Особенности личностного самоопределения подростков с делинквентным поведением

Ирина Николаевна Ревякина, 2020

В книге представлены теоретические и практические наработки исследования процесса личностного самоопределения подростков с отклоняющимся поведением. Разработан диагностический и коррекционный инструментарий, направленный на помощь подрастающей личности в ее самоопределении. Книга будет полезна практикующим психологам, социальным работникам, и всем, кто работает с трудными подростками.

Оглавление

  • Вступление
  • Раздел I. Теоретико-методологические аспекты исследования личностного самоопределения подростков с отклоняющимся поведением

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Особенности личностного самоопределения подростков с делинквентным поведением предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел I. Теоретико-методологические аспекты исследования личностного самоопределения подростков с отклоняющимся поведением

1. Научные подходы изучения проблемы самоопределения личности в период взросления

Трансформации, которые происходят во всех сферах жизнедеятельности современного общества, требуют от подрастающей личности быстрого реагирования и конкретных действий. Различные ситуации, в том числе и проблемные, требуют немедленных решений. В таком случае, все большее значение приобретают личностные качества, которые позволяют стать активным участником социальных взаимоотношений. Поэтому одним из условий успешного становления и развития личности в разных возрастных периодах является ее способность к самоопределению.

Феномен самоопределения личности в философском аспекте изучался еще в античные времена Демокритом, взгляды которого основывались на учении о познании окружающего мира, самого себя в нем, выявлении причинно-следственных связей предметов и вещей, из которых вытекают образы, менее совершенные, чем ум человека [34]. Последователь Демокрита, Эпикур, развивал идеи об отражении предметов, существующих в ощущениях, мышлении человека, считая, что органы чувств дают абсолютно точное представление об их свойствах и качествах [39]. Принципом философских размышлений Сократа на природу самоопределения личности было выражение: «Познай самого себя» [150].

Позже, в эпоху Средневековья подчеркивается важность человеческого разума и признание его роли в познании. Выдающийся мыслитель Средневековья Ф. Аквинский утверждал, что самоопределение личности связано с самопознанием, что является необходимым условием понимания сущности мира и развития самосознания. Ученый считал, что процесс обретения человеком самосознания является путем, который ведет к пониманию смысла жизни и определения своей позиции в нем [107].

Целью жизни философии Возрождения является творчество, познание, служение людям и обществу. Во взглядах мыслителей этой эпохи, в частности, Н. Кузанского и Дж. Бруно наблюдается новое видение процесса познания, в котором чувственное восприятие рассматривается как важнейший шаг к видению мироздания. Так, М. Кузанский выделял в познании четыре степени: чувственность, рассудок, разум и интуицию. Дж. Бруно считал, что высшей степенью познания является ощущение, затем разум и дух [68; 16].

В эпоху Нового времени, Р. Декарт утверждал, что основой, фундаментом познания человека являются врожденные идеи, которые присущи ему от рождения. Эти идеи человек должен осознать с помощью ума и на их основе построить систему знаний о мире и самом себе. По данным ученого, способность к рациональному суждению (разумность) является существенной особенностью человека, его исключительным свойством. При этом разум — основа не только познания, но и добросердечного поведения [33].

Представители западной философии акцентировали внимание на том, что человек сначала думает, чувствует, живет, а затем определяет себя в мире, стремится достичь своей цели, творить себя, выбирать смысл жизни. Согласно, Ж.-П. Сартру, сознание и самосознание личности являются предпосылками человеческого самоопределения. Ученый подчеркивал связь между процессами самосознания и самоопределения личности. В процессе самосознания человек ведет самонаблюдения с того момента, какой он был и до момента, каким он станет. При этом человеку присуща способность к модификации и личностному росту [138].

Главная цель философии К. Ясперса — помочь человеку понять, осознать свое место в мире, научиться быть собой, достичь свободы, определить жизненные ориентиры. Стать свободным, по мнению ученого, означает преодолеть кризисы, прийти к познанию себя, увидеть свою судьбу [176].

Ф. Достоевский связывал самоопределение личности с ее верой в себя и самосовершенствованием в соответствии с высшими нравственными идеалами. Развивая в себе нравственность, любя людей, не отвечая насилием на насилие, человек способен создать лучший мир для собственного саморазвития [37].

Среди представителей украинской философской мысли важное место занимают взгляды Г. Сковороды. Ученый считал, что главное в человеке — это его сердце. Оно является центром, соединяющим душевность и телесность человека. Только сосредоточение на сердечных переживаниях является путем к самопознанию, результатом которого является процесс самоопределения личности. Ученый утверждал, что познать себя — значит войти в себя и выйти за пределы себя, поняв невидимое в себе и в вещах, дойти туда, где можно созерцать вещи в бытии [145].

В работах украинского философа С. Ореховского, самоопределение личности рассматривается через процессы самопонимания и саморазвития, которые являются источником нравственного и духовного начал в человеке [98].

И. Франко считал, что процесс познания начинается с ощущений, которые являются результатом действия внешних вещей на органы чувств. Истинное знание, по его мнению, достигается только «критическим» умом, опирающимся на детальное изучение и сравнение фактов, явлений [80].

Анализируя философские взгляды на проблему самоопределения личности, отметим, что основными его предпосылками является процесс самопознания и самосознания, а также поиск собственного места в мире в целом и в конкретной социокультурной среде в частности.

Теоретический анализ показал, что особое внимание проблеме самоопределения личности в своих научных работах уделял известный педагог В. Сухомлинский. Он считал что, гражданское воспитание важно для саоопределения подрастающей личности. Главной целью гражданского воспитания В. Сухомлинский считал воспитание у молодого поколения нравственных идеалов, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества, что в дальнейшем обеспечивает успешное социальное определение подростков [153].

Во взглядах А. Волошина акцентируется внимание на проблеме подготовленности подрастающей личности к профессиональному самоопределению, в частности к педагогической деятельности. Он считал, что благополучие будущего поколения зависит от сознательного выбора ими своей профессиональной деятельности, в которой каждый может стать счастливым, занимаясь любимым делом и найдя свое призвание [62].

Известный педагог С. Русова в своих трудах связывала процесс самоопределения с национальным воспитанием, что является условием формирования целостной личности. По ее мнению, национальное воспитание через уважение и любовь к своему народу, воспитывает у подрастающего поколения уважение к другим народам, а также способствует широкому единению между нациями. С. Русова также акцентировала внимание на возрождении традиций, что придает ощущение причастности к национальным основам, и определение ориентиров на теперь и будущее, которые создают перспективы для дальнейшего самоопределения личности [134].

