА II. ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
VII в. до н.э. — VII в. н.э.
Индия, Китай, Иран, Япония, Корея и др.
Тема 2.1. Западная и восточная культура
1. Динамика развития:
Запад: революционные изменения (новое ломает старое);
Восток: эволюционные изменения (новое продолжает старое).
2. Отношение человека к миру:
Запад: активное (преобразование мира);
Восток: пассивное (самосовершенствование).
3. Отношение человека к природе:
Запад: потребительское (человек преобразует природу под свои нужды);
Восток: трепетное (человек живёт в гармонии с природой).
4. Отношение человека к обществу:
Запад: индивидуализм (человек — независимая личность);
Восток: коллективизм (важны интересы общины).
5. Отношение человека к познанию:
Запад: приоритет логического мышления и рационального познания;
Восток: приоритет образного мышления и интуитивного познания.
6. Соотношение различных видов культуры:
Запад: отдельное существование различных видов культуры;
Восток: тесное переплетение различных видов культуры.
Тема 2.2. Особенности восточной философии
Особенности восточной философии:
1. Решение проблем человеческого бытия возможно только в гармонии с собой и с миром.
2. Достижение истины возможно не только при помощи разума, но также при помощи чувств, опыта, интуиции, эмоций и образов.
3. Понимание разума не только как индивидуальной способности, но и как космической силы.
4. Понимание смысла жизни каждого человека в совершенствовании самого себя и мира через самосовершенствование.
5. Тесная связь философии с религией и этикой.
Тема 2.3. Основные источники, понятия и школы индийской философии
*Веды — собрание древнеиндийских текстов, возникших до XV в. до н.э.
N.B. Древнеиндийская философия суть различные толкования авторитетных ведических текстов.
Четыре группы Вед:
1. Самхиты — древнейшие Веды, состоящие из четырёх частей:
A. Ригведа — Веда гимнов;
B. Самаведа — Веда напевов;
C. Яджурведа — Веда жертвоприношений;
D. Атхарваведа — Веда заклинаний.
2. Брахманы — ритуальные комментарии к Самихитам;
3. Араньяки — правила поведения лесных отшельников;
4. Упанишады — философская часть Вед.
Основные понятия индийской философии:
*Космос — мировой порядок, противопоставляющийся хаосу.
*Рита — физический закон космоса.
*Дхарма — моральный закон космоса.
*Брахман — объективное первоначало космоса как высшая духовная реальность.
*Атман — субъективное первоначало космоса как дыхание и душа, т.е. сознание человека.
*Карма — влияние совершённых деяний на будущую жизнь.
*Сансара — цепь перевоплощений сообразно с кармой.
*Мокша — освобождение от сансары.
*Медитация — техника сосредоточенного созерцания.
*Джняна — высшее знание, полученное путём медитации.
*Читта — неуправляемый поток мыслей, т.е. бессознательное.
*Манас — управляемый поток мыслей, т.е. сознание.
*Майя — иллюзия реальности, воспринимаемая как истинная реальность.
N.B. Брахман и Атман непостижимы и тождественны: «Всё есть Брахман, и Брахман есть Атман».
Четыре состояния Атмана:
1. бодрствование — низший вид познания, направленного на внешние повседневные дела;
2. сон со сновидениями — более высокий вид познания, направленного внутрь человека;
3. сон без сновидений — познание, не различающееся на внутреннее и внешнее;
4. турия — освобождение от материи и слияние с истиной
Два типа школ индийской философии:
1. ортодоксальные — школы, признающие авторитет Вед.
2. неортодоксальные — школы, отвергающие авторитет Вед.
Тема 2.4. Ортодоксальные школы индийской философии
*Индуизм — совокупность ортодоксальных религиозно-философских учений, основанных на почитании триады ведических богов — Брахмы, Вишны и Шивы.
*Брахманизм — направление индуизма, почитающее Брахму как творца космоса.
*Вишнуизм — направление индуизма, почитающее Вишну как хранителя космоса.
*Шиваизм — направление индуизма, почитающее Шиву как творца, хранителя и разрушителя космоса.
*Махабхарата — собрание индуистских книг.
*Бхагавадгита — священная книга индуизма.
Санкхья (VII в. до н.э., Капила). Бога нет, т.к. его бытие недоказуемо. Мир объясняется причинно-следственными связями: любая вещь есть следствие какой-либо причины, а в причине потенциально содержится следствие.
Две первопричины бытия:
1. Пуруша — вечное пассивное мужское идеальное начало, не обладающее свойствами;
2. Пракрити — вечное активное женское материальное начало, обладающее свойствами.
Пракрити есть спокойное равновесие гун. Вещи рождаются путём единения Пуруши и Пракрити, что нарушает гармонию гун. Любая вещь состоит из трёх гун, которые не воспринимаются человеком, но порождают в нём различные состояния.
Три вида гун:
1. раджас-гуна — порождает активность и страдание (красный цвет);
2. тамас-гуна — порождает пассивность и безразличие (чёрный цвет);
3. саттва-гуна — порождает гармонию и удовольствие (белый цвет).
Причина страданий человека — ошибочное отождествление себя со своим сознанием и телом. Освобождение от страданий возможно путём осознания различия между Я и не-Я. Человек должен безучастно наблюдать за внешними событиями и не вовлекаться в них.
Вайшешика (IV в. до н.э., Улука). Бог сотворил мир из вечных атомов, соединение и распад которых влечёт рождение и гибель вещей и управляется Богом по закону кармы. Причина страданий человека — незнание. Путь освобождения — правильное познание.
Два вида душ:
1. индивидуальные — различные души, странствующие в различных телах, т. е. Я;
2. верховная — единая душа, являющаяся творцом мира, т. е. Бог.
Два вида субстанций:
1. физические — земля, вода, огонь, воздух и эфир;
2. нефизические — пространство, время, ум и душа.
Два класса вещей:
1. бытие — все существующие вещи;
2. небытие — все несуществующие вещи.
