Всё разнообразие неврозов и психологических проблем можно свести к одной формуле – это сильные неприятные чувства, которые человек не в силах изменить. Тревога, паника, уныние, раздражение, ревность, отчаяние, презрение, вина – основные неприятные чувства, из-за которых человек начинает искать специалиста (психолога или психотерапевта), так как не в состоянии справиться с ними самостоятельно. Метод раскрывает разницу между эмоциями и психологическими чувствами. Например, почему мы говорим, что кто-то задел или оскорбил наши чувства и принимаем законы о защите чувств, но мы никогда не слышим или говорим, что кто-то задел или оскорбил наши эмоции?«ПСИХОАЛГОРИТМ 2.0» – это алгоритм для самостоятельной работы со своими сильными неприятными чувствами, который позволяет осознать и проработать истинную причину этих чувств. Администрация сайта "Литрес" не несет ответственности за представленную информацию. Могут иметься медицинские противопоказания, необходима консультация специалиста.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как улучшить свое самочувствие за две недели. Психотерапевтический практикум. Психоалгоритм 2.0 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 10. Эмоции и эмоциональный интеллект
Если с ощущениями, механизмом их возникновения и субъективным их переживанием еще более-менее понятно, то в отношении эмоций, а тем более чувств мы продолжаем находиться в каменном веке, ибо на вопрос, что такое психологические чувства и чем они отличаются от эмоций, современная наука пока ответить не может.
Психология как наука существует вот уже более 100 лет, космические корабли бороздят просторы Вселенной, а что такое эмоции или чувства — мы до сих пор не можем определить. Формулировки, что эмоции есть какие-то процессы/реакции, помогающие деятельности/адаптации организма, несерьезны, так как абсолютно не раскрывают суть эмоций. Большинство определений крутится вокруг положения, что «эмоции и чувства — это психический процесс, а психический процесс — это в том числе эмоции и чувства». На этом круг замыкается, и получается, что вода — это что-то мокрое, а мокрое — это в том числе вода… и переливать эту воду из пустого в порожнее можно до бесконечности.
Если ощущения возникают благодаря тому, что нервные импульсы поступают в наш мозг по нервным волокнам, то благодаря какому механизму возникают эмоции и чувства?
Может, есть какие-то эмоциональные рецепторы или некий эмоциональный орган в нашем организме? Безусловно, искали… Искали сначала в груди, так как человек, говорящий про свои эмоции и чувства, обычно показывает рукой себе на грудь или область солнечного сплетения, а вовсе не на голову, где мозг и сознание. Искали в сердце и тимусе, в диафрагме и легких. Но при пересадке этих органов эмоции и чувства особо не меняются — какие преимущественно эмоции и чувства человек испытывал ранее, такие он и продолжал испытывать.
Однако уже давно было замечено, что качество эмоций и чувств меняется после травм головного мозга, особенно при повреждении лимбической системы. С развитием нейрохирургии нашли в мозге центры удовольствий и агрессии, при стимуляции которых у животных и людей наблюдались приятные и неприятные ощущения и эмоции.
Общеизвестно, что прием алкоголя и наркотиков оказывает влияние на эмоции и чувства. Также развилась целая индустрия психофармакологии, которая влияет на эмоционально-чувственную сферу человека. В середине прошлого века был сделан вывод, что к нашим эмоциям мозг имеет непосредственное отношение. Это совсем неудивительно, учитывая посредничество нашего мозга между окружающим миром и нашим сознанием. Но какое именно отношение к эмоциям имеет сознание? И вообще, эмоции — это хорошо или плохо?
Эмоция происходит от латинского emoveo, что в переводе означает «потрясаю, волную». А волноваться вроде вредно для здоровья… Тут мнения разных специалистов разделяются. Получается парадоксальная ситуация — есть психология и психологи, есть психотерапия и психотерапевты, а понимания сути главного психического процесса, на который нацелены вышеперечисленные профессии, нет. Были даже выявлены определенные закономерности в возникновении/затухании эмоций, выведены формулы этих закономерностей (П. В. Симонова, К. В. Анохина). Однако что такое эмоции и чем они отличается от чувств?
Наконец в конце прошлого тысячелетия появился «эмоциональный интеллект» (Goleman, Mayer, Salovey, Caruso), который призывает людей понимать и управлять своими и чужими эмоциями.
Начиная говорить про эмоциональный интеллект, хочу сразу отметить PR-составляющую самого названия метода. Вообще, когда мы используем в словосочетании два противоположных по своей сути понятия, то уже получается некое вызывающее название, получается эдакий «горячий снег» —
с одной стороны, горячие и необузданные эмоции, а с другой стороны, холодный и рассудочный интеллект. Контрастно, вызывающе и естественно, что такое название будет обречено на самое широкое распространение.
Для тех, кто не погружался в теорию данного метода, название «эмоциональный интеллект» воспринимается именно как технология обуздания своих эмоций, эдакий курс по управлению гневом или курс по управлению своими страхами, паническими атакам и т. д. Тогда как на самом деле эмоциональный интеллект развился из так называемого социального интеллекта, и правильнее было бы говорить «социальный», а не «эмоциональный» интеллект, так как изначально именно социальный интеллект направлен на распознавание душевных состояний у себя и у других людей для последующего получения от этого распознавания какой-либо социальной выгоды.