Выдающийся педагог А. Макаренко считал, что самоутверждение и самоопределение подрастающей личности осуществляется в деятельности. Он склоняется к мысли, что не всегда утверждения своей позиции учеником происходит в пределах школы, поскольку со временем у него складывается две жизни: официальная, контролируемая и неофициальная, неконтролируемая или менее контролируемая [9].

Г. Ващенко утверждал, что необходимым условием самоопределения растущей личности является гармоничное воспитание. В его работах акцентировалось внимание на развитии у молодого поколения логического мышления (способностей к анализу, синтезу, умению делать выводы в различных формах индукции, дедукции, проводить аналогии), морально-религиозных качеств (воспитание патриотизма, гуманности, моральной чистоты, сдержанности) и эстетических чувств (умение воспринимать красоту природы, произведения искусства и художественное творчество в различных отраслях) [75].

Анализируя педагогическую точку зрения на процесс самоопределения, отметим, что в основе взглядов ученых лежат идеи гражданского, гуманистического, христианского, национального и нравственного воспитания подрастающей личности, формирование которых является необходимым условием самоопределения.

Среди зарубежных психологов проблеме самоопределения личности уделял внимание представитель диспозиционного подхода Г. Олпорт. Ученый утверждал, что центральной проблемой подрастающей личности является выбор профессии, который связан с планированием ею собственного будущего. Исследователь также склонялся к мысли, что постановка перед собой перспективных целей, настойчивость в поиске путей решения поставленных задач, обеспечивает ощущение смысла жизни. Необходимим в этом процессе, по мнению Г. Оллпорта, является познание самого себя, что соотносится с уникальной способностью личности к самосознанию и самопониманию [97].

Обращаясь к взглядам представителей социально-когнитивного подхода А. Бандуры и Д. Роттера, находим в их теориях похожие взгляды на проблему самоопределения личности. Так, А. Бандура создал концепцию самоэффективности и определил влияние этого феномена на способность справляться со сложными жизненными ситуациями. Ученый пришел к выводу, что то, как человек оценивает собственную эффективность, определяет ее возможности для выбора определенного вида деятельности [177].

В отличие от А. Бандуры, Д. Роттер считал, что поведение личности является целенаправленным, поскольку она прилагает определенные усилия, чтобы двигаться по направлению к ожидаемым целям. Согласно концепции Д. Роттера, личности присуща способность, выбирать определенную стратегию поведения в течение жизни [180].

В рамках гуманистического подхода, процесс самоопределения личности рассматривался А. Маслоу. Он связывал его с понятием «самоактуализации». По мнению ученого, каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые составляют сущность его «Я». Личности, стремящейся к самоактуализации, необходимо осознать и проявить их в своей жизнедеятельности [85].

Подобного взгляда на проблему самоопределения личности придерживался К. Роджерс в пределах феноменологического подхода. Ученый склонялся к мысли, что самоопределение личности зависит от ее «самоактуализации», которая представляет собой способность к развитию собственных способностей и максимального выявления своих лучших качеств. Важнейшим мотивом жизни (мотивом самоактуализации), К. Роджерс, считал процесс реализации личностью в течение всей жизни собственного внутреннего потенциала с целью продолжения полноценной жизни [129].

Итак, во взглядах зарубежных ученых наблюдается связь феномена самоопределения с самоактуализацией, самореализацией личности, которые в дальнейшем детерминируют процесс ее развития.

Следует отметить, что в психологической энциклопедии А. Степанова понятие «самоопределение личности» рассматривается как сознательное выявление и установление собственной позиции растущей личности в различных жизненных ситуациях [113].

Процесс самоопределения личности периода взросления исследовался в работах Л. Божович, Л. Выготского, И. Кона, С. Рубинштейна, Д. Фельдштейна и понимается ими как сознательный акт выявления, утверждения собственной позиции растущей личности в проблемных ситуациях, готовность осознанно и самостоятельно планировать и реализовывать перспективы своего развития. Самоопределение также интерпретируется учеными, как процесс активного осмысления личностью собственного места в окружающей среде, общественных отношениях, осознание смысла жизни на основе лично созданной системы ценностных ориентаций.

Труды Л. Выготского, посвященные изучению проблемы психологического развития личности периода взросления, а именно, становлению ее интересов (доминант), которые в дальнейшем влияют на процесс ее самоопределения. Ученый выделил наиболее значимые подростковые интересы: 1) эгоцентризм — стремление к познанию себя; 2) связанные с будущим — предпочтение отдается отдаленной перспективе по сравнению с ближней; 3) доминанты усилий — тяготение к самоопределению и самоутверждению за счет хулиганских поступков и других действий негативной направленности; 4) романтики — стремление к неизвестному, рискованному и героическому. В подростковом возрасте, как отмечал Л. Выготский, имеет место период отмирания старых интересов, что в большей степени определяется внутренними изменениями личности периода взросления — развитием рефлексии, а на ее основе — самосознания. По данным ученого, в связи с возникновением этих новообразований становится возможным развитие и становление новой системы ценностей и жизненных ориентиров [23].

По мнению С. Рубинштейна, перед личностью периода взросления с особой остротой встает вопрос вступления в самостоятельную жизнь, профессиональное и личностное самоопределение. Ученый отмечал, что самоопределение растущей личности связано с расширением знаний о себе, своих способностях и возможностях, поиском самобытного образа «Я». Личности, что самоопределилась, согласно С. Рубинштейну, присуще наличие собственной позиции и сознательное отношение к жизни [132].

Л. Божович обнаружила, что самоопределение актуализируется в конце переходного возраста, начиная от старшего подросткового, и заканчивая ранней юностью, и обусловлено логикой личностного и социального развития всего периода взросления. Она, отмечала, что этот психический феномен является новообразованием, ведь подросток вместе с пониманием собственного внутреннего мира пытается понять свое предназначение в жизни, конкретное место в окружающей среде. Потребность в самоопределении рассматривалась Л. Божович, как мотив формирования смысловой системы, в которой сочетаются представления о мире, самом себе, а, следовательно, смысле собственного существования. Кроме того, в этом возрасте самоопределение характеризуется направленностью на будущее и двуплановостью: оно осуществляется через деловой выбор профессии и общий, лишенный конкретности, поиск смысла своего существования. Анализируя процессы становления нравственных представлений в подростковом возрасте, исследовательница пришла к выводу, что любые качества, в том числе и моральные, представляют собой результат усвоения растущей личностью существующих в обществе форм поведения, что обуславливает в дальнейшем выбор ею системы собственных морально-ценностных ориентиров [11].

