Чеканные узоры

Имран Ахмадович Ирисханов

Опираясь на традиционную жизнь народа, автор устами дедушки Саида рассказывает об обычаях, традициях и нравах, благородных поступках чеченцев. В книгу входят рассказы, хадисы пророка Мухаммеда, предания, сказания, советы, основанные на религиозной, нравственной и правовой культуре народа.

Оглавление

ПРЕДОК ГА И ЕГО ПОТОМСТВО

Дедушка Саид нам рассказывал…

Жил в горах Кавказа мужчина по имени Га. Он был могущественным человеком.

У него было четыре сына: Нохчо, Галга, Мялхе, Акке. От каждого из них образовалось новое племя. Каждое из них носило имя своего предка. Никто не осмеливался сразиться с этими племенами. В то время еще не было огнестрельного оружия. Люди носили кольчуги, а воевали стрелами и копьями. Однажды на них напали могущественные, но дикие иноземцы. Между ними и горцами произошло кровопролитное сражение. Кавказцы одержали победу и отогнали врагов от своих границ.

Враги поняли, что силою им не одолеть эти племена, поэтому решили покорить их коварством. Они задумали нарушить мир и согласие между ними. Враги стали золотом и лестью подкупать одних, а другим раздавать княжеские титулы. Недруги ввели понятие «князь» и «раб». Вскоре те, кто позарился на деньги и титулы стали переходить на сторону врагов.

Нарушив согласие между побратимами, захватчики собрали свои войска и вновь напали на них и легко победили. Оставшиеся в живых аборигены забрались глубоко в горы. Наследники Нохчо, Галга, Акке, Мялхе поселились в горах сопредельно и стали строить крепкие башни. Но враги, постоянно нападая, и там не давали им жить. Им не позволялось пахать и пасти скот.

Тогда лучшие семьи покинули нашу страну и ушли жить к другим народам.

(Сказки, сказания…)

КАК ПОСТРОИЛИ БАШНЮ

В горных теснинах Чечни и сейчас встречаются сложенные народными умельцами башни. Эти каменные монолиты свидетельствуют о зодчестве предков чеченцев. В удобном для жилья, в укрытом от врагов в горном ущелье выбирали место для строительства башни.

Трижды землю поили молоком, трижды срывали грунт.

И только когда земля отказывалась пить, клали первые камни.

Восемь огромных глыб, образующих углы боув.

И был каждый камень ценою равен быку, а весом — восьми быкам.

Их привезли с вершины горы, взявши из — под глубокого льда…

Каждый камень везли двенадцать быков, ломая копыта от напряжения.

Каждый камень тесали двенадцать дней четыре камнетеса.

И стальные тесла крошились у них, будто сделанные из липы…

Двенадцать тесел каждый камнетес сломал о ребра камней.

И камни стали ровны, как стекло, и приняли нужный вид!..

Тогда четыре, как горы, седых старика осмотрели и ощупали их.

И каждый сказал:-Теперь хороши, ни порока, ни трещины нет!..

И каждый сказал:-Боув будет крепка, как наши горы крепки,

И будет стоять во веки веков, как мир во веки веков стоит!..

И каждый сказал: — Мы землю здесь поили густым молоком,

И камни эти, чтоб были крепки, напоим горячей кровью, —

Пусть свяжет кровь четыре угла, как род наш кровью связан,

И этой связи не сокрушат ни смерть, ни вечное время!

(Илли, героико-эпические песни чеченцев и ингушей)

ТОСТЫ. ЗДРАВИЦЫ

На всех торжествах дедушка Сайд был тамадой. На свадьбах, при встречах друзей и гостей чеченцы произносили тосты и здравицы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чеканные узоры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я