Издание представляет собой краткий курс по дисциплине «Социология и психология управления». Пособие поможет ознакомить студентов с основными понятиями курса, рассмотреть психологические характеристики объектов управления как персонала, так и организации в целом и субъектов управления, которыми выступают менеджеры разного уровня; раскрыть психологические механизмы, обеспечивающие эффективность деятельности управленческих систем. Пособие предназначено для студентов и преподавателей ВУЗов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология и психология управления предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. Предметная область социологии и психологии управления
Предметом психологии управления является комплекс психических явлений и отношений в определенной организации.
Лидерство представляет собой возможность влиять как на одну конкретную личность, так и на весь коллектив в целом. Соответственно, лидер — это человек, который обладает такой способностью. Лидер должен иметь последователей. Главная задача лидера заключается в умении вести коллектив за собой, организовать сплоченность в действиях людей, а также способности завоевать авторитет среди коллег.
Таким образом, лидер — элемент упорядочивания и систематизации деятельности людей.
Лидерство выражается в степени и силе влияния, которые напрямую зависят от соотношения личных качеств лидера и качеств тех людей, на которых он оказывает непосредственное влияние, а также на ситуацию, в которой находится данная группа.
Относительно значимости стоящих перед лидером задач выделяют несколько видов лидерства:
1) бытовое лидерство (в семье, в школьных и студенческих группах);
2) социальное лидерство (в профсоюзах, на производстве, в различных спортивных и творческих сообществах);
3) политическое лидерство (государственные и общественные деятели).
В зарубежной литературе понятия «менеджер» и «лидер» отличаются по следующим признакам:
1) содержание управленческих проблем — менеджер главным образом заботится об эффективном выполнении персоналом текущих задач, решает конкретные возникшие проблемы; лидер же разрабатывает инновационные идеи, основывает пути решения задач и проблем, способных возникнуть в будущем;
2) воздействие на персонал — известный американский теоретик и практик менеджмента Ли Джексон утверждал: «Менеджеры заставляют людей делать то, что нужно; лидеры вызывают у людей желание сделать то, что нужно. Лидеры — это люди, которые способны выявить все лучшее в других. Менеджеров в организации может быть сколько угодно, лидеров всегда мало».
Общение руководителя — это такое общение, которое появляется из-за необходимости осуществления управленческого воздействия на людей в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Выделяют несколько форм взаимоотношений руководителя и его подчиненных.
Субординация, где основу общения составляют административно-правовые нормы. Это общение, возникающее между руководителями разных уровней, а также между руководителем и исполнителем.
Служебно-товарищеская форма. Здесь в основу положены административно-моральные нормы, и общение возникает между коллегами по работе.
Дружеская форма взаимоотношений, которая строится на морально-психологических нормах. Данное общение может складываться как между руководителями, между подчиненными, так и между руководителями и подчиненными.
В зависимости от определенных условий, а также индивидуально-психологических качеств людей каждый руководитель выбирает определенную форму управленческого общения.
В предмет изучения психологии управления могут также входить проблемы трудовой деятельности, отдельные теории общей психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория развития), традиционные социально-психологические явления (психология общения, психологический климат, лидерство).
На данный момент специалисты в сфере психологии управления выделяют следующие наиболее важные для организации психологические проблемы:
1) поиск и активизация человеческих ресурсов в организации;
2) отбор и оценка менеджеров для потребностей организации;
3) увеличение эффективности способов подготовки и переподготовки управленческого персонала;
4) оценка и повышение социально-психологического климата, сплочение работников вокруг задач предприятия.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология и психология управления предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других