Четыре вида небытия:
1. вещи до рождения;
2. вещи после гибели;
3. отсутствие связи между вещами;
4. отличие вещей.
Миманса (II в. до н.э., Джаймини). Бога нет, т.к. все вещи возникли из материи сообразно с кармами душ. Моральный закон кармы спонтанно управляет миром. Веды вечны и никем не написаны. Бескорыстное исполнение предписаний Вед постепенно уничтожает карму и освобождает бессмертную душу после смерти тела. Сознание возникает при соединении души с телом. Звуки слов вечны, а их произнесение есть лишь высвечивание уже существующих объектов.
Два вида органов познания:
1. внешние — пять органов чувств;
2. внутренний — ум.
Йога (II в. до н.э., Патанджали). Бог есть Высшее Я, отличное от остальных Я. Человеческое Я есть чистое сознание, ошибочно отождествляющее себя с читтой, подверженной влиянию трёх гун. Цель человеческой жизни — освобождение от влияний материального мира путём медитации и аскезы.
*Аскетизм — добровольное самоограничение с целью духовного самосовершенствования.
Пять основных состояний читты:
1. рассеянное — блуждание читты между объектами под влиянием гун раджас и тамас;
2. притуплённое — сонливое порочное неведение читты под влиянием гуны тамас;
3. относительно спокойное — познание и добродетель читты под влиянием гуны раджас;
4. сосредоточенное — концентрация читты на одном объекте под влиянием гуны саттва;
5. сдержанное — прекращение деятельности и экстаз читты.
Три пути освобождения:
1. карма-йога — путь активного действия;
2. джняна-йога — путь познания;
3. бхакти-йога — путь любви к Богу.
Восемь правил этического поведения:
1. самообладание — воздержание от зла, воровства, чувственных желаний и ненужных даров;
2. культура — очищение тела и ума путём правильного питания, размышлений о Боге и т.д.;
3. контроль тела — правильные положения тела для сохранения здоровья и энергии;
4. контроль дыхания — регулирование дыхания для сосредоточения ума;
5. контроль чувств — изоляция чувств от материальных объектов;
6. внимание — концентрация читты на одном объекте;
7. созерцание — равномерное течение мысли вокруг объекта внимания, т.е. медитация;
8. сосредоточение — освобождение от тела и принятие формы объекта созерцания.
Три доказательства бытия Бога:
1. Бог существует, т.к. о нём говорят Веды;
2. В мире существуют разные степени познания и могущества, значит должно существовать всезнающее и всемогущее существо, т. е. Бог;
3. Бог есть разумная причина соединения и разъединения Пуруши и Пракрити согласно закону кармы.
N.B. Йогу можно охарактеризовать как практическую Санкхью.
Ньяя (I в. до н.э., Готама). Бог создал мир из вечных атомов ради блага всех живых существ, которые, обладая свободой воли, могут поступать хорошо или плохо, принося себе радость или страдания. Но под руководством Бога все люди рано или поздно освободятся от страданий. Целью жизни является освобождение от страданий, причина которых — привязанность к материальным вещам. Путь освобождения — правильное познание себя и реальности.
Два вида познания:
1. достоверное — восприятие, логический вывод, сравнение и свидетельство авторитетов;
2. недостоверное — память, сомнение, ошибка, гипотетический аргумент.
Веданта (VI в. н.э., Вьяса). Брахман есть единая мировая душа, из которой мир берёт своё начало, в которой он пребывает и в которую возвращается после разрушения.
Три основные школы Веданты:
1. адвайта-веданта — Брахман и Атман тождественны; мир иллюзорен;
2. вишишта-веданта — Брахман и Атман соотносятся как целое и часть; мир реален;
3. двайта-веданта — Брахман и Атман — различные сущности; мир реален.
Тема 2.5. Неортодоксальные школы индийской философии
Чарвака-локаята (VI в. до. н.э., Брихаспати). Мир состоит из комбинаций четырёх материальных первоэлементов и воспринимается органами чувств. Бога нельзя воспринять чувствами, поэтому его нет. Сознание — лишь продукт материи. После смерти человек распадается на изначальные первоэлементы, поэтому нет смысла соблюдать предписания Вед ради посмертного воздаяния. Моральные нормы — выдумки авторов Вед, обогащающихся на людской доверчивости. Цель жизни — получение максимальных наслаждений и избегание случайных страданий. Нравственные поступки — те, что ведут к удовольствиям, а аморальные — те, что ведут к страданию.
*Гедонизм — стремление к наслаждениям как к высшему смыслу жизни.
*Эвдемонизм — стремление к счастью как к высшему смыслу жизни.
Джайнизм (VI в. до н.э., Вардхамана (Махавира, Джина)). Космос вечен, поэтому Бога нет. Человек сочетает духовное и материальное начала, которые соединяет карма как тонкая материя. Избавиться от влияния кармы и сансары, т.е. освободить душу от материи и достичь счастья можно путём аскезы и через следование «тройной жемчужине» джайнизма.
Два вечных начала:
1. материальное — неживая материя;
2. идеальное — живые души.
Два вида душ:
1. несовершенные — души, связанные с материей и испытывающие страдания;
2. совершенные — души, свободные от материи и испытывающие блаженство.
Три источника познания:
1. чувственное восприятие — раскрытие сущности материальных вещей;
2. логический вывод — раскрытие сущности пространства и времени;
3. свидетельство авторитетов — раскрытие сущности религиозных вопросов.
Два основных вида познания:
1. опосредованное — познание при помощи чувств и разума, доступное несовершенным душам;
2. непосредственное — познание без помощи чувств и разума, доступное совершенным душам.
«Тройная жемчужина» джайнизма:
1. истинная вера;
2. истинные знания;
3. правильное поведение.
Пять обетов правильного поведения:
1. ненасилие — не причинять вреда всему живому;
2. правдивость — говорить только ту правду, которая не причинит вреда;
3. неворовство — не обучать воровству, не хранить ворованное, не подделывать вещи;
4. целомудрие — отказываться от сексуальных влечений и непристойного поведения;
5. нестяжательство — отказываться от привязанностей к материальным вещам.