И. Кон доказал, что сущность феномена самоопределения личности периода взросления, состоит в четком ориентировании и определении своего места в мире взрослых, а также в выборе социально и личностно значимых целей. Ученый связывал понятие «личностное самоопределение» с процессами поиска себя, открытием «Я», социальным и нравственным созреванием, которые имеют мировоззренческий и социальный смысл [60].

Д. Фельдштейн рассматривал феномен «самоопределения» в непосредственной связи с социализацией личности. По данным ученого, личностное самоопределение связано с формированием активной социальной позиции подрастающей личности в системе общественных отношений. Утверждение ее «Я» происходит в общественно-полезной деятельности, в рамках которой актуализируется стремление к построению жизненных планов, определение личной и профессиональной перспективы. По его мнению, растущая личность является наиболее сенситивной к усвоению морально-этических ценностей, что определяется ее стремлением занять определенную социальную позицию во взаимодействиях с окружающими [163].

Важный вклад в изучение проблемы самоопределения подрастающей личности сделали российские ученые В. Сафин и Г. Ников. Они считали, что личность — это субъект, осознающий, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), кто он (свои личностные и физические свойства) и что от него ждет коллектив, общество. По мнению ученых, самоопределение является относительно самостоятельным этапом социализации, сущность которого заключается в формировании осознанной цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, личных качеств, возможностей, требований, предъявляемых к челоевку со стороны окружающих и общества [139].

Похожими являются взгляды Н. Скотной, склоняющейся к мнению, что процесс самоопределения личности в общественном пространстве связан с приобретением определенного социального статуса, сочетающего объективные (которые даются от рождения) и субъективные факторы (приобретаются в процессе жизни). По мнению ученой, личность через процедуру выбора, пытается найти свое место в системе социальных координат, опираясь на свои внутренние ценностные предпочтения и возможности для самореализации, созданные в том или ином обществе. Как видим, благодаря выбору образа жизни, образования, профессии, происходит самоопределение личности, реализация (в определенной степени) ее экзистенциальных установок [146].

По результатам исследования Н. Толстых, процесс самоопределения личности заключается в воспроизведении ею собственного жизненного пути и поиска своего места в обществе через временные границы — психологическое настоящее и психологическое будущее. Основной функцией первого является саморазвитие, благодаря самопознанию и самореализации, психологическое же будущее призвано обеспечить соотношение ближайшей и отдаленной перспективы развития [157].

Т. Буякас отмечает, что личности, которая стала на путь самоопределения, не необходимости искать опору во внешнем мире, так как у нее появляется возможность полностью опираться на себя — делать самостоятельный выбор, занимать собственную позицию, быть открытой для нового опыта [18].

По мнению И. Дубровиной, центральным новообразованием подросткового возраста является психологическая готовность к самоопределению, в которой ведущую роль играет становление самосознания — осознание своих качеств и их оценка, представление о своем реальном, желаемом «Я», уровень притязаний в различных областях жизни, деятельности, система ценностных ориентаций [38].

В. Панок и Т. Титаренко констатировали, что в процессе самоопределения растущая личность оказывается на пороге новой, взрослой, самостоятельной жизни. Утверждение ее собственной позиции связано со стремлением понять свое предназначение и поиском ответов на вопрос «Кто Я?», «Для чего живу?» [101].

Заметим, что значительная часть исследователей акцентировала внимание на ценностно-смысловой природе личностного самоопределения. Так, М. Гинзбург рассматривал этот феномен в связи со становлением ценностей и потребностью в формировании определенной смысловой системы, центральным компонентом которой является представление о смысле собственной жизни [28].

Созвучную точку зрения имеет И. Середницкая, считавшая, что самоопределение подрастающей личности базируется, прежде всего, на выборе ею собственной системы ценностей, с которыми она себя идентифицирует и воплощает в повседневной жизни. Исследовательница отмечает, что становление ценностных ориентиров определяет содержательную сторону направленности личности, составляет основу отношений к окружающему миру, другим людям, самому себе, и является ядром мотивации жизненной активности, жизненной концепции и «философии жизни» [143].

Феномен самоопределения личности с позиций субъектности (собственной активности) в своих трудах изучала И. Никитина. Указанный феномен, связан с выбором, построением личностью системы ценностно-смысловых ориентаций и является детерминирующей составляющей ее самореализации в обществе. Субъектное самоопределение — это индивидуально и социально ответственный акт осмысленной реализации сущности личности (субъектной активности), который разворачивается как непрерывный процесс самостоятельного, ответственного поиска границ внутреннего и внешнего «Я» [96].

В. Васильков, исследуя проблему профессионального самоопределения, акцентирует внимание на специально организованной общественно-полезной деятельности. В рамках этой деятельности формируются нравственные знания, максимально приближенные профессиональными, что обеспечивает возможность развития у школьника представления о себе, как будущего профессионала. По мнению ученого, именно ценностные ориентации аккумулируют личный и социальный аспекты профессионального становления личности периода взросления [22].

В работах А. Витковской профессиональное самоопределение рассматривается как многокомпонентный процесс, осуществляемый в течение определенного, иногда достаточно длительного периода жизни [24].

По мнению Н. Самоукиной, профессиональное самоопределение личности периода взросления, актуализируется благодаря развитию процессов самопознания, самовоспитания и самосовершенствования. Она также отмечает, что происходит активизация самопознания подрастающей личностью собственных индивидуальных особенностей, интересов и стремлений, которые являются важными для ее профессионального становления [136].

Интересными представляются взгляды С. Радченко, которая утверждает, что профессиональное самоопределение является неотъемлемой частью жизненного. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности, так как процесс профессионального становления влияет на все последующие этапы формирования образа «Я», определяет ее самореализацию и положение в обществе [120].

Связь отдельных видов самоопределения (профессионального, жизненного, личностного) прослеживается в работах Н. Пряжникова. Ученый рассматривает жизненное самоопределение не только как выбор и реализацию социальных ролей, но и как определение социальных стереотипов и образа жизни. Профессиональное самоопределение предполагает определение себя в рамках конкретной деятельности и является неотъемлемой частью жизненного. Личностное самоопределение — это высшее проявление жизненного. Его становление связано со стремлением найти образ «Я», постоянно его развивать и утверждать среди окружающих [110].

Социальное самоопределение личности периода взросления изучалось И. Губановым. Согласно взглядам ученого, его необходимым условием является способность к самопознанию, самоизменениям и самореализации. Успех социального самоопределения растущей личности зависит от ее способности к целеполаганию, принятия адекватных решений в соответствии с индивидуальными потребностями, умения налаживать социальные и деловые контакты [31].

