Книга является сборником статей полемического характера из опубликованных автором и получивших общественный резонанс.Фактически она является монографией о подходах к разработке стратегии социально-экономического развития региона на примере Республики Дагестан, которая ещё долго не будет терять своей актуальности.Автор, помимо прочего, владеет искусством занимательно писать о сложном, что делает книгу интересной для всех категорий читателей, а не только учёных и руководителей всех уровней.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стратегии и «стратеги» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
«Коллапс» экономики
«Экономика Дагестана находится в системном кризисе… Что есть кризис? Это некое опасное состояние. А что такое системный кризис?…». Понятно дело — нечто совсем ужасное (это я уже от себя).
Вот такое вот мнение заместителя председателя экономического совета при президенте РД Михаила Чернышёва. Нужно сказать, что господин Чернышёв вовсе не одинок в своей оценке. Я упомянул о нём только потому, что его имя в последнее время чаще всего на слуху. Мнение же это, с той либо иной степенью апокалипсичности, культивируется в Дагестане практически всеми.
А разве оно не верно?
Заводы-фабрики стоят, безработица — массовая, доходы населения ниже плинтуса, выращенного хлеба хватает только на месяц, живём на содержании Москвы. «Великая депрессия».
Отталкиваясь от неё, выстраиваются и программы «что делать».
Нужны заводы, заводы и ещё раз заводы…, высокие технологии, непременно высокие…, продовольственная безопасность…, туризм, непременно, туризм…
Инвестиции, инвестиции, инвестиции!
Естественно, вооружившись для начала целями, доктринами, концепциями и конечно же, стратегией.
Возразить, вроде, нечем.
Правда, несколько смущает количество иномарок на километр дорог, строительных лесов на гектар поселений и переполненные самолёты в Москву по билетам стоимостью (только в один конец!) в две среднемесячные зарплаты, которые подсчитал родной Дагстат. Десятки тысяч пассажиров в месяц. А вроде должны летать пустыми.
В Махачкале ежедневно сотни тысяч (!) «обнищавших» пассажиров маршруток не считают нужным брать рубль сдачи с десятки, которую вручают водителю.
Что до инвестиций, то кто ж в здравом уме, от них откажется? Даже в самых благополучных экономиках.
Общеизвестно, что наиболее высокая оборачиваемость капитала имеет место в торговле, сфере услуг, лёгкой и пищевой промышленности.
Именно там обеспечивается его быстрое накопление, откуда он, собравшись силами, перетекает в другие отрасли. Этот путь в своё время проделали «азиатские тигры».
Китай, над ширпотребом которого мы продолжаем посмеиваться, завалил им весь мир и, раскрутившись, на этих деньгах, теперь уже нацелился завалить мир электроникой и автомобилями, а заодно начал работать над программой полёта на Луну (!).
Так вот, если посмотреть на экономику Дагестана с такой точки зрения, то окажется, что мы идём по этому же классическому пути и речь должна идти ни много, ни мало, а об экономическом чуде.
До Швейцарии и Швеции нам ещё далеко, но, думаю, по числу и качеству магазинов, ресторанов, АЗС, развлекательных учреждений и прочих объектов торговли и услуг Дагестан в состоянии конкурировать с наиболее развитыми регионами России.
Что касается лёгкой промышленности, то наша «лакская» обувь не только безраздельно занимает свой сегмент в республике, но и совершает экспансию по России.
То же самое можно сказать про мужскую и женскую одежду.
А производство мебели или строительный бум, который тянет за собой длинную цепочку производств стройматериалов и строительных изделий самого разного назначения?
А выпуск алкоголя и безалкогольных напитков, кондитерских изделий, продуктовых полуфабрикатов?
Может у нас перебои с хлебом? Население растёт и ест, как и раньше, трижды в день.
А где теперь «ножки Буша», которых вытеснили «кумыкские» куры?
А основной для республики транспорт — автомобильный? Разве потребности в пассажирских и грузовых перевозках покрывают не дагестанские, а пришлые перевозчики?
Перечень можно продолжать ещё долго.
Всё прекрасно видно невооружённым взглядом и суждения о нынешней экономике Дагестана, якобы, находящейся в системном кризисе, выглядят как — то неубедительно.
Экономика республики, в основе которой средний и малый бизнес переживает бурный рост.
Если кого-то смущает, что дагестанцы не инвестируют сегодня, например, в машиностроение, то это лишь означает, что норма прибыли с таких инвестиций ниже той, что даёт инвестирование в другие отрасли — в те самые торговлю, услуги, лёгкую и пищевую промышленность.