*Ахимса — непричинение вреда всему живому.
*Тиртханкара — человек, достигший освобождения путём аскезы и ставший образцом морали.
Буддизм (VI в. до н.э., Сиддхартха Гаутама (Будда)).
*Трипитака — собрание буддийских текстов.
Три части Трипитаки:
1. Виная-питака — корзина дисциплинарных правил;
2. Сутта-питака — корзина наставлений;
3. Абхидхамма-питака — корзина доктрин.
Четыре встречи, перевернувшие жизнь Будды:
1. Будда увидел больного и узнал о болезнях и связанных с ними страданиях;
2. Будда увидел старика и узнал о старости и связанных с ней страданиях;
3. Будда увидел похороны и узнал о смерти и связанных с ней страданиях;
4. Будда увидел аскета-отшельника и узнал о людях, путём аскетизма уходящих от кармы.
Колесо сансары заставляет человека постоянно рождаться в мире страданий. Материальный мир есть иллюзия, покрывало Майя, и любые рассуждения о нём лишь сковывают человека страданиями. Освободиться от власти кармы и сансары можно путём ухода в нирвану, т.е. в истинную реальность.
*Нирвана — состояние абсолютной невозмутимости, вызванное освобождением от страданий.
Для достижения нирваны необходимо постичь четыре благородные истины Будды.
Четыре благородные истины Будды:
1. жизнь есть страдание;
2. причина страданий — желания;
3. чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний;
4. чтобы избавиться от желаний, нужно следовать восьмеричному пути спасения Будды.
Восьмеричный путь спасения Будды:
1. правильные взгляды — познание четырёх благородных истин;
2. правильная решимость — отказ от привязанностей к миру, дурных намерений и вражды;
3. правильная речь — отказ от лжи, клеветы, жёстоких слов и фривольных разговоров;
4. правильное поведение — отказ от уничтожения живого, воровства и полового влечения;
5. правильный образ жизни — приобретение средств к жизни честным путём;
6. правильное усилие — замена вредных идей хорошими;
7. правильное внимание — понимание иллюзорности и преходящности вещей, избавляющее от привязанности к вещам и печали из-за их утраты;
8. правильное сосредоточение — медитация
*Дхармы — духовная основа мира и вечный моральный закон.
Человек есть совокупность дхарм, а все его жизни (прошлые, настоящая и будущие) суть единый поток дхарм. Дхармы прошлого, настоящего и будущего ниоткуда не возникают и никуда не исчезают, а существуют реально, но по-разному: дхармы настоящего — как проявленные, а дхармы прошлого и будущего — как непроявленные.
Два вида дхарм:
1. волнующиеся — образуют сансару и присущи всему миру.
2. успокоенные — образуют нирвану и присущи только человеку.
Два направления буддизма:
1. Хинаяна — нирвана достигается в монастыре и после смерти для личного спасения;
2. Махаяна — нирвана достигается в миру и при жизни — на время и после смерти — навсегда для спасение наибольшего числа людей.
*Бодхисаттва — существо, готовое уйти в нирвану, но из-за сострадания задерживающееся в сансаре, чтобы вести других живых существ к спасению.
Две школы хинаяны:
1. Саутрантика (Кумаралата, II в. н.э.) — реально существуют духовные и физические объекты, что следует из деятельности сознания;
2. Вайбхашика (Васумитра, II в. н.э.) — реально существуют духовные и физические объекты, что следует из непосредственного восприятия.
Соотношение сансары и нирваны: несовместимы, т.к. когда дхармы волнуются, нирвана не наступит, а когда дхармы успокаиваются, то сансара исчезнет.
Две школы махаяны:
1. Мадхьямика (Нагарджуна, II в. н.э.) — реально существует пустота, иллюзией являются духовные и физические объекты;
2. Йогочара (Майтреянатха, IV в. н.э.) — реально существуют духовные объекты, иллюзией являются физические объекты.
Соотношение сансары и нирваны: тождественны, т.к. любое живое существо способно к достижению нирваны, которую нужно только обнаружить в сансаре.
N.B. Буддизм — не столько религия, сколько философия, поскольку в религии всегда есть Бог, а Будда выступает образцом нравственной жизни. Будда отрёкся от крайностей аскетизма (джайнизм) и гедонизма (чарвака-локаята) и сформулировал срединный (восьмеричный) путь, ведущий к нирване.
Тема 2.6. Основные источники, понятия и школы китайской философии
*Книга перемен — собрание древнекитайских философских текстов, возникших около VII в. до н.э.
N.B. Китайская философия суть различные толкования «Книги перемен».
Основные понятия конфуцианства:
*Ян — мужское активное светлое небесное начало.
*Инь — женское пассивное тёмное земное начало.
*Ци — первоматерия.
*Ли — закон.
*Мин — судьба, т.е. жизненное предопределение или предопределённая жизнь.
N.B. Если изначально в китайской философии существовало порядка ста школ, то позднее выделились шесть основных школ, главными из которых являются конфуцианство и даосизм.
Шесть китайских философских школ:
1. школа Инь — Ян — изучает взаимодействие начал Ян и Инь в природе;
2. школа имён — изучает связь между вещами и их именами;
3. легизм — изучает социальные законы и способы государственного управления;
4. моизм — изучает социально-политические проблемы;
5. конфуцианство — изучает этико-политические проблемы;
6. даосизм — изучает взаимодействие начал Дао и Дэ в природе и обществе.
Тема 2.7. Конфуцианство и неоконфуцианство
Конфуцианство (VI в. до н.э., Кун Фу-цзы; «Лунь Юй»). Мир постоянно изменяется благодаря единству и борьбе двух противоположных начал — Ян и Инь, которые присутствуют в каждой вещи. Небо есть высшая сила, управляющая земной жизнью. Человек есть связующее звено между небом и землёй. Мировая гармония зависит от морального поведения человека, поэтому человек должен нравственно самосовершенствоваться и соблюдать традиции и ритуалы. Государство основано не на законах, а на добродетели.