В научных исследованиях С. Панченко акцентируется внимание на том, что перед личностью периода взросления возникают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения: занять внутреннюю позицию взрослого человека, найти свое место в жизни и выбрать профессию в соответствии со своими способностями, возможностями. В поисках смысла собственного существования отражается ценностно-смысловая природа личностного самоопределения [103].

Известный исследователь М. Боришевский отмечал, что в ситуациях самоопределения растущая личность не только имеет возможность выбора, но и поставлена перед необходимостью выработки и реализации своего собственного мнения, оценки окружающего. В подобных моментах личность, выбирая, самоопределяется, реализует в практической деятельности, общении, потенциал своих отношений, влияя на ход событий, становясь субъектом формирования условий своей жизни. Ученый выделяет в процессе самоопределения личности три этапа: самопознание, самовоспитание и собственное самоопределение [14].

Известный украинский психолог И. Бех утверждал, что формирование и развитие образа нравственно-духовного «Я» является условием самоопределения подрастающей личности. Только благодаря его становлению можно ожидать, что она в своих действиях и поступках, ориентируясь на общественно-значимые ценности, постоянно будет утверждать себя как личность. Осознание и утверждение образа «Я» опосредовано личностными ценностями, которые создаются поступками. Поступок, как утверждает И. Бех, завершает развитие личности, поскольку моральные убеждения воплощаются ею в соответствующих действиях и становятся актами свободного, ответственного выбора [8].

Итак, самоопределение подрастающей личности связано с наличием у нее способности к принятию самостоятельных решений и действий, сознательным выбором своей позиции, возможностью ценностного отношения к явлениям окружающей действительности и осознанием себя субъектом собственной активности.

Известные украинские и российские психологи (А. Барышева, Н. Гарач, Л. Журавлева, И. Зарецкая, И. Кравец Ю. Лец, Р. Пасечник, Ю. Репецкий, А. Семенов, В. Сметаняк, Т. Снегирева, Л. Ткачук, С. Чернер) также считали, что личностное самоопределение — это процесс сознательного освоения личностью периода взросления жизненных ценностей и смыслов, направленных на проектирование ею собственного будущего.

Так, Т. Снегирева считает, что личностное самоопределение характеризуется стремлением подрастающей личности определить свое место в мире не только как члена общества, но и попыткой утвердить собственную жизненную позицию среди других людей [149].

По мнению А. Семенова, процесс личностного самоопределения характеризуется целенаправленными и активными действиями личности, которые в дальнейшем способствуют ее успешной самореализации. Ученый считал, что необходимым условием его становления является наличие положительно сформированного «Я-образа», который обеспечивает способность к продуктивному личностному самоопределению [142].

Интересны взгляды А. Барышевой, которая акцентирует внимание на том, что внешкольная учебная деятельность является сферой, в которой существуют возможности для реализации потребности в самоопределении и самоутверждении подрастающей личности. Участие в различных ее видах (в частности, в кружковой театрально-творческой деятельности) раскрывает широкие возможности для проявления самостоятельности и самоактивности подростков [6].

Н. Гарач считает, что потребность в личностном самоопределении появляется в связи с возникновением личностной рефлексии, становление и развитие которой активизирует осмысление подрастающей личностью собственной жизненной программы, принципов мироотношения, целей, ценностей, требований, установок и стремлений [27].

Р. Пасичняк рассматривает личностное самоопределение как процесс активного определения подрастающей личностью собственного места в системе общественных отношений [104].

В исследованиях И. Зарецкой и С. Чернер личностное самоопределение рассматривается в контексте жизненного. Ученые понимают под жизненным самоопределением целостный процесс развития мотивационно-потребностной сферы, индивидуальных способностей и склонностей подрастающей личности, необходимых для ее самореализации и сознательного выбора социальных ролей [46].

По мнению Л. Журавлевой и И. Кравец, личностное самоопределение является актом построения собственного мировоззрения и жизненной позиции — выбора профессии, идеологических убеждений, а также ценностных ориентаций. Ученые рассматривают самоопределение личности как формирование перспективных планов на дальнейшее будущее и акцентируют внимание на том, что субъективное переживание времени является определяющим в его построении [43].

Украинский ученый В. Сметаняк установил, что личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу, а его осуществление происходит вследствие иерархизации ценностно-смысловой сферы личности. Изучение ценностного аспекта самоопределения тесно связано с исследованием природы и сущности ценностей как регуляторов человеческого поведения, представлений личности о будущем, формированием смысла жизни и становлением субъектного потенциала [148].

Российский исследователь Ю. Репецкий рассматривает личностное самоопределение как специфическую активность, направленную на повышение ценностно-смыслового единства личности, увеличение степени ее готовности к самореализации. Ученый утверждает, что наличие целей или замыслов в жизни является важным показателем самоопределения личности периода взросления [127].

По мнению Л. Ткачук, потребность в личностном самоопределении является важнейшим новообразованием личности периода взросления. Представления о собственном будущем неразрывно связано со становлением системы ценностей и осознанием жизненных перспектив на будущее [156].

Итак, обобщая теоретический анализ позиций ученых относительно исследуемой проблемы, можно отметить, что самоопределение личности периода взросления связано с ее стремлением определить свое место в жизни и обществе, утверждением собственной позиции во взаимоотношениях с взрослыми, сверстниками. Значительная часть зарубежных и отечественных психологов четко не дифференцирует понятия «самоопределение личности» и «личностное самоопределение». Аспект личностного самоопределения рассматривается учеными во взаимосвязи с профессиональным и жизненным (социальным) самоопределением.

В то же время подростки, не имеющие проблем с жизненным самоопределением, отличаются ответственным отношением к труду и учебе, целеустремленностью и продуктивной самореализацией во внешкольных увлечениях (спорт, хобби и т. д.). Они также ориентированы на социально положительного лидера, проявляют устойчивость к негативным воздействиям среды, адекватно реагируют на психотравмирующие ситуации.

Однако одной из самых актуальных проблем современного общества остается оказания помощи подросткам с делинквентным поведением, у которых наблюдаются трудности в процессе личностного самоопределения. Результаты научных исследований показали, что подростки с делинквентным поведением самоопределяющихся за счет неадекватных проявлений поведения, конфликтных отношений с взрослыми, учителями, родителями и ориентируются на референтную группу сверстников, которая зачастую имеет антисоциальный характер. Им также присущи агрессивность, импульсивность, негативизм, которые возникают как средство удовлетворения потребности в общении, самоопределении и самоутверждении и достижении значимых целей.

