Неужели найдутся безумцы, готовые поехать в Арктику на простых грузовых машинах ГАЗ? У вас есть уникальная возможность с помощью путевых заметок пройти по Арктике путь автоэкспедиции «Северная Земля»! Познакомиться с достопримечательностями Таймыра и мыса Челюскин. Узнать о трудностях, преподносимых Крайним Севером, и оценить возможности советского автопрома. Автор книги Ирина Мороз — режиссер-документалист ряда фильмов о подразделениях специального назначения, вдруг решила поехать не на жаркий Северный Кавказ, а на южный берег… Северного Ледовитого океана. Неожиданно она осознала, что в Арктике намного сложнее, чем в боевой обстановке.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ. Бортовой журнал реальной экспедиции на машинах советского автопрома» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4. Пурга на реке Джангу
Такой красивый был вечер — ясное небо, звезды и северное сияние. Думали, что утром полюбуемся открывшейся панораме, поскольку уехали от низменности и болот, и прём в горы. Утром открыли дверь фургона — и ее порывом ветра впечатало в стену. Видимость колеблется от метра до пяти, не больше. И все-таки решили двигаться. Дороги не видно было вообще, впереди, сменяясь, шел кто-нибудь из штурманов, показывая направление.
Лишь один раз, спустившись в низину, смогли увидеть силуэт следующего холма — то есть видимость была метров 20-30. Поднялись на горку — и опять не стало видно дороги. Прошли километров 8, не больше. Доковыляли до балка трактористов решили зайти-поздороваться. Надо было пройти метра три от машины до двери балка. Я думала, что меня сдует. В балке было очень уютно — у двери приятно потрескивала дровами печка-буржуйка, чуть подальше стоял большой широкий стол, за ним — широкие нары, укрытые чем-то мягким. Хозяев было четверо: вчерашний тракторист Павел, охотник из Норильска — явно каких-то местных северных кровей, молодой мужчина, чем-то смахивающий на кавказца, и пожилой, лысый, сухой поджарый мужчина, открывший нам дверь. Пообщались. Охотника застала пурга, и он прибился к дорожникам — переждать непогоду. А ребята, строящие зимник, рассказали о своей работе. Грустные у них условия работы. Платят мало, рациями агрегаты не оборудуют, салоны машин особой теплотой не отличаются. Один из мужчин как-то порвал колесо на зимнике и стоял двое суток — помощь не шла. Сжег много соляры, чтобы не замёрзнуть. Думал уже, что придется колёса жечь.
Хозяева балка подсказали нам, что ночью ехать гораздо удобнее — в свете фар дорогу видно лучше. Но наши мужчины приняли решение — двигаться дальше. Попытались отъехать и поняли, что пурга усиливается, видимость продолжает падать. Приняли единственно правильное решение — ждать ночи. А если пурга усилится — может, придётся тут задержаться и на подольше.
— Машина пропадает внезапно! Едешь, едешь — перед тобой машина. Порыв ветра — и впереди идущая машина исчезает из виду. Так потеряться ничего не стоит! Начнётся такая пурга — день, два, три пять — сидишь! — рассказывал мне Саня Ёлкин. — Есть места, где снега почти нет: земля, камни. Сильные ветра выдувают весь снег. Есть озёра, где километров в 50 совсем нет снега.
Я периодически перепрыгивала о в одну, то в другую машину, стараясь разнообразить картинку в камере. Но нас постоянно окружало «белое в белом», что делало картинку плоской и не передавало объема. Сугробы снега, и даже многометровые торосы не передавали на картинке своё величие. А в пургу камера становится практически бесполезной.
Вот и сидим. Фургончик мягко покачивается на рессорах от порывов ветра. Мы вскипятили чайник, достали мед и печенье, включили фильм. Ждём.
На часах 0:58. Выспались, почаёвничали, поковырялись опять в моторе Ёлкинского «Егеря» и двинулись в путь. Метель стала чуть потише, видимость — гораздо больше. Но уехать далеко не смогли — опять проблема с машиной Сани.
