Несовершенный мир

Илья Киреев, 2023

Карьерист Марвин обладает всеми необходимыми навыками и жизненными принципами, чтобы быть успешным в сегодняшнем обществе. И именно он однажды встречает незнакомца, который утверждает, что пришел из параллельного мира. Из мира, где люди выбрали иной путь формирования человеческих ценностей. Эта встреча ставит перед главным героем много вопросов. Но так ли трудны на них ответы?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Несовершенный мир предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3

Казалось бы, кто захочет общаться с таким человеком, как Марвин? Однако он пользовался успехом у коллег и в глазах многих имел действительно хорошую репутацию. Этому было объяснение. С большей частью сотрудников он не пересекался по работе, и поэтому их мнение о нем складывалось только из того, что Марвин сам говорил о себе. Он старался показать себя профессионалом и жизнерадостным человеком, и это у него получалось. Другая часть коллег были людьми того же типа, что и он. С теми же ценностями и принципами. Некоторые из них были рядовыми сотрудниками, но большинство занимало разные руководящие должности. Поэтому ему или им всегда было легко найти с кем поговорить, кому рассказать о своих успехах, которые часто ограничивались прохождением десятиминутных курсов, посещением какого-то заведения, спортивного зала раз в месяц, пересказом чьей-то интересной истории как своей собственной и тому подобным. Главное для Марвина с такими людьми, как и он, было при разговоре сразу взять инициативу в свои руки и не задавать вопросов, иначе можно было оказаться в роли слушателя. Потом эти же самые разговоры с теми же самыми людьми повторялись в социальных сетях, сопровождаемые пальцами вверх и однотипными фразами вроде «Congrats!» или «Thrilled!».

Подобного рода люди, может, и не были лучшими сотрудниками, зато им отлично удавалось создавать видимость бурной деятельности, собственной значимости и высочайшей квалификации.

И таких людей становилось все больше и больше в компаниях. Продуктивные сотрудники, назовем их так, будь то каменщики, аналитики или управленцы с действительно лидерскими качествами, фокусируются на своих обязанностях и на качестве их исполнения, думают, как в целом улучшить саму компанию, ее деятельность и продукт или сервис для потребителя. Люди же, подобные Марвину, они как паразиты: только попадают в компанию и сразу фокусируются на том, как выжить продуктивных сотрудников из фирмы. Если они на ступеньке специалистов, то есть когда у них еще не так много влияния, они тратят свое рабочее время на то, чтобы завести как можно больше друзей, особенно среди тех, с кем не сталкиваются по рабочим вопросам. Собственно, это тоже одна из их целей — иметь как можно меньше коллег своего профиля, ведь в этом случае риск быть уличенным в непрофессионализме и болтовне минимален. Помимо этого, они активно набирают друзей в соцсетях, особенно в линкедин, и делают из одной мухи легион слонов, чтобы и в интернете, и в компании сложилось впечатление, что это общительные, дружелюбные и, что оказывается в конце концов неправдой, высококвалифицированные сотрудники, которые хоть что-то понимают в том, в чем считают себя экспертами.

Как же так получается, что они выживают тех, кто приносит реальную пользу? Как уже говорилось, продуктивные сотрудники заняты делом и у них нет времени налаживать связи для дружбы. Все их разговоры, встречи сводятся к рабочим вопросам, потому что именно за их решение им платят. Но такая работа грозит стрессом, в отличие от посиделок за пинтой любимого пива, а это сильно раздражает паразитов.

Когда компетентные сотрудники начинают жаловаться начальству на людей типа Марвина, руководство не верит: «Такой общительный, он везде виден, все его знают, со всеми в хороших отношениях», что неудивительно, ведь пускать пыль в глаза — это и есть то, в чем они профессионалы. В итоге продуктивный сотрудник, нацеленный на результат, увольняется сам.

И здесь приходит время второго этапа, который может настать и при других обстоятельствах. Когда, например, люди увольняются по другим причинам или просто расширяется штат. Тогда люди типа Марвина делают все, чтобы наняли таких же, как они, чтобы выглядеть на их фоне если не умнее, то точно не глупее, как это могло случиться до этого. Может ли произойти по-другому и хороший работник снова каким-то образом проскользнет на отборе? Конечно, и тогда все повторяется. Но как правило, паразиты рекомендует на вакансии своих друзей, которые будут им удобны и подобны.

Теперь представьте, что такой человек занимает уровень руководителя, директора, топ-менеджера. С повышением у него действительно прибавляется работы. Теперь, помимо активного поиска друзей и общения, ему приходится, хотя и намного проще, чем на уровне ниже, активно выдавливать и подчищать неугодных продуктивных коллег нехитрыми способами типа микроменеджмента, харассмента, оскорблений, обсуждения в невыгодном свете за спиной и так далее, в зависимости от испорченности человека. Чтобы набрать как можно больше своих сородичей.