Безусловно, название «эмоциональный интеллект» звучит более вызывающе и интригующе, но его суть заключается в развитии социального интеллекта. Интеллект — intelligence (англ.) — в том числе означает разведку, исследование, распознавание, т. е. попытку понять, что происходит. Приблизительно как на войне — разведать, какие там планы у противника, чтобы нанести удар первым или вовремя отступить. Это умение человека определить, какие именно чувства и мотивации испытывают другие люди для более эффективного взаимодействия с ними. Социальный интеллект, который появился раньше эмоционального, полностью отвечал этим задачам. Например, искусство лести — как именно нужно сделать эмоционально приятно своему начальнику, чтобы получить повышение по службе или прибавку к зарплате? Конечно, если бы вместо «эмоционального интеллекта» предлагаемый метод назвали бы «Как стать и быть Чичиковым», то вряд ли бы он получил столь широкое распространение.
По своей же сути название «эмоциональный интеллект» — это то, чего на самом деле не существует, как не существует того же «горячего снега». Начнем с первого слова этого словосочетания — «эмоциональный». Первый простой вопрос: что же такое эмоции? Простой в кавычках, разумеется…
Чем эмоция страха отличается от чувства страха? Чем эмоция отвращения отличается от чувства отвращения? Ничем? Это синонимы? Почему тогда появился эмоциональный интеллект, а не чувственный интеллект? Почему мы говорим, что кто-то задел или оскорбил наши чувства, но никогда не слышим, что кто-то задел или оскорбил чьи-то эмоции? Мы ведь никогда не говорим, что кто-то задел или оскорбил наши эмоции, но при этом принимаем законы о защите чувств верующих. Если есть эмоциональный интеллект, то почему бы нам не принять закон об охране эмоций верующих?.. Звучит несколько абсурдно, не так ли?
Гордость, любовь, вдохновение, зависть, тоска, скука, тревога — это эмоции или чувства? Разве мы говорим «эмоция власти», «эмоция могущества», «эмоция любви» или «эмоция энтузиазма»? Если же это чувства, а не эмоции, то что тогда изучает эмоциональный интеллект?
Вообще, я считаю, что нам, как представителям вида Homo sapiens, желательно развивать не эмоциональный интеллект, а просто интеллект, и, вместо того чтобы еще больше запутывать и без того столетиями запутанное, постараться определить термины и начать их верно использовать.
Например, мы по привычке говорим про органы чувств — органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Хотя наука давно доказала, что это рецепторные органы ощущений, а орган чувств (он же орган сознания) только один — головной мозг. Это очевидный факт, игнорируемый многими исследователями психики и сознания по сей день. Как мы уже разбирали в предыдущей главе, эта путаница обязана глаголу «чувствовать», причем это проблема не только русского языка. Мы чувствуем (to feel) помимо психологических чувств еще и то, что ощущаем (to sense) или воспринимаем (to perceive). Именно поэтому при неврозе ощущения, эмоции и чувства клиента смешиваются в одну проблему и сознанию становится достаточно сложно разобраться в этой мешанине, установить в ней причину и следствие.
Сильные чувства всегда сопровождаются физиологическими проявлениями, такими как плач, сердцебиение, одышка, покраснение-побледнение, ощущения жара/холода, головокружение, резкая слабость, ватные ноги, мышечное напряжение, спазмы, потение или сухость кожи и слизистых и т. д. и т. п. Эти физиологические проявления вызывают у нас соответствующие ощущения, и в результате многие пациенты обращают внимание больше на эти ощущения, чем на чувства, их вызывающие. Например, человек с паническими атаками на приеме жалуется на то, что он периодически задыхается. До этого приема он уже прошел всех специалистов и клинические обследования, включая компьютерную томографию легких. Везде ему сказали, что его легкие в полном порядке — идите к психотерапевту. На приеме у психотерапевта этот человек говорит: «Доктор, я заболел какой-то неизвестной болезнью, я периодически задыхаюсь, и никто не знает, что это такое…» Сам факт того, что он начал задыхаться на фоне сильнейшей тревоги быть уволенным с работы и что именно эта тревога вызвала у него проблему с дыханием, остается за кадром его сознания. Его сознание находится во власти эмоции страха — особенно в те моменты, когда ему не хватает воздуха. Далее развивается вторичная тревога приступов удушья, в результате которой эти приступы начинают проявляться чаще и сильнее. Таким образом происходит развитие невроза, при котором мы имеем следующие субъективные переживания пациента: начальное сильное чувство тревоги быть уволенным с работы, ощущение нехватки воздуха, которым проявилось и рефлекторно закрепилось это чувство, эмоцию страха в момент нехватки воздуха и вторичную тревогу повторения приступов удушья. Все это в сознании пациента смешивается в некую неизвестную болезнь, которой он заболел… Смешивается по причине того, что в сознании этого человека нет никакой разницы между чувством, эмоцией и ощущением — все это одинаково его сознанием «чувствуется» и самым иррациональным образом интерпретируется.
Итак, чем эмоция страха отличается от чувства страха или тревоги?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как улучшить свое самочувствие за две недели. Психотерапевтический практикум. Психоалгоритм 2.0 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других