Рыночная экономика, действительно, экономна.
Уже начал подтягиваться гостиничный бизнес и туризм. Не тот убогий, государственный, а относительно приличный частный.
А вообще-то, почему под экономическим развитием должны пониматься только заводы — гиганты и дымящие трубы?
Не следует особо попадать и под гипноз красивого термина «высокие технологии».
На заводы по производству микрочипов или автомобилей технологию привозят из метрополии, а от аборигенов для работы на конвейере достаточно интеллекта обезьяны.
Рядом с ними продавец шаурмы смотрится профессором.
Впрочем, ничего против таких заводов я, в принципе, не имею.
Бьём в фанфары, что у нас где-то там наметились цементный завод, медный рудник, нефтяная вышка…
А нам они нужны?
Мы хорошо взвесили то, что потеряем и что приобретём взамен?
Может кое-кому следует для начала совершить экскурсию на природу в местах традиционного обитания объектов цветной металлургии, а заодно поинтересоваться и здоровьем местных жителей?
Может, лучше зарабатывать на том, что имеем, не копая под экологию?
Нефть на Нью-Йоркской и Лондонской биржах, даже при нынешних её ценах, стоит в несколько раз дешевле питьевой воды, которой биржевики утоляют жажду.
Грубая прикидка показывает, что объем воды, выпиваемый (а не потребляемой вообще) населением земли, в 4—5 раз больше мирового объёма добычи нефти — безбрежный рынок.
Это было довольно неожиданно, но тут же вспомнил давний телерепортаж об одном из регионов ФРГ, экономика которого почти полностью основана на воде, разливаемой там и развозимой по всей Европе, обеспечивая «водяным» немцам вполне общенемецкий уровень жизни.
Почему мы с придыханием говорим о строительстве на берегу моря некой «немецкой деревни»?
— К нам приехал, к нам приехал Он — инвестор дорогой!
Разве кто-либо слышал о проблемах с инвестициями, например, в Барвихе?
Разве в Махачкале, если посчитать суммарно свои новострои, итак не идёт ежегодно строительство во много раз масштабнее «деревни»? И всё на деньги местного бизнеса.
Пусть и «немцы ” строят, хотя, если создать такие же условия для местных инвесторов, может, и они создадут пул и тоже что-нибудь такое выстроят.
Невольно возникает вопрос: Если всё так хорошо, то отчего же всё так плохо?
— А что плохо?
Если по вечерам в рестораны и банкетные залы не пробиться, если стоимость сотки земли в центре Махачкалы достигает ста тысяч долларов это вовсе не признаки кризиса.
Речь-то идёт не о двух-трёх ресторанах и чрезвычайно тонком слое лиц, сделавших состояние, присосавшись к бюджету или жируя на взятках — пир во время чумы.
Не следует считать, что тысячи особняков и автомобилей приобретаются только на разворованные бюджетные деньги. Доступ к ним имеют далеко не все, да и пенсию или зарплату, всё-таки платят. Значит, не особо поживишься.
Другое дело, госинвестиции с дутыми сметами, фальшивыми тендерами и откатами.
Но опять таки, доступ к этим источникам имеют далеко не все.
В Дагестане, независимо от бюджета, благодаря собственной предпринимательской активности, сформировался достаточно внушительный слой среднего класса.
По моим довольно осторожным подсчётам, они ежегодно инвестируют порядка 1,0 — 1,5 миллиардов долларов.
Иначе двузначные цифры роста за последние годы были бы невозможны.
Да. Есть, бедняки, с трудом сводящие концы с концами и даже хуже.
Их немало и о них не следует забывать, но не следует рисовать картины поголовной разрухи и нищеты.
Согласитесь, что рецепты, прописанные стратегией развития экономике «великой депрессии» и экономике в состоянии бурного роста, должны быть вовсе не одними и теми же.
Выбор не тех путей из-за ошибки в определении места старта и состояния стартующего, скорее всего, приведёт не туда.
Тезис, что без правильно сформулированной задачи невозможно её решение, актуален не только в математике.
P.S. Экономика действительно находится
даже не в системном кризисе, а в состоянии клинической смерти.
Но не та, что я описал и которую не видит господин Чернышёв, а та, которая состоит из заводов-динозавров советской эпохи, агония которой столько лет продлевалась государством и всевозможных ГУПов и МУПов, присосавшихся к бюджету.
Здесь он, действительно, прав.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стратегии и «стратеги» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других