2. Особенности делинкветного поведения подростков. Формы их самоопределения

Ключевой проблемой современности, по мнению многих исследователей, является изучение изменений, происходящих в сознании личности периода взросления в связи с кардинальными преобразованиями в политической, экономической и духовной жизни общества. Растущая личность, оказываясь на пороге взрослой жизни, сталкивается с трудностями в определении собственной жизненной перспективы и ценностных ориентиров на будущее. Процесс самоопределения личности с отклоняющимся поведением характеризуется личностной неопределенностью, усвоением системы «делинквентных» (противоправных) ценностей, поиском неадекватных средств удовлетворения собственных потребностей, вхождением в асоциально направленные группы сверстников и определением себя в социально неодобряемых формах поведения — кражах, грабежах, мелком хулиганстве, нарушениях общественного порядка, актах вандализма и т. д.

В психологическом толковом словаре В. Шапара «делинквентное поведение» рассматривается как проступки, мелкие правонарушения, провинности, не предусматривающие уголовную ответственность [170]. В то же время в психологической энциклопедии А. Степанова находим определение понятия «делинквент» — это субъект, чье девиантное поведение в крайних проявлениях подлежит уголовному наказанию [115]. Как видим, позиции ученых отмечаются несогласованностью взглядов на определение содержания понятия «делинквентное поведение подростков», что обуславливает необходимость детального анализа нами зарубежных и отечественных источников, чтобы прояснить этот вопрос.

Проблеме изучения делинквентного поведения подростков посвящен ряд работ зарубежных и отечественных ученых: К. Бартола, Д. Бойко, В. Васильева, М. Галагузова, Ф. Дольто, С. Зайцевой, А. Змановськой, В. Медведева, В. Менделевич, В. Оржеховской, Ф. Райса, М. Раттера, Х. Ремшмидта, В. Степанова, В. Татенко, Т. Титаренко, А. Ушатикова, Д. Фельдштейна. Ученые определяют это поведение как отклоняющиеся от нормы, и в крайних проявлениях подлежащее уголовному наказанию.

Наряду с термином «делинквентное поведение» зарубежными и отечественными учеными используется термин «девиантное», «асоциальное», «антисоциальное», «дезадаптивное», «аддиктивное», «деструктивное», «преступное», «криминальное». А самих подростков называют детьми «группы риска», «трудными» подростками, педагогически запущенными, социально дезадаптированными, трудновоспитуемыми.

Среди зарубежных ученых исследованием делинквентного поведения подростков занимались К. Бартол, Ф. Дольто, Ф. Райс, М. Раттер и Х. Ремшмидт. Ученые определяют его как противоправное, связанное с нарушением закона несовершеннолетними в возрасте до 18 лет. Это могут быть как мелкие нарушения — прогулы школьных занятий, так и тяжелые преступления — убийства, нанесение телесных повреждений [122].

Х. Ремшмидт утверждает, что делинквентное поведение подростков связано с осуществлением ими ряда противоправных деяний, которые обеспечивается их вхождением в асоциально направленные субкультуры сверстников. Ученый пришел к выводу, что для подростков указанной категории характерно негативное представление о себе, что в дальнейшем влияет на их определение себя в делинквентных (противоправных) формах поведения [126].

К. Бартол рассматривает делинквентное поведение как противоправное, что осуществляется лицом, не достигшим совершеннолетия. Ученый различает социальную и психологическую делинквентность. Первая — включает действия несовершеннолетних, которые не одобряются обществом: агрессивное поведение, прогулы, мелкое хулиганство, вандализм и употребление наркотических веществ. Вторая — подчеркивает значение личностных черт, которые выступают в качестве главных детерминант ее проявления [7].

Ф. Дольто, считает, что делинквентность начинается со школьных неудач, причиной которых являются социальные, психологические и педагогические условия, в которых находится растущая личность. Социальные условия связаны со спецификой окружения, психологические — с чувством неуверенности в себе, а педагогические — с установлением недоброжелательных взаимоотношений между учителями и учениками [36].

По мнению М. Раттера, нарушения поведения или социальная дезадаптация связана с социально неодобряемыми формами поведения, которые чаще всего проявляются в драках и спорах, демонстративном неповиновении, деструктивных и агрессивных действиях, а также могут включать антиобщественные поступки, такие как воровство, прогулы школьных занятий, поджоги и др. [124].

Е. Змановськая рассматривает делинквентное поведение как противоправное — действия конкретной личности, которые отклоняются от установленных в обществе законов и угрожают благополучию других людей или социальному порядку и в крайних проявлениях подлежат уголовному наказанию. Личность, проявляющая противоправное поведение, квалифицируется как делинквентная (делинквент), а сами ее действия называются деликтами. По мнению ученой, делинквентное поведение учащихся может проявляться в следующих формах: мелком хулиганстве, нарушении школьных правил и дисциплины, прогулах уроков, побегах из дома, лжи, воровстве [49].

Похожий взгляд на обозначенные проблемы имеет В. Менделевич. Исследованиями ученого доказано, что разновидностью преступного (криминального) поведения является делинквентное поведение, которое отклоняется от нормы, и в крайних проявлениях подлежит уголовному наказанию. По его мнению, формой проявления делинквентности может быть желание развлечься, например, позвонить в милицию с целью предупреждения о «возможной» бомбе в определенном месте или желание бросить с балкона любой предмет (пищу) в прохожих, чтобы получить удовольствие от попадания в «жертву» [89].

В. Кудрявцев считает, что делинквентное (противоправное) поведение, как правило, начинается с трудностей в обучении и отчуждения от школы (негативно-враждебного отношения к ней). Далее, возникает изолированность от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогичных» методов воспитания, и, как следствие, — вхождение в неформальную среду сверстников и привлечения к нормам их субкультуры [70].

В работах А. Личко делинквентное поведение рассматривается как антиобщественные действия, которые не предусматривают уголовной ответственности. Это могут быть прогулы школьных занятий, вхождение в асоциальные группы сверстников, мелкое хулиганство, воровство карманных денег и т. д. В, исследованиях ученого прослеживается определенная связь между акцентуациями характера и мотивами преступлений. По данным А. Личко, к противопроавным действиям склонны подростки с неустойчивой, эпилептоидной, истероидной и с шизоидной, гитертимнимной, эмоционально-лабильной типами акцентуации характера [76].