Пять типов людей:
1. люди привычки — люди, живущие повседневной животной жизнью;
2. люди грамотные — люди, живущие в соответствии с традициями;
3. люди здравого смысла — добродетельные философы, умеющие говорить и молчать;
4. люди прямодушные — истинно добродетельные люди;
5. люди совершенномудрые — люди совершенной морали, способные управлять государством.
*Благородный муж — образец мудрости и морали в конфуцианстве.
Пять качеств благородного мужа:
1. гуманность — построение отношений между людьми на основе любви и искренности;
2. этикет — воплощение гуманности в ритуалах;
3. сыновья почтительность — уважение к страшим;
4. справедливость — исполнение долга, даже если он противоречит личным интересам;
5. знание воли Неба — действие сообразно с велениями судьбы.
«Путь золотой середины»: нахождение компромисса между крайностями и соблюдение меры.
«Золотое правило конфуцианства»: не делай другим того, чего не пожелаешь себе.
«Исправление имён»: соответствие понятий вещей их сущности для сохранения миропорядка: господин должен быть господином, подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном.
Неоконфуцианство (X в. н. э. Чжоу Дуньи, Чжу Си, Ван Янмин). Истоком космоса является Великий Предел, из которого исходят Ян и Инь, взаимодействие которых рождает пять материальных первоначал, комбинации которых образуют космос. Источниками космоса также являются первичное идеальное начало Ли и вторичное материальное начало Ци, которые единятся в Великом Пределе. Благородный муж знает человеческую природу, что приводит к отсутствию желаний, мыслей и деяний.
Пять добродетелей:
1. гуманность — дерево; весна; Восток;
2. этикет — огонь; лето; Юг;
3. долг — металл; осень; Запад;
4. мудрость — вода; зима; Север;
5. верность — земля; все сезоны; Центр.
Тема 2.8. Даосизм и неодаосизм
Даосизм (VI в. до н.э., Лао Цзы; «Дао-Дэ-цзин»).
*Дао — объективное первоначало и всеобщий закон космоса.
Дао бесконечно и никем не создано, безымянно и бесформенно, никому не ведомо и недоступно для чувств. Дао поддерживает единство мира за счёт постоянных переходов в противоположности по принципу «то Инь — то Ян». Дао постоянно и изменчиво, деятельно и бездейственно, бесконечно и мельчайше, всё и ничто. Познать Дао можно только путём слияния с ним, т.е. путём обретения трёх его свойств — свободы от желаний, недеянию и ненасильственности.
*Дэ — субъективное проявление Дао как моральной силы человека.
*У-вэй — недеятельное следование Дао.
Четыре уровня бытия:
1. человек — следует законам Земли;
2. земля — следует законам Неба;
3. небо — следует законам Дао.
4. Дао — следует самому себе.
*Совершенномудрый человек — образец мудрости и морали в даосизме.
Неодаосизм (IV в. н.э.; Хэ Янь, Го Сян, Гэ Хун). Дао суть ничто. Все вещи равны между собой и возникают сами из себя, а не из Дао. Космос постоянно движется, поэтому человек и общество должны жить в согласии с собой и космосом. Знание исходит из человека, а не из подражания мудрецам.
Тема 2.9. Чань-буддизм (дзен-буддизм)
Чань-буддизм (дзен-буддизм) (Бодхидхарма, 440 — 536).
Четыре принципа дзен-буддизма:
1. «Не твори письменных поучений» — отсутствие опоры на священные тексты;
2. «Передавай традицию вне наставлений» — отсутствие авторитета слов и символов;
3. «Прямо указывай на человеческое сердце» — передача знаний от сердца к сердцу;
4. «Смотри в свою природу и станешь Буддой» — пробуждение через осознание своей истинной природы.
Будда существует везде и во всём, поэтому нужно одинаково относиться к счастью и несчастью, освободиться от всех страстей и быть сторонним наблюдателем собственной жизни. Высшая истина достигается не разумом, а путём внезапного озарения, что возможно только тогда, когда человек живёт без цели и направленной деятельности.
*Сатори — внезапное интуитивное проникновение в суть вещей и самого себя.
Три способа достижения сатори:
1. парадоксы — абсурдные вопросы, не имеющие логического ответа, задаваемые наставником;
2. эмоциональное воздействие — внезапный крик, удар палкой;
3. медитация — единство предельной концентрации и абсолютной неосознанности.
Соотношение сансары и нирваны: тождественны.
Тема 2.10. Зороастризм
*Зороастризм — древнеиранская религиозно-философская система, основанная пророком Заратустрой.
*Авеста — священный канон зороастризма.
Четыре раздела Авесты:
1. Ясна — молитвенные песнопения;
2. Висперед — литургические воззвания к богам;
3. Вендидад — свод религиозных и юридических предписаний;
4. Яшты — гимны.
Два первоначала бытия:
1. Ахура-Мазда (Ормузд) — творец жизни, тепла и света как олицетворение правды, добра, нравственности и справедливости.
2. Анхра-Майнью (Ариман) — творец смерти, холода и тьмы как олицетворение лжи, зла, безнравственности и несправедливости.
*Митра — посредник между Ахура-Маздой (Ормуздом) и людьми.
Бытие состоит из воды, огня, земли и воздуха и является борьбой добра и зла, которая должна завершиться победой добра за счёт следования человека Ахура-Мазде, что позволит обрести ему посмертное блаженство, однако человек свободен выбирать между добром и злом своей совестью. Смысл жизни человека состоит не столько в личном спасении, сколько в победе добра над злом. Материальный земной мир изначально благ, поэтому аскетизм неприемлем.
Три основные добродетели:
1. благая мысль;
2. благое слово;
3. благое деяние.
Мировая история длится 12 000 лет и состоит из четырёх периодов по 3 000 лет.
Четыре периода истории:
1. менок — небесное существование идей как прообраза земных вещей;
2. творение — Ахура-Мазда создал небо, землю, воду, растения, животных и человека;
3. смешение — Анхра-Майнью создал пустыни, вредных насекомых и ядовитые растения;
4. разделение — пришествие Спасителя в Судный День, что означает торжество добра над злом.