Жалующимся продуктивным сотрудникам в этом случае, естественно, никто верить не будет. Особенно если это новичок, который критикует менеджера. Рано или поздно люди не выдерживают и, попав в ситуацию, схожую с положением Эмилии, просто покидают компанию. А паразиты делают все, чтобы причиной ухода были сами люди, в то время как они по-прежнему считались лучшими из лучших.

Почему же компании, полные паразитов, не разоряются?

В целом в каждой компании много таких людей. И если убрать половину персонала, это не значит, что эффективность бизнеса упадет на 50 %. Грубо говоря, если, при прочих равных в долгосрочной перспективе, упадет только на 25 %, поздравляем — вы убрали 25 % не нужных вам людей.

Но что, если паразитов становится все больше и больше и они просачиваются уже на высшие руководящие должности и мешают владельцу принимать верные решения? В этом случае, как ни странно, компания может нормально функционировать, приносить прибыль и не разоряться, но, скорее всего, не будет никакого развития и инвестиции будут тратиться впустую. Люди постоянно будут уходить, а найти новых станет все сложнее. Со стороны менеджеров-паразитов будут постоянные оправдания, что рынок тяжелый, и прочие бла-бла-бла, лишь подтверждающие, что они не справляются с ситуацией, ведь увеличивать продажи и достигать поставленных целей на растущем рынке может любой идиот, а попробуйте сделать это во время рецессии.

Иначе говоря, процессы и идеи, заложенные продуктивными людьми в первые годы жизни компании, особенно если это производство, а не сфера услуг, обеспечивают нормальное функционирование компании, то есть увеличение продаж при росте экономики в долгосрочной перспективе, даже если паразитов очень много. В конце концов, паразиты не стремятся разорить компанию. Они просто ничего не делают, получая зарплату. Это как вялотекущая болезнь, которая излечима, но, если ничего не делать, рано или поздно убьет носителя заболевания.

В любом случае владельцы продолжают инвестировать в проекты, которые, как паразиты обещают, наконец-то все исправят. Что в итоге заканчивается очередным витком пускания пыли в глаза: мол, все прошло по плану, все счастливы — и уходом продуктивных сотрудников, которым заткнули рты.

Как долго будет дрейфовать компания таким образом, пытаясь снова и снова инвестировать в обещающие улучшения проекты от менеджеров-паразитов, которым эти улучшения, собственно, и не нужны? Возможно, рано или поздно компания обанкротится. Все зависит от ситуации. Когда обстоятельства становятся совсем уже напряженными, владельцы могут и продать свой бизнес, если не в состоянии понять, кто паразит, а кто нет. К сожалению, в некоторых случаях это потребовало бы уволить 80 % сотрудников. Оставшиеся 20 % относились бы сугубо к офисному пролетарию, которым нужен только заработок, и они готовы закрыть глаза на любой творящийся вокруг них абсурд.

Из вышесказанного может сложиться впечатление, что эти люди специально ничего не делают, вредят компании и кого-то там выживают. Это, конечно, не так. Люди сами не замечают, когда они из продуктивных сотрудников превращаются в паразитов.

Почему это происходит? С течением прогресса, появлением более продвинутой техники и автоматизации технологических процессов люди, занимающиеся ручным трудом, стали менее востребованы. Зато появились многие другие специальности, которые преимущественно нашли свое место в офисах. Проблема в том, что количество реально необходимых офисных служащих в разы меньше того количества людей, которые потеряли работу из-за прогресса.

Чтобы избежать значительного роста безработицы, которая бы привела к нищете и волнению в обществе, компании продолжали создавать рабочие места и уже с трудом придумывали, чем же занять людей. В результате не только появилось великое множество мест, где люди не знают, чем занимаются, но и сформировалась привычка не нести ответственности за то, что делаешь. Ведь если человек не производит никакой ценности или продукта и его место было искусственно создано только для увеличения количества подчиненных менеджеру-паразиту голов, то как можно оценить, насколько хорошо он выполняет свои обязанности?

Все это через десятки лет привело к тому, что появилась тенденция избегать ответственности. Зачем за те же, а то и меньшие деньги рисковать своей репутацией, усердно трудиться, если можно ничего не делать? Но если ничего не делаешь, тогда зачем ты компании? Именно поэтому, попадая на такие должности, люди, а в некоторых случаях это могут быть и не знающие, что их ожидает, продуктивные сотрудники, не хотят потерять должность и превращаются в паразитов, которые тратят все силы на то, чтобы рассказать, что они делают, вместо направления этих же усилий на создание продукта или ценности. К сожалению, пословица «дело человека красит» не про них. Такое положение вещей на руку менеджерам-паразитам, потому что их интересует количество человек в их штате, а не то, чтобы кто-то из его подчиненных выделялся, работая продуктивно, и тем самым бросал тень на коллег или, еще хуже, на самого менеджера. Это является причиной известного на сегодняшний день кризиса управленцев как в компаниях, так и в государственных учреждениях. Подобные люди не умеют и не хотят брать ответственность и занимают свои должности только из-за раздутых окладов и бонусов, что, в свою очередь, постоянно создает кризисы то в компаниях, то в государствах.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Несовершенный мир предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я