М. Галагузова характеризует делинквентное поведение как повторяющиеся асоциальные проступки подростков, которые закрепляются в устойчивые стереотипные действия, нарушающие правовые нормы, но не предусматривающие уголовную ответственность за их ограниченную общественную опасность или недостижение возраста, с которого начинается уголовная ответственность. Она считает, что указанное поведение определяется не только внешними обстоятельствами, но и внутреннними, когда у ребенка возникает деформация ценностных ориентаций, которая приводит к ослаблению контроля системы внутренней регуляции. М. Галагузова выделяет следующие формы самоопределения делинквентов: агрессивно-насильственные — оскорбления, побои, садистические действия, направленные на причинение вреда личности; полезные — мелкие кражи и вымогательства, связанные со стремлением получить материальное вознаграждение, а также употребление, распространение и продажа наркотических веществ [151].

Согласно М. Еникееву, делинквентное поведение представляет собой систему незначительных правонарушений, провинностей и проступков. Это разновидность девиантного (поведения, отклоняющееся от нормы), обусловленного как педагогической запущенностью, невоспитанностью, так и психическими аномалиями: неадекватностью реакций, ригидностью, негибкостью поведения, склонностью к аффективным реакциям. Ученый видит формы проявления делинквентного поведения в прогулах, драках со сверстниками, мелком хулиганстве, шантаже, демонстративном поведении в общественных местах [41].

А. Ушатиков, считает, что делинквентное поведение включает проступки, мелкие провинности, которые в отдельных проявлениях не подлежат уголовной ответственности. Указанное поведение проявляется в форме прогулов школьных занятий, проведении досуга с асоциальными компаниями, хулиганстве, издевательстве, вымогательстве денег и т. д. [66].

И. Рудакова, А. Ситников, Н. Фальчевськая трактуют делинквентное поведение как асоциальные проступки детей и подростков, характеризующиеся стереотипными действиями со стороны последних. Такое поведение нарушает правовые нормы, но не предусматривает уголовную ответственность в связи с его ограниченной общественной опасностью. Ученые выделяют две формы самоопределения указанной категории подростков: 1) агрессивно-насильственная — оскорбления, побои, садистические действия, направленные на причинение вреда личности; 2) полезная — мелкие кражи, угоны транспорта и вымогательства, связанные со стремлением получить материальное вознаграждение [133].

Иной способ понимания делинквентного поведения подростков наблюдается во взглядах В. Васильева и Е. Кондрата. Так, Е. Кондрат понимает делинквентное поведение как действия, противоречащие правовым нормам и подлежащее во всех случаях уголовной ответственности при условии достижения растущей личностью 14-летнего возраста [61]. В. Васильев считает делинквентами лиц, совершивших преступление в возрасте 16–18 лет. Делинквентность, по мнению ученого, является способом приспособления к социальной действительности, которая удовлетворяет потребность подрастающей личности в самоуважении и автономии. Формой ее проявления обычно считаются мелкие кражи, акты вандализма и стремление к насилию [21].

И. Саламатина считает, что делинквентные подростки самоопределяются в следующих формах поведения: жестокость, повышенная агрессивность, кражи, хулиганство, проституция, курение, наркомания, токсикомания, алкоголизм, туниядство, вандализм, бродяжничество, суицидальное поведение, совершение преступлений [135].

По мнению А. Тараса, формами самоопределения подростков с делинквентным поведением являются азартные игры, кражи, мелкое хулиганство и жестокое обращение с домашними животными. Ученый связывает их возникновение с личностными особенностями подрастающей личности [154].

В трудах А. Фокиной, наблюдаем следующие формы самоопределения подростков с отклонениями в поведении: участие в организации драк с применением оружия (стремление завоевать авторитет среди сверстников), торговля наркотиками, кражи, грабежи, алкоголь, курение, убийства, изнасилования и т. д. Указанные проявления в поведении связаны с переоценкой подростками собственных личностных качеств, чрезмерной их демонстрацией в межличностных взаимоотношениях с окружающими [166].

Исследованиями В. Степанова доказано, что одной из форм проявления делинквентного поведения подростков является аутоагресивность, сущность, которой заключается в саморазрушающих действиях. Аутоагрессия обычно совершается в состоянии аффекта, что обусловлено жизненными неурядицами или эмоциональной неустойчивостью подрастающей личности [152].

По мнению Л. Шнейдер, подростков с отклонениями в поведении характеризуют следующие проявления: прогулы школьных занятий, побеги из дома, нарушение правил поведения в общественных местах, злоупотребление алкоголем и наркотиками, хулиганство, унижение достоинства слабых, кражи, демонстративная одежда, прически и нанесение тяжких телесных повреждений, направленных на причинение вреда окружающим [172].

В. Баженов и В. Баженова отмечают такие формы проявления делинквентного поведения: агрессивность, лживость, тревожность, заниженная самооценка, пассивность, пессимизм, неуверенность в себе, замкнутость, прогулы школьных занятий, бродяжничество, демонстративное неповиновение, враждебность по отношению к педагогам, родителям и жестокое обращение с более слабыми [4].

Известный ученый Ю. Клейберг занимался изучением таких форм личностного самоопределения подростков с делинквентным поведением, как вандализм и граффити. Исследователь пришел к выводу, что акты вандализма связаны с разрушительными действиями, мотивом которых является освобождение подростков от агрессивности, гнева, враждебности, неприязненного отношения к другим людям, а также получение удовольствия от причинения вреда окружающим. Граффити, по мнению ученого, призванны обеспечить самовыражение и признание со стороны сверстников, что реализуется за счет увеличения количества надписей асоциального содержания — нецензурных слов и символов [56].

И. Павлов рассматривает поведение, отклоняющееся от нормы (асоциальное, девиантное) как отклонения полезной, агрессивной ориентации и социально-пассивного типа. К социальным отклонениям полезной направленности относятся правонарушения и проступки, связанные со стремлением к материальному обогащению (кражи, спекуляция). Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных на причинение вреда личности (хулиганство, побои, изнасилования, убийства). Отклонение социально-пассивного типа отличаются стремлением отойти от активной общественной жизни, уклонением от гражданских обязанностей и нежеланием решать личные проблемы (бродяжничество, злоупотребление алкоголем и наркотиками, крайняя форма проявления социально-пассивной позиции — суицид). По мнению ученого, делинквентность проявляется в мелких проступках, нарушении норм морали и правил поведения в общественных местах [102].