N.B. Зороастрийцев именуют огнепоклонниками, т.к. символом зороастризма является котёл огня, т.к. огонь сжигает всякое зло и при этом не загрязняется, поэтому в зороастрийских храмах огонь поддерживался столетиями. Видимый огонь подобен короне невидимого короля.
Контрольные вопросы по главе II
1. Сравнительная характеристика западной и восточной культуры (динамика развития, отношение человека к миру, природе, обществу, познанию, соотношение разных видов культуры).
2. Особенности восточной философии.
3. Веды как источник индийской философии. Основные понятия индийской философии: «космос», «рита», «дхарма», «Брахман», «Атман», «карма», «сансара», «мокша». Четыре состояния Атмана.
4. Основные школы индийской философии. Понятия «индуизм», «брахманизм», «вишнуизм», «шиваизм», «Махабхарата», «Бхагавадгита».
5. Ортодоксальные школы индийской философии: санкхья. Пуруша и Пракрити как первопричины бытия. Три вида гун.
6. Ортодоксальные школы индийской философии: вайшешика. Виды душ и субстанций.
7. Ортодоксальные школы индийской философии: миманса. Учение о бытии и познании.
8. Ортодоксальные школы индийской философии: йога. Понятие «аскетизм». Состояния читты. Пути освобождения. Правила поведения.
9. Ортодоксальные школы индийской философии: ньяя. Учение о бытии и познании.
10. Ортодоксальные школы индийской философии: веданта. Соотношение Брахмана и Атмана.
11. Неортодоксальные школы индийской философии: чарвака-локаята. Учение о бытии. Понятия «гедонизм», «эвдемонизм».
12. Неортодоксальные школы индийской философии: джайнизм. Учение о бытии и познании. «Тройная жемчужина». Пять обетов поведения.
13. Неортодоксальные школы индийской философии: буддизм. Учение о бытии. Понятие «нирвана». Четыре благородные истины. Восьмеричный путь спасения. Учение о дхармах. Учение о срединном пути.
14. Два направления буддизма (хинаяна и махаяна) и их школы. Учение о бытии. Соотношение сансары и нирваны.
15. Сравнительная характеристика этических установок гедонизма (эвдемонизма), аскетизма и срединного пути в неортодоксальных школах.
16. Книга перемен как источник китайской философии. Основные понятия китайской философии: «Ян», «Инь», «ци», «ли», «мин». Основные школы китайской философии.
17. Школы китайской философии: конфуцианство и неоконфуцианство. Пять типов людей. Пять качеств благородного мужа. Пять добродетелей.
18. Школы китайской философии: даосизм и неодаосизм. Учение о бытии. Понятия «Дао», «Дэ», «у-вэй». Уровни бытия.
19. Школы китайской философии: чань-буддизм (дзен-буддизм). Понятие «сатори». Соотношение сансары и нирваны.
20. Авеста как источник иранской философии. Зороастризм. Ахура-Мазда и Анхра-Майнью как первоначала бытия. Три добродетели.
21. Сравнительная характеристика совершенного человека в философских системах джайнизма, буддизма, конфуцианства, даосизма и зороастризма.
Словарь философских понятий по главе II
1. Авеста — священный канон зороастризма.
2. Аскетизм — добровольное самоограничение с целью духовного самосовершенствования.
3. Атман — субъективное первоначало космоса как дыхание и душа, т.е. сознание человека.
4. Ахимса — непричинение вреда всему живому.
5. Благородный муж — образец мудрости и морали в конфуцианстве.
6. Бодхисаттва — существо, готовое уйти в нирвану, но из-за сострадания задерживающееся в сансаре, чтобы вести других живых существ к спасению.
7. Брахман — объективное первоначало космоса и высшая духовная реальность.
8. Брахманизм — направление индуизма, почитающее Брахму как творца космоса.
9. Бхагавадгита — священная книга индуизма.
10. Веды — собрание древнеиндийских текстов, возникших до XV в. до н.э.
11. Вишнуизм — направление индуизма, почитающее Вишну как хранителя космоса.
12. Гедонизм — стремление к наслаждениям как к высшему смыслу жизни.
13. Дао — объективное первоначало и всеобщий закон космоса.
14. Джняна — высшее знание, полученное путём медитации.
15. Дхарма — моральный закон космоса.
16. Дхармы — духовная основа мира и вечный моральный закон.
17. Дэ — субъективное проявление Дао как моральной силы человека.
18. Зороастризм — древнеиранская религиозно-философская система, основанная пророком Заратустрой.
19. Индуизм — совокупность ортодоксальных религиозно-философских учений, основанных на почитании триады ведических богов — Брахмы, Шивы и Вишны.
20. Инь — женское пассивное тёмное земное начало.
21. Карма — влияние совершённых деяний на будущую жизнь.
22. Книга перемен — собрание древнекитайских философских текстов, возникших около VII в. до н.э.
23. Космос — мировой порядок, противопоставляющийся хаосу.
24. Ли — закон.
25. Майя — иллюзия реальности, воспринимаемая как истинная реальность.
26. Манас — управляемый поток мыслей, т.е. сознание.
27. Махабхарата — собрание индуистских книг.
28. Медитация — техника сосредоточенного созерцания.
29. Мин — судьба, т.е. жизненное предопределение или предопределённая жизнь.
30. Митра — посредник между Ахура-Маздой (Ормуздом) и людьми.
31. Мокша — освобождение от сансары.
32. Нирвана — состояние абсолютной невозмутимости, вызванное освобождением от страданий.
33. Рита — физический закон космоса.
34. Сансара — цепь перевоплощений сообразно с кармой.
35. Сатори — внезапное интуитивное проникновение в суть вещей и самого себя.
36. Совершенномудрый человек — образец мудрости и морали в даосизме.
37. Тиртханкара — человек, достигший освобождения путём аскезы и ставший образцом морали.
38. Трипитака — собрание буддийских текстов.