Возились долго. Навстречу прошли два большегруза. Махнули, задали вопрос:
— Как там дальше?
— Там просто пипец! Тут уже не так метёт, а там ну просто кранты.
Мы решили, что метель, накрывшая нас, была повсеместно, и, наверное, сейчас и там, где они были, тоже уже стало потише. Потом пролетели мимо два вездехода и снегоход. А мы всё ремонтировались: рессоры Димы пока на месте, Но не получается решить проблему с топливной системой у Саши. Почему-то она «завоздушивается».
Подъехали знакомые уже трактористы, лихо спрыгнули с колёс и включились в процесс ковыряния в моторе. Дело пошло веселее, и вскоре мы продолжили путь. Тихо бьёмся по заснеженной колее. В планах идти всю ночь.
Всю ночь убегали от пурги, и нам это удалось!
С утренним солнцем и прекрасными видами из окна машины мы легли спать.
Весь день был солнечным. За бортом минус 35°, настроение отличное! Прошли примерно 200 километров за сегодня. Зимник тут ухоженный, из Норильска на Хатангу маршрут известный. Дорога читается, но из-за пурги мы свою колею пробивали с нуля. Особенно в низинах, которые прилично замело, а на пригорках снега почти нет. Местами шли по льду реки. Там идётся лучше, чем по заснеженному зимнику. На ночь остановились у поселка Волочанка на берегу одноименной реки. Кстати, сегодня для нас очень удивительный и радостный день — не было ни одной поломки с машинами!
Второй день радуемся хорошей погоде и солнышку. Тогда легли на рассвете, а проснулись, когда вовсю светило солнце. Как оказалось, спали-то всего 3 часа. Но как же радовало это солнце! Весь день рвались к цели, прошли около 200 км — боялись упустить хорошую погоду. Рано наступившая ночь порадовала очередным северным сиянием. К вечеру так устали, что повалились спать без ужина.
Утро было хмурым, серым, сыпал мелкий, почти незаметный снежок. Но потом опять распогодилось, засветило низкое, но уже такое яркое солнышко, и мы опять продолжили путь. Добрались до «Волочанка CITY», как вещала голубая табличка. Это поселение возникло еще в XVI веке, как промежуточный на пути оленьего тракта от енисея до зимовья Хатанги.
Весь народ валом рванул в магазин, чтобы поглазеть на наши машины, да и на нас тоже. В посёлке проживает чуть более пятисот человек. В основном — коренных национальностей — долгане и нганасане, занимающиеся промыслом — охотой и рыбалкой. Угостили детишек «сникерсами», потофотографировались, накупили в магазине чая и мороженого, пообщались с местными охотниками.
Оказывается, промышляют тут в основном олениной. В одном олене чистого мяса около сорока килограммов. За год добывают до трёхсот штук. За шкуру волка платят десять тысяч рублей. Местные жители потчевали нас рассказами и чиром, из которого мы делали необыкновенно вкусную строганину. А ещё показали нам шкуру полярного волка.
Сумели подзаправиться там соляркой по 25 руб/литр, набрали воды из проруби, и поехали дальше — благо, почти сразу прошла «встречка» из «Уралов», и мы шли по проторенному ими следу. Двигаться стало проще. Правда, Сане Ёлкину тяжеловато — он гружёный топливом и припасами, а потому сильно проминает снег и периодически подсаживается. Вышли на русло реки Большая Хета. На ночь встали на фактории.
Машины целы, мы довольны — сегодня тоже обошлось без поломок. Рессоры пока держатся в ответ на бережное к ним отношение. Хотя это дается не просто.
По дороге заглянули в попавшееся по пути зимовье. Было интересно посмотреть, чем живут местные жители. Как истинные тимуровцы, напилили дров, и двинулись дальше.
На ночлег остановились в Боярке. Рядом какие-то заброшенные строения. Ксюша, Лёха и Дима пошли туда на разведку. Я решила оставить это на утро — вечером, в темноте, ничего не удастся снять.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ. Бортовой журнал реальной экспедиции на машинах советского автопрома» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других