Д. Фельдштейн выделяет пять групп подростков, поведение, которых отклоняется от нормы. Первой присущ устойчивый комплекс общественно-негативных, аморальных и примитивных потребностей. У подростков этой группы наблюдается искажение представлений о дружбе, смелость, отсутствует чувство стыда. Они также циничные, грубые, агрессивные, несдержанные, эгоистичные. Вторая группа отличается индивидуализмом и доминированием над слабыми. Их характеризует импульсивность, неустойчивость, резкая смена настроений, хитрость, недоверие к людям. Третья отличается хитростью, лживостью, приспособленческим образом жизни, апатией к общественно важным событиям. Четвертую группу составляют подростки с деформированными потребностями. Им присуща легкая внушаемость, эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе. К пятой принадлежат подростки, которые случайно стали на путь правонарушений. Они трудолюбивые, но из-за недостаточности волевых усилий часто подвергаются воздействию микросреды. По мнению ученого, указанные группы характеризуются потребительским отношением к жизни, безответственностью, аффективными проявлениями в поведении, агрессивностью и бездействием [113].

Российская исследовательница Г. Федорова занималась изучением проблемы самоопределения подростков с делинквентным поведением в пределах неформальных молодежных объединений. Она убеждена, что проблемные подростки самоопределяются за счет негативных форм поведения — хулиганства, краж, злоупотребления спиртными напитками, токсичными веществами, угонов транспортных средств, азартных игр, а также необычного внешнего вида (манера поведения, стиль одежды, сленг) [161].

Подобные научные положения отражены в трудах М. Андреева и Ю. Тараконова, которые рассматривали формы самоопределения подростков с делинквентным поведением в неформальных группах. Согласно позиции ученых, действия подростков указанной категории отличаются бездейственным проведением досуга, употреблением алкогольных напитков, осуществлением противоправных действий, курением, издевательством над животными, проявлениями безнравственности и бродяжничеством [1].

Среди украинских ученых исследованию проблемы делинквентного поведения подростков уделяли внимание Н. Ануфриева, О. Ануфриева и Г. Ануфриева, Н. Бабий, А. Бандурка, Д. Бойко, А. Бондарчук, Г. Благута, С. Зинченко, А. Коваль, Т. Кривко, Н. Максимова, Н. Малыш, В. Маценко, В. Медведев, А. Миллер, В. Мороз, А. Мушинская, В. Оржеховская, А. Тарновская, В. Татенко, Т. Титаренко и О. Щотка. Учеными доказано, что подростки указанной категории характеризуются определением себя в агрессивных действиях, которые нередко имеют противоправный характер и направлены на причинение вреда личности.

Отметим, что значительная часть известных украинских ученых рассматривает делинквентное поведение как противоправное, которое проявляется в мелких нарушениях, в отдельных случаях подлежащих уголовной ответственности. Так, В. Татенко и Т. Титаренко считают, что делинквентное поведение характеризуется чаще противоправными действиями: мелкими кражами, нарушением общественного порядка, нанесением морального вреда окружающим, хулиганством, драками, азартными играми, злоупотреблением спиртных напитков и т. д. [123].

Похожий взгляд на обозначенные проблемы наблюдаем в работах Н. Бабий. Исследовательница утверждает, что делинквентное поведение подростков нередко содержит в себе признаки агрессивности. Совершая противоправные действия, «трудный подросток», может жестоко издеваться над своей жертвой, унижать ее человеческое достоинство, стремится доминировать над другими, грубо реагирует на замечания старших и сверстников. Причиной агрессивных проявлений подростков с делинквентным поведением является низкий уровень их социальной адаптации и самоконтроля, несформированность на достаточном уровне стереотипов эмоционального реагирования, а также повышенный уровень тревожности [3].

По мнению Н. Максимовой, делинквентное поведение подростков проявляется осуществлением мелких правонарушений, в крайних случаях подлежащих уголовной ответственности. Исследовательница акцентирует внимание на внешних формах самоопределения проблемных подростков: безответственном отношении к учебе, конфликтах со сверстниками и педагогами, игнорировании требований взрослых, прогулах школьных занятий, а в некоторых случаях и более серьезных проступках — побегах из дома, кражах, хулиганстве, злоупотреблении алкоголем и наркотиками [82].

Формы самоопределения подростков с отклонениями в поведении прослеживаются в работах украинского исследователя В. Медведева. Ученый отмечает, что подростки с делинквентными проявлениями в поведении обычно определяются за счет краж, разбоя, грабежей, хулиганства, актов вандализма, а в отдельных случаях — участия в похищении людей и торговлей ими, захватом заложников, телефонном терроризме, ритуальных убийствах и информационно-компьютерных преступлениях. По его мнению, таким подросткам характерны задержки в личностном (повышенная чувствительность, эмоциональность, импульсивные проявления, неадекватные эмоционально-чувственные реакции на внешние события) и социальном развитии (инфантилизм), которые приводят к эгоизму, потребительству [88].

Д. Бойко, считает, что делинквентное поведение проявляется в кражах, издевательствах над «хорошими» учениками, актах вандализма, уничтожениях имущественной собственности. Ученый отмечает, что важной особенностью этого поведения является его нелепость, нецеленаправленность, отсутствие плана, мотивации и обдумывания собственных действий [12].

В. Оржеховская рассматривает делинквентное поведение как психологическую склонность к правонарушениям, проявляющуюся в заниженной самооценке, употреблении алкоголя и наркотиков. Формами самоопределения таких подростков являются кражи дефицитных товаров, мотоциклов, велосипедов, машин, акты неоправданной жестокости и вандализма, кражи личного, школьного имущества, драки, побои, курение, а также унижение достоинства другого человека [100].

Согласно А. Миллеру, делинквентное поведение проявляется в злоупотреблении спиртными напитками, курении, бродяжничестве, вульгарном жаргоне, ранних половых связях, азартных играх, чрезмерном подражании модным тенденциям и т. д. По мнению ученого, процесс самоопределения личности периода взросления происходит за счет участия в организации драк, нанесении вреда окружающим, жестоких издевательствах над животными, употреблении нецензурных слов, отбора карманных денег у слабых детей [90].

А. Бандурка считает, что подростки с делинквентным поведением самоопределяются в агрессивных и разрушительных действиях, демонстративном неповиновении, включающем антиобщественные и противоправные поступки, такие как прогулы школьных занятий, бродяжничество, поджоги, хулиганство, кражи [5].

По мнению В. Маценко, делинквентное поведение подростков проявляется в их растущем влечении к асоциальным формам проведения досуга: курении, мелких кражах, вымогательстве денег, употреблении алкоголя и наркотиков [87].

Формами проявления делинквентного поведения подростков на современном этапе жизни общества, согласно А. Коваля, могут быть прогулы, срывы уроков, проблемы в семье (конфликты между ее членами), драки с нанесением тяжких телесных повреждений, вербальная (крики, раздражительность, плохое физическое и моральное самочувствие, снижение настроения) и физическая агрессия [58].