39. У вэй — недеятельное следование Дао.
40. Ци — первоматерия.
41. Читта — неуправляемый поток мыслей, т.е. бессознательное.
42. Шиваизм — направление индуизма, почитающее Шиву как творца, хранителя и разрушителя космоса.
43. Эвдемонизм — стремление к счастью как к высшему смыслу жизни.
44. Ян — мужское активное светлое небесное начало.
ГЛАВА III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
VI в. до н.э. — V в. н.э.
Древняя Греция, Древний Рим
Тема 3.1. Особенности и этапы античной философии
Особенности античной философии:
1. Постепенный отказ от мифологического понимания мира и стремление к его рациональному обоснованию в связи с жизнью в полисах.
*Полис — демократический город-государство с открытым обсуждением общественных проблем и публичными ораторскими состязаниями.
*Политика — деятельность, направленная на захват и удержание власти.
*Монархия — власть одного правителя, передаваемая по наследству и ничем не ограниченная.
*Демократия — власть большинства равноправных граждан.
*Аристократия — власть знати.
*Плутократия — власть богатых.
*Охлократия — власть черни.
*Олигархия — власть корыстолюбцев.
*Клептократия — власть мошенников.
*Бюрократия — власть чиновников.
*Геронтократия — власть старейших.
*Критархия — власть судов.
*Меритократия — власть талантливых людей.
*Технократия — власть учёных.
2. Поиск в природе («фюзисе») безличного первоначала бытия, что приводит к возникновению метафизики.
*Архе — первоначало бытия.
*Метафизика — учение о первоначалах бытия.
*Пантеизм — обожествление природы.
*Панпсихизм — одушевление природы.
*Гилозоизм — одушевление природы как стирание границ между материей и духом.
*Антропоморфизм — очеловечивание природы.
3. Стремление осмыслить космос (бытие) в целом.
*Космос — мировой порядок, противопоставляющийся хаосу.
*Космоцентризм — понимание космоса как центральной проблемы философии.
*Космология — учение об устройстве мира.
*Космогония — учение о происхождении мира.
*Космогенез — процесс образования мира.
4. Понимание соотношения человека и космоса как микрокосма и макрокосма.
*Микрокосм — человек как малая Вселенная.
*Макрокосм — внешняя по отношению к человеку Вселенная.
5. Единство философии с зачатками других знаний.
Этапы античной философии:
1. предфилософский (IX — VII вв. до н.э.) — мифологические размышления о происхождении и устройстве космоса, о роли богов в сотворении мира и в жизни людей.
2. натурфилософский (досократический) (VII — V вв. до н.э.) — поиск природного первоначала, исходя из которого объясняется происхождение и устройство космоса.
3. классический (сократический) (V — IV вв. до н.э.) — перенос внимания с природы на человека, общество и государство.
4. эллинистическо-римский (IV в. до н.э. — V в. н.э.) — крушение полисов, обострение этической проблематики, развитие естественных и юридических наук, формирование христианской философии.
Тема 3.2. Предфилософский этап
Гомер (VIII в. до н.э.; «Одиссея», «Илиада»). Космос — единая живая сфера, имеющая границы.
Два первоначала космоса:
1. Океан — предок всех богов, источник всего сущего;
2. Судьба — живое божественное существо, неотвратимая высшая сила.
Три части космоса:
1. Небо — область света, где живут боги;
2. Подземелье — область тьмы, где живут изгнанные титаны;
3. Земля — круглая плоскость на воде, сочетающая элементы небесного и подземного.
Боги — не творцы мироздания, а лишь сверхъестественные двойники естественных явлений. Интересы бессмертных богов конфликтуют с интересами смертных людей. Жизнь людей зависит от произвола безнравственных и неразумных богов. Но боги, как и люди, подчиняются безличной Судьбе. Герои — смертные полубоги, желающие достичь духовного бессмертия через величие дел. Герои противостоят Судьбе и испытывают противоречие между свободой и необходимостью. Свобода проявляется в сознании своего назначения.
Гесиод (VII в. до н.э.; «Труды и дни», «Теогония»). Сотворение мира есть катастрофа, раскол единой идеи на осколки частностей. Мир неуклонно деградирует из-за нравственного падения людей.
Пять поколений людей:
1. золотое — люди вели блаженную жизнь, чуждую горя, забот, труда и старости;
2. серебряное — люди вели безрассудную жизнь, полную распрей и оскорблений;
3. медное — люди погрязли в войнах и насилии, считая их потехой;
4. героическое — люди вели благородную жизнь, уничтоженную войной;
5. железное — современные люди, обречённые на несчастья из-за отсутствия любви и совести.
Два способа исправления людей:
1. справедливость — следование закону и правде; беспристрастный суд; отсутствие насилия;
2. труд — любовь и рвение в делах; стремление к надёжному достатку; бережливость.
Тема 3.3. Натурфилософский (досократический) этап
Фалес (625 — 547 до н.э.; «О началах», «О солнцестоянии», «О равнодействии»). Первоначалом и основой бытия является разумная и божественная вода, порождающая вещи путём сгущения и разрежения. Мир полон богов и душ, которые движут все вещи.
N.B. Фалес также был математиком, астрономом, физиком, инженером и политическим деятелем.
N.B. Фалес — автор изречения «Познай самого себя».
N.B. Фалес предсказал полное солнечное затмение; ввёл календарь из 365 дней.
Анаксимандр (611 — 546 до н.э.; «О природе», «Карта земли»). Первоначалом и основой бытия является неподвижное, неопределённое и беспредельное первовещество апейрон, из которого исходят постоянно движущиеся противоположности. Комбинации этих противоположностей порождают четыре основные стихии, из которых состоят все вещи.
N.B. Анаксимандр также был астрономом и математиком.
N.B. Анаксимандр изобрёл солнечные часы, глобус и составил географическую карту.
Анаксимен (588 — 524 до н.э.; «О природе»). Первоначалом и основой бытия является вечно движущийся, неопределённый и безграничный воздух, из которого всё возникает и к которому всё возвращается. Разрежение воздуха образует огонь и эфир, а его сгущение — ветер, облака, воду, землю и камни. Не боги создали воздух, а сами из него возникли.
N.B. Анаксимен также был физиком, астрономом и метеорологом.
N.B. Анаксимен — автор изречения «Чем больше мы узнаём, тем меньше мы узнаём».
N.B. Анаксимен уточнил расположение небесных тел.
Гераклит (544 — 480 до н.э.; «О природе»). Первоначалом и основой бытия является вечно живой и разумный огонь, порождающий вещи путём разрежения и сгущения. Огонь — символ постоянного развития мира («Всё течёт, всё изменяется», «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»). Источником изменений мира является единство и борьба противоположностей.
*Диалектика — учение о всеобщем развитии и постоянной изменчивости, источником которых является противоречие.
Мир управляется вечным Логосом, который не зависит от человеческого сознания и представляет собой всеобщий закон мироздания. Чувства не могут познать истину («Природа любит скрываться»). Познать истину — значит познать Логос и жить в соответствии с ним («Многознание уму не научает»). Лучшая форма правления — аристократия.
N.B. Гераклит обладал прозвищами «Тёмный» из-за непонятных высказываний и «Плачущий» из-за сокрушения из-за несовершенства человека.
Ксенофан (565 — 470 до н.э.; «Сатиры»). Первоначалом и основой бытия является земля, из которой всё возникает и в которую всё возвращается. Вода — соучастница земли в порождении жизни. Бытие вечно, неизменно и неподвижно. Изменения сводятся лишь к возникновению и гибели мира. Чувства не могут познать истину и ведут к мнениям и кажимости изменчивости и множественности мира. Разум надёжнее чувств, но тоже иногда обманывает человека. Истиной обладает только всевидящий, всеслышащий и всемыслящий Бог, единый с безграничным космосом. Но не боги творят людей, а люди творят богов по своему образу и подобию.
Парменид (540 — 570 до н.э.; «О природе»).
Четыре тезиса о природе бытия:
1. бытие есть, небытия нет: существует только то, что можно помыслить; небытие нельзя помыслить, поэтому его не существует; как только человек начинает мыслить небытие, оно автоматически становится бытием («Одно и то же — мысль о предмете и предмет мысли»).
2. бытие неделимо, т.к. разделить бытие на части может только небытие, а небытия нет.
3. бытие неподвижно, т.к. всякое изменение предполагает появление чего-то из небытия и исчезновение чего-то в небытие, а небытия нет.
4. бытие едино, т.к. в нём нет множества отдельных частей.
В мире нет пустоты (небытия), т.е. ничем не заполненного пространства, отделённого от вещества. Всё существует везде, и поэтому не движется. Переместить вещь — значит переместить её на место другой вещи, что невозможно, т.к. другая вещь там уже находится. Чувства не могут познать истину и ведут к мнениям и кажимости изменчивости и множественности мира. Познать истину, т.е. неделимое, неподвижное и единое бытие может только разум.
N.B. Парменид также был астрономом.
N.B. Парменид ввёл понятие «бытие».
N.B. Парменид первым обнаружил шарообразность Земли и установил, что вечером заходит и утром восходит одна и та же звезда — Солнце.
Зенон Элейский (490 — 430 до н.э.; «Споры», «Против философов», «О природе»). Бытие неделимо, неподвижно и едино. Все вещи состоят из взаимоперемен тёплого, холодного, сухого и влажного. Чувства не могут познать истину и ведут к неразрешимым противоречиям. Познать истину может только разум.
*Апория — парадокс, направленный на доказательство единства и неподвижности бытия.
Три основных апории:
1. «Дихотомия»: чтобы пройти любое расстояние, сначала нужно пройти его половину, а до этого — половину этой половины и так до бесконечности.
*Дихотомия — деление пополам.
2. «Ахиллес и черепаха»: быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху, если она вышла в путь раньше него, поскольку, когда он преодолеет разделяющее их расстояние, черепаха проползет ещё немного вперёд, и так до бесконечности.
3. «Стрела»: летящая стрела покоится, т.к. в каждый момент времени занимает место, равное её величине.
Лучшая форма правления — аристократия.
Пифагор (580 — 500 до н.э.). Первоначалом, основой и сущностью всех вещей является число. Пропорции между числами создают мировую гармонию.
Четыре основных числовых первоначала мира:
1. единица — активное мужское начало; источник равенства, единства и постоянства вещей;
2. двоица — пассивное женское начало; источник противоположности и изменения вещей;
3. троица — число, образованное из цельности единого и множественного;
4. четверица — число, образованное из удвоения двоицы.
Религия и мораль — основы общественного порядка. Лучшая форма правления — аристократия. Жизнь человека зависит от богов. Душа бессмертна и способна к переселению и перевоплощению.
*Метемпсихоз — переселение души из одного тела в другое.
*Реинкарнация — перевоплощение души в новом теле.
N.B. Пифагор первым употребил понятие «философия».
N.B. Пифагор создал теорему, впоследствии названной теоремой Пифагора, согласно которой в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Эмпедокл (490 — 424 до н.э.; «Очищение», «О природе»). Первоначалом и основой бытия являются четыре пассивные и смертные стихии — вода, воздух, огонь и земля. Мир развивается благодаря бесконечной борьбе двух активных и вечных сил — Любви как источника единства духовного и умопостигаемого космоса и Ненависти как источника множественности материального и чувственно воспринимаемого космоса.
Четыре стадии развития мира:
1. бытие любви, небытие ненависти — равномерное единство стихий;
2. постепенное проникновение ненависти — возникновение отдельных стихий;
3. бытие ненависти, небытие любви — окончательное разделение стихий;
4. возврат бытия любви — равномерное единство стихий.
Любовь — причина единства и добра, а ненависть — причина множественности и зла («Любовь всё соединяет, вражда всё разъединяет»). Человек и мир состоят из одних и тех же стихий («Подобное познаётся подобным»). Чувства могут познать истину, т.к. чувствовать и мыслить — одно и то же. Лучшая форма правления — рабовладельческая демократия.