А. Мушинская акцентирует внимание на следующих формах самоопределения подростков с отклонениями в поведении: бродяжничество, алкоголизация, употребление токсичных и наркотических веществ, мелкие кражи, хищения, вымогательство, мошенничество, агрессивное поведение с осуществлением насильственных действий, хулиганство, изнасилования, убийства и похищения автомототранспортных средств [95].

По мнению современного исследователя В. Мороза, делинквентность (асоциальные действия подростков в возрасте до 14 лет) проявляется в прогулах школьных занятий, употреблении алкогольных, наркотических веществ, кражах, разбоях, актах вандализма, которые в последнее время приобретают угрожающие размахи и требуют немедленных, эффективных профилактических мероприятий [92].

Согласно Н. Малыш, подростки с делинквентным поведением самоопределяющихся за счет противоправных действий, преимущественно преступного характера: торговля оружием и наркотиками, разбойные нападения, мошенничество, компьютерные преступления, кражи, рэкет и умышленное уничтожение личного и государственного имущества граждан [83].

А. Бондарчук, считает, что делинквентное поведение заключается в осуществлении растущей личностью мелких правонарушений, не подлежащих уголовной ответственности. Она склоняется к мнению, что формами самоопределения подростков с отклонениями в поведении может быть желание развлечься, хулиганство, акты вандализма (месть, ответ на оскорбление, поиск новых впечатлений, острых ощущений, способ самоутверждения, привлечения внимания к себе) и граффити как способ освобождения от социального контроля в связи с анонимностью написанного. А. Бондарчук, убеждена, что граффити служат средством самовыражения подавленных внутриличностных конфликтов проблемных подростков [13].

Похожими являются взгляды С. Зинченко, которая рассматривала формы самоопределения проблемных подростков. На поведенческом уровне это могут быть издевательства над слабыми, мелкое хулиганство, угоны велосипедов, а также систематические прогулы школьных занятий, побеги из дома, увлечение азартными играми, злоупотребление алкоголем и демонстративное поведение, направленное на причинение вреда окружающим [48].

А. Тарновская отмечает, что делинквентность начинается со школьных прогулов, недисциплинированности, нежелания учиться, лжи, склонности к мелким кражам, драк, негативизма, побегов из дома и присоединения к асоциальным группам сверстников [155].

Подобной точки зрения придерживается Р. Благута. Он считает, что делинквентность обычно начинается со школьных прогулов, присоединения к асоциальной группе сверстников, демонстративного поведения в общественных местах, мелкого хулиганства, издевательства над младшими и слабыми, отбирания карманных денег (на сленге проблемных подростков это означает «трясти деньги»), угонов велосипедов и мотоциклов. Реже встречается мелкое мошенничество и незначительные противозаконные спекулятивные операции, домашние кражи денег. Все эти действия еще не становятся серьезными преступлениями [10].

Т. Шанскова, считает, что указанная категория подростков самоопределяется в следующих формах поведения: кражах частного и государственного имущества, мелком хулиганстве, злоупотреблении наркотическими веществами, курении, драках и нанесении тяжких телесных повреждений [169].

Противоположной является позиция О. Щотки, которая считает, что подобное поведение нарушает не только моральные, но и правовые нормы, установленные законом и другими нормативными актами. Указанное поведение может проявляться в осуществлении запрещенных действий или невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей [173].

Украинские исследователи Т. Кривко и Н. Ануфриева, О. Ануфриева и Р. Ануфриева исследовали формы самоопределения подростков в пределах неформальных молодежных объединений. По мнению ученых, молодежные субкультуры призваны обеспечить реализацию актуального стремления личности периода взросления — определить свое место в жизни, самоутвердиться и добиться признания среди референтных сверстников. Представители большинства молодежных групп, стремятся выделиться среди окружающих людей и подчеркнуть собственную принадлежность к выбранному сообществу с помощью внешней атрибутики, стилизованной одежды, специфического словарного запаса, а иногда и действий противоправного характера — драк, пыток с элементами садизма, насилия, угонов мототехники, наркомании, токсикомании, хулиганских выходок [65; 2].

В. Моргун и К. Седых изучали неформальные группы подростков в зависимости от их структуры и социальной направленности. Учеными выявлено, что участие в социально-полезных группах способствует развитию положительных моральных качеств подростков, которые можно реализовывать в рамках общественно-полезной деятельности. Асоциальные и антисоциальные группы преимущественно формируются за счет социально неадекватных интересов (тяжелая музыка, правонарушения, преступления) [91].

Таким образом, рассмотренные нами взгляды зарубежных и отечественных ученых относительно делинквентного поведения подростков позволили констатировать следующее: значительная часть психологов, изучая отдельные аспекты этой проблемы, не всегда четко интерпретирует сущность указанного понятия. Так, одни исследователи склоняются к мнению, что делинквентное поведение является разновидностью девиантного, и рассматривают его как совокупность противоправных поступков и преступлений, которые не соответствуют формально зафиксированным социальным и юридическим нормам, другие — трактуют такое поведение как повторяющиеся асоциальные проступки, нарушающие правовые нормы и в отдельных случаях подлежащие уголовной ответственности.

Делинквентное (противоправное) поведение мы понимаем как совокупность действий и поступков растущей личности, которое отклоняется от общепринятых правовых норм и является угрозой для благополучия общества и предусматривает уголовную ответственность.

Подчеркнем, что делинквентное поведение подростков сопровождается проявлениями социальной дезадаптации, обесцениванием нравственных норм и ценностей (отсутствием нравственного контроля собственных действий и поступков), асоциальными и безнравственными взглядами на жизнь (ориентацией на удовлетворение эгоистических желаний и стремлений), избранием неадекватных способов взаимодействия с окружающими (агрессивностью, конфликтностью, враждебностью в межличностных отношениях). Это приводит к осуществлению ими ряда противоправных деяний — кражам, актам вандализма, дракам, злоупотреблению спиртными напитками, представляет угрозу для общественного порядка и благополучия окружающих. В связи с этим особую значимость в преодолении указанных форм поведения имеет своевременное выявление социально-психологических условий, способствующих самоопределению проблемных подростков в противоправных действиях.

3. Психологический анализ социально-психологических условий личностного самоопределения подростков с делинквентным поведением

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Вступление
  • Раздел I. Теоретико-методологические аспекты исследования личностного самоопределения подростков с отклоняющимся поведением

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Особенности личностного самоопределения подростков с делинквентным поведением предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я