Анаксагор (500 — 428 до н.э.; «О природе»). Первоначалом и основой бытия являются вечные, неизменные, материальные, делимые и пассивные гомеомерии — бесконечные мельчайшие частицы, каждая из которых обладает определённым качеством — формой, цветом и вкусом. Любая вещь состоит из гомеомерий всех качеств («Всё есть во всём») и определяется характеристикой преобладающих гомеомерий. Вещи изменяются путём замены одних гомеомерий на другие. Каждая гомеомерия заключает в себе весь мир и бесконечность. Мир развивается благодаря активному духовному началу — Нусу (Мировому уму), который упорядочивает гомеомерии. Чувства не способны познать истину, но служат основой разума, способного познать истину («Всё познается противоположным себе»).
Демокрит (460 — 370 до н.э). Первоначалом и основой бытия являются вечные, неизменные материальные, неделимые и активные атомы — бесконечные мельчайшие частицы, каждая из которых обладает определённым качеством — формой, величиной и положением. Любая вещь состоит из атомов и определяется характеристикой и сочетанием атомов. Вещи возникают и погибают из-за соединения и разъединения атомов. Пустота (небытие) существует и является причиной движения атомов. Мир развивается благодаря движению атомов и подчиняется строгой необходимости, поэтому случайности и Бога не существует. Случайность есть способ оправдания невежества, а вера в богов объясняется страхом перед необъяснимыми силами природы. Душа состоит из сочетания атомов и погибает вместе с телом. Чувства не способны познать истину, но служат основой разума, способного познать истину («Подобное познаётся подобным»). Лучшая форма правления — рабовладельческая демократия. Общество есть совокупность индивидов. Частная собственность, нажитая честным путём, возможна.
Два вида качеств атомов:
1. первичные — объективные качества атомов (форма, величина, положение);
2. вторичные — субъективные восприятия первичных качеств (цвет, запах, тепло).
Тема 3.4. Классический (сократический) этап
Софистика (V — IV вв. до н.э.; «Двоякие речи»).
*Софистика — учение платных учителей ораторского искусства, основанное на софизмах.
*Софизм — логически неправильное рассуждение, выдаваемое за правильное.
Мир непознаваем. У каждого человека своя истина, поэтому объективной истины не существует. Боги — человеческая выдумка, поэтому не существует объективного критерия добра и зла. Нет смысла достигать недостижимой истины, но есть смысл убеждать оппонента в истинности своих высказываний, даже если они заведомо ложны, путём софизмов.
Два основных софизма:
1. «Полупустое и полуполное»: полупустое — то же, что и полуполное; если равны половины, значит, равны и целые; следовательно, пустое — то же, что и полное;
2. «Лекарство»: лекарство есть добро; чем больше добра, тем лучше; следовательно, лекарство нужно принимать в больших дозах.
Протагор (480 — 411 до н.э.; «Истина»). Любые знания относительны («Человек есть мера всех вещей: существующих — в том, что они существуют, и несуществующих — в том, что они не существуют»).
Горгий (483 — 427 до н.э.; «О природе»). Ничего не существует. Если что-то и существует, то это нельзя познать. Если это и можно познать, то это нельзя объяснить другому.
Сократ (470 — 399 до н.э.). Нужно познавать не природу, а человека («Познай самого себя»). Познавая самого себя, человек познаёт истину, т.е. сущность добродетели, которая является условием моральной жизни, ведущей к счастью. Условием истинного познания является божественный внутренний голос совести — Даймон, вселяющийся в душу одарённого человека.
Три основных добродетели:
1. мужество — знание того, как преодолеть страх;
2. умеренность — знание того, как укротить страсти;
3. справедливость — знание того, как соблюдать божественные и человеческие законы.
Мир сотворён всемогущим и вездесущим божеством. Добродетель и моральные законы вечны и неизменны. Цель философии — рациональное обоснование нравственности. Лучшая форма правления — аристократия. Воспитывать людей нужно не через систематическое изложение знаний, а посредством ведения дискуссий и бесед, т.е. посредством диалектики.
Четыре элемента диалектического метода:
1. ирония — разоблачение самоуверенности собеседника в многознании путём обнаружения противоречий в его суждениях при помощи правильно заданных наводящих вопросов («Я знаю только то, что ничего не знаю, но многие не знают и этого»).
2. майевтика — восхождение от простого мнения к истине как к основе нравственной жизни;
3. индукция — достижение общего определения нравственности путём рассмотрения частных случаев человеческого поведения;
4. дефиниция — понятийная фиксация результатов индукции, которые нужно подвергнуть новой иронии.
Две основные сократические школы:
1. киники (Антисфен, Диоген) — высшим благом является только добродетель, поэтому нужно вести аскетический образ жизни);
2. киренаики (Аристипп) — высшим благом является только удовольствие, поэтому нужно вести гедонистический образ жизни.
Платон (427 — 347 до н.э.; «Апология Сократа», «Государство», «Пир», «Софист», «Законы»).
Две сферы бытия:
1. мир идей — совершенный, вечный, неподвижный и умопостигаемый мир;
2. мир вещей — несовершенный, преходящий, изменчивый и чувственно воспринимаемый мир.
Идеи являются прообразами вещей, а вещи — подобием идей. В отличие от вещей, идеи обладают истинным бытием, т.к. конкретная вещь погибает, а идея продолжает существовать, воплощаясь в другие вещи. Идеи существуют самостоятельно и не зависят человеческого сознания. Идеи являются сущностью вещей и их целью.
Два вида познания:
1. чувственное — познание иллюзорного мира материальных вещей;
2. рациональное — познание истинного мира совершенных идей.
Источником истинного знания является припоминание бессмертной души о мире идей, которые она созерцала до вселения в смертное тело. Человеку доступны лишь тени вечных идей. В мире идей существуют только благие идеи, служащие единой идее блага, которая направляет все идеи к единой благой цели.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. История учений в конспективном изложении предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других